10. Тетюев С.В. Социальная насыщенность как принцип ювенального уголовного судопроизводства : некоторые проблемы законодательного регулирования //Основы государства и права. - 2005. - № 2. - С. 86.
11. Ювенальное право: Учебник для вузов / Под ред. А.В. Заряева, В.Д Малкова - М.: ЗАО Юстицинформ, 2005.
К ВОПРОСУ КОДИФИКАЦИИ ВОЕННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ
федераЦии Ю.Н. Туганов, к. юрид. ндоцент
каф. ГПиГП, ЧитГУ
Научные интересы: законодательное обеспечение военной реформы, дисциплинарная ответственность военнослужащих.
В статье рассмотрены вопросы кодификации военного законодательства Российской Федерации, в частности дисциплинарной ответственности военнослужащих, при переходе Вооруженных Сил Российской Федерации на контрактную систему комплектования.
По результатам исследования данной проблемы предложены разработка и принятие Дисциплинарного кодекса Вооруженных Сил РФ с определением перечня дисциплинарных проступков, представляющих наибольшую опасность для воинского правопорядка или по примеру «Свода Военных Постанов -лений 1838 г. России» создание Военного Кодекса Российской Федерации, в который включить кроме перечисленных А.В. Кудашкиным в его статье «О Военном кодексе Российской Федерации» норм1 и нормы, касающиеся военно-дисциплинарных отношений военнослужащих, определяющих взаимоотношения между ними ■
CODIFICATION OF MILITARY LEGISLATION OF RUSSIAN FEDERATION
The questions of codification of military legislation of the Russian Federation are examined in the article and particularly discipline responsibility of military men under getting over to contract system of Military Forces of the Russian Federation.
The Working and adoption of Disciplinary Code of Military Forces of R.F. with the definition of the list of disciplinary faults presenting the most danger for Military law and order or under "The 1838 Russian Code Decisions" are suggested according to the results of the researching of this problem. It is also suggested to include in the military Code of the R.F. the norms concerning military-discipline relations of military men except the norms given by A. V. Kudashkin in his article "About Military Code of the R.F." ■
* * *
1 См.: Право в Вооруженных Силах - 2004. - № 8. - С. 2-3.
12. Ювенология и ювенальная политика в XXI веке: опыт комплексного междисциплинарного исследования / Колл. монография / Под ред. Е. Г. Слуцкого. - СПб.: Знание, ИВЭСЭП, 2004.
13. Ягофаров Д.А. Ювенальное право (курс лекций). Лекция 4. Ювенальная виктимоло-гия // Основы государства и права. - 2004. -№ 5 - С. 38.
УДК 344
В процессе реформирования Вооруженных Сил Российской Федерации, перехода их на контрактную систему комплектования встает целый ряд проблем, связанных с необходимостью разработки и принятия кодификационного акта в сфере воинских отношений.
Данное обстоятельство подтверждается тем, что военная мощь государства во многом зависит от разработанности, содержания и качества правовых норм. Регулирующая роль права способствует не только реализации прав и законных интересов военнослужащих, но и обеспечению сплоченности, единства их действий, мобилизации военнослужащих на совершенствование боевого мастерства, на безупречное исполнение ими обязанностей военной службы. Это в конечном итоге ведет к повышению боевой готовности Вооруженных Сил Российской Федерации.
Масштабное и динамичное развитие военного законодательства в России и иностранных государствах придает особую актуальность выбору форм законодательных и иных правовых актов, а также их сопоставлению и соотношению. Накопление громадного нормативного материала обостряет проблему согласования норм и отраслей законодательства, их доступности для граждан и правильного применения. Этим объясняется интерес к такой форме упорядочения законодательства, как кодифи-кация, и кодексам как ее «венцу».
Кодификация является формой систематизации законодательства, при которой происходит коренная переработка актов законодательства, объединение их в новые, внутренне систематизированные нормативные правовые акты.
Однако данная проблема носит более общий характер, поскольку речь
идёт в целом о границах применения кодификации, в частности, какие аспекты деятельности в сфере военной организации государства должен охватить Военный кодекс Российской Федерации.
