Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ИССЛЕДОВАНИЯ УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ, КАК ОДНОМУ ИЗ СТРУКТУРНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО РЕСУРСА'

К ВОПРОСУ ИССЛЕДОВАНИЯ УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ, КАК ОДНОМУ ИЗ СТРУКТУРНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО РЕСУРСА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
84
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕСУРС / СТУДЕНТ-ПЕРВОКУРСНИК / МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА / МОТИВ / ПОТРЕБНОСТЬ / ВНУТРЕННЯЯ МОТИВАЦИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Романова А.В., Некрасова М.В., Доронцев А.В., Жмурко Е.И.

Цель исследования - проанализировать мотивационные ресурсы, используемые студентами-первокурсниками социального вуза в учебной деятельности. Методика и организация исследования. Определение количественных показателей выделенных нами мотивационных ресурсов осуществлялось психологическим диагностированием потребностно-мотивационной сферы студентов-первокурсников в первом семестре учебного года и их последующей математической обработкой. Выбор мотивационных ресурсов осуществлялся методом контент-анализа научной психологической литературы. Результаты исследования. Анализ показателей потребностно-мотивационной сферы студентов-первокурсников позволил определить позицию исследуемых потребностей и мотивов учебной деятельности. Выявлена их значимость на первом участке учебной дистанции (первом семестре обучения). Вывод. Определена структура мотивационной сферы студентов, являющейся компонентом мотивационного ресурса. Ведущей мотивацией выступает внутренняя мотивация познания (показатель Х=15,0), которая может быть объяснена потребностью в связанности (показатель Х=4,65) и профессиональным мотивом (показатель Х=4,25), Однако, сам уровень мотивации невысокий (показатель Х=1,3) и сопровождается повышенной тревожностью в ходе прохождения нового для них процесса обучения в вузе (показатель Х=22,2).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Романова А.В., Некрасова М.В., Доронцев А.В., Жмурко Е.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF STUDYING THE STUDENTS EDUCATIONAL AND PROFESSIONAL MOTIVATION, AS ONE OF THE PSYCHOLOGICAL RESOURCE STRUCTURAL ELEMENTS

The purpose of the study is to analyze the motivational resources used by first-year students of a social university in their educational activities. Methodology and organization of the study. The determination of quantitative indicators of the motivational resources allocated by us was carried out by psychological diagnosing the need-motivational sphere of first-year students in the first semester of the academic year and their subsequent mathematical processing. The choice of motivational resources was carried out by the method of content analysis of scientific psychological literature. Research results. The analysis of indicators of the need-motivational sphere of first-year students made it possible to determine the position of the studied needs and motives of educational activity. Their significance in the first section of the training distance (the first semester of study) is revealed. Conclusion. The structure of the motivational sphere of students, which is a component of the motivational resource, is determined. The leading motivation is the intrinsic motivation of cognition (indicator X = 15.0), which can be explained by the need for connectedness (indicator X = 4.65) and professional motive (indicator X = 4.25). However, the level of motivation itself is not high ( indicator X = 1.3) and is accompanied by increased anxiety during the passage of a new learning process for them at the university (indicator X = 22.2).

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ИССЛЕДОВАНИЯ УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ, КАК ОДНОМУ ИЗ СТРУКТУРНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО РЕСУРСА»

2. Salikhova, N.R. (2015) "The value-semantic relief of the living space of the personality and the level of human physical development", Scientific notes of Kazan University. Series: Humanities, Vol. 157, No. 4, pp. 253-264.

3. Prokopchuk, Yu.A., Bosenko, Yu.M., Raspopova, A.S., Peshkov, N.N., Chernyshov, V.A. and Feshinam E.V. (2019), "Prerequisites for the formation of physical culture and sports activity of children of secondary school age. Prerequisites for the formation of physical culture and sports activity of children of secondary school age", Bulletin of Kostroma state University. Series: Pedagogy. Psychology. Sotsioki-netika, Vol. 1, pp. 241-246.

