Научная статья на тему 'К вопросу о богослужебных и эстетических функциях служения диакона'

К вопросу о богослужебных и эстетических функциях служения диакона Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
219
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИАКОН / БОГОСЛУЖЕНИЕ / БОГОСЛУЖЕБНАЯ ФУНКЦИЯ / МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФАКТОР БОГОСЛУЖЕНИЯ / DEACON / WORSHIP / LITURGICAL FUNCTION / THE FACTOR OF MUSICAL WORSHIP

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Зырянов М.Л.

В статье содержится описание традиций церковного служения диакона и проводится обзор его богослужебных функций. На основании исторических сведений о феномене диаконского служения автор выдвигает основную проблему этого священного сана необходимость совмещения в богослужении догматических канонов и музыкального фактора, и указывает на важную роль диакона в церковной службе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF LITURGICAL AND AESTHETIC FUNCTIONS OF DEACON MINISTRY

The article describes the traditions of the Church office of a deacon and a review of its liturgical functions. On the basis of historical information about the phenomenon of diaconal Ministry, the author puts forward the main problem of this sacred dignity the necessity to combine in the service of dogmatic canons and musical factor, and indicates the important role of the deacon in the Church service.

Текст научной работы на тему «К вопросу о богослужебных и эстетических функциях служения диакона»

Arts in Music with a concentration in Choral Music in the Graduate Colledge of the University of Illinois at Urbana-Champaign, 2010.

6.Vitova E. Petr Eben: sedm zamysleni nad zivotem a dilem, Praha : Baronet, 2004

7.Vondrovicova K. Petr Eben. Leben und Werk. Mainz, 2000

УДК 783.2

М.Л.Зырянов

К ВОПРОСУ О БОГОСЛУЖЕБНЫХ И ЭСТЕТИЧЕСКИХ ФУНКЦИЯХ СЛУЖЕНИЯ ДИАКОНА

В статье содержится описание традиций церковного служения диакона и проводится обзор его богослужебных функций. На основании исторических сведений о феномене диаконского служения автор выдвигает основную проблему этого священного сана - необходимость совмещения в богослужении догматических канонов и музыкального фактора, и указывает на важную роль диакона в церковной службе.

Ключевые слова: диакон, богослужение, богослужебная функция, музыкальный фактор богослужения.

Zyryanov Michael TO THE QUESTION OF LITURGICAL AND AESTHETIC FUNCTIONS OF DEACON MINISTRY

The article describes the traditions of the Church office of a deacon and a review of its liturgical functions. On the basis of historical information about the phenomenon of diaconal Ministry, the author puts forward the main problem of this sacred dignity - the necessity to combine in the service of dogmatic canons and musical factor, and indicates the important role of the deacon in the Church service.

Keywords: deacon, worship, liturgical function, the factor of musical worship

Истинные служители церкви были неразрывно связаны с музыкальным искусством. Некоторые из них вышли за рамки устной церковной традиции и стали настоящими профессиональными музыкантами. В древности это проявлялось только в церковной практике, так как светской профессиональной музыки еще не существовало - но от этого профессионализм мелодов и распевщиков ничуть не умалялся. В XX же веке среди священнослужителей появились такие личности, которые несли Божественную благодать и со светской сцены. Но как бы ни складывалась их судьба - не нужно забывать, что они взросли и выучились музыке именно на благодатной почве церковного служения. Наиболее же музыкальным среди священных чинов следует признать диакона.

Диакон, несмотря на то, что его присутствие на службе не является обязательным, имеет достаточно важные функции в богослужении. Прежде всего, диакон - это богослужебный герольд или глашатай. Этот термин сам по себе был использован ещё святыми Иоанном Златоустом и Феодором Мопсуестийским. Диакон возглашает начало службы и призывает служащего священника дать начальное благословение - «время сотворити Господеви», в то же время и сам получает разрешение начинать службу. Диакон призывает собравшихся к молитвенному единению, а в особые моменты возбуждает их внимание - «прости, вонмем». Это его обязанность: перед анафорой призывать собрание приветствовать друг друга («возлюбим друг друга»), и начинать пение (чтение) Символа веры. Это также его привилегия - призывать служащего иерея к благословению Даров. Это его миссия - приглашать причастников к Чаше для приобщения Святых Даров из рук епископа или священника.

Все вышесказанное доказывает, что роль диакона в церковной жизни очень велика, несмотря на то, что чин его в церковной иерархии священнослужителей является самым низшим. Можно выделить следующие функции диаконского служения, придававшиеся ему в прошлом и сегодня:

1. Личный слуга епископа.

2. Служитель при чине Евхаристии (иногда диаконам поручалось и само Причащение).

3. Ответственный за раздачу милостыни.

