Интенсивные миграционные движения бар-гутов привели к следующим последствиям: 1) изменение первоначальной территории обитания родоплеменной группы; 2) образование новых территориально-этнографических групп населения на территории Монголии и Китая, дальнейшее этническое развитие которых шло под непосредственным влиянием местного населения.
Литература
1. Бурятские летописи / сост. Ш.Б. Чимитдор-жиев, Ц.П. Ванчикова (Пурбуева). - Улан-Удэ, 1995.
2. Востриков А.И., Поппе Н.Н. Летопись баргу-зинских бурят. Тексты и исследования. Вып. I. // Тр. Института востоковедения. - Т. УШ. М.; Л., 1935.
3. Дамбаев Г.Э. Из прошлого и настоящего бар-гузинских бурят. - Улан-Удэ, 1970.
4. Меньшиков П.Н. Краткий исторический очерк Маньчжурии // Вестник Азии. - 1917.- № 2 (42),
5. Молдабаев И.Б. Монгольские компоненты в этническом составе кыргызов // Тев Азийн щудэлчдийн угсаа-соёл, амьдралын хэв маяг. - Ула-анбаатар, 2006.
6. Нимаев Д.Д. Барга и баргуты // Цыбиковские чтения»-7: материалы науч. конф. - Улан-Удэ, 1998.
7. Очир А. Монголчуудын гарал, нэршил. -Улаанбаатар, 2008. (на монг. яз.).
8. влзий Харгана Ж. Барга монголын туух. -Улаанбаатар, 2009. (на монг. яз.)
9. ПМА АРВМ КНР, Хулун-Буир, 2006.
10. ПМА АРВМ КНР, Хулун-Буир, 2007.
11. По информации д-ра ист. наук Зориктуева Б.Р.
12. Русско-китайские отношения. 1689-1916: официальные документы. - М., 1958.
13. Тихонова Е.Л. Русские предания Восточной Сибири о заселении и освоении края. - Улан-Удэ, 2006.
14. Шубин А.С. Краткий очерк этнической истории эвенков Забайкалья (XVII-XX вв.). - Улан-Удэ, 1973.
15. Buyandelger J. qayucin baryu-yin jang uile ba uliger domug. - Kulun-Buir, 1996. (на старописьменном монг. яз.).
16. Galzut Tubshinima. Baryucud-un teuke irelte (История происхождения баргутов) - eber Mongyol, 1985. (на старописьменном монг. яз.).
17. Norjin Z. qayucin baryu qamiy-a-aca iregsen bui? // Social Sciences of Inner Mongolia. № 128 - eber Mongyol, 2004. (на старописьменном монг. яз.).
18. Suveng S. qayucin baryu tusayar hosiyu boluysan-asa nasik kurj iregsen baidal (Старые баргуты: от основания самостоятельного хошуна до современности). - Kulun-Buir, 2002. (на старописьменном монг. яз.).
Миягашева Суржана Борисовна, аспирант Института монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН (г. Улан-Удэ).e-mail: surjana@yandex.ru
Miyagasheva S.B., postgraduate student of Institute of Mongolian, Buddhist and Tibetan Studies Sib.div. RAS (Ulan-Ude).e-mail: surjana@yandex.ru
УДК 930(571.54) © А.А. Очирова
К ВОПРОСУ НАЦИОНАЛЬНОЙ КОНСОЛИДАЦИИ БУРЯТСКОГО НАРОДА
В XVII - XX вв.
Статья посвящена изучению процесса консолидации бурятского народа в XVII-XX вв. Автор анализирует причины, влияющие на самоидентификацию и консолидацию бурятского этноса.
Ключевые слова: консолидация, народ, этнос, этногенез, интеграция.
A.A. Ochirova THE QUESTION OF NATIONAL CONSOLIDATION OF THE BURYAT PEOPLE IN THE XVII - XX CENTURIES
The article is devoted to consolidation process of the Buryat people in the XVII-XX centuries. The author analyzes the factors influencing the self-identification and consolidation of the Buryat ethnos.
Keywords: consolidation, nation, ethnos, ethnogenesis, integration.
В современной истории и политологии как мическом развитии, т.е. в происходящих этно-
никогда остро стоят вопросы национальной не- эволюционных изменениях. Одной из важней-
зависимости и суверенитета в условиях транс- ших разновидностей национальных процессов
национальной глобализации. является внутренняя консолидация народа.
