Научная статья на тему 'Сфера управленческого контроля за затратами предприятий сферы услуг'

Сфера управленческого контроля за затратами предприятий сферы услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
273
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ УЧЁТ / КОНТРОЛЬ / ЗАТРАТЫ / МИНИМИЗАЦИЯ / ПРИБЫЛЬНОСТЬ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / MANAGEMENT ACCOUNTING / CONTROL / EXPENSES / MINIMIZATION / PROFITABILITY / EFFICIENCY OF ACTIVITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Усачёв Сергей Александрович

Управленческий учет и контроль отвечают потребностям руководства организации для планирования анализа текущей деятельности и принятия как оперативных, так и стратегических решений. Управленческий учет и контроль не являются обязательными для ведения в организации, однако все большее количество организаций сферы услуг разрабатывает специфические (индивидуальные) системы управленческого учета и контроля применительно к своей организации. Основной целью этих разработок является минимизация затрат и, как следствие, увеличение прибыли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPHERE OF ADMINISTRATIVE CONTROL OF EXPENSES OF THE ENTERPRISES OF THE SERVICES SECTOR

Management accounting and control meet requirements of the management of the organization for planning of the analysis of the current activity and acceptance both quick, and strategic decisions. Management accounting and control aren't obligatory for maintaining in the organizations, however an increasing number of the organizations of a services sector develops specific (individual) systems of management accounting and control in relation to the organization. Main objective of this development is minimization of expenses and, as a result, increase in profit.

Текст научной работы на тему «Сфера управленческого контроля за затратами предприятий сферы услуг»

9. Крамин Т.В., Крамин М.В., Петрова Е.А. Выявление и учет особенностей и современных тенденций развития корпоративного управления в России // Актуальные проблемы экономики и права. 2011. № 3. С. 107-111.

10. Дубиновский М.З. Инновационные подходы в организации и развитии товарного производства // Вестник НГИЭИ. 2011. Т. 1. № 3 (4). С. 178-191.

11. Ярыгина Н.А. Аналитический подход к составлению финансовой отчетности // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2012. № 3. С. 69-72.

12. Астраханцева Е.А. Особенности учетно-аналитического обеспечения основных средств в процедуре финансового оздоровления // Актуальные проблемы экономики и права. 2011. № 2. С. 144-148.

13. Никифорова Е.В., Шнайдер О.В. Бухгалтерская финансовая отчетность как основной источник информации инвестиционной привлекательности // Вектор

науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2013.№ 2 (13). С. 48-50.

14. Бабанов Н.Ю., Батова Н.С. Противники и сторонники отмены обязательной сертификации на некоторые товарные группы // Вестник НГИЭИ. 2011. Т. 2. № 1 (2). С. 5-13.

15. Матвеева Т.Ю. Методы оценки эффективности управления материальными запасами // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия: Экономика. 2011. № 17. С. 114-118.

16. Никифорова Е.В., Калиновский С.А. Управление материальными запасами в условиях многономенлатурного производства // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2011. № 4. С. 211-216.

17. Шнайдер О.В., Усачев С.А. К вопросу анализа и оценки финансового состояния в условиях рыночной экономики // Вестник Гуманитарного института ТГУ. 2010. № 4. С. 50-52.

THE ANALYTICAL ACCOUNTING OF GOODS AS THE COMPONENT OF MANAGEMENT

ACCOUNTING IN TRADE ORGANIZATIONS

© 2014

D. I. Tyamusev, graduate student

Samara State University of Means of Communication, Samara (Russia)

Annotation: For management of commodity stocks, control of their safety, etc. summarized information on goods insufficiently, it is necessary to know the size of the remains, receipts and leavings according to each name of goods, on each responsible person (each crew of responsible persons). Their analytical account is necessary for obtaining more detailed information on existence and movement of goods.

Keywords: analytical account, trade organization, management accounting, profit, efficiency of activity.

