АКТУАЛЬНАЯ ГЕОПОЛИТИКА
Карпиленя Н.В.
доктор военных наук, профессор, действительный член Академии военных наук Российской Федерации, профессор кафедры социальных наук учреждения образования «Военная академия Республики Беларусь»
К ВОПРОСУ ИСТОРИЧЕСКОЙ, ГЕОПОЛИТИЧЕСКОЙ, НРАВСТВЕННОЙ ОЦЕНКИ ПОБЕДЫ СОВЕТСКОГО НАРОДА В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ НАД ФАШИЗМОМ И НАЦИЗМОМ
Аннотация: в статье проводится краткий исторический, геополитический, нравственный анализ истоков зарождения Второй Мировой войны, а также раскрываются сущность и отдельные стороны, приведшие к ней, и предлагается авторский взгляд интерпретации термина - Победа Советского народа над немецко-фашистскими захватчиками в Великой Отечественной войне, полагая, что именно советский народ сыграл ключевую роль в победе над общим злом всего человечества XX в. - фашизмом и нацизмом.
Написаны сотни тысяч книг, научных и иных работ, раскрывающие стороны и явления войны, в том числе и непосредственными участниками. Мы лишь в небольшой научной статье обратим внимание на некоторые особенности, связи, приведшие ко Второй Мировой войне и остановимся на роли СССР и его народа - Советского народа в победе над нацизмом и фашизмом, чтобы противостоять расширяющейся ныне как антисоветской пропаганде, так и уничижению роли Советского солдата и Советского Народа-Победителя, внесшего основной вклад в разгром нацизма и фашизма.
Проведение стратегии атлантизма, базирующейся на идеологии мондиализма, с развитием известных теорий шовинизма и космополитизма, развертывание все новых баз и сил НАТО вблизи наших границ в стремлении не допустить формирования многополярного мирового порядка, навязывание незападным народам, государствам, цивилизациям западных ценностей как универсальных, способны и ныне послужить катализатором, способным привести к новой мировой войне.
Ключевые слова: шовинизм, космополитизм, фашизм, нацизм, сущность, война, законы войны, советский народ
Как известно, сущность - категория диалектики, обозначающая главное в явлениях, процессах, общие необходимые их свойства и связи, составляющие устойчивую их основу.
Содержание сущности включает: основные свойства, законы и противоречия развития предметов и процессов, обусловливающие качественную определенность, устойчивую основу и источник развития.
Общеизвестно также, что законы войны - существенные, необходимые, повторяющиеся связи и отношения между различными сторонами и элементами ВОИНЫ как процесса, обусловливающие ее зарождение, функционирования, развитие, ход и исход.
Исходя из вышеприведенных определений, следует еще на ранних стадиях зарождения войны осознавать сущность основных свойств, связей, противоречий, а также диалектическую взаимосвязь трех сторон войны, установленных еще К. Клаузевицем1, который в качестве одного из основных выводов из теории войны полагал, что «...война представляет удивительную троицу, составленную из насилия как первоначального своего элемента, ненависти и вражды, которые следует рассматривать как слепой природный инстинкт; из игры вероятностей и случая, обращающих ее в арену свободной духовной
1 Клаузевиц К. О войне / Карл Клаузевиц; [пер. с нем.]. - М.: Эксмо; СПб.: Мидгард, 2007. - 864 с.: с ил.
деятельности; из подчиненности ее в качестве орудия политики, благодаря которому она подчиняется чистому рассудку.
Первая из этих трех сторон главным образом относится к народу, вторая - больше к полководцу и его армии, и третья - к правительству. Страсти, разгорающиеся во время войны, должны существовать в народах до ее начала; размах, который приобретает игра храбрости и таланта в царстве вероятностей и случайностей, зависит от индивидуальных свойств полководца и особенностей армии; политические же цели принадлежат исключительно правительству»1.
В контексте рассматриваемых в научной статье вопросов наибольшее внимание уделено первой и третьей стороне войны - насилию и политике. Вторая сторона, относительно роли армии и полководцев, рассматривается как синтез - передового общественно-политического и экономического строя, объединенного вокруг Коммунистической партии советского народа, армии и флота, которые лишь в единении и могли выстоять и победить в самой кровопролитной за всю историю человечества войне.
При этом нас в современной геополитической обстановке интересуют проблемы сохранения, сбережения наших многонациональных и многоконфессиональных народов для устойчивого развития государства и подлинное построение многополярного мирового порядка, которое можно осуществить, используя неоевразийство как мировоззрение, планетарный тренд и интеграционный проект на философии множественности. Ныне неоевразийство2 становится планетарным трендом, по которому идут многие незападные государства и цивилизации, а также интеграционным проектом. ЕврАзЭС, ШОС, БРИКС являются практической реализацией таких интеграционных проектов и на евразийском континенте только и способным (в том числе и по мнению автора) стать основой для сближения и с Европейским Союзом, что может служить объединению людей (целых народов) от Лиссабона до Владивостока и далее Пекина, и как следствие снизить военную напряженность не только вокруг Беларуси и Союзного государства, приостановив размещение контингентов войск НАТО вблизи наших границ, но и в Евразии в целом...
