Научная статья на тему 'К вопросу необходимости формирование системы внутреннего контроля в организациях'

К вопросу необходимости формирование системы внутреннего контроля в организациях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
120
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНУТРЕННИЙ КОНТРОЛЬ / СИСТЕМА КОНТРОЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ / КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ КОНТРОЛЯ / УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ АСПЕКТ / INTERNAL CONTROL / CONTROL SYSTEM OF THE ORGANIZATION / CLASSIFICATION OF TYPES OF CONTROL / MANAGEMENT ASPECT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Усачёв Сергей Александрович

Предлагаемое в данной статье построение системы контроля в организации позволит сконцентрировать основное внимание на тех объектах контрольных действий, где наибольшая вероятность возникновение основных ошибок и искажений управленческого учета. В статье рассматриваются основные принципы контроля как системы, которые позволяют раскрыть механизм его формирования с учётом специфики деятельности и управления организацией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO QUESTION THE NECESSITY OF THE FORMATION OF THE SYSTEM OF INTERNAL CONTROL IN ORGANIZATIONS

We Propose in this article, the construction of the system of control in the organization will focus on those objects of control actions, where the greatest probability of occurrence of the main errors and distortions of management accounting. The article considers the main principles of control systems that allow to reveal the mechanism of its formation taking into account specificity of activity and management of the organization.

Текст научной работы на тему «К вопросу необходимости формирование системы внутреннего контроля в организациях»

Д.И. Тямусев

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ...

2014. № 1 (29). С. 156-165

11. Ярыгин А.Н., Дудина И.П., Дудин Р.А. Компьютерная модель динамического анализа бизнес-плана // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2013. № 3 (25). С. 466-471.

12. Иванов Г.Г. Объединения как фактор развития торговли // Актуальные проблемы экономики и права. 2012. № 3. С. 123-129.

13. Ярыгина Н.А. Аналитический подход к составлению финансовой отчетности // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2012. № 3. С. 69-72.

14. Вокина Е.Б. Основные составляющие информационно-аналитического обеспечения управленческого учета // Вестник СамГУПС. 2010. № 4. С. 17-20.

15. Тимирясова А.В., Крамин М.В., Крамин Т.В. К вопросу о международной конкурентоспособности регионов России // Вектор науки Тольяттинского государ-

ственного университета. 2013. № 2 (24). С. 348-354.

16. Тараненко А.А. Организационные аспекты обеспечения экономической устойчивости предприятий торговли // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2011. № 3. С. 43-47.

17. Крамин Т.В., Леонов В.А., Тимирясова А.В. Инвестиционная привлекательность региона как основа разработки и реализации регионального инвестиционного проекта // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2013. № 2 (24). С. 293-300

18. Никифорова Е.В., Шумилова И.В. Внутренний аудит в организации: виды, задачи, функции // Аудиторские ведомости. 2006. № 7.

Статья публикуется при поддержке гранта РГНФ «Целевой конкурс по поддержке молодых ученых» (231-95-1539)

METHODICAL APPROACHES OF FORMATION OF SYSTEM OF MANAGEMENT ACCOUNTING AND CONTROL IN THE ORGANIZATIONS OF RETAIL TRADE

© 2014

D.I. Tyamusev, graduate student

Samara State University of Means of Communication, Samara (Russia)

Annotation: In article introduction tactics in practice of activity retail the enterprise of the internal control, quality management of the retail organization showing by a component reveals, it is actually expedient for effective, and furthermore ordered maintaining current affairs, providing with timely, full and reliable information of the management of the retail enterprise about trade and economic and financial activity of trade enterprise.

Keywords: management accounting, control, organization of retail trade.

УДК 330.11

МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ КРИТЕРИЕВ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО АНАЛИЗА ДЛЯ ЦЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ СФЕРЫ УСЛУГ

© 2014

С.А. Усачев, аспирант

Самарский государственный университет путей сообщения, Самара (Россия)

Аннотация: В работе раскрываются особенности расширения информационных потребностей управления о внутренних и внешних факторах деятельности предприятия сферы услуг, требующие систематизации информации в рамках проводимого управленческого анализа для целей внутреннего контроля, который обеспечивает достижение основной цели бизнеса предприятий сферы услуг, заключающейся в выгодности предоставляемых услугах.

