Научная статья на тему 'Формирование индивидуального стиля общения будущего офицера вв МВД России в условиях военного вуза'

Формирование индивидуального стиля общения будущего офицера вв МВД России в условиях военного вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
239
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТИЛЬ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ОБЩЕНИЯ / ОБЩЕНИЕ В ВОЕННОЙ СФЕРЕ / STYLE / PERSONAL STYLE OF COMMUNICATION / COMMUNICATION IN THE MILITARY SPHERE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ушаков Дмитрий Алексеевич

В статье рассматривается специфика формирования индивидуального стиля общения будущего офицера ВВ МВД России в условиях военного вуза. Раскрываются понятия «стиль», «индивидуальный стиль общения», «общение в военной сфере», указываются компоненты индивидуального стиля общения будущего офицера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ушаков Дмитрий Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Training of the individual communication style of the future officer in the military institute

This article deals with specificity of training of the individual communication style of the future officer for the Internal Troops of Russian Federation Ministry of the Interior in the higher military educational institution. The notions «style», «individual communication style», «communication in the military sphere» are explained, component parts of individual communication style of the future officer are given

Текст научной работы на тему «Формирование индивидуального стиля общения будущего офицера вв МВД России в условиях военного вуза»

Педагогика

Полученное решение является основой для составления тематического плана изучения дисциплины. При составлении тематического плана необходимо учитывать и другие факторы, которые не входят в состав варьируемых параметров.

Рассмотренный метод может быть обобщен на решение задачи формирование оптимальной последовательности изучения учебных дисциплин в учебном плане вуза.

Список литературы

1. Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 // Российская газета. - 2012. - 31 декабря. - № 5976.

2. Жуков, Ю. И., Кадулин, В. Е., Примакин А. И. Принципы модульного дистанционного обучения и проблемы подготовки юристов в области информационной безопасности // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы безопасности информационного пространства». 5-8 октября 1999 года. Санкт-Петербург. - СПб., 1999. - С. 109-112.

3. Примакин, А. И. Управление процессом выбора учебных модулей при формировании индивидуального плана специализации юриста в области информационной безопасности // Тезисы докладов 5-й всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы защиты и безопасности». Санкт-Петербург 02.04 -05.04.2002. - СПб., 2002. - С. 223-226.

4. Жуков, Ю. И., Лабинский, А. Ю., Примакин, А. И., Чуприян, А. П. Дистанционно-модульное обучение как одно из направлений подготовки специалистов в образовательных учреждениях МВД России // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2000. - № 3 (7).

5. Примакин, А. И. Универсальная система тестирования для организации мониторинга знаний учащихся в рамках дистанционно-модульной подготовки специалистов по информационной безопасности в учебных заведениях системы МВД России // Материалы VII Санкт-Петербургской межрегиональной конференции «Информационная безопасность регионов России (ИБРР-2011)». Санкт-Петербург, 26-28 октября 2011 г. \ СПОИСУ. - СПб., 2011. - С. 47-48.

6. Куватов, В. И., Залаев, Р. У., Юнцова, О. С. Применение методов сетевого планирования и управления проектами для разработки плана-графика осуществления государственного пожарного надзора // Проблемы управления рисками в техносфере. - 2009. - № 4 (12). - С. 21-31.

7. Куватов, В. И., Онов, В. А., Яковлев, Д. В. Технология формирования оптимальной последовательности изучения дисциплин учебного плана вуза // Проблемы управления рисками в техносфере. - 2012. - № 3 (23). - С. 104-109.

8. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2000. - 720 с.

9. Гмурман, В. Е. Теория вероятностей и математическая статистика. - М.: Высшая школа, 2003. - 479 с.

УДК 37.035.7 Д.А. Ушаков*

Формирование индивидуального стиля общения будущего офицера ВВ МВД России в условиях военного вуза

В статье рассматривается специфика формирования индивидуального стиля общения будущего офицера ВВ МВД России в условиях военного вуза. Раскрываются понятия «стиль», «индивидуальный стиль общения», «общение в военной сфере», указываются компоненты индивидуального стиля общения будущего офицера.

Ключевые слова: стиль, индивидуальный стиль общения, общение в военной сфере.

D.Â. Ushakov*. Training of the individual communication style of the future officer in the military institute. This article deals with specificity of training of the individual communication style of the future officer for the Internal Troops of Russian Federation Ministry of the Interior in the higher military educational institution. The notions «style», «individual communication style», «communication in the military sphere» are explained, component parts of individual communication style of the future officer are given.

Keywords: style, personal style of communication, communication in the military sphere.

Приоритетной задачей современной реформы ВВ МВД России является подготовка высококвалифицированных офицеров, обладающих разносторонними и глубокими теоретическими

* Ушаков, Дмитрий Алексеевич, старший преподаватель кафедры огневой подготовки Саратовского военного института внутренних войск МВД России, адъюнкт Саратовского военного института внутренних войск МВД РФ.

