Научная статья на тему 'Новаторство в многоцветной подглазурной росписи фарфора города Лилин (Китай)'

Новаторство в многоцветной подглазурной росписи фарфора города Лилин (Китай) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
241
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО / МНОГОЦВЕТНАЯ ПОДГЛАЗУРНАЯ РОСПИСЬ ФАРФОРА / НОВАТОРСТВО / ДЕКОР / MODERN ART / FIVE-COLOR PAINTING UNDER GLAZE / INNOVATION / DECORATIVE ART

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Хуан Вань

В то время как национальная культура испытывает влияние элементов иностранной культуры, она также выбирает или отбрасывает различные национальные черты, проходя процесс реорганизации. Подобный эволюционный процесс вносит оттенок современности, он основывается на традициях и привносит инновации в сферу культуры. Современное керамическое искусство обладает явными отличительными чертами современного искусства, а по сравнению с традиционным оно делает больший акцент на индивидуальном творчестве мастера, эстетическом восприятии и идейных концепциях, обладает духовным содержанием современной культуры. Сегодня среди мастеров многоцветного подглазурного фарфора города Лилин немалую активность проявляет группа молодых художников, которые подарили традиционным многоцветным подглазурным росписям фарфора новое дыхание и удивительные черты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MANYCOLOURED PAINTING ON CHINA ARTICLES COVERED WITH GLAZE INVENTED IN THE CITY OF LILING (CHINA)

While a national culture is influenced by elements of a foreign culture, it also selects or discards the different national characteristics, going through the process of reorganization. Such an evolutionary process brings a touch of modernity, it is based on tradition and innovation in the field of culture. The modern ceramic art has clear hallmarks of modern art, as compared with traditional. It puts more emphasis on individual creativity, aesthetic perception and ideological concepts and has spiritual contents of a contemporary culture. Today among the masters of polychrome underglaze porcelain painting there is a group of young artists in the city of Liling who have worked out new methods in the painting technique that the Chinese porcelain new breath and amazing features, in comparison with China articles decorated the traditional way of the underglaze paintings.

Текст научной работы на тему «Новаторство в многоцветной подглазурной росписи фарфора города Лилин (Китай)»

у ледника были реализованы на сцене с помощью новаторских световых эффектов. С помощью световых средств Хвостенко имитировал и движение автомобиля, и выезд на сцену поезда. Обилие неоновой рекламы создавало читаемую среду европейского города. Уличный шум, движение автомобилей, суета вокзального перрона воспринимались как яркие и самоценные картины повседневности индустриального Запада.

Условные лестничные конструкции в драматическом театре могли в то время восприниматься как тривиальное решение, общее место. Критик М. Шелюбский писал, что он разочарован решением художника [3]. Однако сегодня сохранившиеся эскизы Хвостенко впечатляют и убедительностью замысла, и чистотой, совершенством конструктивного и колористического воплощения.

Спектакль вызвал взрыв полемики. Предметом дискуссии стало прежде всего само обращение к сочинению Кшенека. «Сюжет ни в какой мере не может быть признан сколько-нибудь заслуживающим внимания, - писал Шелюбский (один из сторонников «пролетарского искусства»), - он банален от начала до конца, пропитан фарсовым «салом» и рассчитан на вкусы развлекающейся европейской буржуазии»[3].

Критик, опубликовавший рецензию в «Вечернем Киеве» под псевдонимом «Алегро», высказался остроумнее, но во многом солидарно с подобной оценкой спектакля: «В сюжете немножко экзотики, немножко от "гопля" (имея в виду влияние экспрессионизма, рецензент упоминает широко известную в этот период пьесу Э. Толлера «Гоп-ля, мы живем!» - прим. авт.), еще больше от "дансингов", от джаз-банда и "герлз". Это волшебная корзина, в которой потребитель находит все, что ему нужно» [4].

