Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ДАТИРОВКЕ СРЕДНЕВЕКОВОГО ХРАМА В МЮССЕРЕ (АБХАЗИЯ)'

К ВОПРОСУ О ДАТИРОВКЕ СРЕДНЕВЕКОВОГО ХРАМА В МЮССЕРЕ (АБХАЗИЯ) Текст научной статьи по специальности «Науки о Земле и смежные экологические науки»

CC BY
55
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРЕДНЕВЕКОВАЯ АРХИТЕКТУРА АБХАЗИИ / ТРЕХЦЕРКОВНЫЕ БАЗИЛИКИ / РЕНТГЕНОФАЗОВЫЙ АНАЛИЗ

Аннотация научной статьи по наукам о Земле и смежным экологическим наукам, автор научной работы — Пищулина Виктория Владимировна, Кишкинова Евгения Михайловна

Статья посвящена исследованию архитектурных особенностей средневекового храма в Мюссере (Абхазия), его архитектуроведческому сопоставлению с другими трехцерковными базиликами периода строительства храма в соотнесении с результатами анализа строительного раствора этого храма на основе рентгенофазового метода. Данный комплексный метод к исследованию храма в Мюссере применяется впервые. Сделанные авторами статьи выводы сравнительного архитектуроведческого анализа были подкреплены результатами рентгенофазового анализа известковых растворов разных частей храма, указывающими на три строительных периода и ремонты. Новизна статьи обусловлена тем, что по результатам комплексного исследования археологических данных, планировочного, объемно-пространственного решения и строительного раствора Мюссерского храма авторами определено три строительных периода. К первому строительному периоду - VI в. - относятся главный фасад, наружная стена северной галереи и пристройка с северной стороны. Ко второму - VII в. - алтарь, внутренние продольные стены храма, южная галерея, к третьему - Х в. - стена хоров и свод под ними.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о Земле и смежным экологическим наукам , автор научной работы — Пищулина Виктория Владимировна, Кишкинова Евгения Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE DATING OF THE MEDIEVAL TEMPLE IN MUSSER (ABKHAZIA)

The article is devoted to the study of the architectural features of the medieval temple in Musser (Abkhazia), its architectural comparison with other three-church basilicas during the construction of the temple, in relation to the results of the analysis of the mortar of this temple based on the X-ray phase method. The conclusions of comparative architectural analysis made by the authors of the article were supported by the results of X-ray phase analysis of calcareous solutions of different parts of the temple, indicating three construction periods and repairs. The first construction period - VI century - includes the main facade, the outer wall of the northern gallery and the extension on the north side. By the second period - 7th century - the altar, the inner longitudinal walls of the temple, the southern gallery. By the third period - the 10th century - the wall of the choirs and the vault under them.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ДАТИРОВКЕ СРЕДНЕВЕКОВОГО ХРАМА В МЮССЕРЕ (АБХАЗИЯ)»

14. Voprosy istorii, 1948, no. 12, pp. 3-12.

15. Upravlenie Tsentral'nogo Gosudarstvennogo Arkh-iva Arkhivnoy sluzhby Kabardino-Balkarskoy Re-spubliki [The Central State Archive of the Kabardino-Balkarian Republic], f. R-582 (Kabardino-Balkarian State Pedagogical Institute), inv. 1, case 50.

16. Upravlenie Tsentral'nogo Gosudarstvennogo Arkh-iva Arkhivnoy sluzhby Kabardino-Balkarskoy Re-spubliki [The Central State Archive of the Kabardino-Balkarian Republic], f. R-582 (Kabardino-Balkarian State Pedagogical Institute), inv. 1, case 52.

17. Semenov Yu.I. Etnograficheskoe obozrenie, 2008, no. 5, pp. 185-189.

18. Upravlenie Tsentral'nogo Gosudarstvennogo Arkh-iva Arkhivnoy sluzhby Kabardino-Balkarskoy Re-spubliki [The Central State Archive of the Kabardino-Balkarian Republic], f. R-582 (Kabardino-Balkarian State Pedagogical Institute), inv. 1, case 60.