Контактная информация: annar25@mail.ru

Статья поступила в редакцию 24.03.2022

УДК 159.9.072

К ВОПРОСУ ИССЛЕДОВАНИЯ УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ, КАК ОДНОМУ ИЗ СТРУКТУРНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО РЕСУРСА

Анжела Валерьевна Романова, кандидат психологических наук, доцент, Марина Викторовна Некрасова, старший преподаватель, Российский государственный социальный университет, г. Москва; Александр Викторович Доронцев, кандидат педагогических наук, доцент, Астраханский государственный медицинский университет, Астрахань;

Елена Ивановна Жмурко, доцент, Московский архитектурный институт, Москва

Аннотация

Цель исследования - проанализировать мотивационные ресурсы, используемые студентами-первокурсниками социального вуза в учебной деятельности. Методика и организация исследования. Определение количественных показателей выделенных нами мотивационных ресурсов осуществлялось психологическим диагностированием потребностно-мотивационной сферы студентов-первокурсников в первом семестре учебного года и их последующей математической обработкой. Выбор мотивационных ресурсов осуществлялся методом контент-анализа научной психологической литературы. Результаты исследования. Анализ показателей потребностно-мотивационной сферы студентов-первокурсников позволил определить позицию исследуемых потребностей и мотивов учебной деятельности. Выявлена их значимость на первом участке учебной дистанции (первом семестре обучения). Вывод. Определена структура мотивационной сферы студентов, являющейся компонентом мотивационного ресурса. Ведущей мотивацией выступает внутренняя мотивация познания (показатель Х=15,0), которая может быть объяснена потребностью в связанности (показатель Х=4,65) и профессиональным мотивом (показатель Х=4,25), Однако, сам уровень мотивации невысокий (показатель Х=1,3) и сопровождается повышенной тревожностью в ходе прохождения нового для них процесса обучения в вузе (показатель Х=22,2).

Ключевые слова: ресурс, студент-первокурсник, мотивационная сфера, мотив, потребность, внутренняя мотивация.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.3.p608-613

ON THE ISSUE OF STUDYING THE STUDENTS EDUCATIONAL AND PROFESSIONAL MOTIVATION, AS ONE OF THE PSYCHOLOGICAL RESOURCE

STRUCTURAL ELEMENTS

Angela Valerievna Romanova, the candidate of psychological science, senior lecturer, Marina Viktorovna Nekrasova, the senior teacher, Russian State Social University, Moscow; Alexander Viktorovich Dorontsev, the candidate of pedagogical science, senior lecturer, Astrakhan State Medical University, Astrakhan; Elena Ivanovna Zhmurko, the senior lecturer, Moscow

Architectural Institute, Moscow

Abstract

The purpose of the study is to analyze the motivational resources used by first-year students of a social university in their educational activities. Methodology and organization of the study. The determination of quantitative indicators of the motivational resources allocated by us was carried out by psychological diagnosing the need-motivational sphere of first-year students in the first semester of the academic year and their subsequent mathematical processing. The choice of motivational resources was carried out by the method of content analysis of scientific psychological literature. Research results. The analysis of indicators of the need-motivational sphere of first-year students made it possible to determine the position of the studied needs and motives of educational activity. Their significance in the first section of the training distance (the first semester of study) is revealed. Conclusion. The structure of the motivational sphere of students, which is a component of the motivational resource, is determined. The leading motivation is the intrinsic motivation of cognition (indicator X = 15.0), which can be explained by the need for connectedness (indicator X = 4.65) and professional motive (indicator X = 4.25). However, the level of motivation itself is not high ( indicator X = 1.3) and is accompanied by increased anxiety during the passage of a new learning process for them at the university (indicator X = 22.2).

Keywords: resource, first-year student, motivational sphere, motive, need, internal motivation.

ВВЕДЕНИЕ

Под психологическим ресурсом учебной деятельности студентов нами понимаются такие психологические явления, которые способны помочь им выйти победителем из ситуации, связанной с образовательной деятельностью в вузе и сохранить при этом свое психическое здоровье. Для студента учебная деятельность характеризуется влиянием на его личность множества факторов, которые формируются учебными ситуациями [2, 4, 7] . Это требует от него затраты усилий (энергии) с целью получения лично поставленного результата обучения. По нашему мнению, одним из психологических явлений, который является адекватным процессом соответствующим психологическому ресурсу для обеспечения учебной деятельности, является мотивация к обучению в вузе [1, 3, 5].

