УДК 159.922
СПЕЦИФИКА СТИЛЕЙ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ МЕДИЦИНСКИХ СЕСТЁР РАЗЛИЧНОГО ДОЛЖНОСТНОГО УРОВНЯ1
Сизова Лариса Александровна — кандидат психологических наук, главная медицинская сестра Научно-исследовательского института Краевой клинической больницы № 1 им. проф. С.В. Очаповского, ул. 1 мая, 167, Краснодар, Россия, 350086; e-mail: [email protected]
Вильчес-Ногерол (Белик) Вероника Валерьевна — аспирант Научно-исследовательского института технической эстетики Московского технологического университета (НИИТЭ МИРЭА), просп. Вернадского, 78, Москва, Россия, 119454; e-mail: [email protected]
Введение
Проблема общения как особого вида активности человека в отечественной психологии была заявлена Б.Д. Парыгиным [8], а позже поддержана Б.Г. Ломовым [5]. Изучение стилей делового общения (СДО) в отечественном и зарубежном психологических подходах в последней четверти ХХ века стало популярной темой, что отражает как научную, так и прикладную актуальность этой проблемы [3; 4; 7; 9; 12].
Для зарубежных исследований СДО характерен организационно-центриро-ванный, личностно-центрированный и культурно-центрированный подходы, в русле которых деловое общение и стили рассматриваются: 1) в структуре социальных (деловых) коммуникаций; 2) в системе консультативных и психотерапевтических отношений людей; 3) в их выраженной детерминации конфессией, субкультурой, тендером, возрастом и т.п. [13-17]. Отечественные исследования чаще проводились
в русле деятельностно-центрирован-ного подхода — как демонстрация его инструментальных возможностей [9], в проблематике стилей — как демонстрация возможностей концепции индивидуального стиля на примере деятельности педагогов-воспитателей, учителей, преподавателей вузов, тренеров; в педагогике — как важное условие успешности воспитания [4; 7]; в управленческой деятельности — как обозначение дополнительных возможностей в управлении персоналом [3].
РЕЗЮМЕ
В статье описаны результаты исследования стилей делового общения (СДО) старших медицинских сестёр (30 чел.) и медицинских сестёр (135 чел.) в возрасте от 22 до 65 лет. Актуальность исследования обусловлена подверженностью профессиональной деформации представителей социо-номических профессий. Предполагается, что СДО детерминированы условиями труда, в связи с чем можно обозначить следующую проблему: выявление факторов формирования СДО. Цель — анализ условий труда медицинских сестёр. В исследовании использовалась методика «Стили делового общения» В.А. Толочка. По результатам 1>сравнения получены статистически значимые различия (р < 0,05) в обеих группах, по итогам факторного анализа в каждой выборке выделено по 6 факторов. В группе старших медицинских сестёр выделились следующие стили: «функциональный стиль: активность, энергичность, конструктивность взаимодействий, ориентация на успешность деятельности партнёра»; «демократичный стиль, ориентация на сотрудничество и эмоциональные взаимодействия»; «либеральный стиль, формируемый жизненным опытом»; «дистанцирующий стиль»; «неконструктивный стиль», «избегание взаимодействий». В группе медицинских сестёр выявлены следующие стили: «конструктивный, рациональный, рассудочный стиль»; «жизненный опыт, не реализованный в стиле общения»; «рациональный и дистантный стиль», «спонтанный профессиональный опыт»; «авторитарный стиль»; «обеднённый силовой хаотичный стиль». Таким образом, СДО детерминированы условиями труда и социально-демографическими особенностями медсестёр. Наблюдается сходство некоторых СДО в обеих группах, но у старших медицинских сестёр в СДО наблюдается использование более мощного технического инструментария при взаимодействии. Полученные результаты могут быть полезны при решении практических задач повышения эффективности труда работников медицинских учреждений.
Ключевые слова: субъекты, стили делового общения, медицинские сёстры, условия, организация труда.
1 Исследования поддержаны грантом ОГОН РФФИ № 17-006-00200 «Стили делового общения: пространство и ресурсы взаимодействия субъектов».
