Научная статья на тему 'К вопросу о бесконечной силе первого движущего в физике Аристотеля'

К вопросу о бесконечной силе первого движущего в физике Аристотеля Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
436
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о бесконечной силе первого движущего в физике Аристотеля»

связан с космосом, и эта связь представлена Аристотелем как предмет желания, любви. Но этим он и ограничивается, не давая понять, каким образом выводится Небо из Перводвигателя. Получается, что Небо есть благодаря Перводвигателю, но при этом сущность Неба не сводима к Перводвигателю, т. е. в нем присутствует и самобытие, хотя и несамодостаточное. Единство мира не в его происхождении от единого первоначала, а в том, что все существует и поддерживается благодаря, с одной стороны, первоначалу, а с другой — и самому себе. Первоначало, помысленное Аристотелем как Ум, ставит его в некоторую оппозицию к пониманию первоначала как Единого, являющегося сверхмыслимым, сверхбытийным началом, каковым оно является у Платона. Для Аристотеля же единое «есть прежде всего некоторая мера, главным образом для количества, затем для качества»194. Вещь может быть измерена с помощью единого, или вещи могут быть соотнесены друг с другом с помощью общей для них меры. И хотя аристотелевский Перводвигатель и противостоит пониманию первоначала как Единого, в своем определении первоначала Аристотель все же остается в рамках традиции античной философии, понимая первоначало как нечто одно и превосходящее все существующее: «Нет в многовластии блага, да будет единый властитель»195, — говорит Аристотель, повторяя Гомера.

Подводя итог, нужно сказать, что вершиной античной мысли в вопросе того, как мы можем мыслить Первоначало, стало заданное Платоном понимание начала как Единого, которое само по себе является пределом для мысли, т. е. не мыслимо и внебытийственно, но в то же время, не обнаруживая себя в изменяющемся мире, оно дает возможность помыслить мир как единое, давая тем самым ему основание и делая истинным.

М. Н. Варламова

К ВОПРОСУ О БЕСКОНЕЧНОЙ СИЛЕ ПЕРВОГО ДВИЖУЩЕГО В «ФИЗИКЕ» АРИСТОТЕЛЯ

Известно, что Аристотель в XII книге «Метафизики» определяет первое движущее как форму, лишенную материи или как чистую действенность, тогда как в 10 главе VIII книги «Физики» указывает, что первое движущее движет, имея бесконечную способность (или силу) двигать. В статье производится попытка интерпретации бесконечной способности перводвигателя в связи с аристотелевским определением движения как действенности движущего в движимом и рассматривается вопрос об определении не связанной с материей способности сверхфизического движущего в отличие от способности всякого физического сущего действовать или претерпевать.

Ключевые слова: Аристотель, перводвигатель, физика, метафизика.

On the infinite power of the prime mover

In his 12th book of the Metaphysics, Aristotle defines the prime mover as a form without matter or as a pure actuality. Whereas, in chapter 10 of the 18th book of his Physics, he points out that the prime mover moves, having infinite power to move. This article presents an attempt to

194 Там же. 1053b.

195 Там же. 1076a.

interpret the infinite power of the prime mover in relation to the Aristotelian definition of moving as the actuality of the mover within the being moved. It also examines the issue of defining the power of the superphysical mover unrelated to matter as differing from the power of any physical being to act or to be affected.

Keywords: Aristotle, the prime mover, physics, metaphysics.

В последней главе VIII книги «Физики» Аристотель утверждает, что первый двигатель должен иметь бесконечную dynamis196 двигать небо. Это утверждение, если его рассматривать из общего контекста «Физики» и «Метафизики», явно противоречит учению Аристотеля о перводвигателе как о сверхфизическом, т. е. нематериальном, и поэтому только действенном сущем, как и определению dynamis как способности двигать или быть в движении составленного из материи и формы физического сущего. В дальнейшем я попытаюсь разъяснить понятие dynamis как начала движения и показать, что dynamis перводвигателя возможно интерпретировать в общем контексте аристотелевской теории движущего и движимого.

