Научная статья на тему 'Открытое образование: перспективы, рациональность, проблемы'

Открытое образование: перспективы, рациональность, проблемы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2412
267
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Открытое образование: перспективы, рациональность, проблемы»

В. МАНУЙЛОВ, профессор В. ГАЛКИН, профессор Российский государственный технологический университет (МАТИ) И. ФЕДОРОВ, профессор Московский автомобильно-дорожный институт (Государственный технический университет)

Образование, наука, культура и здравоохранение играют ключевую, системообразующую роль в обеспечении жизнедеятельности и прогресса общества. За последние 40 лет количество студентов в мире возросло более чем в 12 раз и превысило 80 млн. человек. Доля лиц с высшим образованием в численности трудоспособного населения неуклонно возрастает. В ряде стран этот показатель достиг очень высокого уровня: в Швеции и Финляндии - 60%, Японии - 50%, США - 40%. Показатель Российской Федерации (18,5%) в течение последнего десятилетия остался практически неизменным. Это обусловлено несколькими причинами.

Во-первых, политические и социально-экономические преобразования только в последние два года проявили позитивные тенденции.

Во-вторых, отставание многих сфер экономики России от мировых требований и стандартов порождает нестабильность рынка труда, что отражается на отношении молодежи к высшему профессиональному образованию.

В-третьих, обладая одной из наиболее авторитетных в мире образовательных систем, уникальными научно-педагогическим кадрами, Россия существенно отстает от ведущих стран мира по количественному показателю учреждений высшего образования и по характеру их распределения на территории страны. В частности, в США функционируют более 1500 университетов, в России - почти вдвое меньше,

Открытое

образование:

перспективы,

рациональность,

проблемы...

несмотря на активную организацию в последнее время негосударственных вузов. В двух главных отечественных центрах образования - Москве и Санкт-Петербурге - сосредоточена почти четверть студенческого контингента.

В-четвертых, наша страна существенно отстает в обеспечении доступа обучаемых к современным информационным каналам, что серьезно тормозит развитие дистанционного обучения.

В-пятых, отечественная образовательная система в условиях хронического недофинансирования из госбюджета не в состоянии реализовать право на получение высшего образования всеми гражданами.

Однако даже в тяжелых экономических условиях спрос на высшее образование остается высоким, более того -в последние годы он неуклонно растет. Степень удовлетворения этого спроса невелика, ибо конкурс при приеме в вузы составляет более 2 человек на одно место, т.е. около 50% желающих не поступают в вузы.

Повышение степени удовлетворения потребностей граждан в получении высшего образования и соответствующей профессиональной квалификации частично реализуется через платные образовательные услуги в государственных вузах (сверх устанавливаемых контрольных цифр приема) и в системе негосударственных вузов.

Еще одним важным направлением развития деятельности современной

образовательной системы является ориентация на реализацию всемирной доктрины непрерывного образования, или «образования на протяжении всей профессиональной карьеры». Ведущие университеты мира осуществляют обучение по основным программам в сопоставимых долях с дополнительным образованием. Программы дополнительного образования могут быть предназначены для:

• освоения новой профессиональной специализации;

• повышения квалификации;

• переквалификации;

• удовлетворения потребности личности в получении новых знаний, не связанных с профессией.

Высокоразвитый спектр основных и дополнительных образовательных программ является интеллектуальной базой обеспечения академической мобильности обучаемых, в том числе и действующих специалистов [1-3].

Российское образование в сжатые сроки (менее чем за 10 лет) совершило значительные организационно-методологические преобразования, сформировало диверсифицированную многоуровневую и многоступенчатую развернутую систему подготовки бакалавров, дипломированных специалистов, магистров, аспирантов, докторантов. Освоение основных образовательных программ осуществляется в широком спектре форм обучения: очной (дневной), очно-заочной (вечерней), заочной (в том числе дистанционной). И все-таки уровень гибкости отечественной образовательной системы существенно уступает мировому, определяемому Международной системой классификации в образовании (МСКО -97). Поэтому одним из магистральных направлений Национальной доктрины образования Российской Федерации является обеспечение повышенной академической мобильности обучае-

мых путем расширения и совершенствования спектров образовательных программ, форм обучения, образовательных технологий и организационных схем.