Несколько слов о сложившихся предпосылках ко Второй мировой войне с конца XIX начала XX в.
Приведем лишь несколько из цитат, содержащих сущность предпосылок ко Второй Мировой войне, появившихся еще из XIX в. Так Ги Меттан в своей работе3 приводит заключение из своего анализа экспансии европейских государств. Судите сами. С 1815 по 1900 гг. «Британская империя двадцатикратно превзошла размерами саму Англию. Французская колониальная империя не отставала благодаря экспансии в Африке и Индокитае. Королевство Бельгия выросло еще больше захватив Конго. США покоряли Запад, убивая индейцев и обращая в рабство чернокожих. Россия за это время увеличилась лишь на 25 % (за счет Бессарабии, Кавказа, Туркестана и Маньчжурии». При этом, как известно, весь XIX в. был веком формирования вначале французской, затем английской и германской русофобии, плавно переросшей в американскую.
Справка: Википедия объясняет: Русофобия - предвзятое, подозрительное, неприязненное, враждебное отношение к России или русским, к их обычаям и культуре и даже к русскому языку.
1 Клаузевиц К. О войне / Карл Клаузевиц; [пер. с нем.]. - М.: Эксмо; СПб.: Мидгард, 2007. - 864 с.: с ил.
2 Дугин А.Г. Геополитика: учеб. пособие для вузов. - М.: Акад. проект: Гаудеамус, 2011. - 583 с. - (Gaudeamus); Евразийская миссия. Манифест Международного «Евразийского движения». - М.: Междунар. Евразийское движение, 2005.; Карпиленя Н.В. Неоевразийство как мировоззрение, планетарный тренд и интеграционный проект: суть нашего времени// Вестн. Воен. акад. Респ. Беларусь, 2014. № 3. С. 139-149.
3 Меттан Г. Запад - Россия: тысячелетняя война / Ги Меттан; [перевод Мария Аннинская, Светлана Булгакова]. - М.: Паулсен, 2016. - 464 с.
Не без оснований Ги Меттан полагает также, что «Если бы Великобритания и Франция умерили имперские амбиции и согласились «потесниться» в Африке или Азии в пользу Германии, как обещали с 1870-х гг., Германской империи не было бы нужды стремиться к захвату территорий на востоке. И если бы Великобритания, испугавшись за свое господство на море из-за стремительного развития немецкого флота, не поторопилась заключить союз с Францией и Россией, тем самым окончательно сжав тиски вокруг Германии, войны 1914 г. можно было бы избежать. Как и во времена английской и французской имперской пропаганды XIX в. Россия вновь стала заложницей образа непредсказуемого врага всей Европы, одержимого экспансионизмом и потому опасного» .
Известно также и следующее изречение. После подписания в 1919 г. Версальского мирного договора, подводившего итоги Первой мировой войны, главнокомандующий союзными войсками маршал Ф. Фош сказал: «Это не мир, а перемирие на двадцать лет».
Отметим также, что к началу Второй мировой войны главная геополитическая идея отцов-основателей классической геополитики - Мэхэна (США), Маккиндера (Великобритания) и некоторых др. состояла в том, чтобы покорить Хартленд (СССР, историческую Русь - «Суша») - чтобы покорить мир. Главное в идеологических идеях Маккиндера, Хаусхофера - расовое англосаксонское превосходство, построенное, применительно к Российской империи (СССР), - на русофобии и антикоммунизме.
Отметим другие предпосылки, в том числе мировоззренческого характера, лежащие в основании идеологий фашизма и нацизма, являющиеся базой для зарождения войны в целом, приведшие к началу и Второй мировой войны.
Полагаем, что базой для формирования нацизма и фашизма в Европе является именно шовинизм и космополитизм, способные быть основой для зарождения насилия на ненависти и вражде как слепого природного инстинкта, рассмотренного выше в определении К. Клаузевица. Для подтверждения данного тезиса приведем некоторые утверждения из рассуждений одного из основателей идей евразийства Николая Сергеевича Трубецкого (1890-1938).
Так еще Трубецкой Н.С. в своей работе «Европа и человечество» (София, 1920) считал, что «Позиции, которые может занять каждый европеец по отношению к национальному вопросу, довольно многочисленны, но все они расположены между двумя крайними пределами: шовинизмом с одной и космополитизмом с другой стороны. Всякий национализм есть как бы синтез элементов шовинизма и космополитизма, опыт примирения этих двух противоположностей». Ниже на двух страницах (автором. - Н.К., отмечены утверждения Н.С. Трубецкого в « ») представлены его (Н. С. Трубецкого) рассуждения.
«Шовинист исходит из того априорного положения, что лучшим народом в мире является именно его народ. Космополит отрицает различия между национальностями. Шовинист, провозглашая свой народ венцом создания и единственным носителем всех возможных совершенств, на самом деле является поборником целой группы этнических единиц. Мало того, ведь шовинист хочет, чтобы и другие народы слились с его народом, утратив свою национальную физиономию.
При оценке европейского космополитизма надо всегда помнить, что слова "человечество", "общечеловеческая цивилизация" и прочее являются выражениями крайне неточными и что за ними скрываются очень определенные этнографические понятия. Европейская культура не есть культура человечества. Это есть продукт истории определенной этнической группы.
