Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ИЗУЧЕНИЯ ПОЛИТЕЙНМЕНТА КАК СПЕЦИФИЧЕСКОЙ РАЗНОВИДНОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОГО ДИСКУРСА'

К ВОПРОСУ ИЗУЧЕНИЯ ПОЛИТЕЙНМЕНТА КАК СПЕЦИФИЧЕСКОЙ РАЗНОВИДНОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОГО ДИСКУРСА Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
39
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГИБРИДНЫЙ ДИСКУРС / ПОЛИТЕЙНМЕНТ / ПОЛИТИЧЕСКИЙ ДИСКУРС / РЕЧЕВОЙ ЖАНР / РАЗВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Алексеев А.Б.

В статье рассматривается коммуникативный феномен политейнмента, трактуемый в качестве гибридного типа дискурса, располагающегося на пересечении политической, масс-медийной, бытовой и, возможно, иных сред общения - непрофессиональных, обыденных, молодежных, связанных с различными субкультурами, - характеризующегося несерьезной, развлекательно-увеселительной прагматикой, часто игровым отвержением / искажением институциональных норм и созданием своих, новых «правил», эпатажем, политематизмом, готовностью говорящего привнести в интеракцию персональные элементы, перейти на личности. Несмотря на то, что современная политика все чаще превращается в политику развлекательного типа, эта трансформация изучена совсем не исчерпывающе, и даже краткий обзор научной литературы показывает, что нет не только общего понимания, что представляет собой политейнмент, но и какого-либо четкого обозначения его границ, разновидностей, речевых жанров. В статье предлагаются ответы на некоторые из этих, на самом деле, сложных вопросов. Указывается, что следует уделить особое внимание не столько речевым жанрам, принадлежащим скорее масс-медийному политическому дискурсу, чем политическому, сколько элементам развлекательности, прагматически внедряемым в институциональную интеракцию государственных деятелей / людей, претендующих ими быть.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE QUESTION OF THE STUDY OF POLITAINMENT AS A SPECIFIC TYPE OF THE POLITICAL DISCOURSE

The article considers the communicative phenomenon of politainment which is interpreted as follows: a hybrid type of discourse located at the intersection of political, mass-media, mundane and, perhaps, other unprofessional communicative spheres, linked to different juvenile subcultures, characterized by unserious, entertaining pragmatics and playful rejection / distortion of institutional norms and creation of one’s own new ‘rules’, shock value, polythematism, readiness of the speaker to introduce in the interaction personal elements and to get personal. Despite the fact that modern politics often turns into an entertaining type of politics, this transformation has been studied not exhaustively and even a brief review of linguistic literature shows that there is not only lack of universal understanding of politainment but also researchers are often not clear about its boundaries, varieties and speech genres. The article offers some answers to these, in fact, difficult questions. It is indicated that special attention ought to be paid not to the speech genres which are more likely to belong the mass-media political discourse than the political one but to the entertaining elements which are pragmatically introduced into the institutional interaction of statesmen or those people who have ambitions to become them.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ИЗУЧЕНИЯ ПОЛИТЕЙНМЕНТА КАК СПЕЦИФИЧЕСКОЙ РАЗНОВИДНОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОГО ДИСКУРСА»

ЯЗЫК СМИ LANGUA GE OF MASS MEDIA

УДК 81'111A

DOI 10.36622/AQMPJ.2022.65.28.020

Российская академия народного хозяйства и государственной службы, Старший преподаватель кафедры профессиональной языковой подготовки Алексеев А.Б. Россия, г. Москва тел. 89636414696 e-mail: neuausstatten@mail.ru

Russian Academy of Economy and Public Administration

The chair of professional language teaching Senior lecturer Alexeyev A.B. Russia, Moscow tel. 89636414696 e-mail: neuausstatten@mail.ru

А.Б. Алексеев

К ВОПРОСУ ИЗУЧЕНИЯ ПОЛИТЕЙНМЕНТА КАК СПЕЦИФИЧЕСКОЙ РАЗНОВИДНОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОГО ДИСКУРСА

В статье рассматривается коммуникативный феномен политейнмента, трактуемый в качестве гибридного типа дискурса, располагающегося на пересечении политической, масс-медийной, бытовой и, возможно, иных сред общения - непрофессиональных, обыденных, молодежных, связанных с различными субкультурами, -характеризующегося несерьезной, развлекательно-увеселительной прагматикой, часто игровым отвержением / искажением институциональных норм и созданием своих, новых «правил», эпатажем, политематизмом, готовностью говорящего привнести в интеракцию персональные элементы, перейти на личности. Несмотря на то, что современная политика все чаще превращается в политику развлекательного типа, эта трансформация изучена совсем не исчерпывающе, и даже краткий обзор научной литературы показывает, что нет не только общего понимания, что представляет собой политейнмент, но и какого-либо четкого обозначения его границ, разновидностей, речевых жанров. В статье предлагаются ответы на некоторые из этих, на самом деле, сложных вопросов. Указывается, что следует уделить особое внимание не столько речевым жанрам, принадлежащим скорее масс-медийному политическому дискурсу, чем политическому, сколько элементам развлекательности, прагматически внедряемым в институциональную интеракцию государственных деятелей / людей, претендующих ими быть.

