Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ИЗУЧЕНИЯ МИМИКИ В ЛИНГВИСТИКЕ'

К ВОПРОСУ ИЗУЧЕНИЯ МИМИКИ В ЛИНГВИСТИКЕ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

236
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
устная речь / общение / невербальное выражение / мимика / эмоция / паралингвистика / экстралингвистика / оптико-кинетические / тактильные / эмотивные отношения / oral speech / communication / non-verbal expression / facial expressions / emotion / paralinguistics / extralinguistics / optical-kinetic / tactile / emotive relationships

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Моҳинурхон Ахрорхон Қизи Иброҳимова

В статье исследуются теории, направленные на освещение функционального значения мимики в современном языкознании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article examines theories aimed at highlighting the functional significance of facial expressions in modern linguistics.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ИЗУЧЕНИЯ МИМИКИ В ЛИНГВИСТИКЕ»

К ВОПРОСУ ИЗУЧЕНИЯ МИМИКИ В ЛИНГВИСТИКЕ

Мохинурхон Ахрорхон кизи Иброхимова

Преподаватель Ферганского государственного университета

АННОТАЦИЯ

В статье исследуются теории, направленные на освещение функционального значения мимики в современном языкознании.

Ключевые слова: устная речь, общение, невербальное выражение, мимика, эмоция, паралингвистика, экстралингвистика, оптико-кинетические, тактильные, эмотивные отношения.

The article examines theories aimed at highlighting the functional significance of facial expressions in modern linguistics.

Keyswords: oral speech, communication, non-verbal expression, facial expressions, emotion, paralinguistics, extralinguistics, optical-kinetic, tactile, emotive relationships.

ВВЕДЕНИЕ

Одним из центральных понятий современной лингвистики учёными признаётся антропоцентрическая парадигма, которая ставит в центр внимания явления, напрямую связанные с человеком и его жизнью. Проблема познания человека всегда считалась объектом изучения различных научных направлений, которая не потеряла свою актуальность и в настоящее время, привлекая исследователей различных областей знания.

ЛИТЕРАТУРНЫЙ АНАЛИЗ И МЕТОДОЛОГИЯ

Общеизвестно, что язык и человек неразделимы. По мнению Б.А. Серебренникова, «все в языке создано для человека, и сам язык существует для него». Более того, по определению Ю.Н. Карауловой, «нельзя познавать сам по себе язык, не выйдя за его пределы, не обратившись к его творцу, носителю, пользователю - к человеку, к конкретной языковой личности». Следовательно, довольно проблематично исследовать человека, не учитывая роли языка в его жизни.

ABSTRACT

February, 2022

В языке отражается для человека окружающая его реальность, его культура и определяются специфические особенности его поведения, его образ жизни, мировоззрение, менталитет, национальный характер.

Общение, или коммуникация, представляет собой особый способ взаимодействия людей в процессе их жизнедеятельности. Коммуникативный процесс состоит из нескольких аспектов. Та или иная ситуация общения включает множество знаковых систем, из которых главную составляет естественный язык, а другие системы называются невербальными.

Невербальные (несловесные) средства коммуникации (мимика, жесты, позы, походка, совокупность нескольких аспектов невербального общения) привлекают повышенное внимание многих исследователей. Интерес к изучению невербальных компонентов общения вызван тем, что правильное владение неязыковыми аспектами коммуникации в совокупности с вербальными средствами позволит эффективно общаться с представителями других культур.

В современном языкознании внимание исследователей переключилось с изучения проблем языкового описания речевого сообщения к рассмотрению роли и функционирования различных средств коммуникативного процесса и, в частности, вербального и невербального поведения, поскольку данные подсистемы сосуществуют в единстве и неразрывны в процессе взаимодействия людей.

Вопросы, связанные с вербальным отражением неречевой коммуникации в разных языках, представлены в существующих научных разработках недостаточно полно. Следовательно, необходимо более детальное исследование особенностей невербального поведения представителей различных наций, дальнейшее изучение особенностей взаимоотношения вербальных и невербальных аспектов коммуникации.

Разные науки, такие как философия, биология, антропология, психология, социология, культурология, семиотика и другие науки, многосторонне исследуют свой объект - язык тела. По мнению Г.Е. Крейдлина, «языку тела и невербальной коммуникации в истории и культуре всегда уделялось достаточно много внимания».

Термин «невербальное поведение» обычно понимается как «несловесный язык», объединяющий большой круг явлений, включая не только движения тела человека и звуковое оформление речи, но и одежду, особенности внешности, различные сферы

искусства и элементы окружающей среды. Невербальная коммуникация в узком смысле представляет собой систему несловесных символов, знаков, кодов, применяемых для передачи сообщений и их расшифровки. В широком смысле, по мнению В.А. Лабун-ской, понятие «невербальная коммуникация» практически совпадает с понятием «невербальное поведение».