В основе космополитизма, этой религии общечеловеческой, оказывается антикультурное начало - эгоцентризм. Положение трагическое, но выход из него только один. Добросовестный романогерманец должен навсегда отказаться как от шовинизма, так и
1 Меттан Г. Запад - Россия: тысячелетняя война / Ги Меттан; [перевод Мария Аннинская, Светлана Булгакова]. - М.: Паулсен, 2016. - 464 с.
от, так называемого, космополитизма, а следовательно и от всех тех взглядов на национальный вопрос, которые занимают среднее положение между этими двумя крайними точками.
Эгоцентризм заслуживает осуждения не только с точки зрения одной европейской романогерманской культуры, но и с точки зрения всякой культуры, ибо это есть начало антисоциальное, разрушающее всякое культурное общение между людьми.
Романогерманцы были всегда столь наивно уверены в том, что только они - люди, что называли себя "человечеством", свою культуру - "общечеловеческой цивилизацией", и, наконец, свои шовинизм - "космополитизмом". Этой терминологией они сумели замаскировать все то реальное этнографическое содержание, которое, на самом деле, заключается во всех этих понятиях.
Распространение т. наз. европейского космополитизма среди не-романогерманских народов есть чистое недоразумение. Те, кто поддался пропаганде романогерманских шовинистов, были введены в заблуждение словами "человечество", "общечеловеческий", "цивилизация", "мировой прогресс" и проч.
Одураченные романогерманцами "интеллигенты" не-романогерманских народов должны понять свою ошибку. Они должны понять, что та культура, которую им поднесли под видом общечеловеческой цивилизации, на самом деле, есть культура лишь определенной этнической группы романских и германских народов».
Н.С. Трубецкой делает вывод: признание романогерманской культуры самой совершенной из всех культур, когда-либо существовавших на земле, основано на эгоцентрической психологии. Как известно, в Европе под это представление о высшем совершенстве европейской цивилизации подведен якобы научный фундамент, но научность этого фундамента только кажущаяся. Но ведь эгоцентрическая психология (мнение автора. -Н.К.) романогерманской, а ныне и англосаксонской культуры, и может служить основой для формирования ненависти и вражды к другим народам на слепом природном инстинкте.
Трубецкой также считал, что: «Момент оценки должен быть раз навсегда изгнан из этнологии и истории культуры, как и вообще из всех эволюционных наук, ибо оценка всегда основана на эгоцентризме. Нет высших и низших. Есть только похожие и непохожие. Объявлять похожих на нас высшими, а непохожих - низшими, - произвольно, ненаучно, наивно, наконец, просто глупо. Только вполне преодолев этот глубоко вкоренившийся эгоцентрический предрассудок и изгнав его последствия из самих методов и выводов, до сих пор строившихся на нем, европейские эволюционные науки, в частности этнология, антропология и история культуры, станут настоящими научными дисциплинами. До тех пор они являются в лучшем случае средством морочить людей и оправдывать перед глазами романогерманцев и их приспешников империалистическую колониальную политику и вандалистическое культуртрегерство "великих держав" Европы и Америки».
«Романогерманец считает высшим самого себя и все, что тождественно с ним, низшим - все, что отличается от него».
Таким образом Н.С. Трубецкой на основе собственного анализа приходит к общему выводу, с которым нельзя не согласиться о том, что: «характер социально-политического строя романогерманских государств не играет никакой роли в вопросе о неизбежности европеизации и ее отрицательных последствий. Неизбежность эта остается, независимо от того, будет ли строй романогерманских государств капиталистическим или социалистическим. Она зависит не от милитаризма и капитализма, а от ненасытной алчности, заложенной в самой природе международных хищников - романогерманцев, и от эгоцентризма, проникающего всю их пресловутую "цивилизацию".
Из приведенных выше рассуждений Н. С. Трубецкого ниже окажутся понятными истоки происхождения фашизма и нацизма.
Приведем несколько определений фашизма и нацизма.
1. Фашизм (итал. fascismo, от fascio - пучок, связка, объединение), политическое течение, возникшее в капиталистических странах в период общего кризиса капитализма и выражающее интересы наиболее реакционных и агрессивных сил империалистической буржуазии. Фашизм у власти - террористическая диктатура самых реакционных сил монополистического капитала, осуществляемая с целью сохранения капиталистического строя.
В центре фашистской идеологии - идеи военной экспансии, расового неравенства, «классовой гармонии» (теория «народного сообщества» и «корпоративности»), вождизма («принцип фюрерства»), всевластия государственной машины (теория «тотального государства»).
2. Фашизм - это политическая идеология, основанная на тотальной власти государства, полного подчинения личности социуму. Для данного течения характерно наличие культа личности правителя, однопартийной системы управления, постулирование превосходства одной нации над другими народами. В чистом виде данный режим существовал в Италии времён Муссолини, Румынии, Испании, Португалии, Бразилии и других странах.
