Научная статья на тему 'Образовательное пространство как среда формирования культуры здоровья учащихся'

Образовательное пространство как среда формирования культуры здоровья учащихся Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
401
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Анисимова Н. В.

Прогресс человечества определяется его духовным, интеллектуальным и физическим потенциалом. Одним из критериев потенциала человека является его здоровье. Хорошее здоровье основное условие для выполнения биологических и социальных функций, фундамент самореализации личности. Вместе с тем, темпы социальных, технологических, экологических и даже климатических изменений все возрастают, требуя от индивида быстрой адаптации и переадаптации в жизни и деятельности. Медицина и общество пришли к пониманию того, что стратегия достижения здоровья через лечение не может решить всех возникших проблем. Гуманитарными и естественными науками необходимо создать комплекс знаний, имеющих отношение к здоровью человека. Этот базовый материал станет основой для организации деятельности служб здоровья в детских общеобразовательных учреждениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Анисимова Н. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Образовательное пространство как среда формирования культуры здоровья учащихся»

УДК 371.7

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО КАК СРЕДА ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ

Н.В. АНИСИМОВА Пензенский государственный педагогический университет, кафедра анатомии, физиологии и гигиены человека

Прогресс человечества определяется его духовным, интеллектуальным и физическим потенциалом. Одним из критериев потенциала человека является его здоровье. Хорошее здоровье - основное условие для выполнения биологических и социальных функций, фундамент самореализации личности. Вместе с тем, темпы социальных, технологических, экологических и даже климатических изменений все возрастают, требуя от индивида быстрой адаптации и переадаптации в жизни и деятельности. Медицина и общество пришли к пониманию того, что стратегия достижения здоровья через лечение не может решить всех возникших проблем. Гуманитарными и естественными науками необходимо создать комплекс знаний, имеющих отношение к здоровью человека. Этот базовый материал станет основой для организации деятельности служб здоровья в детских общеобразовательных учреждениях.

Сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них ценности здоровья, навыков здорового образа жизни становится одной из приоритетных задач нового этапа реформы системы образования. Руководствуясь указаниями президента РФ, Министерства образования, Министерства по делам молодежи РК, ГОУ ИПК РО, создана Всероссийская Ассоциация школ, содействующих сохранению, укреплению и формированию здоровья учащихся. Сотрудники кафедр ведущих вузов (Научный центр здоровья детей РАМН, Институт возрастной физиологии РАО, НИИ гигиены и охраны здоровья детей), не только дополнили основные требования САНПИН, но и приступили к разработке комплекса новых здоровьесберегающих технологий, которые можно использовать на базе школы (ЗСТШ):

здоровьесберегающие медицинские технологии в школе (ЗМТШ) - совокупность приемов, мероприятий, обеспечивающих мониторинг здоровья учащихся и контроль над воздействием факторов внутришкольной среды, способных нанести потенциальный вред здоровью учащихся и педагогов;

здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) - педагогические приемы, методы, технологии, обеспечивающие безопасные условия пребывания, обучения и работы в образовательном учреждении;

здоровьеформирующие образовательные технологии (ЗФОТ) - психолого-педагогические технологии, программы, методы, направленные на воспитание культуры здоровья, личностных качеств учащихся, способствующих его сохранению и укреплению, мотивацию здорового образа жизни;

здоровьесберегающие технологии административной работы в школе - все технологии, использование которых идет на пользу здоровью учащихся и педагогов (ремонт помещений, работа отопительноканализационных систем);

здоровьесберегающие технологии семейного воспитания - создание на базе образовательного учреждения «Школы для родителей».

