Научная статья на тему 'Исследование мотивации учебной деятельности студентов социального вуза'

Исследование мотивации учебной деятельности студентов социального вуза Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
461
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА / МОТИВАЦИЯ / УЧЕБНЫЕ МОТИВЫ / БАЗОВЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОТРЕБНОСТИ / ТРЕВОЖНОСТЬ / СТУДЕНТЫ ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ / MOTIVATIONAL SPHERE / MOTIVATION / EDUCATIONAL MOTIVES / BASIC PSYCHOLOGICAL NEEDS / ANXIETY / FIRST-YEAR STUDENTS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Белякова Наталья Владимировна, Романова Анжела Валерьевна, Карпов Владимир Юрьевич, Иванов Дмитрий Анатольевич

Авторами представлены результаты исследования мотивационной сферы студентов в процессе обучения их в социальном вузе. Результаты исследования не противоречат положениям теории самодетерминации, другим зарубежным исследованиям, проводимых в данном русле и позволяют использовать полученные результаты в работе по повышению мотивационной составляющей личности студентов при обучении в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Белякова Наталья Владимировна, Романова Анжела Валерьевна, Карпов Владимир Юрьевич, Иванов Дмитрий Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Study of educational activity motivation among the social university students

The authors present the results of the study of the student motivational sphere in process of teaching them in social university. The research results don’t contradict the self-determination theory, other foreign studies carried out in this direction, and they allow using them at work to increase the motivational component of the student’s personality throughout studying at university.

Текст научной работы на тему «Исследование мотивации учебной деятельности студентов социального вуза»

4. Belousova N.A. and Maltsev V.P. (2016), Health teachers of general education institutions as a social problem of modern quality of school education, Modern problems of science and education, No. 6, available at: http://science-education.ru/ru/article/view?id=25842.

5. Zvyagina V. V. (2008), "Age features of the quality of life of teachers related to health", Fundamental research, No. 4, pp. 29-33.

6. Moroz, M.P. (2009), Express diagnostics of human performance and functional state. Admission Recommendations: guide, IMATON, St. Petersburg.

7. Khusainova R.M. (2006), The dependence of the psychological health of the teacher on the age and experience of teaching, dissertation, Kazan.

8. Chimarov V.M. (2008), The formation of the health of subjects of the educational process, Vector Book, Tyumen.

Контактная информация: belousova@cspu.ru

Статья поступила в редакцию 25.10.2019

УДК 159.9

ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

СОЦИАЛЬНОГО ВУЗА

Наталья Владимировна Белякова, кандидат психологических наук, доцент, Анжела Валерьевна Романова, кандидат психологических наук, доцент, Владимир Юрьевич

Карпов, доктор педагогических наук, профессор, Российский государственный социальный университет, г. Москва; Дмитрий Анатольевич Иванов, преподаватель, Московский государственный психолого-педагогический университет

Аннотация

Авторами представлены результаты исследования мотивационной сферы студентов в процессе обучения их в социальном вузе. Результаты исследования не противоречат положениям теории самодетерминации, другим зарубежным исследованиям, проводимых в данном русле и позволяют использовать полученные результаты в работе по повышению мотивационной составляющей личности студентов при обучении в вузе.

Ключевые слова: мотивационная сфера, мотивация, учебные мотивы, базовые психологические потребности, тревожность, студенты первого года обучения.

STUDY OF EDUCATIONAL ACTIVITY MOTIVATION AMONG THE SOCIAL

UNIVERSITY STUDENTS

Natalia Vladimirovna Belyakova, the candidate of psychological science, senior lecturer, Angela Vladimirovna Romanova, the candidate of psychological science, senior lecturer, Vladimir Yurievich Karpov, the doctor of pedagogical science, professor, Russian State Social University, Moscow; Dmitriy Anatolievich Ivanov, the teacher, Moscow State University of

Psychology and education

Annotation

The authors present the results of the study of the student motivational sphere in process of teaching them in social university. The research results don't contradict the self-determination theory, other foreign studies carried out in this direction, and they allow using them at work to increase the motivational component of the student's personality throughout studying at university.