Несмотря на достаточную длительность изучения, остаются вопросы, требующие расширения представлений учёных о феномене, о его ведущих детерминантах [1-3; 10; 12; 13]. Наиболее вероятно, что среди последних, наряду с условиями деятельности (технологии, организация труда и т. п.), важную роль могут играть те, которые в русле других научных подходов получили название «акмеологические факторы» (выступающие причинами развития, влияющие на его личностное и профессиональное развитие и включающие в себя ряд качеств субъекта — направленность личности, профессиональную компетентность, умелость, навыки саморегуляции, стратегии поведения и др.) и «акмеологические события» (субъективно значимые события в жизни человека, такие как окончание учебного заведения, назначение на новую должность, вступление в брак, рождение детей и т. п.) [1; 2; 6; 10-12]. Важную роль в формировании стилей играют разные условия социальной среды: микросреды — условия взаимодействия человека в контактных группах близких людей, связанных особыми отношениями (семья, родительская семья, рабочие группы и т. п.), ме-зосреды — взаимодействия в средних по величине социальных группах (например, в границах одной организации), макросреды — взаимодействиями и влиянием больших социальных групп, социальных институтов.
Стили общения в этом плане можно рассматривать, с одной стороны, как определяемые комплексом «внешних» и «внутренних условий» человека (по С.Л. Рубинштейну), с другой — как так или иначе сформированные системы адаптации, которые в последующем уже сами влияют на окружение и, следовательно, на профессиональное и личностное развитие субъекта [11; 12]. Стили понимают как сложные психологические системы, формирующиеся у человека при его положительном отношении к труду (по Е.А. Климову и В.С. Мерлину).
Если свойства высшей нервной деятельности, темперамента и личности как детерминанты стилей широко изучались в 1960-1990-х годах, то такие устойчивые особенности личности, как стратегии совладания, особенности самореализации в труде и в семейной сфере (косвенно отражённые в профессиональном стаже, в стаже работы в данной организации, в должностной позиции, в ряде социально-демографических ха-
рактеристик) остаются малоизученными. Таким образом, попытка учёта влияния комплекса условий разной природы на профессиональное и личностное развитие человека может быть довольно конструктивной.
Пожалуй, наиболее актуальным в этом плане видится изучение стилей в их связях с профессиональной деятельностью представителей социо-номических профессий, начиная с анализа условий труда, особенностей той или иной должностной позиции и заканчивая биологическими, личностными и социально-демографическими характеристиками конкретных индивидов [1; 10; 11].
Условия труда медицинских сестёр тесно связаны с непосредственным проведением лечебных мероприятий с больными: обеспечением должного ухода за ними (раздача питания, лекарственных препаратов, забор анализов и т. д.), ведением больничной документации и историй болезни; соблюдением санитарного режима и контролем за чистотой в помещениях. Условия деятельности старших медицинских сестёр более насыщены административными компонентами. Среди них выделим контроль над выполнением обязанностей младшего медперсонала, составление графика отпусков, табеля учёта рабочего времени сотрудников отделения, осуществление контроля над поступлением и расходом лекарственных препаратов, за состоянием медицинской техники и инструментов, взаимодействие с больными, контроль за оформлением документации больных, проведение медицинских процедур в случае необходимости. Старшие медсестры принимают и более активное участие в общественной жизни больницы. Таким образом, диапазон ответственности и сфера деятельности старших медицинских сестёр заметно шире. Помимо основных трудовых функций они выполняют контролирующие и административные функции — в отличие от медицинских сестёр, которые в большем объёме осуществляют лечебные мероприятия. Вместе с тем типичные условия и ситуации помогающей профессии откладывают отпечаток и в отношении сходства СДО респондентов двух выборок: активное использование стратегии сотрудничества и компромисса, проявление эмоциональной сопричастности.
Анализ СДО медицинских сестёр видится интересным и перспективным в силу следующих причин:
1) высоких квалификационных требований, предъявляемых к этим сотрудникам; 2) условий труда (многолетняя работа в одной организации, на одной должности без широких перспектив должностного продвижения); 3) интенсивное профессиональное общение с людьми — коллегами, лечащими врачами и руководителями, с больными, с их родственниками; 4) выраженные профессиональные деформации, свойственные представителям социо-номических профессий. Другими словами, в предмет нашего исследования включены внешние условия, которые на протяжении нескольких десятилетий трудовой жизни с высокой вероятностью могут влиять на поведение и деятельность человека, на формирование его стилей общения, в свою очередь также влияющих на его поведение и деятельность.
Обращение субъектов к использованию конструктивных СДО, их направленное формирование и коррекция в трудовой деятельности с высокой вероятностью будут способствовать нивелированию последствий тех или иных профессиональных деструкций, повышать надёжность и эффективность взаимодействий при выполнении ответственной работы.
