Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ КОМПЛЕКСНОЙ ОЦЕНКИ ГОСТИНИЧНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ МОСКОВСКОГО РЕГИОНА'

К ВОПРОСУ КОМПЛЕКСНОЙ ОЦЕНКИ ГОСТИНИЧНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ МОСКОВСКОГО РЕГИОНА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
92
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА / ГОСТИНИЧНЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / МОСКОВСКИЙ РЕГИОН

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Безпалов Валерий Васильевич, Рамазанов Ибрагим Агаевич, Филатов Владимир Владимирович, Андрианова Юлия Викторовна

В статье рассмотрены некоторые вопросы комплексной оценки гостиничных предприятий Московского региона в современных социально-экономических условиях. Вопросы, связанные с позиционированием и категорированием гостиничных комплексов, в настоящее время не получили достаточного отражения в научной литературе, например система оценки гостиничных комплексов. Показано, что грамотно проведенный анализ этой сферы услуг размещения может стать толчком для развития туризма на внутреннем рынке не только Московского региона, но и на общенациональном, а для организаций гостиничного бизнеса - шаг к успеху, что благоприятно скажется на их конкурентоспособности и долгосрочном развитии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF A COMPREHENSIVE ASSESSMENT OF HOTEL ENTERPRISES IN THE MOSCOW REGION

The article deals with some issues of a comprehensive assessment of hotel enterprises in the Moscow region in modern socio-economic conditions. Issues related to the positioning and categorization of hotel complexes are currently not sufficiently reflected in the scientific literature, for example, the hotel complex rating system. It is shown that a well-conducted analysis of this area of accommodation services can become an impetus for the development of tourism in the domestic market, not only in the Moscow region, but also in the national one, and for hotel business organizations - a step towards success, which will favorably affect their competitiveness and long-term development.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ КОМПЛЕКСНОЙ ОЦЕНКИ ГОСТИНИЧНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ МОСКОВСКОГО РЕГИОНА»

DOI 10.47576/2712-7516_2022_8_4_326 УДК 338.442

К ВОПРОСУ КОМПЛЕКСНОЙ ОЦЕНКИ ГОСТИНИЧНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ МОСКОВСКОГО РЕГИОНА

Безпалов Валерий Васильевич,

доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры экономики и управления, Череповецкий государственный университет, г. Череповец, Россия; профессор кафедры национальной и региональной экономики, Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова, г. Москва, Россия, e-mail: valerib1@yandex.ru

Рамазанов Ибрагим Агаевич,

доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры маркетинга и рекламы, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Москва, Россия, e-mail: iaramazanov@mail.ru

Филатов Владимир Владимирович,

доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры экономики и управления, Череповецкий государственный университет, г. Череповец, Россия; профессор кафедры коммерции и сервиса, Российский государственный университет им. А. Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство), г. Москва, Россия, e-mail: filatov_vl@mail.ru

Андрианова Юлия Викторовна,

Российский государственный университет им. А. Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство), г. Москва Россия, e-mail: yu_andrian1999@mail.ru

В статье рассмотрены некоторые вопросы комплексной оценки гостиничных предприятий Московского региона в современных социально-экономических условиях. Вопросы, связанные с позиционированием и категорированием гостиничных комплексов, в настоящее время не получили достаточного отражения в научной литературе, например система оценки гостиничных комплексов. Показано, что грамотно проведенный анализ этой сферы услуг размещения может стать толчком для развития туризма на внутреннем рынке не только Московского региона, но и на общенациональном, а для организаций гостиничного бизнеса - шаг к успеху, что благоприятно скажется на их конкурентоспособности и долгосрочном развитии.

Ключевые слова: комплексная оценка; гостиничные предприятия; Московский регион.

UDC 338.442

ON THE ISSUE OF A COMPREHENSIVE ASSESSMENT OF HOTEL ENTERPRISES IN THE MOSCOW REGION

Bezpalov Valery Vasilievich,

Doctor of Economics, Associate Professor, Professor of the Department of Economics and Management, Cherepovets State University, Cherepovets, Russia; Professor, Department of National and Regional Economics, Russian University of Economics. Named after G. V. Plekhanov, Moscow, Russia, e-mail: valerib1@ yandex.ru

Ramazanov Ibragim Agaevich,

Doctor of Economics, Associate Professor, Professor of the Department of Marketing and Advertising, Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation, Moscow, Russia, e-mail: iaramazanov@mail.ru