Специфика этнической общности как исто- Проблемы, рассматриваемые в данной статье,
рического образования заключается в ее дина- имеют обширную источниковую базу. Необхо-
дима ее классификация, разделение на базовые компоненты, составляющие понятия «этнос», «этногенез», «этническая культура».
Рассмотрение вопросов образования бурятского этноса, его самоидентификации - острейшая проблема в современном монголоведении.
В многовековой истории монголоязычных этносов прослеживается взаимодействие бурят с восточнославянскими народами с времен монгольских завоеваний ХШ-ХГУ вв. Эти взаимоотношения были прерваны почти на три столетия, вплоть до появления русских служилых людей в Сибири и на берегах Байкала в XVII в. Сложившаяся к ХУГГГ в. геополитическая обстановка в Центральной Азии, которая на тот момент становится ареной раздела влияния, в первую очередь, между Россией и Китаем, была достаточно сложной. Маньчжурская экспансия в Монголию завершается полным завоеванием Южной Монголии, Халхи и Джунгарии и привнесением вновь китайско-маньчжурской культуры, традиции которой относятся к монгольской династии Юань в Китае. Политическая раздробленность и зависимое от Цинского Китая положение Монголии привели к ослаблению влияния монголов на бурятские земли.
Пребывание бурят в составе Российского государства способствовало их консолидации. Родовая структура (в соответствии с правовыми актами 1822 г.) обрела форму национального самоуправления, которая и позволяла защищать национальные интересы [1].
Обнародование российским императором Петром Г Указа, в соответствии с которым за бурятами были закреплены их «породные земли», способствовало формированию единой территориальной и экономической общности бурят, с одной стороны, и более активному включению бурятских племен в социально-экономическую и особенно культурную жизнь Российского государства - с другой [2].
С этого времени, к началу XIX в., исходя из положений Д.Д. Нимаева, происходит формирование основных признаков того типа этнической общности, которую принято определять термином «народность» (при определенной условности предлагаемой даты). К этому моменту появляется термин «самосознание», т.е. «буряты» (пырат, брацкие люди др.) [3].
Крупные изменения в хозяйственной, культурной и других сферах жизни, переход от номадизма к оседлости, колонизационный характер заселения русскими первопроходцами территорий, принадлежавших бурятам, приводит к формированию новых этносоциальных отношений. Соединение пашенного земледелия, кото-
рое вели русские крестьяне и казаки, с охотничьим и скотоводческим типом хозяйствования местного населения вело к формированию этих новых отношений.
В формировании этнической общности бурят важнейшее значение имело то, что они оказались вовлеченными в орбиту новых хозяйственно-экономических отношений, в результате которых началось активное разрушение основ патриархально-натурального производства и былой хозяйственной замкнутости.
В процессе хозяйственного освоения Забайкалья, а затем и Монголии, между русскими и бурятами происходит взаимообмен новыми методами хозяйствования. Русские приобретали у бурят скот особой бурятской породы и усваивали от них различные навыки скотоводческого хозяйства в местных условиях. Наиболее распространенными были заимствования в языковой среде, что в немалой степени определялось соображениями экономического характера. Неслучайно бурятские названия закрепились за многими предметами быта, пищи у русских. В свою очередь, влияние русской деревни сказывалось и в том, что у бурят появились новые сельскохозяйственные культуры и орудия труда, названия которых почти без изменения вошли в словарный фонд бурятского языка [4].
Вопросы историографии, в том числе проблема такого деликатного вопроса как культура, язык, являются сложнейшей задачей в сфере передачи накопленного народного культурного богатства, проблемой наследства общественного развития человеческого индивидуума, аналитики накопленных реальных исторических знаний в российской и монгольской методологической науке. Задача современной историографической науки, отстающей в накоплении, обобщении и систематизации конкретно-исторического материала состоит в необходимости дать анализ обширной исторической, этнографической, политологической и культуроведческой литературы во всем ее проблемно-тематическом и жанровотипологическом многообразии.
В настоящее время языковая ориентация русского населения в Бурятии привела к тому, что его осведомленность в русском языке несравненно выше, чем в бурятском или иностранных языках. Бурятский же язык изучается лишь в 25% школ республики. К тому же на изучение бурятского языка выделяется всего 1-2 ч в неделю, что не позволяет в необходимой степени овладеть им как средством общения. Вместе с тем заметной особенностью русской речи является наличие в ней значительного количества
бурятизмов, используемых ими устно или письменно. Это имеет свои исторические корни.
