Научная статья на тему 'Отражение литургического года в церковно-музыкальном наследии диакона Сергия Трубачёва'

Отражение литургического года в церковно-музыкальном наследии диакона Сергия Трубачёва Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
201
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Русская духовная музыка / богослужебное пение / певческое искусство / канон / распевы / гармонизация. / Russian sacred music / liturgical singing / singing art / canon / chanting / harmonization

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Карманов Константин Леонидович

Статья посвящена обзору проблематики начала возрождения русской духовной музыки и нового этапа ее развития в конце XX века. Своеобразным эталоном современного церковно-композиторского творчества является диакон Сергий Трубачёв (1919-1995). Описываются процессы подготовки к публикации нотных сборников «Полного собрания богослужебных песнопений» композитора, рассматривается состав изданий и приводится подробный анализ структуры опубликованного списка авторских духовно-музыкальных сочинений на основе статистического подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REFLECTION OF THE LITURGICAL YEAR IN THE CHURCH-MUSIC HERITAGE OF THE DEACON SERGIUS TRUBACHEV

The article is devoted to the review of the problems of the beginning of the revival of Russian sacred music and a new stage of its development at the end of the 20th century. The deacon Sergius Trubachev (1919-1995) is an original standard of contemporary church composer creativity. The processes of preparation for the publication of musical collections of the «Complete Collection of liturgical chants» by the composer are described, the composition of publications is considered and a detailed analysis of the structure of the published list of author»s spiritual and musical compositions based on the statistical approach is given.

Текст научной работы на тему «Отражение литургического года в церковно-музыкальном наследии диакона Сергия Трубачёва»

RAR УДК 7.01 ББК 85

ОТРАЖЕНИЕ ЛИТУРГИЧЕСКОГО ГОДА В ЦЕРКОВНО-МУЗЫКАЛЬНОМ НАСЛЕДИИ ДИАКОНА СЕРГИЯ ТРУБАЧЁВА

Карманов Константин Леонидович,

магистр искусствоведения, бакалавр богословия, преподаватель кафедры хорового дирижирования, Белорусской государственной Академии музыки,

e-mail: kostily@gmail.com

Аннотация

Статья посвящена обзору проблематики начала возрождения русской духовной музыки и нового этапа ее развития в конце XX века. Своеобразным эталоном современного церковно-композиторского творчества является диакон Сергий Трубачёв (1919-1995). Описываются процессы подготовки к публикации нотных сборников «Полного собрания богослужебных песнопений» композитора, рассматривается состав изданий и приводится подробный анализ структуры опубликованного списка авторских духовно-музыкальных сочинений на основе статистического подхода.

Ключевые слова

Русская духовная музыка, богослужебное пение, певческое искусство, канон, распевы, гармонизация.

Изучение церковно-музыкального наследия русской духовной музыки является значимой тенденцией развития в пространстве искусства, культуры и богословия. Еще в начале 90-х годов XX века в связи с юбилеем 1000-летия Крещения Руси наблюдался огромный интерес к возрождающейся церковной музыке. Очень ценно, что не угасает он и в начале XXI века. Через осмысление богослужебных текстов и молитв мы ощущаем призыв Матери-Церкви приблизить человека к Богу. «Музыкальные произведения — по слову высокопреосвященнейшего Иларио-на, митрополита Волоколамского, председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата — обладают тем удивительным свойством, что могут иногда в одно мгновение вознести наши ум и душу в неземные сферы. Эти моменты, когда вдохновение свыше, посетившее композитора, разделяют слушатели, показывают глубинную связь подлинного музыкального творчества и церковного священнослужения»1.

1 Иларион (Алфеев), митр. Приветственное слово // У святого Престола. Литургическая музыка право-

В этом контексте духовно-музыкальная деятельность диакона Сергия (Сергея Зосимови-ча) Трубачёва (1919-1995) представляется весьма показательной. Современный авторитетный музыковед, доктор искусствоведения Н. С. Гуля-ницкая точно и справедливо подмечает: «всесторонне образованный музыкант — композитор, дирижер и музыковед, — он сумел в короткий срок аккумулировать опыт русской школы и претворить его в стройной и многообразной жанровой системе»2.

