УДК 159.9.072.43 Зенина Светлана Рашидовна
кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии Амурского государственного университета тел.: (4162) 39-46-26
ОСОБЕННОСТИ
СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СФЕРЕ
Zenina Svetlana Rashidovna
PhD in Psychology, Assistant Professor of Psychology and Education Science Department, Amur State University tel.: (4162) 39-46-26
FEATURES OF TEACHING EMPLOYEES’ SUBJECTIVE WELLBEING IN THE PROFESSIONAL SPHERE
Аннотация:
В статье рассматривается проблема субъективного благополучия педагогических работников в профессиональной сфере. Названы основные компоненты субъективного благополучия в профессиональной сфере. Представлены результаты эмпирического исследования субъективного благополучия и его компонентов у педагогических работников.
Ключевые слова:
субъективное благополучие, субъективное благополучие в профессиональной сфере, ценности, удовлетворенность трудом.
Summary:
The article is concerned with the issue of teaching employees’ subjective wellbeing in their professional sphere. The author registers the basic components of subjective wellbeing in the vocational area and presents results of the empirical study of the subjective wellbeing and its components.
Keywords:
subjective wellbeing, subjective wellbeing in the professional sphere, values, job satisfaction.
Субъективное благополучие личности в профессиональной сфере приобретает все большую значимость не только для самой личности, которая стремится к самоактуализации в профессии, но и для общества в целом, которое, в свою очередь, заинтересовано в высококвалифицированных трудовых кадрах.
Личность, субъективно благополучная в профессии, показывает более высокие результаты в работе и более успешно адаптируется к профессиональной среде, что достигается положительным отношением человека к выполняемой профессиональной деятельности.
Проблема субъективного благополучия получила свое развитие, прежде всего, в зарубежной психологии. Яркими представителями, уделяющими внимания данной проблеме, являются М. Аргайл, М. Селигман, Эд Динер, Эндрюс и Уайтни, а также некоторые другие.
В отечественной психологии данной проблеме стали уделять внимание не так уж давно. К числу авторов можно отнести лишь немногих ученых последнего времени (Р.М. Шаминов, М.В. Соколова, В.А. Хащенко).
В.А. Хащенко субъективное благополучие определяет как интегральный психологический показатель жизни человека, отражающий ценностные аспекты отношения человека к различным сферам его жизни, а также уровень адаптации к ним [1, с. 40].
Субъективное благополучие в профессиональной сфере является составным компонентом субъективного благополучия в целом и отражает отношение личности к профессиональным аспектам жизни, выражает его жизненную позицию в профессиональной сфере [2, с. 40].
Проблема субъективного благополучия педагогических работников на сегодняшний день достаточно актуальна. Реформирование сферы образования вызывает много споров и вопросов у всех субъектов образовательного процесса.
В качестве основного компонента субъективного благополучия различные исследователи называют ценностный компонент. Ценностные аспекты отношения педагогов к своей профессиональной деятельности очень важны. Это связано, прежде всего, с тем, что педагог часто выступает для обучающихся эталоном нравственных качеств, ориентиром, в том числе и в профессиональной сфере.
Возможность реализации ценностей в профессии способствует возникновению удовлетворения от выполняемой деятельности, повышая уровень субъективного благополучия в профессии. Субъективно благополучные педагоги в профессиональной сфере быстрее адаптируются к новым условиям работы и демонстрируют высокий уровень адаптивности, что в дальнейшем помогает сохранять ощущение благополучия [3].
Таким образом, компонентами субъективного благополучия педагогов в профессиональной сфере выступают: 1) ценностные аспекты отношения педагогов к профессиональной деятельности; 2) уровень удовлетворенности трудом.
Эти теоретические предпосылки позволили организовать эмпирическое исследование особенностей субъективного благополучия педагогических работников в профессиональной сфере. Исследование было организовано на базе Государственного образовательного учреждения начального профессионального образования «Профессиональный лицей № 26» г. Благовещенска. Выборку составили 20 педагогических работников.