Важным достоинством мировой образовательной системы является возможность получения того или иного уровня образования в «свободном» временном режиме путем накопления кредитов (баллов) по дисциплинам.

Привлекательность такой формы, называемой «открытым» образованием, заключается в том, что обучаемый может:

• полностью освоить одну или несколько образовательных программ конкретного вуза по различным формам обучения в свободном временном режиме;

• освоить по частям в различных формах обучения основную или дополнительную программу в нескольких вузах с получением документа о высшем профессиональном образовании или о дополнительном образовании в том высшем учебном заведении, в котором он завершает освоение программы; другие вузы поэтапно выдают обучаемому академические справки или сертификаты по освоению частей программ или отдельных учебных дисциплин;

• освоить в выбранном им вузе цикл или группу интересующих его дисциплин по одной или нескольким формам обучения;

• освоить интересующую его дисциплину по той или иной форме обучения, реализуемой определенным вузом.

Таким образом, «открытое» образование распространяется на любой уровень, любую форму и любой этап образования.

Мотивами ориентации обучаемого на «открытое» образование могут быть:

• смена постоянного места жительства и желание продолжать обуче-

ние в том же образовательном учреждении, где было начато освоение образовательной программы;

• то же при временной смене места жительства, например, из-за длительной командировки, в том числе зарубежной;

• отсутствие возможности освоить образовательную программу в нормативный срок в связи с занятостью на работе (по службе);

• то же при определенных семейных обстоятельствах;

• то же, временно связанное с состоянием здоровья;

• желание освоить части образовательной программы в различных вузах, в которых сложились интересующие обучаемого научно-педагогические школы;

• желание освоить группу дисциплин или конкретную дисциплину при обучении у конкретного, известного ученого-педагога;

• желание освоить в свободном временном режиме дисциплины программы, разрешенные к изучению в дистанционной форме, с последующим очным или очно-заочным освоением тех дисциплин, по которым не допускается дистанционное обучение.

Сказанное выше вовсе не означает, что роль дистанционной формы обучения в «открытом» образовании невелика. Наоборот, во многих случаях она рациональна и даже является единственно возможной.

Поэтому необходимы системные мероприятия по формированию ассоциированных вузовских виртуальных представительств, которые могут с одинаковым успехом использоваться как в «открытом» образовании, так и в дистанционном обучении.

На основании вышеизложенного можно сформировать цели, задачи и принципы «открытого» образования.

Цели «открытого» образования:

1. Развитие доступности образования в связи с растущими потребностями личности и динамично изменяющимися требованиями общества и рынка труда.

2. Развитие уровня гибкости образовательной системы и ее адаптация к многообразию социальных ситуаций.

3. Развитие академической мобильности потребителей образовательных услуг и образовательной системы, способствующее совершенствованию профессиональной мобильности и социальной защищенности граждан.

Задачи «открытого» образования:

1. Повышение уровня образованности и профессиональной компетентности потребителей образовательных услуг, получаемых в свободном режиме (по срокам обучения, формам и месту освоения образовательных программ, циклов или отдельных учебных дисциплин).

2. Развитие спектров основных и дополнительных образовательных программ, педагогических методов, обучающих средств и технологий, создаваемых в соответствии с запросами потребителей услуг «открытого» образования.

3. Создание и непрерывное пополнение и обновление методического, материально-технического, информационного и организационного обеспечения деятельности образовательной системы в целом, региональных, муниципальных центров, отдельных образовательных учреждений, участвующих в различных видах обучения, в том числе в «открытом» образовании.

4. Развитие маркетинга и мониторинга рынка образовательных услуг.

5. Развитие межвузовской, межотраслевой, межрегиональной и международной интеграции через расширение образовательной, научно-методической и информационной деятельности, связанной с «открытым» образованием.

6. Укрепление экономического состояния вузов и материального обеспечения преподавателей и сотрудников за счет средств «открытого» образования.

Принципы «открытого» образования:

1. Принцип адекватности требований к основным образовательным программам, учебному процессу, его обеспечению и кадровому сопровождению в «открытом» образовании требованиям государственных образовательных стандартов Российской Федерации.