19. Dmitrieva A. Kabardinskaya pravda, 1945, June 17.

20. Upravlenie Tsentra dokumentatsii noveyshey istorii Arkhivnoy sluzhby Kabardino-Balkarskoy Respub-liki [Department of the Center for Documentation of Contemporary History of the Archive Service of the Kabardino-Balkarian Republic], f. 1 (Kabardian regional Committee of CPSU (b)), inv. 1, case 2214.

21. Obushenkov N.G. Voprosy istorii, 1994, no. 4. pp. 106-134.

22. Anchabadze Yu.D. Kavkazoved G.A. Kokiev: zhizn', tvorchestvo, sud'ba [Caucasian expert G.A. Kokiev: life, creativity, destiny]. In: Repressirovannye etno-grafy. 2-c izd. [Repressed ethnographers, 2nd Ed.].

Moskow, Oriental literature, 2002, iss. 1, pp. 134— 151.

23. Arkhiv Kabardino-Balkarskogo gosudarstvennogo universiteta. Lichnyye dela sotrudnikov (uvolennykh) «N» [Archive of Kabardino-Balkar State University. (Persanal files of employees (discharged) «N»)].

24. Naloeva E. Dzh. Kabarda v pervoy polovine XVIII veka: genezis adygskogo feodal'nogo sotsiuma i problemy politicheskoy istorii [Kabarda in the first half of the 18th century: the genesis of the Adyghe feudal society and problems of political history]. Nal'chik, Pechatny dvor, 2015, 363 p., р. 4-5.

25. Upravlenie Tsentra dokumentatsii noveyshey istorii Arkhivnoy sluzhby Kabardino-Balkarskoy Respub-liki [Department of the Center for Documentation of Contemporary History of the Archive Service of the Kabardino-Balkarian Republic], f. 1 (Kabardian regional Committee of CPSU (b)), inv. 1, case 2267.

26. Elektronnaya entsiklopediya TGU. (Electronic encyclopedia of TSU), available at: http://wiki.tsu.ru/ wiki/index.php/Grinevich,_Konstantin_Jeduardo-vich.

27. Upravlenie Tsentra dokumentatsii noveyshey istorii Arkhivnoy sluzhby Kabardino-Balkarskoy Respub-liki [Department of the Center for Documentation of Contemporary History of the Archive Service of the Kabardino-Balkarian Republic], f. 1 (Kabardian regional Committee of CPSU (b)), inv. 1, case 2810.

22 марта 2021 г.

УДК 726:72.03 (470.6)

К ВОПРОСУ О ДАТИРОВКЕ СРЕДНЕВЕКОВОГО ХРАМА

В МЮССЕРЕ (АБХАЗИЯ)

В.В. Пищулина, Е.М. Кишкинова

DOI 10.18522/2072-0181-2021-105-1-93-98

Актуальность данной статьи связана с отсутствием на сегодняшний день единого мнения относительно датировки изучаемого памятника архитекту-

Пищулина Виктория Владимировна - доктор архитектуры, профессор, заведующая кафедрой архитектурной реставрации, реконструкции и истории архитектуры Донского государственного технического университета, почетный академик Российской академии художеств, 344022, г. Ростов-на-Дону, ул. Социалистическая, 162, корп. 24, e-mail: viktvlad@mail.ru, т. 8(863)2731472;

Кишкинова Евгения Михайловна - кандидат искусствоведения, доцент, профессор кафедры архитектурной реставрации, реконструкции и истории архитектуры Донского государственного технического университета, 344022, г. Ростов-на-Дону, ул. Социалистическая, 162, корп. 24, e-mail: kem0022@yandex.ru, т. 8(863)2731472.

ры. Мюссерский храм неоднократно привлекал внимание исследователей. Однако по его датировке предположения значительно расходятся. Так, Л.Д. Рчеулишвили называет конец

Victoria Pishchulina - Don State Technical University, 162, build. 24 Sotsialisticheskaya Street, Rostov-on-Don, 344022, e-mail: viktvlad@mail.ru, tel. +7(863)2731472;

Evgenia Kishkinova - Don State Technical University, 162, build. 24 Sotsialisticheskaya Street, Rostov-on-Don, 344022, e-mail: kem0022@yandex.ru, tel. +7(863)2731472.