Keywords: motivational sphere, motivation, educational motives, basic psychological needs, anxiety, first-year students.

ВВЕДЕНИЕ

В различных психологических теориях мотивы и мотивация рассматриваются как ведущие составляющие поведения человека. В работе А. Маслоу «Мотивация и личность»

выделены мотивы (потребности) образующие иерархическую структуру с ранжированием их от физиологических мотивов до мотивов самоактуализации, последовательная реализация которых способствует становлению личности и успешности выполнения задач. А. Адлер, Д. Макклеланд определил мотивы достижения, аффилиации и власти, как фундаментальные для любого вида деятельности. Э. Диси и Р. Райн в теории самодетерминации, Д. А. Леонтьев и другие современные психологи делают акцент на реализацию в выполняемой деятельности трех врожденных психологических потребностей (мотивов) - автономии, компетентности и связанности, которые обуславливают внутреннюю мотивацию, а их фрустрация способствует разрушению деятельности и нарушению психического здоровья.

В работе мы ранжируем мотивы на внутренние (учебно-познавательные, творческой самореализации, профессиональные) и внешние (коммуникативные, избегания, престижа и социальные), мотивацию - на внутреннюю (познавательную, достижения, саморазвития) и внешнюю (самоуважения, интроецированную и экстернальную).

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследование проведено в рамках научной темы: «Особенности учебно-профессиональной мотивации студентов различных направлений подготовки, форм и ступеней образования», регистрационный НИР за счет средств РГСУ 2019-06-02-00006. [1]. В научном исследовании приняли участие студенты 2 курса экономического факультета и факультета управления социального университета города Москвы в количестве 60 человек, из них 45 девушек и 15 юношей. Возраст обследуемых студентов находился в диапазоне от 17 до 18 лет, средний показатель возраста - М=17,36 лет.

Методика измерения базовых психологических потребностей в университете (Т.О. Гордеева, Е.Н. Осин, О. А. Сычев), включающая 32 утверждения, оценивалась по 7-бальной шкале и применялась для диагностики степени удовлетворения базовых психологических потребностей студентов. Для диагностики иерархии мотивов учебной деятельности в структуре личности студентов в начале их обучения в вузе применялась методика А. А. Реана и В. А. Якунина изучения мотивов учебной деятельности студентов в модификации Н.Ц. Бадмаевой. Она включает 34 утверждения, которые оцениваются по 5-бальной шкале от 1 «минимальная значимость утверждения» до 5 «максимальная значимость утверждения». Методика Спилберг-Андреевой применялась для диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к нему, включающая 40 утверждений, которые оценивались по 4-бальной шкале от 1 «почти никогда» до 4 «почти всегда». Для диагностики источников учебной мотивации студентов в вузе применялась методика изучения мотивации учебной деятельности студентов способом постановки вопросов о причинах вовлеченности студентов в учебную деятельность. Она включает 28 утверждений, которые оцениваются по 5-бальной шкале от 1 «совсем не соответствует» до 5 «вполне соответствует».

Опросники выдавались студентам в рамках батареи методик, обследование проводилось добровольно и анонимно в аудиториях вуза.

Статистическая обработка результатов исследования осуществлялась с помощью программы SPSS 25, с применением методов описательной статистики, корреляционный и факторный анализ.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЕДОВАНИЯ

Иерархия мотивов в структуре личности студентов, обучающихся в социальном университете.

Анализ показателей учебных мотивов в структуре личности студентов второго года обучения в вузе осуществлялся на основе методов описательной статистики, результаты которых представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Описательная статистика шкал мотивов учебной деятельности студентов (К = 60)_

Мотивы учебной деятельности Среднее Мода Стд. отклонение Дисперсия

Коммуникативные мотивы 3,65 4,00 0,92 0,85

Мотивы избегания 2,98 2,40 0,88 0,77

Мотивы престижа 3,34 3,00 1,07 1,14

Профессиональные мотивы 4,40 5,00 0,58 0,34

Мотивы творческой самореализации 4,11 5,00 0,80 0,64

Учебно-познавательные мотивы 4,10 4,29 0,66 0,43

Социальные мотивы 3,97 4,20 0,63 0,40

Данные, представленные в таблице 1, свидетельствуют о том, что внутренние мотивы занимают ведущее место в иерархической структуре личности студентов. Так, профессиональные мотивы (М ср. = 4,40), мотивы творческой самореализации (М ср. = 4,11) и учебно-познавательные мотивы (М ср. = 4,10) значительно доминируют над внешними мотивами.