Ключевые слова: информационное пространство, управленческий анализ, внутренний контроль, предприятия сферы услуг.

Любой экономический субъект представляет систему, состоящую из скоординированных определенных видов деятельности, состоящих из взаимодействующих и взаимосвязанных между собой элементов и определенных подсистем управления.

Управление деятельностью экономического субъекта осуществляется посредством таких функций как: планирование, учет, анализ, внутренний контроль.

Роль внутреннего контроля заключается в обеспечении такой функции управления как управленческий анализ. Между управленческим анализом и внутренним контролем существует прямопропорциональная зависимость, заключающаяся в обеспечении эффективности управления экономическим субъектом.

Важность вышеобозначенных функций управления вызывает необходимость совершенствования и модернизации приемов и методов управленческого анализа и внутреннего контроля на предприятиях сферы услуг. К выбору методических аспектов информационного пространства управленческого анализа и внутреннего контроля предприятия сферы услуг подходят индивидуально. При этом информационной составляющей в системе внутреннего контроля уделяется особое внимание, так как наличие данной системы является неотъемлемым условием устойчивого развития экономического субъекта сферы услуг, а обусловленная методика внутреннего контроля направлена на эффективность и рациональ-

ность аналитических процессов.

Большое внимание изучению проблем методического обеспечения управленческого анализа и внутреннего контроля уделяли зарубежные и российские ученые, такие как Ахенваль Г., Бестой Ф., Гильбо А., Гомберг Л.И., Кейнс Д., Кетле А., Леоте Э., Пачоли Л., Петти В., В.И. Осипова, В.А. Пискунова, Е.Г Решетникова, Г.В.Савицкая, Е.А. Сучкова, Е.Д. Шешенина и другие. Однако, следует отметить что трудов, раскрывающих современные аспекты формирования информационного пространства управленческого анализа и внутреннего контроля предприятий сферы услуг в условиях жесткой конкурентной среды, явно недостаточно. Поэтому объективно возникает необходимость определить аспекты формирования критериев данного информационного пространства.

Перспективность развития предприятий сферы услуг, экономики России, широкий охват аспектов деятельности обуславливает дальнейшее развитие такого инструмента, обеспечивающего процесс управления экономических субъектах сферы услуг, как информационное пространство, отвечающее потребностям рынка.

С ростом потребительских качеств информации управленческого анализа появляется возможность оказывать воздействие на правильность отбора данной информации и формирование определенных критериев служащих адекватным отражением определенных за-

С А Ус ачев

МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ КРИТЕРИЕВ ...

ранее заданных свойств объекта воздействия. Это становится возможным при наличии у объекта анализа определенной правильной концепции. На базе данной концепции должно быть сформулировано основное исходное понятие обоснованности проведенного отбора существенных признаков и существенных связей анализируемого явления, правильность применяемой в анализе методики измерения и алгоритма формирования основных показателей (то есть аспект объекта управления, отображаемый соответствующими показателями). Качественные показатели, служащие для информационного обеспечения самого процесса управления всегда характеризуются определенной полезностью полученной информации управленческого анализа, то есть данные показатели должны обладать определенным свойством информации - уместность, надежность и сравнимость и отражать реально существующие объекты анализа с необходимой точностью.

Информационное пространство экономического субъекта можно структурировать в соответствии с различными критериями. В исследовании выделены следующие критерии:

- вид представления информации (печатные издания, электронные ресурсы и др.);

- тип информации (теоретическая, практическая, рекламная и др.);

- характер информации (научная, популярная, развлекательная, коммерческая);

- форма представления информации (текстовая, цифровая, смешанная, документальная, недокументальная. свободная, законодательно установленная, принятая в соответствии с обычаями);

- назначение;

- источник образования информации;

- источник распространения информации.

Информацию управленческого анализа можно идентифицировать в соответствии с вышеназванными критериями.

