Научная статья на тему 'К вопросу изучения личностного потенциала, его структуры и роли'

К вопросу изучения личностного потенциала, его структуры и роли Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
11049
915
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ЛИЧНОСТЬ / РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / PERSONAL POTENTIAL / PERSONALITY / PERSONALITY DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Васильева А.В.

В статье проведен анализ понятия «личностный потенциал» и его структуры с разных точек зрения. Рассмотрены некоторые возможные подходы к созданию условий для развития личностного потенциала подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the question of personal potential study, its structure and role

The article analyzes the concept of ‘personal potential’ and its structure from different perspectives. The author considers some of the possible approaches to the creation of conditions for development of teenagers´ personal potential

Текст научной работы на тему «К вопросу изучения личностного потенциала, его структуры и роли»

А. В. Васильева

(Санкт-Петербург)

К ВОПРОСУ ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТНОГО ПОТЕНЦИАЛА, ЕГО СТРУКТУРЫ И РОЛИ

В статье проведен анализ понятия «личностный потенциал» и его структуры с разных точек зрения. Рассмотрены некоторые возможные подходы к созданию условий для развития личностного потенциала подростков.

Преодоление жизненных препятствий раскрывает истинные возможности личности, определяет умение подавлять свои страхи и решать возникающие ситуации. Нередко люди не полностью реализуют свой внутренний потенциал и не представляют, что они могли бы совершить, но по какой-то причине этого не произошло. Тема потенциала личности всегда вызывала интерес, поэтому многие ученые обращались к данной проблеме.

Понятие потенциала личности рассматривается учеными в разных аспектах и при этом не имеет на текущий момент однозначной трактовки.

Жизнь индивидуума наполнена различными препятствиями, трудностями и испытаниями, преодоление которых раскрывает возможности личности, но при условии, если личность умеет подавлять в себе собственные и социальные страхи. С философской точки зрения, потенциал - это энергия, которая находится внутри нас. Среднестатистический человек чаще всего не полностью раскрывает свой потенциал и даже не подозревает о собственных возможностях при других обстоятельствах.

Социология рассматривает потенциал как совокупность духовных и материальных возможностей, способствующих достижению определенных целей личности.

Путь к решению вопроса личного потенциала пролегает через взаимозависимость, с одной стороны, экзистенциальной психологии, которая уделяет значительное внимание феноменологии личного потенциала и попыткам его концептуализации, и, с другой стороны, культурно-исторической психологии Л. С. Выготского, который рассматривал личность как интегральную психическую функцию, а главной чертой психических функций считал произвольность.

Представляется актуальным рассмотрение феномена личностного потенциала через призму концепции Л. С. Выготского о зонах ближайшего и актуального развития. Зона актуального развития - это уровень развития способностей личности, тогда как зона ближайшего развития выступает как возможные перспективы развития, вероятность потенциального роста. Следуя этой концепции, для хода из зоны актуального в зону ближайшего развития необходимы не только мотивация, но и внутренняя готовность индивида к свершениям [1].

Г. В. Осипов определил понятие социального качества личности как группу качеств, основанных на социальном взаимодействии [13, с. 287]. Элементами социального качества личности являются, по его мнению, мотивация, роль человека в обществе, жизненные и моральные убеждения, законы, которым следует человек, интеллект, образование, особенности психологических качеств личности, его умение быстро и самостоятельно принимать важные решения.

В. В. Соколов выделяет следующую структуру личностного потенциала и его элементы: такие, как профессиональный потенциал, потенциал работоспособности, образовательный потенциал, творческий потенциал, духовный потенциал [15, с. 78-81]. Рационально используя личностный потенциал, человек обеспечивает стабильность для социума.

В. Н. Марковым личностный потенциал определяется как «самоуправляемая система внутренних возобновляемых ресурсов личности, которые проявляются в ее деятельности, направленной на получение социально значимых результатов». Он предлагает рассматривать личностно-профессиональный потенциал как компонент личностного. Личностно-профессиональный потенциал - это отраже-

ние совокупных внутренних свойств личности, предопределяющих его достижения в профессиональной деятельности [12].