Присоединяясь к мнению большинства ученых юристов о необходимости разработки и принятия в статусе федерального закона Кодекса Российской Федерации в сфере военной организации государства1, остановимся на некоторых особенностях отдельных видов воинских правоотношений, таких, например, как военно-дисциплинарные отношения, являющиеся разновидностью военно-служебных отношений и имеющих административно-правовую природу и нуждающихся в систематизации.
Еще Л.С. Явич, выделяя важнейшие аспекты социальной значимости юридической фиксации общественно опасных деяний, отмечал, что «фиксация в праве составов правонарушений, определения мер ответственности за них способна до известной степени, при иных благоприятных социальных условиях, исключить личный произвол, служить гарантией против злоупотребления властью и силой»2.
Указанная точка зрения разделяет-
1 См. напр.: Кудашкин А.В. О Военном кодексе Российской Федерации. // Право в Вооруженных Силах - 2004. - № 8. - С. 2-3; Тер-Акопов А.А. Правовые основания уголовной ответственности военнослужащих: Дис. ... д-ра юрид. наук. - М., 1982. - С. 452-457; Шаршун В.А. О некоторых вопросах систематизации военного законодательства Беларуси // Право в Воору-женных Силах Вкладка «Юридическая энциклопедия военнослужащего». - 2004. - № 4. - С.
6 и др.
2 Явич Л.С. Общая теория права. - Л.: ЛГУ, 1976. - С. 274-275.
ся и представителями отраслевых наук. Г.А. Нестерова полагает, что дисциплинарное законодательство должно ориентироваться на закрепление примерных перечней правонарушений, отражая специфику деятельности определенных категорий лиц. Это позволит, по её мнению, повысить роль дисциплинарной ответственности в обеспечении строгого соблюдения дисциплины, сократит сферу усмотрения должностных лиц1. В.И. Жерлицын, считая необходимым кодифицировать законодательство о дисциплинарной ответственности,
предлагает установить исчерпывающий перечень дисциплинарных проступков2.
В литературе высказывались и другие пути совершенствования дисциплинарного законодательства, например, включение перечня наиболее существенных служебных нарушений в
3
должностные инструкции .
Наиболее близко к практической реализации данной идеи подошёл А. А. Тер-Акопов, которым разработана модель Дисциплинарного кодекса в качестве приложения к Дисциплинарному уставу4. По его мнению, принятие Дисциплинарного кодекса станет дополнительным источником информации военнослужащих о должном поведении, и на
1 См.: Нестерова Г.А. Приостановление индиви -дуальных трудовых правоотношений и отстранение от работы по российскому законодатель -ству о прокуратуре // Правоведение. - 2002. - № 1. - С. 15.
2 Жерлицын Б.И. Дисциплинарная ответственность государственных служащих по законодательству: Автореф. Дис. ... канд. юрид. наук. -Минск, 1969. - С. 13.
3 См.: Ответственность в управлении. - М.: Наука, 1985. - С. 228-229.
4 См.: Тер-Акопов А.А. Правовые основания уголовной ответственности военнослужащих: Дис. ... д-ра юрид. наук. - М., 1982. - С. 452457.
нерадивых угроза наказания оказала бы сдерживающее влияние. Кроме того, эта мера позволит упорядочить и обобщить дисциплинарную практику, а также сократить возможности для произвола со стороны командования при наложении дисциплинарных взысканий5.
В связи с этим также представляет интерес тот факт, что требование об утверждении положений (уставов) о дисциплине отдельных категорий работников федеральными законами уже имеется в законодательстве Российской Федерации. Так, в соответствии со ст. 330 Трудового кодекса РФ6 «вопросы дисциплины работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств, регулируется ТК РФ и положениями (уставами) о дисциплине, утверждаемыми федеральными
7
законами» .
Вопросы поощрения и дисциплинарной ответственности государственных служащих8 уже регулируются фе-
5 См.: Там же. - С. 141.
6 См.: Собрание законодательства РФ. - 2002. -№ 1 (ч. 1). - Ст. 3.
7 Заметим, что Положение о дисциплине работников железнодорожного транспорта РФ, утверждено постановлением Правительства РФ от 25 августа 1992 г. № 621 (с соотв. изм.), Устав о дисциплине работников морского транспорта, также утвержден постановлением Правительства РФ от 23 мая 2000 г. № 395. Положений и уставов о дисциплине, утвержденных федераль -ными законами, пока нет.
