К ВОПРОСУ ИЗУЧЕНИЯ СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
© Бородкина Е.В.*
Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, г. Кемерово
Статья посвящена проблеме достижения учителем субъективного благополучия в профессиональной деятельности. Раскрываются основные структурные компоненты субъективного благополучия в профессионально-педагогической деятельности. Отмечена взаимосвязь между переживанием педагогами субъективного благополучия в профессионально-педагогической деятельности и отдельными характеристиками деятельности.
В структуре субъективного благополучия благополучие субъекта в профессиональной сфере занимает значимое место. Профессиональная деятельность рассматривается как существенная часть жизни, часть субъективного мира человека.
Результаты исследований субъективного благополучия личности, проведенных в зарубежной и отечественной психологии, показывают большое значение профессиональной деятельности в переживании субъективного благополучия (М. Аргайл, Т.В. Фоломеева, P.M. Шамионов и др.).
Субъективное благополучие в профессиональной сфере рассматривается в рамках профессионального здоровья, качества трудовой жизни, удовлетворенности профессией. Переживание субъективного благополучия в профессиональной деятельности способствует ее эффективности, самореализации личности, достижению успеха.
Под субъективным благополучием в профессиональной сфере следует понимать интегральное образование, включающее осознание ценности и смысла профессиональной деятельности, переживание положительных эмоций и чувств, связанных с профессией, и относительное отсутствие отрицательных эмоций.
В связи с тем, что, по словам P.M. Шамионова, субъективное благополучие применительно к профессиональной сфере приобретает характеристику не только личности, но и объекта труда [4], а также согласно взглядам о специфике педагогической профессии, интерес представляет изучение особенностей переживания субъективного благополучия в профессиональнопедагогической деятельности.
* Заведующий отделом Mониторинговых исследований.
В профессионально-педагогической деятельности ярко проявляется понятие созидания, введенное Э. Эриксоном и предполагающее заботу о направлении и продвижении следующего поколения. В работах Э. Эммонса созидание рассматривается как глубоко духовное понятие, так как такие грани созидания, как непосредственная забота о будущих поколениях, вера в достоинство человеческой жизни и забота о благополучии других предполагают присутствие духовного компонента [6]. По мнению Э. Эммонса, реализация внутреннего желания заботиться о будущих поколениях связана с более высоким уровнем благополучия, так как созидание может способствовать интеграции элементов личности [6, с. 258].
Субъективное благополучие переживается личностью в том случае, если работа рассматривается как смысл жизни, как призвание. О призвании, по мнению М. Селигмана, следует говорить, если человек использует на практике свои достоинства и при этом трудится во благо людям, что является неотъемлемой характеристикой педагогической профессии [2].
Изучение структурных компонентов субъективного благополучия позволяет понять природу и сущность рассматриваемого понятия. В качестве основных компонентов субъективного благополучия в профессиональнопедагогической деятельности следует выделить удовлетворенность педагогическим трудом, отношениями с учениками, интерес к работе, отношение к предмету и результатам деятельности. Следует отметить, что изучению удовлетворенности педагогической профессией уделяется особое значение. В ходе исследований, проведенных на российской выборке, обнаружено, что удовлетворенность педагогов своей профессией выше, чем у ряда представителей других профессий. Так, РМ. Шамионов при характеристике субъективного благополучия в профессиональной деятельности отмечает, что удовлетворенность трудом более выражена у педагогов (сравнительно с медицинскими работниками и занятыми в производственной сфере), что, по его мнению, связано, в том числе, рядом особенностей профессиональной деятельности и субъективного отношения к ее характеристикам [5, с. 241-242].
Структура благополучия педагогов в большей мере, чем в других профессиях, отражает сферу их деятельности. Так, множество связей удовлетворенности трудом, эмоционального благополучия в педагогической сфере с показателями удовлетворенности жизнью, социальными отношениями, по словам Р.М. Шамионова, свидетельствует о большей эмоциональной включенности педагогов в профессиональную деятельность, а также о ее значимости для общего фона благополучия [5, с. 242].
Субъективное благополучие в профессионально-педагогической сфере на разных этапах профессионального развития имеет свою специфику.
С целью определения особенностей переживания субъективного благополучия в зависимости от стажевых и квалификационных характеристик педагогов было проведено исследование, в котором приняли участие 42 учителя. Участники опроса представляли возрастные группы от 30 до 40 лет
(11 человек), от 41 до 50 лет (12 человек) и от 50 лет (19 человек). Опрошены учителя с разным педагогическим стажем: 6-15 лет (1З человек), 16-25 лет (14 человек), более 25 лет (8 человек), более З5 лет (7 человек). Участники опроса имеют высшую квалификационную категорию (40 %), первую квалификационную категорию (4З %), вторую квалификационную категорию (17 %). Все испытуемые имеют высшее профессиональное образование.