УДК 658.012.1

СФЕРА УПРАВЛЕНЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ ЗА ЗАТРАТАМИ ПРЕДПРИЯТИЙ

СФЕРЫ УСЛУГ

© 2014

С.А. Усачёв, аспирант

Самарский государственный университет путей сообщения, Самара (Россия)

Аннотация: Управленческий учет и контроль отвечают потребностям руководства организации для планирования анализа текущей деятельности и принятия как оперативных, так и стратегических решений. Управленческий учет и контроль не являются обязательными для ведения в организации, однако все большее количество организаций сферы услуг разрабатывает специфические (индивидуальные) системы управленческого учета и контроля применительно к своей организации. Основной целью этих разработок является минимизация затрат и, как следствие, увеличение прибыли.

Ключевые слова: управленческий учёт, контроль, затраты, минимизация, прибыльность, эффективность деятельности.

На современном этапе развития экономики у организаций и предприятий сферы услуг имеется настоятельная потребность в эффективном управлении собственной экономической структурой. Это зависит от многих факторов: чем крупнее организация (предприятие), тем выше потребность совершенствования системы управления и контроля.

Управленческий учет и контроль отвечают потребностям руководства организации для планирования анализа текущей деятельности и принятия как оперативных, так и стратегических решений. Управленческий учет и контроль не являются обязательными для ведения в организации, однако все большее количество организаций сферы услуг разрабатывает специфические (индивидуальные) системы управленческого учета и контроля применительно к своей организации. Основной целью этих разработок является минимизация затрат и, как следствие, увеличение прибыли.

Управленческий учет затрат - это система отражения хозяйственных процессов и результатов производственной деятельности предприятия сферы услуг для принятия управленческих решений по текущему регулированию формирования величины затрат и уровня себестоимости оказываемых услуг, направленных на достижение производственно-финансовых целей.

Таким образом, управленческий учет затрат, с одной стороны, функционально связан с другими подсистемами управления предприятием и относится к управленческому учету, с другой стороны, он методологически неразрывно связан с бухгалтерским учетом и функционирует в рамках учетной информации, поэтому его еще называют бухгалтерским управленческим учетом.

Управленческий учет затрат как элемент бухгалтерского учета отражает формирование затрат, обеспечивает калькулирование себестоимости услуг и выявление производственно-финансового результата хозяйственной деятельности предприятия сферы услуг и его структурных подразделений. Следовательно, в системе управленческого учета формируется прежде всего информация о затратах.

Следует заметить, что в условиях рыночной экономики управленческий учет затрат предприятия сферы услуг должен отвечать современным требованиям аналитической детализации и обобщения затрат для получения необходимой и достоверной учетно-отчетной информации собственниками и руководителями предприятий в целях оперативного управления производством, себестоимостью услуг и ценами. Управленческий учет затрат состоит из двух разделов - собственно затрат и калькуляционного учета себестоимости услуг.

Первый раздел включает учет затрат по экономическим элементам, видам, местам возникновения затрат и объектам учета, а также составление производственных отчетов.

Второй раздел включает учет себестоимости по калькуляционным статьям затрат, определение себестоимости продукции по местам возникновения издержек производства (производственным подразделениям) и калькулирование себестоимости продукции по видам и калькуляционным единицам, а также составление отчетных калькуляций фактической себестоимости готовой продукции предприятия.

Для эффективного управления себестоимостью продукции необходимо осуществлять постоянный управленческий контроль за процессами формирования издержек производства. Управленческий контроль тесно взаимосвязан с планированием производственного потребления, выступающего инструментом лимитирования (установления предельного уровня) расходов. При этом само планирование обычно рассматривается как инструмент предвидения и моделирования будущих ситуаций при реализации стратегии и тактики экономического развития предприятия в отношении формирования уровня потребления ресурсов, ориентированного на оказание услуг.

Таким образом, управленческий контроль на основе плановых показателей активно включается в систему управления стратегией и тактикой развития предприятия.

