Научная статья на тему 'К вопросу контроля за порядком ведения «медицинской карты ребенка для образовательных учреждений»'

К вопросу контроля за порядком ведения «медицинской карты ребенка для образовательных учреждений» Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
474
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
показатели физического / психического здоровья и социального благополучия / критерии здоровья / индивидуальная медицинская карта школьника / schoolboy's individual medical card / statements of physical / mental health and social prosperity / criterions of health

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Анисимова Надежда Викторовна, Сергеева Галина Ивановна

Под эгидой Министерства здравоохранения РФ разработана и утверждена новая форма Медицинской карты ребёнка. Однако, рекомендации к её внедрению на базе детского образовательного учреждения трудно выполнимы и требуют дополнительной корректировки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Анисимова Надежда Викторовна, Сергеева Галина Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Ministry of Health worked out a new form of child"s medical card. However, recommendations to its introduction on the base of school are rather difficult and demand additional corrections.

Текст научной работы на тему «К вопросу контроля за порядком ведения «медицинской карты ребенка для образовательных учреждений»»

ИЗВЕСТИЯ

ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАУКИ № 17(21)2010

IZ VESTIA

PENZENSKOGO GOSUDARSTVENNOGO PEDAGOGICHESKOGO UNIVERSITETA imeni V. G. BELINSKOGO NATURAL SCIENCES № 17(21)2010

УДК 61:371.7

к ВОПРОСУ контроля ЗА ПОРЯДКОМ ВЕДЕНИЯ «МЕДИЦИНСКОЙ КАРТЫ РЕБЕНКА ДЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ»

© н. В. АНИСИМОВА*, г. И. СЕРГЕЕВА** Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского, *кафедра анатомии, физиологии и гигиены человека ** межвузовский центр содействия укреплению здоровья детей e-mail: egf@sura.ru

Анисимова Н. В., Сергеева Г. И. - К вопросу контроля за порядком ведения «медицинской карты ребенка для образовательных учреждений» // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2010. № 17 (21). С. 85-89. -

Под эгидой Министерства здравоохранения РФ разработана и утверждена новая форма Медицинской карты ребёнка. Однако, рекомендации к её внедрению на базе детского образовательного учреждения трудно выполнимы и требуют дополнительной корректировки.

Ключевые слова: показатели физического, психического здоровья и социального благополучия, критерии здоровья, индивидуальная медицинская карта школьника.

Anisimova N. V., Sergeeva G. I. - On the question of control for order of conducting of child's medical card for educational establishments // Izv. Penz. gos. pedagog. univ. im.i V.G. Belinskogo. 2010. № 17 (21). P. 85-89. -

The Ministry of Health worked out a new form of child's medical card. However, recommendations to its introduction on the base of school are rather difficult and demand additional corrections.

Keywords: statements of physical, mental health and social prosperity criterions of health schoolboy's individual medical card.

В целях совершенствования медицинской помощи детям и подросткам приказом Минздрава России от 3 июля 2000 г. № 241 утверждена новая медицинская документация (Форма П026/у - 2000) «Медицинская карта ребенка для образовательных учреждений дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, учреждений начального и среднего профессионального образования, детских домов и школ-интернатов» (МКР). В этой связи руководителям органов управления здравоохранением субъектов РФ было рекомендовано обеспечить введение новой формы МКР с 1 сентября 2000 г. Контроль за выполнением настоящего Приказа был возложен на заместителя Министра здравоохранения РФ Шарапову О.В.

Помимо приказа утверждена инструкция по заполнению МКР, при внимательном ознакомлении с которой бросается в глаза необходимость совместной работы специалистов разных профилей: медицинских работников, психологов, социологов, педагогов, физкультурников, классных руководителей, родителей и др.

«Современная школа должна развиваться, опираясь на принципиально новые стандарты и технологии».

ДАМедведев

Если говорить о крупных районах Москвы, Санкт-Петербурга, следует отметить то обстоятельство, что на протяжении последних десятилетий в них наметилась тенденция строительства детских общеобразовательных учреждений в едином комплексе с поликлиникой, профилакторием, реабилитационным оздоровительным центром, имеющим достаточное материально-техническое обеспечение и квалифицированный персонал. На базе данного комплекса можно проводить не только диагностику функционального состояния растущего организма, но и своевременную реабилитацию [1, 3]. Особая потребность в подобной диагностике и коррекции возникает у детей, имеющих проблемы в развитии. К ним, в первую очередь, относятся дети-инвалиды и дети-сироты, обучающиеся в общеобразовательной школе [5, 7, 8].