Расцвет духовной музыки в России в XX веке претерпевал свою сложную волнообразную динамику в тесной связи с тернистым историческим путем развития церковной жизни. Начало ушедшего века было представлено высоким творческим взлетом развития церковно-певческого искусства лишь в первые два десятилетия, затем

славных священнослужителей [Ноты].М.: Живонос-ный Источник, 2012. С. 3.

2 Гуляницкая Н. С. Поэтика музыкальной композиции: Теоретические аспекты русской духовной музыки XX века. М.: Языки слав. культуры, 2002. С. 292.

37

38

наблюдается резкий спад, притеснение и разрушение почти на 70-тилетний период — и, наконец, наступает возрождение, новое развитие с конца 1980-х годов. Именно с периодом нового развития русской духовной музыки прошлого века и связана почти 15-тилетняя деятельность Сергия Зосимовича Трубачёва как церковного композитора, который в последние месяцы своей земной жизни принял священный сан и был рукоположен во диакона. Однако, прежде чем погрузиться в анализ его церковно-музыкального наследия, кратко рассмотрим предшествующий исторический контекст и выявим доминирующую проблематику эпохи.

Резкие динамические импульсы революционных потрясений XX века повлияли на замедление хода развития нескольких взаимосвязанных областей церковного искусства, таких, как — духовное композиторское творчество, регентское дело, церковно-хоровое исполнительство и духовно-просветительская издательская деятельность. Лишь отдельные элементы сформировавшейся великой традиции православного цер-ковно-певческого искусства удалось сохранить, во многом благодаря самоотверженному подвигу священнослужителей, монахов, церковнослужителей, а также некоторых светских музыкантов.

«Изменения в богослужебном пении <...> стали зеркалом, отразившим духовную жизнь общества» — один из ключевых выводов, к которому приходит в своей книге «Пение, игра и молитва»3 выдающийся современный композитор, музыковед и философ, Владимир Мартынов4. Несомненно, изменения условий социально-исторического контекста эпохи приводят к трансформации и преобразованиям в художественно-творческой среде.

Наша Православная Церковь бережно хранит свои традиции. Однако с началом периода возрождения русской духовной музыки и нового этапа ее развития возникает закономерная проблема разрыва традиций в создании богослужебных песнопений. Произошедший духовный надлом оказался настолько существенным,

3 Мартынов В. И. Пение, игра и молитва в истории русской богослужебно-певческой системы. М.: Филология, 1997.

4 Кушнир О. В. Какая музыка должна звучать в храме?

(Размышляя над книгами В. Мартынова) // Южно-Рос-

сийск. муз. альманах. Ростов н/Д.: РГК им. С. В. Рах-

манинова, 2004. С. 176.

что по причине «загнанности» положения Церкви и уже сформировавшегося недостатка воцер-ковленности музыкантов новой эпохи сложились естественные трудности непонимания церковнославянских текстов, особенностей и специфики их богослужебного употребления. Помимо этого, часто поверхностное, эмоциональное знакомство с церковными напевами уводит композиторов, вероятно, на «ложный» путь создания песнопений и сочинений духовной музыки, непригодных для богослужебного употребления. Так появляются духовные сочинения, которые «пропитаны» духом светского начала и наполнены техникой композиторского самовыражения.

Однако есть и те ревнители, которые заботятся о благоукрашении музыкальной грани православного богослужения. Не будем забывать, что для развития церковного искусства никогда не было достаточно одного таланта. Тщательное изучение накопленного опыта, анализ контекста исторических событий и связь с традицией направляют творческую личность. В подтверждение этому уместно привести слова современного исследователя, собирателя и главного редактора изданий церковно-музыкального наследия диакона Сергия Трубачёва, священника Михаила Асмуса, который считает, что «только носители традиции способны создать истинно церковное произведение, будь то в архитектуре, в церковной живописи, в церковно-певческом исполнительстве или композиции»5.

