Научная статья на тему 'Соотношение авторских сочинений и гармонизаций древних распевов в творчестве С. З. Трубачева (на примере i тома Полного собрания богослужебных песнопений)'

Соотношение авторских сочинений и гармонизаций древних распевов в творчестве С. З. Трубачева (на примере i тома Полного собрания богослужебных песнопений) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
392
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКАЯ ДУХОВНАЯ МУЗЫКА / БОГОСЛУЖЕБНОЕ ПЕНИЕ / БОГОСЛУЖЕБНЫЙ КАНОН / ГАРМОНИЗАЦИЯ ДРЕВНИХ РАСПЕВОВ / RUSSIAN SACRED MUSIC / LITURGICAL SINGING / LITURGICAL CANON / HARMONIZATION OF ANCIENT CHANTS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Коростина Елена Петровна

Статья посвящена рассмотрению двух важнейших жанрово-стилистических пластов в духовно-хоровом наследии композитора второй половины ХХ в. диакона Сергия Трубачева (19191995) в аспекте соотношения использования традиционных церковных напевов и собственно авторских приемов письма; дан сравнительный анализ первого тома Полного собрания богослужебных песнопений и Списка сочинений композитора

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to two major genre and stylistic layers in spiritual heritage of the choral composer of the second half of the twentieth century, the deacon Sergius Trubachev (1919-1995) from the perspective of the relation of the traditional religious chants and the author's own methods of writing. Comparative analysis of the first volume of the Complete liturgical hymns and a list of the composer are presented in the article.

Текст научной работы на тему «Соотношение авторских сочинений и гармонизаций древних распевов в творчестве С. З. Трубачева (на примере i тома Полного собрания богослужебных песнопений)»

Вестник Челябинского государственного университета. 2012. № 32 (286).

Филология. Искусствоведение. Вып. 71. С. 133-137.

ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

Е. П. Коростина

СООТНОШЕНИЕ АВТОРСКИХ СОЧИНЕНИЙ И ГАРМОНИЗАЦИЙ ДРЕВНИХ РАСПЕВОВ В ТВОРЧЕСТВЕ С. З. ТРУБАЧЕВА (на примере I тома Полного собрания богослужебных песнопений)

Статья посвящена рассмотрению двух важнейших жанрово-стилистических пластов в духовно-хоровом наследии композитора второй половины ХХ в. диакона Сергия Трубачева (1919— 1995) в аспекте соотношения использования традиционных церковных напевов и собственно авторских приемов письма; дан сравнительный анализ первого тома Полного собрания богослужебных песнопений и Списка сочинений композитора1.

Ключевые слова: русская духовная музыка, монизация древних распевов.

Интерес к изучению духовной музыки является характеристикой значительной тенденции в искусстве и культуре России. Ю. В. Келдыш справедливо называет ХХ в. веком потрясений и переворотов, затронувших не только судьбы миллионов людей, но и отразившихся на всех общественных и культурных процессах2. Не стала исключением и духовная музыка, продолжавшая свое существование вопреки гонениям со стороны государственного строя. После снятия ограничений в связи с сакральной музыкой возникла закономерная проблема разрыва традиций в создании богослужебных песнопений. Современный духовный композитор В. И. Мартынов указывает на то, что изменения в богослужебном пении есть зеркало духовной жизни общества3 и изменения социально-исторического контекста эпохи неизменно приводят к преобразованиям в художественно-творческой среде. Актуальным в данной ситуации является исследование и анализ творческих приемов авторов, следовавших нормам бережного отношения к каноническим богослужебным жанрам и сочетавших в своем наследии свободу и широту выражения собственных творческих устремлений. Одним из примеров подобного синтеза авторского и канонического начал является духовно-хоровое наследие Сергея Зосимовича Трубачева (1919— 1995). На сегодняшний день его творчество представляется практически неизученным, за исключением отдельных статей и очерков о нем у Н. С. Гуляницкой4, О. В. Ануфриевой5, свящ. Михаила Асмуса и Н. С. Асмус6, игумена Андроника Трубачева7. В диссертационном

богослужебное пение, богослужебный канон, гар-

исследовании Е. В. Поповой, посвященном поэтике жанровых форм в духовной музыке отечественных композиторов, песнопения Всенощного бдения и Литургии С. З. Трубачева рассматриваются в комплексе с сочинениями митрополита Иллариона (Алфеева), А. И. Ми-киты и В. Б. Довганя с позиции выявления системы творческих принципов8. Однако до сих пор не была предпринята попытка детального изучения и рассмотрения сочинений данного композитора, поэтому новаторским можно считать периодизацию биографии С. З. Трубачева, сравнительный анализ 1-го тома Полного собрания песнопений9 и Списка его духовно-музыкальных сочинений10, а также рассмотрение вошедших в нотное издание произведений относительно использования композитором традиционных церковных напевов и применения собственно авторских приемов письма11.

