Научная статья на тему 'НЕВЕРБАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ: ОБЩЕНИЕ НА ЯЗЫКЕ ТЕЛА'

НЕВЕРБАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ: ОБЩЕНИЕ НА ЯЗЫКЕ ТЕЛА Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
3400
490
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕВЕРБАЛИКА / ПАРАЛИНГВИСТИКА / КИНЕСИКА / ОКУЛЕСИКА / ПРОКСЕМИКА / ХРОНЕМИКА / ГАПТИКА / ОЛЬФАКЦИЯ / АУСКУЛЬТАЦИЯ / ГАСТИКА

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Тогоева О.М.

В статье говорится о невербальном общении, общении на языке тела, не используя при этом слова. К языку тела относятся мимика, жесты, интонация, выражение глаз и лица. В статье подробно описываются компоненты невербального общения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Тогоева О.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «НЕВЕРБАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ: ОБЩЕНИЕ НА ЯЗЫКЕ ТЕЛА»

УДК 159.9

О.М. Тогоева

НЕВЕРБАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ: ОБЩЕНИЕ НА ЯЗЫКЕ ТЕЛА

В статье говорится о невербальном общении, общении на языке тела, не используя при этом слова. К языку тела относятся мимика, жесты, интонация, выражение глаз и лица. В статье подробно описываются компоненты невербального общения.

Ключевые слова: невербалика, паралингвистика, кинесика, окулеси-ка, проксемика, хронемика, гаптика, ольфакция, аускультация, гастика

Невербальная коммуникация - это общение посредством жестов, мимики, телодвижений без помощи использования слов. [1] Практически синонимом невербальной коммуникации является «невербалика». Что же такое «невербалика»? Невербалика - это язык тела: жесты, интонации, мимика, выражение глаз и лица. К невербалике относят и информацию, которую люди передают друг другу не телом, а другими подручными средствами.

Например, в Испании был распространен язык веера, когда влюбленный мог прочитать информацию от дамы по положению ее веера. [2]

Психологи считают, что чтение невербальных сигналов является важнейшим условием эффективного общения. Почему невербальные сигналы так важны в нашем общении?

- около 70% информации человек воспринимает именно по визуальному (зрительному) каналу;

- невербальные сигналы позволяют понять истинные чувства и мысли собеседника;

- наше отношение к собеседнику нередко формируются под влиянием первого впечатления, а оно в свою очередь, является результатом воздействия невербальных факторов - походка, выражение лица, взгляда, манеры держаться, стиля одежды и т. д.

Особенно ценятся невербальные сигналы потому, что они спонтанны, неосознанны (бессознательны) и несут в себе истинную информацию о человеке в отличие от слов. Невербальные сигналы несут в себе ту информацию, которая скрыта в подсознании человека и о которой он сам, вполне возможно, даже и не подозревает.

Огромное значение невербальных сигналов в деловом общении подтверждается экспериментальными исследованиями, которые гласят, что слова (которым мы придаем такое значение) раскрывают всего лишь 7 % смысла, 38 % значения несут звуки интонации и 55 % - позы и жесты. [3]

Невербалика включает в себя следующие компоненты:

> паралингвистика (звучание, темп, громкость, интонации);

>кинесика (жесты, мимика, походка, поза);

>окулесика (зрительный контакт, выражение глаз);

> проксемика (пространство и дистанцирование);

> хронемика (время общения);

>гаптика (касания и тактильная коммуникация);

> ольфакция (запахи, косметика, татуаж);

> аускультация (слышание, восприятие звука);

> гастика (коммуникативные функции пищи и напитков, снадобий и угощений, приемов пищи, поведения во время еды). [2]

Рассмотрим все эти компоненты поподробнее:

Паралингвистика (пара греч. "Ища" - язык) - 1. изучение тех аспектов коммуникации, которые не являются «чисто» лингвистическими, то есть морфологическими, синтаксическими или семантическими; 2. фонационные (тембр голоса, его громкость и др.), кинетические (жесты, позы и др.) и графические (почерк, дополнения к буквам и др.) характеристики речи, как социальные и диалектные, так и индивидуальные (идиолектные). Это в частности, значения, передаваемые оттенком голоса, темпом речи, паузами, ударениями, запинками, оговорками, звуками типа «мм» или «гм», фырканьем и т.д., которые квалифицируют как паралингвистические феномены. Паралингвистический анализ высказывания (дискурса) - это такой анализ речи, который касается в первую очередь того, каким образом было что-то сказано, чем то, какие слова были при этом произнесены. Паралингвистические средства, в комбинации с вербальными, могут выполнять 3 функции: 1. дополнять содержание вербального сообщения, придавать ему

© Тогоева О.М., 2015.

