Научная статья на тему 'Электронное обучение для обновления профессиональных знаний в корпоративной среде'

Электронное обучение для обновления профессиональных знаний в корпоративной среде Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
113
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Сервис plus
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Электронное обучение для обновления профессиональных знаний в корпоративной среде»

УДК 377:004

Электронное обучение для обновления профессиональных знаний в корпоративной среде

Т.Н. Ананьева,

д-р соц. наук, проф. ГОУВПО «Московский государственный

университет сервиса», г. Москва

Е.А. Черткова,

канд. техн. наук, доцент ГОУВПО «Московский государственный

университет сервиса», г. Москва

Образовательная индустрия претерпевает в настоящее время значительные изменения в связи с появлением необходимости обновления профессиональных знаний в корпоративных средах. Это связано с ускорением процесса появления новых знаний. Как показывают исследования, часть знаний, которые выносит из вуза дипломированный специалист, теряют свою актуальность уже через 3 года, максимум - 5 лет, а в сфере экономики и бизнеса этот процесс протекает еще быстрее.

Таким образом, в бизнесе, где успех напрямую зависит от знаний и профессионализма людей, работающих в компании, знакомство с последними концепциями и современными практиками становится стратегически важной задачей. Обучение рассматривается как постоянный процесс, а не как нечто завершившееся много лет назад получением диплома. Во многих отраслях обновление знаний должно происходить не реже чем раз в пять лет, а в ряде случаев и ежегодно. Сам процесс обучения в этом случае должен осуществляться без отрыва от работы, при гибком графике и по индивидуальной программе, соответствующей компетенциям конкретного специалиста.

В развитых странах, где непрерывное обучение пер-

сонала уже прочно вошло в общую стратегию выживания в условиях постоянно меняющейся бизнес-среды, наиболее существенным компонентом общекорпоративного обучения является электронное обучение (eLearning) [1]. Электронное обучение может быть определено в широком смысле слова как использование Web- и Интернет-технологий для обучения. Оно позволяет организациям быстро и эффективно реагировать на меняющуюся ситуацию, предоставляя сотрудникам новые и необходимые им знания по первому требованию и без отрыва от их основной деятельности. Именно поэтому прогрессивные компании рассматривают его в качестве инвестиции, которая помогает предприятию удержать конкурентное преимущество.

E-learning постепенно заменяет в корпоративной практике более традиционную форму электронного обучения с использованием программного обеспечения на CD-ROM и видеоносителях. На рис. 1 отражена сравнительная динамика использования этих видов обучения и отношение к общему объему образовательных технологий. Если в 1999 г электронные методы составили 38% от общего объема образовательных технологий, то в 2005 году это соотношение составило уже 63%.

Рис. 1. Динамика соотношения методов корпоративного обучения (вертикальная ось - общий объем образовательных технологий)

Электронное корпоративное обучение особенно эффективно в тех случаях, когда в компании осуществляется полномасштабное внедрение нового программного обеспечения или обновленных версий старого, а также введение новых бизнес-процессов и практик. В таких случаях возникает, как правило, необходимость быстрого устранения пробела в знаниях в области информационных технологий или в развитии новых бизнес-навыков, что и обеспечивается посредством электронного обучения.

Например, чтобы обучить весь персонал работе с новым программным приложением, целесообразно организовать этот процесс как индивидуальный, на рабочем месте у компьютера. При этом электронное обучение может иметь целый спектр типов реализации, например:

• автономное или самоуправляемое;

• обучение, направляемое виртуальным инструктором.

На практике электронное обучение имеет возможность удовлетворять, по крайней мере, три важнейшие потребности бизнеса:

• значительно быстрее и экономически эффективнее обучить сотрудников по индивидуальным учебным планам;

• обеспечить более эффективный и своевременный обмен знаниями;

• обеспечить единый корпоративный стандарт знаний и поддержать определенный уровень подготовки персонала.

По данным международного исследовательского агентства International Data Corporation (IDC) в 2003 г общие затраты на электронное обучение в мире превысили цифру в $9 млрд., а в 2005 г. они достигли $1214 млрд. [2].

В 2006 г. эта цифра возросла до $17,7 млрд. В то же время ведущее исследовательское и консалтинговое агентство в области электронного обучения Bersin and Associates считает, что число компаний, использующих электронные системы для обучения своего персонала, возросло в 2006 году на 50%.

Технически e-Learning строится на основе целого ряда программных продуктов:

• система управления обучением (Learning Management System);

• система управления содержимым обучения

— контентом (Learning Content Management System) (в отечественной литературе для обозначения систем такого класса используются также термины «системы управления содержимым обучения» и «системы управления содержанием обучения»);

• средства разработки учебного контента (Authoring Tools);

• система обмена информацией.

По мнению академика В.Тихомирова, председателя Экспертного совета по электронному обучению при комитете Государственной Думы по образованию и науке, методы e-Learning включают в себя достоинства и дистанционной, и корпоративной форм обучения.

Что касается технологической базы для создания системы e-Learning, вузы предпочитают выбирать наиболее экономичные и функциональные решения. В случае успешного развития проектов внедренные системы могут дополняться более дорогими и производительными компонентами.