1. Нацизм - мировоззрение, ставящее во главу мира определенную нацию (расу или народ) и ратующее за использование репрессивных мер по отношению к остальной части человечества. Осуждение нацизма основывается на этих репрессивных мерах и на том, что нет возможности выйти из группы угнетаемых людей, принадлежность к которой обычно определяется при рождении (изначально по расовым или национальным признакам). Современные проявления нацизма часто называются неонацизмом.
В узком смысле, нацизм - название идеологии и практики гитлеровского режима в Германии в 1933-1945 гг.
2. Нацизм (национал-социализм) - это симбиоз националистической идеологии с социалистической формой правления, в результате которого формируется крайне правое по своим взглядам правительство, враждебно относящееся не только к конкурентам в борьбе за власть, но и другим нациям. Нацизм в чистом виде был реализован лишь в Германии времён Третьего Рейха и в настоящий момент находится вне закона как политическая идеология.
Фашизм появился несколько раньше нацизма и в начале своего существования являлся теоретической концепцией. Нацизм скорее сформировался на практике за счёт преломления фашистских идей на территории Германии. Фашизм, как и национализм, ставил во главу угла государство, его нужды и интересы. На этом фоне права человека и личности нивелировались, теряя свою остроту.
3. Национал-социализм - это официальная политическая идеология Германии во времена правления Адольфа Гитлера. Стоит заметить, что он же был и основателем идеологии, хотя у истоков зарождения национал-социализма стояли еще шотландские политические деятели девятнадцатого столетия.
За основу Гитлер взял вышеупомянутый фашизм, добавил социалистические составляющие, оформил с антисемитизмом и расизмом и получил уникальное движение, которое превозносит свою арийскую нацию и очищается благодаря полному уничтожению цыган, евреев, славян и гомосексуалистов вне зависимости от расы.
Оформившийся идеологически и воплотившийся организационно итальянский фашизм и немецкий нацизм, используя в своей основе: первый - идеологию расизма с оценкой недочеловеков африканского «происхождения» (темнокожие) на сплочении корпоративном итальянской нации - потомков римского смешанного происхождения (генетически смешанного по крови многих культур); второй - идеологию нацизма с «выведением» чистой арийской немецкой расы с «попутным» уничтожением - цыган, славян, евреев, геев - такие политические режимы уже к 1937 г. были готовы к действию и начали их в западной Европе и на севере Африки. Их сателлиты на Востоке - Япония, имели
схожую «идею» по отношению к Манчжурии, Корее, Китаю. Главная цель этих режимов -мировое господство.
Далее кратко рассмотрим историю возникновения, общие, а также основные черты и отличия идеологий фашизма и нацизма, воспользовавшись источниками.
История возникновения фашизма. Зародился задолго до Муссолини и Гитлера, когда в 1880 г. сформировалось движение против материализма, позитивизма и демократии. Общий упадок Италии после экономического кризиса, создал прекрасную основу для возникновения этого движения, где оно и началось в 1919 г. Лидером стал Муссолини. Историю становления строя можно разделить на важные этапы: Создание программы для завоевания широких масс. Агитация и укрепление позиций. Формирование вооруженных отрядов в 1919 г. Агрессивные нападения и погромы после получения финансовой поддержки. Создание Национальной фашистской партии в 1921 г. Занятие Муссолини должности премьер-министра 30 октября 1922 г. после вооруженного похода фашистов на Рим. Создание системы тоталитарного фашистского государства. После захвата власти, Муссолини все силы бросил на укрепление идеологии и уничтожение всех возможных политических противников. Спустя пару лет Италия стала тоталитарной державой с лидером Муссолини. Муссолини определял идеологию так: фашизм - это учение об абсолюте государства, при котором личность человека и его потребности относительны и невозможны вне страны. Главная идея была сформулирована в лозунге Муссолини в 1927 г.: «Все в государстве, ничего вне государства и ничего против государства». Иерархия демократии и идеи равенства считались опасными. Приверженцы строя выступали против коммунистов и их идей о всеобщем равенстве. Предполагалось уничтожение всех торговых союзов и парламентов.
Основные черты фашизма: агрессивное и вооруженное уничтожение оппозиции, меньшинств и инакомыслия; идеологический контроль; насаждение националистических идей; культ вождя; полное отрицание демократических принципов; господство правой идеологии; традиционализм; милитаризм. Характерной чертой строя также стало полное отрицание Бога и «вечного мира», поскольку фашисты были убеждены, что человек не может жить без войны.
Национал-социализм - это идеология Третьего рейха. Цель строя - объединение на одной территории чистой расы, которая приведет страну к процветанию.
История возникновения нацизма. Нацизм в Германии очень быстро сформировался, ведь там были идеальные условия: Сложилась острая политическая ситуация на фоне экономического кризиса и всеобщего упадка. Немецкий рабочий класс был расколот, а коммунисты слишком слабы, чтобы противостоять. Страна лежала в руинах после Первой мировой войны, немцы были угнетены, выплачивали постоянную контрибуцию странам-победителям и нуждались в сильном лидере и сильной позиции.
Признаки нацизма стали явственными после захвата власти Гитлером и установлении нацисткой идеологии, что произошло в несколько этапов: В 1919 г. возникло национал-социалистическое движение. Создание Национал-социалистической немецкой рабочей партии. Гитлер - председатель. Активная программа агитации. Неудачная попытка государственного переворота. В 1933 г. Гитлер и его партия выиграли выборы в Рейхстаг. Отличной почвой для насаждения такой политики является страна, где есть экономический и политический кризис.