Диагностика учебной мотивации студентов второго курса обучения Анализ показателей учебной мотивации студентов в вузе осуществлялся с применением методов описательной статистики, результаты которых представлены в таблице 2.

Таблица 2 - Описательная статистика шкал показателей учебной мотивации студентов (К = 60)_

Виды мотивации учебной деятельности Среднее Мода Стд. отклонение Дисперсия

Познавательная мотивация 16,37 20 3,464 11,999

Мотивация достижения 14,4 16 3,158 9,973

Мотивация саморазвития 15,27 16 2,81 12,186

Мотивация самоуважения 12,98 16 3,491 7,894

Интроецированная мотивация 11,63 14 3,764 14,168

Экстернальная мотивация 10,23 6 4,027 16,216

Амотивация 7,05 4 3,239 10,489

Данные, представленные в таблице 2, свидетельствуют о том, что внутренняя мотивация является доминирующей в мотивационной сфере студентов. Так, познавательная мотивация (М ср. = 16,37), мотивация саморазвития (М ср. = 15,27) и мотивация достижения (М ср. = 14,40) значительно доминирует над внешней мотивацией.

Для изучения влияния мотивов на мотивацию нами проанализирована связь показателей учебных мотивов с показателями учебной мотивации с помощью критерия Спирмена. Результаты корреляционного анализа представлены в таблице 3.

Таблица 3 - Коэффициенты корреляции Спирмена шкал мотивов обучения с показателями учебной мотивации (К = 60)_

Коммуникативные мотивы Мотивы избегания Мотивы престижа Профессиональные мотивы Мотивы творческой самореализации Учебно-по-знаватель-ные мотивы Социальные мотивы

Познавательная мотивация ,339** ,434** ,418** 0,191 0,173 ,351** ,281*

Мотивация достижения ,258* ,349** ,323* 0,067 0,176 ,308* 0,189

Мотивация саморазвития ,355** ,405** ,469** 0,092 0,085 ,260* ,399**

Мотивация самоуважения 0,137 0,093 ,262* 0,106 0,125 0,174 0,251

Интроецированная мотивация 0,199 -0,029 0,001 0,079 0,134 0,056 0,120

Экстернальная мотивация -0,189 -0,014 -0,211 -0,055 -0,199 -0,208 -0,147

Амотивация 0,046 0,091 -0,180 -,262* 0,095 -0,098 0,000

** - Корреляция значима на уровне 0,01 (двухсторонняя). * - Корреляция значима на уровне 0,05 (двухсторонняя).

Внутренние учебно-познавательные мотивы деятельности положительно коррелирует с познавательной мотивацией, мотивацией достижения и мотивацией саморазвития, причем коэффициенты корреляции имеют тенденцию снижения в направлении внешней мотивации [2, 3]. Однако, внешние мотивы, такие как мотивы престижа, коммуникации и избегания показали положительную среднюю корреляцию с внутренней мотивацией, что может свидетельствовать о значимости влияния социальной среды (профессорско-преподавательского состава, семьи, одногруппников и т.п.) на продуктивность обучения.

Диагностика степени удовлетворения базовых психологических потребностей.

Анализ показателей удовлетворения базовых психологических потребностей студентов второго года обучения осуществлялся на основе методов описательной статистики, результаты которых представлены в таблице 4.

Таблица 4 - Описательная статистика удовлетворения базовых психологических потребностей в учебной деятельности_

Психологические потребности учебной деятельности Среднее Мода Стд. отклонение Дисперсия

Потребность в автономии 4,93 4,00 0,79 0,63

Потребность в компетентности 4,70 4,44 0,70 0,50

Потребность в связанности 5,23 5,50 0,80 0,64

Данные, представленные в таблице 4, свидетельствуют о том, что потребность в связанности является доминирующей в мотивационной сфере студентов (М ср. = 5,23). Второе место по значимости занимает потребность в автономии (М ср. = 4,93) и потребность в компетентности (М ср. = 4,70) занимает третье место, что можно объяснить психологическим влиянием одногруппников и профессорско-преподавательского состава на студентов.