В целостной системе информации экономического субъекта система информации управленческого анализа должна занимать одно из главных мест. Это связанно с тем, что управленческий анализ нацелен на анализ влияния внешних и внутренних факторов на эффективность деятельности экономического субъекта.

В системе управленческого анализа разработка вариантов решений осуществляется значительно раньше, чем фиксируются данные бухгалтерского учета в первичных документах. Из них выбирается оптимальный вариант, служащий основой для принятия управленческого решения, результаты которого отражаются в бухгалтерских документах.

Детализация данных в управленческом анализе обусловлена самой стратегией бизнеса. Управленческий анализ призван обслуживать систему управления, которая включает функции планирования, учета, анализа, контроля, нормирования.

По итогам проведенного исследования определено, что расширение информационных потребностей управления о внутренних и внешних факторах деятельности предприятия требует определенной систематизации информации в рамках управленческого анализа, которая обеспечивает достижение основной цели бизнеса, заключающейся в выгодности производства (предоставляемых услугах). Это достигается, во-первых, при условии обеспечения управления «поведением» затрат с целью оптимизации их величины, а во-вторых, постоянным увеличением доходов. Достижение поставленных целей требует от системы учета новых подходов к формированию информации. Такие подходы заключаются в составлении бюджетов по видам деятельности, по местам возникновения затрат и видам продукции; исследовании «поведения» расходов, разработке альтернативных вариантов управленческих решений и выборе на их основе оптимальных.

Для обеспечения управленческого анализа необходимой информацией в исследовании предложено использовать следующий вариант учетно-документарной взаимосвязи (рисунок 1).

Рисунок 1 - Документарная взаимосвязь в организациях сферы услуг

Документарная взаимосвязь положений, в единую информационную систему обеспечивает повышение качества организации управленческого анализа и внутреннего контроля на предприятиях сферы услуг.

Основная задача, обеспечение которой должен способствовать управленческий анализ это достижение финансовой устойчивости необходимой для соблюдения финансового равновесия экономических субъектов сферы услуг, достигаемой соотношением собственных и заемных средств, способствующим за счет собственных средств полностью погашать долги. Расчет точки финансового равновесия позволяет экономическому субъекту рационально использовать собственные средства, путем привлечения заемных средств. Таким образом, при формировании динамики показателей управленческого анализа важно учитывать информацию об активах и пассивах предприятия в их взаимосвязи и о динамике процессов, происходящих на предприятии. В качестве такого критерия может выступать соотношение между активами и пассивами экономического субъекта на основе группировки, позволяющей рассчитать целый ряд показателей для управленческого анализа, в том числе и провести анализ платежеспособности и ликвидности предприятия, которые лежат в основе финансового равновесия.

Для обеспечения финансового равновесия предприятия необходимо наличие достаточного уровня финансовой устойчивости и платежеспособности экономического субъекта на всех этапах его развития, соблюдение оптимальной структуры капитала и активов, эффективное соотношение между источниками формирования активов предприятия и т. д.

Среди основных принципов формирования динамики показателей управленческого анализа экономического субъекта можно выделить:

- постоянную готовность к возможным колебаниям показателей финансового равновесия предприятия под влиянием факторов внешней и внутренней финансовой

С a Усачев

МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ КРИТЕРИЕВ .

среды предприятия;

- раннюю диагностику рисков кризисных явлений в финансовой деятельности предприятия и их соответствующую дифференциацию по степени опасности с целью последующего их устранения;

- максимальное использование всех имеющихся ресурсов предприятия для постоянного сохранения показателей;

- показатели управленческого анализа предприятия затрагивают все существующие ресурсы предприятия. При этом всегда стоит учитывать, что достигаемые показатели достаточно изменчивы в динамике.

Причиной указанных колебаний, как правило, выступают изменения факторов внешней и внутренней среды предприятия.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алексеева И.В. Учетно-аналитическое обеспечение принятия стратегических решений в деятельности промышленных предприятий: дис. на соиск. учен. степ. кан. (08.00.12). Ростов н/Д, 2002. - 224 с.