Цель, предмет, выборка
и методы исследования
Целью исследования является анализ условий труда и индивидуальных особенностей медицинских сестёр как фактора формирования их СДО. Предмет исследования — СДО рядовых медицинских сестёр и старших медицинских сестёр. Нами была выдвинута следующая гипотеза: СДО субъектов подвержены выраженному влиянию условий труда, так же как и влиянию личностных и социально-демографических особенностей субъектов.
В исследовании использовались такие методы, как опрос экспертов (оценивалась корпоративная культура организации по методике Д. Денисона), психодиагностика (тест-опросники «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях» и «Опросник способов сов-ладания» Т.Л. Крюковой), исследовательская методика — опросник «Стили делового общения» (СДО). В данном опроснике респонденту предлагалось оценить 35 утверждений по 5-балльной шкале. Каждое из этих утверждений относится к определённому иерархическому уровню стиля: 1 — субъективно-
удобные условия деятельности (СУУД); 2 — операциональные системы (ОС), сюда относятся когнитивные, эмоциональные и предметные действия во взаимоотношениях субъектов; 3 — идеальные регуляторы/тип организации деятельности (ИР/ТОД), куда входят функции общения и стратегии поведения [3; 5; 8; 9; 12].
Стили делового общения изучались на модели деятельности рядовых медицинских сестёр (135 чёл.) и старших медицинских сестёр (30 чёл.) ГБУЗ «Научно-исследовательский институт — Краевая клиническая больница № 1 им. проф. С.В. Очаповского». Для анализа данных использовались описательные статистики, корреляционный и факторный анализы, t-сравнение для независимых групп (пакет статистических программ SPSS 10.). В данном исследовании респонденткам предлагалось оценить собственный стиль делового общения (СДО-Я). Самооценки респон-денток сопоставлялись с их социально-демографическими характеристиками, оценками корпоративной культуры и данными психодиагностики. (В этой статье рассматривается лишь часть эмпирических данных, а именно — связи должностных и социально-демографических характеристик с особенностями стилей субъектов.)
Результаты исследования и их обсуждение
Исследуемые выборки рядовых медицинских сестёр и старших медицинских сестёр соотносятся по социально-демографическим характеристикам респонденток. Все анализируемые переменные имели нормальное распределение, асимметрия и эксцесс по большей части переменных не выходили за пределы 1,00. В результате факторного анализа (с использованием метода Varimax) выделены 10-12 факторов с собственным значением больше 1,00. В обеих выборках первые 6 факторов объясняли 64-66% дисперсии, что считается удовлетворительным результатом. Выделены статистические связи между параметрами СДО, условиями организации труда, личностными и социально-демографическими особенностями субъектов. Результаты t-сравнения также подтверждают гипотезу нашего исследования. В статье рассмотрены только результаты факторного анализа и t-сравнения концепта «СДО-Я», то есть оценок рядовыми медицинскими сёстрами и старшими медицинскими сёстрами особенностей
своего СДО. (Связи оценок СДО и психологических особенностей субъектов оказались менее выраженными и в данной статье не рассматриваются.)
Статистически значимые различия (р < 0,05), согласно ^сравнению, между группами старших и рядовых медсестёр имели место по следующим показателям: использование в общении с коллегами чёткой аргументации и опоры на логику (3,47 и 2,79 балла соответственно), предпочтение дальней психологической дистанции (1,87 и 2,55), работы с документами (3,20 и 2,33), демонстрация твёрдой позиции (2,77 и 1,95). Другими словами, старшие медицинские сёстры в своём общении активно используют аргументацию, умело и часто — рабочие документы, избегают дальней дистанции и при этом умеют проявлять твёрдость своей позиции; рядовые медицинские сёстры реже используют аргументацию и документы, склонны оставаться на дальней и средней дистанциях, не отличаются твёрдостью в общении. Отмеченные различия в СДО сопряжены со статистически значимыми различиями в возрасте (средний возраст старших медсестёр 44,8 года, рядовых — 36,6 года), стаже работы (24,5 и 15,5 года соответственно), стаже работы в организации (16,2 и 10,4 года) и в управленческом опыте, отражённом в стаже управленческой работы (11,5 и 0,1 года).
Следовательно, есть основания считать, что отмеченные выше особенности СДО и особенности профессионального опыта субъектов взаимосвязаны и что именно условия труда человека на протяжении многих лет не могут не влиять на особенности его СДО. (Поскольку в психологии принято говорить лишь о статистически значимых различиях, то о тенденциях изменений СДО старших медицинских сестёр и рядовых медицинских сестёр вследствие опыта их работы и занятия более высокой должности в данной статье не говорится. Но такие тенденции выявлены. Совокупность данных — среднегрупповых значений, не достигающих уровня значимости, — а также корреляции особенностей стилей и социально-демографических особенностей субъектов дают основание принять рабочую гипотезу.)