Движение. Движимое и движущее

Физическое сущее, согласно Аристотелю, есть как сложенное из двух начал — материи и формы, которые могут быть отделены друг от друга только логически, т. е. в научном рассмотрении. В сложении сущего материя есть начало возможности быть так или иначе, а форма — начало действенности и завершенности. Составное сущее, поскольку оно незаконченно, т. е. присутствует не только как то, что в действенности, но и как то, что может быть в той или иной действенности, подвижно. Из возможности и действенности сущего как подлежащего движения Аристотель определяет движение так: «...действенность существующего в возможности, поскольку последнее таково»197. В отношении подлежащего Аристотель различает два значения entelecheia: законченность сущего как причину его бытия (например, душа человека, согласно которой человек вообще есть и может двигаться так или иначе) и незаконченную действенность сущего в какой-то из категорий, которая сама и есть движение (например, когда человек становится образованным). Из определения движения Аристотель рассматривает различные виды движений: так, двигаться сущее может как белое (инаковение), малое (возрастание), как находящееся в каком-то месте (перемещение), и также — само по себе (как физическое сущее), т. е. в отношении своей сущности как формы (возникновение и уничтожение).

Аристотель указывает четыре причины природного движения198: то, из чего движется — материя как подлежащее, форма и образец, цель движения и причина — «то, откуда начало движения». При этом движение составного происходит разом из нескольких причин: сущее всегда движется из материи и формы, поскольку начала бытия сущего будут и причинами его движения, а цель движения может находиться в сущем или вне его, так же как и то, откуда начало движения (Аристотель называет причиной «откуда начало движения» как иное сущее, т. е. двигатель, так и душу, которая движет тело).

196 Суияяш в разных контекстах принято переводить как сила, возможность или способность. Эти три варианта перевода в статье я употребляю синонимично, т. е. они отсылают к одному понятию.

197 Физика. Ш-1,201а 11-12.

198 Аристотель. Физика. П-3,194Ь 23-195а 3.

Разбирая определение движения, Аристотель различает в движении движимое как то, в чем движение есть, и движущее как причину «то, откуда начало движения» и в соответствии с этим разделением дает еще одно определение движения: «энтелехия движимого, [осуществляемая] под двигающим»199. Движимое и движущее имеют две разных способности: способность действовать и способность претерпевать, при этом они совершают одно движение, т. е. имеют одну деятельность. Иными словами, движение — это действенность двух способностей — способности одного сущего двигать, т. е. учить или строить, и иного сущего двигаться определенным образом, т. е. обучаться или быть в основании стены. Движимое как подлежащее движения принимает действенность движущего в том роде сущего, в котором оно движет, т. е. претерпевает, само при этом будучи способно к претерпеванию в таком именно роде.

Определение движущего как ёупапш

Способность двигать движимое как начало движения рассматривается в IX книге «Метафизики». Здесь Аристотель определяет способность как «начало изменения в ином или в самом себе как ином»200. Дополнительно к этому первому определению способности считаются по Аристотелю два других: «способность претерпевать как присущее самому терпящему начало терпения от иного или поскольку оно есть иное»201 и «состояние неспособности изменяться к худшему под воздействием иного или поскольку оно есть иное»202.

Возможность двигать в контексте разбора движения от иного (движущего) суше-го должно рассматривать как активную способность или силу. Поскольку движущее дает свою форму движимому, способность двигать рассматривается по форме или действенности движущего. Тогда как подвижное изменяется от лишенности к форме, т. е. способность подвижного связана с подлежащей изменению материей. Однако в разборе двигания касанием в «О возникновении и уничтожении» 1-6, как и в «Физике» Ш-2, Аристотель утверждает, что всякое физически движущее также испытывает воздействие, т. е. движущее само изменяется, и только поскольку оно способно изменяться, оно способно двигать. Таким образом, во всяком движении возможность есть характеристика материи — вне зависимости от того, будет это возможность двигать или возможность двигаться. Однако не материи самой по себе, но материи уже оформленной — сама по себе материя не имеет возможности к движению, так же как и сама по себе форма — таковую имеет только сложенное сущее (по своей материи).