Между тем в музыкальных кругах сочинение Кшенека имело вполне позитивный резонанс. Музыка Кшенека, в особенности колористическое мастерство автора, была высоко оценена крупным украинским композитором Львом Ревуцким [5]. Он высоко оценил и дирижерскую трактовку Брагинского. Высокое качество партитуры вынужден был признать и Шелюбский: «Не спорим -в музыке "Джонни" при всей ее легковесности много затейливого, изобретательного и даже остроумного» [3]. Однако, опомнившись, рецензент вспоминает о требованиях более важных, чем эстетические: «...но дает ли эта музыка в конечном итоге здоровую зарядку, бодрый подъем, радостные стимулы жизне-утверждения? На этот вопрос надо ответить прямо: не дает» [3].

Рецензент «Аллегро» отмечал: «Запоминаются Джонни (Зубарев, Шуйский) и легкая разговорная игривость музыкальных фраз Ивонны» [4]. Вообще исполнительницу небольшой роли горничной Ивонны - З.М. Гайдай - особо выделяют реши-

Библиографический список

тельно все рецензенты. Зоя Гайдай вскоре станет крупнейшей оперной звездой Украины, народной артисткой СССР Характерно, что первый успех на киевской сцене принесла ей именно роль в опере Кшенека. Своей матери она отсылает фотографию с подписью: «Моей мамочке от проказницы Ивонны. З. Гайдай. Это самая лучшая моя роль (пока что)» [6].

Наиболее радикальный представитель «левого» искусства, критик Я. Юрмас рассматривал спектакль как сознательную попытку деструкции устаревших эстетических канонов. Отмечая недостатки постановки, он все же резюмировал: «В целом - спектакль интересный» [7].

В масштабной работе случались и элементарные промахи. Рецензент «Вечернего Киева» не без ехидного удовлетворения отмечает, что «в глетчерах усиленно читают "Вечерний Киев", экземпляры которого мы заметили в руках многих альпинистов и альпинисток. Вот какие подробности бросаются в глаза. Однако это не дает никакого права сказать, что мы не приметили "слона". Он тоже был. Огромный, грузный, экзотичный, подавляющий, но едва ли его появление вызывается настойчивой потребностью» [4].

Все же постановка стала событием не столько для широкого зрителя, сколько для круга знатоков. Самая дорогая и трудоемкая постановка сезона прошла 12 раз. И, вероятно, главная слабость киевской версии была определена активными, не всегда обоснованными изменениями в авторском либретто, носящими идеологический характер, и архаичными принципами актерского существования, вступающими в противоречие с музыкальным материалом.

Критерии оценки художественных явлений вскоре вовсе ушли из эстетической плоскости в плоскость сугубо идеологическую. «Новое искусство, - писал по этому поводу в конце ХХ века Ярослав Гордийчук, - могло быть только пролетарским и буржуазным. Такие искусственно созданные и формальные в своей сущности критерии <...> обуславливали ложные оценки заметных художественных явлений, в частности - оперы "Джонни играет"» [8, с. 123].

Современный исследователь Анна Веселовская, автор ценных работ об авангардном украинском театре, первой в нынешнем веке обратилась к спектаклю и привлекла к нему интерес искусствоведов [9], рассматривая, однако, его как явление, связанное с музыкальным экспрессионизмом. Между тем определение «Джонни наигрывает» как экспрессионистского сочинения весьма спорно. Экспрессионизм - лишь один из истоков этой оперы, наиболее отчетливо связанной с эстетикой «новой вещественности» («новой предметности»).

1. Станишевский, Ю. Национальный академический театр оперы и балета Украины. - Киев, 2002.

2. Дисковський, М. Проблема оперового репертуару // Пролетарська правда. - 1929. - 24 груд.

3. Шелюбский, М. Джонни наигрывает // Киевский пролетарий. - 1929. - 29 дек.

4. Алегро. [На укр. яз. верно в таком написании]. О чем играл «Джонни» / «Джонни наигрывает в Госопере // Вечерний Киев. - 1930. -2 янв.

5. Ревуцький, Л. Про двi постави КиТвськоТ державно!' опери // Радяньске мистецтво. - 1930. - № 12-13.