По мнению А.Д. Шеремета: «Управленческий контроль - процесс влияния менеджеров на работников предприятия для эффективной реализации организационной стратегии» [5]. Организационная стратегия подразумевает план развития предприятия на долгосрочную перспективу, однако деятельность ведется ежедневно, беспрерывно, и только с течением времени будут достигнуты поставленные долгосрочные цели.

Понятие контроля можно интерпретировать как в узком смысле - как один из этапов процесса управления (или как одна из его функций, такой подход был распространен на начальных стадиях развития науки об управлении), так и в более широком смысле как систему (входящую в систему управления организацией), состоящую из ряда элементов.

Управленческий контроль организации в наиболее узком смысле - это осуществление ее субъектами, наделенными соответствующими полномочиями (т.е. субъектами контроля), либо в автоматическом режиме, заданном указанными субъектами, и под их управлением следующих действий:

а) определение фактического состояния или действия управляемого звена системы управления организацией (объекта контроля);

б) сравнение фактических данных с требуемыми, т.е. с базой для сравнения, принятой в организации либо заданной извне, либо основанной на рациональности;

в) оценка отклонений, превышающих предельно допустимый уровень, на предмет степени их влияния на аспекты функционирования организации;

г) выявление причин данных отклонений.

В соответствии с подходом в узком смысле цель контроля - информационная прозрачность объекта управления для возможности принятия эффективных решений. При этом в понятии информационной прозрачности объекта управления отражено представление о степени управляемости данного объекта, т.е. о том, в какой степени в результате управления обеспечивается (обеспечивалось или будет обеспечиваться) поддержание требуемого состояния или действия объекта управления в соответствующий момент (период) времени. Вполне очевидно, что без предельной информационной прозрачности объекта управления адекватное его восприятие невозможно, управленческое воздействие не будет приносить желаемого результата и управленческая связь

с объектом теряется, что и обусловливает особую важность контроля в процессе управления. К функциям контроля можно отнести оперативную, упорядочивающую, превентивную, коммуникативную, информативную и защитную [3].

Очевидно, что с изменением условий хозяйствования контроль приобретает характер основы, присутствующей на всех уровнях управления организацией, и обеспечивает оптимальный ход процесса управления на всех других его стадиях (планирование, организация, регулирование, учет, анализ). При этом особенность контроля заключается в его двойственной роли в процессе управления: в результате глубокой интеграции контроля и других элементов процесса управления на практике невозможно определить круг деятельности для работника таким образом, чтобы он относился только к какому-либо одному элементу управления без его взаимосвязи и взаимодействия с контролем, любая управленческая функция (функция планирования, учета и т.п.) обязательно интегрирована с контрольной.

Можно утверждать, что контроль организации является:

1) неотъемлемым элементом каждой стадии процесса управления;

2) «обособленной» стадией, обеспечивающей информационную прозрачность на предмет качества хода процесса управления на всех других стадиях.

Для того чтобы глубже понять сущность контроля как важнейшей составной части понятия управления (или как управленческой категории), раскрыть механизм функционирования выражаемых ею отношений, выявить специфические особенности различных ее составляющих, рассмотрим контроль с более широкой позиции и с практической точки зрения, определяя его как систему и составную часть системы управления организацией.

В широком смысле управленческий контроль в современных условиях хозяйствования целесообразно представить как систему, состоящую из элементов входа (информационное обеспечение контроля), элементов выхода (информация об объекте управления, полученная в результате контроля) и совокупности ряда взаимосвязанных звеньев центра ответственности, техника контроля (т.е. информационно-вычислительная техника и технология, процедуры контроля, среда контроля, система учета).

Эффективная система контроля предусматривает определенные цели и задачи. Основными целями являются:

а) сохранение и эффективное использование разнообразных ресурсов и потенциала организации;

б) своевременная адаптация организации к изменениям во внутренней и внешней среде;

в) обеспечение эффективного функционирования организации, а также ее устойчивости и максимального развития в условиях многоплановой конкуренции.