Ключевые слова: гибридный дискурс, политейнмент, политический дискурс, речевой жанр, развлекательность.

A.B. Alexeyev

ON THE QUESTION OF THE STUDY OF POLITAINMENT AS A SPECIFIC TYPE

OF THE POLITICAL DISCOURSE

The article considers the communicative phenomenon of politainment which is interpreted as follows: a hybrid type of discourse located at the intersection of political, mass-media, mundane and, perhaps, other unprofessional communicative spheres, linked to different juvenile subcultures, characterized by unserious, entertaining pragmatics and playful rejection / distortion of institutional norms and creation of one's own new 'rules', shock value, polythematism, readiness of the speaker to introduce in the interaction personal elements and to get personal. Despite the fact that modern politics often turns into an entertaining type of politics, this transformation has been studied not exhaustively and even a brief review of linguistic literature shows that there is not only lack of universal understanding of politainment but also researchers are often not clear about its boundaries, varieties and speech genres. The article offers some answers to these, in fact, difficult questions. It is indicated that special attention ought to be paid not to the speech genres which are more likely to belong the mass-media political discourse than the political one but to the entertaining elements which are pragmatically introduced into the institutional interaction of statesmen or those people who have ambi-

© Алексеев А.Б., 2022

tions to become them.

Key words: hybrid discourse, politainment, political discourse, speech genre, entertainment.

Политический дискурс изучается в рамках политической лингвистики. Одновременно на основе науки, расположенной на пересечении исследовательских интересов к политике и языку, соответственно, формируются новые (меж)дисциплинарные направления - прежде всего хотелось бы отметить политическую лингвоперсонологию и обыденную лингвополитологию. Фокус внимания авторов, таким образом, с одной стороны, постепенно перемещается с рассмотрения институциональной политической коммуникации на ее субъект - языковую личность политика, - а с другой, ученые начинают включать в орбиту своих изысканий и непрофессиональные дискурсы, традиционно удостаивавшиеся значительно меньшего внимания. Последняя тенденция наблюдается в пределах всей филологической науки. Например, теме «обыденный медицинский дискурс» посвящается немало исследований, в том числе литературоведческого характера [1, с. 187; 2].

В результате расширения поля изучения, можно сказать, второго лингвистического поворота в науке, что соотносится с установкой на глобальный подход к языку, важность которого осознается не только филологами, но и, например, философами [3, с. 47], возникает потребность в уточнении некоторых ключевых положений теории дискурса и сообразовании ее с реалиями развития современного мира, а также гуманитарных дисциплин, по определению, призванных отразить и объяснить особенности функционирования общества. В XXI в. наблюдаем тенденцию ускорения культурных, социальных, политических, экономических, научно-технических, а значит, и коммуникативных изменений, происходящих теперь, по справедливому замечанию Е.Д. Павлычевой, в геометрической прогрессии [4, с. 5]. Стремительная глобализация, по сути, американизация, дигитализация, коммерциализация и персонификация политики, в своей совокупности опосредующие становление развлекательного политического контента в качестве уникального, но отнюдь не автономного дискурсивного феномена, - свидетельство глубоких трансформаций современности.

Определение и условия функционирования политейнмента. Термин «политейнмет» (по отношению к масс-медийной интеракции имеет смысл говорить об инфотейнменте) сам по себе интересен для лингвиста, потому что он иностранного происхождения и представляет собой двухкорневое слово, восходящее к английским лексемам 'politics' и 'entertainment' -«политика» и «развлечение» соответственно. Актуальность данного термина объясняется наметившейся американизацией различных дискурсивных сред, в первую очередь виртуальных [5, с. 98], а поскольку интернет-общение (что особенно очевидно в ковидную эпоху, когда люди, работающие дистанционно, проводят многие часы за мониторами компьютеров) превращается в основной модус коммуникативного, а если понимать язык широко как дом бытия (М. Хайдеггер), форму жизни (Л. Витгенштейн), то и прочих аспектов существования современного человека, справедливо сказать: США определяют общемировой вектор развития дискурсов, о чем свидетельствуют ученые разных стран [5, с. 98; 6, с. 41; 7б, s. 112; 8]. Так, Ч. Юнлю констатирует, что в Турции появляются новые политические речевые жанры, и одним из них следует признать победные выступления президента Р. Эрдогана, в патетической манере произносимые им с балкона после успешных политических баталий - balkon konuçmastlar (досл. «балконные речи»). Несмотря на то, что они тесно ассимилировались с специфической турецкой культурой и вытекающими из нее способами политического мышления, изначально balkon konuçmastlar возникли как следствие перенятия американских традиций, - именно в США, гордящихся демократией, принято обращаться к народу после выборов с призывом к единению, преодолению межпартийных противоречий и отказу от жесткой риторики [8], без которой не обходится ни одна электоральная кампания.