У1-УП в. [1], И.В. Бердзенишвили - УП-УШ вв. [2], Э. Нойбауер склоняется к УШ-1Х вв. [3], В.П. Пачулия датирует храм 1Х-ХП вв. [4], А.Ю. Виноградов и Д.В. Белецкий называют дату 970 г. [5]. Ю.Н. Воронов относит строительство к Х-Х1 вв. [6], Л.Г. Хрушкова не называет предположительной даты [7].

Цель настоящей статьи - уточнение датировки средневекового храма, расположенного в Мюссере на территории Абхазии. Задачи: исследование архитектурных особенностей храма в Мюссере как трехцерковной базилики; изложение результатов рентгено-фазового анализа строительного раствора этого храма; обоснование датировки храма VII в.

Одной из важнейших проблем в исследовании средневековой архитектуры Абхазии является проблема датировки памятников зодчества. Аргументами для отнесения постройки к той или иной эпохе служат строительные надписи, упоминания в письменных источниках, изображения ктиторов, привязка к историческим событиям, данные археологических исследований, конструктивные решения, использованные при строительстве материалы и способы их обработки, объемно-пространственные композиции, особенности планировки, рассмотренные в сравнении с «эталонными» четко датированными памятниками и позволяющие включить то или иное здание в их эволюционный ряд, стилистика и семантика декоративных мотивов. В идеальном случае все эти данные не противоречат друг другу, позволяя сузить хронологические рамки строительства или перестройки здания.

Исследуемый храм находится в Гудаутс-ком районе Абхазии, на территории Пицундско-Мюссерского биосферного заповедника, там, где горы почти вплотную подходят к побережью, на левом берегу р. Амбара, впадающей в Черное море. Расположенный на холме, Мюссерский храм некогда находился внутри крепости, руинированные стены которой можно видеть вокруг него. Нами в 2018 г. произведены тщательные обмеры храма (рис. 1, 2) и взятие образцов растворов из разных его частей.

В плане храм представляет собой прямоугольник размерами 22,5 х 18,6 м, вытянутый в западно-восточном направлении. Площадь храма - 418,5 м2. Вход с западной стороны размещен почти по центру фасада, с незначительным смещением к северу, и ведет в нартекс. В нижнем ярусе нартекс имеет два оконных проема с северной и южной стороны.

Амбразуры всех окон памятника трапециевидны и расширяются внутрь.

Рис. 1. Мюссерский храм, план (2020)

Рис. 2. Мюссерский храм, фасад (2020)

Из нартекса два проема ведут в центральный неф. Он значительно превосходит боковые высотой и шириной и завершается апсидой, полукруглой в плане изнутри и не выступающей за пределы наружных стен в экстерьере, прорезанной одним окном. Из центрального нефа широкие проходы ведут в боковые. На его продольных стенах размещены две пары пилястр, а в восточной части, у апсиды, еще одна пара пилястр с уступами образует несимметричные «плечики». Центральная апсида сообщается с боковыми помещениями узкими проходами.

Боковые нефы включают по два помещения и не являются симметричными. Северный неф разделен на небольшое помещение с запада, с одним окном, и более протяженное с востока, с тремя окнами, причем помещения сообщаются друг с другом. Восточное помещение заверша-

ется апсидой с окном, имеющей в плане каплевидное очертание, изогнутое в сторону центральной оси здания. Из этого расширения узкий коридор ведет в небольшое помещение -«карман», в плане имеющее чечевицеобразное очертание неправильной овальной формы. Апсида северного нефа ступенчато расширяющимся проходом соединена с центральной апсидой.

Южный неф, напротив, разделен на короткий отсек с востока и протяженный - с запада, причем между собой они не сообщаются. Короткий отсек, имеющий по одному окну с востока, т.е. в апсиде, и с юга, ступенчато-расширяющимся переходом связан с центральной апсидой. Короткий коридор ведет из него в помещение между апсидами, в плане имеющее форму, близкую к треугольнику. Протяженный западный отсек (эгутэри?) южного нефа, завершенный апсидой, открывается на фасад тремя арочными проемами входов. Размещение входа с юга, как известно, характерно для сирийской традиции.

Главный вход на западном фасаде также имеет арочную форму. Слева и справа от него в нижнем уровне находятся уже упомянутые небольшие прямоугольные проемы окон нартекса. Выше по центру можно наблюдать крестообразную композицию из четырех окон, включающую один крупный арочный проем и три меньшие по размеру над ним, а также справа и слева.