Что касается провинциальных городов, следует отметить: из года в год областными Министерствами образования сокращаются ставки освобожденных классных воспитателей, социальных педагогов, психологов. Стоматологические кабинеты закрыты. Медицинский работник, чаще медсестра, работает на

базе детского общеобразовательного учреждения, как правило, лишь на 0,5 ставки от детской поликлиники. Его работа не координируется администрацией школы и в основном сводится к выполнению календаря профилактических прививок. В случае экстренной необходимости для оказания помощи пострадавшему вызывается бригада скорой помощи.

даже спустя 10 лет с момента утверждения выше указанного Приказа, на базе многих общеобразовательных учреждений используется старые формы «индивидуальной карты ребенка», в том числе и образец, утвержденный Министерством здравоохранения СССР от 16.07.1954 г. но даже и в этом случае запол-няемость карты по соответствующим пунктам не выдерживает никакой критики. Помимо общих сведений о ребенке: Ф.и.о., дата рождения, пол (ж/м), класс, группа здоровья, календарь предохранительных прививок, практически невозможно отыскать информацию, касающуюся домашнего адреса, описания бытовых условий и домашнего режима, наличия или отсутствия в семье случаев заболеваний туберкулезом, ревматизмом и др. Практически во всех картах отсутствуют даты постановки ребенка на диспансерный учёт, равно как и даты снятия с учёта с указанием причины.

графы, предназначенные для заполнения, настолько малы по размеру, что специалисты, участвующие в проведении текущего профосмотра, вынуждены размашистым, практически не читаемым почерком, либо перекрывать соседние клетки соответствующей таблицы, либо вписывать информацию самопроизвольно в совершенно разные места всей карты (т.е. на разных страницах), в силу чего результаты 2010 года могут оказаться вперемешку с результатами любых предшествующих лет.

Анализируя структуру вновь предложенной формы МкР, следует отметить полноту и глубину её содержания. действительно, в разработке карты принимали участие сотрудники управления медицинских проблем материнства и детства Минздрава России, научного центра здоровья детей РАМн, ивановской государственной медицинской академии, Центральной военно-врачебной комиссии Минобороны России. но желаемой цели она вряд ли достигнет, так как необходимую информацию собрать воедино и запротоколировать возможно лишь группе единомышленников, имеющих непосредственный выход на проведение профилактических и коррекционных мероприятий [3,6]. Поскольку специалистов так называемой службы здоровья на базе большинства современных школ нет, сведения, собранные таким трудом, так и останутся лежать «мертвым грузом» на полках медицинского кабинета, закрытого для всех участников учебно-воспитательного процесса. Это - в лучшем случае. исследование, проведенное сотрудниками кафедры анатомии, физиологии и гигиены человека ПгПу совместно со специалистами Межвузовского центра содействия сохранению здоровья учащихся показало: даже в тех случаях, когда администрация школы в обязательном порядке заставляет родителей приобретать новую форму медицинской карты за собствен-

ные деньги, она остается практически не заполненной. ниже указаны основные разделы (с допустимым сокращением) в которых курсивом выделены пункты, обычно не содержащие необходимых сведений при заполнении карты на базе детских общеобразовательных учреждений - сельских и городских школ.

раздел 1. общие сведения о ребенке

П. п. 1.1 - 1.5 - паспортные и адресные данные о ребенке.

П. п. 1.6 - 1.7 - сведения об амбулаторно-поликлиническом учреждении, обслуживающем ребенка по месту жительства.

П. 1.8 «Характеристика образовательного учреждения». дата поступления или перехода в другое образовательное учреждение (с учетом типа, вида, особенностей образовательного процесса в данном учреждении).

П. 1.9 - неблагоприятные профессионально-производственные факторы (шум, пыль, метеоусловия и др.), с которыми сталкивается учащийся учреждений профессионального образования. Год, с которого подросток контактирует с данными факторами.

Таблица 1.10 - сведения обо всех аллергических заболеваниях (реакциях), имеющихся у ребенка и вызывающих их аллергенах.

раздел 2. Анамнестические сведения

П. 2.1 и 2.2 - сведения о родителях ребенка.

П. 2.3 - характеристика семьи, в которой воспитывается ребенок.

П. 2.4 - характер психологического микроклимата в семье.

П. 2.5 - наличие или отсутствие у ребенка места для самостоятельных занятий и отдыха.

П. 2.6 - сведения о хронических заболеваниях, имеющихся у родственников ребенка I - II поколений (мать, отец, бабушка и дедушка со стороны матери и отца).