тот или иной оттенок значения; 2. отрицать содержание вербального сообщения; 3. замещать содержание вербального сообщения. [4]

Окулесика - это часть паралингвистики, имеющая дело с движениями глаз и взглядами. Нецелесообразно во время разговора долго не смотреть на собеседника, взглядывая лишь изредка (это производит в большинстве европейских культур плохое впечатление); напротив того, все время смотрите, лишь изредка отводя глаза. Не следует смотреть на собеседника слишком пристально, тем более прищурившись: он может заподозрить вас в недоверии к нему, в презрении. Мужчине не следует провожать женщину взглядом (для стороннего наблюдателя это сильно отдает вульгарностью). Также не очень прилично, когда мужчина навязывает незнакомой или малознакомой женщине зрительный контакт (оттенок наглости с его стороны). Отведение глаз в сторону в острый момент разговора означает, что собеседник смущен, чувствует свою неправоту. Собеседник с беспорядочно бегающими глазами - еще худшая его характеристика. См. делать большие глаза. Стрелять глазами (играть глазами) - вид женского заигрывания. [5]

Кинесика - это система средств общения, включающая в себя жесты, мимику, пантомимику. Кинетическая система предстает как отчетливо воспринимаемое свойство общей моторики, различных частей тела (рук - жестикуляция; лица - мимика; позы - пантомимика). Эта общая моторика различных частей тела отображает эмоциональные реакции человека. Включение оптико-кинетической системы в ситуацию коммуникации придает общению нюансы. Эти нюансы оказываются неоднозначными при употреблении одних и тех же жестов в различных национальных культурах. Например, кивок головы у русских и болгар имеет прямо противоположное значение: согласие у русских и отрицание у болгар. Выразительные движения представляют своего рода "подтекст" к некоторому тексту, который необходимо знать, чтобы правильно раскрыть смысл происходящего. Язык движения раскрывает внутреннее содержание во внешнем действии. [6]

Проксемика - вид невербальной коммуникации, основанный на использовании пространственных отношений. Данный вид коммуникации подразумевает непосредственное влияние расстояний и территорий на проявление межличностных отношений между людьми. В результате проведения некоторых исследований были выявлены четыре зоны невербальной коммуникации пространственного типа: интимную, личную, социальную и публичную; [7]

■ интимное расстояние (от 0 до 45 см) - общение самых близких людей;

■ личное расстояние (от 45 до 120 см) - общение со знакомыми людьми;

■ социальное расстояние (от 120 до 400 см) - предпочтительно при общении с чужими людьми и при официальном общении;

■ публичное расстояние (от 400 до 750 см) - при выступлении перед различными аудиториями. [8]

Хронемика - это использование времени в невербальном коммуникационном процессе. Для общения время является не менее важным фактором, чем слова, жесты, позы и дистанции. Восприятие и использование времени является частью невербального общения и весьма существенно отличается в разных культурах. [9]

Так, общие собрания в африканских деревнях начинаются только после того, когда соберутся все жители. Если в США вы опаздываете на важную встречу, то это оценивается как отсутствие интереса к делу и оскорбление для партнера, а в Латинской Америке опоздать на 45 минут - обычное дело. Поэтому встреча бизнесменов из США и Латинской Америки может закончиться неудачно из-за незнания особенностей использования времени в другой культуре.

Исследования хронемики различных культур позволяют выделить две основные модели использования времени: монохронную и полихронную.

При монохронной модели время представляется в виде дороги или длинной ленты, разделенной на сегменты. Это разделение времени на части приводит к тому, что человек в данной культуре предпочитает одновременно заниматься только одним делом, а также разделяет время для дела и для эмоциональных контактов.

В полихронной модели нет такого строгого расписания, человек там может заниматься несколькими делами сразу. Время здесь воспринимается в виде пересекающихся спиральных траекторий или в виде круга. Крайним случаем являются культуры, в языках которых вообще нет слов, относящихся ко времени (например, у североамериканских индейцев).

Если в монохронной культуре время постоянно отслеживается, считается, что время - деньги, в полихронной культуре такой необходимости нет, о точном использовании времени даже не задумываются. Примером полихронной культуры может служить русская, латиноамериканская, французская культуры. Монохронные культуры - немецкая, североамериканская.

Хронемика также изучает ритм, движение и расчет времени в культуре. Так, в крупных городах мы должны идти по улицам быстрее, чем в маленьких деревушках. Ритмы африканцев, являющиеся для них измерителями времени, принципиально отличаются от европейских ритмов. [10]

Гаптика (от греч. "hapto" - хватаю, касаюсь) - синоним активного осязания, осуществляемого посредством ощупывания (обследования) объекта восприятия рукой. Исследования Г. направлены на выявление роли движений руки и пальцев в формировании целостного образа при отражении формы, величины, консистенции, фактуры и др. свойств объектов. [11]

Ольфакция - наука о языке запахов, смыслах, передаваемых с помощью запахов, и роли запахов в коммуникации. В романе Патрика Зюскинда «Парфюмер» утверждается: кто владеет запахами, тот владеет сердцами людей. И это во многом соответствует действительности. Обоняние - самое интимное из человеческих чувств, но очень запоминающееся. Запах помогает хранить воспоминания надежнее, чем зрение и слух. Человек способен распознавать больше оттенков запаха, чем звуков. Запахи играют огромную роль в нашей жизни.

