Научная статья на тему 'Достойно есть: исторические и стилистические особенности'

Достойно есть: исторические и стилистические особенности Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
979
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕСНОПЕНИЕ / "ДОСТОЙНО ЕСТЬ" / ЦЕРКОВНО-ПЕВЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ / БОГОСЛУЖЕБНЫЙ ЖАНР / ЛИТУРГИЯ / CHURCH HYMN / " DOSTOYNO EST'" / CHURCH-SINGING TRADITION / THE LITURGICAL GENRE / LITURGY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Шелудякова О.Е.

Статья посвящена истории одного из наиболее значительных песнопений православной традиции Достойно есть. В процессе анализа выявляются место песнопения в Богослужении; жанровые признаки (например, задостойника или входного); тип интонирования текста (псалмодия, кантилена и проч.), способ фиксации (знаменной нотацией, «киевской нотацией», современной линейной нотацией), анализируются соответствующие примеры из богослужебной практики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Dostoyno est’: THE HISTORICAL AND STYLISTIC FEATURES

The article is devoted to the history of one of the most significant hymns of the Orthodox tradition «Dostoyno est’». In the process of analysis identifies the place of hymns in Worship; genre signs (for example, two Russian sacred compositions devoted or input); the type of intonation of the text (psalmodia, cantilena, etc.), fixation method (Znamenny notation, "Kievan notation", modern linear notation), are analysed relevant examples from liturgical practice.

Текст научной работы на тему «Достойно есть: исторические и стилистические особенности»

изошло, например, с творениями преподобного отца диакона Романа Сладкопевца.

Однако, по мнению многих богословов, названные литургические аспекты, становились все менее важными. На первый план выходила церемониальная, а затем и артистическая сторона диа-конского служения. Об этом так говорит Н.М. Никольский: «Практически диакон стал в Церкви неким музыкальным служителем. Его участие в богослужении во многом было востребовано из-за того, что от него ожидалось внесение в обряд дополнительной выразительности, эмоциональной и эстетической окраски. Основные требования к диакону сводились, в основном, к обладанию хорошим, мощным голосом и артистическими навыками; его функции разошлись с истинными целями обряда... Это неверное представление о диаконском сане в значительной степени коренится в общем преувеличении важности эстетического аспекта в богослужебном чине, усиливавшемся в новейшее время, особенно в Русской Церкви. Искусство и эстетика, однако, должны быть подчинены духовной цели обряда, в то время как они, вместо этого, обнаруживают стремление к независимому самостоятельному курсу» [4, с. 25].

Можно сколько угодно говорить о том, что служение диакона не является обязательным на сегодняшних богослужениях. Конечно, в большинстве малых приходов так и происходит. Но никто не станет спорить и с тем, что без диакона, основного «музыкального камертона», богослужение лишится своей богодухновенной красоты, которая тысячу лет назад привлекла к Православию Древнюю Русь. Когда речь идет о богослужении, не принято говорить об эмоциональном начале и эстетике, но именно эстетичность становится тем ключом, которая открывает двери храма для большинства прихожан, особенно тех, которые только начинают постигать Православную веру. И без диаконов, хранителей храмовых ключей и глашатаев веры, православных христиан, возможно, было бы гораздо меньше.

Литература

1.Балашов Н., протоиерей. На пути к литургическому возрождению. М.: Культурно-просветительский центр «Духовная библиотека», 2001 - 507 с.

2.Заозерский Н. О диаконах.//Богословский вестник. М., Издательство Московской Духовной Академии, 1892 - 250 с.

3.Кирилл (Гундяев), архимандрит. К вопросу происхождения диаконата.//Богословские труды, 1975, № 13. М., Издательство Московской Патриархии. С. 201-207.

4.Никольский Н.М. История Русской Церкви. М.: Политиздат, 1985. - 448 с.

5.Розова Л.К. Великий архидиакон. М.: Издательский отдел Московского Патриархата, 1994 - 79 с.

6.Сержантов П. Мирянин в священном сане.//Альфа и Омега, 2005, №2 - сс.223-240.

7. Сорокин А., протоиерей. Спутник диакона. СПб.: Сатисъ, 2003. - 63 с.

УДК 783.2

О.Е.Шелудякова

ДОСТОЙНО ЕСТЬ: ИСТОРИЧЕСКИЕ И СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ

Статья посвящена истории одного из наиболее значительных песнопений православной традиции -Достойно есть. В процессе анализа выявляются место песнопения в Богослужении; жанровые признаки (например, задостойника или входного); тип интонирования текста (псалмодия, кантилена и проч.), способ фиксации (знаменной нотацией, «киевской нотацией», современной линейной нотацией), анализируются соответствующие примеры из богослужебной практики.

