Научная статья на тему 'К вопросу о дефинировании термина e-learning'

К вопросу о дефинировании термина e-learning Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
223
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Научная мысль Кавказа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ В ЭЛЕКТРОННОЙ СРЕДЕ / ЯЗЫК ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОММУНИКАЦИИ / LANGUAGE OF PROFESSIONAL EDUCATIONAL COMMUNICATION / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕРМИНОЛОГИЯ / EDUCATIONAL TERMINOLOGY / E-LEARNING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Языкова Елена Владимировна

Анализируются исследовательские подходы к дефинированию термина e-learning, который фиксирует многообразные педагогические процессы, факты, события, протекающие в электронной образовательной среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Approaches to Defining e-learning

The article considers some basic research approaches to definition of the term e-learning, which covers a wide set of applications, processes and events in the on-line learning field.

Текст научной работы на тему «К вопросу о дефинировании термина e-learning»

просьбу. Таким образом, читатель, автор письма, надеется, что в будущем будут предприняты какие-либо меры по решению проблемы. Такая направленность на будущее носит проспективный характер. Проспекция является грамматической категорией текста, объединяющей различные языковые формы отнесения содержательно-фактуальной информации к тому, о чем будет идти речь в последующих частях текста [7, с. 112].

Например:

(24) "While people should have a right not to take part in medical research, equally they should have a right to do it if there is an opportunity" ("G.", 2008. 19.11) (совет).

(25) "It appears as though President Obama is willing to make a clean break. Where can we find a similar visionary in the political spectrum of Great Britain? ("G.", 2009. 30.01) (риторический вопрос).

Таким образом, каждый блок текста письма содержит свою коммуникативную установку, а четкая структура таких блоков облегчает прочтение самого письма.

В настоящей статье мы рассмотрели лишь основные направления и лингво-прагматические черты исследуемого типа текста, не затрагивая их лексического и стилистического многообразия.

Все вышеуказанное определяет актуальность изучения всего многообразия

особенностей текстов писем читателей в редакцию газеты, их природы и функций, социальных источников их формирования, композиции и структуры.

ЛИТЕРАТУРА

1. Тертычный А.А. Жанры периодической печати. М.: Аспект Пресс, 2000. 312 с.

2. Гуревич С.М. Газета: вчера, сегодня, завтра. М.: Аспект Пресс, 2004. 288 с.

3. Акопов А.И. Аналитические жанры публицистики. Письмо. Корреспонденция. Статья. Учеб.-метод. пособ. для студентов-журналистов. Ростов н/Д: Изд-во Института массовых коммуникаций, 1996 51 с.

4. Голубев В.Ю. Письма в редакцию в английской газете: анализ аргументации // Электронный журнал "Аргументация. Интерпретация. Риторика" Санкт-Петербургского государственного университета и Амстердамского университета. 2002. Вып. 2.

5. Володина М.Н. Язык СМИ - основное средство воздействия на массовое сознание // Язык СМИ как объект междисциплинарного исследования / Под ред. М.Н. Володиной. М.: Изд-во МГУ, 2003.

6. Осветимская Н.М. Роль глагольных фразеологизмов в реализации коммуникативного параметра экономии газетного текста // Стилистическая категоризация и текст. Сб. научных трудов. Вып. 433. М,: Изд-во МГУ, 1996. 208 с.

7. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. М.: Наука, 1981. 140 с.

2 ноября 2009 г.

ББК 81.2 Англ.-3

К ВОПРОСУ О ДЕФИНИРОВАНИИ ТЕРМИНА e-learning

Е.В. Языкова

Новые тенденции в области образования находят свое отражение в терминологии. Появляются новые термины, фиксирующие и описывающие образовательные процессы в электронной среде, такие как web based training (WBT), computer based training (CBT), computer-based learning (CBL), computer-based education (CBE), Internet-Based training (IBT), Intranet-based training (IBT), distance education, distant learning, online learning, blended learning, technology-enhanced learning и др. Их многообразие

Языкова Елена Владимировна - аспирант, преподаватель кафедры английского языка Педагогического института Южного федерального университета, 344082, г. Ростов-на-Дону, ул. Б. Садовая, 33, e-mail: [email protected].