Запахи прочно связаны с эмоциями и слабо - с логическим мышлением, речью. Яркие, насыщенные эмоциями воспоминания вызывают именно запахи: Наполеон на острове святой Елены писал: «С закрытыми глазами я узнал бы мою Корсику по запаху». Очень трудно объяснить, что происходит, когда человек обоняет запах, как химические вещества воспринимаются носом. Но известно, что у вкуса и обоняния одна природа. Как правило, интимные части тела - под мышки, носогубные складки вырабатывают большую часть феромонов - особых «пахучих» химических веществ.

Запахи - важная область восприятия человеком действительности. С помощью запахов издавна привлекали внимание человека: не только в повседневной жизни, но и в религиозной. Ибо запах, как и вкус, мы поглощаем. Но в отличие от пищи, если она нам не нравится - мы можем ее выплюнуть, с запахом так сделать невозможно. [12]

Аускультация (auscultation) - диагностическое выслушивание звуков, производимых движением газа или жидкости внутри тела (обычно производится с помощью стетоскопа). Аускультация является неоценимым приемом диагностики различных заболеваний сердца, легких, кишечника, а также некоторых других органов, так как в большинстве случаев возникающее заболевание приводит к характерным изменениям звуков, прослушиваемых в этих органах. [13]

Гастика - раздел невербалики, изучающий культурную роль вкусовых ощущений, ритуалов, традиций, связанных с едой, пищей, кухней как отражением национального менталитета. Конечно, с точки зрения обывателя, кулинарное искусство ни к сфере регионоведения, ни к сфере культурологи или коммуникации, казалось бы, не относится. Однако на деле пища в процессе исторического развития общества и конкретно в области регионоведения, этнографии, антропологии, межкультурного и межличностного человеческого общения не только играет выдающуюся роль, но и относится к важному разделу материальной культуры человечества. «Эта сфера не менее важна, чем литература, религия, даже мораль. Ибо "без обеда нет беседы"». Это объясняется тремя существенными аргументами: 1) еда обнаруживает, проявляет, отражает нравы народа, проживающего в данном регионе; 2) еда - показатель общего уровня цивилизованности народа региона, его таланта, оригинальности и особенностей национального мышления, уровня приспособляемости к природным условиям среды обитания; 3) национальная кухня региона -один из критериев определения психического склада нации, отражающегося в господствующих кулинарных вкусах и пищевых пристрастиях. В целом кухня, особенности питания народа и его слоев лучше всего свидетельствуют о национальных склонностях и национальном характере народа. Еда и питье говорят о том, какие приоритеты ставят люди в жизни, ибо место еды определяет и место других ценностей или радостей жизни, демонстрирует их истинную роль в культуре того или иного народа. [14]

Для того чтобы воспринять и осмыслить все названные компоненты невербалики, необходимо использовать технические средства фиксации, например видеозапись. В этом случае каждый компонент может быть тщательно описан и изучен. Однако в реальной жизни такая подробная фиксация и проработка всех компонентов невозможна. (Ну, может быть, в том случае, если снять на скрытую видеокамеру). В этом случае применяется выборочная фиксация. Компоненты, которые легче всего отслеживать и интерпретировать в процессе общения - это мимика, поза, жесты, дистанцирование и интонация. Остальные составляющие невербалики фиксируются дополнительно, по возможности. [2]

Библиографический список:

1. Лабунская В.А. Невербальное поведение. - Ростов-на-Дону, 1979. - с. 27.

2. Сайт http://www.psychologos.ru/articles/view/neverbalika

3. Лабунская В.А / Экспрессия человека: общение и межличностное познание. "Феникс". Ростов-на-Дону. 1999.

4. Энциклопедический словарь по психологии и педагогике (сайт http://psychology_pedagogy.academic.ru/)

5. Романова Н.Н., Филиппов А.В. Словарь. Культура речевого общения: этика, прагматика, психология, 2010 г.

6. Леонтьев А. А. Психология общения. - М., 1999. - с. 29.

7. Поваляева М. А., Рутер О. А. Невербальные средства общения.

8. Холл Э. Как понять иностранца без слов. - М: «Наука», 1995. - 137 с.

9. Кнапп М. Л. Невербальные коммуникации. - М: «Наука», 1978. - 308 с.

10. Холл Э. Как понять иностранца без слов. - М: «Наука», 1995. -197 с.

11. Краткий психологический словарь. - Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС». Л.А. Карпенко, А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. 1998.

12. Ольфакция - наука о языке запахов, смыслах, Кулесика - наука о языке глаз (сайт ро81222938796)

13. Оксфордский толковый словарь общей медицины, 2002 г.

14. Левинтов А. Книга о вкусной жизни: небольшая советская энциклопедия. М., 2008.

ТОГОЕВА Ольга Маирбековна - магистрант факультета психологии и социологии, СевероОсетинский государственный университет имени К.Л. Хетагурова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.