6. Фотоальбом Зои Гайдай // Архив-музей литературы и искусства Украины. Ф. 147. Оп. 1. Д. 1. Л. 3. Оригинал на укр. яз.

7. Юрмас, Г. «Джош грае» Кшенека на сцен КиТвськоТ опери // Пролетарська правда. - 1930. - 1 ачня.

8. Гордмчук, Я. Становлення украТнського музикального театру. - КиТв, 1990.

9. Веселовская, А.И. Экспрессионистские опыты музыкального театра Украины 1920-начала 1930-х годов // Авангард и театр 19101920-х годов / отв. ред. Г.Ф. Коваленко. - М., 2008.

Bibliography

1. Stanishevskiyj, Yu. Nacionaljnihyj akademicheskiyj teatr operih i baleta Ukrainih. - Kiev, 2002.

2. Diskovsjkiyj, M. Problema operovogo repertuaru // Proletarsjka pravda. - 1929. - 24 grud.

3. Shelyubskiyj, M. Dzhonni naigrihvaet // Kievskiyj proletariyj. - 1929. - 29 dek.

4. Alegro. [Na ukr. yaz. verno v takom napisanii]. O chem igral «Dzhonni» / «Dzhonni naigrihvaet v Gosopere // Vecherniyj Kiev. - 1930. -2 yanv.

5. Revucjkiyj, L. Pro dvi postavi KiТvsjko'!' derzhavnoi operi // Radyanjske mistectvo. - 1930. - № 12-13.

6. Fotoaljbom Zoi Gayjdayj // Arkhiv-muzeyj literaturih i iskusstva Ukrainih. F. 147. Op. 1. D. 1. L. 3. Original na ukr. yaz.

7. Yurmas, G. «Dzhoni grae» Ksheneka na seen KiТvsjkoТ operi // Proletarsjka pravda. - 1930. - 1 sichnya.

8. Gordiyjchuk, Ya. Stanovlennya ukramsjkogo muzikaljnogo teatru. - Knv, 1990.

9. Veselovskaya, A.I. Ehkspressionistskie opihtih muzihkaljnogo teatra Ukrainih 1920-nachala 1930-kh godov // Avangard i teatr 1910-1920-kh godov / otv. red. G.F. Kovalenko. - M., 2008.

Статья поступила в редакцию 04.10.14

УДК 738.1

Huang Wan. THE MANYCOLOURED PAINTING ON CHINA ARTICLES COVERED WITH GLAZE INVENTED IN THE CITY OF LILING (CHINA). While a national culture is influenced by elements of a foreign culture, it also selects or discards the different national characteristics, going through the process of reorganization. Such an evolutionary

process brings a touch of modernity, it is based on tradition and innovation in the field of culture. The modern ceramic art has clear hallmarks of modern art, as compared with traditional. It puts more emphasis on individual creativity, aesthetic perception and ideological concepts and has spiritual contents of a contemporary culture. Today among the masters of polychrome underglaze porcelain painting there is a group of young artists in the city of Liling who have worked out new methods in the painting technique that the Chinese porcelain new breath and amazing features, in comparison with China articles decorated the traditional way of the underglaze paintings.

Key words: modern art, five-color painting under glaze, innovation, decorative art.

Хуан Вань, ассистентка каф. Масляной живописи факультета Изобразительного искусства Шаогу-аньского института (г. Шаогуань, пров. Гуандун, Китай), аспирант каф. художественного образования и декоративного искусства РГПУ им. Гэрцена, г. Санкт-Петербург, Е-mail: [email protected]

НОВАТОРСТВО В МНОГОЦВЕТНОЙ ПОДГЛАЗУРНОЙ РОСПИСИ ФАРФОРА ГОРОДА ЛИЛИН (КИТАЙ)

В то время как национальная культура испытывает влияние элементов иностранной культуры, она также выбирает или отбрасывает различные национальные черты, проходя процесс реорганизации. Подобный эволюционный процесс вносит оттенок современности, он основывается на традициях и привносит инновации в сферу культуры. Современное керамическое искусство обладает явными отличительными чертами современного искусства, а по сравнению с традиционным - оно делает больший акцент на индивидуальном творчестве мастера, эстетическом восприятии и идейных концепциях, обладает духовным содержанием современной культуры. Сегодня среди мастеров многоцветного подглазурного фарфора города Лилин немалую активность проявляет группа молодых художников, которые подарили традиционным многоцветным подглазурным росписям фарфора новое дыхание и удивительные черты.