2. Принцип соответствия содержания, методического, информационного обеспечения основных и дополнительных образовательных программ, а также условий оказания образовательных услуг в «открытом» образовании запросам потребителей и заказчиков данных услуг.

3. Принцип открытости всех форм обучения, свободных временных параметров освоения обучаемым любого из видов услуг «открытого» образования.

4. Принцип максимальной реализации права обучаемого на выбор вуза, образовательной программы, специализации, формы обучения и преподавателей.

5. Принцип предоплаты (как минимум посеместровой) любого из видов услуг «открытого» образования.

6. Принцип организационной и социально-экономической целесообразности «открытого» образования для обучаемых, профессионально-профильных сфер, системы образования, государства и мирового сообщества.

Организационные схемы и организационно-экономические механизмы «открытого» образования

Освоение программ в режиме «открытого» образования не может осуществляться в рамках контрольных

цифр приема на обучение за счет средств государственного бюджета и относится к платным образовательным услугам (ОУ). Оплата услуг «открытого» образования должна производиться в режиме и количественных параметрах, устанавливаемых индивидуальным договором «вуз - обучаемый» (если оплату осуществляет потребитель ОУ) или договорами «вуз - заказчик услуги», которые могут заключаться относительно обучения индивида или группы обучаемых. Перед оформлением договора вуз силами приемной комиссии оценивает уровень готовности потребителя услуги «открытого» образования к освоению или продолжению освоения конкретной основной или дополнительной образовательной программы, после чего он зачисляется в качестве «слушателя». Приложением к каждому договору является перечень изучаемых дисциплин и других элементов образовательной программы, включая текущую и итоговую аттестацию, если таковая входит в условия оказываемой услуги.

В зависимости от формы обучения и условий договора слушателю оформляется и выдается зачетная книжка либо освоение каждой учебной дисциплины фиксируется выдаваемым обучаемому сертификатом вуза. Вуз может предложить, а обучаемый вправе принять или не принять консультационные услуги по методическому обеспечению перечня и последовательности оказания ОУ. Вуз проводит маркетинговое исследование рынка ОУ, изучает деятельность вузов-партнеров и вузов-конкурентов, осуществляет рекламно-информационную деятельность, анализирует требования и потребности рынка труда, спрос и его масштабы на различные образовательные услуги, мотивацию потенциальных ОУ, их намерения и предпочтения, производит сегментацию рынка услуг, позициони-

рование вуза и спектра его «открытого» образования на рынке ОУ. Кроме того, вуз осуществляет мониторинг «открытого» образования, изучает мнение потребителей, формирует и реализует мероприятия по совершенствованию и диверсификации ОУ.

Дистанционное и открытое образование в мировой практике успешно развиваются на протяжении нескольких десятков лет. Основными технологиями обучения являются:

• кейс-технология, которая является близким аналогом технологии заочного обучения, когда учащийся получает (главным образом по почте) специальный набор учебно-методических материалов (кейс) для самостоятельного обучения и периодически консультируется у преподавателей в созданных для этого региональных учебных центрах;

• ТУ-технология, в рамках которой применяются телевизионные лекции и консультации у преподавателей;

• сетевая технология, основанная на применении для консультаций учащегося и передачи ему учебно-методических материалов сети Интернет.

Наиболее мобильной и перспективной является сетевая технология. Модели организационно-правовой организации ведения сетевого учебного процесса можно условно подразделить на три группы [4]:

• базовая (локальная) модель, которая предназначена для организации сетевого учебного процесса в рамках отдельного вуза и не ориентирована на интеграцию с иными учебными заведениями;

• брокерская модель, представляющая собой организационно-технологическое объединение самостоятельных учебных заведений, работающих в рамках единых корпоративных стандартов;

• автономная модель, или самосто-

ятельный виртуальный вуз без базового учебного заведения, обучение в котором ориентировано только на сетевую среду.

Базовая модель организации сетевого учебного процесса применяется сегодня в любом современном вузе, и степень ее внедрения определяется уровнем освоения конкретным учебным заведением информационных технологий. Однако даже наиболее «продвинутым» вузам подготовить весь объем электронных учебно-методических материалов для ведения сетевого учебного процесса в настоящее время крайне сложно.