Для проведения исследования были отобраны следующие методики:
- шкала субъективного благополучия Н.В. Соколовой [4, с. 443-447];
- методика «Ценностные ориентации» М. Рокича [5];
- методика «Интегральная удовлетворенность трудом» [6].
С помощью методики «Шкала субъективного благополучия» Н.В. Соколовой было выявлено, что 70 % испытуемых обладают низким уровнем субъективного благополучия. Для этой группы педагогов может быть характерно состояние напряженности и чувствительность, изменчивость настроения и низкая оценка своего здоровья.
Другие 20 % демонстрируют нормальный уровень благополучия, а это может свидетельствовать о том, что они чувствуют себя достаточно комфортно в повседневной жизни. И лишь 10 % педагогов показывают высокий уровень субъективного благополучия.
Учитывая тот факт, что 20 % испытуемых скорее благополучны, чем не благополучны, группа педагогов была разделена на две подгруппы: субъективно благополучные и субъективно не благополучные.
Таблица 1 - Процентное соотношение уровневых показателей по шкалам в группах испытуемых
№ Наименование шкалы Уровни
Низкий Норма Высокий
<и 1 - и й е 5у ГО О с; ю <и _0 0 I 1 т ш ь ё Зо Р ю то ^ ц О ф X ф 1 - И й е 5у ГО О с; ю Субъективно не благополучные <и 1 - £ § Й е 5у ГО О с; ю <и _0 0 I 1 т ш ь £ За Р ю то ^ ц О ф X
1 Напряженность и чувствительность 66,5 14,3 33,5 57,1 0 28,6
2 Признаки, сопровождающие основную психоэмоциональную симптоматику 33,5 28,6 66,5 57,1 0 14,3
3 Изменения настроения 33,5 85,7 66,5 0 0 14,3
4 Значимость социального окружения 33,5 85,7 66,5 14,3 0 0
5 Самооценка здоровья 33,5 14,3 66,5 85,7 0 0
6 Степень удовлетворенности повседневной деятельностью 0 57,1 66,5 28,6 33,5 14,3
Статистически достоверные различия были получены по шкалам «Изменение настроения», «Значимость социального окружения», «Степень удовлетворенности повседневной деятельностью».
В группе субъективно неблагополучных педагогов статистически достоверно фон настроения более низкий, чем в группе педагогов субъективно благополучных (и= 12 при р=0,01).
Значимость социального окружения для субъективно благополучных и субъективно неблагополучных педагогов также статистически достоверно отличается (и=4 при р=0,001). Субъективно неблагополучные педагоги часто ощущают себя одинокими, и им не хватает поддержки друзей и семьи. Такое восприятие социального окружения может быть обусловлено общим уровнем психоэмоционального состояния.
Низкий уровень в группе субъективно неблагополучных педагогов отмечен и по шкале «степень удовлетворенности повседневной деятельностью» (и= 14 при р=0,02).
Таким образом, субъективно неблагополучные педагоги проявляют более низкий эмоциональный фон настроения, уровень удовлетворенности повседневной деятельностью, а также отмечают низкий уровень значимости социального окружения по сравнению с субъективно благополучными педагогами.
С помощью методики «Ценностные ориентации» М. Рокича были выявлены ведущие терминальные и инструментальные ценности педагогов.
Субъективно благополучные педагоги единодушны в выборе «главных ценностей». Они отдали предпочтение таким ценностям, как: здоровье, любовь, интересная работа, материально обеспеченная и счастливая семейная жизнь.
Для субъективно не благополучных педагогов также наиболее значимой ценностью выступает здоровье. Их иерархия ценностей - целей выглядит следующим образом: здоровье, счастье других, свобода, творчество, познание, красота, природа, искусство. Такие доминирующие ценности говорят также о высокой степени личностной неопределенности.
Сопоставляя иерархии терминальных ценностей в группах с помощью и - критерия Манна -Уитни [7, с. 49-55] были выявлены следующие достоверные отличия. Субъективно благополучные педагоги большее значение, чем субъективно не благополучные, придают таким ценностям, как жизненная мудрость (и=10, р=0,008), интересная работа (и=12, р=0,01), материально обеспеченная жизнь (и=12, р=0,01), развлечения (и =18, р=0,04), уверенность в себе (и=12, р=0,01).