* Ushakov, Dmitri, a senior lecturer in fire training Saratov Military Institute of the Russian Interior Ministry, an associate Saratov Military Institute of the Russian Interior Ministry troops.

© Ушаков Д.А., 2013

Ушаков Д.А. Формирование индивидуального стиля общения будущего офицера ВВ МВД России...

и практическими знаниями, способных эффективно решать задачи военной специальности. В этой связи актуальной методической проблемой выступает формирование индивидуальности, субъектности будущего офицера, проявляющего самобытность, оригинальность.

Процесс индивидуализации будущего офицера в профессиональной деятельности в условиях военного вуза может иметь разные выражения:

- индивидуальные различия, т.е. фрагментарные или эпизодические проявления непохожести в профессиональном поведении и деятельности;

- индивидуальный стиль, т.е. устойчиво сохраняющиеся в течение длительного времени различия в профессиональной деятельности, индивидуальное сочетание способов и задач профессиональной деятельности;

- индивидуальность, т.е. выражение неповторимости, самобытности личности офицера в военном деле, индивидуальное профессиональное мировоззрение, нередко индивидуальный вариант профессионального типа личности в труде.

Среди указанных способов проявления индивидуализации нас интересует, как будет происходить формирование индивидуального стиля общения будущих офицеров.

Не углубляясь в методологические основы рассматриваемого термина, укажем лишь необходимые для раскрытия темы статьи основные моменты в современных трактовках понятия «стиль».

В психолого-педагогических исследованиях сущностные характеристики понятия «стиль» у ученых различны. Тем не менее в современных исследованиях, посвященных изучению стилевых проявлений человека, все большую аргументированность обретает точка зрения на стиль как на способ самопроявления творческой, спонтанной индивидуальности в контексте деятельности и жизнедеятельности человека [3; 5; 7].

Согласно И.П. Шкуратовой, стиль занимает пограничное положение между индивидуальностью и средой: с одной стороны, его изобретателем является человек, с другой стороны, он всегда выступает стилем какой-либо деятельности или активности, преобразующей среду (стиль письма, рисования, общения и т.д.) [8].

В.А. Толочек, рассматривая интересующий нас термин, указывает, что стиль - это «некоторое постоянное, довольно устойчивое и универсальное, "сквозное" психологическое образование», в котором интегрируются и синтезируются психические качества субъекта, обеспечивающие наиболее полное, всестороннее и гибкое согласование индивидуальности с требованиями среды. В связи с этим исследователь характеризует стиль как совокупность многообразных форм его проявления, как адаптацию субъекта к среде [7].

Итак, с точки зрения психологических интерпретаций стиля для нас важны следующие методологические установки:

- стиль представляет собой проявление целостности индивидуальности;

- стиль выполняет компенсаторную функцию, помогая индивидуальности наиболее эффективно приспособиться к требованиям среды.

Что же лежит в основе индивидуального стиля общения будущего офицера? Какие особенности в формировании индивидуального стиля общения будущего офицера можно выявить, указав, как происходит их становление и проявление индивидуальности, какие требования предъявляет к курсантам профессиональная среда, в которой они оказываются, обучаясь в военном вузе?

Не вызывает сомнения, что активное формирование индивидуального стиля общения будущего офицера происходит в период его обучения в военном вузе. Именно этот этап в жизни молодого человека, по мнению исследователей (И.С. Кон, В.С. Мухина, Е.Е. Сапогова и др.), можно назвать переломным моментом в его личностном развитии, поскольку он приходится на ранний юношеский возраст, период, когда идет активное становление индивидуальности курсантов и овладение ими военной профессией.

Укажем некоторые особенности становления индивидуальности будущих офицеров:

- в образовательной деятельности военного вуза преобладают внешне заданные целевой и организационно-управленческий компоненты (квалификационные требования к выпускникам, профессиограмма офицера-специалиста, регламентация жизнедеятельности курсантов как военнослужащих), что объективно ограничивает инициативу, самостоятельность будущих офицеров;

- будущий офицер является полисубъектом деятельности: учебно-познавательной, военно-служебной деятельности, самообслуживания (поддержания внутреннего порядка), которые ему необходимо выполнять как обучающемуся и как военнослужащему, постоянно реализуя при этом ситуативно-адаптивную активность, что затрудняет становление индивидуальности;

- субординация во взаимоотношениях с преподавателями-военнослужащими оказывает нежелательное влияние на установление равноправных, субъект-субъектных отношений;

- усиленная физическая и психологическая нагрузка, как правило, приводит к тому, что внутренних сил у будущего офицера остается только на приспособление к требованиям ситуаций, что затрудняет проявление и рост индивидуальности и т.д.