Filatov Vladimir Vladimirovich,

Doctor of Economics, Associate Professor, Professor of the Department of Economics and Management, Cherepovets State University, Cherepovets, Russia; Professor of the Department of Commerce and Service, Russian State University. Named after A. N. Kosygina (Technology. Design. Art), Moscow, Russia, e-mail: filatov_ vl@mail.ru

Andrianova Yulia Viktorovna,

Russian State University Named after A. N. Kosygina (Technology. Design. Art), Moscow Russia, e-mail: yu_andrian1999@mail.ru

The article deals with some issues of a comprehensive assessment of hotel enterprises in the Moscow region in modern socio-economic conditions. Issues related to the positioning and categorization of hotel complexes are currently not sufficiently reflected in the scientific literature, for example, the hotel complex rating system. It is shown that a well-conducted analysis of this area of accommodation services can become an impetus for the development of tourism in the domestic market, not only in the Moscow region, but also in the national one, and for hotel business organizations - a step towards success, which will favorably affect their competitiveness and long-term development.

Keywords: comprehensive assessment; hotel enterprises; Moscow region.

Вопросы, связанные с позиционированием и категорированием гостиничных комплексов, в настоящее время не получили достаточного отражения в научной литературе, например недостаточно представлены система оценки гостиничных комплексов, описание гостиниц и др. Поэтому актуальность исследования заключается в проведении комплексного анализа предприятий гостиничного бизнеса на примере Московского региона.

В России, по данным Федеральной службы государственной статистики на 01.07.2022, зарегистрировано 64 950 гостиниц и иных средств размещения, из которых официально классифицировано и зарегистрировано на сайте Федерального перечня объектов туристской индустрии лишь 11 079 объектов. Комитет по туризму города Москвы опубликовал на официальном сайте информацию, где представлена статистика. Так, в Московском регионе функционируют 1719 гостиничных комплексов, что составляет 15,52 % от всего российского рынка [1].

Международная консалтинговая компания Cushman & Wakefield проводила исследование всего сектора коммерческой недвижимости в Москве, подтвердив данные экспертов комитета по туризму, пришла к

выводу, что в данном регионе функционирует 471 качественный объект размещения. Под качественными гостиницами эксперты Cushman & Wakefield понимают 3-5-звездоч-ные отели, отвечающие современным требованиям гостеприимства. Хостелы и апартаменты не берутся компанией в расчет при проведении исследований.

Необходимо отметить, что на гостиничном рынке России существуют три основные категории операторов: международные сети гостиниц, оперирующие в том числе отелями в России; российские сетевые гостиницы, некоторые из которых оперируют отелями также и в других странах; несетевые гостиницы и средства размещения гостиничного типа.

В Московском регионе функционируют 96 отелей, входящих в российские сетевые бренды: «Апельсин», «AZIMUT», «City Comfort Hotel», «Cosmos», «Maxima», «Minima», «Seven Hills», «WELLION», «Korston Hotels», «Winterfell» (Винтерфелл), «Славянка», «Брусника», «Ладомир», «City Hotel», «Yes», «Времена года», «Дизайн Отель-Сретенска», «Измайлово».

59 отелей представляют международные сети гостиниц, а именно: «Апарт-отель Adagio» (на Киевской и Павелецкой), «Crowne

Plaza» (World Trade Centre и на Третьяковской), «Four Seasons Hotel», «Hilton Garden Inn Красносельская», «Hilton Ленинградская», «DoubleTree by Hilton» (Moscow-Marina и Внуково), «Chekhoff Hotel Curio Collection By Hilton» «Hampton by Hilton» (Строгино и Рогожский Вал), «Holiday Inn Express» (Бауманская, Шереметьево, Павелецкая, Ховрино, Сущевский, Лесная, Сокольники, Таганский), «Petrovsky Park Congress Hotel», «Hyatt Ararat Park», «Ibis» (Динамо, Киевская, Октябрьское Поле, Павелецкая, Центр Бахрушина, Budget Панфиловская), «InterContinental Тверская», «Балчуг Kempinski», «Lotte», «Mamaison All-Suites Spa Hotel», «Marriott» (Grand Hotel, Royal Aurora Hotel,Тверская, Новый Арбат), «Cosmos Павелецкая, Вознесенский отель» (б. Courtyard), «Mercure» (Павелецкая, Арбат, Бауманская , Таганская), «National», «Novotel»

(Moscow Centre, Киевская, Москва Сити), «Radisson» (Collection Hotel, Славянская), «Radisson Blu» (Олимпийский, Белорусская, Шереметьево), «Park Inn by Radisson» (Измайлово, Шереметьево, Sadu), «Renaissance Монарх Центр», «Sheraton Palace», «Swissotel Красные Холмы», «The Carlton Moscow», «The St. Regis Никольская».