Невербальные средства общения классифицируются учеными по сенсорным каналам. Среди наиболее известных коммуникативных систем исследователи М. Битянова и В.А. Лабунская выделяют оптическую (контакт глаз, внешность и выразительные движения человека), акустическую (различные интонационные качества голоса коммуникатора), кинестетическую (тактильная коммуникация) и ольфакторную (обонятельно-вкусовую) системы, а также проксемику (пространственно-временную организацию ситуации общения).

Мимика и жесты в коммуникативной ситуации выступают как наиболее распространенные невербальные компоненты системы знаков.

Мимика представляет собой «внешнее выражение психических состояний, в первую очередь эмоциональных, проявляющееся в совокупности координированных движений лицевых мышц».

Лицо как компонент процесса невербального общения является главным коммуникативным средством, поскольку оно служит не только средством передачи информации и переживаемых человеком эмоций, но также регулирует процесс коммуникации.

По мнению многих современных учёных (в частности А.Мехрабиан, А.Бирдвистелла), словесное общение в беседе занимает менее 35%, а более 65% информации передается с помощью невербальных и фонационных средств.

Вопросом выражения эмоций с помощью невербальных средств занимались Ч.Дарвин, Р.Бирдвистел, П.Экман, В.Фризен, К.Изард, С.Томкинс, Дж.Фаст, А.А.Бодалев, В.А.Лабунская, Е.П.Ильин, Г.Е.Крейдлин, А.А.Акишина и др.; проблеме отражения эмоциональных переживаний с помощью фонационных [паралингвистических] средств посвящены исследования К.Шерера, Н.В.Витт, А.А.Леонтьева, Э.Л.Носенко, С.Смита и Д.Шаффера (1991 г.) , Г.Е.Крейдлина и др. Невербальные и фонационные средства могут быть многозначными и различаться в зависимости от культуры, ситуации, места, времени, возраста, социального класса, социальной роли, отношений между людьми и др. Невербальные и фонационные

средства выполняют информативную, коммуникативную, когнитивную, экспрессивную, регулятивную и изобразительную функции; обогащают передачу смысла и эмоций, выражают качество и изменение взаимоотношений партнеров по общению, формируют эти отношения. Как отмечает Н. Лемке, эмоции человека непосредственно отражаются в языке тела. При этом необходимо помнить, что значение тех или иных невербальных и фонационных средств зависит от человека, их использующего, от контекста, языка, культуры и прочих факторов. Фонационные средства включают экстралингвистику (вздох, плач, кашель, смех, крик, постукивание, дыхание); паралингвистику (громкость голоса, диапазон, сила, полетность голоса, дикция, артикуляция, тембр, темп, паузация, ритм, мелодика); просодию (фразовое ударение, синтагматическое ударение, логическое ударение, тон, интонация). Культура голоса человека и язык находятся в непосредственной связи и представляют личность как таковую. По повышению или понижению тона голоса, по интонации [Серова, Горева 2005: 82], увеличению или уменьшению силы звука, продолжительности, характеру пауз, изменению темпа и ритма речи, характеру произнесения, изменению тембра, через интонации партнеры по коммуникации понимают мысли и улавливают эмоции друг друга. Голос является проводником эмоциональных состояний. Эмоциональность речи тесно связана с тембром голоса, если он окрашен теми или иными эмоциями, его называют эмоциональным тембром. При проявлении положительных эмоций -это мягкий, теплый, приятный тембр; при отрицательных-резкий, режущий, раздражительный. Сила голоса позволяет придать высказыванию многочисленные эмоциональные оттенки в сочетании с изменениями тембровой окраски и ритмического рисунка. Разнообразные голосовые модуляции, которые в процессе взаимодействия партнеров по коммуникации постоянно сменяют друг друга, зависят от внутреннего состояния говорящего. Например, С.Смит и Д.Шаффер [Smith, Shaffer1991] полагают, что ускоренный темп речи в большинстве коммуникативных контекстов сигнализирует о раздражении, тревоге, а замедленный темп - о нерешительности; повышение громкости голоса обычно свидетельствует о тревоге, раздражении; понижение громкости может являться признаком недовольства, разочарования, недоверия. Эмоциональный контекст речи включает также паузы: чем ярче выражено эмоциональное состояние, тем отчетливее колебания в

громкости звучания речи и разнообразнее паузы: увеличивается количество пауз нерешительности, появляются поисковые паузы размышления, значимости высказываемого и т.д.