Многие исследователи (В.В. Столин, Р. Бернс, В.С. Мухина, И.С. Кон, Н.Н. Поддьяков), занимаясь изучением и теоретическим осмыслением механизмов развития личности на разных этапах онтогенеза, особый акцент делают на самодетерминации психического развития, зачастую даже «вопреки» сложившейся ситуации. В этой связи можно сказать, что индивидуальность будущего

Педагогика

офицера до какого-то времени в большей степени формируется взрослыми (педагогами, родителями) или под воздействием среды, но в определенный момент курсант перехватывает инициативу и начинает активно строить собственную индивидуальность. При этом одним из основных видов деятельности, в котором максимально интенсивно проявляется индивидуальность курсанта, является общение. Общение выступает средством, обеспечивающим единство индивида с социумом (коллективом, обществом), а в процессе взаимодействия с другими людьми будущий офицер осознает свою индивидуальность - в актах самоутверждения и признания.

Второй особенностью юношеского возраста является активное вхождение курсантов в профессию. Мы согласны с О.Ю. Ефремовым, В.П. Башкирцевым, С.В. Богатиновым и др. в том, что военная специальность - деятельность многоплановая, многоступенчатая и многоаспектная [2]. В ходе профессионального взаимодействия военным приходится решать задачи как узкоспециального характера, когда офицер выступает непосредственно в роли военного профессионала, так и воспитательно-обучающего, когда офицер выступает в роли педагога: ведь зачастую ему приходится иметь дело с военнослужащими не только разного уровня профессиональной подготовленности, но и воспитанности. Не вызывает сомнений, что военная специальность во многом аналогична профессиональной деятельности педагога и, на наш взгляд, во многом ее развитие происходит в соответствии с законами и закономерностями педагогической науки. В результате в профессиональной деятельности офицера происходит логическое совмещение военной и педагогической сфер. Это обстоятельство, по нашему мнению, порождает некоторую двойственность индивидуального стиля общения будущего офицера и двоякую обусловленность его формирования и существования.

Согласно классификации, предложенной Е.А. Климовым [3], по системе связей и отношений военная специальность относится к социономическому типу, а это значит, что ведущая роль в деятельности будущего офицера, как и во всех профессиях этого типа, принадлежит общению. Кроме того, педагогическая составляющая в структуре профессиональной деятельности офицера также указывает на то, что основу ее составляет общение. В.В. Рыжов, например, считает, что общение есть «не отдельная сторона педагогической деятельности, а именно ее реализация» [6].

Несомненно, профессиональное общение в условиях военного вуза будет иметь свою специфику. Во-первых, общение в воинском труде несет много функций. Оно выступает как социально-психологическое обеспечение трудовой деятельности, как средство решения профессиональных задач, как способ организации взаимоотношений с подчиненными и коллегами, как средство педагогического воздействия, как средство педагогического воздействия, как средство передачи информации. Во-вторых, военная сфера общения специфична в силу ряда социальных факторов. Жизнь военнослужащих обособлена и ведется по своей внутренней модели, закрепленной законодательно. Согласно Уставу, «повседневная жизнь и деятельность военнослужащих и воинской части осуществляются в соответствии с требованиями внутренней службы. Внутренняя служба предназначена для поддержания в воинских частях и подразделениях внутреннего порядка и воинской дисциплины, обеспечивающих ее постоянную боевую готовность, учебу личного состава, организованное выполнение им других задач в повседневной деятельности и сохранение здоровья военнослужащих. Она организуется в соответствии с положениями Устава при неукоснительном соблюдении законодательства Российской Федерации» (Устав внутренней службы).

Конечно же, общение будущего офицера не ограничивается одной только профессиональной сферой. Участнику коммуникативного взаимодействия необходимо уметь ориентироваться в различных ситуациях: определять социальные и психологические роли собеседника, выбирать соответствующее речевое поведение, владеть стереотипами стилей, жанров, речевых средств общения и т.д.

Таким образом, мы выявили, что успешность (неуспешность) протекания процессов, характеризующих юношеский период развития личности курсанта, определяется особой, доминантной ролью общения в структуре профессиональной деятельности будущего офицера. При этом об уровне коммуникативного мастерства, достигнутом курсантами, свидетельствует сформированный устойчивый индивидуальный стиль общения.

Теоретический анализ научных работ по проблеме позволил нам сформулировать свое определение индивидуального стиля общения будущего офицера, под которым мы понимаем относительно-устойчивую индивидуально-своеобразную систему методов, приемов, способов решения педагогических и профессиональных задач, к которой сознательно или стихийно будет прибегать будущий офицер в целях достижения оптимального соответствия своей индивидуальности реальным целям, условиям и задачам педагогического и профессионального общения.