По результатам факторного анализа в группе старших медицинских сестёр было выделено 6 факторов (табл. 1).
1-й фактор, согласно входящим в него переменным и их корреляциям с фактором, получил название «Функ-
циональный стиль: активность, энергичность, конструктивность взаимодействий, ориентация на успешность деятельности партнёра». Такой стиль свойственен лицам, состоящим в браке, имеющим довольно продолжительный стаж семейной жизни, умеющим быстро решать конкретные задачи при непосредственном взаимодействии с коллегами. При этом они могут оказать конкретную помощь; как правило, чётко занимают определённую позицию и не отступают от неё.
2-й фактор, в соответствии с входящими в него переменными и их факторными весами, назван «Демократичный стиль, ориентация на сотрудничество и эмоциональные взаимодействия». Этот фактор отражает стиль как сопричастное взаимодействие партнёров, характерное для старших медицинских сестёр среднего возраста, имеющих детей, открытых к сотрудничеству, проявляющих сопричастность с коллегами.
3-й фактор — «Либеральный стиль, формируемый жизненным опытом» — отражает стиль, характерный для работниц зрелого возраста, с большим трудовым стажем, долго работающих в организации на соответствующей должностной позиции. Такие работницы часто используют приспособительную стратегию при высоком темпе взаимодействий, без обоснования собственных решений.
4-й фактор — «Дистанцирующий стиль» — отражает стиль лиц, склонных к минимизации непосредственного взаимодействия с партнёрами и использованию косвенной коммуникации (документы, письма и т. п.), к стратегии уклонения, к общению на большой психологической дистанции. При таком дистантном, отстранённом стиле общения старшие медсёстры чётко организовывают время взаимодействия с партнёрами. Этот стиль отчасти детерминируется субкультурой организации.
5-й фактор — «Неконструктивный стиль» — отражает выраженные профессиональные деструкции, появляющиеся вследствие продолжительного исполнения трудовых функций. Для представителей данного стиля характерны, с одной стороны, игнорирование естественных средств поддержания позитивных отношений людей (эмоциональная сопричастность, информирование и т. п.), с другой — выраженность элементов агрессивного общения (угрозы, соперничество, избегание использования стратегий приспособления)
Таблица 1
Статистики результатов факторного анализа компонентов стилей делового общения старших медицинских сестёр
Переменные Фактор
1 2 3 4 5 6
Возраст 0,249 0,808 0,220 0,240
Стаж работы 0,755 0,201 0,332
Стаж работы в организации 0,641 0,285
Стаж работы в должности 0,836
Стаж управления 0,835
Брак 0,238 0,738
Семейный стаж 0,323 0,236 0,245 0,716
Дети 0,348 0,683
Коммуникативная функция 0,369 0,464 -0,345 -0,234
Стратегия компромисса 0,511
Умеренная динамика процесса -0,669
Демонстрация силы -0,473
Аргументация 0,487 -0,288 -0,232
Использование невербальных средств в общении 0,660
Угрозы, санкции 0,512 0,231
Информационная функция 0,654 0,210
Стратегия уклонения -0,327 0,684
Дальняя психологическая дистанция 0,657
Организация времени 0,316 0,235 0,691
Использование чётких критериев 0,601 0,283 0,275 -0,234
Обозначение проблемы 0,290 0,678 0,275 -0,377
Использование деловых писем 0,331 0,787 0,293
Функция эмоциональной взаимосвязи 0,750
Стратегия соперничества 0,491 0,326 0,280
Максимальное время 0,705 0,265 0,235 -0,255 -0,337
Использование документов 0,572 0,513
Демонстрация твёрдой позиции 0,735 0,216
Фиксация времени 0,268 0,609
Стратегия содействия 0,717 0,250
Функция управления взаимодействиями 0,632 0,206 0,389 -0,234
Стратегия сотрудничества 0,673 0,343 0,377
Высокий темп взаимодействий 0,355 0,407 0,410
Обращение с просьбой к партнёру 0,741 0,235
Поощрение 0,480 0,213 -0,560
Предоставление времени партнёру 0,356 0,753
Постановка конкретных целей 0,696 0,286 0,240
Функция саморазвития 0,531 0,289 -0,376 0,365
Стратегия приспособления 0,255 0,573 -0,284
Высокая активность 0,731 0,280 0,214 -0,208
Привлечение других 0,622
Доверительная беседа 0,359 0,609 -0,218
Переговоры по телефону -0,306 0,494
Постановка чётких задач 0,535 0,208
и снижение значимости своего личностного развития — как условия личностного роста, потребности в активных и свободных коммуникациях с партнёрами. Для таких старших сестёр характерно избегание активной аргументации, а также постановки чётких критериев решения задач.
