УДК 340.11
Ю.О. Козенко, аспирантка Львовский госудраственный университет
внутренних дел
К ВОПРОСУ О ДЕМАРКАЦИИ МЕХАНИЗМОВ ПРАВОВОГО ВЛИЯНИЯ И ПРАВОВОГО
РЕГУЛИРОВАНИЯ
Одним из наиболее противоречивых в современной юридической мысли является вопрос демаркации (разграничения) понятий «механизм правового влияния» и «механизм правового регулирования». В рамках теоретико-правовой доктрины проблема выяснение сущности, функций, средств, методов и иных аспектов этого социально-правового института остается одной из самых актуальных.
Интерес к категории «действие права», а сквозь его призму и к понятиям «правовое влияние» и «правовое регулирование» стал активно проявляться учеными-юристами во второй половине ХХ ст., большей частью в пределах отечественной правовой науки. Конструкции «механизм правового влияния» и «механизм правового регулирования» были предметом изучения таких правоведов, как С.С. Алексеев, В.И. Гойман, М.С. Кельман, С.А. Комаров, О.А. Лукашова, Л.А. Луць, М.Ф. Орзих, О.Ф. Скакун, Ю.С.
Шемчушенко, Н.М. Онищенко, Л.С. Явич и др [См.: 1-4; 6; 12; 14].
Цель даной статьи - раскрыть функций и основные средства, которыми оперирует каждое из отмеченных выше понятий, для выяснения их сущности и единодумного понимания.
«Механизм правового влияния» и «механизм правового регулирования» - весьма противоречивые и неоднозначные категории. Сторонники теории их отождествления (О.А. Лукашова, Л.С. Явич) выдвигают тезис, что понятия «правовое влияние» и «правовое регулирование» - синонимы одного и того же общественного правового института: ведь правовое регулирование так или иначе, базируется на константах правового влияния [См.: 6, с. 264; 14, с. 241]. Как подобный тезис представляется, несколько самотрицателен, ведь, ибо процесс, базирующийся на элементах другого, не может быть одним и тем же процессом. Представители теории разграничения (С.С. Алексеев, В.И. Гойман, М.С. Орзих, Ю.С.
Шемчушенко) утверждают, что эти, категории нельзя отождествлять, поскольку они сориентированы на использование различных форм влияния, в частности, зависимости между величиной действия любого фактора на рассматриваемый объект и эффектом от этого действия [См.: 1, с. 56-58; 2, с. 241; 7, с. 134; 13, с. 401].
По мнению О.Ф. Скакун, правовое влияние - это взятый в единстве и многообразии весь процесс влияния права на общественную жизнь, сознание и поведение людей с помощью правових и неправовых средств [7, с. 345]. В.И. Гойман включает правовое влияние в структуру содержания действия права и рассматривает его как специльно-юридическое и общеидеологическое влияние с целью установления режима правового функционирования [2, с. 154]. Таким образом, правовое влияние действует на общественную жизнь, сознание и поведение людей двумя основными путями - информационным и ценностным (аксиологическим). Влияние права на общественные отношения - это результат наступления определенных последствий как для субъекта, с поведением которого связана реализация нормативно закрепленных предписаний, так и для общественных отношений, в пределах которых происходит процесс реализации права.
Существуют две основные формы правового влияния - активная и пассивная. Первая предусматривает непосредственное использование специально-юридических средств в процессе социальной жизнедеятельности. Цели активного влияния заключаются в совершенствовании и оптимизации устоявшихся правовых отношений и в устранении правонарушений. Вторая предусматривает опосредствованное влияние права на общественные отношения, поэтому не происходит непосредственного правового вмешательства в общественные отношения. Сам же факт наличия права выступает в качестве фактора, побуждающего субъектов действовать в соответствии с юридически закрепленными предписаниями и воздерживаться от совершения действий противоправного характера. Цель пассивного влияния - сохранение устоявшегося на данном этапе социального развития правопорядка, предотвращения правонарушений [10].
