Научная статья на тему 'К вопросу «Ликвидации безграмотности по русскому языку» у студентов вуза'

К вопросу «Ликвидации безграмотности по русскому языку» у студентов вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
120
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Эпоха науки
Область наук
Ключевые слова
БЕЗГРАМОТНОСТЬ / ГРАМОТНОСТЬ / ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ / ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ / ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Падерина Лариса Николаевна

Статья посвящена вопросу ликвидации безграмотности современного студента. В ней раскрывается система работы по данному направлению преподавателей кафедры Гражданского права и филологии Ачинского филиала КрасГАУ, представляется результативность деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Падерина Лариса Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу «Ликвидации безграмотности по русскому языку» у студентов вуза»

К ВОПРОСУ «ЛИКВИДАЦИИ БЕЗГРАМОТНОСТИ

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ» У СТУДЕНТОВ ВУЗА

Падерина Лариса Николаевна,

к.филол.н, доцент кафедры Гражданского права и филологии

Ачинский филиал Красноярского государственного аграрного

университета

Россия, город Ачинск

Аннотация. Статья посвящена вопросу ликвидации безграмотности современного студента. В ней раскрывается система работы по данному направлению преподавателей кафедры Гражданского права и филологии Ачинского филиала КрасГАУ, представляется результативность деятельности.

Ключевые слова. Безграмотность, грамотность, типичные ошибки, функциональная грамотность, общепрофессиональные компетенции.

TO THE QUESTION "ERADICATION OF ILLITERACY IN RUSSIAN LANGUAGE" THE STUDENTS OF THE UNIVERSITY

Paderin Larisa,

k.filol.n, Associate Professor of Civil Law and Philology

Achinsk branch of the Krasnoyarsk State Agrarian University Russia, the city of Achinsk

Abstract. The article focuses on the elimination of illiteracy of the modern student. It reveals the system of work in this area teachers in the

Department of Civil Law and Philology Achinsk branch KrasGAU seems effectiveness.

Keywords. Illiteracy, literacy, common mistakes, functional literacy, general professional competence.

Успешная сдача ЕГЭ по русскому языку, как показывает практика, не всегда гарант того, что выпускник школы обладает общей грамотностью. Об этом говорили и говорят известные ученые, педагоги-практики, констатируя с 2007г. общую тенденцию к снижению грамотности у выпускников российских школ, будущих студентов, в последствии - специалистов [1, 2, 3]. Данная проблема актуальна и сегодня, обозначенная тенденция существует: в вуз приходят безграмотные студенты, что не может приниматься как норма. В предлагаемой статье мы не ставим цель выявить причины снижения грамотности населения России. Мы остановимся на том, как в рамках дисциплин общепрофессионального блока можно организовать (или запустить) работу по ликвидации безграмотности.

В течение трех лет в рамках дисциплины «Русский язык и культура речи» (1 курс 2 семестр), которая направлена на систематизацию знаний по русскому языку, ознакомление с аспектами культуры речи, в том числе в деловой и научной сферах, на входе нами проводится диагностика в формате диктанта, тестирования по типу «Федерального Интернет-экзамена в сфере профессионального образования» (ФЭПО), сочинения. Статистика показывает, что 70% из числа первокурсников демонстрирует низкий показатель общей грамотности. Среди типичных ошибок в письменных текстах наблюдаем следующие: орфоэпические ошибки (тотально - звОнит, тортЫ, квАртал, дОговор и др.), незнание значений

слов, преобладание просторечных выражений, неразличение паронимов, неумение грамотно сформулировать мысль, неумение цитировать. При оформлении письменного текста частотны такие орфографические ошибки, как правописание Н/НН в частях речи, НЕ и НИ с разными частями речи, непроверяемых безударных гласных; пунктуационные ошибки наблюдаем в большинстве в осложненных и сложных конструкциях.

Обращение внимания на грамотность студентов с нашей стороны неслучайно: это основа в формировании функциональной грамотности, следовательно, и общепрофессиональных компетенций - умение логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь, умение работать в команде и др.

Мы понимаем, что за нормативный объем времени, отведенный на освоение указанной дисциплины - 70 или 90 часов, ликвидировать безграмотность у 70% студентов невозможно. Реальный выход может быть в объединении усилий по этому направлению педагогов разных дисциплин, что сегодня организовано на кафедре Гражданского права и филологии Ачинского филиала КрасГАУ. Отработано единое представление о требованиях и формах работы со студентами. Например, для повышения грамотности устной речи на занятиях по дисциплинам «Русский язык и культура речи», «Культурология», «Логика», «Конфликтология», «Психология» и др. используются такие формы работы, как регламентированная дискуссия, дебаты, деловые и ролевые игры («Убеди меня», «Прочитай мысль через невербальные средства», «Я и конфликт», «Свёкла-Фёкла» и др.), сообщения-образцы, сообщения по теме и др. Они помогают студентам овладеть не только умениями оформления собственной мысли, публичного выступления, но и умениями

выстраивать эффективную коммуникацию, что лежит в основе любой профессиональной деятельности.

Для повышения грамотности письменной речи, помимо специальных упражнений на повторение языковой нормы в рамках дисциплины «Русский язык и культура речи», педагогами используются на занятиях такие задания: сформулировать вопрос-суждение по тексту, составить кроссворд / тест по тексту, пройти онлайн-тестирование и др. Востребованным является и такой вид работы, как лексический диктант «Я профессионал», который помогает расширить словарь профессиональной лексики. Студенты не только выступают как обучающиеся, но и как обучающие: самостоятельно составляют такие мини-словари и предъявляют друг другу. Перечисленные виды работы позволяют повторить языковые нормы из школьной программы, визуально запомнить слово, выражение, повысить пунктуационную грамотность на основе образцов научного и делового стилей.

Совместная работа членов кафедры по данному направлению дает свои положительные результаты. Итоги повторной диагностики при завершении курса «Русский язык и культура речи» позволяют нам констатировать повышение уровня общей грамотности на 30-50% в зависимости от уровня изначальной подготовленности студентов. Студенты нашего вуза в течение двух последних лет успешно сдают Федеральный Интернет-экзамен в сфере профессионального образования (www.i-exam.ru): средний процент качества повысился до 80%.

Таким образом, сегодня можно бесконечно и безрезультатно рассуждать на темы «Кто виноват?» и «Что делать?», но лучше находить практический выход из сложившейся непростой ситуации в образовании. Мы уверены, что в вузе ликвидация безграмотности возможна только благодаря системной деятельности всего коллектива, который

заинтересован и в качестве обученности студентов, и в качестве их профессиональной подготовки. В перспективе видится включение в данный процесс преподавателей других кафедр, что будет логичным продолжением в повышении уровня профессиональной подготовки будущих специалистов.

Список литературы:

1. Проблемы результативности общего образования (материалы "круглого стола") // CREDO NEW: теоретический журнал // http: //credonew.ru/content/view/89/60/

2. Селезнева Е.В. К чему приведут тесты на выпускных экзаменах. // газета «Русский язык». №8. 2008 // http://rus.1september.ru/article.php?ID=200800810

3. Теряем грамотность // Свободный курс. 12 сентября 2008. // http: //altapress.ru/story/15292

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.