Научная статья на тему 'ВЗАИМОСВЯЗЬ МОТИВАЦИИ И ПОТРЕБНОСТИ К УСПЕХУ С ГОТОВНОСТЬЮ К РИСКУ У СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ'

ВЗАИМОСВЯЗЬ МОТИВАЦИИ И ПОТРЕБНОСТИ К УСПЕХУ С ГОТОВНОСТЬЮ К РИСКУ У СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
242
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / ГОТОВНОСТЬ К РИСКУ / МОТИВАЦИЯ / УСПЕХ / БОЯЗНЬ НЕУДАЧИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Романова Анжела Валерьевна, Шарагин Виктор Иванович, Разживин Олег Анатольевич, Коноплева Елена Геннадьевна

Проблема мотивации учебной деятельности с вектором на ее позитивный исход продолжает оставаться одной из актуальных проблем в психологии и педагогике. В основе учебы студента, на наш взгляд, как произвольной деятельности, лежит его мотивация. Поэтому необходимо исследовать все, что влияет на нее, так как от степени изученности мотивации учебной деятельности зависит успешность обучения студентов. Цель - изучение взаимосвязи мотивации достижения в учебной деятельности студентов-психологов экстремального профиля с их готовностью к риску. Методы и организация исследования. В исследовании приняли участие 30 студентов 2 курса факультета экстремальной психологии МГППУ (Москва, Россия), обучающихся по специальности 37.05.02 Психология служебной деятельности в возрасте 17 - 18 лет, из них 93,3% составляли девушки и 6,7% - юноши. Использовался следующий психодиагностирующий инструментарий: методика уровня личностной готовности к риску («РSК» Шуберт); методика, измеряющая потребности в достижении успеха у студентов (Ю.М. Орлов); методики, измеряющие мотивацию к избеганию неудач и мотивацию к успеху (Т. Элерс); методика, измеряющая мотивацию успеха и боязнь неудачи (А.А. Реан). Обработка полученных данных осуществлялась программным пакетом SPSS-27. Результаты исследования выявили у студентов положительную, слабой и средней силы соответственно взаимосвязь готовности к риску с показателями потребности в успехе (r=0,294, p <0,05) и показателями мотивации к успеху (r=0,519, p <0,01).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Романова Анжела Валерьевна, Шарагин Виктор Иванович, Разживин Олег Анатольевич, Коноплева Елена Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERRELATION OF MOTIVATION AND THE NEED FOR SUCCESS WITH RISK READINESS IN PSYCHOLOGY STUDENTS

The problem of educational activity’ motivation with a vector for its positive outcome continues to be one of the urgent problems in psychology and pedagogy. At the heart of the student's study, in our opinion, as an arbitrary activity, is his motivation. Therefore, it is necessary to investigate everything that affects it, since the degree of study of the motivation of educational activity depends on the success of student learning. The goal is to study the relationship between achievement motivation in the educational activities of students-psychologists of an extreme profile with their willingness to take risks. Methods and organization of the study. The study involved 30 2nd year students of the Faculty of Extreme Psychology of the Moscow State University of Psychology and Education (Moscow, Russia), studying in the specialty 37.05.02 Psychology of performance at the age of 17-18, of which 93.3% were girls and 6.7% were boys. The following psycho-diagnostic tools were used: the method of the level of personal risk readiness (“RSK” Schubert); amethodologythat measures theneeds toachievesuccess among students (Yu.M . Orlov); methods measuring motivation to avoid failures and motivation to succeed (T. Ehlers); atechnique that measures motivation for success and fear of failure (A.A. Rean). The received data were processed using the SPSS-27 software package. The results of the study revealed a positive, weak and moderate correlation among students, respectively, of risk readiness with indicators of the need for success (r=0.294, p<0.05) and indicators of motivation for success (r=0.519, p<0.01)

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОСВЯЗЬ МОТИВАЦИИ И ПОТРЕБНОСТИ К УСПЕХУ С ГОТОВНОСТЬЮ К РИСКУ У СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ»

15. Jargin, S.V. (2016), "Alcohol and Alcoholism in Russia: Insider's Observations and Review of Literature", J Addiction Prevention, No 4 (1), pp. 6.