Несмотря на это, духовно-музыкальные сочинения являются той областью творчества, которая привлекает к себе священнослужителей, регентов, исследователей, музыкантов-любителей, а также ряд современных профессиональных композиторов разных поколений и разных творческих устремлений.

Внутренний сакральный смысл и художественные задачи, которые встают перед современными композиторами, приступившими к духовному творчеству, требуют особого подхода, который, в свою очередь, разграничивается на два избираемых пути. Ссылаясь на исследования Н. С. Гуляницкой, отметим, что в одном случае предпринимается попытка композиторского постижения глубины «православного пес-

5 Трубачёв С., диак. Полное собрание богослужебных песнопений [Ноты]: в 2 т./Сост. иг. Андроник (Трубачёв), диак. М. Асмус. М.: Живоносный Источник, 2007. Т. 1. С. 12.

нопения», его истории и теории; а в другом — перенесение техники композиторского мастерства со светского уровня на уровень церковный, которое часто встречалось у композиторов прошлых веков: М. Глинки, П. Чайковского, Н. Рим-ского-Корсакова, А. Гречанинова и др6.

В современной русской духовной музыке наблюдается некоторого рода «бинарность» противопоставлений, которая выражается в двух самостоятельных сферах композиторских подходов — переложения и сочинения. В данном контексте термин «переложения» следует понимать как гармонизацию подлинных древних напевов. Интересно, что индивидуальная композиторская разработка в этих сферах может быть достаточно успешной как в одном, так и в обоих направлениях.

В рамках данной статьи обратимся к композиторскому церковно-музыкальному наследию диакона Сергия Трубачёва, которое демонстрирует не только проникновение в смысловые и структурные стороны духовной музыки, но и дает возможность услышать индивидуальный авторский подход, развивающийся в глубине канонического.

«Молитвенное постижение духовной реальности — по мысли священника Павла Флоренского, тестя Трубачёва — соединяется с восприятием ее красоты и приводит к богословскому раскрытию религиозной символики песнопений»7. Размышляя над этими словами выдающегося русского религиозного философа, можно попытаться найти схожие отголоски в церковных песнопениях Трубачёва. Современный исследователь, М. В. Генченкова, считает музыку диакона Сергия Трубачёва своего рода «эталоном современного церковно-композиторского творчества»8. Она отмечает возвышенность и глубину песнопений, что способствует полноте раскрытия смысла канонических текстов и помогает слушателю лучше понять их молитвенное содержание.

Сергей Зосимович Трубачёв происходил из благочестивого русского рода потомственных священнослужителей. Он родился 26 марта 1919 года в селе Подосиновец Архангельской

6 Гуляницкая Н. С. Указ. соч. С. 208-209.

7 Трубачёв С., диак. Избр. ст. и исслед. М.: Прогресс-Плеяда, 2005. С. 342.

8 Генченкова М. В. Личность композитора Сергея Трубачёва в его статьях и воспоминаниях // Вестн. сла-вянск. культур. 2017. Т. 44. С. 180.

епархии. Его отцом был протоиерей Зосима Васильевич Трубачёв, который в 1938 году окончил жизненный и пастырский путь мученической смертью. На Архиерейском Соборе в 2000 году отец Зосима прославлен в сонме новомучени-ков Российских9.

Этот пример ревностного служения отца стал твердым стержнем христианского воспитания для сына. Поэтому Сергей Зосимович сформировался верующим музыкантом, и в своем церковно-музыкальном творчестве он глубоко проникал в богослужебные тексты, а также системно представлял структуру самих церковных служб. Об этом свидетельствует скрупулезно составленный и четко выстроенный самим композитором список авторских духовно-музыкальных сочинений, который был подготовлен им в 1995 году по просьбе преосвященнейшего Арсения (Епифанова), епископа Истринского, викария Московской патриархии, в связи с подачей прошения о рукоположении в сан диакона Святейшему Патриарху Алексию II.