Творческий и жизненный путь Сергея Зо-симовича Трубачева, симфонического дирижера, педагога, музыкального теоретика, заслуженного деятеля искусств Карельской АССР, выпускника оперно-симфонического отделения Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского (класс профессора А. В. Гаука) является примером гармоничного сочетания музыкальной одаренности, неустанной работоспособности и огромной житейской мудрости. По окончании консерватории он несколько лет трудился в качестве главного дирижера Карельского радио и телевидения в Петрозаводске, где создал хоровую капеллу. В 70-е гг. XX в. С. З. Трубачев возглавил кафедру оркестрового дирижирования в ГМПИ им. Гне-

синых, в 1978 г. ему было присвоено звание профессора. Среди учеников С. З. Трубачева -профессор Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского П. Б. Ландо.

С переездом семьи Трубачевых в 1980 г. в Загорск (ныне Сергиев Посад) связано начало нового периода творчества, длившегося 15 лет и отмеченного приложением творческих стремлений композитора к сфере богослужебного искусства. Сергиево-посадский период представляет наибольший интерес для изучения хорового наследия композитора, о чем свидетельствует высказывание его сына игумена Андроника о том, что С. З. Трубачев до 1980 г. не занимался сочинением духовной музыки12. Во вступлении к сборнику статей и исследований иг. Андроник назвал это время расцветом «не только его духовной жизни, но и творчества»13. Большое влияние на создание духовно-хоровых сочинений оказал творческий союз С. З. Трубачева и выдающегося регента современности, композитора архимандрита Матфея (Мормыля) (1938-2009). Это содружество носило взаимообогащающий характер: с одной стороны, проявился огромный профессиональный опыт педагога, дирижера, хормейстера, с другой - богатейший опыт богословского познания, мощный исполнительский талант, положивший начало неповторимой манере певческо-хорового исполнения. Иг. Андроник (Тру-бачев) отметил, что в их союзе присутствовали черты соборного творчества13.

В целом, изучая материалы, воспоминания, письма композитора, приходим к заключению, что биография С. З. Трубачева может быть разделена на три основных периода: с 1936 по 1954 г. - получение образования, начало дирижерской деятельности (руководил хором при оптико-механическом заводе г. Сергиева Посада), время творческого становления; с 1954 до 1980 г. - период творческой зрелости: управление симфоническим оркестром Карельского радио и телевидения, создание Петразаводской хоровой капеллы, преподавательская деятельность в ГМПИ им. Гнесиных, руководство кафедрой хорового дирижирования, формирование собственной педагогической концепции -ценного вклада в теоретическое обобщение музыкальной педагогики; с 1980 по 1995 г. -период духовного творчества, создание богослужебных песнопений, углубленная работа по сохранению наследия П. А. Флоренского14.

Созданные в течение последних 15 лет сочинения С. З. Трубачева охватывают множе-

ство жанров, входящих в церковный богослужебный круг. Огромное количество произведений, различающихся по характеру, составу, предназначению, можно разделить на два крупных жанровых пласта. Переложения древних распевов и авторские сочинения в равной степени представлены в творческом наследии автора. Первое издание духовных композиций С. З. Трубачева было осуществлено издательством «Музыка» в 2005 г., в него вошли песнопения литургии для мужского хора. В 2007 г. увидел свет первый том Полного собрания богослужебных песнопений9, представляющий более полную публикацию духовных произведений С. З. Трубачева, в том числе и ранее изданных. Конечно, наследие композитора не исчерпывается вошедшими в вышеупомянутый сборник сочинениями, но в рамках данной статьи считаем возможным сконцентрировать аналитическое исследование издания с позиций количественного соотношения авторских сочинений и обработок церковных распевов в творчестве С. З. Трубачева. Произведения, созданные в разные годы, распределены в сборнике по четырем крупным разделам. Издание включает авторские сочинения и переложения, расположенные в соответствии с авторской логикой, лежащей в основе Списка, составленного С. З. Трубачевым, и аналогичной принципу уставного употребления песнопений за православным богослужением.