Физиологи, психологи, гигиенисты, медики, педагоги совместными усилиями пытаются выяснить, при каких условиях обучение будет способствовать лучшему интеллектуальному, физическому и нравственному развитию детей. К решению данной проблемы приступили и сотрудники кафедры анатомии, физиологии и гигиены человека ПГПУ, отдавшие первое приоритетное место так называемому превентивному подходу, направленному на создание средовых условий, приводящих к оптимальному адаптационному эффекту и предупреждению школьных болезней. Начиная с 1995 года, на базе отдельных школ и гимназий г. Пензы стали организовываться службы здоровья с целью изучения функциональных резервов организма, обеспечивающих устойчивость и надежность реализации биологических, генетических, физиологических, генеративных, психологических, социокультурных функций детей и подростков в конкретных условиях жизнедеятельности (семья, школа). Исследования показали, что низкие показатели здоровья чаще выявляются у учащихся инновационных заведений (лицеи, колледжи, гимназии), учебные программы которых более усложненные, насыщенные за счет углубленного изучения ряда предметов, введения дополнительных дисциплин, факультативов, кружков, секций. И хотя при зачислении дети проходят своеобразный психо-лого-медико-педагогический отбор, уже в начальном звене появляются лица, которым программа обучения, ориентированная на повышенный, продвинутый уровень образования, дается с трудом. Учащиеся испытывают огромные психо-эмоциональные перегрузки, так как более 40% новых школьных программ и учебников ориентированы на повышенный, продвинутый уровень образования, что несоизмеримо с процентом одаренных детей и детей, имеющих высокие учебные возможности - их не более 15% от общего числа обучающихся. Больше всего нареканий, как со стороны учащихся, так и их родителей, вызывает объем домашнего задания, на выполнение которого тратится чрезмерно много времени, лишая

добросовестных детей прогулок на свежем воздухе и нормального ночного сна. Постоянный «дефицит времени», статические, умственные перегрузки сдвигают физиологические параметры здоровья ребенка, приводя к состоянию предболезни. Ослабленный организм в большей степени подвержен отрицательному воздействию «школьных факторов риска», действующих комплексно, длительно и систематически. При этом многие учащиеся страдают как острыми, так и хроническими заболеваниями. На фоне ОРВИ, сколиозов, плоскостопия, патологии зрения, нередко встречается диагноз «вегето-сосудистая дистония», «вираж». Положительная проба Манту свидетельствует о повышенной реактивности и ал-лергизации организма ребенка. Для таких детей особенно необходимо качественное полноценное питание, неукоснительное соблюдение санитарно-гигиенических требований, предъявляемых к помещению, отсутствие стрессовых ситуаций. Для отдельных лиц характерен низкий уровень физического развития. Пониженная резистентность, детренированность организма ребенка закономерно сужают диапазон приспособительных возможностей, приводя к быстрому утомлению при повышенных психо-эмоциональных и физических нагрузках, снижению темпа и продуктивности работы, вынужденным пропускам уроков по болезни.

В результате активного сотрудничества со специалистами кафедры были разработаны концепция, программа службы здоровья, пакет научно-методической литературы (Анисимова, Сугробова, Кара-лашвили, 2000, 2002). Апробированы и внедрены «Дневники здоровья» для учащихся начальной школы и среднего звена. Детально разработаны санитарно-гигиенические требования, предъявляемые к школьной одежде и обуви, благоустройству пришкольного земельного участка. Даны рекомендации к организации отдыха детей в дни летних школьных каникул. Со временем стал создаваться банк компьютерных данных относительно распределения детей обоего пола 1-11 классов по группам здоровья, структуре общей заболеваемости на фоне социального, генеалогического анамнеза, общего физического развития, силовых качеств, психофизиологического состояния, работоспособности в динамике учебного дня, недели, года (Анисимова, Васильев, Миронова, 2004; Анисимова, Зимняков, Миронова, 2004).

Создана компьютерная программа «MULTY-X», главное достоинство которой - возможность мгновенного пересчета всех введенных данных, связанных формульными зависимостями при изменении значения любой переменной (Анисимова, 2005).

В режимах «Признак золотого вурфа» и «Признак золотого сечения» можно обработать данные длиннотных и обхватных размеров тела, показателей деятельности кардио-респираторной системы.

В режиме «Индекс напряжения» математически анализируется сердечный цикл (после регистрации не менее 100 кардиоциклов ЭКГ).

В режиме «Адаптационный потенциал» степень изменения ЭКГ оценивается по 4-х-бальной шкале: нормальная ЭКГ - 1, умеренные изменения - 2, физиологически значимые изменения - 3, клинически значимые - 4 балла.