Перводвигатель как «то, откуда начало движения». Эупапш перводвигателя

Аристотель рассматривает перводвигатель как начало движения в VII и VIII книгах «Физики» в общем контексте доказательства вечности движения. Собственно, необходимость перводвигателя доказывается из двух доводов: движение сущего должно быть вечным, т. е. не могло когда-либо начаться и также не может когда-либо закончиться; для вечности движения необходимо бесконечное количество движущихся

199 Там же. Ш-3,202а 14.

200 Аристотель. Метафизика. IX-1,1046а 11.

201 Там же. IX-1,1046а 11-13.

202 Там же. 1Х-1,1046а 13-15.

и движущих друг друга сущих (этому доказательству предположено доказанное ранее положение о невозможности актуальной физической бесконечности203), или — первое движущее, которое само по себе неподвижно. Это первое движущее движет только первое движущееся, а именно небо, которое либо прямо, либо посредством другого подвижного движет остальные сущие. Само небо, как доказывает Аристотель, движется бесконечным по времени движением. Чтобы движение неба было вечным, сам двигатель должен двигать в течение бесконечного времени, а значит, обладать бесконечной способностью двигать.

В 10 главе VIII книги «Физики», где речь идет об этой способности, Аристотель предполагает вечность движения как посылку и утверждает, что вечным может быть только то движение, которое происходит от бесконечной силы204. Через утверждение необходимости бесконечной силы он доказывает, что перводвигатель не имеет частей и величины — поскольку любая конечная величина не может обладать способностью бесконечно двигать, а экстенсивно бесконечная величина невозможна, — а значит, не является физическим, т. е. составленным из формы и материи сущим, поскольку любое физическое сущее имеет какую-либо величину205.

Действие или двигание, как можно заключить из разбора движущего и движимого в III книге «Физики», Аристотель связывает с воздействующей силой, которая есть причина «то, откуда начало движения» для подвижного, и движет касанием. Силу движущего в IX книге «Метафизики» Аристотель определяет как начало движения в ином. Эта сила, поскольку она есть в ином, отдельном сущем, в случае составного сущего есть в движущем по материи, но рассматривается по форме. В отношении несоставного сущего, т. е. перводвигателя, который есть первая причина «откуда начало движения» в аристотелевской физике и также движет касанием206, хоть и не имеет величины, эта сила может пониматься как некоторое имение (hexis). Для того, чтобы объяснить разделение имения способности от бытия в возможности (точнее говоря, от готовности к движению), можно провести параллель с обсуждением имений души в «О душе», где Аристотель различает dynamis сущего к движению от dynamis как имения207. Различие можно рассмотреть на примере обучения грамматике. Способность к движению, т. е. к обучению, имеет ученик, который претерпевает под учителем и изменяется от лишенности к форме — от необразованности к образованности. Dynamis как имение души имеет грамматик, который уже умеет читать, но в данный момент не читает — это не-читание для него не есть лишенность, поэтому для того, чтобы читать, ему не нужно изменяться208. Умение читать для грамматика есть способность в смысле имения. Однако имения души как способности к движению одушевленного есть только потому, что душа не может быть отделена от тела по бытию209, а значит, не имеет собственной, отделенной от тела способности. Перводвигатель же как отдельное нематериальное сущее имеет отделенную от материи способность двигать, которая всегда есть в действенности (перводвигатель движет непрерывно), поэтому аналогичное рассмотрение силы

203 Там же. Ш-5,205а 10-205Ь.

204 Метафизика. XII-7,1073а 3-11.

205 Физика. VIII-10,267Ь 22-26.

206 Ср.: Там же. УШ-5, 258а 18-21.

207 Аристотель. О душе. П-5,417а 23-30.

208 О душе. П-5,417Ь 2-10.

209 О душе. 1-1,403а 6-12.