Проведенный нами контент-анализ научной психологической литературы предопределил выделение таких критериев мотивационного ресурса студентов как мотивация, потребности и мотивы к обучению. Дальнейшее исследование функционирования этих критериев в потребностно-мотивационной сфере студента позволит сформировать подходы к выявлению психологического ресурса личности, обеспечивающие ее энергетические возможности [6, 9].

В ходе исследования нами проверялась гипотеза о том, что учебно-профессиональная мотивация, выступающая подвидом мотивационного ресурса личности студентов, фиксируется внутренней мотивацией, которая формируется потребностью в связанности, мотивами, позволяющими впитывать знания выбранной профессиональной деятельности.

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

В основу исследования включены психодиагностические методики, выявляющие количественные показатели учебной мотивации студентов и, следовательно, мотивационного ресурса, а именно: методика А.А. Реана и В. А. Якунина в модификации Н.Ц. Бадма-евой, диагностирующая учебно-профессиональную мотивацию студентов; методика Ч.Д. Спилбергера в модификации А.Д Андреевой, диагностирующая мотивацию учения студентов и их эмоциональное отношение к ней; методики, разработанные Т.О. Гордеевой, Е.Н. Осиным и О.А. Сычевым, которые диагностируют базовые психологические потребности и академическую мотивацию при обучении студентов в университете.

Средством анализа диагностических показателей явилась программа SPSS Statistica -27 [8].

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Уровень мотивации учения и эмоционального отношения к ней в университете у студентов-первокурсников психолого-педагогического вуза является не высокой и отно-

сится к IV уровню с показателем 1,3. Такой уровень мотивации можно объяснить повышенной тревожностью, вызванной новизной процесса их обучения в вузе. Уровень мотивации учения и эмоционального отношения к нему показан на рисунке 1.

Уровень мотивации обучения в вузе Гнев Тревожность Мотивация достижения Познавательная активность

1,3

8

14,1

26,9

10

15

20

25

30

0

5

Рисунок 1 - Мотивация учения и эмоциональное отношение к нему

Следующим этапом исследования мотивационного ресурса явился его анализ через выявление доминирующих мотивов. Обнаружено преобладание профессионального мотива у студентов с показателем Х=4,25, который, по нашему мнению, связан с их стремлением по овладению профессиональных знаний в выбранной профессии. На втором месте обнаружен мотив творческой самореализации с показателем Х=3,75. Затем идут коммуникативные и социальные мотивы с показателями Х=3,65 и Х=3,6 соответственно. Учебно-познавательные мотивы с показателем Х=3,55 занимают пятую позицию в иерархии мотивов учебной деятельности, что можно объяснить началом формирования вектора личностного развития в профессии и отработки навыка общения с однокурсниками и профессорско-преподавательским составом в ходе обучения. Иерархия мотивов показана на рисунке 2.

Социальные мотвы Учебно-познавательные мотивы Мотивы творческой самореализпции Профессиональные мотивы Мотивы престижа Мотивы избегания Коммуникативные мотивы

75

3 >

4,25

0,5

1,5

2,5

3,5

4,5

Рисунок 2 - Иерархия мотивов студентов-первокурсников

Другим этапом исследования мотивационного ресурса явился его анализ через структуру академической (учебной) мотивации. Ее анализ обнаружил и подтвердил наше предположение о том, что структура мотивационной сферы студента имеет сложное строение, в которой доминирует мотивация саморазвитии и мотивация познания, которые согласно классификации Т.О. Гордеевой, относятся к внутренней мотивации. Их показатели изображены на рисунке 3.

Структура академической или иными словами учебно-профессиональной мотивации студентов-первокурсников позволяет определить тренд на развитие (увеличение) психологического мотивационного ресурса до Хтах возм.=20,0 (100%) согласно используемой методики. Это позволяет сделать вывод о необходимости возможного и перспек-

4

тивного формирования внутренней мотивации в рамках, для реализации заявленных образовательным стандартом РФ компетенций.