16. Luo, C. and Proctor, R.W. (2018), "The location-, word-, and arrow-based Simon effects: An ex-Gaussian analysis", Mem. Cogn., No 46, pp. 497-506.

17. Ioime, L., Guglielmo, R., Affini, G.F. et al. (2018), "Neuropsychological Performance in Alcohol Dependent Patients: A One-Year Longitudinal Study", Psychiatry investigation, No. 5, pp. 505-513.

18. Peshkovskaya, A. (2021), "Letter to the editor: Other Consequences. COVID-19 and underestimated public health crisis", Journal of Psychiatric Research. No. 144. pp. 320-322.

19. Rao, R., Schofield P. and Ashworth, M. (2015), "Alcohol use, socioeconomic deprivation and ethnicity in older people", BMJ Open, No. 5, available at: https://bmjopen.bmj.com/content/bmjopen/5/8/e007525.full.pdf.

20. Skokov, R.Yu. and Brizhak, O.V (2020) "Consumption of addictive goods in Russian regions and its impact on the quality of human capital", R-Economy, No. 1 (6). pp. 50-60.

21. Weatherall, T.J., Conigrave, K.M., Conigrave, J.H. et al. (2020) "What is the prevalence of current alcohol dependence and how is it measured for Indigenous people in Australia, New Zealand, Canada and the United States of America? A systematic review", Addict Sci Clin Pract, No. 15, available at: https://ascpj ournal.biomedcentral. com/track/pdf/10.1186/s13722-020-00205-7.pdf.

Контактная информация: peshkovskaya@data.tsu.ru

Статья поступила в редакцию 06.05.2022

УДК 159.9:378

ВЗАИМОСВЯЗЬ МОТИВАЦИИ И ПОТРЕБНОСТИ К УСПЕХУ С ГОТОВНОСТЬЮ К РИСКУ У СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ

Анжела Валерьевна Романова, кандидат психологических наук, доцент, Российский государственный социальный университет, Москва; Виктор Иванович Шарагин, кандидат военных наук, доцент, Московский государственный психолого-педагогический университет, Москва; Олег Анатольевич Разживин, кандидат педагогических наук, доцент, Елабужский институт Казанского (Приволжского) федерального университет, Елабуга; Елена Геннадьевна Коноплева, преподаватель, Астраханский государственный медицинский университет, Астрахань

Аннотация

Проблема мотивации учебной деятельности с вектором на ее позитивный исход продолжает оставаться одной из актуальных проблем в психологии и педагогике. В основе учебы студента, на наш взгляд, как произвольной деятельности, лежит его мотивация. Поэтому необходимо исследовать все, что влияет на нее, так как от степени изученности мотивации учебной деятельности зависит успешность обучения студентов. Цель - изучение взаимосвязи мотивации достижения в учебной деятельности студентов-психологов экстремального профиля с их готовностью к риску. Методы и организация исследования. В исследовании приняли участие 30 студентов 2 курса факультета экстремальной психологии МГППУ (Москва, Россия), обучающихся по специальности 37.05.02 Психология служебной деятельности в возрасте 17 - 18 лет, из них 93,3% составляли девушки и 6,7% - юноши. Использовался следующий психодиагностирующий инструментарий: методика уровня личностной готовности к риску («PSK» Шуберт); методика, измеряющая потребности в достижении успеха у студентов (Ю.М. Орлов); методики, измеряющие мотивацию к избеганию неудач и мотивацию к успеху (Т. Элерс); методика, измеряющая мотивацию успеха и боязнь неудачи (А.А. Реан). Обработка полученных данных осуществлялась программным пакетом SPSS-27. Результаты исследования выявили у студентов положительную, слабой и средней силы соответственно взаимосвязь готовности к риску с показателями потребности в успехе (r=0,294, p <0,05) и показателями мотивации к успеху (r=0,519, p <0,01).