Основные отличия фашизма и нацизма. Эти политические направления не следует применять синонимично, поскольку у них достаточно много отличий.
Кратко рассмотрим основные черты фашизма и нацизма по различным проблемам, разделяя общим знаком «/»:
В вопросах государства:
Государство - это абсолют, а человек или раса неважны. Интересы страны всегда выше интересов отдельного человека или расы.
/ Государство — это средство сохранения расы. Следует постепенно отказаться от этой формы и перейти в идеальное общество будущего.
Роль человека: Для достижения главной цели - идеального общества вполне приемлемо сотрудничать с иными расами.
/ Существует только одна идеальная раса, и она должна господствовать над остальными, неприемлемыми и грязными нациями.
Вопрос расы: Нация - это общество людей, близких по духу, а не крови.
/ Раса — это конкретный народ, арийцы, и требуется сделать все, чтобы сохранить ее в чистоте.
Антисемитизм: Не присутствовал. / Лег в основу расового вопроса.
Тоталитаризм: Личность должна раствориться и устремиться на достижении целей государства.
/Человек не важнее нации, поэтому должен положить все силы на достижении ее целей.
Вопрос церкви: Церковь защищалась и пользовалась покровительством.
/Множество языческих и оккультных проявлений Церковь и ее идеалы презирались.
Сравнивая идеологии фашизма и нацизма можно выделить в них следующие черты: диктатура; милитаризм; культ вождя; тоталитаризм; антикоммунизм; антилиберализм.
Итальянский фашизм и германский нацизм имеют и свои различия. У фашистов нет ярко выраженного антисемитизма.
/Множество расовых теорий. Антисемитизм ярко выражен.
Экономическая модель: Корпоративизм.
/Государственно-монополистический капитализм.
Последствия практики применения фашизма/нацизма: Казнено до 50 человек, арестовано до 4000 человек, колониальная война в Эфиопии, война на Балканах, десятки тысяч людей вынуждены были эмигрировать /Вторая мировая война, холокост, концентрационные лагеря, миллионы людей уничтожены.
Еще раз отметим, что в нацизме доминирует расовая идея, доведенная до антисемитизма.
Кстати, Гитлер и Муссолини крайне не любили, когда их доктрины и идеологии путали.
Муссолини считал, что необходимо возродить былую мощь Римской империи, он решал национальный вопрос корпоративно. Для Муссолини было важно организовать равноправное сотрудничество наций, для достижения единой цели организации абсолютного государства, где личность была бы под полным, как духовным, так и физическим контролем.
Гитлер, если можно так выразиться, выжал сок из доктрины Муссолини, равно как и из коммунистических идей, превратив их в монстра не только изнутри (тотальный контроль над личностью в государстве), но и снаружи, превратив немецкий народ в машину войны, уничтожения и подчинения других наций.
Сходство между итальянским фашизмом и германским национал-социализмом заключалось и в том, что обе идеологии носили тоталитарный характер и предполагали полный контроль государства над всеми сферами жизни людей. Общим для двух идеологий был также культ вождя: в Италии - дуче, в Германии - фюрера.
Сформулируем главные выводы из рассмотренных выше идеологий фашизма и нацизма:
1. Идеология фашизма и нацизма близка. Фашизм и нацизм преследуют единую цель - высшее общество, но разница в их методах и позициях по многим вопросам не позволяет отождествлять эти понятия.
2. Фашизм не синоним слову национализм. Нацизм - это национализм. Он являет собой одно из направлений политики, в качестве основополагающего принципа которого выступает тезис главенства нации в государстве. Данное политическое движение стремится отстоять интересы какой-либо определенной национальности (в контексте рассмотрения нацизма - германской, считающей себя арийцами)] (подробнее о причинах такого вывода читайте на FB.ru: http://fb.ru/article/140733/chto-takoe-natsizm-otlichiya-ot-fashizma-i-natsionalizma).
3. Нацизм был только в Германии во времена Третьего Рейха. Для нацизма высшей ценностью был народ (в Германии это была арийская раса), а фашисты ставили выше всего государство (возрождение Римской империи). Фашисты, в отличие от нацистов, не были антисемитами. Очевидно, что при реализации своих стратегических планов фашизм и нацизм подразумевал последовательное пространственное расширение во всех географических направлениях, путем подчинения народов вначале всех европейских государств, а в конечном итоге - достижение мирового господства после разгрома СССР.
4. Если в фашизме шовинизм направлен на усиление государства, возрождение былой Римской империи и на единство представителей этой нации, то национал-социализм - это теория превосходства одной нации (арийской) над другой (всеми другими). Фашисты хотят путём сотрудничества наций и классов достичь своей конечной цели абсолютного государства. Национал-социализм, в лице Гитлера и других его деятелей, решает национальную проблему через расовый подход, путём подчинения «недочеловеков» одной высшей расе и обеспечения ее господства над остальными.