Исследование проводилось с использованием Шкалы субъективного благополучия (Perrudet-Badoux, Mendelsohn и Chiche, адаптация M^. Соколовой) методики «Удовлетворенность избранной профессией» (А.А. Pеана; модификация методик В.А. Ядова, Н.В. Кузьминой).
Pезультаты исследования субъективного благополучия показали, что для 18 человек (4З %) характерен достаточно высокий уровень субъективного благополучия (2-З стена), отличающийся отсутствием серьезных эмоциональных проблем, активностью, успешным взаимодействием с окружающими людьми, адекватным управлением своим поведением. Педагоги с высоким уровнем субъективного благополучия встречаются во всех стаже-вых и квалификационных группах.
В выборке испытуемых у 24 человек (57 %) выявлено умеренное субъективное благополучие (4-7 стенов), серьезные проблемы отсутствуют, однако о полном эмоциональном комфорте говорить не следует. При этом мы условно выделили группу (8 чел, что составляет 19 % от всех участвующих в исследовании) с результатами, отклоняющимися в сторону субъективного неблагополучия (6-7 стенов). Для этой группы характерно отсутствие серьезных проблем, однако выявляются зоны основного напряжения, среди которых чаще всего встречаются значимость социального окружения, степень удовлетворенности повседневной деятельностью. Данные результаты встречаются в группах педагогов со стажем 6-15 лет (составляют З0 % от данной стажевой группы) и более З5 лет (55 %). Следует также отметить, что отклонение в сторону субъективного неблагополучия выявлено лишь у педагогов, имеющих высшую квалификационную категорию.
По результатам методики «Удовлетворенность избранной профессией» наиболее высокая удовлетворенность профессией отмечена в стажевой группе более 25 лет: высокий уровень удовлетворенности выявлен именно в этой группе (40 % из данной группы имеют высокий уровень удовлетворенности профессией, 60 % - уровень выше среднего). Для участников опроса с педагогическим стажем 16-25 лет характерны средний уровень удовлетворенности (67 % опрошенных в данной группе) и уровень выше среднего (ЗЗ %). В группе педагогов со стажем 6-15 лет представлены средний уровень удовлетворенности (55 %), уровни выше среднего (22,5 %) и ниже среднего (22,5 %). У педагогов со стажем выше З5 лет выявлены средний уровень (у 40 % из данной стажевой группы), уровень выше среднего (у З0 %), уровень ниже среднего (у З0 %).
Большинство педагогов со средним уровнем удовлетворенности профессией (23 %) имеют первую квалификационную категорию. Высокий уровень удовлетворенности профессией (16 %) представлен по результатам исследования лишь у педагогов с высшей квалификационной категорией. Однако 6 педагогов с высшей квалификационной категорией (14 %) удовлетворены профессией на уровне ниже среднего, что может быть связано с эмоциональным выгоранием.
Таким образом, результаты исследования позволили увидеть некоторую взаимосвязь между переживанием педагогами субъективного благополучия в профессионально-педагогической деятельности и отдельными характеристиками их профессиональной деятельности. Вместе с тем данные взаимосвязи требуют дальнейшего изучения, необходимым является выявление факторов субъективного благополучия в профессионально-педагогической деятельности, определение их значения на этапах профессионального становления личности.
Список литературы:
1. Аргайл М. Психология счастья / М. Аргайл. - М., 1990. - 336 с.
2. Селигман М. Новая позитивная психология: Научный взгляд на счастье и смысл жизни / М. Селигман. - М.: Изд-во «София», 2006. - 368 с.
3. Фоломеева Т.В. Социальные представления о благополучии / Т.В. Фо-ломеева, И.И. Серегина // Мир психологии. - 2004. - N 3. - С. 122-131.
4. Шамионов Р.М. Субъективное благополучие личности в профессиональной сфере / Р.М. Шамионов // Проблемы социальной психологии личности. - Саратов, 2005. - С. 297-302.
5. Шамионов Р.М. О некоторых преобразованиях структуры субъективного благополучия личности в разных условиях профессиональной социализации / Р.М. Шамионов // Мир психологии. - 2010. - N 1. - С. 237-249.
6. Эммонс Р. Психология высших устремлений: мотивация и духовность личности / Р. Эммонс. - М.: Смысл, 2004. - 416 с.
КОНТЕНТ-АНАЛИЗ В ИССЛЕДОВАНИИ ГРАЖДАНСКОЙ идентичности КАК УРОВНЯ ЛИЧНОЙ КУЛЬТУРЫ
© Иконникова А.Ю.*
Уральский государственный педагогический университет, г. Екатеринбург
В статье изложены результаты исследования гражданской идентичности как уровня личной культуры студентов факультета психологии.
* Аспирант.