Ключевые слова: студенты, готовность к риску, мотивация, успех, боязнь неудачи.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.5.p571-576

INTERRELATION OF MOTIVATION AND THE NEED FOR SUCCESS WITH RISK READINESS IN PSYCHOLOGY STUDENTS

Angela Valerievna Romanova, the candidate of pedagogical science, senior lecturer, Russian State Social University, Moscow; Viktor Ivanovich Sharagin, the candidate of military science, senior lecturer, Moscow State University of Psychology and Education, Moscow; Oleg Ana-tolievich Razjivin, the candidate of pedagogical science, senior lecturer, Elabuga Institute (branch) of Kazan (Volga region) Federal University, Elabuga; Elena Gennadievna Konopleva, the teacher, Astrakhan State Medical University, Astrakhan

Abstract

The problem of educational activity' motivation with a vector for its positive outcome continues to be one of the urgent problems in psychology and pedagogy. At the heart of the student's study, in our opinion, as an arbitrary activity, is his motivation. Therefore, it is necessary to investigate everything that affects it, since the degree of study of the motivation of educational activity depends on the success of student learning. The goal is to study the relationship between achievement motivation in the educational activities of students-psychologists of an extreme profile with their willingness to take risks. Methods and organization of the study. The study involved 30 2nd year students of the Faculty of Extreme Psychology of the Moscow State University of Psychology and Education (Moscow, Russia), studying in the specialty 37.05.02 Psychology of performance at the age of 17-18, of which 93.3% were girls and 6.7% were boys. The following psycho-diagnostic tools were used: the method of the level of personal risk readiness ("RSK" Schubert); a methodology that measures the needs to achieve success among students (Yu.M. Or-lov); methods measuring motivation to avoid failures and motivation to succeed (T. Ehlers); a technique that measures motivation for success and fear of failure (A.A. Rean). The received data were processed using the SPSS-27 software package. The results of the study revealed a positive, weak and moderate correlation among students, respectively, of risk readiness with indicators of the need for success (r=0.294, p<0.05) and indicators of motivation for success (r=0.519, p<0.01).

Keywords: students, willingness to take risks, motivation, success, fear of failure.

ВВЕДЕНИЕ

Разработка проблематики мотивации в образовательном процессе связана с анализом, оценкой исходного начала побуждения студента к осмысленному изучению выбранной профессии (будущей профессиональной деятельности), когда возможно получение ответа на вопрос: «Что дало толчок к выбору мной этой профессии, что является основным мотивом данного выбора?».

Разнообразие и многогранность проблемы мотивации дает огромное количество подходов к раскрытию ее сущности и структуры. Как предмет исследования, она вдохновляла творчество таких великих психологов, как Х. Хекхаузен, А.Н. Леонтьев, К.К. Платонов и многих других, а эмпирические данные исследования мотивации в сфере высшего образования внесли существенный вклад в повышение успешности учебного процесса [1].

Мотивация, являясь одним из ведущих факторов возникновения, протекания и прекращения деятельности человека, характерна и для одного из основных участников образовательного процесса - студента. Игнорирование мотивационной составляющей получения знаний в личности каждого студента создаст преподавателю трудности в обеспечении эффективности, безопасности и взаимовыгодного сотрудничества для достижения целей обучения.

В проводимом исследовании под мотивацией достижения нами понимается комплекс побуждений, формирующих учебную активность студента, направленную на реализацию поставленной цели и обладающих личностным смыслом.

Проведенные исследования показали, что многими психологами и педагогами наряду с другими, выделено два типа мотивации - мотивация успеха и мотивация боязни

неудач [1, 2, 3, 5].