Однако в начале подготовки к публикации нотных сборников «Полного собрания богослужебных песнопений» диакона Сергия Трубачёва его составителями, игуменом Андроником (Трубачёвым) и диаконом Михаилом Асмусом (с 6.12.2009 — священником) вышеупомянутый список сочинений был дополнен, переработан и превращен в Опись духовно-музыкальных сочинений. В таком виде он был впервые опубликован в монографическом издании10.

Весь архив автографов нотных сочинений Трубачёва представляет собой несколько толстых папок с отдельными или сдвоенными нотными листами либо небольшими нотными тетрадями (всего около 700 листов). При этом составители нотных изданий отмечают достаточно хорошее состояние рукописей, они выполнены чернилами или карандашом, почерк композитора ясный и характерный, в начале или в конце партитуры часто стоит подпись «С. Трубачёв»11. Кроме это-

9 Деяние Юбилейного Архиерейского Собора о соборном прославлении Новомучеников и исповедников Российских ХХ века // Официальный веб-сайт Русской Православной Церкви. Архив официального сайта МП 1997-2009 [Электронный ресурс]. URL: https:// mospat.ru/archive/page/sobors/2000-2/381. html (дата обращения: 27.09.2018).

10 Трубачёв С., диак. Избранное. С. 668-678.

11 Трубачёв С., диак. Полное собрание богослужебных песнопений. Т. 1. С. 17.

39

40

го архива рукописей, при составлении издания были использованы дополнительные источники — прижизненные издания некоторых произведений. Исследовательская работа по изучению и обработке нотных автографов еще не завершена и продолжается в настоящий момент. Это направление разрабатывают преподаватели Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета — священник Михаил Асмус и Н. С. Асмус. К моменту написания данной статьи уже опубликовано два тома «Полного собрания богослужебных песнопений» (том 1-2007 г., том 2 книга 1-2011 г.).

В одной из личных бесед с составителем издания, священником Михаилом Асмусом, удалось выяснить, что сейчас уже подготовлена книга, завершающая нотную публикацию «Полного собрания богослужебных песнопений» (том 2 книга 2), которая находится на стадии внесения корректив в готовый макет, и в ближайшее время она поступит в типографию для тиражирования. В составе этой книги будут представлены избранные песнопения Триоди, духовные концерты, а также те материалы из черновиков Трубачёва, которые составители посчитали возможным опубликовать в связи с их ценностью в практических и исследовательских целях.

После выпуска этой книги к церковно-музы-кальному наследию Трубачёва уже будет нечего добавить за исключением того, что со временем в некоторых епархиях могут быть обнаружены «заказные» партитуры, которые отец Сергий мог написать для особых случаев — юбилейных празднований, епархиальных торжеств и т. п.12 Такую вероятность можно допустить и на основе приводимых сведений из беседы с сыном отца Сергия, игуменом Андроником (Трубачё-вым), который указывает о встречах Сергея Зо-симовича с приезжими регентами из разных монастырей и храмов России13. Но будем полагать, что выявление подобных партитур не будет носить какого-то серьезного характера для комплексной оценки и изучения всего церковно-му-зыкального наследия Трубачёва.

Нельзя обойти стороной существование архива рукописей архимандрита Матфея (Мор-

12 Гуляницкая Н. С. Указ. соч. С. 340.

13 Савина М. Беседа с игуменом Андроником (Трубачё-

вым) // Библиотечка регента [Электронный ресурс].

URL: http://www.regentlib.orthodoxy.ru/stat1. htm (дата

обращения: 27.09.2018).