6-й фактор — «Избегание взаимодействий» — отражает крайнюю бедность репертуара средств, поддерживающих естественное общение людей. Подобные взаимодействия СДО свойственны сотрудницам, состоящим в браке, имеющим детей и продолжительный стаж работы в данном учреждении.
По результатам факторного анализа в группе рядовых медицинских сестёр также было выделено 6 факторов (табл. 2).
1-й фактор, согласно входящим в него переменным и их корреляциям с фактором, получил название «Конструктивный, рациональный, рассудочный стиль». Такой стиль отражает особенности общения, которые естественно складываются у женщин. В этом стиле находится место аргументации и эмоциональной сопричастности, просьбам и выделению чётких критериев решения задач, соперничеству и содействию. 1-й фактор отражает конструктивный стиль, не связанный с определёнными социально-демографическими и должностными характеристиками субъектов, направленный на организацию эффективного взаимодействия с партнёрами для решения рабочих задач, сочетая при этом как жёсткие методы (например, аргументация, демонстрация силы, санкции), так и способы поощрения, привлечения других людей, обращение к стратегии приспособления.
2-й фактор, согласно образующим его компонентам и их факторным весам, получил название «Жизненный опыт, не реализованный в стиле общения». Такой стиль присущ женщинам, успешно реализованным в сфере семьи — состоящим в браке, имеющим детей и продолжительный семейный стаж. Он свойственен зрелым по возрасту сотрудницам, с большим стажем работы в организации, в должности, имеющим опыт управленческой деятельности. Но этот ценный жизненный ресурс в силу каких-то причин никак не реализуется в ярко выраженных особенностях делового общения медсестёр; их стиль «технически» беден.
3-й фактор — «Рациональный и дистантный стиль» — отражает склон-
ность людей к формальному общению, вынуждаемому их трудовыми функциями. В структуре этого стиля есть как необходимые для «поддержания контактов» компоненты — признание важности коммуникативной, информационной, эмоциональной функции и функции взаимодействия, прибега-ние к компромиссам и сотрудничеству, при склонности к стратегии соперничества, — так и обращение к опосредующим компонентам (работа с документами и письмами). Отличительные особенности носителей этого стиля — предпочтение дальней дистанции и неумение поощрять партнёра.
4-й фактор — «Спонтанный профессиональный опыт» — отражает также сравнительно технически бедный стиль общения, складывающийся стихийно, вследствие накопления жизненного опыта и влияния субкультур. Этот стиль отличают жёсткость коммуникаций (склонность к угрозам, твёрдость в отстаивании своей точки зрения, высокая активность и неумение спокойно взаимодействовать с партнёрами), предпочтение формальных средств общения. Субъектами признаются две основные функции общения — информационная и взаимодействия, при ситуативном использовании невербальных средств, опора на логику и аргументы.
5-й фактор отражает «Авторитарный стиль» — склонность рядовых медсестёр к использованию «силовых компонентов». Это — демонстрация силы при игнорировании аргументов, угрозы в сочетании с невербальным поведением, твёрдость и фиксация времени для решения партнёром задач, общение в «активном темпе» и предпочтение стратегии избегания.
6-й фактор — «Обеднённый силовой хаотичный стиль» — детерминирован, в основном субкультурой организации. Такой стиль характерен для недолго состоящих в браке и бездетных женщин, сравнительно долго работающих в организации, и занимающих соответствующую должность сотрудниц. Фактор образован слабо сочетаемыми компонентами — склонностью к использованию аргументов и соперничества, готовностью продолжительно общаться с партнёром, но в высоком темпе, готовностью поощрять партнёров при отсутствии административных ресурсов, неумением эмоционально переживать и конструктивно сотрудничать. Вероятно, такой стиль отличается ситуативными проявлениями, зависит от об-
стоятельств, проявляется в широком диапазоне поведения — от демонстрации силы, угроз, готовности к наказаниям, склонности к стратегии соперничества до типичного для данных трудовых функций и субкультуры поведения.