Что же лежит в основе индивидуального стиля общения будущего офицера? В различных научных позициях приоритетным является положение о том, что коммуникативные проявления личности обусловливаются комплексом индивидуальных коммуникативных особенностей человека. Эти коммуникативные особенности определяются отечественными учеными по-разному: как «коммуникативные способности» (А.А. Леонтьев, Г.С. Васильев); «коммуникативный потенциал» (Р.А. Максимова, В.В. Рыжов); «коммуникативный мир личности» (В.И. Кабрин); «коммуникативная компетентность» (Ю.Н. Емельянов, Ю.М. Жуков, В.И. Кашницкий, Л.А. Петровская).

Мы в нашей работе иначе подошли к вопросу о коммуникативной составляющей человека. Опираясь на концепцию Б.Г. Ананьева о структуре индивидуальности человека, представленной в трех ее базовых категориях «индивид», «личность», «субъект деятельности», мы к проблеме формирования индивидуального стиля общения будущего офицера подошли через понятие «коммуникативная

Ушаков Д.А. Формирование индивидуального стиля общения будущего офицера ВВ МВД России...

личность». Высказывание ученого о том, что основное содержание индивидуальности - внутренний мир личности, основная форма деятельности - интеграция этого мира и как следствие - личности [1], в логике наших рассуждений послужило отправной точкой.

Многогранность человека как личности - воплощения индивидуальных особенностей -позволяет изучать его во многих ипостасях. Человека изучают во всех проявлениях его существования и деятельности: как «человека разумного», как «человека общественного», как «человека-потребителя», как «человека свободного». Для социологии коммуникации особое значение имеет изучение «человека говорящего», т.е. реализующего себя как коммуникативную личность.

Коммуникативная личность понимается В.П. Конецкой как «одно из проявлений личности, обусловленное совокупностью ее индивидуальных свойств и характеристик, которые определяются степенью ее коммуникативных потребностей, когнитивным диапазоном, сформировавшимся в процессе познавательного опыта, и собственно коммуникативной компетенцией - умением выбора коммуникативного кода, обеспечивающего адекватное восприятие и целенаправленную передачу информации в конкретной ситуации» [4].

По нашему мнению, коммуникативную личность можно трактовать не только как часть объемного и многогранного понимания личности в социологии, не как еще один из ракурсов ее изучения наряду, например, с «юридической», «экономической», «этической» и т.п. «личностью», а как вид полноценного представления личности, вмещающий в себя и психический, и социальный, и другие компоненты, но рассмотренные через общение. Мы считаем, что индивидуальный стиль общения будет обусловлен именно коммуникативной личностью (или коммуникативной гранью) в структуре индивидуальности человека; логично предположить, что индивидуальный стиль общения будет транслировать вовне ту ее грань, которая является коммуникативной составляющей индивидуальности будущего офицера.

Таким образом, по нашему мнению, повышение профессионального мастерства офицерского корпуса неразрывно связано с формированием индивидуального стиля общения офицера, поскольку военная профессия требует от специалиста умения расположить к себе человека в служебном, педагогическом и неформальном общении. Сформулируем основные выводы по статье.

1. Рассмотрев позиции современных отечественных авторов в вопросе о коммуникативных возможностях человека, мы указали, что наиболее разработанными на сегодня являются понятия коммуникативной компетентности и коммуникативного потенциала. В качестве коммуникативной составляющей в основе индивидуального стиля общения будущего офицера мы рассматриваем коммуникативную личность.

2. Вышесказанное позволило нам сформулировать мысль о том, что феноменом процесса развития индивидуальности является становление индивидуального стиля как способа адаптации будущего офицера к военной профессиональной среде. Развитие этих двух феноменов взаимосвязано, при этом индивидуальный стиль опосредует взаимодействие индивидуальности курсанта и внешних условий его жизнедеятельности.

Списрк литературы

1. Ананьев, Б. Г. Личность, субъект деятельности, индивидуальность. - М., 2008. - С. 232-280.

2. Ефремов, О. Ю. Военная педагогика. - СПб., 2008. - 640 с.

3. Климов, Е. А. Основы психологии. - М., 2003. - 462 с.

4. Конецкая, В. П. Социология коммуникаций. - М., 1997. - 304 с.

5. Либин, А. Предисловие редактора. Стиль - это человек? Стиль человека: психологический анализ / под ред. А Либина. - М., 1998.

6. Рыжов, В. В. Психологические основы коммуникативной подготовки педагога. - Н. Новгород, 1994. - 164 с.

7. Толочек, В. А. Стили профессиональной деятельности. - М.: Смысл, 2000. - 199 с.

8. Шкуратова, И. П. Стилевой подход к исследованию личности: проблемы и перспективы (Индивидуальные и стилевые особенности личности.). - Ростов-н/Д., 2002. - 29-45 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.