Эмотивно-эмпатийное взаимодействие невозможно без невербальных средств, которые тесно связаны, дополняют и усиливают фонационные средства. Невербальная коммуникация достаточно неоднозначно понимается исследователями. Среди невербальных средств выражения эмоций и отношений различают оптико-кинетические, тактильные и пространственные. Оптико-кинетические средства включают жесты, мимику, выражение лица и глаз, изменение цвета лица, направление взгляда, его длительность и частоту, слезы, позы, осанку, походку, хлопанье дверью. Я.А.Покровская выделяет эмоциональную кинему, т.е. любое законченное и самостоятельное мимическое и жестовое движение, а вербально выражающее какую-либо эмоции и отношения: печаль, радость, счастье, презрение, недовольство и т.д. Напряжение лицевых мышц и изменение цвета лица является признаком возбуждения, вызванного различны-ми эмоциональными состояниями: раздражением, недовольством, возмущением и т.д. Очень часто при отрицательных эмоциях мимика сопровождается характерными движениями, например бросанием в объект эмоции каких-либо предметов. Как известно, глаза - это зеркало души. Основные смыслы, выражаемые с помощью глаз, -это готовность к коммуникации; подавление воли или влияния другого и контроль над процессом коммуникации и над поведением партнера; желание установить контакт . Как отмечает Л.Л.Федорова, одной из составляющих эмпатического понимания является непосредственный зрительный контакт, взаимодействие взглядов. По этому каналу улавливаются знаки, выражающие эмоциональное состояние. В эмотивно-эмпатийном взаимодействии, на наш взгляд, значительную роль играет улыбка. Она тесно связана с эмоционально-экспрессивной интонацией, тональностью речи и всей мимикой, выражающей положительные эмоции. Улыбка на лице и в глазах вызывает у партнеров по общению радостную приподнятость, что способствует успешному взаимодействию. Согласно закону рефлекса данные действия вызывают внутреннее состояние радостной приподнятости и определенную готовность нервной системы к выполнению задания. Переживаемые эмоции вольно, а иногда и против воли человека, автоматически отражаются в мимике (для ср.: контролируемая и неконтролируемая мимика) и

пантомимике и сигнализируют другим людям о состоянии человека. Наибольшей способностью выражать различные эмоциональные оттенки обладает лицо человека. Е.П.Ильин отмечает, что человек рождается с уже готовым механизмом выражения эмоций с помощью мимики. П.Экман утверждает, что врожденными, универсальными, помимо сигналов лица, являются также голосовые сигналы эмоций и эмоциональные импульсы к физическому действию. Все остальное, что люди делают, когда испытывают эмоции, а именно физические движения и произносимые слова, не задается заранее, а усваивается и является специфичным для определенной культуры или конкретного индивида. Чрезвычайно различными у представителей разных культур и разных социальных слоев могут быть также и универсальные, врожденные средства выражения эмоций, так как, взрослея, человек научается управлять врожденной эмоциональностью. Так, например, по результатам исследования учёных (Washington Post) первое место в списке наименее эмоциональных стран занимает Сингапур; кроме него, среди лидеров оказались сразу несколько постсоветских государств, в числе которых, например, Украина и Россия. Самыми же эмоциональными стали жители Филиппин, Сальвадора и Бахрейна. За некоторыми исключениями высокий уровень проявления эмоций также зафиксирован у представителей латиноамериканских и англоязычных стран. Чаще всего результаты подобных исследований психологи и этнологи связывают с ментальными особенностями того или иного народа.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Следует отметить, что невербальные категории имеют одинаковые физиологические черты (например, улыбка продуцируется у носителей репрезентации культурно обусловлены и также служат целям символического кодирования эмоций, как, впрочем, тон голоса и другие голосовые явления).

Итак, как вербальные, так и невербальные и фонационные средства выполняют информативную, коммуникативную, когнитивную, экспрессивную, регулятивную и изобразительную функции; обогащают передачу смысла и эмоций, выражают качество и изменение взаимоотношений партнеров по общению, формируют эти отношения. При этом необходимо помнить, что значение тех или иных вербальных, невербальных и фонационных средств зависит

February, 2022 Multidisciplinary Scientific Journal

165

от человека, их использующего, от контекста, языка, культуры и прочих факторов. Смысл сообщения может быть понят только с учетом всех данных средств и факторов их использования.

Таким образом, невербальные средства дополняют процесс речевого общения и существенно влияют на процесс и результат межличностного взаимодействия. Их огромная роль определяется тем, что они помогают собеседникам выявить истинные намерения друг друга и делают процесс коммуникации более эффективным.

REFERENCES

1. Акишина А.А., Кано Х., Акишина Т.Е. Жесты и мимика в русской речи. Лингвострановедческий словарь. М.: Русский язык, 1991.

2. Бодуэн де Куртене И.А. Избранные труды. В 2 т. М., 1963. Вестник РУДН, серия Философия, 2015, № 4 122

3. Балли Ш. Общая лингвистика и вопросы французского языка. М.: ИЛ, 1955.

4. Горелов И.Н. Паралингвистика: прикладной и концептуальный аспекты // Национальнокультурная специфика речевого поведения. М.: Наука, 1977. С.

5. Гумбольдт В фон. Язык и философия культуры. М.: Прогресс, 1985. [6] Дарвин Ч. Иллюстрированное собрание сочинений в 8 т.

96—114.

February, 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.