Но все же большинство игроков на москов -ском рынке - это независимые отели (рис. 1). Причина - большое наследие Советского Союза и предпочтение международных и российских операторов открывать и строить новые отели, а не работать с существующими, так называемый подход с нуля [5]. Это обусловлено тем, что некоторые стандарты очень сложно применить, когда объект уже построен [7].

Рисунок 1 - Категории операторов гостиничного рынка Московского региона

Гостиничный рынок современного стандарта Москвы включает 20,2 тыс. номеров, что составляет более трети суммарного номерного фонда средств размещения столицы. По данным пресс-службы Москомстройинве-ста, общий номерной фонд гостиниц Москвы в настоящее время составляет 82,9 тыс. номеров. Наибольшее количество отелей расположено в пределах Садового кольца, что гарантирует их транспортную доступность. Самые дорогие отели также расположены в данной зоне [2].

В пределах Третьего транспортного кольца можно также наблюдать рекордное среди других административных округов Москвы количество пятизвездочных гостиниц. На данный момент на этой территории расположено 28 пятизвездочных отелей. Наряду с этим рассматриваемый округ является лидером по числу отелей более низких категорий - 3 и 4 звезды. Число первых на данный

момент составило 157 единиц, в то время как количество вторых составило 76 единиц [2].

На втором месте по количеству гостиниц в Москве занимает Центральный округ. Общее количество отелей в данном округе находится на том же уровне, что и на территории Третьего транспортного кольца. Количество трехзвездочных гостиниц в данном районе составило 145 единиц, четырехзвездочных -69, а число пятизвездочных отелей в данном районе, по сравнению с территорией Третьего транспортного кольца, меньше всего лишь на одну единицу.

Рассматривая территорию Садового кольца и Тверского района, обращаем внимание на значительно меньшее количество средств размещения, если сравнивать с предыдущими округами. Так, пятизвездочных отелей насчитывается 20, в Тверском районе - 14. Число трехзвездочных и четырехзвездочных гостиниц также уступает масштабам го-

стиничного бизнеса в предыдущих округах: 87 трехзвездочных и 36 четырехзвездочных гостиниц расположено на территории Садового кольца, на территории Тверского района 28 и 14 соответственно [2].

Московский рынок гостиничных услуг имеет особую характеристику, отличающую его от любого другого региона. Так, например, есть группы потребителей с абсолютно разными вкусами, предпочтениями, уровнем доходов, но являющимися клиентами одного отеля, мотивация продукта различна. Это связано прежде все с тем, что Москва - это не только культурная столица России, но и бизнес-узел, соединяющий все субъекты. Поэтому гостиничный менеджмент часто использует сегментацию для определения своего клиента. Такой подход позволяет определять жизнеспособные, устойчивые и выгодные группы потребителей [6].

Более наглядно мотивацию потребителей можно рассмотреть на примере гостиничного продукта сети Marriot (с 01.06.2022 отели работают обособленно), который представлен на рынке Москвы тремя отелями разной классности, обслуживающими три разных категории потребителей. Так, целевым рынком отеля «Тверская» (б. Marriott Tverskaya) являются бизнесмены среднего уровня управления и технический персонал компаний, для «Москва Гранд отель» (б. Marriott Grand) - высшее руководство корпораций

(топ-менеджмент), для «Аврора» (б. Marriott Aurora Royal) - президенты и вице-президенты корпораций, политики высшего ранга, звезды эстрады и шоу-бизнеса, актеры кино. Основные цели прибытия в Москву для тури -стов - деловый визит или отдых [4].

Из-за введения международных санкций, которые также коснулись и сферы гостеприимства, а именно ухода из России крупных иностранных брендов (многие отели стали работать обособленно, сохранив бренд, некоторые переименовались), заметно сократился трафик международных туристов. По мнению столичных отельеров, 15-20 % от общего числа гостей составляют туристы из Индии, Ирана, Турции, Сирии и других стран Ближнего Востока [3].

Низкий уровень потока зарубежных туристов будет воздействовать на рынок в ближайшие несколько лет. В перспективе завершение спецоперации и снижение уровня международной политической напряженности позволит, в первую очередь, вернуть часть западных бизнес-туристов, при этом в общей структуре иностранного турпотока произойдет поворот в сторону ближневосточных и азиатских стран. На рис. 2 представлены данные единой межведомственной информационно-статистической системы, касаемые турпотока иностранных граждан в Москве.

Рисунок 2 - Туристический поток иностранных граждан, посетивших Москву, чел. На рис. 3 представлены статистические данные россиян, посетивших Москву в 2018-2022 гг.