Ключевые слова: песнопение, «Достойно есть», церковно-певческая традиция, богослужебный жанр, Литургия.

Sheludyakova Oksana " DOSTOYNO EST': THE HISTORICAL AND STYLISTIC FEATURES"

The article is devoted to the history of one of the most significant hymns of the Orthodox tradition - «Dostoyno esf». In the process of analysis identifies the place of hymns in Worship; genre signs (for example, two Russian sacred compositions devoted or input); the type of intonation of the text (psalmodia, cantilena, etc.), fixation method (Znamenny notation, "Kievan notation", modern linear notation), are analysed relevant examples from liturgical practice.

Keywords: church hymn, " Dostoyno est"', Church-singing tradition, the liturgical genre, the Liturgy.

История земли русской неразрывно связана с образом Пресвятой Богородицы. Начиная с момента принятия христианства на Руси, Царица небесная всегда была для русского народа символом великой любви и сострадания. Различным иконам Матери Божией были посвящены многие молит-вословия. Среди них особое место занимает молитва «Достойно есть»

Текст «Достойно есть» был положен в основу огромного количества сочинений, как входящих в состав Божественной Литургии, так и выступающих в качестве самостоятельного произведения.

Наряду с крупными композиторами - М.Балакиревым, П.Чайковским, Н.Римским-Корсаковым, Г.Ломакиным, А.Кастальским, А.Гречаниновым, П.Чесноковым, С.Рахманиновым, С.Ляпуновым, А.Никольским, Г.Свиридовым встречаются и менее известные авторы - Н.Голованов, В.Жданов, В.Аллеманов, священник В.Зиновьев, архимандрит Нафанаил, протоиерей М.Лисицын и другие. Многие из композиторов (например, П.Чайковский, П.Чесноков, Н.Римский-Корсаков, Н.Денисов и другие) обращались к данному тексту неоднократно.

Молитва «Достойно есть» в ряду других в церковном обиходе является одной из самых любимых и популярных. По значимости в богослужении она сравнима только с одной молитвой, обращенной к Деве Марии, - «Богородице Дево, радуйся». Иные молитвы, посвященные Богоматери («Высшую небес», «Предстательство христиан», «К Богородице прилежно», «Не имамы иныя помощи») встречаются реже и имеют специфическую функцию в обряде со строго закрепленным образным строем и характером исполнения. Наиболее специфическим моментом, ставшем предметом анализа в данной статье, является совмещение признаков отдельного песнопения и целостного жанра.

Песнопение «Достойно есть» является заключительным моментом в Божественной Литургии на Евхаристическом каноне, своеобразной благодарственной молитве, которую возносит народ устами священника и хора попеременно. Кроме того, это песнопение исполняется в других чинопосле-дованиях. В Типиконе, в уставе совершения различных видов богослужения, указывается, что «Достойно есть» исполняется также в чине Панагии, на Всенощном бдении, на Утрене после троичного канона в качестве заключения определённого этапа Богослужения; в чине Обедницы; на Повечерии малом и Великом также в завершении канона, на архиерейском входе и обозначается как «входное», во время облачения архиерея.

Кроме чинопоследования основных служб «Достойно» можно встретить и в требах (то есть службах на разные случаи жизни). Требник указывает на исполнения «Достойно» в чине Отпевания (в окончании канона); исповедания; во всех Молебнах (после прочтения Евангелия); в последовании Святого Елея (священнический чин) - после канона; а также в самом завершении чина Благословения и освящения иконы Пресвятой Богородицы.

Существенно, что практически во всех случаях песнопение «Достойно» можно сравнить со своеобразным завершением либо раздела службы, либо целого чинопоследования. Это не случайно, ведь песнопение, посвященное Богородице, является логическим выводом и обобщающим моментом, которое суммирует постепенно усиливающуюся атмосферу благоговения и преклонения пред чудом воплощения Христа от Девы Марии.

Таким образом, «Достойно есть» оказывается молитвой, имеющей в богослужении чрезвычайно важное значение и потому имеющей несколько вариантов чиноположения. Это обстоятельство и обусловило наличие значительного разнообразия трактовок молитвы в каждом типе богослужебного пения и позволило песнопению приблизиться к жанровой разновидности.

Великое множество жанров духовной музыки в их иерархических связях между собой не вполне соответствуют традиционной классификации жанров и вызывают множество вопросов, связанных с их отличительными особенностями. Это обусловлено иной акцентировкой основных критериев разделения церковных жанров. В канонической певческой культуре самым значимым является Слово и богослужебный текст. Именно содержание определяет статус, местоположение и форму песнопения в общем контексте службы и особенности жанра как такового.