свидетельствует о том, что формируется новый вид образования, в котором информационные технологии играют системообразующую, интегрирующую роль, а открытие доступа к новым технологиям обучения и источникам информации становится определяющим.

В последнее время термин e-learning завоевывает все большую популярность и используется для обозначения широкого круга вопросов, связанных с использованием информационных технологий в образовании. Этот

Yazykova Elena - post-graduate student, tearcher of English Department of the Pedagogical Institute in the Southern Federal University, 33 Bolshaya Sadovaya Street, Rostov-on-Don, 344082, e-mail: [email protected].

термин появился наряду с такими терминами как e-Government, e-Health, e-commerce и рядом других, в которых компонет e обозначает влияние информационных технологий на различные сферы деятельности людей.

В данной статье анализируются исследовательские подходы к уточнению значения термина e-learning, который фиксирует многообразные педагогические процессы, факты, события, протекающие в электронной образовательной среде.

Следует отметить, что многие исследователи отказываются от использования термина e-learning, считая его "маркетинговым", и предпочитают применять некоторые из вышеуказанных терминов. Противники использования этого термина полагают, что он изживает себя, поскольку, во-первых, эра "dot-com" пришла в упадок, во-вторых, проекты e-learning не имеют успеха. Кроме того, по их мнению, продавцы проектов e-learning не имеют больше прибыли. Также некоторыми исследователями подчеркивается тот факт, что обучающиеся по системе e-learning не хотят и не называют себя "learners", т.е. они не полностью принимают термин e-learning и его производные.

Сторонники же этого термина уверены, что его легко запоминать, он краткий и понятный. Услышав этот термин, человек понимает, что речь идет об использовании современных технологий при обучении.

Над проблемой определения термина e-learning работают отечественные и западные исследователи, однако, как известно, в области гуманитарных наук термины не всегда имеют точные дефиниции. В своей работе Д. Моррисон пишет, что определение тех или иных понятий действительности зависит от того, в каком контексте они употребляются [1]. Многообразие определений отображает различные подходы авторов к предмету исследования.

Анализ существующих определений, взятых из различных интернет-источников, позволяет не только выявить несколько подходов к определению термина e-learning, но и объединить их по основным признакам. Так, например, можно выделить такие группы, которые вкладывают следующее содержание в термин e-learning:

- обучение с использованием электронных средств связи / интерактивного обучения / эффективного учебного процесса [2];

- образование с использованием электронных средств связи [3];

- передача информации/формальных и неформальных обучающих программ электронным способом [4];

- идеи использования компьютеров / интернет-технологий для того, чтобы создавать, передавать и облегчать обучение [5, 6].

Первый элемент термина e, означающий "electronic" (электронный), раскрывается различными исследователями с разных позиций. Встает вопрос о том, какие именно электронные носители могут использоваться для передачи учебного материала. Ознакомившись с различными комментариями к определениям термина e-learning, мы пришли к выводу, что к ним относятся: сеть Интернет, корпоративные Интранет и Экстранет сети, CD-ROM, видео и аудио кассеты, сотовые телефоны, органайзеры, спутниковое и интерактивное телевидение. Однако следует подчеркнуть, что использование CD-ROM или DVD, не имеющих выход в сеть, являются лишь вспомогательными технологиями обучения, а не e-learning.

В некоторых интернет-источниках встречается иная трактовка компонента e. Например, e означает "Evolving (развивающийся) or Everywhere (доступный) or Enhanced (передовой) or Extended (расширенный)" [7].

Рассмотрим самую многочисленную группу определений термина e-learning как обучения с использованием электронных средств более подробно. Для этого обратимся к исследованию проведенному Н. Тейлором от лица компании SkillSoft. Оно показало, что 63 % интервьюируемых Великобритании спонтанно соотнесли следующее определение с термином e-learning: "Обучение, основанное на сети Интернет или интранет, дающее возможность пользователям получить доступ к обучающим программам и учебному материалу с помощью настольного компьютера" ("Internet or intranet based training that enables users to access training courses and learning materials on a desktop computer"). Управляю -щий директор компании SkillSoft в Великобритании сказал: "Наконец-то у нас есть простое определение термина e-learning, которое понятно всем. До настоящего времени существовали десятки объяснений этого понятия, которые предлагались самими провайдерами e-learning. Сейчас мы можем отбросить весь жаргон и придерживаться стандартного описания, доступного людям" [8].