Предложим следующую дефиницию политейнменту: сложное коммуникативное явление, фактически разветвленный гибридный дискурс, располагающийся на пересечении политической, масс-медийной, бытовой и, возможно, иных сред общения - непрофессиональных, обыденных, молодежных, связанных с различными субкультурами, - характеризующийся несерьезной, развлекательно-увеселительной прагматикой, игровым отвержением / искажением институциональных норм и созданием новых «правил», эпатажем, политематизмом, готовностью говорящего привнести в интеракцию персональные элементы, перейти на личности. Остановимся подробнее на некоторых аспектах рассматриваемого явления.

Во-первых, в отличие от традиционного, как правило, регулируемого, а значит, институционального политического дискурса, политейнменту свойственна более основательная гибридизация с

некоторыми сферами коммуникации, прежде всего масс-медийной. Действительно, в рамках инфо-тейнмента СМИ, ранжируя сообщения, превращают их из собственно политических в квазиполитические. Чтобы привлечь внимание адресата в равнодушном, сером обществе, построенном на потреблении, становление которого диагностировали еще представители Франкфуртской школы, а также чтобы не дать реципиенту возможности узнать об актуальных новостях, что порой невыгодно политическим элитам, контролирующим информационные потоки, журналисты склонны поднимать такие темы, как «спорт», «личная жизнь», «интимные отношения», продвигать абсурдные конспирологиче-ские теории, заниматься поношением «врагов», «иноагентов». В результате круг обсуждаемых вопросов сводится примерно к следующему: сколько шайб забросил политик в товарищеском хоккейном матче, в какой он физической форме, как часто занимается сексом [9, с. 18], много ли денег получили от ЦРУ / налогоплательщиков / граждан России «преступные», «продажные», «экстремистски настроенные» оппозиционеры или, если это оппозиционный дискурс, «коррумпированные», «жуликоватые» (англ. 'crooked') правители, за чей счет их семьи живут в Европе, насколько роскошные имеют дворцы / виллы / яхты, скоро ли начнется Третья мировая война и кто в ней победит.

Во-вторых, в политейнменте оскорбления приветствуются - инвективы, диффамирующие ярлыки навешиваются на личности, социальные группы, государства. Как пишет Б. де Жувенель, происходит соревнование говорящих в грубости [10, с. 370]. «Грязные словечки», используемые политиками, веселят аудиторию, в чем и заключается их основная лингвопрагматическая функция [11, p. 219]. В результате столкновения невежливых людей коммуникативный акт разворачивается на уровне бытовой конфликтной ситуации, где все средства хороши, и которую, хоть некоторые отечественные ученые и относят к нечто анормальному, принадлежащему Западу [12, с. 136], стоит считать явлением универсальным - глобализация в форме американизации сама по себе предполагает, что столь порицаемые в российских дискурсах, в том числе, как выясняется, академическом, «мани-пулятивные», «нечестные» политтехнологии не принадлежат исключительно США.

Политейнмент - общение в мальчишеских, уличных выражениях, в котором важно создать образ мачо [13, с. 46-48]. Возраст государственного деятеля при этом значения не имеет: он все равно ведет себя как подросток. Е.Н. Галичкина называет этот коммуникативный тренд ювенилизацией [5, с. 98]. Пример из американского политического дискурса:

PAUL: ...there's a sophomoric quality that's entertaining about Mr. Trump but I am worried, I am very concerned about having him in charge of the nuclear weapon because I think his response, his visceral response to attack people on their appearance - short, tall, fat, ugly - my goodness, that happened in Jun-iory! ...

TRUMP: I never attacked him on his look and believe me there's plenty of subject matter right there. (Laughter) That I can tell you (https://www.youtube.com/watch?v=Dkom8nLdqpU).

Перевод: ПОЛ: ...Д.. Трамп обладает качеством быть поверхностным шоуменом, но меня беспокоит, очень волнует то, что он станет человеком, которому будут вручены ядерные коды, поскольку я считаю, что его ответ, его привычный, уже автоматический ответ, предполагающий нападение на внешность других людей, - этот низкий, тот высокий, этот толстый, тот страшный - боже мой, такой ответ мы получали в школьном возрасте!

