К ВОПРОСУ МЕТОДИКИ НАЧАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ НА АЛЬТЕ
М.В. Попова
Popova M.V. On the problem of teaching methods of elementary playing the viola. The article deals with one of the sharpest and debatable problems of primary training in viola playing in the context of modern European pedagogics. The question when to begin training in viola playing is considered differently in different countries. In Russia it is more often connected with transfer of a failure violinist to viola playing at a certain grade. This practice caused an ordinary opinion about a low level of general musical and professional development of viola players, their limited professional skills. In the Russian model of musical education «school - college - university» the weakest point concerning professional training in viola playing is children's musical school. The author analyses a number of domestic and foreign educational-methodical textbooks on training a young viola player in playing viola of a small size omitting the so-called «violin period».
В системе музыкального образования России класс альта существует преимущественно в учреждениях среднего и высшего профессионального образования. Значительно более редко его можно встретить в учреждениях дополнительного образования для детей, т. е. в музыкальных школах и школах искусств - в так называемых учреждениях начальной музыкальной подготовки. В процессе эволюции альтового исполнительства и педагогики преодолены многие пережитки: в последние десятилетия обучение игре на альте ведут педагоги-альтисты, а не скрипачи; как это часто встречалось даже во второй половине прошлого века, исполнители-альтисты применяют полноценные инструменты размером корпуса от 410 мм; при отборе контингента в класс альта учитываются физические данные учащихся. Однако нерешенных проблем остается немало.
В ходе опроса, проведенного в 1066 российских музыкальных, средних специальных школах и школах искусств, выяснилось, что класс альта как таковой существует и активно функционирует только в 13 из них, что к числу опрошенных составляет всего 1,2 %. Как правило, это крупные города, в основном, центральные музыкальные школы, где есть свои детские камерные оркестры, и ощущается потребность в альтистах-оркестрантах. Из бесед с преподавателями выяснилось, что чаще всего в класс альта переводятся учащиеся-скрипачи в результате их неуспеваемости в классе скрипки (т. е., практически в качестве наказания). Иными словами, сегодня нельзя утверждать, что порочные методы прошлого окончательно преодолены.
Результаты анализа данных, полученных в ходе опроса ведущих учебно-методических центров страны, позволяют оценить ситуацию, сложившуюся в практике обучения игре на альте как не вполне удовлетворительную. И речь здесь не только о количественных показателях. Следует, однако, признать, что в условиях социо-культурной и демографической ситуации, в которой оказалась Россия на рубеже веков, дефицит желающих обучаться на струнных инструментах испытывают и скрипачи, и виолончелисты, и контрабасисты. Наиболее широко в учебных заведениях распространены классы скрипки, они существуют и функционируют в большинстве музыкальных школ, училищ, колледжей. Совершенно по иному выглядит ситуация с контингентом обучающихся в классе альта.
Примечательно, что до недавнего времени обучать игре на альте предполагалось сразу в высшем звене профессионального образования, минуя не только начальную ступень (музыкальную школу), но и среднее звено (музыкальное училище, колледж). То есть, не существовало никакой преемственности между звеньями начального, среднего и высшего образования в обучении игре на инструменте. В класс альта набирались музыканты, как уже отмечалось, по каким либо причинам не прошедшие в класс скрипки. Кроме того, в традиции профессионального обучения игре на альте, сформировавшейся по сравнению со скрипкой и виолончелью не так давно, не считалось целесообразным обучение юного альтиста игре сразу на альте. Устоявшаяся практика переучивания скрипача в альтиста, позволяла произвести переход на
новый инструмент в любое время и на любой стадии обучения: в школе, в училище, в вузе. Поэтому существование класса альта в звене начального музыкального образования, по мнению отдельных педагогов-альтистов, и сегодня не считается перспективным. Апологеты этого направления часто приводят в качестве аргумента высказывание основателя петербургской альтовой школы Ю. Крамарова: «Скрипачи обладают превосходным инструктивным материалом: от первого движения (или звука) обучающегося до освоения всех основных видов техники существует стройная система прогрессивного накопления игровых приемов, имеющая многолетнюю историю и тщательно проверенная практикой» [1].
К сожалению, до сих пор нельзя сказать ничего подобного об альтистах. Отсутствие в современной методике преподавания игры на альте продуманной системы работы с начинающими в пределах детской музыкальной школы является одним из основных факторов торможения развития класса альта. При этом необходимо отметить ряд существенных причин, не позволяющих альту укорениться в системе начального музыкального образования. Прежде всего, это связано с практически полным отсутствием инструментария, адаптированного к физическим возможностям ребенка, подростка. Именно поэтому типовые учебные программы детской музыкальной школы предусматривают перевод скрипачей в класс альта только с пятого класса. Это оправдывается отсутствием инструментов малого размера и тем, что в этом возрасте некоторые дети уже обладают необходимыми физическими данными: более крупным телосложением, относительно
большими руками и т. д. То есть, возможностью начать заниматься на небольшом альте, на так называемом «альте-недомерке».