Ключевые слова: современное искусство, многоцветная подглазурная роспись фарфора, новаторство, декор.

Отличительной чертой изделий из фарфора Поднебесной являются орнаментальные росписи. В ходе тысячелетий развития китайской керамики утилитарность и декор переплелись воедино, и сформировался уникальный характер керамической культуры. В современных условиях эстетического многообразия искусство керамики, впитывавшее в течение тысячелетий исторические черты китайской культуры, заслуживает все большего внимания. В то же время, обновление и современное развитие художественных росписей фарфора города Лилин способствовало выходу их на более высокий художественный уровень с точки зрения новаторских тенденций, форм и приемов выразительности. Но общее развитие искусства привело также и к ситуации «соперничества всех ученых и сосуществования всех явлений».1 Абсолютно новые концепции, уникальные творческие идеи, богатство материалов, а также отточенные техники производства лилинского фарфора сформировали новые уникальные ремесленные и живописные формы.

В середине восьмидесятых годов ХХ века Китай в значительной степени подвергся влиянию западных художественных концепций, и современное китайское керамическое творчество с точки зрения форм и идей постепенно отделилось от традиционных представлений. Это проявилось в том, что художники на основе сюжетов и тем жанров китайской традиционной живописи «горы и воды» (шаньшуй) и «цветы и птицы» (хуаняо) пришли к созданию картин, в большей степени отличающихся индивидуальными эстетическими и художественными особенностями. Многие живописцы вышли за пределы использования традиционных техник подглазурной многоцветной росписи фарфора Лилина, таких как «нанесение пигмента между линий» (гоусянь фэньшуй), и приступили к свободному живописному творчеству непосредственно на заготовках, прошедших предварительный обжиг. В области форм изделий проявились эстетические ориентации западного кубизма, к тому же благодаря новаторским идеям и решениям в области техник и материалов современная подглазурная многоцветная роспись приобрела новый облик.

Китайский мастер Ли Чжэнъань (1968 г. рожд.) - исследователь, посвятивший области керамического искусства более двадцати лет жизни, разделил понятие керамического художественного производства на керамическое искусство и керамический дизайн. Искусство керамики в большей степени подчеркивает индивидуальность, в то время как в керамическом дизайне акцент делается на коммерциализацию. Ли Чжэнъань признается,

1 Лозунг «Пусть соперничают все учёные» является курсом КПК на развитие всех направлений в науке.

Рис.1. Ли Чжэнъань. Рис. 2. Ли Чжэньань. Звуки осени Легкий изящный танец в местности богатой водоемами

что главным своим достижением он считает тот факт, что в середине девяностых годов ХХ столетия ему удалось обнаружить новый метод создания многоцветного подглазурного рисунка: черепок покрывают медицинской марлей, а затем наносят краситель широкой кистью слой за слоем. Этот прием обеспечивает возможность многократного нанесения цвета без повреждения черепка, при этом после завершения процедуры поверхность заготовки остается гладкой и ровной. Этот метод также сделал возможным создание текстурного эффекта или эффекта масляной живописи, благодаря которому удалось достичь прекрасного сочетания искусства и техники, обогатить орнаментальный язык подглазурной многоцветной росписи, в результате чего она приобрела новый характер (содержание и значение) в сравнении с традиционным многоцветным подглазурным фарфором Лилина. С помощью этого метода китайский мастер Ли Чжэнъань завершил изделие под названием «Легкий изящный танец» (рис. 1), которое было передано в коллекцию Галереи искусств Китая.