ТРАМП: Я никогда не нападал на его внешность, но, поверьте мне: как он выглядит, - это еще тот вопрос, по поводу которого мне есть что сказать (Смех). Это я вам обещаю.

Сенатор эксплицитно обозначает, что, по его мнению, Д. Трамп занимается клоунадой (на это указывают лексемы 'sophomoric', 'entertaining', 'Juniory'), построив всю свою риторику на обсуждении того, как выглядят кандидаты. Бизнесмен отвечает на предъявленное обвинение колкостью: он фактически оскорбляет Р. Пола, утверждая, что внешность последнего стоило бы обсудить, в имплицитной форме выражая мысль, которую можно примерно передать так: «Вы лицом не вышли». Также Д. Трамп бесцеремонно говорил о том, что единственная женщина, пытавшаяся в 2015-2016 гг. получить номинацию от Республиканской партии, - К. Фиорина - некрасива: 'Look at that face! Would anyone vote for that?' (русс. «Посмотрите на это лицо! Кто-нибудь будет голосовать за него?») [Ibid.].

В-третьих, становление политейнмента нельзя мыслить в отрыве от других, необязательно коммуникативных векторов развития современного общества. Следует отметить в целом отрицательные, но неизбежные черты технологически развитого, эмансипированного социума, живущего, по сравнению с предыдущими историческими эпохами, в материальном изобилии, как потерю моральных ориентиров, коммерциализацию [14, с. 83], виртуализацию [5, с. 98], мифологизацию [15], мар-

гинализацию [1, с. 186], проявляющуюся в утрате / отвержении своей идентичности и поиске новой, в результате чего востребованными могут быть термины реиндентификация и псевдоидентификация [16, с. 5]. Не забудем упомянуть, с одной стороны, информатизацию, а с другой - неверифицируе-мость массивов сведений, находящихся в открытом доступе и имеющих свойство быть пресловутыми фейк-ньюс. Пандемия - подтверждение тому, насколько предвзято СМИ освещают новости, пользуясь приемами информационного штурма, психологического шока, эмоционального заряжения, экспрессивного удара [17, с. 154]. Возникновение вокруг энигматического вируса моральной паники [18], повышенный градус алармизма по поводу непрекращающейся диффузии неизвестной болезни, дезинформация [19: 5-6] - все это характерные символы нашего времени. Недаром ВОЗ была вынуждена поставить вопрос об инфодемии [14, с. 87], изучение которой непосредственно находится в введении ученых-гуманитариев, включая филологов.

Наконец, политейнмент не отрицает существование институционального политического дискурса - эти два коммуникативных феномена вполне могут уживаться друг с другом: политик - то «актер» / «спортсмен» / «шоумен», то превращается в лидера нации, мессию, борца с нечестными коллегами. Пример из украинского политического дискурса:

ЗЕЛЕНСКИИ: Дальше вопрос: можно ли стать президентом и не воровать ? Вопрос риторический. Пока никто не пробовал [аплодисменты]. Есть другой вопрос: можно ли воровать, но так, чтобы никто не заметил Все пробовали, ни у кого не получилось (https://www.youtube.com/watch?v=yrj-rwncMzU&ab_channel=%D0%9E%D1%80%D1%83TV).

Претендент на должность президента Украины В. Зеленский поднял нетривиальную для обсуждения тему, но к сожалению, для постсоветских стран неизменно актуальную - тему коррупции. Парадокс заключался в том, что политик заговорил о ней на «Студии Квартала-95», что изначально программировало его на упрощенное представление действительности. Обращаясь к стереотипу «все воруют», построенном на неоправданной, манипулятивной генерализации («все»), используя элементы языковой игры, говорящий донес до адресата мысль: политикам нельзя доверять. Только «новые люди из народа», такие как он, способны воздержаться от воровства. Кандидат четко обозначил, что у него «есть юридическое образование - и это плюс. Но у [него] нет опыта работы в политике - и это - жирный плюс» [Там же, выделение наше].

Проблемное поле изучения политейнмента. Не будет ошибкой сказать: политейнмент изучен в отечественной и зарубежной филологии отнюдь не исчерпывающе. Не только не существует единого понимания данного английского слова (что для современной лингвистики - состояние весьма обычное: не наличествует консенсуса по поводу более конвенциональных терминологических единиц), но и, по имеющимся у нас сведениям, нет какой-либо подробной классификации различных видов / речевых жанров политейнмента, хотя очевидно, что объект нашего рассмотрения - явление сложное и крайне неоднородное.