Анализ данных по списку инструментальных ценностей испытуемых показал: большинство субъективно благополучных педагогов (66,6 %) убежденны в том, что человек, прежде всего, должен быть воспитанным, образованным и хорошо владеть собой. Субъективно не благополучные педагоги, напротив, ценят, прежде всего, ответственность, терпимость и честность, не исключается и воспитанность.
Статистически же достоверные отличия были получены по таким ценностям, как исполнительность (и=12, р=0,01) и непримиримость к недостаткам в себе и других (и =18, р=0,04).
Методика «Интегральная удовлетворенность трудом» позволила определить процентное соотношение общей удовлетворенности трудом в исследуемых группах.
Субъективно благополучные педагоги имеют средний уровень удовлетворенности трудом. Причиной тому могут служить различные факторы, одним из которых является восприятие этими сотрудниками требований, предъявляемых к ним как чрезмерных. Субъективно неблагополучные педагоги обнаружили высокий уровень удовлетворенности трудом (85,7 %).
Субъективно неблагополучные педагоги статистически достоверно больше удовлетворены взаимоотношениям с сотрудниками (и=2, р=0,0009), чем субъективно благополучные респонденты. Отметим и тот факт, что субъективно не благополучные педагоги значительно больше удовлетворены и взаимоотношениями с руководством (и=18, р=0,04).
Скорее предпочтут высокий заработок выполняемой работе также субъективно не благополучные педагоги (и=14, р=0,02). Субъективно же благополучные педагоги в большей степени удовлетворены условиями труда, чем субъективно не благополучные (и=10, р=0,008)
Выводы:
1. Значительная часть опрошенный педагогических работников имеет низкий уровень субъективного благополучия, который выражается в низком фоне настроения, низком уровне удовлетворенности повседневной деятельностью и низкой значимостью для них социального окружения.
2. Субъективно благополучные педагоги большее значение, чем субъективно не благополучные, придают таким ценностям, как жизненная мудрость, интересная работа, материально обеспеченная жизнь, развлечения, уверенность в себе.
3 Уровень удовлетворенности трудом выше у субъективно не благополучных педагогов. Они достоверно больше удовлетворены взаимоотношениями с сотрудниками и взаимоотношениями с руководством. Однако скорее, чем субъективно благополучные педагоги, предпочтут высокий заработок выполняемой работе.
Ссылки:
1. Бреслав Г.М. Психология эмоций. М., 2004.
2. Там же.
3. Взаимосвязь ценностных ориентаций, стратегий поведения и субъективного благополучия личности. иР1_: http://vak.ed.gov.ru (дата обращения:
02.04.2012).
4. Батаршев А.В. Базовые психологические свойства и профессиональное самоопределение личности: практическое руководство по психологической диагностике. СПб., 2005.
5. Ценностные ориентации (Рокич). иР1_: http://www.vsetesti.ru (дата обращения: 05.04.2012).
6. Интегральная удовлетворенность трудом. иР1_: http://www.vsetesti.ru (дата обращения: 05.04.2012).
7. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб., 2007.
References (transliterated):
1. Breslav G.M. Psikhologiya emotsiy. M., 2004.
2. Ibid.
3. Vzaimosvyaz' tsennostnykh orientatsiy, strategiy
povedeniya i sub"ektivnogo blagopoluchiya lichnosti. URL: http://vak.ed.gov.ru (date of access:
02.04.2012).
4. Batarshev A.V. Bazovye psikhologicheskie svoystva i professional'noe samoopredelenie lichnosti: praktich-eskoe rukovodstvo po psikhologicheskoy diagnostike. SPb., 2005.
5. Tsennostnye orientatsii (Rokich). URL:
http://www.vsetesti.ru (date of access: 05.04.2012).
6. Integral'naya udovletvorennost' trudom. URL: http://www.vsetesti.ru (date of access: 05.04.2012).
7. Sidorenko E.V. Metody matematicheskoy obrabotki v psikhologii. SPb., 2007.