Брокерская модель позволяет сконцентрировать усилия нескольких вузов и поэтому является основой для построения информационно-образовательной среды (ИОС), которая реализуется в виде Российской системы открытого образования. Примерами применения брокерской модели за рубежом могут служить Калифорнийский виртуальный университет, объединяющий 95 вузов, Агентство по открытому обучению (объединяет 9 университетов), Национальный технологический университет США (объединяет 46 университетов) и т.д.

Автономная модель ориентирована на учебные заведения принципиально нового типа, изначально организованные специально для самостоятельного ведения только сетевого учебного процесса. Зарубежными примерами служат Национальный центр дистанционного обучения (Франция), Голландский открытый университет, Канадский открытый университет и Британский открытый университет.

Сетевой учебный процесс с успехом может применяться не только для дистанционного и открытого образования, но и для очной и очно-заочной форм обучения. Поэтому для вузов России, традиционно применяющих

именно эти формы обучения, наиболее приемлемыми сетевыми моделями являются базовая и брокерская. В настоящее время силами МРЦ ГосНИИ системной интеграции под эгидой Министерства образования РФ создается национальная ИОС, основой которой служит брокерская модель.

Информационно-образовательная среда представляет собой программно-телекоммуникационный комплекс, в котором сосредоточены единые технологические средства ведения учебного процесса [5].

Возможность построения ИОС базируется на интеграции университетских компьютерных телекоммуникационных сетей, научно- и учебно-методического обеспечения, предусматривающего применение современных средств автоматизации. Основными свойствами ИОС являются:

• универсальность технологических процессов создания,хранения и использования учебно-методических и иных ресурсов, обеспечивающих ведение учебного процесса через Интернет;

• интегрируемость различных учебных заведений - от школ до университетов;

• инвариантность среды и технологий к уровню и профилю образования;

• масштабируемость, допускающая наращивание ресурсов, учебных заведений и т.д. на различных уровнях системы;

• широкий охват всех уровней образования - от сельских школ до ведущих российских университетов;

• создание и использование национального парка автоматизированных лабораторных практикумов удаленного доступа;

• создание и внедрение в учебный процесс федерального фонда моделей технологических процессов и природных явлений;

• материальная заинтересованность всех участников образовательного процесса (физических и юридических лиц);

• самоокупаемость структур, ведущих учебный процесс в информационно-образовательной среде [4].

Информационно-образовательная среда системы образования России объединяет ИОС различных регионов страны. В свою очередь, региональная ИОС представляет собой объединение виртуальных представительств входящих в нее учебных заведений. Виртуальным представительством (ВП) учебного заведения является программный комплекс, обеспечивающий типовой набор сервисных служб, реализующий организацию учебного процесса через сеть Интернет по образовательным программам конкретного вуза.

Создание централизованных структур открытого образования, например, региональных центров (РЦ), является сложной задачей, для решения которой региональные центры предоставляют университетам при заключении договора о создании виртуального представительства программное обеспечение в виде модулей, объединенных в подсистемы, которые функционально соответствуют основным видам деятельности любого вуза: администрирование; электронный отдел кадров; электронная библиотека; электронный деканат; контроль знаний; статистика; документирование.

Все программные модули и базы данных виртуальных представительств учебных заведений хранятся на сервере региональной ИОС. Задачами вуза являются наполнение соответствующих баз данных учебно-методическими материалами, организация и администрирование учебного процесса в рамках сформированного ВП. К настоящему времени практически полностью построена общая инфраструктура

федеральной ИОС, которая в дальнейшем будет расширяться за счет открытия новых региональных ИОС. Любое учебное заведение может легко открыть свое ВП, получив при этом стандартный комплект инструментальных средств для организации и ведения учебного процесса. Однако практическая сторона вопроса по организации реального процесса обучения упирается в проблему разработки электронных учебно-методических материалов. Потому наиболее актуальным видом деятельности по формированию национальной ИОС становится «работа на местах», т.е. на кафедрах. Во многих российских вузах с большим или меньшим успехом идет процесс создания либо эксплуатации корпоративных университетских сетей, где кафедры, как правило, представлены своими web-страницами. К настоящему времени структура и содержание web-стра-ниц в основном имеют чисто информационный характер, не преследующий цель организации учебного процесса. Важным вопросом реализации сетевого обучения является рассмотрение и проработка концепции организации и структуры кафедральной базы данных. Для краткости будем называть кафедральную базу данных виртуальной или электронной кафедрой (ЭК).