Амотивация Внешняя: мотивация экстернальная Внешняя: мотивация интроецированная Внешняя: мотивация самоуважения Внутренняя: мотивация саморазвития Внутренняя: мотивация достижения Внутренняя: познаваельная мотивация

11,5 3,25

6,5

10,5

1

14 13,75

10

12

14

85

15,65 16 18

0

2

4

6

8

Рисунок 3 - Внутренняя и внешняя мотивация студентов первого года обучения

Еще одним этапом исследования мотивационного ресурса явился анализ его показателей через структуру базовых психологических потребностей, которые присутствуют у студентов-первокурсников. Оценка результатов их диагностики позволила определить строение потребностной сферы. Основное место в данной архитектуре отводится «потребности в связанности» с показателем Х=4,65 балла. За ней следует «потребность в автономии», имеющая показатель Х=4,54 балла, третья по значимости - это «потребность в компетентности», показатель которой равен Х=4,49 балла. Одним из факторов, который сопутствует их удовлетворению, будет являться безопасное состояние образовательной среды вуза [1, 2]. Иерархия базовых психологических потребностей личности студента психолого-педагогического вуза показаны на рисунке 4.

Потребность в связанности 4,65

4,4 4,45 4,5 4,55 4,6 4,65 4,7

Рисунок 4 - Иерархия базовых психологических потребностей студентов-первокурсников.

Можно предположить, что знание профессорско-преподавательским составом структуры потребностно-мотивационной сферы студента и согласно ей, возможности по формированию заданных компетенции с опорой на психологический ресурс позволит минимизировать и/или исключить фрустрацию выявленных потребностей в автономии, компетентности и удовлетворение потребности в связанности.

ВЫВОД

Высокому и среднему уровням удовлетворенности обучением в вузе (на факультете, кафедре) подвержены 66,7% студентов, а высокая субъективная его привлекательность имеет значение равное 76,9%, что позволяет констатировать зрелость преподавательского состава кафедры по формированию безопасности и устойчивости образовательного процесса. Такие показатели удовлетворенности и привлекательности обучением подтвер-

ждают правильность реализуемой обучающей траектории, выстроенной не только вузом, но и факультетом (кафедрой).

ЛИТЕРАТУРА

1. Взаимосвязь показателей учебной мотивации студентов к занятиям по физической культуре в условиях психологической безопасности образовательной среды вуза / В.И. Шарагин, О.В. Грибкова, А.В. Романова Е.С. Куманцова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 5 (171). - С. 470-476.

2. Гендерные особенности агрессивных и враждебных реакций студентов с различным уровнем физической подготовленности / В.Н. Феофанов, М. В. Некрасова, А.С. Болдов, А.В. Гусев // Теория и практика физической культуры. - 2019. - № 5. - С. 20-21.

3. Гордеева Т.О. Мотивация учебной деятельности школьников и студентов: структура, механизмы, условия развития: дис. д-р психол. наук / Гордеева Тамара Олеговна. - Москва, 2013. -444 с.

4. Изменение психоэмоционального состояния студенток в процессе занятий спортом/А.С. Болдов, А.В. Гусев, В.Ю. Карпов, Н.Г. Пучкова, Ю.Б. Кашенков // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 9 (163). - С. 321-325.

5. Исследование мотивации учебной деятельности студентов социального вуза / Н.В. Белякова, А.В. Романова, В.Ю. Карпов, Д.А. Иванов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 10 (176). - С. 402-407.

6. Исследование учебной и профессиональной мотивации студентов психологических специальностей / О.В. Грибкова, В.И. Шарагин, Л.Ю. Климова, Т.Ю. Федорова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 4 (182). - С. 559-566.

7. Карпов В.Ю. Управление воспитательным процессом в вузе с применением средств физической культуры и спорта / В.Ю. Карпов.- Санкт-Петербург: ВекторБук, 2003. -204 с.

8. Наследов, А. Д. SPSS: Компьютерный анализ данных в психологии и социальных науках / А. Д. Наследов. - Санкт-Петербург.: Питер, 2006. - 416 с.

9. Шарагин В.И. Диагностика мотивационной сферы студентов как путь определения психологических проблем мотивации учебной деятельности / В. И. Шарагин, В. С. Иванов // Психология обучения. - 2018. - № 6. - С. 14-26.

REFERENCES

1. Sharagin, V.I., Gribkova, O.V., Romanova, A.V. and Kumantsova E.S. (2019), "Correlation of indicators of students' educational motivation for physical education classes in the conditions of psychological safety of the educational environment of the university", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 171, No. 5, pp. 470-476.

2. Feofanov, V.N., Nekrasova, M.V., Boldov, A.S. and Gusev, A.V. (2019) "Gender features of aggressive and hostile reactions of students with different physical fitness levels", Theory and practice of physical culture, No. 5, pp. 20-21.