Другая проблема, с которой неизбежно сталкивается исследователь политейнмента, - определение его границ. Данный аспект представляется особенно важным, поскольку, как полагает О.Р. Михайлова (обращаясь, правда, к иному понятию - моральной панике), исследователи избегают употребления вполне устоявшихся в социальной науке концептов, которые нельзя операционализи-ровать или подвергнуть квантитативному анализу [20, с. 29]. Соглашаясь с автором по поводу нелегкости использования ряда терминов, зададимся вопросом: как измерить, представить в виде математической формулы панические настроения в обществе, как избежать субъективности, предвзятости собственной оценки? Транспонируя данный тезис о сложности применения (линг-во)политологических понятий и понятийных комплексов на область нашего исследования, сформируем вопрос следующим образом: возможно ли определить критическую точку, в которой серьезный дискурс превращается в политейнмент?

Некоторые лингвисты полагают, что о политейнменте имеет смысл говорить тогда, когда развлекательные моменты политики начинают превалировать над серьезным общением [7]. Условность такой трактовки очевидна, если, во-первых, учесть, что термины «политика», «политик» не обладают какой-либо более или менее приемлемой для всех интерпретацией не только в обыденном, но и научном сознании. Их непросто использовать исследователям ввиду свойственной им многозначности [21, p. 1], можно сказать, фантомности. В. Маяковский писал: «...рукою // своею собственною // щупаю // бестелое слово // «политика» [22, с. 119, выделение наше].

Во-вторых, по свидетельству Е.В. Стыриной и А.А. Мартиросян, в масс-медийных текстах важную роль играют две функции - информационную и функцию воздействия [23, с. 94]. Последняя может реализовываться через введение в дискурс фикциональности, создаваемой воображением коммуниканта, способствующей искусному использованию им элементов вымышленного мира, которые, перемежаясь с действительностью, различимы с трудом [23, с. 95-96]. Сложное соотношение фактуальности и фикциональности, несводимых к оппозиции «правда - ложь», не является умозрительной проблемой: имеет смысл различать развлекательность, относящуюся к событиям, которые, хотя и косвенно, но традиционно относятся к сфере политического обсуждения / перформанса (Олимпийские игры, Евровидение, культурные мероприятия), и ту, которая прагматически внедряется в публичное общение, скрывая за собой нововведения, указывающие на уже произошедшие трансформации в сфере политики (приглашение на митинги «звезд» - поп-див, рэперов, боксеров; проведение политических дебатов в стилистике a la carnaval, с участием актеров «Студии Квартал-95» или персонажей из популярных фильмов, например, Дарта Вейдера [24]).

Наконец, любое суждение о преобладании развлекательности над серьезностью / глубокомысленностью коммуникативного произведения неизбежно рискует быть субъективной, поскольку каких-либо четких критериев анализа политейнмента еще не выработано.

Несмотря на отмеченные пробелы в накопленных до сих пор знаниях о политейнменте, было бы неверно утверждать, что ученые-филологи совсем не занимались данной темой: наличествуют определенные теоретические положения, на которые можно опираться. В частности, немецкий ученый А. Дёрнер посвятил политейнменту книгу 'Politainment: Politik in der medialen Erlebnisgesellschaft'. Продуктивной является постановка вопроса автором, о возможности выделять развлекательную политику и политическое развлечение. Прототипичные жанры второго явления -это (политические) романы [7, с. 112], ток-шоу [7, с. 133], фильмы [7, с. 155], криминальные фильмы [7, с.189], кинофильмы [7, с. 214]. Такой подход, однако, фактически оставляет вне поля внимания развлекательную политику, что неправильно, т.к. развлекательность проникает в политический дискурс, не ограничиваясь функционированием в рамках масс-медийной интеракции. Как критически пишет Б. де Жувенель, «Парламентские дебаты [иногда] уже не академия для граждан, а цирк для безумцев» [10, с. 368]. В политику все чаще приходят люди, ранее работавшие в сфере шоу-бизнеса, хорошо изучившие особенности непринужденной, личностно-ориентированной коммуникации. Из современных политиков к ним следует отнести Б. Грилло, Д. Трампа, В. Зеленского; в прошлом -государственным деятелем с «актерской» биографией был 40-й президент США Р. Рейган.

Стараясь организовать политическое развлечение, политик может участвовать в своеобразном соревновании со «звездами»:

TRUMP: I have broken more Elton John records, he seems to have a lot of records. And I, by the way, I don't have a musical instrument. I don't have a guitar or an organ. No organ. Elton has an organ. And lots of other people helping. No we've broken a lot of records. We've broken virtually every record. Because you know, look I only need this space. They need much more room. For basketball, for hockey, and all of the sports, they need a lot of room. We don't need it. We have people in that space. So we break all of these records. Really we do it without like, the musical instruments. This is the only musical: the mouth. And hopefully the brain attached to the mouth. Right? The brain, more important than the mouth is the brain. The brain is much more important (https://www.snopes.com/fact-check/trump-mouth-musical-instrument/).