Мотивация успеха предполагает достижение цели, поставленной студеном в процессе обучения, в то время как вторая - ее недостижение.

Часть исследователей образовательного процесса предполагают, что при ориентации студента на успешное достижение цели (или выполнение какой-либо задачи в ходе обучения), обеспечивает такое его поведение, которое будет исключать страх перед неудачей.

Другая часть исследователей доказывает, что выраженная мотивация студента на успех может не входить в конфликт с сильным страхом неудачи, если результат деятельности (поставленной себе (самим студентом) задачи) может иметь негативные для него последствия.

Таким образом, опора на психолого-педагогические исследования в этой области позволила говорить о наличии в структуре личности студента обеих видов мотивации. Преобладание того или иного ее типа будет влиять на успешность обучения или его трудность, тем самым определяя поведение студента в процессе освоения учебного плана.

Отметим, что результаты ранее выполненных исследований, показывают, что на успешность обучения, кроме мотивации, влияет такой фактор, как готовность студента к риску для достижения поставленной им цели [1, 2, 4].

Под готовностью студента к риску мы понимаем процесс его мышления, направленный на достижение поставленной цели, выбора инструментария и потенцию ее осуществления в условиях неопределенности.

Психолого-педагогические исследования риска, показали, что готовность к нему имеет сложную, многоуровневую структуру. Часть исследователей характеризуют ее как набор личностных черт, другие - как поведение, третьи - как когнитивный стиль.

В связи с вышесказанным, вызывает закономерный и практический интерес исследование готовности к риску у студентов-психологов во взаимосвязи с характеристиками двух типов мотивации - достижения и избегания неудач.

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Диагностическим инструментарием в нашем исследовании выступали следующие методики: выявление уровня личностной готовности к риску; измерение потребности в достижении успеха у студентов; измерение мотивации к избеганию неудач и измерение мотивации к успеху; измерение мотивации успеха и боязнь неудачи. Полученные данные обрабатывались программным пакетом SPSS-27.

Исследование осуществлялось на выборке из 30 человек, студенты 2 курса факультета экстремальной психологии, различающихся уровнем готовности к риску.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Показатели степени готовности студентов к риску и их вклад в общегрупповой тренд в зависимости от набранных баллов представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Показатели готовности студентов факультета экстремальной психологии к риску (баллы)_

Баллы Частота Проценты Валидный процент Накопленный %

-22 1 3,3 3,3 3,3

-21 2 6,7 6,7 10,0

-20 1 3,3 3,3 13,3

-19 1 3,3 3,3 16,7

-18 1 3,3 3,3 20,0

-17 1 3,3 3,3 23,3

-16 2 6,7 6,7 30,0

-15 1 3,3 3,3 33,3

-4 1 3,3 3,3 36,7

-3 1 3,3 3,3 40,0

Баллы Частота Проценты Валидный процент Накопленный %

2 1 3,3 3,3 43,3

3 2 6,7 6,7 50,0

4 1 3,3 3,3 53,3

6 1 3,3 3,3 56,7

7 2 6,7 6,7 63,3

8 3 10,0 10,0 73,3

9 3 10,0 10,0 83,3

15 1 3,3 3,3 86,7

16 2 6,7 6,7 93,3

23 1 3,3 3,3 96,7

24 1 3,3 3,3 100,0

Всего 30 100,0 100,0

Полученные результаты показали, что 28 (93%) студентов-психологов обладают средней склонностью к риску, а 2 (7%) студента - высокой. Хочется выделить из когорты студентов-психологов, обладающих средней склонностью к риску тех, которые набрали меньшие баллы, т. е. имеющие склонность к осторожности и - больше баллы, т.е. имеющие склонность к риску. Средний показатель для группы равен 12,3 балла, что говорит о ней как имеющей среднюю склонность к риску. Цифровые данные приведены в рисунке.