Табл. 2.7 - сведения о внешкольных занятиях ребенка, их характере и продолжительности (часов в неделю).

П. 2.8 - 2.11 - сведения о перенесенныхзаболевани-ях, травмах, операциях, госпитализации, санаторно-курортном лечении и пропуске занятий по болезни (по поводу острых и обострения хронических заболеваний). В случае госпитализации указывается название и N учреждения. При санаторно-курортном лечении обязательно указание климатической зоны, где проходило лечение, названия и профиля учреждения.

раздел 3. сведения о диспансерном наблюдении

данный раздел заполняется на лиц, состоящих на диспансерном наблюдении в амбулаторно-поликлиническом учреждении по месту жительства. Сведения, заносимые в раздел 3, необходимы для осуществления контроля за проведением диспансерного наблюдения. Сведения о диспансерном наблюдении переносятся из амбулаторной карты (ф. 112-у).

Заполнение всех предусмотренных граф раздела требует: указания врача-специалиста, осущест-

вляющего диспансерное наблюдение, дат назначенной и фактической явки для контрольного осмотра и обследования, дату и причину снятия с диспансерного наблюдения.

Раздел 4. Обязательные лечебно-профилактические мероприятия

Сведения о проведении и результатах дегельминтизации и санации полости рта (с указанием даты).

Раздел 5. Иммунопрофилактические мероприятия

П. 5.1 - диагнозы всех заболеваний, имеющихся у ребенка, в том числе является ли ребенок на момент осмотрареконвалесцентом после перенесенного острого заболевания. В графе «Медицинский отвод» указание даты, до которой противопоказано проведение той или иной прививки.

Табл. 5.2 - 5.6 - дата проведения прививки, N серии вакцины, доза, способ введения, реакция на введение (немедленного или замедленного типов). обязательна подпись лица, осуществляющего вакцинацию или другие иммунопрофилактические мероприятия.

Раздел 6. Данные плановых профилактических медицинских осмотров

участники медосмотра: отоларинголог, дерматолог, невролог, логопед, стоматолог, хирург, ортопед, офтальмолог, психолог. С 10-летнего возраста - гинеколог, андролог и др.

Сведения и результаты проведения плановых медосмотров должны указываться в следующие возрастные периоды:

6.1 - перед поступлением в учреждения дошкольного образования;

6.2 - за 1 год до поступления в образовательное учреждение;

6.3 - непосредственно перед поступлением в образовательное учреждение;

6.4 - в возрасте 7 лет (по окончании 1-го класса);

6.5 - в возрасте 10 лет (при переходе к предметному обучению);

6.6 - в возрасте 12 лет;

6.7 - в возрасте 14 - 15 лет;

6.8 - в возрасте 16 лет;

6.9 - в возрасте 17 лет.

В данных педиатрического осмотра, наряду с обычными сведениями, должны присутствовать частота сердечных сокращений за 1 мин. и результаты 3-кратного измерения АД (с точностью до 2 мм рт.ст.).

каждый из участвующих в медицинском осмотре специалистов заносит в соответствующую строку данные по проведенному осмотру, а также диагноз (в соответствии с Международной классификацией болезней 10-го пересмотра) или заключение «здоров».

На каждом профилактическом осмотре у детей берутся анализы крови, мочи, кала. Результаты анализов заносятся в «Медицинскую карту» и учитываются при установлении диагноза, назначении коррекцион-ных, лечебных, реабилитационных мероприятий.

В строку «Заключительный диагноз» врачом-педиатром вписывается полный клинический диагноз, учитывающийрезультаты осмотра врачей всех специальностей.

оценка интегральных показателей (физического и нервно-психического развития, физической подготовленности, отнесение к определенной группе здоровья, медицинской группе для занятий физкультурой).

«Медико-педагогическое заключение» выносимое совместно педиатром и педагогом на основании анализа динамики состояния здоровья в течение обучения.

Рекомендации по оздоровлению и реабилитации ребенка, коррекции нарушений здоровья и развития в условиях образовательного учреждения. Советы при переводе ребенка в образовательные учреждения различного типа, а также рекомендации о возможности обучения в образовательных учреждениях с повышенным содержанием образования.

С 10-летнего возраста (п. п. 6.5 - 6.9) должна вестись регистрация половой формулы ребенка: у девочек -характеристика менструальной функции с указанием возраста (годы, число месяцев) наступления тепа^е и характеристика менструального цикла (длительность, регулярность, количество теряемой крови, болезненность и др.). Оценка уровня полового развития.

Строка «Экг» - заключение по результатам проведенного электрокардиографического исследования.