Для организации начального обучения игре на альте с раннего возраста необходимо иметь набор инструментов разных размеров, от так называемых «восьмушек», «четвертушек» до целого альта, т. е. располагать инструментарием, который считается нормой в системе начальной подготовки скрипачей и виолончелистов. В нашей стране неоднократно были попытки создания маленьких альтов, но все они завершались неудачей из-за низких звуковых качеств таких инстру-
ментов. Сравнивая их с аналогичными по размеру скрипками, В. В. Борисовский отмечал, что маленькая скрипка в сравнении с ними звучит «как голос ангела» [1, с. 92]. Одним из выходов в данной ситуации можно считать начало обучения альтиста на маленькой скрипке с альтовыми струнами. Конечно, этот вариант нельзя считать решением проблемы, так как определенные конструктивные отличия скрипки и альта требуют учитывать в методике обучения целый ряд специфических моментов от постановки рук до своеобразия штриховой техники. Тем не менее, в условиях современной России, учитывая состояние не вполне сформировавшейся частной методики преподавания игры на альте этот компромиссный путь можно рассматривать как возможный вариант организации начального обучения юного альтиста.
Другие причины напрямую связаны с первой: это отсутствие специальной методической литературы для преподавателей и педагогического репертуара для начального периода обучения. Педагогического репертуара для начального обучения альтистов в России просто не существует. Если скрипачи от первых шагов до освоения виртуозных технических приемов движутся по давно устоявшейся, детально проработанной образовательной траектории, одной из основ которой является педагогический репертуар, включающий разнообразный инструктивный и художественный дидактический материал, то альтисты в этом плане ощущают острый дефицит. Эта креативная составляющая любой частной методики обучения игре на том или ином музыкальном инструменте в области альтовой педагогики нуждается в скорейшем вмешательстве педагогов-музыкантов, методистов и композиторов. Причем, такой способ накопления педагогического репертуара для начального обучения игре на альте как переложение скрипичных произведений следует использовать с осторожностью, поскольку при кажущемся, на первый взгляд, единстве скрипичной и альтовой техники исполнения не следует забывать о специфике инструмента.
И последняя немаловажная причина - это предубеждение самих педагогов-альтистов по части целесообразности раннего обучения игре на альте. Ментальность сегодняшнего педагогического корпуса альтистов такова,
что большинство считает самым простым способом подготовки - переучивание в альтиста уже сформировавшегося скрипача, т. е. перевод учащегося с меньшего инструмента на инструмент лишь несколько большего размера. В сущности этого подхода лежит недооценка собственного инструмента самими же педагогами. Альт понимается ими как менее совершенная модель скрипки, и большинство педагогов-альтистов полагает, что с альтом справится любой скрипач, причем время перехода (раньше или позже) в принципе не играет большой роли. История развития альтового исполнительства и педагогики свидетельствует о том, что такая практика существовала несколько столетий. Общеизвестно и бытующее внутри корпорации музыкантов-исполнителей мнение о низком уровне общего музыкального и профессионального развития альтистов, их ограниченных профессиональных возможностях. Это то, с чем боролся В. Борисовский, создавая класс специального альта в консерватории, вводя альт в систему профессионального образования наряду со скрипкой и виолончелью.
Но если традиции обучения игре на скрипке базируются на преемственности этапов начального, среднего и высшего образования, то альт продолжает оставаться все в том же неопределенном положении. Отсюда возникает вопрос: если методика переучивания настолько укоренилась в нашей стране, что большинством педагогов-альтистов признается единственно перспективной, то почему современный уровень развития альтового исполнительства оставляет желать лучшего, почему альтист-солист продолжает оставаться редкостью в России и, наконец, почему общая музыкальная культура альтистов до сих пор является предметом насмешек со стороны других музыкантов? Ответы на эти вопросы, равно как и опровержение эффективности такого подхода к подготовке альтистов, следует искать в новые путях оптимизации педагогического процесса в классе альта.
В российской модели музыкального образования «школа-училище-вуз» применительно к подготовке альтистов наиболее слабым звеном является школа. Анализируя сегодняшнее состояние обучения игре на альте в российских музыкальных школах, легко
убедится, что класс альта если и существует в некоторых из них, то в большинстве случаев лишь номинально, т. е. являясь малочисленным по количеству и слабым по качеству подготовки. В основе его формирования, как правило, лежит практика переучивания в альтистов зачастую не справляющихся с программой скрипачей. Единственно верным вектором деятельности педагогов-музыкантов по изменению сложившегося положения представляется обучение в начальный период юного альтиста сразу на маленьком альте, минуя так называемый «скрипичный период». И поскольку в силу ряда указанных причин такой традиции в России пока не существует, целесообразно обратиться к современному европейскому опыту работы с начинающими альтистами.