2. Воронова Е.Ю. Управленческий учет: учебник / Е.Ю. Воронова. — М.: Юрайт, 2011. — 551 с.

3. Терехова В.А. Стратегический управленческий учет: состояние и развитие в зарубежных странах // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. - 2010. - № 4. - С. 9-12.

4. Ткач В.И., Гончаренко О.И. Управленческий учет на предприятиях сферы услуг: учеб. пособие. М.: ИКЦ «Март», 2004. - 160 с.

5. Насакина Л.А. Методы сбора и анализа экономической информации в обосновании стратегических управленческих решений // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия: Экономика. 2012. № 24. С. 130-136.

6. Булавко О.А., Крепчук Е.И. «Директ-костинг» как важнейшая подсистема управленческого учета // Самарский научный вестник. 2013. № 4. С. 33-36.

7. Васильчук О.И. Использование данных управленческого учета при принятии управленческих решений // Карельский научный журнал. 2013. № 2. С. 8-10.

8. Игошина Ю.А. Содержание управленческой отчетности и этапы её постановки // Вестник НГИЭИ. 2012. № 7. С. 13-28.

9. Тимирясова А.В., Крамин Т.В., Крамин М.В. Количественная оценка влияния факторов международной конкурентоспособности регионов России // Актуальные проблемы экономики и права.

2014. № 1 (29). С. 156-165.

10. Ярыгин А.Н., Дудина И.П., Дудин Р.А. Компьютерная модель динамического анализа бизнес-плана // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2013. № 3 (25). С. 466-471.

11. Шнайдер О.В., Чинахова С.Е., Фахуртдинова О.В. Взаимосвязь правового обеспечения и бухгалтерской (финансовой) отчетности в оценке финансового состояния организации // Вестник СамГУПС. 2009. Т. 1. № 6. С. 180а-189.

12. Крамин Т.В., Леонов В.А., Тимирясова А.В. Влияние крупных региональных инвестиционных проектов на инвестиционную привлекательность региона в условиях членства России в ВТО // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2013. № 2 (24). С. 301-306.

13. Шнайдер О.В., Шнайдер В.В., Локтионов Е.Г. Взаимосвязь инвестиционной привлекательности и финансового состояния, с позиций перспективности развития организации // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2009. № 7 (10). С. 229-233.

14. Тимирясова А.В., Крамин М.В., Крамин Т.В. К вопросу о международной конкурентоспособности регионов России // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2013. № 2 (24). С. 348-354.

15. Лаптев П.В., Потапова И.И. Системный анализ модели контроллинга на промышленном предприятии // Актуальные проблемы экономики и права. 2012. № 2. С. 61-69.

16. Перцухов В.И. Формирование эконометриче-ского инструментария исследования инвестиционной привлекательности отраслевых комплексов // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия: Экономика. 2011. № 18. С. 144-152.

17. Крамин Т.В., Леонов В.А., Тимирясова А.В. Инвестиционная привлекательность региона как основа разработки и реализации регионального инвестиционного проекта // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2013. № 2 (24). С. 293-300.

18. Маняева В.А. Методика контроля расходов коммерческой организации в системе стратегического контроллинга // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия: Экономика. 2011. № 19. С. 90-96.

Статья публикуется при поддержке гранта РГНФ «Целевой конкурс по поддержке молодых ученых» (231-95-1539)

METHODICAL ASPECTS OF FORMATION OF CRITERIA OF INFORMATION SPACE IN SYSTEM OF THE ADMINISTRATIVE ANALYSIS FOR INTERNAL CONTROL

AT THE SERVICES SECTOR ENTERPRISES

© 2014

S.A. Usachev, graduate student

Samara State University of Means of Communication, Samara (Russia)

Annotation: In work features of expansion of information requirements of management about internal and external factors of activity of the enterprise the services sectors demanding systematization of information within the carried-out administrative analysis for internal control which provides achievement of a main objective of business of the enterprises of the services sector consisting in advantage provided services reveal.

Keywords: information space, administrative analysis, internal control, services sector enterprises.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.