Можно предположить, что для большинства студентов группы такое отношение к риску характеризует позитивное отношение к себе и результатам своих учебных достижений, выступая одним из механизмов саморегуляции активности на занятиях.

Проведенный корреляционный анализ выявил взаимосвязи между различными типами мотивации и готовностью к риску в учебной группе, результаты которого приведены в таблице 2.

В исследуемой группе студентов готовность к риску взаимосвязана с показателями потребности в успехе

(г=0,294, р<0,05), мотивацией к успеху (г=0,519, р<0,01).

Таблица 2 - Взаимосвязи между параметрами мотивации и готовности к риску

Готовность к риску Потребность в успехе Мотивация избегания неудач Мотивация к успеху Мотивация успеха и боязни неуд

Готовность к риску 1,000 0,294" -0,234 0,519"" 0,209

Потребность в успехе 0,294" 1,000 0,336 -0,081 0,218

Мотивация избегания неудач -0,234 0,336 1,000 0,151 0,148

Мотивация к успеху 0,519"" -0,081 0,151 1,000 0,133

Мотивация успеха и боязни неуд 0,209 0,218 0,148 0,133 1,000

Примечание: * — корреляция значима на уровне 0,05; ** - корреляция значима на уровне 0,01.

Таким образом, можно предположить, что для студентов данной группы характерна более высокая разнообразная и активная деятельность в формировании намеченной цели, для которой свойственна детальная оценка и анализ всех алгоритмов и способов действий, выполняемых в процессе ее достижения и тем самым минимизирующих риск реализации поставленных задач. Кроме того, мотивация к успеху может проявляться и в подходе к результатам своей деятельности. Критичность и взвешенность в оценки достигнутых целей с направлением вектора на их повышение позволит достичь студентами высоких и более качественных показателей выполнения учебного плана.

33%

53%

1 ^7% 17%

■ Тенденция к осторожности

■ Высокая склонность к риску

■ Тенденция к склонности к риску

■ Среднее значение риска

Рисунок - Распределение студентов-психологов по их отношению к риску

Однако, следует отметить различия в качестве связей между студентами, имеющими средние значения готовности (склонности) к риску и студентами, имеющими тенденцию к осторожности.

Исследованием выявлено, что студенты-психологи, имеющие средние значения готовности (склонности) к риску показывают среднюю корреляционную связь между потребностью в успехе и мотивацией избегания неудач (r=0,559, p<0,05). Студенты-психологи, имеющие тенденцию к осторожности, показывают сильную корреляционную связь между потребностью в успехе и мотивацией к успеху (r=0,805, p<0,05). Такие результаты позволяют сделать вывод, что готовность студентов к риску определяется в основном не выраженностью каких-либо показателей мотивации, а изменением структуры взаимосвязей между ее типами. Активность студента при попадании в ту или иную учебную ситуацию отражает его возможности по реализации им рискованных решений или действий.

ВЫВОДЫ

Таким образом, студенты, характеризующиеся преобладанием мотивации к успеху, предпочитают осторожность. Те студенты, которые ориентированы на исключение и минимизацию негативных последствий своего поведения в условиях неопределенности, т.е. его выбора в непонятных для них ситуациях обучения, характеризуются средним уровнем риска в принятии решения при выполнении каких-либо учебных действий. Более высокая мотивация студента-психолога к успеху (достижению поставленной цели) предполагает снижение уровня готовности к риску. Проведенное исследование показало, что мотивация студентов (56,3%) к избеганию неудач незначительно доминирует над мотивацией студентов (43,7%) к достижению успеха.

ЛИТЕРАТУРА

1. Исследование мотивации учебной деятельности студентов социального вуза / Н.В. Белякова, А.В. Романова, В.Ю. Карпов, Д.А. Иванов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 10 (176). - С. 402-407.

2. Исследование отношения студентов психолого-педагогического университета к занятиям физической культурой и спортом / А.С. Болдов, А.В. Гусев, В.Ю. Карпов [и др.] // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 5(159). - С. 350-356.

