Научная статья на тему 'К вопросу изучению стилей делового общения как самостоятельного понятия в современной психологии'

К вопросу изучению стилей делового общения как самостоятельного понятия в современной психологии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
981
168
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОБЩЕНИЕ / СТИЛИ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ / ВИДЫ ОБЩЕНИЯ / СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / УСПЕШНОСТЬ СТИЛЕЙ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Палт Екатерина Александровна, Корецкая Ирина Александровна

В статье рассматривается понятие «стили делового общения» (СДО), отличие от других терминов (виды общения, средства общения, коммуникативная компетентность). Проводится анализ перехода от индивидуального стиля деятельности к стилям делового общения. Указываются перспективы изучения стиля профессионального общения в профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Палт Екатерина Александровна, Корецкая Ирина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF STUDYING THE BUSINESS COMMUNICATION STYLES AS AN INDEPENDENT CONCEPT IN MODERN PSYCHOLOGY

The article deals with the concept of the business communication style (BCS) and dwells on the distinctions between the business communication style and other relative subjects, such as «the types of communication», «the means of communication», «the communicative competence». It analyzes the transition from the individual performance style to the business communication style and indicates the prospects of studying the business communication style in the framework of professional activity.

Текст научной работы на тему «К вопросу изучению стилей делового общения как самостоятельного понятия в современной психологии»

Вестник Университетам» 4, 2015

УДК 159.99

К ВОПРОСУ ИЗУЧЕНИЮ СТИЛЕЙ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ КАК САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ПОНЯТИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ

Аннотация. В статье рассматривается понятие «стили делового общения» (СДО), отличие от других терминов (виды общения, средства общения, коммуникативная компетентность). Проводится анализ перехода от индивидуального стиля деятельности к стилям делового общения. Указываются перспективы изучения стиля профессионального общения в профессиональной деятельности.

Ключевые слова: общение, стили делового общения, виды общения, средства общения, коммуникативная компетентность, успешность стилей делового общения, индивидуальный стиль деятельности.

ON THE ISSUE OF STUDYING THE BUSINESS COMMUNICATION STYLES AS AN INDEPENDENT CONCEPT IN MODERN PSYCHOLOGY

Annotation. The article deals with the concept of the business communication style (BCS) and dwells on the distinctions between the business communication style and other relative subjects, such as «the types of communication», «the means of communication», «the communicative competence». It analyzes the transition from the individual performance style to the business communication style and indicates the prospects of studying the business communication style in the framework of professional activity.

Keywords: communication, business communication styles, types of communication, means of communication, communicative competence, success of business communication styles, individual performance style.

Проблематика стилей профессионального общения активно обсуждается и анализируется в российском научном сообществе; современные исследования продолжают традицию изучения стилей деятельности, представленную в работах В.Ф.Мерлина, Е.А.Климова и др. Исследователи в разной степени затрагивают вопросы, связанные с особенностями стилей общения в педагогической, управленческой деятельности, со структурой стилей общения, эффективностью различных стилей. Однако, представляется необходимым провести теоретический анализ самого понятия «стиль делового общения» (СДО) и описать соотношение между различными профессиональными стилями. Для описания специфики понятия СДО были выделены следующие элементы анализа: соотношение основных понятий психологии общения, специфика делового общения, ключевые характеристики СДО, функциональная структура СДО.

Согласно общему определению, общение есть сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми или группами, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя коммуникацию, интеракцию и социальную перцепцию [7]. В психологии общение рассматривается и как процесс коммуникации (Г.А. Андреева), и как деятельность (Б.Ф. Ломов, М.И. Лисина), и как специфическая форма взаимодействия субъектов (А.А. Бо-далев, Б.Ф. Ломов). При достаточно широком внимании науки к проблеме общения, все еще уделяется недостаточное внимание к вопросам соотношения понятий «виды», «типы», «стили» и «средства» общения. В связи с этим весьма перспективным для практического исследования особенностей взаимодействия как в профессиональной деятельности, так и в личном пространстве представляется необходимым выделение понятия «стили делового общения» как самостоятельного понятия.

Существуют несколько классификаций видов общения, среди них обычно выделяют вербаль-

Е.А. Палт И.А. Корецкая

Ekaterina Palt Irina Koretskaya

© Палт E.A., Корецкая И.А, 2015

ное/невербальное общение (по средствам общения), межличное /межгрупповое /личностно-групповое (по субъектам общения), манипулятивное /ритуальное /гуманистическое (доверительное) (по целям общения) и другие [2]. Мы считаем, что стиль делового общения субъекта придает уникальный характер каждому виду общения.