Для изучения влияния базовых психологических потребностей на мотивацию нами проанализирована связь их показателей с показателями учебной мотивации с помощью критерия Спирмена. Результаты корреляционного анализа представлены в таблице 5.

Таблица 5 - Коэффициенты корреляции Спирмена шкал психологических потребностей с показателями учебной мотивации ___

Потребность в Потребность в Потребность в

автономии: компетентности: связанности

познавательная мотивация ,298* ,448** ,391**

мотивация достижения ,331** ,421** ,285*

мотивация саморазвития ,305* ,452** 0,135

мотивация самоуважения ,284* ,258* 0,192

интроецированная мотивация -0,052 0,162 0,013

экстернальная мотивация -,308* -,305* -0,146

амотивация -0,217 -0,142 -,267*

** - Корреляция значима на уровне 0,01 (двухсторонняя). * - Корреляция значима на уровне 0,05 (двухсторонняя).

Базовые психологические потребности учебной деятельности студентов второго курса положительно коррелирует с внутренней мотивацией, причем коэффициенты корреляции имеют похожую тенденцию снижения в направлении внешней мотивации, как в случае анализа учебно-познавательных мотивов.

Диагностика мотивации учения и эмоционального отношения к нему Анализ показателей мотивации учения и эмоционального отношения к нему студентов второго года обучения осуществлялся на основе методов описательной статистики, результаты которых представлены в таблице 6.

Таблица 6 - Описательная статистика показателей мотивации учения и эмоционального отношения к нему студентов_

Шкалы мотивации учения и эмоционального отношения к нему Среднее Мода Стд. отклонение Дисперсия

Познавательная активность 24,77 24 4,886 23,877

Мотивация достижения 27,28 28 4,446 19,766

Тревожность 22,62 19а 7,768 60,342

Мотивации учения 12,82 0 17,514 306,729

Анализ и интерпретация результатов исследования согласно методики показал, что мотивация учения имеет средний уровень (М ср. = 12,82), средний уровень имеет познавательная активность (М ср. = 24,77), а мотивация достижения (М ср. = 24,77) -высокий уровень, что можно объяснить вхождением студентов в учебную деятельность. Уровень тревожности (М ср. = 24,77) имеет высокий уровень, который можно объяснить новизной учебного процесса и неизвестностью своего будущего в качестве студента.

Для полного понимания исследуемых явлений осуществлен факторный анализ методом главных компонент с последующим Уапшах-вращением. Результатом такого анализа явилось трехфакторное решение, объясняющее 68,6% суммарной дисперсии, данные которого показаны в таблице 7.

Таблица 7 - Матрица факторных нагрузок после уагтах-вращения

Фактор

Внутренняя мотивация Внешняя мотивация Тревожность

познавательная мотивация 0,785

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

мотивация достижения 0,824

мотивация саморазвития

мотивация самоуважения 0,905

интроецированная мотивация 0,784

экстернальная мотивация 0,789

амотивация

тревожность 0,717

Примечания. Вращение сошлось за 5 итераций. Показаны нагрузки величиной более 0,700.

В первый фактор «Внутренняя мотивация» (28% суммарной дисперсии) вошли показатели внутренней мотивации учебной деятельности. В состав фактора вошли познавательная мотивация и мотивация достижения, которые могут характеризовать способность студентов самостоятельно ставить и достигать цели учебной деятельности.

Второй фактор «Внешняя мотивация» (25% суммарной дисперсии) образовали положительные значения с показателями мотивации самоуважения и интроецированной мотивацией. Можно предположить, что вошедшие в данный фактор показатели мотивации отражают ее зависимость от условий обучения.

