Деева Наталья Александровна
кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии и педагогики Краснодарского университета МВД России (e-mail: natalya_deeva@bk.ru)
Компоненты процесса переживания как детерминанты субъективного
благополучия личности
В статье раскрывается понимание субъективного благополучия как особого переживания личности, взаимосвязанного с характеристиками успешности профессиональной деятельности. Приводятся данные исследования компонентов процесса переживания во взаимосвязи с субъективным благополучием.
Ключевые слова: субъективное благополучие, переживание, ценностно-смысловая сфера, рефлексия, защитно-совладающее поведение.
N.A. Deeva, Master of Psychology, Assistant Professor, Assistant Professor of the Chair of Psychology and Pedagogics of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; e-mail: natalya_ deeva@bk.ru
Components of experience as determinants of subjective well-being personality
The article deals with understanding the subjective well-being as a special experience of the individual, interconnected with the characteristics of successful professional activity. Shows the components of research experiences in relation to subjective well-being.
Key words: subjective well-being, experience, value-semantic sphere, reflection, protective and coping-behavior.
Проблема субъективного благополучия личности находится в центре внимания как зарубежных, так и отечественных психологов, количество теоретических и эмпирических исследований по этому вопросу растет. Заинтересованность данной проблемой в первую очередь продиктована самой жизнью современного человека, ее мультизадачно-стью, неопределенностью, нестабильностью, когда, с одной стороны, происходит возрастание возможностей, а с другой - усложнение их осуществления, что зачастую приводит к потере осмысленности жизни, исчезновению внутренней гармонии и «ощущения счастья» [1]. Запросы общества таковы, что личности необходимо, ставя цели и добиваясь их, на высоком уровне выполнять профессиональную деятельность, организовывать свою личную жизнь и при этом сохранять психологическое равновесие, успешно реализовывать и чувствовать себя благополучным.
В отечественной психологии проблеме субъективного благополучия посвящены исследования Е.Е. Бочаровой, Л.В. Кулика, О.В. Люсовой, М.В. Соколовой, В.А. Хвостико-вой, Р.М. Шамионова и других ученых. За рубе-
жом исследованием субъективного благополучия занимались Р. Брэдберн, Э. Динер, К. Рифф, М. Селигман и еще многие авторы.
Ученые доказывают, что субъективное благополучие является сложным интегративным феноменом и связано с различными сторонами внешней и внутренней жизни личности. Так, в исследованиях обозначается поликон-текстность данного феномена в пространстве социально-психологических, этнокультурных факторов и профессионального становления (Е.Е. Бочарова, Р.М. Шамионов, В.А. Хвости-кова, А.А. Шадрин, Р. Лукас, Э. Динер и др.). Изучается его взаимосвязь с различными характеристиками личности, а именно: общительностью, эмоциональной устойчивостью, терпимостью, альтруизмом, умением владеть собой, ответственностью, мотивацией достижения, ценностной направленностью, внутренней конфликтностью, социальными установками и стратегиями поведения; кроме этого, субъективное благополучие обнаруживает взаимодействие с такими процессами, как самоотношение, самоактуализация, саморазвитие, адаптация и саморегуляция личности (Е.Е. Бочарова, И.Д. Егорычева, Г.Л. Пучкова, Н.В. Усо-
217
ва, Р.М. Шамионов, С.В. Яремчук, М. Аргайл, А. Маслоу и др.).
Основываясь на результатах теоретического, анализа необходимо отметить, что субъективное благополучие личности имеет сложное и неоднозначное соотношение с профессиональным становлением, удовлетворенностью трудом и эффективностью профессиональной деятельности. Исследователи выделяют особенности субъективного благополучия в зависимости от стадии профессионализации (Р.М. Шамионов), от специфики профессиональных задач, а также обозначают влияние внутреннего благосостояния на эффективность деятельности (В.А. Хвостикова, Р Лукас, Э. Динер).
В данном случае нами будут рассмотрены субъективное благополучие личности сотрудников органов внутренних дел и его психологические детерминанты. Важность изучения данного феномена в этом контексте обусловлена, с одной стороны, спецификой профессиональных задач, а с другой - большим количеством негативных психологических факторов, сопутствующих профессии полицейского. Так, напряженные, а зачастую экстремальные условия труда сказываются на психологических особенностях личности и ее субъективном благополучии. Рассмотрение проблемы субъективного благополучия сотрудников органов внутренних дел, на наш взгляд, дает возможности для более содержательного и комплексного исследования всей системы регуляции и саморегуляции их личности и имеет практическое значение в плане оказания психологической помощи, профессионального становления и развития личности.