В следующем определении термина e-learning раскрыта двусторонняя природа этого явления: "е-learning - интерактивное обучение, в котором содержание курса (контент) доступно в режиме online. Это позволяет обеспечивать автоматический ответ на действия при выполнении студентом учебных заданий" (е-learning - interactive learning in which the learning content is available online and provides automatic feedback to the student's learning activities [9]).

Существует более основательный подход к определению данного термина: "E-learning -использование метода обучения, всемирной сети и учебного материала для того, чтобы взаимодействие между студентами, преподавателями и посредниками привело к конечной цели - овладение студентом знаниями и навыками" (е-learning is the use of a teaching method, a universal network, and learning objects to channel the interactions among students, teachers, and other stakeholders for the purpose of students acquiring knowledge or skill [10])

Вышеуказанное определение термина, фиксирующего процессы обучения в электронной среде, базируется, на наш взгляд, на четырех составляющих:

- во-первых, студенты приобретают знания или навыки, взаимодействуя с преподавателями и другими источниками знаний. В е-learning важными являются различия в умениях, мотивации;

- во-вторых, люди общаются, используя проводные и беспроводные сети. Е-learning требует от людей использования всемирной сети для того, чтобы моментально усовершенствовать, сохранить, восстановить, поделиться и произвести информацию;

- в-третьих, применяемый метод обучения не представляет лишь одностороннюю подачу информации как computer-, Web- and Internet-based training;

- в-четвертых, ядром e-learning являются люди, которые определяют методы обучения, направляют взаимодействие между преподавателями и студентами, разрабатывают обучающие программы, поддерживают и развивают организационные информационные системы.

Исследователи В. Уоллер и Дж. Уилсон утверждают, что без четкого определения термина e-learning очень трудно решить, что именно следует, а что не следует называть e-learning. Указывая на эффективность этого

учебного процесса за счет сочетания контента, передаваемого с помощью цифровых технологий, поддержки курса и программ, они призывают исследователей, в частности, членов e-learning Network присоединится к дискуссии по уточнению термина e-learning. Полагая, что ключевыми микросмыслами данного термина являются такие компоненты, как effective, combining, digitally delivered content, support, они тщательно изучают их.

Участвуя в электронной дискуссии (Forum for Technology in Training Egg-learning) относительно того, что считать, а что не считать e-learning, авторы пришли к выводу, что обучение (learning) может превратится в e-learning в считанные секунды. Они приводят следующий пример:

"- Человек берет с собой портативный компьютер в уединенную пещеру в дальней части Гебридских островов. Там он занимается по обучающей программе, не имея при этом помощи тьютора. Занимается ли он e-learning?

- Нет, потому что нет ни помощи тьютора, ни сервисных программ.

- А что, если бы у него был мобильный телефон, и он мог позвонить тьютору?

- Это другое дело - это e-Learning" [11].

Наряду с определением термина e-learn-ing как обучения с использованием электронных средств связи существует следующее определение: "E-learning - образование посредством сети Интернет, компьютерной сети или автономного компьютера". На наш взгляд, данное определение некорректно. Во-первых, термины "обучение" и "образование" не тождественны. Обучение всего лишь составная часть более сложного понятия "образование". Во-вторых, процесс обучения характеризуется тем, что он интерактивен в своей организации, т.е. взаимодействие учителя и ученика, а также учащихся между собой, имеет конкретную предметную область познания. Обучение, тем более образование, посредством автономного (изолированного) компьютера не может обеспечить необходимой интерактивности.

Существует определенный подход к e-learning как к обучающей, тренировочной, образовательной программе с помощью электронных средств. Например: "E-learning -электронная обучающая или образовательная программа" (learning or education program by electronic means) [12].