Центральный неф со стороны боковых фасадов прорезан семью арочными окнами, одно из которых приходится на нартекс, а остальные - непосредственно на неф. Южный неф, как уже говорилось, имеет три арочных входа.

Гармоничной организации интерьера способствует размещение окон главного нефа попарно между пилястрами. Ступенчатые пилястры перед апсидой переходят в архивольт с уступом, подчеркивающий значение триумфальной арки алтарного пространства. Все проходы имеют арочные проемы, а помещения и коридоры - сводчатое перекрытие. Нартекс открывается в интерьер в нижнем уровне тремя арками, а в уровне хор, как и на фасаде, - четырьмя арками, три из которых находятся в одном уровне, а четвертая - над ними в центре, под сводом. «Лестница на хоры расположена на западном конце северного нефа. Исходя из размеров среднего проема хора, можно допустить, что в древности он мог

играть роль двери, ведущий внутрь помещения от наружной лестницы» [8].

Основным строительным материалом храма служит известняк. Кладка панцирная, из блоков, с забутовкой. Внутренняя поверхность стен в отдельных местах, особенно в апсидах, выполнена из речных и морских валунов-окатышей. Следовательно, стены были покрыты штукатуркой. Возможно, имелась живопись. Местами в кладке присутствует плинфа.

Мюссерский храм относится к типу трехцерковных базилик. Трехцерковная базилика - специфический вариант базилики, тип храма, самые ранние примеры которого известны на территории Грузии. В экстерьере она выглядит как обычная базилика, с повышенным сводчатым центральным нефом, перекрытым на два ската, и пониженными боковыми. Однако в интерьере имеются существенные отличия. Боковые нефы отделяются от центрального не рядами колонн или столбов, а стенами. Термин «трехцерковная базилика» был введен Г.Н. Чубинашвили, предполагавшим сирийские истоки этой композиции. Западноевропейские ученые предпочитают термин cloisonné - перегородчатая. Древнейшие храмы такого типа находятся в Квемо-Картли (базилика в Болниси, V в.) и в Кахетии (базилики в Некреси и Зегаани, VI в.).

«Возникновение таких церквей относится к VI в. и было вызвано... ростом культа -необходимостью совершать несколько раз в сутки церковную службу, при запрете совершать это за одним и тем же престолом. Хотя эти церкви имеют внешний облик трехнеф-ной базилики, однако... конструктивно трех-церковная базилика не является базиликой, ибо в ней нет деления на три нефа рядами столбов... Сущность плана данного типа храма состоит в том, что в одной постройке мы имеем три удлиненных залы - боковые пониже, среднюю более широкую и высокую: на линии столбов здесь имеются сплошные стены с дверями. В каждой зале на востоке имеется апсида, так что в одной постройке мы имеем одновременно три церкви» [9].

Как уже было сказано выше, датировка храма является спорной. Так, Л.Д. Рчеулишвили указывает, что хоры раскрываются во внутреннее пространство наподобие храма в с. Лыхны в Абхазии и в храме Квелацминда в Гурджаани (Грузия). Что касается датировки, этот автор отмечает, что храм Мюссеры относится не к раннему этапу формирования трехцерковных

базилик, делая такой вывод, основываясь на том, что среднее пространство просторное, удачно скомпонованы хоры, нартекс и южный портик, свидетельствующие о зрелом художественном осмыслении уже найденных стилевых мотивов, а плоские ниши, сопутствующие окнам изнутри, напоминают Бвет-ский храм (Грузия). Все это позволило Л.Д. Рчеулишвили датировать данный памятник рубежом У1-УП вв. и считать его более ранним, чем Киачский храм. Последний, не имеющий хор и нартекса, с двухступенчатыми пилястрами и сильно вытянутым в длину центральным помещением, он сравнивает с Недзвской церковью IX в. [1, с. 74-75]. А.Ю. Виноградов и Д.В. Белецкий, как и Рчеулишвили, сравнивают композицию западной стены Мюссерского храма с Лыхненским храмом и Квелацминдой в Гурджаани, а также с Цандрыпшской базиликой, а дверь в уровне хор относят к влиянию собора в Мокви. Выделяя два этапа в строительной истории храма, эти исследователи датируют памятник X в. [5, с. 153-155].