Не излагая данных подробного анализа понимания субъективного благополучия в психологии, отметим, что, на наш взгляд, наиболее продуктивным представляется изучение этого феномена с позиций системного и регулятивного подходов [2]. Здесь субъективное благополучие интерпретируется как переживание, имеющее особую значимость для личности и характеризующееся обобщенностью и относительной устойчивостью [3]. Этот вид переживания понимается как некая работа с внутренним опытом человека, суть которой заключается в выражении собственного отношения личности к себе, своей жизни в целом и наиболее значимым ее аспектам с точки зрения усвоенных нормативных представлений о внешней и внутренней среде, результатом данной работы является ощущение удовлетворенности [4].
Другими словами, субъективное благополучие как переживание заключается в сопоставлении личностью своего внутреннего мира и внешней действительности, оценивании наиболее значимых результатов данного сопоставления на предмет приемлемого для личности соответствия.
Такая трактовка субъективного благополучия соотносится с более широким пониманием процесса переживания в рамках рефлексивно-регулятивного подхода. Здесь переживание понимается как глобальный регулятивный механизм, суть которого в широком смысле заключается в соотнесении человеком внешнего и внутреннего мира за счет рефлексии, в результате чего происходит динамика существующих ценностей и смыслов, которые, в свою очередь, разворачиваются в активности [5]. Само же субъективное благополучие личности может выступать основным показателем «самомониторинга» функционирования личности, включая регулятивные процессы. Таким образом, субъективное благополучие является своего рода внутренним мерилом, регулятором бытия субъекта, в котором сходятся его цели, программы и их реализация [1]. При этом процесс переживания, а следовательно, и переживание субъективного благополучия, во взаимосвязи включает в себя все компоненты системы регуляции: ценностно-смысловую сферу, рефлексию, аффективную, когнитивную и конативную активность. Исходя из данного понимания структуры и функции процесса переживания, можно заключить, что субъективное благополучие личности будет во многом детерминировано функционированием его компонентов. Можно предположить, что наиболее благоприятный показатель субъективного благополучия будет связан со слаженной работой всех компонентов переживания в системе регуляции.
Таким образом, целью данной статьи является представление результатов исследования взаимосвязи субъективного благополучия с компонентами переживания личности на примере сотрудников органов внутренних дел.
В исследовании приняло участие 150 сотрудников, занимающие офицерские должности, в их числе сотрудники районных отделов МВД, УМВД, образовательной организации МВД в возрасте от 23 до 40 лет, со стажем работы не менее 2 лет.
Для решения исследовательских задач был сформирован комплекс методик, включающий
218
в себя методики, направленные на исследование психологических детерминант субъективного благополучия: ценностно-смысловой сферы, рефлексии, активности - Морфологический тест жизненных ценностей (МТЖЦ) (В.Ф. Сопов); Индивидуальная мера рефлексивности (А.В. Карпов, В.В. Пономарева); Дифференциальный тип рефлексии (Д.А. Леонтьев, Е.М. Лаптева, Е.Н. Осин, А.Ж. Салихова); Опросник психологических защит (LSI) Плутчика-Келлермана-Конте; Методика определения копинг-механизмов Р. Лазаруса, С. Фолкма-на; Интегральная удовлетворенность трудом (А.В. Батаршев); Шкала удовлетворенности жизнью (Э. Динер); Шкала субъективного благополучия (ШСБ) (адаптированный русскоязычный вариант) (М.В. Соколова). Для определения взаимосвязи были использованы методы сравнительного и корреляционного анализа. Корреляционный анализ проводился при помощи коэффициента корреляции Пирсона.