мыля), который также содержит немалое количество партитур с подписью «С. З. Трубачёв, в ред. архим. Матфея (Мормыля)». О творческом союзе этих мастеров церковного искусства получилось узнать лишь некоторую информацию из личной беседы с опытнейшим регентом 1-го Академического хора Московской Духовной Академии, игуменом Никифором (Кирзиным). Эти автографы написаны именно рукой отца Матфея, но без подробного сравнительного анализа говорить об отличиях или привнесенных видоизменениях, которые появились после редактуры, мы пока не можем.

На данный момент нет достаточной информации о конкретном содержании и ценности этого архива в контексте исследовательской деятельности изучения предмета церковно-музы-кального наследия диакона Сергия Трубачёва. Со слов игумена Анастасия, заведующего Лаврской библиотекой, стало известно, что в скором времени эта часть архива будет оцифрована и полностью выложена на сайт монастыря.

В работе с авторским архивом нотных рукописей Трубачёва составителями издания «Полного собрания богослужебных песнопений» было установлено: «чистовые автографы партитур Трубачёва перемешаны с черновиками, при этом сами листы рукописей не пронумерованы, а произведения не объединены в опусы (за исключением Литургии для мужского хора, Песнопений архиерейского служения и Службы в память Крещения Руси), даты обозначены крайне редко»14.

Проблема редкой датировки автографов осложняет анализ последовательности создания партитур и определения периодизации церковного творчества Трубачёва. По мнению священника Михаила Асмуса, изучение прежде всего именно черновиков работ отца Сергия позволит получить новые данные, исходя из которых, можно пытаться сделать выводы о периодизации становления творческого пути в области его церковно-композиторских работ. В настоящий момент мы можем об этом судить лишь по приведенным избранным датировкам, которые сохранены в опубликованных материалах.

Первым собирателям и издателям наследия пришлось самостоятельно проводить исследовательскую работу архивоведческой направленно-

14 Трубачёв С., диак. Полное собрание богослужебных

песнопений. Т. 1. Там же. С. 17.

сти — нумеровать страницы, определять, из каких тетрадей были вырваны листы, сопоставлять черновики, некоторые из них были переписаны автором по несколько раз с внесением изменений вплоть до коррекции подтекстовки и представлены в нескольких редакциях. «При наличии нескольких чистовиков, — указывают составители, — предпочтение отдавалось тому, где содержится больше музыкальной информации (характер исполнения, оттенки, темпы)»15.

Особенно ценно, что эта проделанная работа была бережно зафиксирована в виде отдельных примечаний, которые публикуются составителями в книгах каждого из выпущенных томов. На основе изучения этих примечаний и сопоставлений перенабранных чистовых автографов с черновиками можно проследить процесс композиторского «отшлифовывания» музыкальных партитур.

Издатели предваряют каждую выпущенную книгу тематическими публикациями: статьями о диаконе Сергии, о его творчестве, а также редкими фотоматериалами из личного архива семьи Трубачёвых, тем самым популяризуя издание и адресуя его широкой аудитории — церковным певчим, хоровым коллективам, хормейстерам, регентам и всем интересующимся русской духовной музыкой.

Необходимо сказать несколько слов о цикличности в церковно-музыкальном наследии диакона Сергия Трубачёва. Еще в начале подготовки материалов к изданию «Полного собрания богослужебных песнопений» встал вопрос определения состава всей публикации. В основу составителями был положен порядок, который приводится в авторском Списке и аналогичный богослужебным книгам: неизменяемые песнопения Всенощного бдения (здесь же весьма немногочисленные песнопения Октоиха) и Литургии, песнопения Триоди и Минеи, песнопения треб, а в Приложения вынесены переложения сочинений других композиторов и духовные концерты, не имеющие закрепленного церковным уставом места.

Священник Михаил Асмус вполне справедливо пишет, что «песнопения как Всенощного бдения, так и Божественной литургии, входящие в состав 1-го и 2-го разделов тома, не представляют собой единого целого, тем более что они

15 Там же.

