Научная статья на тему 'К вопросу изучения специфики китайской традиционной живописи'

К вопросу изучения специфики китайской традиционной живописи Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
543
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИТАЙСКАЯ ТРАДИЦИОННАЯ ЖИВОПИСЬ / ЕВРОПЕЙСКАЯ ЖИВОПИСЬ / CHINESE TRADITIONAL PAINTING / EUROPEAN PAINTING

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Чай Хун

Автором статьи проанализирована специфика развития традиционной живописи Китая в контексте диалога с западной культурой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Questions about studying the specifics of chinese traditional painting

The author of the article analyzes the specifics of Chinese traditional painting in the context of dialogue with the Western culture.

Текст научной работы на тему «К вопросу изучения специфики китайской традиционной живописи»

Questions about studying the specifics of Chinese traditional painting

Konstruktive Funktion erfüllen hier durchgehende Melodie -, Intonationskomplex — oder Tonwirkung. In der ganzen Darlegung der Musikmaterie malt sich Logik des chromatischen Systems ab. Ein leuchtendes Beispiel der„aufgehobenen Tonalität“ ist „Also sprach Zarathustra“ von R. Strauss (N.18-7t.: Ziemlich langsam). Vier Zustände der Tonalität, die das System der Atonikalität (wie ein besonderes System) nun enthält, befinden sich zwischen spätromantischer erweiterter Tonalität und freier Zwölftonmusik, „neuer Tonalität“ des XX. Jahrhunderts. Spätromantische Zustände der Tonalität brachten eine der wichtigsten Richtungen der Entwicklungsgeschichte der europäischen Harmonie

zum Ausdruck, die mit der Schaffung einer neuen Tradition des harmonischen Denkens zu tun hat. Zum Ergebnis wurde nicht nur Zwölftonmusik, sondern auch Individualisierung der harmonischen Strukturen, insbesondere im Schaffen von S. Prokofjew. Im Ganzen hatte das Phänomen der spätromantischen erweiterten Tonalität als Atonikalität (einbezogen nicht nur behandelte Tonhöhensysteme, sondern auch andere atonika-le Zustände (Polytonalität, Bitonalität im Schaffen von G. Mahler) einen beträchtlichen Spielraum für weitere Entwicklung sowohl der spätromantischen harmonischen Techniken, als auch des ganzen europäischen harmonischen Systems.

Reference:

1. Rufer J. Die Zwölftonreihe: Träger einer neuen Tonalität//Österreichische Musik Zeitschrift, 1951, № 7.

2. Schönberg A. Harmonielehre. 3 Aufl., - Wien: UE, 1922.

3. Катунян М. К изучению новых тональных систем в современной музыке//Проблемы музыкальной науки. Вып. 5. - Moсква: Советский композитор, 1983.

4. Мдивани Т. Проблемы позднеромантической гармонии в творчестве австро-немецких композиторов конца XIX- начала XX вв. (A. Брукнер, Х. Вольф, Г. Малер, М. Регер). - Автореф. канд. искусств., Вильнюс, 1983

5. Тараканов М. Новая тональность в музыке ХХ века//Проблемы музыкальной науки. Вып. 1. - Moсква: Советский композитор, 1972.

6. Тюлин Ю. Современная музыка и ее историческое происхождение//Теоретические проблемы музыки ХХ века. Вып. 1 - Москва: Музыка, 1967.

7. Холопов Ю. Гармония. Теоретический курс -Москва: Музыка, 1988.

Chai Hong, Teaching Assistant, Luoyang Normal University, Academy Of Information

Technology, Luoyang. E-mail: yinxiang_nq@hotmail.com

Questions about studying the specifics of Chinese traditional painting

Abstract: The author of the article analyzes the specifics of Chinese traditional painting in the context of dialogue with the Western culture.

Keywords: Chinese traditional painting, European painting.

Чай Хун, ассистент, ЛоЯан педагогический университет Академии информационный технологи, ЛоЯан.

E-mail: yinxiang_nq@hotmail.com

К вопросу изучения специфики китайской традиционной живописи

Аннотация: автором статьи проанализирована специфика развития традиционной живописи Китая в контексте диалога с западной культурой.

Ключевые слова: китайская традиционная живопись, европейская живопись.

Традиционное искусство с древнейших времен словлено укладом его жизни, устоями мировоззрения,

является основой культуры каждого народа и обу- исторически сложившимися и передаваемыми из по-

21

Section 3. Study of art

коления в поколение обычаями, навыками, художественными принципами, нормами.

Китайская культура является одной из древнейших среди тех, которые существуют в современном мире. Зародилась она за несколько тысячелетий до нашей эры и непрерывно развивается до сих пор. Многочисленные набеги кочевников, кровопролитные и жестокие междоусобные войны, завоевания иноземцев неоднократно опустошали и разоряли страну. Тем не менее, величие культуры Китая состоит в том, что, не смотря ни на что, она продолжала существовать и противодействовать всем потрясениям как целостный и крепкий массив. Города восстанавливались по имеющимся чертежам и в рамках тех же традиций, и, как только наступала пауза, страна с той же интенсивностью начинала жить наполненной духовной и хозяйственной жизнью.

Возникновение изобразительного искусства Китая восходит к эпохе неолита и насчитывает около 6 тысяч лет, о чем свидетельствуют археологические раскопки около города Сиань (административный центр провинции Шэньси), где были найдены изделия с изображением человека, растений и животных, выполненые с помощью минеральных красок. Что касается наиболее ранних из известных сегодня живописных произведений на бумаге и шелке, то они были найдены при раскопках древних могил и насчитывают более 2 тысяч лет.