О 2000000 4000000 6000000 3000000 10000000

Рисунок 3 - Статистические данные россиян, посетивших Москву с 2018-2022 гг., чел.

Таким образом, в первом полугодии 2022 г. Москва многократно возросла по спросу у россиян - около 9 млн человек посетили столицу, что на 12 % выше по сравнению с прошлым годом. Положительная динамика внутреннего туризма поспособствовала за-полняемости бюджетных гостиниц, но средняя цена все еще не достигла уровня 2019 г. ввиду меньшей платежеспособности граждан.

Уход зарубежных брендов с ростом внутреннего спроса может стать стратегической возможностью для российских гостиничных сетей. Сложившаяся ситуация дает дополнительные преимущества для более интенсивного развития таким российским операторам, как «AZIMUT» и «Cosmos Group». В условиях отсутствия западных туристов переход на российский бренд является более выгодной стратегией для собственников отелей. Что касается операторов, то для них такое решение повысит узнаваемость отечественных компаний в России и на рынках стран ближнего зарубежья.

Таким образом, опираясь на выше представленные данные, необходимо отметить, что российским гостиничным комплексам в 2022-2023 гг. необходимо переориентироваться на внутренний рынок Московского региона, предоставлять клиентам весь спектр услуг высокого качества и соответствующего стандарта. Все это будет способствовать не только развитию российских брендов, но и повысит туристический поток как в Московское регионе, так и на общенациональном уровне.

В проведении комплексной оценки гостиничных предприятий, в первую очередь, заинтересовано государство, так как грамотно проведенный анализ этой сферы услуг размещения может стать толчком для развития туризма на внутреннем рынке, а для организаций гостиничного бизнеса - шагом к успеху, что, в конечном счете, благоприятно скажется на их конкурентоспособности и долгосрочном развитии.

Список литературы_

1. Электронный ресурс. URL: https://corp.wtcmoscow.ru/services/international-partnership/analitycs/gostinichnyy-fond-moskvy-potentsial-razvitya (дата обращения: 19.11.2022).

2. Электронный ресурс. URL: https://bnovo.ru/blog/hospitable-moscow-results-of-the-1st-semester-2022 (дата обращения: 20.11.2022).

3. Электронный ресурс. URL: https://studref.com//turizm/segmentirovanie_rynka_gostinichnyh_uslug (дата обращения: 20.11.2022).

4. Электронный ресурс. URL: https://cre.ru/analytics/87768 (дата обращения: 20.11.2022).

5. Электронный ресурс. URL: https://edu.rguk.ru/pluginfile.php/573456/mod_resource/content/1/Анализ %20рын-ка %20гостиниц %20в %20России.pdf (дата обращения: 20.11.2022).

6. Андрианова Ю. В., Филатов В. В. Приоритетные направления развития туризма в России // Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы. 2022. № 2. С. 20-24.

7. Айвазян Н. Л., Капия Т. К., Жариков Р. В., Безпалов В. В. Анализ факторов влияния на развитие менеджмен -та качества отраслевой инфраструктуры и строительного комплекса России // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В. И. Вернадского. 2021. № 1 (79). С. 82-88.

References_

1. Electronic resource. URL: https://corp.wtcmoscow.ru/services/international-partnership/analitycs/gostinichnyy-fond-moskvy-potentsial-razvitya (accessed: 19.11.2022).

2. Electronic resource. URL: https://bnovo.ru/blog/hospitable-moscow-results-of-the-1st-semester-2022 (accessed: 11/20/2022).

3. Electronic resource. URL: https://studref.com//turizm/segmentirovanie_rynka_gostinichnyh_uslug (accessed: 11/20/2022).

4. Electronic resource. URL: https://cre.ru/analytics/87768 (accessed: 11/20/2022).

5. Electronic resource. URL: https://edu.rguk.ru/pluginfile.php/573456/iriod_resource/content/1/AHanM3%20pbiH-Ka 0/o20rocTMHML(0/o20B0/o20PoccMM.pdf (accessed 20.11.2022).

6. Andrianova Yu.V., Filatov V.V. Priority directions of tourism development in Russia. Innovative economy: information, analytics, forecasts. 2022. No. 2. Pp. 20-24.

7. Ayvazyan N.L., Kapiya T.K., Zharikov R.V., Bezpalov V.V. Analysis of factors influencing the development of quality management of industrial infrastructure and the construction complex of Russia. Issues of modern science and practice V.I. Vernadsky University. 2021. No. 1 (79). Pp. 82-88.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.