3. Gordeeva, T.O. (2013), Motivation of educational activity of schoolchildren and students: structure, mechanisms, conditions of development, dissertation, Moscow.

4. Boldov, A.S., Gusev, A.V., Karpov, V.Yu., Puchkova, N.G. and Kashenkov, Yu.B. (2018), "The Change of emotional state of students in sports", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 163, No. 9, pp. 321-325.

5. Belyakova, N.V., Romanova, A.V., Karpov, V.Yu. and Ivanov, D.A. (2019), "Study of educational activity motivation at social university students", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 176, No. 10, pp. 402-407.

6. Gribkova, O.V., Sharagin, V.I., Klimova, L.Yu. and Fedorova, T.Yu. (2020), "Research of educational and professional motivation of students of psychological specialties", Uchenye zapiski universi-teta imeni P.F. Lesgafta, No. 4 (182), pp. 559-566.

7. Karpov, V.Yu. (2003), Management of the educational process at the university with the use of physical culture and sports, VectorBuk, St. Petersburg.

8. Nasledov, A.D. (2005), SPSS: Computer analysis of data in psychology and the social sciences, Peter, St. Petersburg.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Sharagin, V.I. and Ivanov, V.S. (2018), "Diagnostics of the motivational sphere of students as a way of determining the psychological problems of motivation for educational activities", Psychology of

education, No. 6, pp. 14-26.

Контактная информация: vu2014@mail.ru

Статья поступила в редакцию 24.03.2022

УДК 159.92

ПРОБЛЕМА ЦЕННОСТЕЙ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ В ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ

Светлана Васильевна Рослякова, кандидат педагогических наук, доцент, Татьяна Геннадьевна Пташко, кандидат педагогических наук, доцент, Артем Евгеньевич Пе-ребейнос, кандидат исторических наук, доцент, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет; Елена Федоровна Павленко, кандидат географических наук, доцент, Челябинский государственный университет, Челябинск

Аннотация

Интерес к проблеме ценностей подростков выражается в постоянном появлении новых публикаций по данной теме в рецензируемых научных изданиях. Цель статьи - изучить отечественные и зарубежные исследования начала ХХ1 века и выявить, какие ценности подростков представляли интерес для ученых и какие, по результатам исследований, являлись приоритетными для подростков. Используемыми методами явились: систематический обзор, методы интеллектуального анализа данных и интеллектуальный анализ текста. Обзор и анализ научных источников показал, что аксиологическая тематика становится год от года актуальней; исследователи в качестве объекта изучения выбирают как терминальные, так и инструментальные ценности подростков; наиболее значимыми для подростков являются ценности: «семья», «общение», «самореализация», «социальная активность», «здоровье», «образование».

Ключевые слова: ценности, иерархия ценностей, подросток, обзор исследований, трансформация ценностей, семья, сверстники, здоровье, образование.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.3.p613-618

PROBLEM OF THE VALUES OF MODERN ADOLESCENTS IN DOMESTIC AND

FOREIGN STUDIES

Svetlana Vasilievna Roslyakova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer; Tatyana Gennadyevna Ptashko, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Artem Evgenyevich Perebeynos, the candidate of historical sciences, senior lecturer, South Ural State Humanitarian Pedagogical University; Elena Fedorovna Pavlenko, the candidate of geographical sciences, senior lecturer, Chelyabinsk State University, Chelyabinsk

Abstract

Interest in the problem of adolescent values is expressed in the constant appearance of new publications on this topic in peer-reviewed scientific publications. The purpose of the article is to study domestic and foreign studies of the beginning of the 21st century and to identify which values of adolescents were of interest to scientists and which, according to the results of the research, were a priority for adolescents. The methods used were: the systematic review, data mining methods and text mining. The review and analysis of scientific sources showed that axiological topics are becoming more relevant from year to year; the researchers choose both terminal and instrumental values of adolescents as an object of study; the most significant for teenagers are the following values: "family", "communication", "self-realization", "social activity", "health", "education".

Keywords: values, hierarchy of values, teenager, research review, value transformation, family, peers, health, education.

ВВЕДЕНИЕ

Одной из задач, стоящих перед современной наукой, является изучение ценностей подрастающего поколения, что в значительной степени определит характер поведение

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.