В режиме «Биологический возраст» вариант расчета опирается на общедоступные показатели, его информативность в определенной мере повышена за счет измерения жизненной емкости легких (при наличии спирометра).

На базе детских общеобразовательных учреждений студенты ЕГФ, работающие по тематике дипломных работ, получили возможность под контролем сотрудников кафедры выполнять достаточно большой объем диагностической, профилактической и коррекционной работы, причем совместно с гимназистами, проявляющими склонность к исследовательской деятельности.

С целью передачи опыта и повышения квалификации работников образования, на базе курируемых общеобразовательных учреждений стали проводиться многочисленные региональные, городские научно-методические конференции. Делается это целенаправленно, так как в большинстве школ условия учебно-воспитательного процесса все еще не отвечают санитарно-гигиеническим требованиям: не соблюдается режим проветривания, крайне недостаточный уровень освещенности, недопустимые отклонения от нормы температурного режима, несоответствие мебели физическим параметрам учащихся, отсутствуют условия для занятий физкультурой и спортом, из-за низкой тарифной ставки медицинские работники отказываются работать в школе, в силу чего стоматологические и медкабинеты закрыты, резко обострились проблемы организации горячего питания.

Как видим, ситуация со здоровьем учащихся Пензенских школ и гимназий складывается не лучше, чем в среднем по России. Пути становления образовательного учреждения как школы здоровья достаточно сложны, но рано или поздно служба образования в области здоровья станет неотъемлемым компонентом социокультуры, несущей в себе начало духовно-нравственного, интеллектуально-психологического и физического оздоровления детского населения. В итоге мы получим личность не только универсально образованную, но и способную управлять своим здоровьем, формировать его на основе принципов здорового образа жизни.

Основные задачи и приоритетные направления в рамках которых реализуется деятельность образовательного учреждения как школы здоровья:

1. Диагностика состояния здоровья учащихся с использованием самых разнообразных методов, касающихся оценки соматического, физического, психического и нравственного здоровья учащихся. Особый акцент должен делаться на выявлении состояния здоровья детей с повышенной мотивацией

к учебно-познавательной деятельности, а также лиц, неуспевающих по ряду предметов.

2. Диагностика среды жизнедеятельности ребенка, включая образовательную, психологическую, семейную (методы контроля за санитарно-гигиеническим состоянием классных комнат: воздушно-тепловой режим, освещенность, соответствие рабочей мебели антропометрическим параметрам учащихся), методы оценки расписания уроков, объема домашнего задания, режима дня, статуса питания, организации уголка учащегося дома, социального анамнеза семьи и др.).

3. Выявление факторов, отрицательно влияющих на здоровье учащихся (методы определения работоспособности ребенка в динамике учебного дня и недели, методы оценки зрительной, оперативной, смысловой памяти, активности внимания ребенка, использование субъективных и объективных параметров оценки общего самочувствия, методы выявления школьных трудностей, их анализ на основе половых, возрастных и индивидуальных особенностей и закономерностей развития учащихся).

4. Разработка интегрированной системы здоровьесберегающих мероприятий с целью исправления создавшегося положения (концептуально обоснованная программа развития службы образования в области здоровья, оргдеятельностный план развития службы, функциональные обязанности специалистов службы).

5. Подготовка научно-методического обеспечения реализации проекта (написание и апробация учебно-методических пособий, рекомендаций, работа с литературой).

6. Создание защитной здоровьесберегающей зоны, способствующей сохранению, укреплению и формированию здоровья учащихся (методы диагностической, профилактической, коррекционной, информационно-просветительской, оздоровительной работы в течение учебного года, а также периодов летних и зимних каникул, организация досуга учащихся, связь с внешним социумом, родителями, проведение совместных Дней и декад здоровья, проведение культурно-массовых спортивных соревнований).

7. Согласование деятельности службы образования в области здоровья с Федеральными центрами, учеными ПГПУ, специалистами Муниципального научно-методического центра управления образования г.Пензы, ИПК и ПРО (специализация, участие в работе научно-практических конференций, семинаров, публикации тезисов докладов, научных сообщений и статей по результатам анализа проводимой опытно-экспериментальной работы).