В целом, произведения Ли Чжэнъаня рождают у зрителей не только ощущение изысканности, но и удивительное чувство теплоты и уюта. Мастер зачастую прибегает к абстрактному языку живописи, а благодаря прекрасному умению выявлять отношения между главными и второстепенными элементами, создает их сгущение и разряжение. Он располагает точки и линии, определяет цветовые и пространственные отношения, формирует текстуру произведений таким образом, что его работы рождают ощущение легкости, комфорта, уюта. (рис. 2) Произведения Ли Чжэнъаня в полной мере отражают эмоции и чувства автора.

Молодая художница, мастер многоцветной подглазурной росписи фарфора Чжан Сяолань (1972 г. рожд.) полагает, что в то время как национальная культура испытывает влияние элементов иностранной культуры, она также выбирает или отбрасывает различные национальные черты, проходя процесс реорганизации. Подобный эволюционный процесс вносит оттенок современности, он основывается на традициях и привносит инновации в сферу культуры. Группа произведений Чжан Сяолань под названием «Круглый источник» (рис. 3) получила золотую награду «Одиннадцатой выставки китайского современного керамического искусства». Изделия художницы являются ценным носителем современных художественных веяний. Анализируя форму созданных ею произведений, можно отметить, что она несколько отошла от традиционной формы многоцветного под-глазурного фарфора, создала сильный визуальный эффект с помощью цельных и массивных очертаний предметов. Выполняя роспись, мастер использовала живописный эффект «случайности», позволив красителю свободно распространиться по поверхности изделий. По мнению Чжан Сяолань, искусство многоцветной подглазурной росписи не должно ограничиваться традиционной эстетикой китайской «тонкой манеры письма» (гунби хуа).2 В приемах выразительности Чжан Сяолань обнаружила источник раскрытия собственной индивидуальности и выражения своих эмоций и чувств, ведь творчество не является лишь застывшим художественным языком. Для Чжан Сяолань характерно развитие многогранного творческого характера и стиля, разнообразных эстетических вкусовых предпочтений, приемов выразительности и творческих методов. Она создает произведения на основе традиций, но в то же время выбирает путь в тени традиций. Ее творчество явилось мостом, соединяющим традиции и современность. Художница отошла от формализма и приступила к поискам живописных средств, наиболее точно отражающих новую эпоху [1].

Хунань). Мастер полагает, что обновление лилинской подглазурной росписи не должно быть сковано рамками традиционного ремесла: используя преимущества традиций фарфора г. Лилин, можно найти новую точку прорыва в многоцветной подглазур-ной росписи. К примеру, работа профессора Чжан Яо «Ряд прекрасных пейзажей: у вершины облаков» (рис. 4) прежде всего с изобразительной точки зрения нарушила традиционные законы концентрических окружностей, открыв новые грани трехмерного пространства. К тому же с точки зрения декоративных форм выражения мастер использовал «точечность» языка западной живописи для передачи китайских пейзажей. Наложение нескольких слоев пигмента в точечной технике привело к появлению иллюзорного эффекта цветовых изменений, которого не могли добиться мастера традиционной многоцветной подглазурной росписи Лилина. Произведения Чжан Яо отражают многогранность творческого мышления и идей автора, а также символизируют обновленный подход к декору лилинского многоцветного под-глазурного фарфора. На основании заимствования оттенков и смыслов китайской монохроматической живописи мастер тонко включил в творчество эстетические вкусы современников. Именно поэтому произведения Чжан Яо наполнены свежим дыханием и удивительным очарованием, заставляют людей прочувствовать спокойствие и душевную теплоту [2; 3].

Современное искусство многоцветных подглазурных орнаментов фарфора является плодом социального и культурного развития, однако в Китае, культурном регионе, имеющем более чем пятитысячелетнюю историю, керамическая отделка сегодня все же бросает немало вызовов эстетическим стандартам и вкусам людей. Производство фарфора существовало в Лилине с древних времен, но изобретение подглазурной росписи произошло не более ста лет назад. Выдающиеся мастера старшего поколения по-прежнему сосредоточены в кругах керамического дела Лилина, и сегодня для выполнения многоцветной под-глазурной росписи фарфора они прибегают к приемам таких жанров традиционной китайской живописи, как «горы и реки» и «цветы и птицы».