Третий фактор «Тревожность» (16% суммарной дисперсии) содержит показатели экстернальной мотивации и тревожности, являющиеся отрицательными компонентами учебной мотивации. Их пересечение в данном факторе, по нашему мнению, свидетельствуют о том, что их устранение должно повысить степень эмоциональной адаптации к условиям обучения в вузе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное психологическое исследование учебной мотивации и результаты его практического использования в воспитательном процессе могут дать весомый прирост во внутренней мотивации обучения студентов в вузе, росту психологического здоровья и повышению доверия профессорско-преподавательскому составу, а так же способствовать снижению амотивации.

Исследование проведено в рамках научной темы: «Особенности учебно- профессиональной

мотивации студентов различных направлений подготовки, форм и ступеней образования», регистрационный НИР за счет средств РГСУ 2019-06-02-00006.

ЛИТЕРАТУРА

1. Взаимосвязь показателей учебной мотивации студентов к занятиям по физической культуре в условиях психологической безопасности образовательной среды вуза / В.И. Шарагин, О.В. Грибкова, А.В. Романова, Е.С. Куманцова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 5 (171). - С. 470-476.

2. Лысаков, Н.Д. Человеческий фактор в авиации: психологический отбор / Н. Д. Лысаков, Е.Н. Лысакова, В.И. Шарагин // Психология обучения. - 2013. - № 8. - С. 107-114.

3. Самооценка личности как фактор, определяющий мотивационную сферу спортсмена / В.И. Шарагин, В.Ю. Карпов, А.С. Махов, Н.Г. Пучкова, А.Н. Авдеева // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 3 (157). - С. 389-393.

REFERENCES

1. Sharagin, V.I., Gribkova, O.V., Romanova, A.V. and Kumantsova E.S. (2019), "Correlation of indicators of students' educational motivation for physical education classes in the conditions of psychological safety of the educational environment of the university", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 171, No. 5, pp. 470-476.

2. Lysakov, N.D., Lysakova, E.N. and Sharagin, V.I. (2013), "The Human Factor in Aviation: Psychological Selection", Educational psychology, No. 8, pp. 107-114.

3. Saragin, V.I., Karpov, V.Yu. Makhov, A.S., Puchkova, N.G. and Avdeeva, A.N. (2018), "Self-esteem of personality as a factor determining the motivational sphere of an athlete", Uchenye zapiski uni-versiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 157, No. 3, pp. 389-393.

Контактная информация: alexa.belyakova@mail.ru

Статья поступила в редакцию 04.10.2019

УДК 159.97

ОСОБЕННОСТИ ПРОФИЛАКТИКИ РАЗВИТИЯ ПОСТРАВМАТИЧЕСКОГО СТРЕССОВОГО РАССТРОЙСТВА

Лариса Шамильевна Бостанова, кандидат психологических наук, доцент, Асият Сагитовна Богатырева, старший преподаватель, Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева, г. Карачаевск

Аннотация

В статье проводится теоретический анализ проблемы посттравматического стрессового расстройства (ПТСР) личности. Рассмотрены факторы, которые способствуют профилактике развития ПТСР, особенности работы психотерапевта по смягчению его течения. Мы, опираясь на анализ литературных источников по проблеме исследования, констатируем, что работа с людьми с ПТСР должна включать безотлагательное посттравматическое лечение с возможностью активной проработки травматических переживаний, их раннюю и долгосрочную социальную поддержку, восстановление чувства принадлежности к сообществу, участие в терапевтической работе, избегания повторной травматизации и избегания деятельности, которая прерывает или нарушает лечение.

Ключевые слова: посттравматическое стрессовое расстройство, мультимодальная интегра-тивная психотерапия, концентративная терапия движением, символ - драма, травмоэкспозиция.

FEATURES OF PREVENTION OF POSTTRAUMATIC STRESS DISORDER

Larisa Shamilyevna Bostanova, the candidate of psychological sciences, senior lecturer, Asiyat Sagitovna Bogatyreva, the senior teacher, Karachay-Cherkess State University U.D. Aliyev, Karachaevsk

Annotation

The article provides the theoretical analysis of the problem of post-traumatic stress disorder (PTSD) of personality. The factors that contribute to the prevention of PTSD, specificity of the work of the

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.