8 См.: « Статья 57. Дисциплинарные взыскания 1. За совершение дисциплинарного проступка, то есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него должностных обязанностей, представитель нанимателя имеет право применить следующие дисциплинарные взы-скания: 1) замечание; 2) выговор; 3) предупреждение о неполном должностном соответствии; 4) освобождение от замещаемой должности гражданской службы; 5) увольнение с гражданской службы по основаниям, установленным
деральным законом от 27 июля 2004 года №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»1, в котором предусмотрена и процедура привлечения государственного служащего к дисциплинарной ответственности (проведение служебной проверки ).
Представляется, что появились прямые предпосылки принятия Дисциплинарного кодекса военнослужащих, поскольку «военная служба - особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданином в Вооруженных Силах Российской Федерации, а также в...»2.
Что же касается отечественного военного законодательства, то оно пока шло и идет лишь по пути разработки и принятия Дисциплинарных уставов, в некоторых из которых определялся перечень проступков.
Так, например, перечень проступ -ков, подлежащих дисциплинарным взысканиям, был установлен впервые Положением о взысканиях дисциплинарных 1863 г. Однако в силу того, что перечисление при этом проступков было признано неудачным (Положением не предусматривалось применения к перечисленным проступкам конкретных наказаний), то при пересмотре Дисцип-
пунктом 2, подпунктами «а» - «г» пункта 3, пунктами 5 и 6 части 1 статьи 37 настоящего Федерального закона. 2. За каждый дисципли -нарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание». Также определен ст. 58 Указанного Закона и «Порядок применения и снятия дисциплинарного взыскания».
1 См.: Собрание законодательства РФ. - 2004. -№>31.- Ст. 3215.
2 См.: п. 1 ст. 2 Федерального закона «О воин-
ской обязанности и военной службе» // Собра-
ние законодательства РФ. - 1998. - № 13. - Ст. 1475.
линарного устава в 1868 г. это положение было исключено3. В дальнейшем законодатель к данной проблеме больше не обращался. И только в 1993 г. Дисциплинарным уставом ВС РФ был установлен «Перечень грубых дисциплинарных проступков военнослужащих»4.
В военно-юридической литературе конца XIX в. существовало две основных точки зрения по вопросу о перечнях дисциплинарных правонарушений. Одни авторы полагали, что он должен представлять подобие уголовного кодекса, т.е. содержать общую и особенную часть, описание каждого отдельного нарушения и соответствующей ему меры наказания. Другие считали, что в перечне нарушений нет необходимости, т.е. определение факта нарушения и меры наказания ставилось в зависимости от усмотрения начальника.
Профессор В.Д. Кузьмин-Караваев полагал, что конструкция уголовного закона к закону военно-дисциплинарному применена быть не может. Характеризуя далее дисциплинарные проступки , он отмечал, что те «по природе своей мелочны, преступность их по объективным признакам неустановима, следовательно, и законодательная регламентация их с той точностью, какая свойственна определениям уголовного закона, в большинстве случаев невозможна». Исходя из этого, он делал вывод, что «перечень нарушений может быть сделан только примерный и определение меры дисциплинарной ответственности должно быть заключено в несравненно более широкие пределы не-
3 См.: Кузьмин-Караваев В.Д. Военно-уголовное право. - Спб., 1895. - С. 113-114.
4 См.: Приложение 5 к ст.ст. 83, 100 Дисципли -нарного устава ВС РФ.
жели те, которые выставляет военноуголовный закон. Точная регламентация должна касаться только высшей меры взыскания, которое может быть назначено начальником и высшей меры ответственности, которой может подлежать. В этих пределах начальник, налагающий взыскание, должен придерживаться примерного перечня дисциплинарных нарушений». Отсутствие примерного перечня дисциплинарных проступков с указанием соответствующих им наказаний, профессор В.Д. Кузьмин-Караваев признавал существенным недостатком действовавшего дисциплинарного устава1. Эту позицию разделяли и другие военные юристы того времени2.