Сказанное выше подтверждается высказываниями лидеров этих движений:
Б. Муссолини: «Фашизм - концепция историческая, в которой человек рассматривается исключительно, как активный участник духовного процесса в семейной и социальной группе, в нации и в истории, где сотрудничают все нации».
А. Гитлер: «Я никогда не соглашусь, чтобы другие народы были равноправными с немецким, наша задача - поработить иные народы».
5. Главным в идеологии национал-социализма является раса. При этом в гитлеровской Германии под расой понимался вполне конкретный тип людей, принимались законы, обеспечивающие чистоту и сохранение арийской расы, проводились конкретные мероприятия по выведению определенного физиологического типа (подробнее смJspace/webapps/old.anna-news.info/tmp/file7lIlgZ ).
В контексте рассматриваемой нами одной из сторон войны - насилия, ненависти и вражды как слепого природного инстинкта вполне очевидно, что фашизм и нацизм имеют общее - формирование ненависти к другим народам и расам, следствием чего во Второй мировой войне стала попытка порабощения и даже физического истребления целых народов.
Какой же народ мог выстоять и победить в смертельной схватке с фашистскими и нацистскими захватчиками? Большинству исследователей, к числу которых принадлежит и автор, ясно - только народ, способный любить: себя, имея возможность реализации своих прав и свобод, - общество, в котором живет и имеет возможность развиваться каждая личность, - государство, гражданином которого человек является, объединенные идеей построения справедливого общества, в котором нашлось бы место для реализации своих потребностей во всех сферах жизни общества каждому человеку - духовной, социальной, политической, экономической, консолидированные коммунистической партией в государстве, ибо, из приведенного выше анализа фашизма и нацизма, именно сами идеи коммунизма были «противны» и для фашистов, и для нацистов.
Таким государством являлся СССР, в котором после совершения Великой Октябрьской социалистической революции стала формироваться новая историческая общность людей - советский народ. Именно советскому народу и выпала самая тяжелая доля (потеряли 27 млн. советских людей) и историческая миссия сломать хребет человеконенавистническим режимам - фашизму и нацизму.
Вкратце напомним читателям о СССР и формировавшемся в нем советском народе.
Мы считаем, что Великая Октябрьская социалистическая революция разрушила старую государственную общность в России, которая держалась на насилии и угнетении, на подавлении господствующим классом других. Социалистическое государство строилось на принципах равенства и суверенности всех народов, уважения их прав и национального достоинства.
В СССР Советская власть, возглавляемая И.В. Сталиным, ставила задачу реализации идеи интернационального характера - объединения и освобождения мирового пролетариата и крестьян - большинства людей планеты и построения на земле бесклассового и безгосударственного общества. Эти идеи прямо противоположны фашизму и нацизму.
Дело в том, что политические режимы, установленные к началу Второй мировой войны в Италии, Германии по своей глубинной сути создавались для защиты капитала и власть имущих на угнетении всех народов (и даже физическом уничтожении по коже и нации) (сегодняшняя идея идеологии мондиализма и мирового правительства на господстве США и западной цивилизации). Политический коммунистический режим формировался для блага абсолютного большинства всех угнетаемых доморощенными «капиталистами» в своих странах и построении Нового общества, создающего возможность реализации потребностей не только для большинства угнетаемых в прошлых исторических эпохах, но и отдельно каждого человека.
Общеизвестно также, что термин «советский народ» начал использоваться для обозначения населения СССР уже в 1920-е гг.
Большинству и сегодня, несмотря на геополитическую катастрофу, вызванную разрушением СССР очевидно, что Советский народ - это нация или этнос, возникший в государстве СССР, из равноправного объединения наций, объединённых идеологией советского народа и советской власти.
Не вызывает сомнения, что Советский народ создавался целенаправленно и сознательно и помимо общей исторической памяти в своей структуре имел ориентацию, научное мировоззрение и картину социального будущего с идеалом коммунистического общества. Основные культурные особенности идеологической почвы, на которой произошёл генезис советского человека, таковы: 1) социалистическая собственность на средства производства, 2) центральной сакральной фигурой в советском обществе представлялся человек труда: рабочие, крестьяне, трудовая интеллигенция, 3) интернационализм, политика мирного сосуществования государств с разными политическими системами, веротерпимость, 4) гуманизм и социальная справедливость, 5) научное мировоззрение, 6) энтузиазм, 7) героизм, 8) коллективизм и товарищество, 9) устремленность к светлому будущему, вера в прогресс, оптимизм, 10) вера в победу коммунизма, единое бесклассовое человечество без наций и государств.
Языком межнационального общения в СССР был русский язык, но при этом развивались и все национальные языки при поддержке всенародного государства. Бесписьменные языки народов Советского союза получили свою письменность. Некоторые народы в составе Советского Союза получили свою государственность. Развитие национальных культур в рамках СССР имело беспрецедентный характер.
Великая Отечественная война была суровой проверкой прочности народов СССР. Выросшее в СССР после 1917 г. поколение советских людей, тесно сплотившись вокруг Коммунистической партии, сыграло решающую роль в едином строю всего народа героически сражаясь и самоотверженно трудясь во имя защиты своей социалистической Отчизны, общей победы над врагом. Народы СССР явили миру чудеса стойкости и мужества и вместе с народами государств по антифашистской и антигитлеровской коалиции одержали победу во Второй Мировой войне.