4. Ответственный за служебный инвентарь.

5. Служитель при чине Крещения (иногда диакон мог крестить самостоятельно).

6. Ответственный за открывание/закрывание дверей храма.

7. Ответственный за порядок в храме.

8. Посредник между епископом и паствой.

9. Ответственный за ектении, некоторые возгласы, чтение Апостола, каждение и многие другие малые священнодействия на службе.

10. Служитель на многих церковно-административных должностях.

11. Участник различных советов священнослужителей, участник выборов архиерея.

12. Проповедник.

13. Составитель и толкователь различных документов.

14. Профессиональный церковный певчий и сочинитель напевов.

15. Секретарь при епископе, монастыре или крупном храме.

Конечно, один диакон очень редко совмещал в себе такое количество функций. В византийской традиции, где в основном и были сформированы функции диакона при церкви, до периода иконоборчества было очень много диаконов различного сана, между которыми и разделялись все полномочия.

В современной ситуации, если в храме всего один диакон, ему приходится объединять несколько функций - служителя, охранника, алтарника, иногда певчего - если у него имеется хороший голос. Но в крупных храмах и архиерейских подворьях обычно совершают Богослужение два-три диакона, которые распределяют многочисленные обязанности между собой. Поэтому чаще всего диакон избирает для себя одну наиважнейшую функцию - служение Литургии и подготовку алтаря к совершению священнодействий.

Мастерство диакона и его специфическая профессиональная одаренность здесь заключались в свойствах, традиционно относимых к вокальному искусству, искусству управления ансамблем и проч. Поэтому совершенно очевидно, что для совершения Богослужения диакону в современной ситуации необходим целый ряд музыкальных способностей и навыков.

В этом и состоит главная дилемма диаконского служения. Основной задачей богослужебных возгласов считалась полезность для души, а не красивость, эмоциональность, яркость и эффектность. Поэтому диаконы заботились не столько о красоте собственного голоса, сколько о том, чтобы донести святые слова до сердец молящихся. Среди диаконов лишь немногие умели правильно сочетать эти два аспекта, и потому их имена известны до сих пор - это Великий Архидиакон Константин Розов, архидиакон Прокимнов-Владимиров, протодиакон Сергий Туриков и др.

Сохраняя традиции, многие современные служители и сейчас предпочитают догматическую сторону вокальной. Диаконы понимаются не как вокалисты, демонстрирующие свои таланты, но прежде всего как глашатаи веры. В церкви отсутствует понятие солиста не только потому, что это прерогатива светской музыки, а потому, что богослужение ведется всем клиром «единеми усты и единем сердцем». Это внутрицерковное родство, основанное на общности вероисповедания и уклада жизни, и есть то, что называется соборностью.

Рождающееся в таком процессе вокальное творчество диакона изначально лишено борьбы за лидерство, взаимного недоверия, разности во вкусах и этических нормах, столь обычных в современных коллективах. Гиперболизация личностного начала, проявление авторского произвола, привычные в наши дни, были немыслимы для смиренных трудников, измеряющих ценность песнопения в зависимости от того, насколько оно соответствовало духу текста и богослужебному строю.

В богослужебных песнопениях особенно важно было следовать богослужебному канону, следовать духу традиции, не нарушая единого строя богослужения. В поддержании такого строя роль диакона особенно важна. Об этом говорил в своих воспоминаниях Великий Архидиакон: «Протяженные песнопения подравниваются под более краткие, так что приемом ускорения и замедления темпа достигается важнейшее качество Богослужения - соразмерность его частей». [5, с.56]. Кроме того, произносимые возгласы регламентировались не только в отношении протяженности чтения, но и в отношении вида напева и манеры произнесения. Интонационная составляющая мелодии оказывает огромное воздействие на общую атмосферу службы.

Служение должно быть назидательным, утешительным, благодатным и чинным. Творческое начало и благоговейное отношение к каждому звуку пронизывает все его этапы - от подготовки к службе до импровизации во время богослужения. В церкви отсутствует ремесленничество, все технические моменты связываются с символическими и нравственными понятиями. Это требует от каждого служителя не только знания самих богослужебных текстов, но и понимания глубинного смысла каждого из них. Только на этом понимании можно выстроить наиболее верную певческую мелодию и интонацию чтения.

Поэтому авторами текстов и напевов песнопений становились, прежде всего, люди, всю жизнь посвятившие служению Господу священнослужители - монахи и епископы, в том числе и диаконы. Чистота и духовная высота жизни многих из них потом была удостоверена канонизацией в лике святых: святители Василий Великий, Иоанн Златоуст и Григорий Богослов, преподобные Роман Сладкопевец, Иоанн Дамаскин и многие другие составили славу Православной Церкви. Песнописцы стремились выразить свою веру, и часто не указывали своего авторства. Смирение заставляло их искать точного соответствия Истине, духу Церкви и избегать авторского превозношения. Поэтому авторов многих молитв мы не знаем, а у других песнопений авторство лишь предположительно. Так про-

изошло, например, с творениями преподобного отца диакона Романа Сладкопевца.