На первом этапе проводилось исследование субъективного благополучия. В результате обработки данных выявилось, что у 55% испытуемых всей выборки показатели субъективного благополучия свидетельствуют об умеренной его выраженности, когда у личности отсутствуют серьезные проблемы, но при этом отсутствует и полный эмоциональный комфорт. У 35% испытуемых аналогичный показатель отклоняется в сторону субъективного неблагополучия, когда для личности харак-терены эмоциональный дискомфорт, тревога, пессимизм, замкнутость, подверженность негативному влиянию стресса, общая неудовлетворенность собой. Для 10% испытуемых характерно наиболее выраженное субъективное благополучие, когда личность не испытывает серьезных эмоциональных проблем, достаточно уверена в себе, активна, успешно взаимодействует с окружающими, адекватно управляет своим поведением. Отметим, что значимых различий в показателях субъективного благополучия мужчин и женщин выявлено не было. В целом у большей части выборки в той или степени присутствует внутренний дискомфорт, негативные эмоциональные переживания, связанные с оценкой реальности. При этом важно отметить, что обнаружилась значимая взаимосвязь субъективного благополучия, уровня профессиональных достижений и профессионального успеха (0,277 при p<0,05). Следовательно, для сотрудников показатель субъективного благополучия явля-
ется важным в процессе профессионального становления и самореализации.
При исследовании компонентов переживания как детерминант субъективного благополучия были выявлены следующие проблемы.
При изучении ценностно-смысловой сферы и субъективного благополучия были выявлены взаимосвязи показателей субъективного благополучия, удовлетворенности трудовой деятельностью и значимости определенных жизненных ценностей, причем взаимосвязи имели специфику по гендерному признаку. Специфика значимых взаимосвязей в мужской и женской выборках выражается в следующих основных особенностях: наличие взаимосвязей между показателями субъективного благополучия; наличие взаимосвязей между значимыми ценностями и показателями субъективного благополучия.
Так, у мужчин отмечается значимая связь: удовлетворенность трудом - субъективное благополучие - удовлетворенность жизнью. Субъективное благополучие зависит как от степени удовлетворенности трудом, так и от степени удовлетворенности жизнью в целом. Однако сами эти показатели (удовлетворенность трудом и удовлетворенность жизнью в целом) не имеют связи, что может свидетельствовать о противоречивых отношениях работы и личной жизни человека. Анализируя специфику взаимосвязи ценностей с показателями успешности и благополучия, необходимо отметить, что у мужчин наблюдается почти полное их отсутствие, за исключением отрицательной взаимосвязи между сферой семейной жизни и удовлетворенностью трудом. В данном случае возможны противоречия двух значимых сфер, что отчасти подтверждает предыдущий тезис. Получается, что трудовая деятельность не только не способствует развитию и реализации данной ценности, а, напротив, «блокирует» ее. В целом у мужчин при достаточно хорошей сформированности ценностной сферы она остается как бы «изолированной» от зоны успеха, и реализация значимых ценностей в профессиональной деятельности и жизни в целом не свидетельствует о субъективном благополучии, или же реальные жизненные обстоятельства не дают возможности реализовать личности наиболее значимые ценности.
У женщин же наблюдается несколько иная картина: появляется значимая взаимосвязь между показателями удовлетворенности трудом и удовлетворенности жизнью, наряду со
219
значимыми связями между удовлетворенностью трудом и субъективным благополучием, удовлетворенностью жизнью и субъективным благополучием, что может говорить о более целостном представлении жизни женщинами, по сравнению с мужчинами. Кроме того, в выборке женщин присутствуют значимые взаимосвязи между ценностями, сферами жизни и показателями успешности трудовой деятельности и жизни в целом. В данном случае удовлетворенность трудом взаимосвязана со значимостью таких ценностей, как собственный престиж, духовное удовлетворение, достижения, а удовлетворенность жизнью имеет значимые взаимосвязи с такими ценностями, как семейная жизнь, образование. Мы можем предположить, что данные ценности через показатели удовлетворенности трудом и жизнью косвенно детерминируют субъективное благополучие женщин.
При исследовании взаимосвязи рефлексии с показателями субъективного благополучия были получены данные, не имеющие значимых различий по гендерному признаку. По результатам корреляционного анализа можно отметить наличие значимых корреляций между отдельными видами рефлексии и показателями субъективного благополучия.