Думается данное определение не отражает полностью сложность концепта

E-learning, здесь раскрыт лишь элемент "е". Оно уравнивает понятия "обучение" (learning) и "программа" (program).

Приведем другие подходы к определению термина e-learning:

"Е-learning - передача обучающей, тренировочной, образовательной программы электронным способом" (The delivery of a learning, training or education program by electronic means) [13].

"Е-learning - передача формальных и неформальных обучающих программ, процессов, собраний и событий посредством всех электронных средств, таких как Интернет, интранет, экстранет, CD-ROM, видео кассет, сотовых телефонов, органайзеров и т.д. (E-learning - the delivery of formal and informal learning and training activities, processes, communities and events via the use of all electronic media like Internet, intranet, extranet, CD-ROM, video tape, DVD, TV, cell phones, personal organizers et cetera [16]).

Передача обучающих программ означает лишь то, что пользователю открыт доступ к этим программам, но абсолютно не предполагает, что они будут использоваться в образовательных целях. В настоящее время большинство людей, используя термин e-learning и его многочисленные синонимы, на самом деле имеют в виду Web-based training.

Руслан Смелянский, президент компании REDLAB и генеральный директор компании REDCENTER, в своем интервью журналу e-learning World говорит о том, что e-learning следует рассматривать как целый комплекс технологий, включающий технические средства организации дистанционного обучения, контент, процессы управления обучением персонала. Узкое понимание е-learning только лишь как "движка", т.е. средств доставки и отображения контента, в корне неверно. Наиболее важные части - это как раз контент, а также средства и методы управления, позволяющие наиболее эффективно организовать в компании технологический процесс обучения сотрудников [15].

Зачастую, употребляя термин e-learn-ing, исследователи и практики образования считают, что он представляет собой идею использования компьютеров и информационных технологий для того, чтобы учить и учиться. На наш взгляд, они отчасти правы, так как обучение - это двусторонний процесс, оно немыслимо без взаимодействия обучаемого

и обучающего (в отличие от самообучения). Часто используется термин "eTraining", который характеризует деятельность педагога, в то время как e-learning употребляется по отношению к студентам.

Приведенные выше определения термина e-learning являются наиболее распространенными в интернет-источниках, при этом отмечается процесс расширения этого понятия за счет приращения новых смыслов, исследовательских, коммуникационных и технических идей. E-learning понимается, как соединение сети Интернет и обучения (Internet-enabled learning); использование сети для того, чтобы создать, передать, ускорить учебный процесс; передача индивидуализированного, доступного, динамичного учебного материала в режиме реального времени, способствующая развитию сообществ научного знания, объединяющая обучающихся и практиков с экспертами; феномен, обладающий надежностью, доступностью и предоставляющий возможность людям и организациям идти в ногу с быстрыми переменами, которые присущи миру Интернета; сила, которая делает людей и организации конкурентоспособными, и позволяющая им опережать быстро меняющуюся мировую экономику.

Хорошо поставленный процесс e-learning, конечно, отвечает всем выше перечисленным определениям. Но, прежде всего, e-learning - это обучение, поэтому не стоит забывать об обучаемых. Как мы обучаемся? Как мы приобретаем навыки и запоминаем информацию, которая способствует нашему дальнейшему развитию? Решающее значение имеют индивидуальные стили обучения, а техническая сторона - передача электронным способом - может быть адаптирована к обучающемуся [16].

Некоторые теоретики подразделяют e-learning на три ветви:

- computer-aided instruction (CAI),

- computer-managed instruction (CMI),

- computer-supported learning resources (CSLR)

Термин "CAI" подразумевает ту область e-learning, которая включает в себя учебно-методические рекомендации, тренировочные задания и упражнения. Термин "CMI" используется для обозначения той сферы e-learning, которая включает тестирование, контроль за успеваемостью, руководство учебным процессом. Термин "CSLR" охватывает общение,

базу данных. Хотя эти различия являются значимыми при детальном изучении e-learning, большинству из нас достаточно знать, что они существуют и что они являются составными частями более сложного целого e-learning.

Помимо отсутствия унифицированной дефиниции, не существует также и стандартизированного написания термина e-learning, используются следующие варианты: elearning, E-learning, Elearning, eLearning, "e"learning.