Обращаясь к оценке роли условий социальной среды, отметим, что сфера деятельности, субкультура организации и трудовые функции старших медсестёр и рядовых медсестёр во многом совпадают. Некоторые различия возраста и профессионального опыта нашли отражение в результатах статистических расчётов. Рабочая гипотеза получила подтверждение. Стаж работы, стаж работы в данной организации, стаж работы в данной должности, состояние в браке, наличие детей и семейный стаж, занимаемая должность, согласно результатам факторного анализа, действительно оказывают весомое влияние на особенности их СДО (следовательно, на их поведение, на их взаимодействия и их взаимоотношения в трудовом коллективе; следовательно, и на их личностное и профессиональное развитие). Можно утверждать, что названные выше условия влияют и на успешность деятельности субъектов.
Обсуждаемые в данной статье результаты использования ^сравнения, корреляционного и факторного анализа в психологии принято интерпретировать как наличие/отсутствие статистических связей, установление которых ещё не даёт основание для заключений о причинах становления таких связей. Принимая во внимание условия труда рядовых медицинских сестёр и старших медицинских сестёр, полноту их реали-зованности в сфере семьи, мы полагаем, что в полученных результатах отражены не только факты той или иной связи переменных, но и тенденции формирования таких связей. Поскольку представленные результаты получены в двух гомогенных профессиональных выборках медсестёр крупной клинической больницы, занимающей ведущие позиции в отрасли, и поскольку средний возраст и стаж работы респонденток значительные, есть основания говорить и о тенденции формирования стилей делового общения старших медицинских сестёр и рядовых медицинских сестёр в типовых условиях их трудовой деятельности.
Понятно, что успешность самореализации человека в сфере труда и его успешность самореализации в сфере
Таблица 2
Статистики результатов факторного анализа компонентов стилей делового общения выборки рядовых медицинских сестёр
Переменные Фактор
1 2 3 4 5 6
Возраст 0,892
Стаж работы 0,913
Стаж работы в организации 0,821 0,471
Стаж работы в должности 0,861
Стаж управления 0,419
Брак 0,572 0,495
Семейный стаж 0,488 -0,543
Дети 0,577 -0,209 0,228
Коммуникативная функция 0,668
Стратегия компромисса 0,257 0,587
Умеренная динамика процесса 0,664
Демонстрация силы 0,363 -0,219 0,508
Аргументация 0,346 0,515
Использование невербальных средств в общении 0,365 0,490
Угрозы, санкции 0,412 0,422 0,319
Информационная функция -0,292 0,468 -0,217
Стратегия уклонения 0,364
Дальняя психологическая дистанция 0,224 0,207 -0,248 0,333
Организация времени 0,308 0,396 -0,280 0,433
Использование чётких критериев 0,489 0,293
Обозначение проблемы 0,575
Использование деловых писем 0,328 0,290 -0,314
Функция эмоциональной взаимосвязи 0,253 0,282 0,525
Стратегия соперничества 0,240 0,255 0,533
Максимальное время 0,721
Использование документов 0,265 0,740
Демонстрация твёрдой позиции 0,286 0,375
Фиксация времени 0,558 0,208 0,226
Стратегия содействия 0,539
Функция управления взаимодействиями 0,391 0,522
Стратегия сотрудничества 0,508 0,347
Высокий темп взаимодействий 0,487 0,258 0,301
Обращение с просьбой к партнёру 0,421 -0,268 0,270 0,307
Поощрение 0,732
Предоставление времени партнёру 0,690
Постановка конкретных целей 0,566
Функция саморазвития 0,572 -0,266
Стратегия приспособления 0,471 -0,280 0,293
Высокая активность 0,580
Привлечение других 0,569 0,274
Доверительная беседа 0,596
Переговоры по телефону 0,608
семьи взаимосвязаны. Есть основания предполагать, что оптимизация, коррекция и направленное формирование СДО субъектов может способствовать их социальной успешности в разных сферах жизнедеятельности.
Выводы
1. Стили делового общения рядовых медицинских сестёр и старших медицинских сестёр подвержены выраженному влиянию условий труда, а также их социально-демографических особенностей.
2. Типичные стили делового общения рядовых медицинских сестёр и старших медицинских сестёр сходны. СДО рядовых медицинских сестёр отличает некоторая бедность технического арсенала, по сравнению с СДО старших медицинских сестёр. Согласно результатам ^сравнения имеют место различия (в том числе и статистически значимые), характерные для разных групп респондентов.
3. Часть факторов СДО субъектов можно объяснить социально-демографическими характеристиками, остальные же — особенностями условий труда.