В структуре конкретной личности потенциал определяется как индивидуальная система внутренних и внешних особенностей, способствующих выбору множества путей для его развития. Особенности личности -средства, которые могут использоваться ею для достижения поставленных целей. Внешние ресурсы: люди, материалы, какие-либо явления и события и т.д. Внутренние ресурсы - личные установки, моральные ценности и способности индивида.

Развитие творческого потенциала, по мнению А. А. Деркача, чаще всего зависит от развития способности человека отражать и переосмысливать происходящие в душе и мире процессы [3]. Личностный потенциал обеспечивает реализацию внутренних потребностей роста, в том числе - к саморазвитию.

Связь личностного потенциала с акмеоло-гией означает возможность его реализации по личностно-развивающей траектории. Другими словами - возможность использования внутренних ресурсов для успешного личностного развития. Модель акмеологической реализации личностного потенциала человека есть не что иное, как отражение сторон ан-тропосоциогенеза. Становление и развитие человека протекает в тесной взаимосвязи с процессом становления и развития общества, и эти два процесса взаимовлияющие и взаи-мообогащающие». Эту идею развивают исследователи В. В. Ильин и С. Д. Пожарский [6] с точки зрения социальной синергетики. Они придерживаются мнения, что индивид есть продукт собственной деятельности, другими словами - каждый сам себя делает. Но при этом личностный потенциал каждого человека аккумулируется в акмеологическом потенциале социума и является предпосылкой развития социальной системы. В связи с этим феномен личностного потенциала с точки зрения акмеологии и предпосылок его формирования и раскрытия приобретает научную новизну, актуальность и практический интерес.

В структуре личности потенциал предстает как индивидуальная система внутренних и внешних ресурсов отдельного человека, обеспечивающих многообразие возможных векторов развития и трансформации личности в процессе её жизненного пути.

Под ресурсами принято понимать комплект средств, которые имеют все шансы быть задействованными человеком для достижения конкретной цели либо получения конкретных результатов. Как внешние ресурсы определяются разные объекты, субъекты, действия и процессы, влияющие извне: люди, материальные вещи, наружные действия и т.д. Группа внутренних ресурсов существует в совокупности внутренних состояний, установок, ценностей, единых и особых возможностей, процессов мыслительной и творческой деятельности, ментальных, поведенческих стратегий и т.д.

Разные ученые (В. П. Бранский, С. Д. Пожарский] изучают с позиций акмеологии не только возрастной шаг в развитии человека, но и достижение человеком вершин в различных сферах деятельности (в том числе и профессиональной] либо сферах жизни (социальной, семейной, духовной и др.]. Таким образом, мы говорим о том, что человек накапливает потенциал в разных сферах собственной жизни и, следовательно, имеет множество путей возможной реализации способностей для личного становления и совершенствования в разных направлениях.

Детальному рассмотрению связи креативных и акмеологических возможностей человека посвящена работа О. Н. Зубовой [5]. В собственном исследовании она пришла к выводу, что креативные и акмеологические возможности имеют как своеобразную, особую текстуру, так и некие единые составляющие, благодаря которым возможно преображение креативных возможностей в акмеологиче-ские. В итоге креативные возможности считаются источником для формирования акмео-логических возможностей, которые, собственно, представляют собой новообразования более высокого значения. В итоге творческий потенциал имеет возможность видоизмениться в акмеологический (личностно-разви-вающий) потенциал. Но появляется вопрос, какой посыл и способности нужно иметь, чтобы организовать этот переход? Представляется весьма вероятным, что для обеспечения действенного формирования креативных возможностей и организации формирования на их базе акмеологических возможностей нужно образовать в личности акмеологиче-скую культуру, которую Е. В. Селезнева [14] описывает как новообразование человека, обеспечивающее ему ускоренный подъем, ук-

репление достижений на данном подъеме и подготовку к новым свершениям.