Обращают на себя внимание два современных европейских учебных пособия, опубликованных в Германии немецкими авторами - практикующими педагогами Эгоном Сазманнхаузом и Ренатой Брюс-Вебер [2-7]. В арсенале педагогов-альтистов они появились в конце ХХ столетия, их авторами являются активно действующие педагоги-методисты, имеющие в своем багаже не одно подобное руководство для обучения на струнно-смычковых инструментах. Как правило, именно учебные пособия, именуемые Школами, представляют собой наиболее интересный материал, где излагаются детально разработанные общие методические принципы обучения и предлагаются конкретные практические пути, ведущие учащегося по ступеням освоения инструмента.
Само существование подобных пособий в Европе позволяет нам сделать вывод о востребованности такого рода методической литературы для начального обучения альтистов и об активном функционировании детской альтовой педагогики. В методических комментариях, прежде всего, обращает на себя внимание предлагаемый возраст для начала обучения игре на альте малышей. Современной педагогикой оптимальным возрастом для начинающего скрипача считается пять-шесть лет. Многие известные и широко распространенные отечественные и зарубежные школы по своему материалу и способам его подачи рассчитаны именно на этот возраст. Что же касается начинающего альтиста, то, как отмечалось выше, в отечественной
педагогике отсутствуют какие-либо рекомендации по этому вопросу, более того, он относится к числу наиболее дискуссионных.
В связи с этим, несколько неожиданным и новым выглядит рекомендация Эгона Саз-маннхауза в пособии «Раннее начало на альте», где автор предлагает начинать работу с четырехлетними детьми. Причем в предисловии Э. Сазманнхауз поясняет, что на сегодняшний день в Европе все струнные инструменты, включая альт, представлены самыми разнообразными размерами, адаптированными к физическим возможностям детей различного возраста и физического развития, и что с этой стороны ничто не стоит на пути раннего обучения игре на альте четырехлетних детей. Как видим, проблемы инструментов уменьшенных размеров для детей в Европе не существует, то, что кажется на сегодня неразрешимым в российской действительности в Европе решено: альты маленьких размеров для детей используются в практике начального обучения. Автор допускает и вариативность в этом вопросе, т. е., Эгон Сазманнхауз считает, что если по каким-то причинам нет возможности играть на маленьком альте, то его с успехом на первых порах можно заменить скрипкой с альтовыми струнами.
Таким образом, уже в предисловии к учебному пособию автор исключает какой бы то ни было предшествующий началу обучения игре на альте «скрипичный этап». Маленький альт или скрипка с альтовыми струнами - это, с точки зрения автора, не имеет принципиального значения. Важно, чтобы учащийся с первых шагов в музыке начинал постигать именно тот, избранный им (или его родителями) инструмент, осознавал себя будущим альтистом, осваивал альт со всеми его специфическими функциональными, образно-выразительными и технологическими «оттенками». Из интервью с преподавателями альта и педагогами-музыкантами юноше-
ских музыкальных школ Германии ясно, что классы альта по уровню контингента, как в количественном, так и в качественном отношении не уступают классам скрипки, виолончели, и не являются некоей парией в семействе струнно-смычковых инструментов.
Исходя из этого, можно сделать вывод, что наиболее существенной проблемой раннего обучения на альте в нашей стране является не отсутствие инструмента, а стереотип мышления самих педагогов-альтистов относительно методики начального обучения игре на альте. Практика переучивания скрипачей в альтисты настолько укоренилась в музыкально-педагогическом обиходе российской системы музыкального образования, что стала со временем краеугольным камнем всей отечественной альтовой педагогики, не позволяя ей развиваться в других, соответствующих требованиям времени инновационных направлениях.
1. Крамаров Ю. // Вопр. музыкальной педагогики. М., 1987. Вып. 2. С. 91-103.
2. Saßmannshaus E. Früher Anfang auf der
Bratsche. Band 1. Bärenreiter 6618-Verlag Karl
Vöttere GmbH & Co. KG, Kassel, 1987.
3. Saßmannshaus Eg. Früher Anfang auf der
Bratsche. Band 2. Bärenreiter 6619-Verlag Karl
Vöttere GmbH & Co. KG, Kassel, 1988.
4. Saßmannshaus E. Früher Anfang auf der
Bratsche. Band 3. Bärenreiter 6620-Verlag Karl Vöttere GmbH & Co. KG, Kassel, 1989.
5. Saßmannshaus E. Früher Anfang auf der
Bratsche. Band 4. Bärenreiter 6665-Verlag Karl Vöttere GmbH & Co. KG, Kassel, 2005.
6. Bruse-Weber R. Die fröhliche Viola.
Bratschenschule für den Anfang. Band 1. Schott Musik International, Meinz, 2000.
7. Bruse-Weber R. Die fröhliche Viola.
Bratschenschule für den Anfang. Band 2. Schott Musik International, Meinz, 2000.
Поступила в редакцию 7.07.2007 г.