Целью создания электронной (виртуальной) кафедры является организация и ведение сетевого учебного процесса. Для ее реализации необходимо решение следующих задач:

• рассмотрение вопроса о технологии создания базы данных ЭК;

• оценка инструментальных средств создания электронных учебно-методических материалов;

• разработка шаблонов для создания типовых учебных занятий;

• организация учебного процесса с учетом объективного контроля знаний.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Современные базы данных представляют собой набор реляционных (взаимосвязанных между собой) таблиц, при работе с которыми применяется технология «клиент-сервер». Внутренняя структура реляционной базы данных определяется ее информационной моделью, которая, соответственно, отражает взаимосвязи между сущностями и атрибутами компонентов реальных систем, процессов и явлений, для представления которых и формируется база данных.

Для построения реляционных баз данных разработан ряд методик (технологий), среди которых наиболее перспективны, на наш взгляд, те, которые применяются в промышленной сфере для организации электронных (виртуальных) предприятий. Методы и средства, применяемые в этой области, основаны на CALS-стандартах, которые разрабатываются в промышлен-но развитых странах в течение последних десятилетий. CALS-технология представляет собой принципиально новую компьютерную систему электронного описания производственных процессов, позволяющую интегрировать комплекс материальных и информационных потоков, существующих на всех этапах жизненного цикла продукции. CALS-технологии нашли применение в различных отраслях экономики, в том числе в промышленности, банковской деятельности, здравоохранении, строительстве и т.д. [6]. Наиболее важным из CALS-стандартов является международный стандарт ISO 10303, который неофициально называется STEP (Standard for the Exchange of Product model data), предназначенный для компьютерного представления и обмена данными о Продукте.

Основное предназначение ЭК заключается в организации учебного процесса, который во многом соответствует производственному процессу.

Поэтому методы и средства, применяемые для создания электронного предприятия, могут быть использованы для организации ЭК.

Основой для создания распределенных реляционных баз данных является информационная модель, которая представляет собой концептуальную схему моделируемой системы в виде взаимосвязанных таблиц. Построение информационной модели является ответственным этапом работы. Для создания баз данных сложных промышленных систем с применением СЛЬБ-технологии в качестве методологической основы разработан стандарт ЮБР. Разработана методология ЮБР, позволяющая производить изучение различных характеристик промышленного производства. Согласно методологии ЮБР, информационная модель строится на втором этапе исследований (методология ЮБР IX). На первом этапе (методология ЮБР0) создается функциональная модель, представляющая собой структурированное изображение функций производственной системы, а также информации и объектов, связывающих эти функции.

Важное значение имеют программные средства, специализированные для создания электронных учебно-методических материалов. Как правило, данный вид программных продуктов позволяет создавать электронные пособия без помощи программирования, хотя внутренний сценарный язык в большинстве случаев имеется и расширяет возможности пользователя. В арсенале средств разработки имеется широкий набор всевозможных шаблонов, технологии внедрения и компоновки объектов и т.д. Электронные учебные пособия создаются специально для ведения сетевого учебного процесса.

Наиболее известными средствами разработки электронных учебных пособий являются отечественная система ди-

станционного обучения «Прометей» и зарубежные программные средства ToolBook, Authorware, HyperMethod и др.

СДО «Прометей» позволяет проводить дистанционное обучение через Интернет (Интранет). Комплекс вмещает средства общения между слушателями и преподавателем: электронную почту, дискуссионный клуб (телеконференцию), круглый стол (чат), аудио/ видеоконференцию. Реализуется активная роль преподавателя и полный его контроль за учебным процессом. СДО «Прометей» имеет многоуровневую систему тестирования, возможность подключения компьютерных тренажеров для дистанционного проведения лабораторных работ.