Личностный потенциал, помимо прочего, означает способность человека к умножению своих внутренних возможностей, в первую очередь - способность к развитию. Потенциал личности - возможность жить богатой внутренней жизнью и эффективно взаимодействовать с окружением, быть продуктивным, эффективно влиять, успешно расти и развиваться.

Д. А. Леонтьев утверждает, что «личностный потенциал является интегральной характеристикой уровня личностной зрелости». Вариантом реализации личностного потенциала человека является его самоопределение. Личностный потенциал определяет способность человека к решению трудных ситуаций [8].

По А. Г. Маклакову, личностный потенциал характеризует адаптивные способности человека. Личностный адаптационный потенциал - это внутренние особенности человека, влияющие на его адаптацию, мотивацию и сохранение профессионального здоровья. Также можно считать и уровень психологической защищенности, склонность к конфликтам, самооценку, моральные качества и поведение в обществе [10].

Развитие личностного потенциала, как и развитие личности в целом, не может рассматриваться вне социума. Возникновение определенных возможностей предопределяет новые условия для формирования и развития личности.

Таким образом, личностный потенциал -интегративное понятие, состоящее из психологических свойств личности, актуализирующихся при определенных условиях в профессиональной деятельности.

Развитие личностного потенциала (в том числе и индивидуального ресурса профессионального развития), как и развитие личности в целом (в том числе профессионала), не может рассматриваться вне конкретного социально-экономического контекста. Возникновение новой реальности влечет за собой и новые условия формирования и развития личности.

Некоторые ученые в различное время и в довольно разных контекстах пробовали выявить потенциал личности. А. Н. Леонтьев [7] писал о личности как «особенном измерении, несводимом к тому, в котором проводится ис-

следование психических действий». Во многих вариантах перед специфичным содержанием личности предполагается ее смысловое измерение, смысловая ткань, ее внутренний мир, что перекликается во всех теориях структуры личности, которые довольно близки по смыслу. Понятие «личностный потенциал» напрямую не коррелирует с интеллектуальным развитием, с глубиной и содержательностью внутреннего мира и с творческим потенциалом. Опыт дает нам представление о базовой индивидуальной характеристике личности. Если рассмотреть пример общепризнанных гениев, то чаще всего это чувствительные, ранимые, трудные, глубокие натуры, такие как Ван Гог, Достоевский, Гоголь, другие.

Однако наравне с ними знаем и отлично обладающих собой и оперативно и продуктивно строящих собственную жизнь людей, живущих иногда не в самых благоприятных условиях. Среди таких Микеланджело, Пикассо, Бернард Гала-шоу, Солженицын. К ним применима популярная формула «цветущая сложность»; им свойственна способность твердо структурировать не только культуру, но и собственную жизнь.

При этом все упомянутые мнения, хоть и имеют прямое отношение к личностному потенциалу, но обрисовывают лишь отдельные его границы. Тут можно вспомнить еще одно понятие, введенное М. К. Мамардашвили [10] - понятие усилия. Сущность этого понятия можно характеризовать как собственно человеческий способ жизни. К примеру, разбирая какой-либо уголовный поступок, мы можем выявить комплект «причин» либо «критериев», приведших человека к противозаконному поступку. Однако когда человек делает добро, мы не можем сразу выявить систему обстоятельств, сообразно которым он совершил поступок. Добро причинно никак не обусловлено, это усилие человека. Можно предположить, что усилия человека раскрываются через механизмы активности и регуляции, свободы и ответственности, развивающейся сообразно механизмам, описанным Л. С. Выготским: «расширение активности, во-первых, интериоризация регуляции, во-вторых, и, в-третьих, опосредствование этих механизмов регуляции...».