Перевод: Я побил больше рекордов, чем Элтон Джон, он, кажется, имеет много музыкальных записей. А между прочим, у меня нет музыкального инструмента. У меня нет ни гитары, ни органа. Элтон - тот с органом. И много людей ему помогают. Нет, мы побили много рекордов. На самом деле, мы побили почти любой рекорд. Потому что, вы знаете, мне нужно немного места. Музыкантам нужно место, намного больше места. Для футбола, хоккея и всех игр спортсменам нужен простор. А нам не нужно. Мы заполняем это место людьми. Поэтому мы бьем все рекорды. Да, правда, мы собираем толпы людей без всяких музыкальных инструментов. Вот один инструмент: язык. И, да, мозг, который управляет действиями языка. Так? Мозг намного более важен, чем язык. Мозг намного более важен.

Все выделенные слова и выражения относятся к семантическим полям «шоу-бизнес» и «спорт», что уже свидетельствует об их людической (лат. ludo - играю) функции. Говорящий актуализирует некоторые лексемы в разных значениях. В частности, 'organ' - одновременно орган (музыкальный

инструмент) и орган, 'record' - рекорд и музыкальная запись, что должно быть интерпретировано в качестве языковой игрой.

Эксплицитным маркером речей политиков, стремящихся превратить политический дискурс в политическое развлечение, являются слова как «веселье» (англ. fun) или «удовольствие» (англ. pleasure, happiness, etc.):

CHRISTIE: ...So let's do something fun tonight. Tonight as a former federal prosecutor I welcome the opportunity to hold Hillary Rodham Clinton accountable for her performance and her character. (Chants: 'Lockher up') (https://www.youtube.com/watch?v=HluRpyDpMqI).

RUBIO: So just give me one more minute because we gonna have fun here. He [Trump] likes to go on Twitter. ... First of all, he says that I'm sweating all the time. ... He doesn't sweat because his pores are clogged with the spray tan he uses. Donald is not going to make American great again; he's going to make America orange (https://www.cbsnews.com/news/marco-rubio-goes-after-donald-trumps-small-hands/).

Перевод: КРИСТИ: Итак, давайте немного повеселимся сегодня вечером. Сегодня вечером я как бывший федеральный прокурор готов воспользоваться возможностью привлечь Хиллари Родэм Клинтон к ответственности за ее действия и характер. (Выкрики: «В тюрьму ее!»)

РУБИО: Так, дайте мне еще одну минуту, потому что мы развлечемся здесь. Он [Трамп] любит пользоваться твиттером. .Прежде всего в твиттере, он говорит, что я все время потею. . Он не потеет, потому что у него поры кожи замазаны спреем для загара. Дональд не сделает Америку великой, он сделает Америку оранжевой.

Речевой жанр реплики К. Кристи - обвинение. Однако совершенно очевидно, что кандидат порицает лидера демократов Х. Клинтон в полусерьезной, полушутливой манере. Аудитория непосредственно включена в продуцирование дискурсивного контента: с помощью скандирования лозунга 'Lock her up' (русс. «В тюрьму ее!») она выражает свое отношение к экс-госсекретарю. Если К. Кристи разыгрывает роль прокурора, то адресату отводится не менее важная задача - быть присяжным, вынести приговор Х. Клинтон.

Речевой жанр высказывания Р. Рубио - дискредитация. Обращаясь к темам «внешность», «личная гигиена», кандидат утверждает, что его соперник слишком часто пользуется спреем, он сделает Америку не великой, а оранжевой (обыгрывание лозунга Д. Трампа "Make America great again'). Эпитеты 'great' и 'orange' превращаются в контекстуальные антонимы.

Подведем итоги. Изучение политейнмента - уточнение значения самого термина «политейн-мент», определение его разновидностей, установление границ политического развлечения и развлекательной политики, выделение речевых жанров данных дискурсов - представляет несомненный научный интерес и актуальность. В данной статье мы лишь наметили некоторые возможные пути решения данных проблем, в частности, представив свое понимание политейнмента, указав на необходимость обращения внимания на элементы фикциональности и прагматического внедрения в политическое общение несвойственных ему черт. В качестве дальнейшего вектора исследования может быть более подробное освещение речевых жанров развлекательной политики и их классификация.