Песнопения Всенощного Бдения. Раздел включает девятнадцать номеров, девять из которых даны в нескольких редакциях для различных хоровых составов. Авторских сочинений из них три, гармонизаций - шестнадцать, в их основу положены Греческий, обиходный (два варианта), Киевский, Валаамский, Знаменный, Соловецкий и сокращенный Соловецкий распевы. Малое славословие. обозначенное как гармонизация Знаменного распева для мужского хора, имеет окончание «Господи, устне мои отверзеши», которое является авторским сочинением С. З. Трубаче-ва, вследствие чего данное песнопение может быть отнесено как к гармонизациям, так и к авторским сочинениям. В Списке песнопения Всенощного бдения представлены двадцатью двумя номерами, из которых в нотное издание не вошли «Свете тихий» Валаамского распева в редакции для мужского хора, «Богородичен воскресен, гл. 3» в редакции для смешанного хора, «Богородичен воскресен, гл. 6» (согласно Списку авторское сочинение). «Великая екте-

ния» по напеву Оптиной пустыни перемещена во вторую часть сборника. Дополняет данный раздел отсутствующая в Списке Первая кафизма («Блажен муж») в редакции для большого смешанного хора.

Песнопения Божественной Литургии. Данный раздел состоит из двадцати семи песнопений, из которых семнадцать авторских сочинений и десять гармонизаций. С. З. Тру-бачев обратился к напеву Оптиной пустыни, Киевскому, Знаменному, Греческому распевам, а также напевам из «Спутника псаломщика» и из «Круга простого церковного пения» 1836 г. издания15. В отличие от соответствующего отдела Списка, содержащего двадцать восемь номеров, сюда добавлены пять песнопений: «Великая ектения» по напеву Оптиной пустыни, авторская «Великая ектения» с тональным планом а-тоП-С^иг, авторский вариант первого антифона «Благослови, душе моя» (Аs-dur). «Херувимская песнь» на распев «Видя разбойник» (отсутствует в Списке, в сборнике обозначена как авторское сочинение) и «Един свят» для смешанного хора. Переложения «Во Царствии» Вик. С. Калинникова и «Херувимской № 6» А. А. Архангельского помещены в Приложение. Обработка воскресного причастна «Хвалите Господа с небес» для смешанного хора представлена в двух вариантах: для большого состава в тональности As-dur и для малого в тональности G-dur. Оба варианта несут в основе одинаковый мелодический материал, но различны по использованию звуко-выра-зительных средств: первый характеризуется праздничностью, торжественностью, имеет альтовый зачин, второй вариант более простой, обиходный, сохраняет полное четырехголосие на всем протяжении, доступен для исполнения небольшим хоровым составом.

Цикл Песнопения Литургии для мужского хора состоит из двадцати трех песнопений, из которых «Трисвятое» (В^иг) и «Приидите, поклонимся» в редакции для четырехголосного хора (с-то11) были представлены в предыдущем разделе. «Херувимская песнь» (а-тоП): упомянутая в Списке в трех вариантах (первоначальный, авторское сочинение и конечный), в сборнике дана в двух: по чистовой авторской рукописи и по авторским черновикам16. Таким образом, в разделе представлены шесть гармонизаций (напева Гефсиманского скита Тро-ице-Сергиевой Лавры, Знаменного, Киевского распевов) и шестнадцать авторских сочинений, три из которых («Приидите, поклонимся»,

«Милость мира» и «Достойно есть») приведены в нескольких редакциях. Антифоны «Благослови, душе моя Господа» и «Хвали душе моя Господа» являются авторскими сочинениями, хотя и несут в себе некоторые черты гласовых песнопений (в основу мелодии положен напев антифонов Греческого распева, гл. 117, а именно чередующийся порядок нескольких мелодических строк, соответствующих членению текста и применение вводной строки (в этом песнопении их несколько). Песнопение «Единородный Сыне», не представленное в разделе Литургии для смешанного хора, в этом разделе дано в трех вариантах, являющихся гармонизациями. В нотном издании отсутствует песнопение «Единородый Сыне» во втором варианте обработки напева Гефсиманского скита, упоминаемое в Списке18. «Малая ектения», основанная на мелодическом материале данного песнопения, указана в Описи как отдельное произведение. Однако все три песнопения «Единородный Сыне» сборника имеют собственный вариант «Малой ектении», не выписанный в содержании как самостоятельный номер.