При сравнении планов трехцерковных базилик в Мюссере, Квемо-Болниси и Зегаани, следует отметить, что Мюссерский храм сложнее по организации, чем Квемо-Болниси, где боковые нефы не расчленены. По сравнению с Зегаани Мюссерский храм выглядит более архаичным, заметна асимметрия в размещении западного входа, неодинаковые очертания междуапсидных помещений. Мюссерский храм обнаруживает также некоторое сходство с армянскими зальными храмами с обходом, строившимися до VII в. «В отличие от армянских церквей этого типа, в грузинских - отсутствует членение пространства центрального зала арками с выступающими пилястрами... Кроме того, в Армении, как отмечает М. Асра-тян, пастофории имеют апсиду. тогда как в Грузии апсида в этих помещениях встречается редко» [10]. Таким образом, армянское влияние (наличие пилястр и малых апсид) в архитектуре храма можно рассматривать как аргумент в пользу его ранней датировки (до VII в. включительно). Сходство плана храма с трехцерковной базиликой в Зегаани вв.) также указывает на его относительно раннее появление.

Среди аналогов оформления западной стены Мюссерского храма можно назвать не только памятники X в., но и более ранние, например церковь в Цроми (VII в.). Там тоже

присутствует дополнительное окно в верхней части, только оно имеет циркульную форму. Решение хор этой купольной церкви также близко рассматриваемому храму, разумеется, с поправкой на иной конструктивный тип. Влияние конструкции хор крестово-купольных храмов на организацию «закрытых» хор в Мюссере справедливо отметили А.Ю. Виноградов и Д.В. Белецкий. Они считают, что западная стена наоса Мюссеры с оригинальной композицией из проемов, как и западная стена нартекса, возможно, отразила попытку перенесения уже найденного в купольных храмах приема на трехцерковную базилику. Если Квелацминда в Гурджаани и Квелацминда в Вачнадзиани несут на себе влияние Мюссеры и являются, как и храм в Лыхны, более поздними в сравнении с ней памятниками, то церковь в Цроми может рассматриваться как современная ей постройка.

Сравнивая Мюссерский храм с храмом в с. Кондамиани (Грузия), датируемым VII в., следует отметить сходство околоалтарных помещений, отделенных стеной, а также трех-арочного решения южного фасада. Судя по всему, нартекс Мюссеры был пристроен позднее, возможно, и в X в., чем и объясняется наличие стены, отграничивающей его от основного зала, и «закрытые» хоры, характерные для памятников X в. Заметно и внешнее сходство характера кладки, а также оформления фасадов двух храмов - в Мюссере и Кондамиани. Перестройка Мюссерского храма в X в. затронула и южную его часть - там появилась апсида в южной галерее, что и превратило храм в трехцерковную базилику. Такие приемы устройства апсиды в галерее, после апсиды в пастофории, характерны для X в. (например, храм в Некреси), что позволяет сделать вывод о времени реконструкции здания.

Однако датировка многих памятников осложнена из-за ограниченности такого рода данных - отсутствия надписей, декора, упоминаний в исторических источниках и т.д. С другой стороны, интерпретация археологических находок, архитектурных и декоративных элементов и выявление их аналогов не могут быть полностью свободны от субъективного подхода того или иного автора. Этого недостатка лишены естественнонаучные методы исследования материалов постройки. В настоящее время широкое применение получили естественнонаучные методы изучения строительных материалов Средневековья. Так как в большинстве случаев

памятники архитектуры Средневековья возведены на известковом растворе, была применена экспериментальная технология с использованием рентгенофазового анализа известковых растворов [11]. Исследование проведено на приборе АКЪХТКЛ в 2020 г. Было исследовано 134 образца. Объекты для исследования взяты эталонные - по каждому из объектов имеются серьезные исследования, и они датированы рядом исследователей-археологов. При этом метод отбора был изменен по сравнению с 2019 г. - было взято несколько образцов с каждого объекта: из мест известных исторических трансформаций здания (образцы, например, с частей VI и Х вв.); с солнечной и теневой стороны; из подземной части.

Суть метода: за основу исследования было взято свойство известкового раствора набирать кристалличность с течением времени, а именно раскристаллизация кальцита.