Во-первых, в диапазон значимости попадает взаимосвязь между общим уровнем субъективного благополучия и ретроспективной рефлексией (0,33). Если обратить внимание на особенности обработки данных, полученных в результате проведения методики «Шкала субъективного благополучия», то можно увидеть, что наиболее низкие показатели свидетельствуют о высшей степени субъективного благополучия. Соответственно, чем больше испытуемые задумываются и пытаются анализировать свое прошлое, тем более уязвимым становится их субъективное благополучие, т.е. обращение в прошлое не несет положительных эмоций, а лишь вызывает всеобщее напряжение и негативные эмоции. Возможно, проблема здесь кроется в том, что у человека просто не хватает навыков продуктивной работы с прошлым опытом. Либо возможен такой факт, когда низкий уровень субъективного благополучия вызывает внутренний дискомфорт у личности и как бы провоцирует работу с прошлым опытом с целью найти ответы по разрешению данного дискомфорта. Во-вторых, такой показатель субъективного благополучия, как напряженность и чувствительность, имеет значимые
взаимосвязи с ретроспективной рефлексией (0,36), что согласуется с предыдущим описанием; а также с проспективной рефлексией (0,41), это говорит о том, что и размышления о будущем, планирование и прогнозирование также не приносят особого удовольствия испытуемым, вызывают повышенную напряженность. В-третьих, - и это, на наш взгляд, является не менее интересным - показатель субъективного благополучия «изменение настроения» значимо связан практически со всеми показателями рефлексии, т.е. зачастую размышления, анализ прошлого, будущего и настоящего отрицательно сказываются на настроении личности, вызывая негативные переживания. В-четвертых, такой показатель субъективного благополучия, как самооценка, значимо взаимосвязан с рефлексией настоящей деятельности (0,41). Соответственно, анализ наличной ситуации и себя в ней может существенно снижать самооценку испытуемых, либо, наоборот, заниженная самооценка актуализирует данный вид рефлексии.
Таким образом, мы можем отметить следующую интересную тенденцию: чем больше у человека проявляются рефлексивные способности, так необходимые в современном мире, тем меньшим становится его субъективное благополучие. В связи с этим возникает вопрос о продуктивности самого рефлексивного процесса и его исследовании.
При изучении взаимосвязей видов рефлексии, выделенных на основании ее продуктивности, не обнаружилось значимых взаимосвязей с субъективным благополучием. Так, системная рефлексия, позволяющая человеку продуктивно осмысливать свою жизнь и деятельность, перерабатывать полученный опыт, прогнозировать, делать верные выводы, не имеет значимой взаимосвязи ни с субъективным благополучием, ни с успешностью профессиональной деятельности. При этом отмечается значимая взаимосвязь между квазирефлексией и успешностью служебной деятельности (-0,42). Этот вид рефлексии мешает эффективному осуществлению служебной деятельности, т.к. уводит человека от реальности, провоцирует излишнее фантазирование по поводу своей жизни. В свою очередь, неуспех в служебной деятельности ведет к усугублению данного вида рефлексии.
При изучении субъективного благополучия и особенностей защитно-совладающего поведения было обнаружено наибольшее количе-
220
ство значимых взаимосвязей между данными показателями, при этом не было обнаружено значимых различий между мужской и женской выборками. Так, положительная взаимосвязь присутствует между конфронтацией и субъективным благополучием (0,270). При этом нужно учитывать особенность обработки методики «Шкала субъективного благополучия». Так как корреляция положительная, то получается, чем чаще сотрудники проявляют конфронтацию, тем им труднее достигнуть субъективного благополучия. А сотрудники, использующие данную ко-пинг-стратегию, часто «напрашиваются на конфликт», ссорятся с кем-то, отстаивают свою позицию, «борются за справедливость». Получается, что такое поведение препятствует повышению уровня их субъективного благополучия.
Значимая взаимосвязь выявлена между таким способом совладания, как планирование решения проблемы, и субъективным благополучием (-0,241), причем эта взаимосвязь отрицательная. Получается, что, чем чаще сотрудники данной выборки используют такую копинг-стратегию, как планирование решения проблемы, тем выше их уровень субъективного благополучия. Данная стратегия совла-дания предполагает активную работу по изменению стрессовой ситуации в наилучшую для сотрудника сторону. Защитный механизм регрессии также связан с субъективным благополучием (0,571) положительной связью. Склонность к детскому типу реагирования на стрессовую ситуацию уменьшает возможность ощущения субъективного благополучия, блокирует возможность его достижения.
Поиск социальной поддержки связан с профессиональными достижениями (0,287). Это говорит, что сотрудники, часто обращающиеся за помощью к семье, друзьям и коллегам, проще справляются со стрессовыми ситуациями в ходе профессиональной деятельности, а следовательно, быстрее добиваются успеха на службе и субъективного благополучия в целом.
Выявлены значимые взаимосвязи между проекцией и субъективным благополучием (0,429), проекцией и профессиональными достижениями (-0,274). Чем чаще сотрудники данной выборки бессознательно приписывают свои чувства и эмоции другим людям, при этом не решая свою проблему, а отрицая ее, тем менее доступным становится достижение субъективного благополучия.