Значительным своеобразием истории языка русского, бурятского и монгольского народов, проживающих в нашем регионе, были заимствования в области жилищного строительства, жилищной культуры. Имелись примеры в расселении и обустройстве жилищ, скопированных у эвенков.
Преобразования в хозяйственной жизни приводят к значительному изменению в рационе питания. В конце XIX-начале XX в. преобладающими продуктами у бурят, помимо мясной пищи, становятся мучные изделия, картофель и огородные культуры [5]. Поэтому многовековое сотрудничество и хозяйственно-культурное взаимодействие русских и бурят стало основой для формирования своеобразной модели межнационального и культурного согласия, которое и поныне является характерной чертой политического развития Республики Бурятия.
Необходимо заметить, что идея «панмонгольского» движения в 20-е и первой половине 30-х гг. XX в. И.В. Сталиным и его окружением рассматривалась как одна из разновидностей национально-освободительного движения (т.е. важный союзник пролетарской революции) на Востоке, включая близлежащую к СССР зарубежную Азию с ее буддийской верой. Поэтому данное «учение» всячески приветствовалось и поддерживалось. Но когда панмонголизм политически исчерпал себя, не оправдал в полной мере надежды большевиков, он был объявлен в качестве аналога национализма, антисоветизма, контрреволюционной деятельности.
С одной стороны, в какой-то мере идеи «панмонголизма», разрабатываемые бурятскими национальными лидерами на рубеже XIX-XX вв., вплоть до репрессий 1937 г., носили «оттенок» глобализации государств, населяемых монголоязычными народами.
При этом, на наш взгляд, была похоронена идея национального патриотизма, которая сплачивала большинство народных масс и одновременно сделала более жизнеспособной и привлекательной коммунистическую идеологию. В дальнейшем в советской истории началось строительство единой общности «советский народ», с огромной нивелировкой национального. Из обсуждаемых проблем строительства нового государства были изъяты широко обсуждаемые в то время вопросы о культурно-национальной автономии бурят и монголов, других национальностей, населяющих Советский Союз.
Об этом пишет доктор исторических наук А.А. Елаев в своей работе «Бурятия: путь к автономии и государственности». Анализ этой и других работ многих советских и бурятских ученых [6, 7] показывает, что идея культурнонациональной автономии имела свои крепкие корни не только в Бурятии, но и в других национальных образованиях формирующегося советского государства, но этот процесс был насильственно прерван в 30-х гг. XX в. Одной из форм автономии был, например, перевод со старобурятской письменности на кириллицу на основе хоринского диалекта. Теоретические разработки идеи культурно-национальной автономии не утратили своей актуальности и в начале XXI в.
Сложность и острота современной практики развития наций и межнациональных отношений настоятельно требуют обращения к опыту 20-х гг. XX в., к периоду активного развития национальных движений и разрешения национальных проблем. Идея национального самоопределения монгольских народов, самоидентификации бурят в составе РФ в современной политической истории, испытывает большие проблемы и требует теоретического осмысления.
Новый, качественный рывок в культурном развитии проживающих в Восточно-Сибирском регионе народов и народностей был сделан в годы советской власти. XX в. закономерно вошел в сокровищницу мировой культуры. Ведь именно в этот период был дан мощнейший толчок культурному развитию народам национальных окраин, в частности бурятам. Выдающимся достижением национальной политики советского государства, при всех ее перекосах и ошибках, было создание национальной средней и высшей школы. Культурно-образовательный потенциал, заложенный в этот период, позволил народам нашего региона достичь огромных успехов в этнокультурном развитии.
Перемены, произошедшие в конце XX в. в стране и республике, коренным образом изменили социально-политическую и этническую ситуацию, затронули государственно-правовой статус бурятского народа, активизировали процесс этнического возрождения. Произошла своеобразная ревизия потерь и приобретений, пересмотр и переоценка прошлого и настоящего, истории, культуры, религии, языка, традиций и обычаев народа. В это время процесс этнокультурного развития бурятского народа стал обретать естественный, эволюционный характер. Несмотря на неблагоприятные социальноэкономические и политические условия, высо-
кую степень ассимиляции и особенно аккультурации, буряты сохранили свою самобытность и этническое самосознание, имеющие в постсоветское время тенденцию к росту.