В свете вышеизложенных представлений о личностном в человеке возникают трудности определенных теоретических и опытных

изучений. Во-первых, неувязка эмоциональной текстуры и диагностики личностногого потенциала. Во-вторых, неувязка формирования личностногого потенциала и критериев, способствующих и, напротив, мешающих его формированию. В русле автономной и внутренней мотивации Э. Деси и Р. Райана [2] было, в частности, опытно показано, будто различная информация, получаемая человеком в форме обратной взаимосвязи, в различной степени содействует формированию тех либо иных мотивационных текстур и причинных ориентаций. Одна информация усиливает в человеке внутреннюю мотивацию, уверенность в том, будто он в состоянии достигнуть успехов собственными стараниями, другая информация уверяет в обратном. В-третьих, фактически функционирование личностного потенциала, в качестве которого выступает базовая независимая переменная, отвечающая за большинство результатов в итоге реального поведения. К примеру, разрешено доставить себе двух людей со схожими высоконравственными убеждениями и идентично пропагандирующих данные убеждения. Однако недостаток личного потенциала у каждого из них может привести к тому, что при возникновении трудностей он окажется не в состоянии повести себя в соответствии с ними. Данную обстановку обрисовал М. К. Мамарда-швили [11], показав, что когда нравственные ценности и убеждения не опираются на сформировавшиеся личностные структуры, то они не воплощаются в реальный выбор и по сути ничего не значат. Для высоконравственного поступка мало только убеждений, для этого потребуются особые высоконравственные «мышцы». Поэтому лучше применять поведенческие и биографические переменные, а никак не машинальные бессознательные действия, так как наличие одних тенденций не гарантирует их проявление в реальной жизни.

Одной из главных форм проявления личностного потенциала можно назвать психофизические процессы преодоления человеком неблагоприятных для развития условий. Известны заранее негативные условия для формирования личности, они имеют все шансы фатальным образом воздействовать на формирование, однако их воздействие может быть преодолено за счет факторов самодетерминации на основе личностного потенциала.

С точки зрения психологии развития, благополучие человека лучше всего определяется в зависимости от того, насколько успешно человек реализовался в жизни. Вопрос, в чем состоит личностный потенциал и как его правильно реализовать, является основным в нашем исследовании. Пытаясь ответить на этот вопрос, выделим три основных пункта развития молодой личности.

Во-первых, каждый ребенок появляется на свет с потенциалом стать самостоятельным человеком: способным без помощи других мыслить, самостоятельно работать, самоопределять себя в обществе. Это, наверное, базовое достижение процесса становления организма. Это равноценно для всех областей становления: биологической, физиологической, психологической, эмоциональной.

Во-вторых, любой человек появляется с возможностью приспособиться к происходящему, которое он не в состоянии контролировать. Это неизбежно, однако взрослые в разной степени реализуют эту способность.

В-третьих, у всякого человека имеется потенциал стать полноценным членом общества. Стать личностью, способной, храня при этом чувство собственной отдельности, объединяться с другими людьми в группы. Как детям, так и взрослым удаётся раскрыть способность к такой интеграции в разной степени.

На данный момент обстановка в образовательной среде принуждает будущих преподавателей задуматься о формировании потенциальных способностей обучающихся, которые играют означаемую роль в становлении человека, предопределении его возможностей, жизненных позиций и ценностей. Развитие внутренних ресурсов требует тщательной работы, для реализации которой необходимо понимать, каким образом происходит личностное развитие учащегося. В отечественной психологии широко рассматриваются потенциал человека и индивидуальный потенциал.

Сообразно мнению Б. Ф. Ломова, потенциал человека представлен его возможностями, системой познаний, умений и навыков. Б. Г. Ананьев говорил о потенциале как процессе формирования человека как личности и как субъекта деятельности и характеризовал потенциал человека в связях различных свойств и уровней организации человека [4]. Личностный потенциал предполагает наибо-

лее трудную форму мышления. Речь идет не столько о базисных личностных установках или чертах, сколько об особенностях системной организации личности в целом, ее архитектонике, основанной на трудной схеме опосредствования [9].