Китайская традиционная живопись (гохуа) — это яркое и самобытное явление мирового искусства, которое по тематике, форме и изобразительным средствам принципиально отличается от западной живописи. Основные ее формы выделились уже в IV — V вв. н. э. Для этого вида изобразительного искусства характерно использование шелковых или бумажных свитков, туши и красок, разведенных в воде. Специфика китайской традиционной живописи заключается в высокой технике письма кистью, тонкости цветовых оттенков, пластичности и выразительности линий, особом построении пространства в картине и отсутствии линейной перспективы.

Китайская традиционная живопись является феноменом восточной школы изобразительного искусства, а европейская — феноменом западной. В живописи эти художественные школы отражают эстетические ценности Востока и Запада. В искусствоведении принято сравнивать и анализировать эти художественные школы, что позволяет наилучшим образом выявлять их характерные особенности. Восточная и западная художественная школы имеют свой

исторический путь развития, и, естественно, способы выражения идей. Но общей их чертой является стремление к достоверному отражению внутреннего мира человека.

На первый взгляд картины китайских художников, выполненные в традиционной манере, во многом похожи. Однако это не так. По меньшей мере, следует различать два стиля китайской живописи — гунби и сеи. Картины в стиле гунби («тщательная кисть») отличаются скрупулезной выписанностью контурных линий, подчеркивающих детали предметов. Такая техника придает картинам декоративность. Картины, написанные в стиле сеи («передача идеи»), не имеют четких контурных линий. Здесь художник заботится больше о передаче эмоционального, душевного состояния, чем об изображении конкретных предметов.

Китайская традиционная живопись является одной из немногих существующих в современной культуре неевропейских традиций живописи. Зародилась она в древнем Китае и активно развивается по сегодняшний день. Китайскую традиционную живопись принято классифицировать по следующим жанрам: хуаняо («цветы и птицы»), шаньшуй («горы и вода») и жэньу (портрет). Для жанра хуаняо характерно отражение красоты и гармонии природы, а также ее взаимодействия с человеком. Наполненные глубоким философским смыслом пейзажи в жанре шаньшуй, символизируют единство и борьбу противоположностей инь и ян (темное женское и светлое мужское начало), сюжеты которых представлены изображениями крутых горных склонов, домов, башен и деревьев. Жанр жэньу включает портретный рисунок, исторические, дворцовые, бытовые, городские сюжеты, а также иллюстрации преданий и легенд.

Истоки китайской традиционной живописи восходят к доисторической эпохе. В период палеолита посредством производительного труда люди овладели способами обработки камня и производства каменных орудий, для которых характерны симметрия, сбалансированность, подбор цветовой гаммы и другие способы отображения эстетического мировоззрения человека того периода. Позже на керамических изделиях проявились некоторые черты неолита — живопись этого периода представляет собой роспись керамических изделий. В последующие годы постепенно появлялись образцы пещерной живописи, что обогатило содержание живописи доисторического периода. Первобытная живопись, содержащая в себе мудрость и творческий потенциал, отразила простые мечты людей той эпохи, их верования и образ жизни.

22

Questions about studying the specifics of Chinese traditional painting

Вначале XX в., вслед за постепенным проникновением в Китай западной индустриальной культуры, в стране произошли кардинальные изменения: крах феодального строя, ожесточенные вторжения иностранцев, военные столкновения, Синьхайская революция, революционные перевороты, основание Китайской Народной Республики. Значительные политические перемены существенно повлияли на развитие искусства и культуры. Так, с момента основания Китайской Народной Республики в истории живописи усилилась тенденция влияния западной школы изобразительного искусства на школу китайской традиционной живописи. В результате в изобразительном искусстве страны отчетливо выделились два стилистических направления: традиционная китайская живопись (гохуа) и китайская живопись с западной спецификой (сиянхуа). В современном мире, вслед-ствии стремительного развития новых технологий, культурный обмен между Востоком и Западом приобрел всеобъемлющий характер. В результате, под влиянием процессов глобализации усилилось неизбежное столкновение и взаимопроникновение культур различных стран мира, в том числе европейской и китайской художественных школ.

В настоящее время между Республикой Беларусь и Китайской Народной Республикой устанавливаются все более тесные и многосторонние связи, в том числе и в области культуры. В связи с этим в белорусском искусствоведении возникает необходимость бо-

лее глубокого изучения культурного наследия Китая, в частности — китайской традиционной живописи. Данная работа представляет собой исследование, которое существенно расширяет область изученности поставленной проблемы. Изобразительное искусство Китая представляет собой оригинальное, самобытное явление. Анализ феномена живописи Китая в условиях интенсивного развития взаимоотношений между культурными традициями Запада и Востока приобретает сегодня особую научную и духовно-практическую значимость. Осмыслив специфику китайской традиционной живописи, которая обладает уникальным эстетическим содержанием, можно раскрыть основные смыслообразующие ценности культуры страны.

Многие ученые Китая, Беларуси и России обращались к изучению отдельных вопросов развития китайской традиционной живописи XX — начала XXI в., но, несмотря на это, проблема остается открытой. До сих пор нет обобщающего исследования, посвященного данной проблематике. Необходимость всестороннего рассмотрения вопросов взаимодействия западной и китайской традиционной живописи определяет актуальность данного исследования. Таким образом, тема данной статьи вскрывает одну из важнейших проблем в изучении изобразительного искусства Китая, а именно выявляет специфику традиционной живописи Китая в контексте развития национального и европейского искусства XX — начала XXI в.

23

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.