Библиографический список

1. Трубецкова Е.Г. Медицинский дискурс и/или морбуальный код: проблемы терминологии современного литературоведения // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Филология. Журналистика. 2021. Т. 21. Вып. 2. С. 186-191.

2. Rodionova T. V., Privalova I. V. Peculiarities of Medical Discourse in Professional and Non-Professional Settings // Izv. Saratov Univ. (N. S.), Ser. Philology. Journalism, 2020, vol. 20, iss. 1. P. 39-43.

3. Равочкин Н.Н. Языковые игры в сфере политики и права: аналитические философы vs постмодернисты // Вестник МГПУ. Сер.: Философские науки. 2020. № 2(34). С. 46-53.

4. Павлычева Е.Д. Лингвистическая основа речевых портретов в политической сфере : монография. М.: ИИУ МГОУ, 2019. 212 с.

5. Галичкина Е.Н. Типология речевых жанров сетевой компьютерной коммуникации // Известия ВГПУ. 2019. № 2 (135). С. 97-100.

6. Фефелов А.Ф. Расовые и расистские сигналы в детских романах Марка Твена в свете политкорректной правки // Вестник НГУ. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2014. Т. 12. Вып. 2. С. 40-49.

7. Dorner A. Politainment: Politik in der medialen Erlebnisgesellschaft. Frankfurt am Main: Suhrkamp Verlag, 2001. 272 S.

8. Unlu Ç. Amerikanvari seçim sonu konuçmalarinin milli bir ornegi olarak 'Balkon Konuçmalari': 2014 cum-hurbaçkanligi seçimi konuçmasi uzerine retoriksel bir analiz [Electronic Resource]. URL: http://iletisimdergisi.gsu.edu.tr/tr/pub/issue/27119/285313 (дата обращения: 21.04. 2021)

9. Худяков А.В. Лингвокогнитивные особенности президентского дискурса конца XX-начала XXI веков (на материале дискурсов президентов России и Франции): автореф. дис. ... канд. филол. наук. Мытищи, 2018. 22 с.

10. Жувенель Б. де. Власть: естественная история ее возрастания / пер. с фр. М.: ИРИСЕН, Мысль, 2011.

546 с.

11. Leech G. The pragmatics of politeness. Oxford: Oxford University Press, 2014. 343 p.

12. Боголюбов А. Ф. Bring Us Deliverance, Spy! (прочтения Марша шпионов Киплинга в условиях информационной войны и пандемии) // Вестник НГУ. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2020. Т. 18, № 2. С. 132-153.

13. Мухин А.А. Владимир Путин. Who is Mister P? М.: Родина, 2021. 224 с.

14. Булгакова А.А. Создавая новый мир: принципы трансмедийного сторителлинга в новостном дискурсе о пандемии COVID-19 // Актуальные вопросы современной филологии и журналистики. Сер.: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2021. № 3 (42). С. 82-90.

15. Эрлих С.Е. Война мифов. Память о декабристах на рубеже тысячелетий. СПб.: Нестор-История, 2016.

552 с.

16. Бочкарев А.Е. О псевдоидентификации в русском языке (на примере обозначений человека в русских литературных текстах) // Вестник НГУ. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2020. Т. 18, № 2. С. 5-12.

17. Храброва Е.С. Конструирование дискурса алармизма в медиапространстве Великобритании (на материале освещения пандемии COVID-19) // Актуальные вопросы современной филологии и журналистики. Сер.: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2020. № 2 (37). С. 152-161.

18. Передрееева М.А., Туватина А.Р. Формирование массовых настроений: моральная паника и СМИ // Форум молодых ученых. 2020. С. 538-542.

19. Горелов А.А. Философия в глобальном мире: сборник статей. М.: Летний сад, 2021. 352 с.

20. Михайлова О.Р. Возможности применения эго-сетевого анализа для изучения распространения моральной паники на межиндивидуальном уровне // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2021. № 2. С. 28-47.

21. Hudson K. The language of modern politics. London: Macmillan Press, 1978. 167 p.

22. Маяковский В. Сила класса, слава класса: стихотворения и поэмы. М.: Современник, 1983. 333 с.

23. Стырина Е.В., Мартиросян А.А. Элементы фикциональности в медиатекстах: столкновение реального и вымышленного // Вестник НГУ. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2021. Т. 19. № 1. С. 92- 105.

24. Pasquier V. Election en Ukraine: un humoriste télé aux portes de la présidence (et ce n'est pas une fiction) [Electronic Resource] URL: https://www.telerama.fr/television/election-en-ukraine-un-humoriste-tele-aux-portes-de-la-presidence-(et-ce-nest-pas-une-fiction),n6192187.php (дата обращения: 21.10. 2021)

References

1. Trubeckova E.G. Medical discourse and / or morbual code: Problems of terminology of modern literary criticism // News of the Saratov University. New Series: Philology. Journalism 2021. Vol. 21, Iss. 2. P. 186-191.