Сегодня парадокс личного потенциала является не до конца изученной проблемой в психологической науке, изучением которой занимаются разные ученые. Д. А. Леонтьев рассматривает личностный потенциал как основополагающее свойство, фундаментальную характеристику личности. Под личностным потенциалом мы вслед за Д. А. Леонтьевым понимаем «определенную систему характеристик индивидуальных психологических особенностей человека, лежащую в основе способности личности исходить из устойчивых внутренних критериев и ориентиров в своей жизнедеятельности и сохранять стабильность деятельности и смысловых ориен-таций на фоне давлений и изменяющихся внешних условий» [7, 8].

Вариантом реализации личностного потенциала человека является его самоопределение. Личностный потенциал в частности определяет способность человека к решению трудных ситуаций. По мнению Д. А. Леонтьева, понятие «личностный потенциал» можно сопоставить с понятием «жизнестойкость»,

предложенным С. Мадди, который определяет жизнестойкость не как определенное качество, а как систему личностных установок, поддающихся влиянию и формированию (которые можно так или иначе изменить), - мотивацию к решению определенных жизненных ситуаций, умение контролировать ситуацию и умение противостоять лени и бессилию.

Таким образом, личностный потенциал является основной составляющей внутренних характеристик личности, определяющей выбор пути ее развития со всем разнообразием возможных потенциальных вариантов. В идеале, личность должна уметь не только действовать и добиваться цели в определенных условиях, но и создавать оптимальные условия для своего благополучного развития.

Под личностным потенциалом понимается интегральная системная черта индивидуально-психологических особенностей личности, проявляющаяся в способности личности исходя из личностных ориентиров и критериев сохранять стабильность деятельности и смысловых ориентаций на фоне давлений и изменяющихся внешних условий. Понятие личностного потенциала лежит в базе личной автономии и самодетерминации и выражает «личностное в личности» [9].

Литература

1. Выготский Л. С. Собрание сочинений : в 6 т. Т. 3 Проблемы развития психики / под ред. А. М. Матюшкина. - М.: Педагогика, 1983.

2. Дергачева О. Е. Позитивная психология самодетерминации: теория каузальных ориентаций Э. Деси и Р. Райана / / Современная психология мотивации / под ред. Д. А. Леонтьева. - М.: Смысл, 2002.

3. Деркач А. А. Акмеологические основы развития профессионала. - М.-Воронеж, 2004.

4. Ефанова М. И. Самореализационный потенциал и психологическая готовность психолога к осуществлению профессиональной деятельности / под ред. Л. С. Колмогоровой, Ю. В. Трофимовой : материалы междунар. науч.-практ. конф. - Барнаул : АлтГ-ПА, 2009. - 406 с.

5. Зубова О. Н. Соотношение творческих и акмеологических способностей государственных служащих. - М.: РАГС, 2004.

6. Ильин В. В., Пожарский С. Д Философия и акмеология. - СПб.: Политехника, 2003.

7. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения : В 2 тт. Т. 1. - М.: Педагогика, 1983.

8. Леонтьев Д. А. Личностная зрелость как опосредствование личностного роста // Культурно-историческая психология развития / под ред. И.А.Петуховой. М.: Смысл, 2001. - С. 154-161.

9. Леонтьев Д. А., Мандрикова Е. Ю., Осин Е., Плотникова А. В., Рассказова Е. И. Возможности эмпирического исследования личностного потенциала // Прикладная психология как ресурс социально-экономического развития современной России : материалы межрегион. науч.-практ. конф. - М., 2005. - С. 259-260.

10. Маклаков А. Г. Основы психологического обеспечения профессионального здоровья военнослужащих : автореф. дис. ... д-ра психол. наук. - СПб.: СПбГУ, 1996. - 37 с.

11. Мамардашвили М. К. Лекции о Прусте (психологическая топология пути). - М.: Ad Ма^тет, 1995.

12. Марков В. Н. Личностно-профессиональный потенциал управленца и его оценка. - М.: РАГС, 2001.

13. Осипов Г. В. Рабочая книга социолога. - М.: Либроком, 2009. - С. 287.

14. Селезнева Е. В. Развитие акмеологической культуры личности. - М., 1999.

15. Соколов В. В. Философия духа и материи Рене Декарта. -М.: Либроком, 2011. - С. 78-81.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.