Научная статья на тему 'Китайский фарфор. Наследие тысячелетий'

Китайский фарфор. Наследие тысячелетий Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1706
380
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИТАЙСКИЙ ФАРФОР / ДЕКОРИРОВАНИЕ / РОСПИСЬ / СИМВОЛ / ОБЕРЕГ / ДИНАСТИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Курбатова Мария Михайловна

В статье рассматриваются вопросы истории развития производства китайского фарфора на протяжении многих веков, а также способы декорирования, особенности росписи фарфора. Китайский фарфор восхищал европейцев на протяжении веков. Короли и аристократы платили за него целые состояния, шпионы ведущих держав безуспешно пытались выкрасть или выкупить его секрет, над технологией его изготовления бились лучшие гончары, стеклодувы и даже алхимики. В результате долгих усилий европейцам удалось найти свой собственный рецепт производства этого хрупкого материала тайна же настоящего китайского фарфора так и осталась неразгаданной.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Китайский фарфор. Наследие тысячелетий»

5. Красноярск и его достопримечательности. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.krinfo.ru/ (дата обращения: 05.01.2017).

КИТАЙСКИЙ ФАРФОР. НАСЛЕДИЕ ТЫСЯЧЕЛЕТИЙ

Курбатова М. М.

Курбатова Мария Михайловна / Kurbatova Maria Mihaylovna - студент-бакалавр, кафедра декоративно-прикладного искусства и народного промысла, Белгородский государственный технологический университет им. В. Г. Шухова, г. Белгород

Аннотация: в статье рассматриваются вопросы истории развития производства китайского фарфора на протяжении многих веков, а также способы декорирования, особенности росписи фарфора. Китайский фарфор восхищал европейцев на протяжении веков. Короли и аристократы платили за него целые состояния, шпионы ведущих держав безуспешно пытались выкрасть или выкупить его секрет, над технологией его изготовления бились лучшие гончары, стеклодувы и даже алхимики. В результате долгих усилий европейцам удалось найти свой собственный рецепт производства этого хрупкого материала - тайна же настоящего китайского фарфора так и осталась неразгаданной.

Ключевые слова: китайский фарфор, декорирование, роспись, символ, оберег, династия.

История фарфора в Китае насчитывает приблизительно четыре тысячелетия. Первые сведения об изготовлении протофарфора (примитивного фарфора) относятся ко времени государства Шан-Инь, существовавшего на территории современного Китая с 1600 по 1027 гг. до нашей эры.

Появление настоящего фарфора датируют по -разному: некоторые относят его возникновение к позднему царству восточной династии Хань (100 - 200 гг. н.э.), другие говорят об эпохе Троецарствия (220 - 280 гг. н.э.) или об империи Тан (618 - 906 гг. н.э.).

Эти разногласия вызваны отнюдь не недостатком археологических свидетельств. Просто грань между настоящим фарфором и керамикой-протофарфором достаточно расплывчата, и единой терминологии по этому вопросу не существует [7, с. 78-82].

В современном понимании фарфором считаются изделия из белого, пропускающего свет керамического материала на основе белой глины-каолина и фарфорового камня (состоящего из кварца и слюды), прошедшие обжиг при температуре не менее 1200 градусов и покрытые глазурью [1, с. 191].

Однако черепки от изделий, выполненных из белого материала с большим содержанием каолина и обожженных при температуре приблизительно 1300 градусов, находят в культурных слоях уже первого тысячелетия до нашей эры.

В то же время керамика ранней империи Мин (14-15 века нашей эры) могла делаться из цветной глины (к примеру, красной) и лишь покрывалась белой глазурью, однако тоже иногда считается фарфором. Именно поэтому время появления настоящего фарфора и оценивается с разбросом до нескольких веков.

Так или иначе, к началу царствования династии Сун (960 - 1279 гг.) технология производства фарфора достигла зрелости, и изделия из этого материала приобрели в Китае большое распространение.

Во времена империи Юань (13-14 века) центром производства фарфора стал город Цзиндечжэн, в котором впервые начали производиться изделия бело-голубой окраски, сегодня ставшие символом китайского фарфора.

Традиции производства фарфора окрепли в правление династии Сун и получили новое развитие во времена империи Мин.

Период Чэньхуа оставил нам дивные фарфоровые произведения в стиле дукай, периоды Цяцзин и Ванли - яркие многоцветные композиции.

Под правлением династии Цин (1636 - 1911 гг.) китайские мастера фарфорового производства достигли вершины своего искусства, создав изысканные и тонкие произведения, из которых наиболее ценится трехцветный и пятицветный фарфор эпохи Канси.

На территории Китая существовало большое количество ремесленных центров, специализирующихся на производстве фарфора: Цзиндечжэн, Лилин, Таньшань, Цзыбо и многие другие. Изделия каждого из этих производств имеют собственный колорит, легко узнаваемый для любого знатока.

Наибольшую же известность получили четыре вида китайского фарфора, которые иногда называют «великими»:

- фарфор с бело-синим орнаментом;

- бело-голубой рисовый фарфор (секрет которого не разгадан до сих пор);

- фарфор с росписью эмалевыми красками;

- фарфор с цветной эмалью [6, с. 67].