Мнение о необходимости дифференцировать дисциплинарное наказание в зависимости от тяжести проступка поддерживалось и военными специалистами. Так, М. Галкин призывал проводить строгое различие «проступков от упущений»3.
Несмотря на отсутствие в законодательстве того времени перечней дисциплинарных проступков, необходимо учитывать, что с начала XX в. в России регулярно издавались комментарии к Дисциплинарному уставу, составленные военными юристами. В постатейных материалах этих комментариев помимо разъяснений военных юристов содержались решения Правительствующего Сената и Главного Военного Суда, приказы по Военному Ведомству, циркуляры Главного Штаба и Главного ВоенноСудного Управления практически по
1 См.: Там же. - С. 111-113.
2 См.: Швейковский П.А. Воинская дисципли -на. - Спб., 1899. - С. 49.
3 См.: Галкин М. С. Новый путь современного офицера. - М., 1906. - С. 90.
всем вопросам применения военноправовых норм Дисциплинарного устава. Это позволяло авторам таких комментариев на основании конкретных решений перечисленных органов составлять перечни проступков, подле-
4
жащих дисциплинарным взысканиям . В послеоктябрьский период практика таких изданий, к сожалению, была прекращена.
В военном праве новой России эта практика получила свое продолжение, хотя и в несколько узкой сфере5, поскольку в комментарии Дисциплинарного Устава ВС РФ слабо представлена судебная практика и дисциплинарная практика, обобщенная руководством Вооруженных Сил РФ.
Далеко неоднозначен по вопросу о перечнях проступков и зарубежный опыт. Например, ст.33 Дисциплинарного устава вооруженных сил Франции в числе гарантий при привлечении военнослужащих к дисциплинарной ответственности предусматривает использование командирами специальной таблицы, которая перечисляет различные проступки, указывая для каждого из них максимально строгое наказание6.
Примерный перечень проступков ненаказуемых в уголовном порядке предусматривал и Дисциплинарный устав Национально-освободительной Армии Китая 1984 г1.
4 См.: например: Лыкошин А. С. Устав дисцип -линарный. - Спб., 1912. - С. 20-22.
5 См.: Комментарий к Дисциплинарному уставу Вооруженных Сил Российской Федерации. — М.: За права военнослужащих, 2000.
6 См.: Жаданов И. Л. Основания дисциплинарной ответственности военнослужащих по Советскому праву: Дис. ... канд. юрид. наук. - М., 1991.
1 Введен в действие Приказом Центрального военного совета от 27 января 1984 г. № 3. Так, ст. 22. указанного Дисциплинарного устава определяла, что «в зависимости от конкретных
Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Испании предусмотрен перечень незначительных и грубых дисциплинарных проступков. Так, ст. 8 Устава к числу незначительных, а всего их по уставу 33, отнесены, например, упущения при выполнении служебных обязанностей; неопрятность и нарушение военной формы одежды, незначительное превышение власти; ссоры среди сослуживцев. Ст. 9, грубыми дисциплинарными проступками признаются : халатное выполнение полученного приказа, невыполнение обязанностей при несении внутренней и караульной службы, укрывательство виновных и др. Таких проступков в уставе перечислено 31. В зависимости от вида проступка решается вопрос о мере наказания. За незначительный проступок - выговор, лишение выхода из расположения до 8 суток. За грубый - арест с содержанием в военном дисциплинарном учреждении ..., что установлено ст. 10.
В Дисциплинарных уставах других вооруженных сил, например в ФРГ, подобных перечней нет. Однако их отсутствие компенсируется, и усмотрение начальников ограничивается детальной процедурой расследования проступков, приведения в исполнение дисциплинарных взысканий и их обжалования2.
Несмотря на различные подходы и точки зрения по вопросу о перечне дисциплинарных проступков, данная идея представлялась плодотворной.
Суммируя изложенное, можно выделить несколько предлагаемых вариантов решения данной задачи: разработка
условий дисциплинарному взысканию подвергаются нарушители дисциплиныа также нарушители законов и допустившие проступки, не наказуемые в уголовном порядке, в том числе:...».
2 См.: Жаданов И.Л. Там же.