К числу приоритетных направлений деятельности службы относятся:

Учебно-воспитательная работа - научно-обоснованная, строго регламентированная, оптимально организованная учебная, физкультурно-спортивная и трудовая деятельность, которая должна способс-

твовать укреплению здоровья учащихся, обеспечению правильного физического и психического развития, формированию здорового образа жизни, повышению творческой активности и качества образования в целом.

Диагностическая работа - комплекс мероприятий, направленных на отслеживание параметров здоровья как учащихся, так и учителей. Изучение подвижности адаптационных перестроек и работоспособности под действием природных и социальных факторов среды обитания. Одной из основных форм диагностической работы является медико-психоло-го-педагогический отбор при зачислении детей в общеобразовательное учреждение.

Профилактическая и коррекционная работа -предупреждение и своевременное выявление отклонений в развитии и состоянии здоровья воспитанников детских общеобразовательных учреждений, а при наличии каких-либо недугов - профилактика обострений и прогрессирования болезненного процесса.

Научно-методическая и опытно-экспериментальная работа - скорейшее внедрение результатов научных достижений в плане сохранения и укрепления здоровья в практику учебно-воспитательного процесса. Разработка новых авторских учебных программ, методик и методов обучения, а также их экспериментальное внедрение в учебный процесс.

Информационно-просветительская работа - пропаганда здорового образа жизни, наглядная агитация, консультации по вопросам, касающимся здоровья, включая такие формы работы как индивидуальная, групповая, коллективная.

Координационная работа - формирование систем непрерывного образования в области здоровья. Связь с ведущими научно-методическими центрами, институтами усовершенствования и повышения квалификации. Подготовка специалистов на базе этих центров.

Этапы разработки, апробации и реализации здоровьесберегающих программ и технологий службы образования в области здоровья:

I - прогностический: диагностика, анализ фактической ситуации, определение целей и задач деятельности службы. Организационные условия: ранжирование, анкетирование, медицинские осмотры, консультации, заказ на составление концепции, подбор специалистов для начального этапа работы. Научно-методические условия: изучение нормативной литературы, изучение работы службы образования в области здоровья на базе других образовательных учреждений.

II - организационный: разработка нормативной документации «Программы деятельности службы образования в области здоровья»: информационная справка, прохождение проблемного поля проекта, концепция, оргдеятельностный план развития службы, экспертиза программы, перечень функциональных обязанностей специалистов службы. Научно-

методические условия: сотрудничество с Федеральным центром службы здоровья (г.Москва), ИПК и ПРО, НМЦ, прохождение курсов по организации службы здоровья. Организационные условия: заключение договоров, приглашение на работу специалистов, методистов.

III - преобразующий: введение программы деятельности службы в учебный процесс. Формы деятельности: уроки, классные часы, кружки, секции, факультативы, бассейн, туризм, хор, хореография, этикет, психогимнастика, аутотренинг, динамические паузы, дни здоровья, диагностика, коррекция, мониторинг, научно-практические конференции, новые технологий, накопление фактического материала по научно-исследовательской и методической работе.

IV - обобщающий: контроль, анализ, подведение предварительных результатов деятельности службы, обсуждение итогов работы службы на педсоветах, совещаниях при директоре, корректировка целей, содержания, методик программы по результатам анализа, подготовка ее окончательного варианта.

V - внедренческий: выработка рекомендаций по внедрению программы в другие образовательные учреждения, издание учебно-методических рекомендаций, научные публикации.

Критерии определения результатов реализации проекта: 1) физиологически оптимальный односменный режим труда; 2) достаточная двигательная активность; 3) проведение углубленных медицинских осмотров; 4) профилактическая вакцинация; 5) работа групп коррекции; 6) рациональное питание; 7) восстанавливающий силы отдых; 8) отказ от вредных привычек; 9) полезные для личности, семьи и общества формы досуга; 10) общее состояние здоровья учащихся и учителей; 11) интерес, желание заниматься вопросами здорового образа жизни.