Таким образом, механизм правового влияния - это нормативное воздействие системы (а) специально юридических средств - норм права, юридических фактов, правоотношений и прочих, а также (б) средств общеюридических - правовых принципов, правосознания, правовой культуры и других, направленных на организацию общественных отношений.
Регулирование (лат. - regulo - правило) толкуется как упорядочивание, налаживание, приведение чего-то в соответствие с чем-то [8, с. 546]. Правовое регулирование - это осуществляемое государством с помощью права и совокупности правовых средств упорядочивание общественных отношений, их юридическое закрепление, охрана и развитие [12, с. 161]. В научной литературе эта правовая категория рассматривается учеными с разных позиций. С точки зрения телеологии это целеустремленное текстуальное (информационно-ценностное) правовое влияние на субъектов права. С позиции феноменологии (А. Райнах, А. Шюц) правовое регулирование начинается с элементарного акта экстернализации - проявления активности человека как такового, в следствие чего происходят изменения в окружающей среде, а внешняя активность отражается в определенной форме. Рассматриваемое понятие в феноменологическом понимании включает в себя деятельность формальной и неформальной элиты и народных масс [10, с. 154]. В функциональном значении под ним понимают ориентировку поведения субъектов права на нормативные предписания [5, с. 601]. Сторонники коммуникативного подхода в праве (М. Вебер, А.В. Поляков) трактуют правовое регулирование как сложный и многофакторный процесс упорядочивания информационного обмена, осуществляемый участниками правовой коммуникации [9, с. 212].
С точки зрения философии права существует весомое различие между конструкциями «правовое регулирование» и «регулирование правом». К первому ученные относят исключительно позитивное право, ко второму - духовное, абсолютноморальное, т.е. естественное право. Если правовое регулирование направлено преимущественно на тело человека, то регулирование правом - на его дух и душу, т.е. оно апеллирует к правосознанию лица. Такое его видение разрешает провести параллель между теоретическим правовым влиянием и философским регулированием правом.
Отметим, что мы разделяем позицию С.А. Комарова относительно юридического определения понятия «правовое регулирование», под которым он понимает его лишь одной из составных форм влияния права на общественные отношения - влияния с помощью специально юридических средств - правовых норм, нормативных актов, правоотношений и тому подобного. Он отмечает, что термин «влияния» шире по содержанию, чем «регулирования», поскольку первый включает, как регулирование с помощью присущих как ему, так и другим правовым и неправовым средствам воздействия на поведение лица [4, с. 64].
Выходя из отмеченных выше позиций, склоняемся к пониманию правового регулирования как нормативного действия специально-юридических средств - норм права, юридических фактов, правоотношений, направленного на упорядочение социального поведения лица.
Отличия между понятиями «правовое влияние» и «правовое регулирование» можно наблюдать и на уровне их методологии. Что касается методов последнего, то такими являются: (а) авторитарный - метод централизованного императивного регулирования, который базируется на принципах субординации и подчинения, и (б) автономный - метод децентрализированого регулирования, который базируется на принципах координации и равенства [3, с. 85]. Методами же правового влияния следует назвать: (а) информационный, что заключается во влиянии прескриптивной правовой информации на мотивы поведения лица, и (б) ценностный, что основывается на идеологическом влиянии правовой действительности. Таким образом, эти 2 понятия хотя и имеют близкое содержание, но оно не является тождественным.
Учитывая вышеприведенное, отличия между правовым влиянием и правовой регуляцией как единоцелым комплексом механизма действия права, можно определить:
- по объему: предмет правового влияния является значительно шире, чем предмет правового регулирования. Его составляют отношения (экономические, социальные, политические), которые непосредственно не урегулированы правом, но на которых распространяется его действие;
- по содержанию: правовое влияние не всегда имеет точное юридическое средство, ведь вместе из нормами права, влияние охватывает другие методы влияния на поведение людей. Правовое регулирование всегда содержит определено юридическое средство (регулирование происходит с помощью определенной правовой нормы);
- отличия за механизмом реализации права: правовое влияние осуществляется путем системы неюридических средств: идеологических, психологических, информационных и других механизмов. В правовом регулировании право реализуется через механизм - систему исключительно правовых средств (норм права, правоотношений, актов реализации и применения этих норм и тому подобного).