При медицинском осмотре в 14 - 15 лет и в дальнейшем - должны указываться результаты флюорографического исследования.

По результатам медицинского осмотра в 14 - 15, 16 и 17 лет осуществляется внесение данных в строки «Ограничение деторождения» и «Репродуктивное поведение».

В возрасте 17 лет - рекомендации по дальнейшему медицинскому наблюдению, в том числе при передаче медицинского обслуживания в амбулаторно-поликлиническое учреждение, обслуживающее взрослое население.

Результаты врачебной профессиональной консультации

графа «Профессия» - отметка о профессии или специальности, по которым в дальнейшем будет обучаться или работать ребенок.

графа «Рекомендации» - заключение о возможности обучения или труда по определенным профессиям либо ограничения или противопоказания к обучению, труду по определенным специальностям. Круг профессий (специальностей), по которым ребенок мог бы проходить обучение или работать, имея данные расстройства здоровья и развития.

Раздел 8. Рекомендации по занятиям спортом, бальными или спортивными танцами

графа «Вид спорта» - оценка состояния здоровья ребенка с заключением о возможности занятия спортом (в секциях) и приравненных к спортивным занятиям видах деятельности (в т.ч. бальными и спортивными танцами).

графа «Рекомендации» - информация о возможности заниматься данным видом спорта при имеющихся у ребенка нарушениях здоровья и развития.

раздел 9. сведения о подготовке юношей к военной службе

графа «диагноз» - полный клинический диагноз ребенка. Результаты оценки состояния здоровья юношей-подростков на этапах подготовки к первичной постановке на воинский учет и после первичной постановки (с предварительной оценкой годности к военной службе). Заключение о возможности (ограничениях, невозможности) военной службы.

Заключение о необходимости проведения коррек-ционных и лечебно-оздоровительных мероприятий на основании «Расписания болезней.»

Графа «Рекомендации» - фиксация всех необходимых мероприятий по повышению уровня здоровья, адаптационных и функциональных возможностей юношей, которые должны проводиться в условиях образовательного учреждения.

раздел 10. данные текущего медицинского наблюдения

Регистрирация обращений ребенка с жалобами (при острых и обострении хронических заболеваний) к медицинскому персоналу в образовательном учреждении (дата обращения, жалобы, данные объективного осмотра, установленного диагноза и данных назначений и рекомендаций). В случае направления ребенка в территориальное амбулаторно-поликлиническое учреждение или обращения за скорой или неотложной медицинской помощью в графе «Назначения» должна присутствовать соответствующая запись. В графе «Подпись» - указание, кем оказана помощь (врач или средний медицинский работник).

«скрининг-программа»

Возрастные группы: 3, 4, 5, 6 (до школы), 7 лет (перед школой), 12, 13, 14, 15, 16-17 лет.

Результаты ежегодных обследований детей (начиная с 5-6-летнего возраста) должны учитывать:

а) базовая скрининг-программа: рост, массу тела, АД, тип осанки, плантограмму стоп, остроту зрения, возрастную рефракцию (тест Малиновского), бинокулярность зрения, остроту слуха, кистевую динамометрию, физическую подготовленность, концентрацию белка и глюкозы в моче;

б) расширенная скрининг-программа: соответствие биологического возраста паспортному, наличие или отсутствие дефектов речи, невротических расстройств (по результатам анкетирования), нервно-психическое развитие (эмоционально-вегетативная сфера, психомоторная сфера и поведение, интеллектуальное развитие, социальные контакты), развитие вторичных половых признаков, состояние репродуктивного здоровья, число заболеваний (сумма острых и хронических обострений) за год.

заключение

В рамках национального проекта «Наша новая школа» предусмотрено создание нетрадиционной системы под названием «Электронная школа». В связи с этим администрация многих инновационных общеобразовательных учреждений ратует за использование электронных учебников, разработку новых форм электронных заданий, широкое внедрение проверочных тестов, компьютерное общение между всеми участниками учебно-воспитательного процесса: учителями-предметниками, классными руководителями, родителями, самими учащимися. Вводятся так называемые компьютерные дневники успеваемости. Разработана и электронная версия медицинской карты ребенка.