Также выделяют средства общения [2], которые делятся на вербальные (монолог, диалог) и невербальные (жесты, мимика, действия и т.п.). Различные средства общения (диалог, команды, жесты) помогают субъекту реализовать экспрессивную, коммуникативную и побуждающую функции общения. Средства общения, их выразительность, соотношение и выбор субъектом определяются правилами и нормами, принятыми в социокультурной среде, и биологическими особенностями. Мы предполагаем, что использование термина средства общения не позволяет учесть ситуацию общения, личные особенности коммуниканта и т.п.

Также выделяют такую личностную характеристику общения как коммуникативная компетентность (Л.А. Петровская, В.А. Лабунская, Е.В. Сидоренко, Ю.Н. Емельянов). Коммуникативная компетентность включает в себя коммуникативные способности и умения, психологические знания в области общения, свойства личности и психологические состояния, сопровождающие процесс общения. Также подчеркивается необходимость обсуждения ситуативной адаптивности коммуникативной компетентности и меры, то есть степени успешности задуманных актов влияния и используемых средств. Понятие коммуникативной компетентности в определенном ключе ближе к понятию СДО. Однако данное понятие не учитывает динамическую составляющую процесса общения, а также индивидуальные особенности.

В отечественной психологии понятие индивидуального стиля деятельности (ИСД) связано с именем Е.А. Климова. «ИСД - индивидуально-своеобразная система психологических средств, к которым сознательно или стихийно прибегает человек в целях наилучшего уравновешивания своей (типологически обусловленной) индивидуальности с предметными, внешними условиями» [3]. В своих работах Е.А. Климов выстроил программу выработки субъектом оптимального ИСД как своеобразного спектра приемов и способов успешного решения задач любого уровня, включая социальные за -дачи, возникающие при взаимодействии людей. Подчеркивая социальный контекст формирования индивидуального стиля деятельности, Е.А. Климов говорил об ИСД на уровне речи [3, с. 228, 254], что послужило основанием для других исследователей выделять стили общения различных специалистов как самостоятельных психологических феноменов.

В профессиях, где ведущей деятельностью субъекта труда становится общение (педагогика, управление, другие социономические профессии), встает вопрос о потенциальной возможности использования программы изучения стиля делового общения как определенной методологии. Многие авторы рассматривают стили педагогического общения как примеры индивидуального стиля в педагогической деятельности [5; 8]. Стиль педагогического общения реализуется в операциональных проявлениях педагога, таких как, например, диктаторские или демократические приемы. В литературе обсуждается вопрос о структуре и эффективности стилей педагогического общения [4; 6; 8].

Другим вариантом профессионального общения являются стили управления. Стиль управления - типичная для руководителя система приемов воздействия на ведомых (подчиненных) [7, с. 207]. Так, например, для демократического стиля управления свойственна неформальная, многоканальная система коммуникации; авторитарный стиль управления формирует определенную цепь команд, передающих деловую информацию от руководителя к подчиненным [1]. Е.П. Ильин сравнивая стиля общения и стиля управления говорит о том, что «стили руководства можно рассматривать как особую категорию стилей делового общения» [2, с. 299]. Стиль профессионального общения подразумевает под собой систему средств, к которым сознательно или стихийно прибегает человек для

Вестник Университета№ 4, 2015

оптимального построения общения и деятельности с учетом внешних условий и индивидуальных предпосылок осуществления деятельности общения [7, с. 112].

Согласно концепции В.А. Толочека [9; 10], множество разных стилей, описанных в психологии, может быть представлено как эволюция психологических систем, как усиление и усложнение систем в цепочке: индивидуальные стили деятельности ^ стили профессиональной деятельности ^ стили деятельности ^ стили жизни ^ стили человека (ИСД ^ СПД ^ СД ^ СЖ^ СЧ). В разнообразии описанных учеными стилей можно выделять сходные структурные образования, развитие и функционирование которых подчинено некоторым общим закономерностям. По мнению В.А. Толочека, стили делового общения рассматриваются как паттерны приемов, биологически или социально обусловленные [7, с. 211].