Ожидаемые результаты:

Частныйрезультат к которому стремится служба образования в области здоровья - каждый выпускник школы, гимназии, должен представлять собой духовно, физически и социально здоровую, универсально образованную, способную управлять своим здоровьем и формировать его, готовую к самостоятельной жизни личность. Ожидаемый результат для региональной системы образования - теоретически и научно-практически обоснованная программа комплекса здоровьесберегающих технологий универсального назначения.

Ресурсное обеспечение проекта:

Кадровое обеспечение: дополнительные ставки руководителя службы здоровья, педагога-валеолога, психолога, медработника (специалиста ФЗЛК).

Источники: специалисты высших учебных заведений, методисты ИПК и ПРО, учителя-предметники, прошедшие курсы специализации и повышения квалификации.

Финансы: Федерально-региональный бюджет, привлеченные средства.

Научно-методическое обеспечение: Про-

граммы, учебные курсы по проблемам ЗОЖ (в том числе, интегрированный курс «ОБЖ-биоло-гия»), коррекционно-диагностические тесты, методики, нормативно-правовая документация, санитарно-гигиенические требования, предъявляемые к образовательному учреждению Минздравом РФ и Министерством образования РФ, спецлитература для библиотеки, авторские разработки учебно-методических рекомендаций по охране здоровья ребенка в учебно-воспитательном процессе.

Источники: ИПК и ПРО, Федеральные центры здоровья (Москва, Казань, Ростов на Дону), Ассоциация школ, содействующих здоровью.

Финансы: Федерально-региональный бюджет, привлеченные средства.

Техническое обеспечение:

Оснащение спортивного и тренажерного зала, столовой, медицинского и стоматологического кабинетов, уголков здоровья в классных комнатах, приобретение инвентаря и медицинского оборудования для диагностической и коррекционной работы, создание информационной компьютерной системы.

Источники: собственная база учебного заведения, аренда помещений спортивного комплекса, Управление образования г. Пензы.

Финансы: Федерально-региональный бюджет, привлеченные средства.

Организационно-управленческое обеспечение: Создание новых организационных структур (служба образования в области здоровья, психологическая служба, социологическая служба, институт освобожденных классных наставников, служба педагогического мониторинга и др.).

Организуя здоровьесберегающее пространство общеобразовательного учреждения любого типа необходимо использовать элементы психотерапии, гигиенотерапии, диетотерапии, физиотерапии, искусствотерапии, музыкотерапии, смехо-терапии, поэзиятерапии, спорттерапии, данстера-пии, трудотерапии, книготерапии, отдыхтерапии, игротерапии, ландшафтотерапии, цвето- и аромо-терапии.

Последовательные этапы разработки, апробации и реализации здоровьесберегающих программ и технологий, позволяют получать положительные результаты. Предлагаемый проект представляет собой пакет научно-методических рекомендаций для руководителей образовательных учреждений с целью активизации их работы в плане сохранения, укрепления и формирования здоровья учащихся.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Анисимова Н.В. и др. Из опыта создания службы педагогической валеологии. Тез. докл. Всерос. научн.-практ. конф. «Укрепление здоровья в школе», Казань, 2000, стр. 6-7.

Анисимова Н.В., Сугробова Г.А., Каралашвили Е.А. Фи-зиолого-гигиенические аспекты современного урока. Уч.-мет. рекомендации, Пенза, ПГПУ, 2000, 48 С.

Анисимова Н.В. Внедрение интегрированной учебно-воспитательной программы по культуре жизнедеятельности человека. Мат. Межрег. научн.-практ. конф. «Образование на пороге нового столетия: традиции и современность», Пенза, 2000, Часть II, стр.50.

Анисимова Н.В., Каралашвили Е.А. Гигиеническая оценка условий обучения школьников. Уч.-мет. пособие, М.:Творческий центр «Сфера», 2002, 45 С.