Песнопения архиерейского служения целиком состоят из собственных сочинений С. З. Трубачева и включают девять песнопений, поэтому их можно назвать авторскими, в отличие от сочинений первых двух разделов (песнопения Всенощного бдения и Божественной литургии), данный раздел вместе с предыдущим (песнопения Литургии для мужского хора) представляют собой отдельные циклы, выделенные автором, внутри которых, по мнению составителей сборника, не наблюдается строго единства19. Всего семь песнопений архиерейского служения указаны в Списке, отсутствуют третий вариант «От восток солнца до запад» (D-dur) и «Тон деспотин» для мужского хора по облачении архиерея. Последний номер раздела «Ис пола эти, деспота» предназначен к исполнению мужским трио (согласно богослужебной традиции исполнения этого песнопения в центре храма во время архиерейского каждения по Малом входе на Литургии).

В Приложении представлены три сочинения русских композиторов, переложенные С. З. Трубачевым для разных исполнительских составов: «Ныне отпущаеши» Г. И. Рютова (для мужского хора), «Во Царствии Твоем» Вик. С. Калинникова (для женского хора) и «Херувимская песнь» № 6 А. А. Архангельского (для смешанного хора). Все три песнопения приведены в соответствии с чистовой автор-

ской рукописью19. В Списке песнопение «Ныне отпущаеши» включено в состав Всенощного бдения, а «Херувимская песнь» и «Во Царствии» вошли во второй раздел «Песнопения Божественной Литургии для разных составов».

При исследовании двух крупных хоровых пластов, таких как гармонизации и авторские сочинения, возникает вопрос: в чем же самобытность и уникальность творческого почерка С. З. Трубачева. Н. С. Гуляницкая и Н. С. Асмус закономерно считают С. З. Трубачева продолжателем традиций композиторской школы Нового направления20, находя подтверждение в народно-песеной интонационности и опоре на древние слои обиходного пения. Источниками его переложений служили знаменный, греческий, киевский, валаамский, соловецкий распевы, напевы Троице-Сергиевой Лавры и многих других монастырей21. Сам композитор называл обращение отечественной школы хорового письма на рубеже XIX-XX вв. к глубинным, сакральным истокам значительным явлением в русской церковной музыке, разделяя и поддерживая идею о возвращении к древним распевам в многоголосном изложении, обогащенном «проникновением в него принципов, свойственных народному подголосочному сти-лю»22. Продолжение традиций Нового направления в творчестве С. З. Трубачева представляется очевидным, но, тем не менее, его сочинения обладают индивидуальной стилистикой.

Уникальность музыкального наследия композитора Трубачева выражается в «гармоничном сочетании безграничного уважения к церковной традиции богослужебного пения с авторским стилем композитора, узнаваемым как в переложениях церковных напевов»23, так и в близких им по духу собственных сочинениях. Результатом этого синтеза стало появление песнопений, «новых по гармоническому изложению, в которых возвышенный смысл богослужебных текстов подчеркивается теплотой и искренностью музыкального чувства»23.

В заключение отметим, что духовно-хоровые сочинения и переложения С. З. Трубачева занимают достойное место в ряду с произведениями и признанных мастеров церковной музыки, обогатив репертуар хоров Троице-Серги-евой Лавры, Московской Духовной Академии и Регентской школы, Санкт-Петербургского подворья Валаамского монастыря, Свято-Да-нилова и Новоспасского монастырей Москвы, московских храмов, а также хоров в различных епархиальных центрах России. Говоря о значе-

нии духовно-хорового наследия композитора, Н. С. Гуляницкая справедливо подчеркивает, что «церковная музыка С. З. Трубачева, составляющая основу его композиторского творчества, может быть представлена как наиболее весомая часть современной духовно-музыкальной литературы. Наследуя принципы, идущие как от древнерусских напевов, так и примеров их обработки, претворяя достижения блестящей плеяды московской композиторской школы, С. Трубачев осуществил <.. .> связь времен и внес свой многотрудный вклад в дело возрождения духовной культуры России»24.

Примечания

1 Список сочинений был составлен С. З. Труба-чевым в 1995 г. по просьбе архиепископа Истринского, викария Московской патриархии Арсения, в связи с подачей прошения о рукоположении в сан диакона Патриарху Алексию II. Далее в тексте - Список.

2 См.: Келдыш, Ю. В. Россия и запад: взаимодействие музыкальных культур // Русская музыка и ХХ в.: русское музыкальное искусство в истории художественной культуры ХХ в. М. : Гос. ин-т искусствознания,1998. С. 4.

3 См.: Кушнир, О. В. Духовная музыка в творчестве Владимира Мартынова : дис. ... канд. искусствоведения. Ростов н/Д., 2006. С. 25.