Программный продукт ToolBook компании Click21earn.corn — это базовый набор инструментов для создания обучающих курсов, предназначенный для инструкторов, экспертов, преподавателей, профессиональных разработчиков и программистов. Инструменты ToolBook упрощают разработку электронных учебных курсов путем применения готовых библиотечных объектов, которые позволяют сэкономить время, силы и средства.

Используя все возможности новейших web-технологий, ToolBook поднимает на новый уровень создание и распространение интерактивных образовательных курсов. Мастер Web Specialist используется при подготовке учебных курсов для Интернета с учетом специфики различных версий браузеров. Этот мастер поддерживает экспорт курсов в формате DHTML и способен автоматически разместить файлы на web-серве-ре. ToolBook может автоматически преобразовать содержимое образовательных курсов в DHTML-документ (Dynamic Hypertext Markup Language). Язык DHTML привносит высокий уровень интерактивности в web-курсы, включая организацию интерактивных

опросов. В состав ToolBook входит также проигрыватель Neuron — средство распространения мультимедийных образовательных web-курсов с включением кода OpenScript. Встроенный проигрыватель Universal Media Player поддерживает самые современные форматы мультимедиа и совместим с Windows Media Player, RealNetwork RealPlayer и Macromedia Flash Player. Встроенные мастера обеспечивают полностью прохождение процесса публикации учебных материалов в Интернете или Инт-ранете. Кроме того, упаковщик AutoPackager осуществляет подготовку курса вместе с программой инсталляции к размещению на CD-ROM для работы с ним под управлением Windows.

ToolBook поставляется вместе с большим набором готовых шаблонов для бизнеса и для образования. Среди них — каталоги продуктов, руководства для служащих, учебные материалы для отделов продаж, а также разнообразные дополнительные шаблоны общего назначения. Если не удастся подобрать подходящий готовый шаблон, можно создать свой собственный. ToolBook поддерживает новый стандарт Microsoft LRN (Learning Resource Interchange — обмен учебными материалами), который является реализацией спецификации Instructional Management Systems (IMS) Content Management Systems, разработанной консорциумом IMS Global Learning Consortium. Структура LRN основана на языке XML, определяющем содержание учебного курса, что позволяет организациям и провайдерам электронных систем обучения создавать совместимые интерактивные учебные материалы LRN, помогает потребителям быстро окупить свои вложения в электронные обучающие системы благодаря широкому выбору платформенно-не-зависимых учебных курсов.

Программный продукт HyperMethod — полнофункциональный инструмент для разработки авторских мультимедиа-изданий, электронных энциклопедий и учебников, каталогов и рекламных буклетов на CD-ROM, справочных систем и публикаций в Интернете, а также приложений, основанных на технологии Web-CD, насыщенных не только мультимедийными эффектами, но и большим количеством разнообразной информации. HypetMethod позволяет создавать красочные и информационно наполненные мультимедиа-приложения, отвечающие самым современным стандартам.

Программа ePublisher позволяет создавать профессиональные электронные версии книг, документов, каталогов продукции. За основу берется RTF- или PDF-файл с исходным текстом и с помощью ePublisher превращается в профессионально подготовленную, хорошо оформленную электронную публикацию. ePublisher может создать электронную книгу для записи на CD-ROM либо в виде исполняемого файла ЕХЕ, либо для публикации в Интернете.

При помощи ePublisher можно самостоятельно создавать электронные публикации. Программа обеспечивает:

• автоматическое создание электронных книг из файлов RTF и PDF с гиперссылками и мультимедиа;

• защиту электронной книги от пиратского копирования;

• экспорт книги в формат HTML и RTF;

• формирование нескольких десятков профессиональных шаблонов оформления;

• работу с любыми форматами графики, видео и звука;

• создание распределенных книг, в которых отдельные страницы, параграфы или абзацы могут считываться с Интернет-сервера;

• автоматическое встраивание в книгу системы поиска;

• автоматическую генерацию гипертекстовых связей со словарем;

• совместимость с пакетом HyperMethod, придание публикациям еще более профессионального и уникального вида, добавляя мультимедийные эффекты.