В основе жанрового знания, выработанного мастерами пения, лежат классификационные принципы, которые предопределяют специфические черты либо конкретного жанра, либо семейства жанров, группы песнопений. Это закрепленность их в соответствующих типах книг и разделах певческих книг, а также порядок расположения в этих книгах, с принадлежностью каждого песнопения к соответствующему богослужебному циклу (годовому, седмичному, дневному) и определенной службе, входящей в дневной круг богослужений: Вечерне, Утрене, Литургии, часам. Все это обусловило фиксацию данных песнопений не только в определенном типе книги, но и в конкретном ее разделе. Каждый жанр обладал не только своей системой средств (тип текста, тип мелоса, стихотворные приемы) и образных красок, но и имел свой способ воздействия на слушающих песнопение.

Определение и характеристика жанров часто усложняются тем, что многие песнопения были написаны на греческом языке, а затем переведены на славянский. При переводе часто был нарушен стихотворный метр, не соблюдался акростих (первые буквы строк образовывали слова и даже фразы). Поэтому многие жанры стали сближаться, различия между ними исчезали. И в процессе развития многие жанры значительно менялись - например, кондак из стихотворной поэмы превратился в краткое высказывание. Попробуем выяснить характерные особенности и историю самых известных

и важных для богослужения жанров.

Песнопение «Достойно есть» по своему жанру определено в церковном Обиходе как гимн, прославляющий Богородицу. Как гимну ему присущ ряд типичных черт: по форме это песнопение представляет собой многострочную композицию сквозного типа, тяготеющую к строчной прозе, в которой предполагается группировка строк текста в соответствии с разделами риторической формы: призывание, именование, славословие. Основной единицей вербального текста в гимне является строка сквозного строения, допускающая значительное варьирование слогового состава. Основной композиционной единицей музыкально-поэтического текста становится мелострока, не имеющая деления на полустроки. Для песнопения «Достойно есть» характерна сквозная, открытая, одноэлементная (строчная) композиция. Выбор стилистической структуры в этом жанре не ограничен (силлабика, невмати-ка, мелизматика), обязательным условием является лишь стилистическая однородность образца.

При этом «Достойно есть» является специфическим песнопением, которое по ряду признаков приближается к самостоятельной жанровой разновидности внутри гимна:

1. В сравнении с другими песнопениями «Достойно есть» занимает особое место как по количеству певческих вариантов в каждом гласе, так и по полноте отражения в различных стилях и типах распева.

2. Выделяется стабилизированное содержание - воплощение хвалы Богородице, ставшей Матерью Спасителя мира.

3. Выделяется стабилизированное предназначение. Песнопение «Достойно есть» применимо в церковной практике в определенные, строго закрепленные в Обиходе, моменты богослужения. Вариабельность использования песнопения недопустима.

4. Условия бытования в Божественной Литургии строго фиксированы. «Достойно есть» - литургийная песнь, исполняемая респонсорным образом (возглас и хор) с особым динамическим и эмоциональным модусом.

5. Закреплено и определенное местоположение в ритуале. Функция песнопения «Достойно есть» - смысловое обобщение, завершение важного этапа богослужения.

6. Сходно с жанром и наличие группы родственных песнопений - задостойников, которые содержательно и эмоционально тождественны «Достойно есть» и исполняются вместо него в особо важные, двунадесятые церковные праздники. С точки зрения воплощения содержания в задостой-никах сохраняются принципы, характерные для «Достойно есть».

7. Текст молитвы имеет полноту отражения в церковном пении:

а) Встречается во все исторические периоды - начиная с X века (принятия христианства на Руси). На всем историческом пути развития церковного пения в России «Достойно есть» является неотъемлемой составляющей в богослужении. Постепенно с появлением авторских стилей письма эта молитва становится самостоятельным песнопением, создаваемым многими композиторами;

б) «Достойно есть» - одно из самых распространенных песнопений во всех стилях церковного пения. С течением времени виды пения изменялись, однако текст «Достойно есть» нашел отражение и в знаменном, и в демественном, и в путевом распевах;

в) Песнопение «Достойно есть» - одно из немногих, которое употребляется в различных службах: на Божественной Литургии, на Утрене, на требах. Уникальность этой молитвы заключается в том, что она сама по себе может выступать часть цикла (например, Литургии), и как объединение составных частей (куплет и припев могут звучать вместе и раздельно в различных типах чинопосле-дований), и, наконец, как самостоятельное законченное произведение (часто встречается в авторской музыке).

