Научная статья на тему 'К вопросу необходимости воспитания толерантности в современной школе'

К вопросу необходимости воспитания толерантности в современной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
224
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
СОВРЕМЕННАЯ ШКОЛА / УЧАЩИЕСЯ / ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Изотикова Ирина Геннадьевна

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме воспитания толерантности в современной школе. Автор приходит к выводу, что формирование толерантного поведения напрямую зависит от атмосферы в школе, от личности учителя, от уровня демократичности и уважительности отношений между учителями и учениками, от ценностей, которые определяют отношения детей друг с другом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу необходимости воспитания толерантности в современной школе»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №5/2016 ISSN 2410-700X_

2. Зырянова, А.В. Развитие готовности студентов колледжей культуры и искусств к организационно -управленческой деятельности в условиях ФГОС нового поколения // Мир науки, культуры, образования. -2012. -Выпуск № 6 (37). - С. 154-157

© Зайцева Т.В., 2016

УДК 371

Изотикова Ирина Геннадьевна

учитель русского языка и литературы, социальный педагог Майская средняя школа им. А.К. Панкратова, РФ E-mail: [email protected]

К ВОПРОСУ НЕОБХОДИМОСТИ ВОСПИТАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ

В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

Аннотация

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме воспитания толерантности в современной школе. Автор приходит к выводу, что формирование толерантного поведения напрямую зависит от атмосферы в школе, от личности учителя, от уровня демократичности и уважительности отношений между учителями и учениками, от ценностей, которые определяют отношения детей друг с другом.

Ключевые слова

Современная школа, учащиеся, формирование толерантного поведения.

Законодательство России всемерно противостоит проявлению ксенофобии. В частности, в федеральном законе «О противодействии экстремистской деятельности» носители ксенофобных идей - лица, призывающие к розни, распространяющие материалы с такими призывами, совершающие нападения на граждан по мотивам национальной, религиозной, социальной розни, классифицируются как экстремисты [1]. Негативные процессы в российском обществе, провоцирующие ксенофобию и нетерпимость, отчасти связаны с дефицитом ценностей и атрибутов прошлого: стабильности, смысла и перспектив общественного развития, ощущения великой общности, устойчивой общественной структуры, развитой системы социального обеспечения, отсутствием значительного неравенства. Указанные ценности служили своеобразным компенсаторным механизмом, сдерживающим ксенофобию и стимулирующим интернационализм [2]. В настоящий момент перед современной школой стоит сложная задача подготовки подрастающего поколения к жизни в условиях многонациональной и поликультурной среды. Наряду с развитием собственной культуры очень важно научить молодежь понимать и ценить своеобразие других культур, воспитывать подрастающее поколение в духе мира и уважения всех народов.

Следует отметить, что идея собственного превосходства порочна сама по себе. Но если связь с историческим наследием еще можно оправдать и связать это с попыткой выразить гордость за свою национальную культуру, то моральные основания и внешний облик в качестве обоснования близки к националистическим и даже шовинистическим представлениям [3]. Практика бытовой ксенофобии значительно обострилась за последние годы практически во всех социальных группах [4].

Необходим механизм формирования толерантности и обеспечения социальной стабильности в условиях глобализации, который предполагает преодоление ксенофобии с целью предотвращения социальных конфликтов [5]. Вот почему культура толерантности должна воспитываться с первых дней обучения в школе. Глобальное образование призвано развивать у учащихся ответственность за настоящее и будущее мира, в котором они живут. Педагог на предметных уроках должен уделять внимание

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №5/2016 ISSN 2410-700X

патриотическому воспитанию, направленному на формирование уважительного отношения к Родине, родным местам, историческому прошлому, родной культуре, собственному народу и народам России.

Например, на уроках литературы, которая в силу своей специфики напрямую выходит к проблемам морали, можно несколько минут урока посвящать чтению трудов Д.С. Лихачева и С.Л. Соловейчика, которые могут помочь нравственному формированию личности школьника, преодолению ксенофобии и воспитанию толерантности. Другим примером может служить сопоставительный анализ пословиц и поговорок одной тематики на уроках русского языка, который позволяет увидеть единство нравственных ориентиров представителей разных народов, что также способствует преодолению ксенофобии.

Как показывает опыт, наличие правового образования само по себе не может решить проблему формирования толерантного поведения. Необходимы методы систематического обучения, которые бы способствовали улучшению взаимопонимания, воспитанию терпимости в отношениях, как между отдельными людьми, так и между этническими, социальными, культурными, религиозными и языковыми группами. Эти проблемы невозможно решить курсами теоретических знаний, разовыми акциями и мероприятиями. Формирование толерантного поведения напрямую зависит от атмосферы в школе, от каждого урока, от личности учителя, от уровня демократичности и уважительности отношений между учителями и учениками, от ценностей, которые определяют отношения детей друг с другом. Умение понимать и принимать различия, мотивы поступков и ценности другого человека напрямую зависят от умения общаться, строить отношения не только с родными, близкими, но и с непохожими и непонятными людьми. Школа призвана заботиться о формировании психологии ребенка, воспитывать его в духе терпимости и любви к людям. А педагогическое общение учителя и ученика должно сводиться к таким принципам обучения, которые создают условия для формирования у учащихся толерантного поведения. Список использованной литературы:

1. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (с изменениями и дополнениями) http://base.garant.ru/12127578/

2. Апанасюк Л.А. Ксенофобия в молодежной среде: социокультурный подход: монография / Апанасюк Л.А.

- Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2013. - 182 с.

3. Апанасюк Л.А. Теоретико-методологическое обоснование социально-культурных программ преодоления ксенофобии в молодежной среде / Л.А. Апанасюк // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2013. - Т. 117. №1. - С. 161-165.

4. Апанасюк Л.А. Алгоритм подготовки студентов-мигрантов к межкультурной коммуникации при преодолении ксенофобии // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. - 2013. - № 2 (24).

- С. 383-388.

5. Апанасюк Л.А. Психолого-педагогический аспект преодоления ксенофобии среди молодежи // Балтийский гуманитарный журнал. - Калининград. - 2013. - № 2. - С. 5-10.

© Изотикова И.Г., 2016

УДК 378.14

Каримов Марат Фаритович

канд. физ.-мат. наук, доцент БФ БГУ, г. Бирск, РФ E-mail: [email protected] Акитарова Татьяна Сергеевна Преподаватель английского языка НМК, г. Нефтекамск, РФ

ИЗУЧЕНИЕ СТУДЕНТАМИ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОГО КОЛЛЕДЖА ФИЗИЧЕСКИХ ВЕЛИЧИН НА ЗАНЯТИХ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ И ФИЗИКЕ

Аннотация

Спроектирована и реализована дидактическая возможность междисциплинарного изучения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.