Достижение целей системы, как известно, обеспечивается реализацией задач. В нашем случае они заключаются в достижении следующих основных показателей эффективности управления организацией:

1) соответствие деятельности организации принятому курсу действий (т.е. целевым установкам и ориентирам) и стратегии;

2) устойчивость организации с финансово-экономической, рыночной и правовой позиций;

3) сохранность ресурсов и потенциала организации;

4) должный уровень полноты и точности первичных документов и качества первичной информации для успешного руководства и принятия эффективных управленческих решений;

5) показатели безошибочности регистрации и обработки финансово-хозяйственных операций организации - наличие, полнота, арифметическая точность, разноска по счетам, формальная разрешенность, временная опре-

деленность, представление и раскрытие данных в отчетности;

6) рациональное и экономное использование всех видов ресурсов;

7) соблюдение работниками организации установленных администрацией требований, правил и процедур - положений о подразделениях, должностных инструкций, правил поведения, планов документации и документооборота, планов организации труда, приказа об учетной политике, иных приказов и распоряжений;

8) соблюдение требований федеральных законов и подзаконных актов, изданных органами власти и ее субъектов, а также полномочными органами местного самоуправления.

Эти и многие другие задачи обусловливают создание в организации эффективной контрольной системы. Результативность контроля характеризует экономия потерь (ущерба), обусловленная функционированием системы (иными словами: разница между предполагаемыми величинами убытков в условиях отсутствия контроля и при его наличии).

Можно выделить два вида управленческого контроля:

- оперативный управленческий контроль;

- стратегический управленческий контроль.

Оперативный управленческий контроль призван решать возникающие проблемы с затратами в текущем режиме и принимать управленческие решения без основательного анализа, без привлечения значительных управленческих сил, но сразу после возникновения перерасхода затрат.

Стратегический управленческий контроль направлен на долговременные проекты организации и способствует снижению затрат в течение длительного времени с фиксацией затрат на заданном уровне [4].

Управленческий контроль осуществляется в контролируемой среде [6, 7]. Контролируемая среда - это предмет управленческого контроля, т.е. то, что контролируется.

Непосредственно сам управленческий контроль осуществляет контрольная среда, в нее обычно включается:

- внутренняя организация управления предприятия;

- требования и процедуры управления;

- внутрифирменная культура (традиции предприятия);

- внешняя среда предприятия.

Внутренняя организация управления предприятия может быть различной по своей структуре:

- горизонтальная;

- вертикальная;

- смешанная.

Требования и процедуры управления устанавливаются управленческой структурой, исходя из направления деятельности, а также текущих и долговременных задач развития этой деятельности.

Внутрифирменная культура складывается из традиций, принятых на предприятии сферы услуг: это режим работы, формы обращения внутри структуры управления (этика), способы поощрения работников и т.д. [8-13]

Внешняя среда предприятия определяется его месторасположением: национальная принадлежность, система государственной политики в области как внутренней, так и внешней экономики, государственной системой регулирования отдельных видов деятельности и т.д.

Контрольная среда оказывает непосредственное влияние на контролируемую среду, формирует ее. Экономическая управленческая структура управления предприятия разрабатывает для внутреннего использования классификационную систему затрат.

В РФ в основу такой системы положено ПБУ 10/99 «Расходы организации» [1], в которой предлагается группировка затрат по экономическим элементам. Существуют отраслевые методические рекомендации по калькулированию затрат на производство. 106

затрат по калькуляционным статьям обычно детализируется на предприятии в зависимости от потребностей управления [2].

Для целей управления используется не только принятая бухгалтерская система учета затрат. Затраты подразделяются и по центрам ответственности. Центр ответственности - это отдельное подразделение предприятия сферы услуг, которое производит услуги и передает их либо другому подразделению предприятия, либо внешнему потребителю. Центром ответственности может бригада работников или др.