В упрощенном виде это явление заключается в том, что микрокристаллиты кальцита увеличиваются в размере и возрастает степень их структурного совершенства. Относительный возраст оценивался по количеству пиков (интенсивности) главного дифракционного максимума кальцита - 3,03 А, т.е. чем выше его интенсивность, тем старше образец. Главный пик кальцита (СаСО3) 3,03 А - это расстояние между атомами кальция и кислорода, (А - 10-10 м в идеальном кристалле). Таким образом, можно говорить, что чем выше интенсивность кристалличности кальцита, которая определяется с помощью рентгеноструктурного метода, тем больше возраст самого известкового раствора. По результатам анализа эталонных образцов датированных археологами объектов метод был подтвержден, так как полученные датировки совпали с мнениями исследователей. Результаты по Мюссере показали три строительных периода храма (табл.).

Таблица

Результаты датировки Мюссерского храма с помощью методик рентгенофазового анализа известковых растворов

Место отбора образца Интенсивность главного пика кристалличности кальцита (по прибору ЛКЬХТКЛ) Среднее Датировка по интенсивности главного пика кристалличности кальцита, век (по прибору л^хтал) Интенсивность главного пика кристалличности кальцита (по прибору «Дрон») Датировка по интенсивности главного пика кристалличности кальцита, век (по прибору «Дрон») Общепринятая датировка, век Примечание

Пристройка рядом 4950 г. У-У1 -

Северный притвор 4900 г. 4900 У-У1 Рчеулишвили [1], Бердзенишвили [2]

Главный фасад 4900-2020, 4750-2019 VI 371 Начало VI Х-Х1 Виноградов [5], Воронов [6]

Внутр. продольная север.стена 4000 VII Рчеулишвили [1], Бердзенишвили [2]

Алтарь, северная апсида 4300 VII -

Южная галерея 4100 VII -

Обмазка свода на хорах 3500 X -

Алтарь снаружи 2500 XII -

Западная стена с хорами 3200 3300 X X Виноградов [5], Воронов [6]

Облицовка, северная галерея 3550 X Х-Х1 Виноградов [5], Воронов [6]

Примечание: некоторые образцы Мюссерского храма исследовались на приборе 2-3 раза, в таблице представлено среднее значение.

Все приведенные нами выше выводы сравнительного архитектуроведческого анализа подкрепляются результатами рентгено-фазового анализа известковых растворов разных частей храма, указывающими на три строительных периода и ремонты [11]. К первому строительному периоду - VI в. - относятся главный фасад, наружная стена северной галереи и пристройка с северной стороны. Ко второму - VII в. - алтарь, внутренние продольные стены храма, южная галерея; к третьему - Х в. -стена хоров и свод под ними. Таким образом, в своей датировке мы присоединяемся к выводам Л.Д. Рчеулишвили и И.В. Бердзенишвили и относим основное строительство храма в Мюссере к VI-VII вв. Можно согласиться также и с Д. Белецким и А. Виноградовым относительно того, что такие, как в этом храме, нартекс и хоры, характерны для Х в. - времени перестройки храма, с той оговоркой, что перестройка была только внутри храма. Также можно констатировать по результатам анализа растворов, что в XII в. храм был отремонтирован снаружи - оштукатурен.

ЛИТЕРАТУРА

1. Рчеулишвили Л.Д. Купольная архитектура VIII-X вв. в Абхазии. Тбилиси: Мецниереба, 1988. 90 с. С. 74-75.

2. Бердзенишвили И.В. Вопрос о распространения христианства в Абхазии по данным археологии (IV-VIII вв.): автореф. дис. ... канд. ист. наук. Тбилиси, 2006. 25 с.

3. Neubauer E. Abchazische Architektur im Spannungsfeld zwischen Georgien und Byzanz (6. bis 11. Jh.) // Byzantinische Kunstexport. Halle, 1978, p. 70-79.

4. Пачулия В.П. Исторические памятники Абхазии. Их значение и охрана. М.: Наука, 1968. 168 с.

5. Виноградов А.Ю., Белецкий Д.В. Церковная архитектура Абхазии в эпоху Абхазского царства. Конец VIII - X в. М.: Индрик, 2015. 372 с. С. 153-155.