При этом С ДО:

1) имеют общую структурно-функциональную организацию (включающие субъективно-удобные условия, структуру - устойчивые паттерны профессионально обусловленных действий и операций);

2) в социономических профессиях могут классифицироваться аналогично со стилями деятельности, поскольку в основе СДО лежат общие для различных стилей основания;

3) СДО осуществляется субъектом на основе знаний о своих индивидуальных особенностях и на прошлом опыте;

4) спонтанно сформированные СДО могут ограничивать деятельность субъекта, поскольку не будут оптимальными для определенных задач. Развитие навыков делового общения может проходить в формате социально-психологических тренингов.

Обобщая основные характеристики понятия СДО, можно выделить следующие аспекты.

1. Стиль трудовой деятельности не образуется стихийно, но оказывается продуктом творческого поиска самого работника, рационализирующего свою деятельность с учетом социально-профессиональных требований и собственных возможностей, иначе говоря, ресурсов.

2. Понятие СДО, в отличие от понятий видов и средств общения является переходом от обобщающих научных схем к конкретным типологиям и стратегиям общения. Стиль делового общения становится инструментальным оформлением индивидуальности человека [10, с. 30].

3. Понятие СДО, реализуясь в частных типологиях стилей педагогического общения или управления, становится более близким к практике, и потому востребованным в системе управления.

Стиль делового общения, по нашему мнению, можно определить, как субъективно-удобные стратегии решения коммуникативных задач в профессиональной сфере. Целью нашего эмпирического исследования «Динамика стилей делового общения в социономических профессиях» было выявление закономерности эволюции стилей делового общения в зависимости от динамики биологических и социально-психологических особенностей субъектов.

Гипотезы исследования. 1. В социономических профессиях имеет место выраженная эволюция СДО субъектов на протяжении их профессиональной карьеры. 2. Наиболее активно изменения СДО субъектов проходят на первых стадиях карьеры. 3. Изменения социальной позиции (должностной позиции) есть фактор радикальных и быстрых изменений структуры и параметров СДО («дискретный режим»). 4. Изменения биологических, социально-психологических характеристик могут выступать фактором умеренных и медленных изменений СДО («континуальный режим»). Гипотезы, проверяемые в настоящий момент в исследовании, дают основания для выделения основных детерминант изменений и описания эволюции систем СДО субъектов социономических профессий.

Таким образом, СДО профессионала станет моделью изучения динамичных, сложных процессов взаимодействия людей, результатов и эффектов позитивного и негативного влияния одного человека на другого, возможности использования человеком как субъектом деятельности разных ресур -

сов. Успешное решение практических задач по формированию (коррекции, изменению, развитию) СДО предполагает предварительное их изучение как психологических систем, решение вопросов об устойчивости и изменчивости стилей субъекта, возможностей их эволюции и факторов такой эволюции, о структурно-функциональной организации стилей, о связях разных стилей - когнитивных, эмоциональных, индивидуальных стилей деятельности, лидерства и руководства, стилях поведения и жизни.

Библиографический список

1. Занковский А.Н. Психология деловых отношений / А.Н. Занковский. - М.: Опора, 2008. - 320 с.

2. Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2010. - 576 с.

3. Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы (к психологическим основам научной организации труда, учения, спорта) / Е.А. Климов. - Казань: Издательство Казанского университета, 1969. - 178 с.

4. Корецкая И. А. Актуальные проблемы профессионального и личностного становления будущих специалистов в системе непрерывного образования // Формирование социально-профессионального самоопределения молодежи в условиях непрерывного образования. - М.: Литера, 2012. - 320 с.

5. Митина Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя / Л.М. Митина. - М.: Академия, 2004.

6. Палт Е.А. Психолого-организационные принципы прогноза успешности профессионала на основе компе-тентностного подхода. - Вестник ЯрГУ им. П.Г. Демидова. - 2014. - № 1. - 140 с.

7. Психология общения. Энциклопедический словарь / Под общ. ред. A.A. Бодалева. - М.: COGITO, 2014. -600 с.

8. Смирнов С.Д. Психология и педагогика для преподавателей высшей школы / С.Д. Смирнов. - М.: Издательство МГТУ им. Н.Э.Баумана, 2007. - 304 с.

9. Толочек В.А., Палт Е.А., Шпитонков C.B. Сопряженная профессиональная карьера субъекта как феномен и как научная проблема: макро-, мезо- и микроциклы карьеры / В.А. Толочек, Е.А. Палт, С.В Шпитонков. - Вестник ЯрГУ им. П.Г.Демидова. - 2012 - № 3. - 229 с.

10. Толочек В.А. Проблема стилей в психологии: историко-теоретический анализ / В.А. Толочек. - М.: ИПРАН, 2013. - 318 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.