Компьютерные обучающие системы, используемые в системе e-Learning, являются социотехнически-ми системами, для которых, наряду с их технической природой, характерен социальный фактор, определяющий успех программного проекта. Основная непредсказуемая трудность при разработке компьютерных обучающих систем связана с участниками проекта

- программный продукт должен принести участникам проекта ощутимые выгоды, в противном случае его ждет провал. Поэтому при их разработке необходимо решать не только инвариантные проблемы, определяемые сущностью программных систем, но и вариативные проблемы как следствие социального аспекта их использования.

Чтобы нивелировать сложности разработки проектов для электронного обучения, связанные с человеческим фактором, целесообразно использовать технологический процесс, позволяющий определять действия и организационные процедуры, направленные на регламентацию действий всех участников. При этом для обеспечения результативного взаимодействия разработчиков и будущих пользователей (преподавателей, компьютерных методистов и т.п.) эффективным является применение методов визуализации моделей анализа и проектирования обучающих систем [3].

На сегодняшний день растет количество проектов e-Learning и в России, привлекая значительное число финансовых, технических и людских ресурсов [4].

Особой популярностью пользуется отечественная система «Прометей», созданная специалистами компании «Институт виртуальных технологий» для организации полноценного процесса дистанционного обучения и/или независимой проверки знаний. Она включает в себя компоненты для организации учебного процесса и управления им, обеспечивает удобную работу с большими потоками слушателей. Эта система используется во многих отечественных вузах, среди которых

— Российская академия государственной службы при Президенте РФ, Российский государственный социальный университет (РГСУ), Московский институт радиотехники, электроники и автоматики (МИРЭА), МГТУ им. Баумана.

Также широко известна в нашей стране продукция отечественной компании «ГиперМетод» — программные платформы для организации полного цикла дистанционного обучения (e-Learning Server), инструментарий для разработки электронных курсов и тестов (e-Learning Office, eAuthor). Продукты этого производителя стали основой для создания комплексной системы электронного обучения в Московском государственном институте международных отношений (МГИМО), в Центре информационных технологий ИЭФ «Синергия».

Кроме того, государственные учебные заведения

создают собственные наработки в области e-Learning на базе тиражируемых решений IBM, например, Финансовая академия при Правительстве РФ, Московский государственный университет инженерной экологии. С недавних пор участники рынка начали сотрудничать в области русификации электронных курсов известных производителей Thomson NetG и SkillSoft.

В качестве примера приложения для организации дистанционного обучения можно привести решение IBM LearningSpace Virtual Classroom (LVC), которое базируется на сервере Lotus Domino и Web-технологиях.

Фактически LVC объединяет три продукта IBM — сервер приложений Lotus Domino, систему управления информацией Lotus QuickPlace и модуль для организации сеансов связи Lotus Sametime. Сервер приложений используется для управления всей системой получения знаний и для установки базы данных QuickPlace, в которой хранятся лекционные и другие учебные материалы. Сеансы общения преподавателей с учениками организуются через серверы Lotus Sametime, которых может быть несколько.

Компания Macromedia также предлагает комплексное решение для дистанционного обучения. В частности, программный пакет eLearning Suite 2004 включает в себя три взаимосвязанных продукта: средство разработки мультимедийных учебных материалов Authorware 7, система управления Web-сайтами Dreamweaver MX 2004 и среда разработки мультимедийных курсов Flash MX Professional 2004. Продукты Macromedia ориентированы на создание лекционных медиароликов и, в меньшей степени, на управление учебным процессом. Тем не менее функционал eLearning Suite 2004 обеспечивает выполнение основных задач электронного

обучения.

Линейка программных продуктов компании Hewlett Packard включает в себя платформу Virtual Classroom, предназначенную для организации дистанционного обучения. А среди специализированных фирм, занимающихся разработкой электронных образовательных систем, следует упомянуть SmartForce, DigitalThink, BlackBoard и Centra, продукция которых почти не известна в России.

Впрочем, на нашем рынке присутствуют и отечественные разработчики систем данного класса. Так, компания «Прометей» создала одноименное специализированное решение для организации дистанционного обучения, которое базируется на модульной архитектуре с использованием русского, украинского, казахского, узбекского и английского языков.

Собственные продукты для управления учебными курсами продвигают в России фирмы Cognitive Technologies («СТ Курс») и «Город-Инфо» (модуль для системы управления знаниями).

Таким образом, e-Learning предлагает унифицированную услугу вне зависимости от места и времени обучения, обеспечивает интерактивные формы взаимодействия слушателя и преподавателя, а также реализует прогрессивный контроль обучения.

Инновационный тип совершенствования образовательных технологий, ориентированный на максимальное использование достижений научно-технического прогресса, предполагает многообразие форм электронного обучения и их постоянное обновление. Это позволяет сделать оптимистичные прогнозы на развитие в России электронного обучения как в сфере образования, так и в корпоративной практике.

Список использованной литературы

1. Романов А.Н., Торопцов В.С., Гоигорович Д.Б. Технология дистанционного обучения.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. -303 с.

2. Сайт International Data Corporation (IDC) http://www.idc.com

3. Софиев А.Э., Черткова Е.А. Компьютерные обучающие системы: Монография. - М.: Изд. ДеЛи, 2006.- 296 с.

4. Каталог «Российский рынок e-Learning» // e-Learning World. 2006. № 6 (16). С. 38-60.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.