Что же происходит ныне. Действия США, Великобритании и их западных сателлитов-партнеров-вассалов (все тех же других-новых, а по сути прежних вышеперечисленных
21
государств под всеобщей вывеской - «демократии» и «рынка» для освобождения народов мира от «тирании», «диктаторских» режимов собственных государств (а по сути защиты подчиненных Западу финансово сверхбогатых в этих государствах, с последующей реализацией ими планов единого центра мирового правительства), организуя и проводя в них «цветные» революции, пытаются осуществлять все ту же политику геноцида большинства народа-населения, выбранного «государства-тирана», которые описывал, к примеру, еще Н.С. Трубецкой в своей работе» Европа и человечество»...
Таким образом, проведя краткий исторический, геополитический, исторический анализ Победы Советского народа в Великой Отечественной войне в познании сущности зарождения Второй Мировой войны и ее исхода, а также «выученных нами уроков», чтобы исключить новую мировую войну можно прийти к следующим заключениям:
1. Что касается принятия общего термина для осуждения идей фашизма и нацизма после 75 лет победы Советского народа в Великой Отечественной войне, всеми нынешними государствами, входящими в ОДКБ, то возможно применение двух подходов.
Первый, с позиции представленного выше анализа - современного научного взгляда, «очищенного» от принятого в СССР идеологического подхода, - войны всего Нашего советского народа только с «фашистской» Германией, осознавая, что Наш народ вел ожесточенную борьбу не только с нацистской Германией, но практически с большинством государств нынешнего европейского союза, входящих в НАТО, следует употребить термин: ПОБЕДА СОВЕТСКОГО НАРОДА НАД НАЦИЗМОМ.
Второй подход имеет право базироваться на восприятии ментальном, основанном на восприятии - обыденном сознании Нашего Народа Победителя. В таком случае, применяя идеологию с учетом геополитики, использованную автором (Н. К. в работе [11]), можно употребить термин: ПОБЕДА СОВЕТСКОГО НАРОДА НАД НЕМЕЦКО-ФАШИСТСКИМИ ЗАХВАТЧИКАМИ. Данная формулировка представляется вполне научной, так как вбирает в себя победу Советского народа как над фашистскими «идеалами» Муссолини, так и нацистскими «идеалами» Гитлера и их сателлитами.
2. Стремление западной цивилизации, возглавляемой США с НАТО к построению однополярного мирового порядка на чувстве превосходства их политического, экономического, культурного устройства над остальным человечеством и даже исключительности (США) - это некий симбиоз неофашизма и неонацизма как продолжения идей Муссолини и Гитлера. Только если Муссолини и Гитлер считали во главе, соответственно, новое идеальное государство и общество, то доминирование Запада с целями мирового правительства - все тот же, но уже чисто либеральный космополитический проект (стран золотого миллиарда - западных, все тех же из западной Римской империи и германской нации, объединенных в Европейском союзе, но уже под властью англосаксов -американцев и британцев, Запада в целом - нового Карфагена XXI в.). По-другому, современный «Карфаген», возглавляемый США как локомотива всей западной цивилизации против современного восточного «Рима» - всех остальных незападных государств и цивилизаций на превосходстве финансового олигархического и транснационального капитала - капитализма в его высшей империалистической стадии, но уже XXI века, на новых принципах информационно-сетевого, виртуального порабощения как одиноких личностей, так и государств, не причисленных США и стержневыми государствами Запада к золотому миллиарду, и даже всех незападных цивилизаций.
3. Действия США, Великобритании и их западных сателлитов-партнеров-вассалов (все тех же других-новых, а по сути прежних вышеперечисленных государств под всеобщей вывеской «демократии» и «рынка» для освобождения народов мира от «тирании», «диктаторских» режимов собственных государств (а по сути защиты подчиненных финансово сверхбогатых в этих государствах, с последующей реализацией ими планов единого центра мирового правительства), организуя и проводя в них «цветные» революции, пытаются осуществлять все ту же политику геноцида большинства народа-населения,
22
выбранного «государства-тирана», которые и описывал еще Н. С. Трубецкой в своей работе «Европа и человечество».
В заключение приведем несколько тезисов-предостережений, как результате длительных рассуждений и переживаний автора-белоруса, о современных попытках Запада и доморощенных элит, стремящихся навязать «выбор белорусам и украинцам» в неуклонно формирующемся многополярном мире и его последствиях для государственности Беларуси и Украины.