Проблема дефинирования терминов образования, осуществляемого в электронной среде, тесно соприкасается с общими проблемами профессиональной когниции и коммуникации, их оптимизации; совершенствования механизмов аккумуляции и трансляции знаний, умений и навыков. Ее эффективное решение будет способствовать наиболее быстрой реализации инновационных форм обучения в зарубежном и российском образовательном пространстве.

ЛИТЕРАТУРА

1. Morrison D. E-Learning Strategies: how to Get Implementation and Delivery Right First Time. Chichester: John Wiley & Sons, Ltd., 2004. P. 40.

2. Dictionary - MSN Encarta Dictionary - MSN Encarta. 2009. URL: http://encarta.msn.com/ dictionary_701705852/e-learning.html (дата обращения 11.01.09).

3. Webopedia // Электронная энциклопедия 2004. URL: http://www.webopedia.com/TERM/E/e_learning. html (дата обращения 23.05.06).

4. Students website // Студенческий сайт. 2004. URL: http://www.newman.ac.uk/Students_Websites/~k. mann/elearning.htm (дата обращения 11.04.2006).

5. Ageless Learner//информационный портал. 2006. URL: http://agelesslearner.com/intros/elearning.html (дата обращения 10.03.07).

6. The University of Northampton portal. 2009. URL: http://www2. northampton. ac.uk/portal/page/ portal/learningandteaching/students/e-learning/e-learningdefinition (дата обращения 10.03.09).

7. Managers forum // Форум профессионалов в сфере менеджмента. 2009. URL: http://www. managersforum.com/eLearning/ (дата обращения 10.03.09).

8. Training Press ReleaseZ/информационный портал. 2009. URL:http://www.trainingpressreleases. com/newsstory.asp?NewsID=108 (дата обращения 14.07.07).

9. Forum on e-learning definition. 2004. URL: http://archives.seul.org/schoolforge/discuss/Jun2004/ msg00039.html (дата обращения 23.07.2008).

10. The Forum for Technology in Training. 2001. URL: www.odlqc.org.uk/n19-e.htm (дата обращения 04.11.2006).

11. А Community & Resources for e-Learning Professionals. 2006. URL: http://elearningguild.com/ (дата обращения 04.11.2006).

12. The eLearning Guild. 2007. URL: www. elearningguild.com/articles/abstracts/index. cfm?action=viewonly2&id=220 (дата обращения 15.07.2008).

13. Definition of e-learning. 2007. URL: www. similarbase.com/e-learning-definition.html (дата обращения 15.09. 2007).

14. Многогранный и многомерный e-Learning // Информационный портал RED CENTER. 20042009. URL: http://www.redcenter.ru/?did=567&p_ realm=print1(дата обращения 15.09.07).

15. Ageless Learner//информационный портал. 2006. URL: http://agelesslearner.com/intros/elearning.html (дата обращения 10.03.07).

19 августа 2009 г.

ББК 81.2Р-211

ЛЕКСИЧЕСКИЕ НОВООБРАЗОВАНИЯ В ИДИОЛЕКТЕ В. КАМЕНСКОГО

Д.В. X

Художник слова воспринимает мир по-особому и свое видение окружающей реальности стремится выразить максимально точно, емко, ярко, что не всегда возможно осуществить современными ему языковыми средствами. Для создания поэтических образов автор зачастую использует не только готовые языковые

Халявина Дарья Владимировна - аспирант кафедры русского языка и методики преподавания Белгородского государственного университета, 308015, г. Белгород, ул. Студенческая, 14, т. 8(4722)301824.

номинации, но и создает свои окказиональные новообразования. Поэтический текст является одним из основных источников словотворческой деятельности.

"Словотворчество позволяет поэту создать неповторимый словесный образ, реализовать задуманные им смысловые оттенки, помогает избежать словесных штампов" [1].

Khalyavina Darya - post-graduate student of the Russian Language and Methods of Teaching department in the Belgorod State University, 14 Studencheskaya Street, Belgorod, 308015, ph. +7(4722)301824.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.