Однако, по мнению многих богословов, названные литургические аспекты, становились все менее важными. На первый план выходила церемониальная, а затем и артистическая сторона диа-конского служения. Об этом так говорит Н.М. Никольский: «Практически диакон стал в Церкви неким музыкальным служителем. Его участие в богослужении во многом было востребовано из-за того, что от него ожидалось внесение в обряд дополнительной выразительности, эмоциональной и эстетической окраски. Основные требования к диакону сводились, в основном, к обладанию хорошим, мощным голосом и артистическими навыками; его функции разошлись с истинными целями обряда... Это неверное представление о диаконском сане в значительной степени коренится в общем преувеличении важности эстетического аспекта в богослужебном чине, усиливавшемся в новейшее время, особенно в Русской Церкви. Искусство и эстетика, однако, должны быть подчинены духовной цели обряда, в то время как они, вместо этого, обнаруживают стремление к независимому самостоятельному курсу» [4, с. 25].

Можно сколько угодно говорить о том, что служение диакона не является обязательным на сегодняшних богослужениях. Конечно, в большинстве малых приходов так и происходит. Но никто не станет спорить и с тем, что без диакона, основного «музыкального камертона», богослужение лишится своей богодухновенной красоты, которая тысячу лет назад привлекла к Православию Древнюю Русь. Когда речь идет о богослужении, не принято говорить об эмоциональном начале и эстетике, но именно эстетичность становится тем ключом, которая открывает двери храма для большинства прихожан, особенно тех, которые только начинают постигать Православную веру. И без диаконов, хранителей храмовых ключей и глашатаев веры, православных христиан, возможно, было бы гораздо меньше.

Литература

1. Балашов Н., протоиерей. На пути к литургическому возрождению. М.: Культурно-просветительский центр «Духовная библиотека», 2001 - 507 с.

2. Заозерский Н. О диаконах.//Богословский вестник. М., Издательство Московской Духовной Академии, 1892 - 250 с.

3. Кирилл (Гундяев), архимандрит. К вопросу происхождения диаконата.//Богословские труды, 1975, № 13. М., Издательство Московской Патриархии. С. 201-207.

4. Никольский Н.М. История Русской Церкви. М.: Политиздат, 1985. - 448 с.

5. Розова Л.К. Великий архидиакон. М.: Издательский отдел Московского Патриархата, 1994 - 79 с.

6. Сержантов П. Мирянин в священном сане.//Альфа и Омега, 2005, №2 - сс.223-240.

7. Сорокин А., протоиерей. Спутник диакона. СПб.: Сатисъ, 2003. - 63 с.

УДК 783.2

О.Е.Шелудякова

ДОСТОЙНО ЕСТЬ: ИСТОРИЧЕСКИЕ И СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ

Статья посвящена истории одного из наиболее значительных песнопений православной традиции -Достойно есть. В процессе анализа выявляются место песнопения в Богослужении; жанровые признаки (например, задостойника или входного); тип интонирования текста (псалмодия, кантилена и проч.), способ фиксации (знаменной нотацией, «киевской нотацией», современной линейной нотацией), анализируются соответствующие примеры из богослужебной практики.

Ключевые слова: песнопение, «Достойно есть», церковно-певческая традиция, богослужебный жанр, Литургия.

Sheludyakova Oksana " DOSTOYNO EST': THE HISTORICAL AND STYLISTIC FEATURES"

The article is devoted to the history of one of the most significant hymns of the Orthodox tradition - «Dostoyno esf». In the process of analysis identifies the place of hymns in Worship; genre signs (for example, two Russian sacred compositions devoted or input); the type of intonation of the text (psalmodia, cantilena, etc.), fixation method (Znamenny notation, "Kievan notation", modern linear notation), are analysed relevant examples from liturgical practice.

Keywords: church hymn, " Dostoyno est"', Church-singing tradition, the liturgical genre, the Liturgy.

История земли русской неразрывно связана с образом Пресвятой Богородицы. Начиная с момента принятия христианства на Руси, Царица небесная всегда была для русского народа символом великой любви и сострадания. Различным иконам Матери Божией были посвящены многие молит-вословия. Среди них особое место занимает молитва «Достойно есть»

Текст «Достойно есть» был положен в основу огромного количества сочинений, как входящих в состав Божественной Литургии, так и выступающих в качестве самостоятельного произведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.