Для целей управленческого контроля за центрами ответственности используются натуральные и стоимостные показатели. Учет по центрам ответственности - это система отражения, обработки и контроля плановой и фактической информации на входе и выходе центра ответственности. Такой учет предполагает разграничение совокупных затрат и затрат конкретного центра ответственности.

Для каждого предприятия сферы услуг можно, исходя из присущей ему системы управления, составить матрицу затрат или таблицу соответствия, которая бы отвечала на следующие вопросы:

- где возникли затраты (центр ответственности);

- с какой целью они произведены (программа или продукт);

- какой вид ресурса использовался (элемент затрат);

- какова сумма затрат по данному центру ответственности;

- какова сумма затрат по программе (продукту, услуге).

Основными показателями деятельности центра ответственности являются результативность (в какой мере центр ответственности достиг запланированных результатов) и эффективность (выпуск продукции с наименьшими затратами ресурсов; если выпуск услуг не совпадает с целями организации, тогда этот центр ответственности неэффективен).

Центры ответственности на предприятии являются, по сути, главным контролируемым объектом, поскольку затраты возникают именно в этих центрах. Центры ответственности могут выделяться не только по видам расходов, но и по видам доходов, при этом, например, центр доходов занят непосредственно оказанием или реализацией услуг в денежном выражении, но не отвечает за расходы. Центр затрат, наоборот, несет ответственность именно за затраты на оказание услуг, а также за измерение этих затрат. Если на предприятии используется нормативный метод учета затрат, то могут возникать центры нормативной себестоимости. Если центр ответственности измеряет и доходы, и расходы, то его можно назвать центром прибыли.

В заключении статьи следует отметить, что в настоящих условиях ведения бизнеса можно выделять центры ответственности, формируемые на основе производственной структуры предприятия сферы услуг, а также центры ответственности, формируемые на основе показателей, за которые они отчитываются.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Приказ Минфина РФ от 06.05.1999 № 33н (ред. от 08.11.2010) «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99» (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2011)

2. Бухгалтерский учет: финансовый и управленческий: Учебник / Под ред. профессора Н.Т. Лабынцева. М.: Финансы и статистика, 2008.

3. Парасоцкая Н.Н. Сфера управленческого контроля за издержками производства // Все для бухгалтера. -2010. - № 7.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Палий В.Ф. Управленческий учет издержек и доходов (с элементами финансового учета). М.: Инфра-М, 2009.

5. Шеремет А.Д. Управленческий учет: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2009. - С. 397.

6. Шнайдер О.В., Усачев С.А. К вопросу анализа и оценки финансового состояния в условиях рыночной экономики // Вестник Гуманитарного института ТГУ. 2010. № 4. С. 50-52.

7. Гогина Г.Н. Комплексный анализ экономического потенциала организации. Монография / Г.Н. Гогина, Е.В. Никифорова, С.Л. Шиянова ; Под общ. ред. А.И. Афоничкина ; М-во образования Рос. Федерации. Волж. ун-т им. В.Н. Татищева. Тольятти, 2003.

8. Крамин М.В. Внутрифирменные институты как инструмент корпоративного управления // Актуальные проблемы экономики и права. 2012. № 1. С. 140-144.

9. Мингалева Ж.А. К вопросу о взаимосвязи корпоративной культуры и инновационного развития // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2011. № 4. С. 42-46.

10. Ярушкин Н.Н., Сатонина Н.Н. Организационное сознание как основа организационной культуры // Самарский научный вестник. 2013. № 4. С. 158-160.

11. Базавлуцкая Л.М. Теоретико-педагогический анализ формирования организаторской культуры менеджеров // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012. № 3. С. 27-30.

12. Блинов А.О. Формирование корпоративной культуры предприятий в условиях реструктуризации // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия: Экономика. 2012. № 23. С. 158-163.

13. Добрякова Е.А. Социально-этические аспекты формирования имиджа организации // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2013. № 1 (12). С. 45-48.