Рис. 3. Чжан Сяолань. Круглый источник

Некоторые современные мастера подглазурной многоцветной росписи фарфора стали придавать все больше значения индивидуальному опыту и созданию самобытного стиля. В то же время они начали оценивать творчество с точки зрения его соответствия социальной и окружающей среде, стали уделять все больше внимания внутреннему миру и психологии человека. Стремления художников отошли от увлеченности внешней формой и переместились в сторону поиска языковых средств, отвечающих собственному внутреннему настроению и чувствам.

В 2001 году представитель мира керамического искусства профессор Чжан Яо (1963 г. рожд.) перешел из Художественной академии Шаньси в Хунаньский политехнический университет, подарив тем самым новое дыхание многоцветной подглазурной росписи лилинского фарфора и определив идейную эволюцию в сфере керамического искусства города Лилин (в провинции

2 Гунби хуа (тщательная кисть) - стиль традиционной китайской живописи гохуа (ИЩ), отличается тонкими четкими линиями, прорисовкой мельчайших деталей. Иногда этот стиль так и называют «стилем четких линий».

Рис. 4. Чжан Яо. Ряд прекрасных пейзажей: у вершины облаков

С древних времен и по сей день существовала неразрывная связь китайцев с традиционной живописью гохуа, а со временем эта связь превратилась в преклонение перед гохуа. В результате этого мастера были полностью сосредоточены на национальной живописи, именно в ней они искали путь в жизни, выражали свои чувства и радость, определяя характер искусства гохуа, данной культурной формы. Элементы духовной сущности, заключенные в искусстве гохуа, изменялись не вследствие преобразований внешних форм гохуа, но непрерывно укреплялись и росли на ее основе. К тому же в процессе своего развития китайская традиционная живопись была тесно связана с такими идейными течениями, как конфуцианство, даосизм и буддизм, которые явились носителем духовности китайского народа. Испокон веков китайские мыслители, политики, ученые, художники и поэты испытывали особенно сильные чувства к гохуа. Именно благодаря наличию столь укоренившихся представлений и концепций, многие весьма современные орнаменты фарфора с многоцветной подглазурной росписью, которые мы видим сегодня, отличаются

многочисленными китайскими элементами и следами традиционной живописи гохуа. Тем не менее, подобные отпечатки традиционной культуры, сохранившиеся в многоцветной подглазурной росписи, представляют собой огромную ценность.

Несомненно, влияние мастеров старшего поколения в этой области крайне велико. Художники старшего поколения высказывают неоднозначные оценки в отношении современного искусства декорирования фарфора. Однако небольшая группа юных живописцев, работающая над многоцветными подглазурными росписями фарфора, выбрала путь, переломного обновления для данной области. Эти молодые художники не только имеют прочные знания в области гохуа, но также и крайне восприимчиво относятся к современному искусству. Именно они являются связующим звеном между продолжением традиционного искусства и развитием современного, на них возложены большие надежды.

Библиографический список

Великий китайский деятель литературы Лу Синь3 (1881 -1936 гг.) в произведении «Старые здания на территории международных концессий в Шанхае. Сборник очерков» [4] сказал: «Лишь национальное может стать мировым». Людям нравится простое и изящное традиционное искусство, но еще более важно взаимодействие людей и искусства в движении времени. Таким образом, влияние, которое оказало современное западное искусство на многоцветную подглазурную роспись, является важным фактором и стимулом дальнейшего развития данного вида росписи фарфора. Однако если «современное искусство» полностью оторвется от традиционной национальной культуры, это будет, по меньшей мере, странно, недальновидно и, возможно, непоправимо. Сохранение ярких национальных особенностей традиционной многоцветной подглазурной росписи в процессе исторической трансформации художественного языка способно придать ей новое сильное стилевое звучание.