первого движущего и имения души не может быть точным. Тем не менее с помощью приведенной аналогии возможно представить, как нематериальное сущее может быть понято не только как сущее в энергии, но и как способное (dynaton). Так, явно есть два вида возможности, как и два вида действенности, которые можно рассматривать в отношении подлежащего и движения. Способность читать, лечить или метать копье имеет человек по своей сущности, даже если он не грамматик, врач или гимнаст. По своей же сущности человек не может летать, цвести или зеленеть. Именно сущность, или природа, ограничивает круг способностей сложенного сущего к тому или иному движению или к действенности в каком-либо виде. Будучи же уже в этом виде как в некоторой действенности, человек имеет возможность, ограниченную этим видом, но уже не есть в возможности в отношении этого вида. Итак, из разделения возможности действовать от возможности претерпевать и имения возможности от бытия в возможности можно понять dynamis перводвигателя в «Физике» Аристотеля. Перводвигатель только действует, но не претерпевает, поскольку он имеет способность к действию, но сам при этом не есть в материи, т. е. не может претерпевать или двигаться по своей сущности.

Итак, поскольку, с одной стороны, сам перводвигатель не есть в возможности, но имеет dynamis, или силу двигать (которую можно было бы назвать сверхфизической силой), с другой стороны, эта сила всегда уже есть в действенности, т. е. перводвигатель всегда может двигать и уже движет, эту способность можно отличить от действенности первого сущего только Kata logon, или согласно определению двигателя как причины «то, откуда начало движения», т. е. как силы в ином.

РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ

П. Е. Бойко

ИДЕЯ ВСЕОБЩЕЙ РАЗУМНОСТИ БЫТИЯ В ФИЛОСОФСКО-ИСТОРИЧЕСКОМ САМОСОЗНАНИИ РУССКОГО НАРОДА: В ПОИСКАХ ПУТИ, ИСТИНЫ И ЖИЗНИ

Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное (1 Кор. 1, 27)

Философия, как известно, представляет собой всеобщее мышление, логосное знание о сущем и о том, как это сущее присутствует в сознании человека. Ее предмет — Абсолют — есть мысль, ставшая бытием, и бытие, возвысившееся до уровня всеобщности мысли. Это — Альфа и Омега, первое и последнее основание всего сущего. Будучи конкретным и процессуальным тождеством мышления и бытия, данный предмет воплощается в диалектике развития понятия во всех ее логически и исторически необходимых моментах. Философский предмет есть одновременно и метод как постигающее себя «чистое понятие», понятие, становящееся конкретной тотальностью мышления и бытия.

Таким образом, единый и единственный философский метод есть всеобщая диалектика, начинающаяся с непосредственного, еще неразличенного в себе абстрактно-всеобщего как объекта (античная и средневековая метафизика: «от Парменида до Декарта»), продолжающаяся в рассудочной критической рефлексии особенного как субъекта (новоевропейская мысль «от Декарта до Канта, Фихте и Шеллинга») и исторически завершенная в абсолютном идеализме как единичном, конкретном тождестве субъекта и объекта, мышления и бытия (Гегель). Именно гегелевская «Энциклопедия философских наук» завершает историческую эволюцию разнообразных форм предмета философского знания и дает начало логической, т. е. всеобщей и разумной ступени его развития.

Философия «проделала долгое историческое развитие и прошла ряд ступеней предмета, прежде чем всеобщий предмет философии, снимая свои исторические формы, достиг высшего проявления необходимости и благодаря этому получил сознательное выражение в его необходимости. Эта ступень есть завершение исторической формы развития предмета философии, благодаря чему раскрывается необходимость его начала и дальнейших ступеней, которые становятся снятыми моментами всеобщей диалектики бытия и мышления», — справедливо замечает современный философ Е. С. Линьков1.

1 Линьков Е. С. Становление логической философии // Гегель Г. В. Ф. Наука логики.— СПб., 1997.— С. 8.

136

Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2010. Том 11. Выпуск 4

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.