В «общескрепляюпщй комплекс» (В.Цуккерман) входят:

• общая атмосфера молитвенного восхищения духа (от умиленного духовного созерцания до восторженной хвалы);

• двухчастная композиция и строчной принцип организации структуры;

• подчеркивание ключевых слов (в подавляющем принципе случаев общих для различных эпох - «величаем», «Богородицу» и т.д.);

• выделение слов осуществляется с помощью слогового распева, достижения тесситурной вершины, реже гармонических красок;

• ладовая переменность различного типа с выделением отдельных строк (общих для различных эпох) с помощью смены устоя;

7. Существенно и наличие аналогий с жанрами иконописи. Существует икона «Достойно есть» - тип Елеусса, благодаря которой и возникло само песнопение. На иконе изображена Богоматерь с младенцем, к которой и прибегают все страждущие с молитвой «Достойно есть яко воистину».

Таким образом, по ряду признаков (стабилизированное содержание; стабилизированное предназначение и бытование; определенное местоположение в ритуале; наличие группы родственных произведений (задостойники)) «Достойно есть» приближается к самостоятельному жанру. При этом каноническая модель песнопения «Достойно есть» является неизменной «точкой отсчета» на протяжении всего исторического развития русской духовной музыки: создание новых сочинений на догматический текст происходит либо в опоре на каноническую модель, либо в сознательном творческом диалоге с ней.

УДК 75.042(470+571) "17/19"

И.В.Портнова

ЖАНР АНИМАЛИСТИКИ В РУССКОМ ИСКУССТВЕ XVIII ВЕКА. К ПРОБЛЕМЕ ЖАНРОВОЙ ЭВОЛЮЦИИ

Статья рассматривает вопросы сложения жанра анималистики в русском искусстве XVIII века, структуру жанра, предопределенную тенденциями новой эпохи, ее бытование во времени в системе других жанров изобразительного искусства.

Ключевые слова: жанр, анималистика, новое время, животные, природа, эпоха, художественные особенности, «натуралии», тенденции искусства.

Irina Portnova THE ANIMAL GENRE IN RUSSIAN ART OF THE 18TH CENTURY. THE PROBLEM OF GENRE EVOLUTION

The article deals with the issues of adding animal genre in Russian art of the 18th century, the structure of the genre, a predefined trends new era, its existence in time within the system of other genres of fine art.

Keywords: genre, animals, new age, animals, nature, age, artistic features, "naturalii," trends in art.

Жанр, представляющий устойчивость художественных черт, композиционно-технических приемов и тем, как категория историческая появляется на определенных этапах развития искусства. Со временем меняются жанры и их функции. Поэтому исследователю, рассматривающему жанровый вопрос, необходимо изучать не только отдельные жанры той или иной эпохи, а их систему и те принципы, на основе которых осуществляются жанровые деления. Наша задача заключается в том, чтобы в рамках обозначенной темы статьи выявить истоки жанра анималистики, предпосылки его формирования в специфических и узнаваемых чертах.

Итак, деление на жанры в русском искусстве произошло в XVIII веке, а его признаки наблюдались и ранее. Так дело обстояло с анималистикой, жанровые черты которой обозначились в новую эпоху, хотя изображения животных встречались в живописи, декоративно-прикладном, народном искусстве средневековья. Однако в старое время еще отсутствовала целостная концепция понимания жанра, да и не было причин его сложения. В XVIII веке в связи с формированием нового искусства, основанного на светском, а не христианском мировоззрении, как это было в Древней Руси, появилась потребность общества в познании реального окружающего мира, его материальных закономерностей. Можно предположить, что обозначившийся интерес к анималистике в XVIII веке был связан с формирующимся культом природы.

В данном процессе выделим две взаимообусловленные тенденции. Первая связана с созданием новой системы художественного образования: в 1724 году была открыта Академия наук, а в 1757 Академия художеств, что предопределялось новой культурой светского типа. Вторая имела отношение к первым научным изысканиям в области географии, метеорологии, анатомии, физиологии. Многочисленные экспедиции, проводимые естествоиспытателями, способствовали накоплению фактов, в которых мастера принимали живое участие. Они зарисовывали известные и малоизвестные науке того времени виды животных и растений, непосредственно контактируя с природным миром. Богатой базой для творчества также явились обширные коллекции естественнонаучного музея - Кунсткамеры, на основе которого началось зарождение научной иллюстрации и что важно в контексте нашего разговора способствовало формированию интереса к анималистике.

Реальное восприятие мира, устремленность к его научному познанию в новую эпоху привело к тому, что образ животного все чаще стал видеться в своем конкретном виде, а не метафорическом или мифическом, как в древности. Наблюдаемый и изучаемый окружающий природный мир понятным образом привел к подражанию. В связи с нашей темой подчеркнем важность данного положения, необходимого в плане понимания специфики анималистического изображения. Именно реально запечатленный образ животного, имеющий сходство с действительностью, во многом объясняет

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.