В конце XX в. проблема бурятского этнического бытия вновь обрела актуальность и стала предметом политической борьбы. В Бурятии резко активизировалась этнокультурная и политическая жизнь, стали возникать общественные организации, поставившие своей целью сохранение и развитие культуры, защиту прав и интересов титульного народа.
Знаменательным событием в общественной этнокультурной жизни республики стало проведение Всебурятских съездов по консолидации и духовному возрождению нации, которые заложили предпосылки этнической консолидации бурят.
Результатом работы первого съезда стало учреждение Всебурятской ассоциации развития культуры далее (ВАРК) в форме общественной организации этнокультурной направленности.
Основные направления деятельности ВАРК: возрождение и развитие бурятского языка и национального образования, издание учебников и пособий для изучающих бурятский язык, теле- и радиопередачи, публикации в СМИ; организация широкомасштабных культурно-массовых мероприятий, фольклорных празднеств, способствующих возрождению бурятской культуры, таких как Сагаалган, Сурхарбан, Гэсэриада, родовые праздники бурят, фестивали и конкурсы по народному творчеству и обычаям; общественные моления на святых местах - обоо и тай-лаганы.
ВАРК активно помогает культурным центрам, не только бурятских, но и других народов, обществам, землячествам в проведении национальных праздников, культурных мероприятий.
На втором общебурятском съезде была обнародована идея создания представительской политической организации - Конгресса бурятского народа. Если сфера деятельности ВАРК была ограничена рамками ведомства культуры, то Конгресс бурятского народа был учрежден для решения проблем различных областей общественно-политической жизни республики и округов.
Создание таких общественных национальных объединений, как ВАРК и Конгресс бурятского народа, несомненно, оказало положительное
влияние на процесс возрождения бурятской культуры и консолидации бурятского народа.
Стоит отметить, что в процессе национальнокультурного возрождения бурятского народа чрезвычайно возросло значение религиозного фактора. О религиозной активизации свидетельствует повышение роли буддизма и шаманизма в жизни этноса, восстановление и строительство десятков культовых сооружений, дацанов, обращение к религиозным ценностям на всех уровнях. Для многих бурят, в том числе и неверующих, буддизм и шаманизм стали ассоциироваться с национально-этническим вопросом, заполнять культурно-идеологический вакуум, образовавшийся после краха социалистической идеологии. По мнению Т.М. Михайлова, рост религиозной ментальности бурят объясняется тем, что «они, во-первых, просто заполнили образовавшийся духовный вакуум религией, во-вторых, нашли в ней опору, успокоение, этно-национальную идентичность...» [8].
С развитием урбанизации, индустриализации, модернизации, пропагандой общебурятского единства, укреплением национальных чувств наметилась тенденция интегративного характера.
Изучение общих закономерностей и специфики развития процесса консолидации важно для всестороннего и углубленного понимания динамики жизни бурятского народа, для практики современного общественного развития.
Литература
1. Елаев А.А. Бурятия: путь к автономии и государственности. - М., 1994. - С. 88.
2. Егунов Н.П. Колониальная политика царизма и первый этап национального движения в Бурятии. -Улан-Удэ, 1963. - С. 135.
3. Нимаев. Д.Д. Монгольские народы: этническая история и современные этнокультурные процессы. -Улан-Удэ, 2007. - С. 57.
4. Залкинд Е.М. Общественный строй бурят в XVШ - первой половине XIX в. - М., 1970. - С. 38.
5. Асалханов И.А. Сельское хозяйство Сибири конца XIX - начала XX в. - Новосибирск, 1975. - С. 89.
6. Козьмин Н.Н. 1905 год и буряты. - Иркутск, 1926. - С. 64.
7. Кудрявцев Ф.А. 1905 год в Бурят-Монголии. -Улан-Удэ, 1936. - С. 73.
8. Михайлов Т.М. Бурятский этнос в свете современных социальных изменений // Республика Бурятия - государство в составе Российской Федерации (к 75-летию образования). - Улан-Удэ, 1998. - С. 137.
Очирова Арюна Александровна - аспирант кафедры всеобщей истории Бурятского госуниверситета. Улан-Удэ, e-mail: a-ochirova@mail.ru
Ochirova Aruna Alexandrovna - the post-graduate student of Buryat State University. Ulan-Ude, e-mail: a-ochirova@mail.ru