и принятие Дисциплинарного кодекса Вооруженных Сил РФ; определение перечня дисциплинарных проступков, представляющих наибольшую опасность для воинского правопорядка или по примеру «Свода Военных Постановлений 1838 г. России», создание Военного Кодекса Российской Федерации, в который включить кроме перечисленных А.В. Кудашкиным в его статье
3
норм и нормы, касающиеся военнодисциплинарных отношений военнослужащих, определяющих взаимоотношения между ними.
При этом, выделение из общего массива дисциплинарных проступков проступков, представляющих наибольшую опасность для воинского правопорядка, именуемых «грубыми дисциплинарными проступками», и предложение их перечня, уже применялось в дисциплинарной нормативной правовой практике Российской Федерации4, однако существенного влияния на улучшение состояния воинской дисциплины в Вооруженных Силах РФ не оказало.
Кардинально решение проблемы связано с принятием Дисциплинарного кодекса, с указанием в нем примерного перечня дисциплинарных проступков. Однако на сегодняшний день для этого нет объективных предпосылок. Реализации данной идеи должна предшествовать разработка исчерпывающего перечня всех обязанностей военнослужащих (общих, должностных специальных), которые они должны выполнять и от которых должны воздерживаться. Учитывая, что в Вооруженных
3 Кудашкин А.В. О Военном кодексе Российской Федерации // Право в Вооруженных Силах. - 2004. - № 8. - С. 2-3.
4 См.: Приложение 5 к ст.ст. 83,100 Дисциплинарного устава ВС РФ.
Силах как ни в какой другой сфере государственного управления наблюдается широкий спектр разнообразных общественных отношений, нетрудно предположить, что этот перечень будет значительным и при этом нельзя дать гарантий, что какие-либо из обязанностей будут пропущены. К тому же на сегодня в военном праве данный вопрос не проработан, а без этого приступать к созданию Дисциплинарного кодекса пока нецелесообразно.
Так, еще в конце 70-х гг. В.И. Ремнёвым было внесено предложение создать новую науку «деликтологию», которая «имела бы целью анализ явлений, порождающих непреступные правонарушения, разработку мер предупреждения и ликвидации проступков...»1. На сегодняшний день не существует какой-либо целостной системы предупреждения дисциплинарных правонарушений. В немалой степени это объясняется отсутствием единых систем выявления и учета правонарушений непреступного характера. Представляется, что принятие Дисциплинарного кодекса приведет к активизации работ в этом перспективном направлении, поскольку с учетом централизации Российских Вооруженных Сил проблема учета дисциплинарных правонарушений может быть успешно решена.
Таким образом, Дисциплинарный кодекс позволит не только упорядочить дисциплинарную практику и приведет к усилению правовой защищенности военнослужащих, но и будет способствовать предупреждению правонарушений.
Используя наиболее рациональное
1 См.: Ремнёв В. И. Социалистическая законность в государственном управлении. - М.: Наука, 1979. - С. 182.
из перечисленных идей, представляется реально возможным и практически значимым создать по примеру «Свода Военных Постановлений 1838 года России» Военный Кодекс Российской Федерации, в который включить и нормы, касающиеся военно-дисциплинарных
отношений военнослужащих, определяющих взаимоотношения между ними. Указанный раздел, либо глава будут не столь объемными (как Дисциплинарный кодекс) и в то же время исчерпывающими. Принятие такой нормы позволит юридически обосновать применение наиболее строгих наказаний, к примеру, ареста с содержанием на гауптвахте, что усилит правовую защищенность военнослужащих. Одновременно такая норма будет актуализировать дисциплинарные проступки, ориентировать командиров на их предупреждение.
В заключение хочется выразить надежду на то, что новая редакция нормативных правовых актов, касающихся дисциплинарной ответственности военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, будет лишена имеющихся недостатков и недоработок, которые присущи как ныне действующему Дисциплинарному уставу, так и его Проекту2. Представляется, что с учётом требований правового государства вопрос разработки и принятия в статусе федерального закона Кодекса Российской Федерации в сфере военной организации государства своевременен и его решение требуется провести в минимальные сроки, для блага обороноспособности Российской Федерации.
2 См.: Проект Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации // Красная Звезда. - 2002. - 7, 12, 14, 20 февр., 21, 23, 30 марта, 18 апр.