6. Воронов Ю.Н. В мире архитектурных памятников Абхазии. М.: Искусство, 1978. 174 с.

7. Хрушкова Л.Г. Восточное Причерноморье в византийскую эпоху. История. Архитектура. Археология. Калининград; М.: РОС-ДОАФК, 2018. 480 с.

8. Требелева Г.В., Саканиа С.М. Христианские храмы средневековой Абхазии. Гудаутский район // Гуманитарные научные исследования. 2018. № 12. URL: http://human.snauka.ru/2018/12/25348.

9. Меписашвили Р.С. Основные особенности развития трехцерковных базилик Грузии // II Международный симпозиум по грузинскому искусству. Тбилиси: Мецниереба, 1977. 16 с. С. 14.

10. Цит. по: Пищулина В.В. Христианские храмы Тхаба-Ерды и Алби-Ерды в истории архитектуры Северо-Восточного Кавказа // Архитектурное наследство. 2009. № 50. С. 56-57.

11. Pishchulina V, Kotlyar V. Historical transformations of early medieval basilica churches of the North-Eastern Black Sea region in the light of the new data method based on lime mortars // IOP. 2021. № 1083. URL: https://iopscience.iop.org/ article/10.1088/1757-899X/1083/1/012106.

REFERENCES

1. Rcheulishvili L.D. Kupol'naya arkhitektura VIII-X vv. v Abkhazii [Dome architecture of the VIII-X centuries in Abkhazia]. Tbilisi, Metzniereba, 1988, 90 p., р. 74-75.

2. Berdsenishvili I.V. Vopros o rasprostraneniya khris-tianstva v Abkhazii po dannym arkheologii (IV-VIII vv.): avtoref. dis. ... kand. ist. nauk [Question of the spread of Christianity in Abkhazia according to Danish archeology (4th-8th centuries): Abstract of PhD Thesis]. Tbilisi, 2006, 25 p.

3. Neubauer E. Abchazische Architektur im Spannungsfeld zwischen Georgien und Byzanz (6. bis 11. Jh.) [Abkhaz architecture in the face of confrontation between Georgia and Byzantium (6th to 11th centuries)]. In: Byzantinische Kunstexport [Byzantine Art Export]. Halle, 1978, pp. 70-79.

4. Pachulia V.P. Istoricheskiye pamyatniki Abkhazii. Ikh znacheniye i okhrana [Historical monuments of Abkhazia. Their significance and protection]. Moscow, Nauka, 1968, 168 p.

5. Vinogradov A.Yu., Beletsky D.V. Tserkovnaya arkhitektura Abkhazii v epokhu Abkhazskogo tsarstva. Konets VIII - X v. [Church architecture of Abkhazia in the era of the Abkhaz kingdom. End of VIII - X century]. Moscow, Indrik, 2015. 372 p., р. 153-155.

6. Voronov Yu.N. V mire arkhitekturnykh pamyatnikov Abkhazii [In the world of architectural monuments of Abkhazia]. Moscow, Iskusstvo, 1978, 174 p.

7. Khrushkova L.G. Vostochnoye Prichernomor 'ye v vizantiyskuyu epokhu. Istoriya. Arkhitektura. Arkhe-ologiya [Eastern Black Sea region in the Byzantine era. History. Architecture. Archeology]. Kaliningrad, Moscow, ROS-DOAFK, 2018, 480 p.

8. Trebeleva G.V., Sakania S.M. Gumanitarnye nauch-nye issledovaniya, 2018, no. 12, available at: http:// human.snauka.ru/2018/12/25348.

9. Mepisashvili R.S. Osnovnyye osobennosti razvitiya trekhtserkovnykh bazilik Gruzii [Main features of the development of three-church basilicas of Georgia]. In: II Mezhdunarodnyy simpozium po gruzinskomu iskusstvu [II International Symposium on Georgian Art]. Tbilisi, Metzniereba, 1977, 16 p., р. 14.

10. Pishchulina VV. Arkhitekturnoe nasledstvo, 2009, no. 50, pр. 56-57.

11. Pishchulina V., Kotlyar V. IOP, 2021, no. 1083, available at: https://iopscience.iop.org/ article/10.1088/1757-899X/1083/1/012106.

Исследование поддержано грантом РФФИ №19-512-40001/20.

22 февраля 2021 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.