Таким образом, субъективное благополучие имеет прямую взаимозависимость с такими способами защитно-совладающего поведения, как планирование решения проблемы и поиск социальной поддержки, и обратную взаимозависимость с конфронтацией, регрессией и проекцией. Соответственно, планирование решения проблемы и поиск социальной поддержки можно считать эффективными способами совладания, которые способствуют субъективному благополучию личности, а конфронтацию, регрессию и проекцию - способами и механизмами, препятствующими ему.
Обобщение результатов проведенного исследования позволяет сделать ряд выводов.
Во-первых, наиболее перспективным является понимание субъективного благополучия как показателя переживания человеком наиболее значимого для него опыта с целью сопоставления и оценки внешнего и внутреннего мира.
Во-вторых, компоненты переживания являются внутренними детерминантами субъективного благополучия. Именно от их согласованности, простроенности в системе регуляции, от того, насколько человек продуктивно работает с личным опытом, выстраивает свой внутренний мир, исходя из реалий окружающей действительности, во многом будет зависеть и показатель субъективного благополучия.
В-третьих, в исследуемой выборке представлена не совсем благоприятная картина субъективного благополучия, а именно для большей части выборки характерен внутренний дискомфорт, негативные эмоциональные переживания, связанные с оценкой реальности. При этом субъективное благополучие значимо связано с показателями удовлетворенности трудом и профессионального успеха.
В-четвертых, предыдущий вывод тесным образом связан с тем, что ценностно-смысловой и рефлексивный компоненты переживания обнаруживают небольшое количество взаимосвязей с субъективным благополучием. Так, наиболее значимым компонентом, детерминирующим благоприятные показатели субъективного благополучия, является активность, а именно способы совладающего поведения и защитные механизмы. Ценностно-смысловой компонент переживания, представляющий содержательную сторону регуля-
221
ции, «ядро» внутреннего мира, практически не связан с субъективным благополучием. Рефлексивный компонент имеет негативную детерминацию субъективного благополучия. Можно сказать, что механизм переживания субъективного благополучия является неоформленным, когда для его достижения личность использует в основном поведенческие паттерны, при этом не уделяет внимания продуктивному осмыслению жизненного опыта, оцениванию себя и своей деятельности, не уделяет достаточно внимания самореализации. Возможно, это и является причиной достаточно низкого его уровня в исследуемой выборке.
В-пятых, для профессии полицейского сформированный механизм переживания субъ-
1. Шамионов Р.М. Субъективное благополучие личности как субъекта социального бытия //Изв. Саратов. ун-та. Нов. сер. Сер.: Философия. Психология. Педагогика. 2014. Т. 14. Вып. 1. С. 80-84.
2. Бочарова Е.Е. Теоретико-концептуальные основания исследования проблемы субъективного благополучия // Вестн. МГОУ. Сер. «Психологические науки». 2012. № 2. С. 38-44.
3. Шамионов Р.М. Психология субъективного благополучия // Мир психологии. 2002. № 2. С.143-148
4. Куликов Л. В. Психология настроения. СПб., 1997.
5. Шаров А. С. Психология переживания: природа, механизмы, феномены // Мир психологии. 2004. № 1. С. 214-226.
ективного благополучия имеет огромное значение, т.к. позволяет наиболее продуктивно и осмысленно выполнять свои обязанности, осознавать ценности и важность своей профессии для общества, грамотно организовывать свою личную жизнь. Поэтому практическая значимость проведенного исследования заключается в выявленной необходимости разработки программы, направленной на формирование механизма переживания субъективного благополучия, а именно активизацию процессов самореализации, профессионального становления, системной рефлексии, конструктивных способов защитно-совладающего поведения.
1. Shamionov R.M. Subjective well-being of the individual as a subject of social existence // Bull. of Saratov university. New ser. Ser.: Philosophy. Psychology. Pedagogy. 2014. Vol. 1. P. 80-84.
2. Bocharova E.E. Theoretical-conceptual foundation study of subjective well-being // Bull. of MSRU. Ser. «Psychological science». 2012. № 2. P. 38-44.
3. Shamionov R.M. Subjective well-being psychology // The world of psychology. 2002. № 2. P. 143-148.
4. Kulikov L. V. Psychology mood. St. Petersburg, 1997.
5. Sharov A.S. Psychology of experiencing nature, mechanisms, phenomena // The world of psychology. 2004. № 1. P. 214-226.