2. Rodionova T. V., Privalova I. V. Peculiarities of Medical Discourse in Professional and Non-Professional Settings // Izv. Saratov Univ. (N. S.), Ser. Philology. Journalism, 2020, vol. 20, iss. 1. P. 39-43.

3. Ravochkin N.N. Language games in the sphere of politics and law: analytical philosophers vs postmodernists // MGPU Bulletin. Series: Philosophy. 2020. Iss. 2(34)] P. 46-53.

4. Pavlycheva E.D. The linguistic basis of speech portraits in politics: monography. Moscow, 2019. 212 p.

5. Galichkina E.N. Typology of speech genres of the Internet communication // VGPU News. 2019. No 2(135). P. 97-100.

6. Fefelov A.F. Dialectics of race and racism markers in "The Adventures of Tom Sawyer" and "The adventures of Huckleberry Finn" // NGU Bulletin. Series: Linguistics and intercultural communication. 2014. Vol. 12. Iss. 2. P. 40-49.

7. Dorner A. Politainment: Politik in der medialen Erlebnisgesellschaft. Frankfurt am Main: Suhrkamp Verlag, 2001. 272 S.

8. Unlu Ç. Balcony Speech as an Example of American-style Postelection Speech: A Rhetorical Analysis of the Balcony Speech of 2014 Presidential Election in Turkey [Electronic Resource]. URL: http://iletisimdergisi.gsu.edu.tr/tr/pub/issue/27119/285313 ( the date of reference: 21.04. 2021)

9. Hudjakov A.V. Lingocognitive peculiarities of the president discourse of the end of XX - beginning XXI of centuries (on the basis of presidential discourses of France and Russia) : the abstract of the candidate philology dissertation. Mytishhi, 2018. 22 p.

10. Zhuvenel' B. de. Power: natural history of its growth / Tr. from French. Moscow, 2011. 546 p.

11. Leech G. The pragmatics of politeness. Oxford: Oxford University Press, 2014. 343 p.

12. Bogoljubov A. F. Bring Us Deliverance, Spy! (Interpretations of the Spies' March in Time of the Media War and Pandemic // NGU Bulletin. Series: Linguistics and intercultural communication. 2020. V. 18, Iss. 2. P. 132-153.

13. Muhin A.A. Vladimir Putin. Who is Mister P? Moscow, 2021. 224 p.

14. Bulgakova A.A. The creation of the new world: the principles of transmedia storytelling in the discourse of COVID-19 pandemic // Actual issues of modern philology and journalism. Series: Linguistics and intercultural communication. 2021. Vol. 3(42). P. 82-90.

15. Jerlih S.E. The war of myths. The memory about Decembrists on the border of millennia. St.-Petersburg, 2016. 552 p.

16. Bochkarev A.E. Pseudo_identification in the Russian Language (Human beings descriptions in Russian literary texts) // NGU Bulletin. Series: Linguistics and intercultural communication. 2020. Vol. 18. Iss. 2. P. 5-12.

17. Hrabrova E.S. The construction of the alarmist discourse in the British media (on the texts covering the COVID-19 pandemic) // Actual issues of modern philology and journalism. Series: Linguistics and intercultural communication. 2021. Vol. 3(42). P. 152-161.

18. Peredreeeva M.A., Tuvatina A.R. The formation of mass moods: moral panics in mass-media // Young Scientists' Forum. 2020. P. 538-542.

19. Gorelov A.A. Philosophy in the global world: collection of stories. Moscow, 2021. 352 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

20. Mihajlova O.R. The possibility of the use of ego-network analysis for the stufy modal panics representation on the interpersonal level // Monitoring of the public opinion: economic and social changes. 2020. Vol. 2. P. 28-47.

21. Hudson K. The language of modern politics. London: Macmillan Press. 1978. 167 p.

22. Majakovskij V. The power of the class, the glory of the class: verses and poems. Moscow, 1983. 333 p.

23. Styrina E.V., Martirosjan A.A. Elements of fictionality in media Texts: Facts vs Fiction // NGU Bulletin. Series: Linguistics and intercultural communication. 2021. Vol. 19. Iss. 2. P. 92- 105.

Pasquier V. Election en Ukraine : un humoriste télé aux portes de la présidence (et ce n'est pas une fiction) [Electronic Resource] URL: https://www.telerama.fr/television/election-en-ukraine-un-humoriste-tele-aux-portes-de-la-presidence-(et-ce-nest-pas-une-fiction),n6192187.php (date of application: 21.10. 2021)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.