Особое значение имеет решение вопроса о сетевой поддержке учебного процесса. В этой связи целесообразно использовать продукт Lotus LeamingSpace, который поддерживает гибкий и эффективный режим дистанционного обучения с сочетанием всех трех режимов сетевого обучения:

• самостоятельно контролируемого обучения,

• асинхронного совместного обучения,

• синхронного совместного обучения (в режиме реального времени), т.е. работы в режиме «виртуальная аудитория».

Функциональные возможности LearningSpace не только обеспечивают максимальную гибкость обучения, но и предоставляют широчайшую поддержку для создателей учебных курсов, инструкторов и администраторов. Администраторы получают в свое распоряжение удобные средства по управлению процессом обучения, которые позволяют оценить успеваемость учащихся и общую эффективность проводимой учебной программы.

Эти средства включают: личные профайлы, распределение студентов по группам, мониторинг деятельности учащихся, создание отчетов.

LearningSpace поставляется в двух вариантах:

• Базовый модуль LearningSpace Core, который поддерживает проведение дистанционных курсов самостоятельного обучения, а также обеспечивает средства контроля и управления

таким обучением. При этом реализуется инфраструктура, позволяющая осуществлять образовательные программы любого масштаба как в рамках одного отдела, так и всего предприятия («корпоративный университет»).

• Модуль коллективного обучения LearningSpace Collaboration, который включает средства администрирования и проведения дистанционных курсов. Указанные средства присущи базовому модулю. LeamingSpace Collaboration также обеспечивает проведение коллективных учебных мероприятий в форме дискуссий и «виртуальных классов» в реальном времени.

LeamingSpace имеет программный интерфейс, обеспечивающий интеграцию с другими системами (например, использование существующих каталогов пользователей для автоматического зачисления студентов или загрузка статистики в базы данных кадровых служб). LeamingSpace предоставляет в распоряжение разработчиков, специалистов в определенной области и инструкторов эффективную среду разработки курсов и их качественного преподавания. Инструкторы могут использовать все учебные пособия, которые они освоили, - от электронных таблиц и презентаций до видеоматериалов и программных средств. LeamingSpace позволяет разрабатывать курсы при помощи целого ряда инструментальных средств, которые включают средства разработки от Macromedia, лидера в этой отрасли (Authorware, Dreamweaver, Dreamweaver + Course Builder, Shockwave, Director, Flash). В дополнение к этому LeamingSpace поддерживает стандарт AICC, что позволяет использовать готовые курсы (включая курсы на CD-ROM) различных производителей — IBM, NETg и SmartForce. Существующие курсы LearningSpace версии 3 на основе файлов Notes NSF можно легко перенести

в структуру управления модуля LeamingSpace Core, а клиенты Lotus могут продолжать пользоваться клиентскими версиями Notes и файлами в формате NSF для создания и хранения учебных материалов.

Административная информация (описания курсов, расписание, контрольные задания, учетные записи) и информация о студентах (текущий статус, записи службы мониторинга и результаты выполнения контрольных заданий) хранятся в реляционной базе данных (в одном из форматов - DB2, Oracle или SQL). Использование стандартной системы управления реляционными базами данных (RDBMS) допускает несколько вариантов основной платформы, делает более гибкой систему отчетности и облегчает доступ ко всем данным в системе на основе стандарта ODBC. Учебные материалы и контрольные задания для самостоятельно контролируемых курсов могут храниться в файловой системе или на сервере баз данных.

Функции коллективного обучения, используемые в приложении, основаны на технологиях Lotus Domino и Sametime, которые включены в модуль LeamingSpace Collaboration и работают на платформе NT. Создания инфраструктуры собственно Domino или Notes при этом не требуется. Все технологии, необходимые для функционирования модуля коллективного обучения, встроены в LeamingSpace.

LeamingSpace поддерживает следующие платформы:

• Windows NT Server 4.01 с установленным Option Pack 4 (в случае установки на одиночном сервере или установки Базового модуля LeamingSpace на файл-сервере в мультисерверной конфигурации);

• DB2 5.2, или 6.1, SQLServer 6.5, или Oracle версия 7.З, или выше (в качестве системы управления базами данных);

• Internet Explorer 4. х;

• Netscape Navigator 4. х. Следует отметить, что Министерство образования РФ и компания Lotus Development подписали соглашение в области использования ПО для Интер-нет/Интранет и дистанционного обучения в школах и вузах России. В рамках этого соглашения Министерство даст возможность финансируемым государством начальным, средним и высшим учебным заведениям страны приобрести до полумиллиона лицензий на Lotus Notes и Lotus LeamingSpace (решение в области распределенного обучения). Lotus может поставить в рамках соглашения лицензии на программные продукты Lotus Domino Application Server, Lotus Domino Designer, Lotus Notes for Collaboration, LeamingSpace Server и Learning-Space Access License.