1. Чжан Сяолань. Взгляд на современное китайское образование в области керамики - краткий анализ современного керамического искусства на подглазурный фарфор // Фарфор: наука и искусство. - 2009. - № 1.

2. Сяо Лин, Вэй Юн, Цин Цзиньцзюнь. Слияние традиций и современности, единообразия и множественности - рассмотрение тенденций развития соременного искусства фарфора на примере «Выставки художественного обмена в области керамики» // Вестник Университета Уи. - 2009. - № 1.

3. Фэн Хуэй. К вопросу о современной эволюции искусства фарфора - обсуждение искусства фарфора Чжан Яо // Фарфор: наука и искусство. - 2009. - № 5.

4. Лу Синь. Старые здания на территории международных концессий в Шанхае. Сборник очерков. Шанхай: Книжный магазин Сань-сянь. - 1937.

Bibliography

1. Chzhan Syaolanj. Vzglyad na sovremennoe kitayjskoe obrazovanie v oblasti keramiki - kratkiyj analiz sovremennogo keramicheskogo iskusstva na podglazurnihyj farfor // Farfor: nauka i iskusstvo. - 2009. - № 1.

2. Syao Lin, Vehyj Yun, Cin Czinjczyunj. Sliyanie tradiciyj i sovremennosti, edinoobraziya i mnozhestvennosti - rassmotrenie tendenciyj razvitiya soremennogo iskusstva farfora na primere «Vihstavki khudozhestvennogo obmena v oblasti keramiki» // Vestnik Universiteta Ui. - 2009. -№ 1.

3. Fehn Khuehyj. K voprosu o sovremennoyj ehvolyucii iskusstva farfora - obsuzhdenie iskusstva farfora Chzhan Yao // Farfor: nauka i iskusstvo. - 2009. - № 5.

4. Lu Sinj. Starihe zdaniya na territorii mezhdunarodnihkh koncessiyj v Shankhae. Sbornik ocherkov. Shankhayj: Knizhnihyj magazin Sanjsyanj. - 1937.

Статья поступила в редакцию 20.10.14

УДК 7.031.2

Ivanov V.V. THE BEGINNINGS OF PROFESSIONALISM IN THE EVOLUTION OF FOLK INSTRUMENTAL ENSEMBLE. The article presents the beginnings of ensemble performance from the buffoonery in the Eastern Slavs to the first professional collectives. Reviewed literature on the development of Russian folk instrumental music, described the historical experience of the interaction of Russian folk and Western-European instruments and the creating orchestras of mixed structure. Author shows the becoming of instrumental performance in a secular society and in the domestic music-making, the using of instruments in accompaniment, solo and ensemble performance, the relationship between performers' types and social strata of society, historical events and stages of becoming of the national performance. The content of this material determines the beginnings of communicative component as an important professional competence of the performing musician.

Key words: folk instruments, ensemble performance, professional perfomance.

В.В. Иванов, ст. преп. каф. народных инструментов СГАКИ, г. Самара, E-mail: [email protected]

ИСТОКИ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА В ЭВОЛЮЦИИ НАРОДНОГО ИНСТРУМЕНТАЛЬНОГО АНСАМБЛЯ

В статье представлены истоки развития ансамблевого исполнительства от скоморошества у восточных славян до первых профессиональных коллективов. Проанализирована литература по развитию русской народной инструментальной музыки, описан исторический опыт взаимодействия русских народных и западноевропейских инструментов, создания оркестров смешанного состава. Автор показывает становление инструментального исполнительства в светском обществе и в бытовом музицировании, использование инструментов в аккомпанементе, сольном и ансамблевом исполнении, обозначает взаимосвязь типов исполнителей и социальных слоев общества, исторических событий и этапов становления народного исполнительства. Содержание материала позволяет определить истоки коммуникативной составляющей как важной профессиональной компетенции музыканта-исполнителя.

Ключевые слова: народные инструменты, ансамблевое исполнительство, профессиональное исполнительство.

3 Лу Синь - китайский писатель, основоположник совре-

менной китайской литературы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.