SPHERE OF ADMINISTRATIVE CONTROL OF EXPENSES OF THE ENTERPRISES

OF THE SERVICES SECTOR

© 2014

S.A. Usachyov, graduate student

Samara State University of Means of Communication, Samara (Russia)

Annotation: Management accounting and control meet requirements of the management of the organization for planning of the analysis of the current activity and acceptance both quick, and strategic decisions. Management accounting and control aren't obligatory for maintaining in the organizations, however an increasing number of the organizations of a services sector develops specific (individual) systems of management accounting and control in relation to the organization. Main objective of this development is minimization of expenses and, as a result, increase in profit.

Keywords: management accounting, control, expenses, minimization, profitability, efficiency of activity.

УДК 332.1

ТЕНДЕНЦИИ АВТОМОБИЛЬНОГО КЛАСТЕРА САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ

©2014

А.Ф. Шмыгов, начальник пресс-центра

ОАО «АВТОВАЗ», Тольятти (Россия) О.Ю. Фролова, студент Тольяттинский государственный университет, Тольятти (Россия)

Аннотация: Производство автомобильной продукции представляет собой значительную часть отраслевой экономики Самарской области. Успешное функционирование автомобильного кластера Самарской области является важной частью успешного развития региона. В статье рассмотрены теоретические аспекты кластерного взаимодействия компаний, проведен анализ экономического состояния автомобилестроительной отрасти на современном этапе, представлена аналитическая информация по последним тенденциям развития.

Ключевые слова: автомобилестроение, автомобильная промышленность, транспортные средства, кластер, автокомпоненты.

Современная экономика диктует участникам рынка новые условия и ставит новые задачи. Покупатель становится более требовательным, а конкуренция - жесткой. Отсутствие тесного сотрудничества разных субъектов рынка, институтов науки и образования, а также органов государственной власти ведет к тому, что ассортимент предоставляемых товаров и услуг не соответствует требованиям покупателя, а существующая система нормативно-правового регулирования не обеспечивает качественной организации партнерских отношений между субъектами экономики. Данная ситуация увеличивает техническое и экономическое отставание от более развитых стран и регионов. В связи с этим возникает острая необходимость в некотором специфическом способе взаимодействия организаций, который позволит им производить качественную и востребованную продукцию и в то же время не утратит движущей силы конкуренции. Такой формой взаимодействия является кластер.

В переводе с латинского слово «cluster» обозначает гроздь, созвездие. Именно так метафорически можно изобразить данную форму сотрудничества. Кластер -это партнерское объединение компаний, организаций и институтов, работающих по одной тематике, расположенных в пределах доступности друг к другу - на расстоянии двух-трех-часовой поездки не машине. Расстояние указано неслучайно, оно имеет большое

значение. Когда говорят о том, что кластер - это особая форма сотрудничества, важно отметить, что речь идет также о сотрудничестве конкурентов. На формирование связей между участниками кластера уходит около четы-рех-пяти лет. Эти связи основаны не только и не столько на сотрудничестве, но главным образом и на доверии. А для этого необходимы личные долгосрочные контакты и, как следствие, возможность контактировать.

Основой кластера является наука. Прогресс не стоит на месте, поэтому новые разработки устаревают все быстрее, в результате чего возникает необходимость модернизации и очередных научно-практических проектов.

Цели и потребности кластера определяют разнообразный состав его участников. Предприятия различных масштабов обеспечивают производство продукции одной отрасли, от поставки сырья и материалов до создания готовой продукции. Университеты и образовательные учреждения, а также исследовательские центры и лаборатории являются научными центрами и базой для новых разработок, а также готовят специалистов, необходимых кластеру. Органы власти обеспечивают правовую и иные вилы поддержки, которые необходимы для развития устойчивых связей внутри кластера. Также участниками являются различные финансовые институты, объекты культуры, профессиональное сооб-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.