Литература

1. Филиппов В.М. Высшая школа России пе-

ред вызовами XXI века // Высшее образование в России. - 2001. - №1. - С. 5-14.

2. Мануйлов В.Ф. Организационно-методические, технологические, кадровые и экономические аспекты освоения государственных образовательных стандартов (ГОС) нового поколения // Научно-методические труды университета. - М., 2001. - С.6-19.

3. Буглаев В.Т, Попков В.И. Система непрерывного образования на базе интегрированной образовательной структуры // Стратегия развития университетского технического образования в России. - М., 1998. - С.8.

4. Концепция создания и развития информационно-образовательной среды Открытого Образования системы образования РФ. - http://domino.distera.ru.

5. Лобачев С.А., Поляков А.А. Универсаль-

ная инструментальная информационно-образовательная среда системы открытого образования РФ // Информационные технологии в управлении качеством образования и развития образовательного пространства. - М., 2001. - С. 3-40.

6. Сало В.В, Везиров В.Н, Давыдов А.Н, Барабанов В.В. Актуальность разработки и реализации СЛЬБ-технологий в отечественной промышленности // Пробле-

Н. ГРИГОРЬЕВА, доцент Саратовский государственный технический университет

В дискуссиях о содержании образования критика стала «хорошим тоном». Рекомендации чаще всего касаются отдельно взятой трудности, которая в процессе критики вырастает, как правило, до размеров социальной проблемы. Местами - катастрофы: достигаемый эффект объясняется отсутствием навыков системного мышления. Однако в этих дискуссиях при желании можно проследить и несколько ключевых положений. Например, понимание профессионализма как результата вузовской подготовки.

Позиция А.Н. Кимберга в отношении стратегий развития российского высшего образования, озвученная им на Южно-Российской научно-практической конференции в Краснодаре (май, 2000), сводится к формулированию ряда смысловых оппозиций в контексте истины и полезности. Он полагает, что образование как «процесс воспроизводства института науки и научного сообщества» входит в противоречие с самим собой, поскольку одновременно является процессом «воспроизводства ценностей, ибо ценности также являются важным объектом трансляции». Образование попадает в ловушку оппозиции «трансляция моделей мира — передача форм деятельности», поскольку, «несмотря на кажущуюся взаимообусловленность полюсов, противоречие есть: полное постижение мира ведет к отказу от активности в нем» [1].

мы продвижения продукции и технологий на внешний рынок. - 1997. Специальный выпуск.

Вузовский диплом не есть диплом профессионала

Нам представляется, что в формулировках А.Н. Кимберга присутствуют две маленькие хитрости (или неточности). Во-первых, функция воспроизводства института науки и научного сообщества, являясь прерогативой системы высшего образования, для социального института образования вторична по сравнению с функцией трансляции социального знания и передачи его следующим поколениям, а ценностные образования - одна из важнейших категорий социального знания. А во-вторых, наличие оппозиции вовсе не подразумевает обязательного присутствия субъекта (в нашем случае социальный институт образования выступает именно в качестве субъекта) в одной из крайних точек, а предполагает возможность существования в состоянии устойчивого баланса, когда найдено оптимальное сочетание крайних категорий. Трансляция моделей мира и передача форм деятельности чаще всего не только не противоречат друг другу (и об этом хорошо известно тем, кто помнит о своих учителях), а способствуют и постижению мира, и эффективной деятельности в нем.

Вряд ли у кого вызывает сомнение, что разработка собственного метода или небольшой техники в консультировании, психотерапии или педагогике всегда сопряжена с высокой степенью ответственности профессионала за результат и его последствия. Поэтому вполне естественно то внимание к лич-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.