Для росписи использовались специальные керамические краски: медь дает зеленый цвет, марганец-фиолетовый, золото-розовый, иридий - черный, медь с толченым рубином дает красный цвет, а кобальт - синий цвет.

Перед тем как нанести краску на фарфоровое изделие, ее растирают, прибавляют стекловидный порошок (флюс) и затем художники тонкой кисточкой наносят ее на фарфор.

Роспись бывает подглазурная и надглазурная. Характерной особенностью подглазурной росписи является нанесение узора на поверхность фарфорового предмета, подвергнутого уже обжигу, после чего изделие покрывается сверху глазурью и обжигается вторично при температуре 1200-1400 градусов. В печи глазурь расплавляется и покрывает все изделие ровным стекловидным слоем, причем через глазурь просвечивают краски нанесенной ранее росписи.

Позднее была изобретена надглазурная роспись эмалевыми красками - высшее достижение в разрисовке фарфора, когда узор рисуется на глазури.

Изобретения надглазурной росписи, закрепляющейся при невысокой температуре, дало возможность увеличить количество керамических красок.

Подготовленные для обжига фарфоровые изделия ставили в печь в капсулах из огнеупорной глины, способных выдерживать сильный жар печи. В такой печи капсул ставились до десятка маленьких или их заменял один большой сосуд.

Изделия из китайского фарфора чрезвычайно разнообразны. Вполне естественно, что по большей части эти предметы носили утилитарное назначение (чашечки, чайники, миски и сосуды для риса, подставки для кистей, утварь и предметы обихода), однако при этом отличались затейливостью и тщательностью росписи и оформления, утонченной гармонией формы, прочностью и ослепительной белизной.

Разумеется, фарфор использовался и для изготовления декоративных изделий, основную часть которых составляли изящные статуэтки и безделушки.

Особое место в традиции производства китайского фарфора занимают вазы, которые издавна совмещали в себе утилитарную и декоративную функцию и пользовались особой любовью коллекционеров [2, с. 29-34].

Китайский фарфор стал предметом коллекционирования уже в древние времена. Драгоценные коллекции фарфоровых изделий в странах Азии собирались на протяжении многих веков - например, в Турецком государственном музее в Стамбуле представлена богатейшая коллекция антикварного китайского фарфора из более чем тысячи предметов.

В Китае, известном своим трепетным отношением к древностям, обширные коллекции фарфорового антиквариата находятся как в государственном владении, так и в частных руках.

Весьма представительные коллекции древнего китайского фарфора также имеются и в Европе, где со времен средневековья китайские фарфоровые изделия ценились на вес золота, а черепки расколотых изделий оправлялись в драгоценные металлы как украшения.

Сегодня на пополнение коллекций восточных и западных ценителей китайского фарфора нередко работают подводные археологи, исследующие древние торговые пути в поисках затонувших судов с грузом старинной фарфоровой посуды, которая прекрасно сохраняется под водой. Впрочем, на европейском рынке немало и «реплик» с редких фарфоровых изделий, а также, к сожалению, подделок.

Таким образом, декоративно-прикладное искусство Китая, в частности роспись на фарфоре, все это воспроизводят собою универсальный для культуры китайской цивилизации образно-символический ряд.

Поэтому каждое изделие китайской росписи выступает полноценным представителем национального культурного богатства.

Литература

1. Астраханцева Т. Л. Типология, виды и жанры русской керамической скульптуры первой половины XX века в эволюции стиля: диссертация ... доктора искусствоведения: 17.00.04 / Астраханцева Татьяна Леонидовна. [Место защиты: федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московская государственная художественно-промышленная академия им. С. Г. Строганова»]. Москва, 2015. 522 с.

2. Беликов И. В. Китай известный и незнакомый. [Текст] / Игорь Беликов. Санкт-Петербург: Алетейя, 2014. 235 с.

3. Зайкина Л. Китайская роспись: сложная флористика. [Текст]: обучающее пособие с отработкой / Любовь Зайкина. Барнаул: Барнаул, 2014.

4. Крылова М. Н. Средства художественной выразительности. Тропы. [Текст]: учебное пособие / М. Н. Крылова. Москва: Директ-Медиа, 2014. 100 с.

5. Маркова А. Н. Культурология. [Текст]: учебное пособие / А. Н. Маркова. Москва: Проспект, 2014. 376 с.

6. Орлов А. С. Основы курса истории России. [Текст]: учебник / А. С. Орлов А. Ю. Полунов Ю. Я. Терещенко; Московский гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. Ист. фак. Изд. 2-е, перераб. и доп. Москва: Проспект, 2014. 576 с.

7. Хмельницкая Е. С. Скульпторы императорского фарфорового завода: эволюция творческих поисков от историзма к Ар Деко: диссертация ... доктора искусствоведения: 17.00.09 / Хмельницкая Екатерина Сергеевна. [Место защиты: федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена»]. Санкт-Петербург, 2014. 105 с.

8. Юй Бю. Архитектурные особенности буддийских и даосских храмовых комплексов прибрежных районов провинции Шаньдун: диссертация ... кандидата искусствоведения: 17.00.04 / Юй Бю. [Место защиты: Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена]. Санкт-Петербург, 2014. 188 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.