сочинялись в разное время и в разных условиях»16. Сам Трубачёв эти сочинения не объединял в циклы, за исключением песнопений Литургии для мужского хора, где можно усмотреть отдаленную цикличность, но строгого единства все же не наблюдается. Вероятно, композитор дописывал недостающие части Литургии к тому нотному материалу, который у него уже имелся на тот момент. Собрание этих песнопений в единую тетрадь датируется 1994 годом17. При издании нотной публикации раздел с этой Литургией был дополнен составителями тремя новыми партитурами (Единородный Сыне II и III, На просительней ектении II), которые не имеют авторских редакций для других составов голосов.

В качестве одного из обобщений, к которому мы постепенно подводили в этом исследовании, приведем некоторые результаты и статистические данные, полученные после подробного анализа изданного перечня духовно-музыкальных сочинений18 и его структуры, что позволит сформировать представление о творческих предпочтениях диакона Сергия Трубачёва в его церков-но-музыкальном наследии.

Согласно опубликованному списку духовно-музыкальных сочинений диакона Сергия Трубачёва можно посчитать количественные показатели. Общее число партитур, которые приведены в этом списке, составляют 280 музыкальных произведений. Сюда входят абсолютно все перечисленные партитуры, а также их переложения для разных исполнительских составов и указанные варианты редакций. Если из этого общего числа вычленить партитуры, имеющие свои уникальные названия, а не являющиеся вариантами изложений либо редакциями, то можно получить число 206 партитур.

Такое изложение исследования может показаться субъективным, на первый взгляд, потому что музыкальную ткань не исчисляют количеством записанных тактов или зафиксированных композитором нот на бумаге..., мы перед собой ставим иную цель — отразить церковный литургический год в церковно-музыкальном наследии диакона Сергия Трубачёва. Для этого представим дифференциацию по принадлежно-

16 Там же. С. 18.

17 Трубачёв С., диак. Песнопения Литургии [Ноты]: для хора без сопровождения. М.: Музыка, 2005. С. 2.

18 Трубачёв С., диак. Избранное. С. 668-678.

41

42

сти к богослужебным кругам и выразим их в количественных показателях партитур, имеющих свои уникальные названия (т. е. без включения сюда вариантов изложения для разных составов голосов и различия редакций).

Суточный круг богослужений выражен у отца Сергия общим числом 65 партитур. Это песнопения: Литургии (49), Вечерни (8), Утрени (7), 1-го часа (1). Доля суточного круга составляет 31,6% от общего числа песнопений Трубачёва.

Седмичный круг богослужений скромно разработан в творчестве композитора, он включает всего 6 партитур, которые входят в состав Октоиха воскресного, что составляет лишь 2,9% от общего числа песнопений Трубачёва.

Годичный круг богослужений является самым обширным в церковно-музыкальном наследии отца Сергия, он запечатлен в 112 партитурах. Согласно опубликованному списку в него входят песнопения: Триоди Постной (9), Триоди Цветной (12), Двунадесятые праздники неподвижные (29), Богородичные праздники (10), из служб святым (52). Доля самого крупного годичного круга составляет 54,4% от общего числа песнопений Трубачёва.

Наряду с богослужебными кругами выделим особую категорию, которая включает 23 партитуры. Назовем ее «прочее». В состав этой категории отнесем: Песнопения треб (2), Архиерейского служения (7), Духовные концерты (14). Это 11,2% от общего числа песнопений Трубачёва.

Таким образом, на основе приведенных статистических данных можно заключить, что диакон Сергий Трубачёв за свою 15-тилетнюю духовно-композиторскую деятельность сумел охватить очень широкий диапазон песнопений литургического года.

Изучение обозначенного церковно-музы-кального наследия этого композитора требует глубокого как музыкального анализа, так и богословского, а место литургической значимости в контексте практического применения определит дальнейшее развитие новейшей истории церковно-певческого искусства.

Церковные песнопения диакона Сергия Трубачёва звучат не только в наших храмах, но и исполняются на фестивалях духовной музыки, составляют золотой фонд репертуара светских хоровых коллективов, записываются на компакт-диски и программно изучаются в духовных учебных заведениях.