4. Выявленные различия в СДО субъектов затрагивают, в основном, первые два уровня иерархической организации стилей: «субъективно-удобные условия деятельности» и «операциональные системы» (когнитивные, эмоциональные и предметные действия во взаимоотношениях субъектов).
ССЫЛКИ
[1]. Акмеология: Учебник / Под общ. ред. А.А. Деркача. — М.: Изд-во РАГС, 2002. — 650 с.
[2]. Деркач А.А., Зазыкин В.Г. Акмеология. — СПб.: Питер, 2003. — 256 с.
[3]. Казаринова Н.В. Межличностная коммуникация: социально-конструкцио-нистский анализ. — СПб.: Изд-во СПб-ГЭТУ «ЛЭТИ», 2006. — 146 с.
[4]. Лабунская В.А., Менджери-цая Ю.А., Бреус Е.В. Психология затруднённого общения. — М.: Изд-во РАО, 2001. — 186 с.
[5]. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. — М.: Наука, 1984. — 444 с.
[6]. Мельничук А.С. Человек. Риск. Ценности. Риск в системе ценностей и смыслов кадров управления. — М.: Народное образование, 2017. — 236 с.
[7]. Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания школьников. — М.: Просвещение, 1984. — 248 с.
[8]. Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории. — М.: Мысль, 1971. — 348 с.
[9]. Творогова Н.Д. Системный подход к психологическому исследованию структуры деятельности общения личности // Комплексное исследование человека и формирование всесторонне развитой личности. — М.: Изд-во МГУ, 1975. — С. 24-41.
[10]. Толочек В.А., Краюшенко Н.Г. Психологические факторы специализации и успешности в видах охранной деятельности // Вестник МГУ Серия 14. Психология. — 1998. — № 3. — С. 52-63.
[11]. Толочек В.А. Интерсубъектные, интрасубъектные и внесубъектные ресурсы профессиональной успешности // Вестник Государственного университета управления. — 2008. — № 2 (40). — С. 155-161.
[12]. Толочек В.А. Стили деятельности: ресурсный подход. — М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2015. — 366 с.
[13]. Eagly A.H., Crowley M. Gender and helping behavior: A meta-analytic review of the social psychological literature // Psychological bulletin. — 1986. — V. 100. — P. 283-308.
[14]. Eagly A.H., Jonson B. Infolvement and Persuasion: types, traditions and evidence // Psychological bulletin. — 1990. — V. 107. — P. 265-283.
[15]. FeingoldA. Gender and differences in personality // Psychological bulletin. — 1994. — V. 116. — P. 429-456.
[16]. Regins B., Sundstrom E. Gender and Power in organizations: A longitudinal Perspective // Psychological bulletin. — 1989. — V. 105. — P. 51-88.
[17]. Roberts T. Gender and influence of evalutions on self-assessments in achievement setting // Psychological bulletin. — 1991. — V. 109. — P. 297-308.
PECULIAIRTIES OF BUSINESS COMMUNICATION STYLES OF THE MEDICAL NURSES WITH DIFFERENT QUALIFICATION LEVELS
Larisa A. Sizova — Candidate of Psychological Sciences, Head Medical Nurse, Scientific-Research Institute of the Prof. S.V. Ochapovsky
Regional Clinical Hospital no.1; 1st May Street, 167, Krasnodar, 350086, Russia; e-mail: [email protected] Veronika V. Vilches-Nogerol (Belik) — Post-graduate Student, Scientific-Research Institute of Technical Aesthetics, Moscow
Technological University (NIITE MTU); Vernadskogo Prosp., 76, Moscow, 119354, Russia; e-mail: [email protected] ABSTRACT
The article describes the results of the study of styles of professional communications (SPC) of senior nurses (30 people) and nurses (135 people) aged 22 to 65 years. The relevance of the study is conditioned by the susceptibility of representatives of socionomy professions to professional deformation. It is assumed that the SPC are determined by working conditions, in this connection, the following problem can be specified: the identification of the factors of SPC formation. The purpose is to analyze the working conditions of nurses. The study used the method of "Styles of professional communication" by V.A. Tolochek. According to the results of t-comparison, statistically significant differences (p < 0.05) in both groups were obtained, according to the factor analysis results, 6 factors were singled out in each sample. The following styles were distinguished in the group of senior nurses: "functional style: activity, energy, constructiveness of interactions, orientation to the success of the partner's activities"; "democratic style, focus on cooperation and emotional interaction"; "liberal style, formed by the life experience"; "distancing style"; "non-constructive style", "avoidance of interactions". In the group of nurses the following styles were identified: "constructive, rational, governed by reason style"; "life experience, not implemented in the style of communication"; "rational and distant style", "spontaneous professional experience"; "authoritarian style"; "impoverished power chaotic style". Thus, SPC is determined by the working conditions and socio-demographic characteristics of nurses. There is a similarity of some SPC in both groups, but it can be observed that senior nurses use more powerful technical tools when interacting. The results obtained can be useful for solving practical problems of increasing the efficiency of the work of medical staff. Keywords: subjects, styles of business communication, nurses, conditions, organization of labor.