4 См.: Гуляницкая, Н. С. Поэтика музыкальной композиции: теоретические аспекты русской духовной музыки ХХ века. М. : Языки славян. культуры, 2002. С. 277-294.

5 См.: Ануфриева, О. В. 50 бесед о русском церковном пении и духовной музыке. Пермь, 2009. С. 575-590.

6 См.: Трубачев, Сергий (диак.). Полное собрание богослужебных песнопений : в 2 т. Т. 1 / сост., авт. примеч., вступ. ст. диак. Михаил Асмус, Н. С. Асмус. М. : Живонос. источник, 2007. С.12-16.

7 См.: Трубачев, Сергий (диак.). Избранное : ст. и исслед. / сост. игум. Андроник (Трубачев), М. С. Трубачева, О. С. Никитина. М. : Прогресс-Плеяда, 2005. С. 7-12 // Беседа с игуменом Андроником (Трубачевым) [Электронный ресурс]. иЯЬ: http://www.regentlib.orthodoxy.ru/ stat1.htm.

8 См.: Попова, Е. В. Духовная музыка отечественных композиторов: поэтика «жанровых форм»: конец ХХ-ХХ1 вв. : дис. ... канд. искусствоведения. Рос. акад. муз. им. Гнесиных. М., 2011. С. 17-37.

9 Трубачев, Сергий (диак.). Полное собрание ... 300 с.

10 Трубачев, Сергий (диак.). Избранное ... С.668-678.

11 Представляется важным осмысление творческого пути композитора с позиций выделения основных «вех» его жизни, неотложно связанных с его сочинениями.

12 Беседа с игуменом Андроником (Трубаче-вым) [Электронный ресурс]. URL: http://www. regentlib. orthodoxy. ru/stat 1.htm

13 Трубачев, Сергий (диак.). Избранное... С. 9.

14 Обозначение этого периода как Лаврского представляется возможным в виду существенного влияния духовных и исполнительских традиций Троице-Сергиевой Лавры.

15 См.: Трубачев, Сергий (диак.). Избранное... С. 289.

16 См.: Трубачев, Сергий (диак.). Полное собрание... Т. 1. С. 281.

17 Там же, С. 290.

18 См.: Трубачев, Сергий (диак.). Избранное... С. 670.

19 См.: Трубачев, Сергий (диак.). Полное собрание... Т. 1. С. 18.

20 Название «Новое направление» (иногда в том же значении употребляется название «Новая русская хоровая школа») утвердилось в статьях А. В. Преображенского и А. В. Никольского; обозначает движение, нацеленное на поиск обновления и изменения облика церковного пения через его возвращение к национальным истокам. Определение границ движения принято начинать с духовных композиций Н. А. Римско-

го-Корсакова и П. И. Чайковского, созданных в конце 1870-х - начале 1880 гг.. В историко-теоретической и организационно-практической областях крупнейшими деятелями были директор Синодального училища (с деятельностью которого были связаны многие авторы Нового направления) С. В. Смоленский, его сотрудники В. М. Металлов и А. В. Преображенский, а также регенты Синодального хора В. С. Орлов и Н. М. Данилин. К числу композиторов, сформировавших своим творчеством основы Нового направления, относятся С. В. Рахманинов, А. Т. Гречанинов, А. Д. Кастальский, П. Г. и А. Г. Чесноковы, А. В. Никольский, Вик. С. Калинников, Н. Н. Черепнин, С. В. Панченко, М. М. Ипполитов-Иванов, В. И. Ребиков, К. Н. Шведов, Н. С. Голованов, Н. И. Компанейский, М. А. Лисицын, П. Н. Толстяков, Д. В. Аллеманов, Д. М. Яичков и др. К этому числу можно добавить авторов, работавших в Русском Зарубежье после 1917 г.

21 См.: Гуляницкая, Н. С. Поэтика музыкальной композиции... С. 283.

22 См.: Трубачев, Сергий (диакон) Избранное ... С. 621.

23 Коростина, Е. П. Претворение индивидуального и традиционного в творчестве Сергея Трубачева // Вопросы современного музыкознания : межвуз. сб. науч. тр. / Челяб. гос. акад. культуры и искусств : редкол. Т. М. Синецкая, Л. К. Игнатьева, С. Ю. Бантуров. Челябинск, 2010. Вып. 4. С. 234.

24 См.: Гуляницкая, Н. С. Поэтика музыкальной композиции... С. 292.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.