Вместе с тем, отметим, что подобное разграничение является относительным, ведь полиаспектность механизма действия права требует не изоляции отмеченных понятий, а наоборот, нуждается в глубине понимания их родства и необходимости их комплексного применения с целью организации общественных отношений и упорядочения социального поведения лица.
Учитывая новейшие историко-социальные процессы в жизни мирового сообщества и необходимость легитимного упорядочения правоотношений внутри их дальнейшый анализ механизма правового влияния и механизма правового регулирования целесообразно осуществлять в пределах как теоретико-правовой, так и в других общеюридических дисциплинах (методологи юриспруденции, сравнительного правоведения, философии права).
Список литературы: 1. Алексеев С.С. Правовые средства: постановка проблемы, понятия, классификация // Сов. гос-во. и право. - 1987. - № 6. - С. 56-58. 2. Гойман В.І. Действие права: методологический анализ. -М.: Юристъ, 1992. - 501 с. 3. Кельман М.С. Загальна теорія держави і права: методолічні проблеми розвитку та системний аналіз. - Тернопіль: Терно-граф, 2007. - 152 с. 4. Комаров С.А. Общая теория государства и права: Учеб. - СПб., 2008. - 524 с. 5. Лейбниц Г.-В. Сочинения: В 4-х т. - Т.1. - М.: Мысль, 1982. - 636 с. 6. Лукашева Л.Е. Права человека: Учеб. для вузов. - М.: Норма, 2001. - 316 с. 7. ОрзихМ.Ф. Личность и право. - М.: Юрид. лит., 1975. - 112 с. 8. Політологічний енциклопедичний словник / За заг. ред. Ю.С. Шемчушенка. - К.: - Генеза, 1997. - 814 с. 9. ПоляковА.В. Коммуникативная концепция права (генезис и теоретико-правовое обоснование). - М.: АСТ, 2003. - 318 с. 10. Правовий вплив і правове регулювання: проблеми співвідношення [Електрон. ресурс]. - Режим доступу: http://revolution.allbest.ru/ law/00157539_0.html. 11. Райнах Адольф. Собрание сочинений. - М.: Дом интернац. кн., 2007. - 275 с. 12. Скакун О.Ф. Теорія держави і права: Підруч. - Х.: Консум, 2001. - 518 с. 13. ШемчушенкоЮ.С. Дія права: інтегративний аспект. - К.: Юрид. думка, 2010. - 501 с. 14. Явич Л.С. Проблемы правового регулирования советских отношений. М.: Госполитиздат, 1961. - 326 с.
К ВОПРОСУ О ДЕМАРКАЦИИ МЕХАНИЗМОВ ПРАВОВОГО ВЛИЯНИЯ И ПРАВОВОГО
РЕГУЛИРОВАНИЯ
Козенко Ю. О.
В статье исследованы понятие и сущность механизмов правового влияния и правового регулирования как единоцелого комплекса действия права, в частности, предложен авторский научный подход к их определению и соотношению с точки зрения используемых ими средств и методов.
Ключевые слова: действие права, средство, механизмы правового влияния и правового регулирования, метод, соотношение.
TO THE QUESTION OF DEMARCATION OF MECHANISMS OF LEGALSINFLUENCE AND LEGAL REGULATION Kozenko Yu^.
A concept and essence of mechanisms of legal influence and legal regulation is investigated in the article as a complex of integration of action of law, in particular, an author scientific hike is offered in relation to their determinations and correlation from the point of usings facilities and methods.
Key words: action of right, mean, mechanism of legal influence and legal regulation, method, correlation.
Поступила в редакцию 22.02.2011 г.