В результате моды и преклонения перед Западом, а по сути обмана самих себя стать третьесортными европейцами (в интерпретации Н.С. Трубецкого), теряя собственную идентичность, по мотивам, изложенным Н.С. Трубецким в его работах: «Европа и Человечество», «Наследие Чингисхана. Взгляд на русскую историю не с Запада, а с Востока», ощущая свою внутреннюю гордость и мировосприятие в рабском унижении как перед романо-германцами, так и Западом в целом, или сохраниться и развиваться с русскими (россиянами) в России-Евразии в собственных государствах и русской цивилизации с подлинной внутренней свободой в быту и совести, и мироощущением одной из равноправной ветви русской нации - белорусов и украинцев (малороссов). Только такой исторический выбор может соответствовать и достижению цели - продолжения мирного сосуществования западноевропейской и русской цивилизаций. Закрепление курса белорусского и украинского государств на «европейскость» и подражание всему западному в политике, экономике, культуре (техницизму, материализму, гедонизму, индивидуализму и др. в превалировании материального над духовным в целом) способно с неизбежностью вылиться во внутреннее противостояние внутри белорусского и украинского обществ, а полное подчинение Западу как результата этой борьбы - в дальнейшем привести к войне (вооруженной борьбе) между Западом и Россией руками обманутого авангарда «белорусов» и «украинцев» с неизбежным поражением белорусов и украинцев, и крахом государственности.
Литература:
1. Дугин А.Г. Геополитика: учеб. пособие для вузов. - М.: Акад. проект: Гаудеамус, 2011.
- 583 с. - (Gaudeamus).
2. Карпиленя Н.В. Неоевразийство как мировоззрение, планетарный тренд и интеграционный проект: суть нашего времени// Вестн. Воен. акад. Респ. Беларусь, 2014. № 3. С.139-149.
3. Карпиленя Н.В. О проблемах нейтралитета в геополитике и нейтральности в идеологии в контексте национальной безопасности союзного государства: евразийский взгляд// Архонт», 2019. № 1. С. 42-86.
4. Клаузевиц К. О войне / Карл Клаузевиц; [пер. с нем.]. - М.: Эксмо; СПб.: Мидгард, 2007. - 864 с.: с ил.
5. Меттан Г. Запад - Россия: тысячелетняя война / Ги Меттан; [перевод Мария Аннинская, Светлана Булгакова]. - М.: Паулсен, 2016. - 464 с.
6. Евразийская миссия. Манифест Международного «Евразийского движения». -М.: Междунар. Евразийское движение, 2005.
References:
1. Dugin A.G. Geopolitika: ucheb. posobie dlya vuzov. - M.: Akad. proekt: Gaudeamus, 2011.
- 583 s. - (Gaudeamus).
2. Karpilenya N.V. Neoevrazijstvo kak mirovozzrenie, planetarnyj trend i integracionnyj proekt: sut' nashego vremeni// Vestn. Voen. akad. Resp. Belarus', 2014. № 3. S. 139-149.
3. KarpilenyaN.V. O problemah nejtraliteta v geopolitike i nejtral'nosti v ideologii v kontekste nacional'noj bezopasnosti soyuznogo gosudarstva: evrazijskij vzglyad// Arhont», 2019. № 1. S. 4286.
4. Klauzevic K. O vojne / Karl Klauzevic; [per. s nem.]. - M.: Eksmo; SPb.: Midgard, 2007. -864 s.: s il.
5. Mettan G. Zapad - Rossiya: tysyacheletnyaya vojna / Gi Mettan; [perevod Mariya Anninskaya, Svetlana Bulgakova]. - M.: Paulsen, 2016. - 464 s.
6. Evrazijskaya missiya. Manifest Mezhdunarodnogo «Evrazijskogo dvizheniya». - M.: Mezhdunar. Evrazijskoe dvizhenie, 2005.
TO THE QUESTION OF THE HISTORICAL, GEOPOLITICAL, MORAL ASSESSMENT OF THE VICTORY OF THE SOVIET PEOPLE IN THE GREAT PATRIOTIC WAR
OVER FASCISM AND NAZISM
Karpilenya N.V.
Doctor of Military Sciences, Professor, Full member f the Academy of Military Science os the Russian Federation, Professor of Social Sciences educational institutions "Military Academy of the Republic if Belarus " [email protected]
Abstract: The article provides a brief historical, geopolitical, moral analysis of the origins of World War II, And the essence and individual parties that led to it are disclosed, And the author 's view of the combination of the term - Victory of the Soviet people over the German-fascist invaders in the Great Patriotic War is offered, Believing that it was the Soviet people who played a key role in defeating the common evil of all mankind of the 20th century - fascism and Nazism. Hundreds of thousands of books, scientific and other works have been written, revealing the sides and phenomena of war, including direct participants. Only in a small scientific article will we draw attention to some of the features, connections that led to the Second World War and we will focus on the role of the USSR and its people - the Soviet people in the victory over Nazism and fascism, in order to counter the now expanding both anti-Soviet propaganda and derogation of the role of the Soviet Soldier and the Soviet People-Winner, who made a main contribution to the defeat of Nazand fascism.
Pursuing a strategy of Atlantism based on the ideology of mondialism, with the development of well-known theories of chauvinism and cosmopolitanism, the deployment of new NATO bases and forces near our borders in order to prevent the formation of a multipolar world order, the imposition of Western values as universal on non-Western peoples, States, civilizations, can now serve as a catalyst capable of leading to a new world war.
Keywords: chauvinism, cosmopolitanism, fascism, Nazism, essence, war, laws of war, Soviet people
Для цитирования: Карпиленя Н.В. К вопросу исторической, геополитической, нравственной оценки Победы советского народа в Великой Отечественной войне над фашизмом и нацизмом// Архонт, 2020. № 1 (16). С. 13-24.