REFERENCES
[1]. Akmeologiya [Acmeology]: ucheb-nik / pod obshch. red. A.A. Derkacha. — Moscow: RAGS, 2002. — 650 p.
[2]. Derkach A.A., Zazykin V.G. Akmeologiya [Acmeology]. — Saint-Petersburg: Piter, 2003. — 256 p.
[3]. Kazarinova N.V. Mezhlichnostnaya kommunikaciya: social'no-konstrukcion-istskij analiz [Interpersonal communication: social-constructive analyze]. — Saint-Petersburg: SPbGEHTU «LEHTI», 2006. — 146 p.
[4]. Labunskay V.A., Mengerizkay U.A., Breus E.V Psihologia zatrudnennogo ob-tchenia [Psychology of difficulty communicating]. — Moscow: RAO, 2001. — 186 p.
[5]. Lomov B.F. Metodologicheskie i teoreticheskie problemy psihologii [Methodological and theoretical problems of psychology]. — Moscow: Nauka, 1984. — 444 p.
[6]. Mel'nichuk A.S. Chelovek. Risk. Cennosti. Risk v sisteme cennostej i smys-lov kadrov upravleniya [Person. Risk. Values. Risk in the values system of management staff]. — Moscow: Narodnoe obrazovanie, 2017. — 236 p.
[7]. Mudrik A.V. Obtchenie kak factor vospitniya shcolnika [Communication as a factor in the education of schoolchildren]. — Moscow: Prosvetchenie, 1984. — 248 p.
[8]. Parygin B.D. Osnovy social'no-psi-hologicheskoj teorii [Fundamentals of so-cio-psychological theory]. — Moscow: Mysl', 1971. — 348 p.
[9]. Tvorogova N.D. Sistemniy podchod k psichlogicheskomu issledovaniu struk-turi deyatelnosti obtcheniya litchnosti // Kompleksnoe issledovanie tcheloveka I formirovanie vsestoronne rasvitoy litchnosti [A systematic approach to the psychological study of the structure of the activity of personal communication] // [Comprehensive human research and the formation of a fully developed personality] / Moscow: MGU, 1975. — P. 24-41.
[10]. Tolochek V.A.,KrayushenkoN.G. Psi-hologicheskie faktory specializacii i uspesh-nosti v vidah ohrannoj deyatel'nosti [Psychological factors of specialization and success in the types of security activities] // Vestnik Mosk. un-ta. Ser. 14. Psihologiya [The Moscow University Herald. Series 14. Psychology]. — 1998. — № 3. — P. 52-63.
[11]. Tolochek V.A. Intersub'ektnye, intrasub'ektnye i vnesub'ektnye resursy professional'noj uspeshnosti [Intersub-
ject, intrasubject and extra-subject resources of professional success] // Vestnik universiteta (Gosudarstvennyj universitet upravleniya) [The State University of Management Herald]. — 2008. — № 2 (40). — P. 155-161.
[12]. Tolochek V.A. Stili deyatel'nosti: resursnyj podhod [Styles of activities: resource approach]. — Moscow: Izd-vo "Institut psihologii RAN", 2015. — 366 p.
[13]. Eagly A.H., Crowley M. Gender and helping behavior: A meta-analytic review of the social psychological literature // Psychological bulletin. — 1986. — V. 100. — P. 283-308.
[14]. Eagly A.H., Jonson B. Infolve-ment and Persuasion: types, traditions and evidence // Psychological bulletin. — 1990. — V. 107. — P. 265-283.
[15]. Feingold A. Gender and differences in personality // Psychological bulletin. — 1994. — V. 116. — P. 429-456.
[16]. Regins B., Sundstrom E. Gender and Power in organizations: A longitudinal Perspective // Psychological bulletin. — 1989. — V. 105. — P. 51-88.
[17]. Roberts T. Gender and influence of evalutions on self-assessments in achievement setting // Psychological bulletin. — 1991. — V. 109. — P. 297-308.