Анисимова Н.В., Васильев В.И., Миронова Е.В. Использование диагностических скрининг-тестов в личностно-ориентированном образовании. Мат. Всерос. научн.-практ. конф. «Социальные медикобиологические и гигиенические аспекты здоровья человека», Пенза, ПДЗ, сентябрь, 2004, стр. 22-24.

Анисимова Н.В., Зимняков А.М., Миронова Е.В. Новые информационные технологии и необходимость

контроля за состоянием здоровья учащихся. Мат.

IV Международная научн.-практ. конф. «Состояние биосферы и здоровье людей». Пенза, ПГСХА, сентябрь. 2004, стр.9-13.

Анисимова Н.В., Анисимова Г.А. Системно-симмет-рийный метод оценки и прогнозирования состояния здоровья учащихся. Академия естествознания. Жур. «Фундаментальные исследования», №°5, 2005, стр.35-36.

Анисимова Н.В. Модель организации деятельности службы здоровья в детском общеобразовательном учреждении. Мат. Всерос. научно-практ. конф. «Формирование культуры здоровья молодежи в образовательном пространстве региона». 18-19 ноября, 2005, Пенза, ПДЗ, стр. 50-68.

УДК 611/612 (075.8)

ВЛИЯНИЕ ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ РАННЕГО РАЗВИТИЯ НА НЕйРОПСИХОЛОГИЧЕСКИй СТАТУС ДОШКОЛЬНИКОВ

Г.А. СУГРОБОВА ПГПУ им.В.Г. Белинского, кафедра анатомии, физиологии и гигиены человека

Многочисленные исследования показали, что воздействие любых развивающих упражнений на организм ребенка (и на соответствующие психические функции) может иметь как положительные, так и отрицательные эффекты. Это будет зависеть и от характеристик самого воздействия, и от степени зрелости мозговых структур, от их готовности реагировать на развивающий фактор и реализовывать соответствующую функцию. Например, чтобы сформировалась речь, необходима морфологическая и функциональная зрелость артикуляционного аппарата, мозговых структур, обеспечивающих фонетико-фонематическое восприятие. В противном случае мы наблюдаем нарушения произношения и, на фоне трудностей звукового анализа речи, нарушение мышления.

Изменение социальной ситуации развития общества требует от школы, семьи, общественности более пристального внимания к проблеме подготовки ребенка к школьному обучению. Дошкольные образовательные учреждения - первая и очень ответственная ступень системы народного образования, где должна осуществляться специальная подготовка, включающая анатомо-физиологическую, интеллектуальную, личностную, волевую, социальную готовность к школе. Детский сад является теперь недоступной роскошью для одних семей и не отвечает требованиям других. Несмотря на различие причин, результат один - проблемы уже на первых порах обучения ребенка.

По данным различных исследований (Безруких, Ефимова, 1990, 1991; Диагностика школьной дезадаптации, 1993) затруднения в обучении по тем или иным причинам испытывают от 15 до 40% школьников младших классов общеобразовательной школы.

Не секрет, что корни подобных проблем следует искать в дошкольном возрасте. Недостаточно сформированные и закрепленные в дошкольном детстве составляющие психических функций оказываются наиболее уязвимыми в условиях интенсивно возрас-

тающих нагрузок, которыми сопровождается начало систематического обучения в школе.

Как правило, специалисты, занимающиеся проблемой школьных трудностей, не выделяя первичный фактор, приводящий к наблюдаемым нарушениям, пытаются с помощью коррекционных методов воздействовать на его конкретное проявление. Этот подход малоэффективен в силу своего одностороннего внимания к нарушенным или еще несформиро-ванным функциям.

Учитывая тенденцию роста числа детей со школьными проблемами, все более значимой становится и проблема раннего прогнозирования школьных трудностей.

С приходом в школу изменяется вся жизнь ребенка, он сталкивается с совершенно новыми условиями обучения, с новым коллективом сверстников, с новыми требованиями. Приспособление к этим новым условиям — огромное испытание для его физических, интеллектуальных и эмоциональных возможностей. И естественно возникает вопрос: в состоянии ли ребенок справиться с тем функциональным напряжением, которое сопровождает начало систематического обучения в школе? Для

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.