По определению М. В. Генченковой: «Песнопения диакона Сергия — это наше национальное достояние, то, что составляет вместе с другими выдающимися явлениями духовную культуру нашего Отечества»19.

Список литературы

1. Генченкова М. В. Личность композитора Сергея Трубачёва в его статьях и воспоминаниях// Вестн. славянск. культур. 2017. Т. 44. С. 180-188.

2. Гуляницкая Н. С. Поэтика музыкальной композиции: Теоретические аспекты русской духовной музыки XX века. М.: Языки слав. культуры, 2002. 432 с.

3. Деяние Юбилейного Архиерейского Собора о соборном прославлении Новомучени-ков и исповедников Российских ХХ века // Официальный веб-сайт Русской Православной Церкви. Архив официального сайта МП 1997-2009 [Электронный ресурс]. URL: https://mospat.ru/archive/page/sobors/2000-2/381. html (дата обращения: 27.09.2018).

4. Иларион (Алфеев), митр. Приветственное слово // У святого Престола. Литургическая музыка православных священнослужителей [Ноты]. М.: Живоносный Источник, 2012. С. 3-4.

5. Коростина Е. П. Соотношение авторских сочинений и гармонизаций древних распевов в творчестве С. З. Трубачёва (на примере I тома Полного собрания богослужебных песнопений) // Вестн. Челябинск. гос. ун-та. 2012. № 32 (286). Филология. Искусствоведение. Вып. 71. С. 133-137.

6. Кушнир О. В. Какая музыка должна звучать в храме? (Размышляя над книгами В. Мартынова) // Южно-Российск. муз. альманах. Ростов н/Д.: РГК им. С. В. Рахманинова, 2004. С. 173-183.

7. Мартынов В. И. Пение, игра и молитва в истории русской богослужебно-певческой системы. М.: Филология, 1997. 208 с.

8. Савина М. Беседа с игуменом Андроником (Трубачёвым) // Библиотечка регента [Электронный ресурс]. URL: http://www.regentlib.orthodoxy.ru/stat1. htm (дата обращения: 27.09.2018).

19 Генченкова М. В. Указ. соч. С. 181.

9. Трубачё С., диак. Избранное. Статьи и исследования. М.: Прогресс-Плеяда, 2005. 720 с.

10. Трубачёв С., диак. Песнопения Литургии [Ноты]: для хора без сопровождения. М.: Музыка, 2005. 32 с.

11. Трубачёв С., диак. Полное собрание богослужебных песнопений [Ноты]: в 2 т./Сост.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

иг. Андроник (Трубачёв), диак. М. Асмус. М.: Живоносный Источник, 2007. Т. 1. 300 с. 12. Трубачёв С., диак. Полное собрание богослужебных песнопений [Ноты]: в 2 т./Сост. иг. Андроник (Трубачёв), свящ. М. Асмус. М.: Живоносный Источник, 2011. Т. 2, кн. 1. 352 с.

REFLECTION OF THE LITURGICAL YEAR

IN THE CHURCH-MUSIC HERITAGE OF THE DEACON SERGIUS TRUBACHEV

Karmanov Konstantin Leonidovich,

Master of Arts, Bachelor of Theology, the teacher of the choral conducting department, Belarusian State Academy of Music, e-mail: kostily@gmail.com

Abstract

The article is devoted to the review of the problems of the beginning of the revival of Russian sacred music and a new stage of its development at the end of the 20th century. The deacon Sergius Trubachev (1919-1995) is an original standard of contemporary church composer creativity. The processes of preparation for the publication of musical collections of the «Complete Collection of liturgical chants» by the composer are described, the composition of publications is considered and a detailed analysis of the structure of the published list of author»s spiritual and musical compositions based on the statistical approach is given.

Keywords

Russian sacred music, liturgical singing, singing art, canon, chanting, harmonization.

43

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.