Вместе с тем, существует ряд причин, делающих этот вариант контроля за показателями физического, психического, духовно-нравственного здоровья и социального благополучия ребенка весьма проблематичным. Во-первых, информация многих разделов индивидуальной медицинской карты строго конфиденциальна. Во-вторых, сведения и результаты проводимых плановых медосмотров должны вноситься, анализироваться, заверяться подписями и печатями специалистов разных учреждений: детского сада и школы, поликлиники, санатория, профилактория, диспансера. В-третьих, все медицинские работники (включая средний персонал, врачей, заведующих педиатрическими отделениями), равно как и педагогический персонал - воспитатели, педагоги, психологи, классные руководители, физкультурники, тренеры спортивных секций, должны владеть компьютерной грамотой и ежегодно обновлять все необходимые сведения о здоровье ученика с учетом его возраста, пола, индивидуальных особенностей, условий обучения и проживания. данный вид деятельности не оговаривается должностными обязанностями всех выше перечисленных специалистов.

Хорошо известно, что в доперестроечный период на территории РФ и союзных республик для учащейся молодежи работали не только санатории-профилактории, но и крупные врачебно-физкультурные диспансеры, представляющие собой многопрофильный комплекс, в который входили: поликлиника, физиотерапевтическое отделение, зал лечебной физкультуры, стадион, бассейн, сауна. Из года в год росло число лиц, занимающихся в группах здоровья, в которых предусматривалось прохождение про-фосмотра два раза в год.

В настоящее время проблема доступности и качества оказания медицинской помощи детскому населению является одной из ведущих. Все понимают, что ребенок должен наблюдаться не только в момент заболевания, но и задолго до появления острых и хронических патологических процессов. Вместе с тем, в силу ряда причин, почти разрушена система корригирующей медицины, направленной на раннюю диагностику и коррекцию функциональных нарушений. Альтернативой и дальнейшим развитием основных направлений профилактической медицины может стать так называемая концепция муниципального образовательного Центра здоровья [2, 4, 7]. Лишь на базе

объединенного муниципального оздоровительно-профилактического комплекса, имеющего достаточное материально-техническое обеспечение, квалифицированный персонал, можно проводить диагностику функционального, психологического состояния, оценку социального статуса школьников (с соответствующими записями в электронном варианте медицинской карты).

Результатом деятельности специалистов будет являться создание индивидуальной дифференцированной и интегральной реабилитационной программы. Создание такого оздоровительного центра, направленного на профилактическую диагностику и коррекцию функционального состояния детей и подростков может послужить примером развития правительственной концепции «Здоровье нации».

Благодарности. Работа выполнена при финансовой поддержке АВЦП «Развитие научного потенциала высшей школы (2009 -2010 гг.)», проект № 32.1/5236.

список ЛИТЕРАТУРЫ

1. Анисимова Н.В. Разнообразие методологических подходов в диагностике здоровья учащихся // Медицинские и социальные аспекты образования. Мат-лы II Межд. научно-практ. конф. Пенза: ПДЗ, 2009. С. 3-7.

2. Анисимова Н.В. К вопросу создания городского межрайонного центра здоровья учащихся // Образование и здоровье. Экономические, медицинские и социальные проблемы. Сб. статей IV Межд. научн.-практ. конф. Пенза: ПДЗ, 2009. С. 118-122.

3. Анисимова Н.В., Савина Л.Н., Сахарова И.Н. Использование показателей медико-психолого-педагогического отбора при зачислении в общеобразовательные учреждения разных типов // Учитель XXI века: роль педагогического образования в становлении новой экономики России. Пенза: ПГПУ. 2009. С. 71-75.

4. Анисимова Н.В. Современное видение городского межрайонного центра здоровья учащихся // Молодежь XXI столетия: вопросы образования, воспитания и социализации. Мат-лы I Межвуз. научно-практ. конф. Пенза, 2010. С. 323-332.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Сергеева Г.И. Психологические расстройства детей-сирот. Психологические аспекты адаптации детей, оставшихся без попечения родителей. Мат. Всер. научн.-пр. конф. Пенза: ПГПУ, 2010. С. 135-142.

6. Сергеева Г.И., Купряшин К.В., Янина Н.В. Психодиагностический метод и диагностические подходы к изучению личности обучаемых. Уч.-мет. пособ. Пенза: ПГПУ, 2009. 76 с.

7. Сергеева Г.И., Куканова И.А. Создание координационного комплекса сопровождения детей-сирот и детей-инвалидов // Практическое применение инновационных технологий комплексного психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей, оставшихся без попечения родителей. Мат. Всер. научн.-пр. конф. с межд. участием. Пенза, 2009. С. 203-205.

8. Сергеева Г.И. и др. Специфика деятельности службы сопровождения в школе // Практическое применение инновационных технологий комплексного психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей, оставшихся без попечения родителей. Мат. Всер. научн.-пр. конф. с межд. участием. Пенза, 2009. С. 199-202.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.