3. Карпов, В.Ю. Потребностно-мотивационные характеристики физической культуры младших школьников новых типов учебных заведений / В.Ю. Карпов, Г.А. Абрамишвили // Вестник Сочинского государственного университета туризма и курортного дела. - 2011. - № 2(16). - С. 141-143.

4. Физическая культура и спорт в формировании психологической устойчивости студентов к экстремальным ситуациям / О.Н. Логинов, А.Л. Волобуев, В.Ю. Карпов, А.В. Романова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 11 (129). - С. 144-149.

5. Шарагин В.И. Диагностика мотивационной сферы студентов как путь определения психологических проблем мотивации учебной деятельности / В.И. Шарагин, В.С. Иванов // Психология обучения. - 2018. - № 6. - С. 14-26.

REFERENCES

1. Belyakova, N.V., Romanova, A.V., Karpov, V.Yu. and Ivanov, D.A. (2019), "Study of educational activity motivation at social university students", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 176, No. 10, pp. 402-407.

2. Boldov, A.S., Gusev, A.V., Karpov, V.Yu., Sharagin, VI. and Klimova, L.Yu. (2018), "Researching of the psycho-pedagogical higher education institution students relation to the occupation of physical culture and sport", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 159, No. 5, pp. 350356.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Karpov, VYu. and Abramishvili, G.A. (2011), "Need-motivational characteristics of physical training of younger school students of new types of educational institutions", Bulletin of Sochi State University for Tourism and Recreation, No. 2 (16), pp. 141-143.

4. Loginov, O.N., Volobuev, A.L., Karpov, V.Yu. and Romanov, V.A. (2015), "Physical education and sports in the formation of psychological resistance of students to extreme situations", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 129, No. 11, pp. 144-149.

5. Sharagin, V.I. and Ivanov, V.S. (2018), "Diagnostics of the motivational sphere of students as a way of determining the psychological problems of motivation for educational activities", Psychology of education, No. 6, pp. 14-26.

Контактная информация: angelina.rom@mail.ru

Статья поступила в редакцию 29.05.2022

УДК 159.922.73:613.956

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ЗДОРОВЬЕ У ПОДРОСТКОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ СПОРТОМ, КАК ФЕНОМЕН ТЕЛЕСНОСТИ

Николай Валерьевич Смирнов, кандидат психологических наук, доцент, Татьяна Дмитриевна Василенко, доктор психологических наук, профессор, Александр Владимирович Селин, кандидат психологических наук, доцент, Курский государственный медицинский университет, Курск

Аннотация

В статье представлены результат комплексного исследования, проведенного среди подростков, занимающихся такими видами спорта как: спортивная гимнастика, дзюдо, хоккей и фигурное катание, с целью изучения процесса формирования представлений о здоровье и отношении к собственному здоровью во взаимосвязи с личностными характеристиками и с особенностями телесности. Представление о здоровье подростков, занимающихся спортом, рассматривается как сложная ценностно-смысловая и поведенческая система, функционирующая в телесности личности. На основании результатов проведенного исследования были разработаны рекомендации по психологическому сопровождению подростков, направленные на формирование установок на здоровый образ жизни посредством формирования позитивного телесного опыта.

Ключевые слова: здоровье, спорт, подросток, телесность, личность.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.5.p576-580

HEALTH REPRESENTATION AMONG SPORTS ENGAGED TEENAGERS, AS A PHENOMENON OF CORPOREALITY

Nikolai Valerievich Smirnov, the candidate of psychological sciences, docent, Tatiana Dmitrievna Vasilenko, the doctor of psychological sciences, professor, Aleksandr Vladimiro-vich Selin, the candidate of psychological sciences, docent, Kursk state medical University,

Kursk

Abstract

This article presents the result of a comprehensive study conducted among adolescents engaged in sports such as gymnastics, judo, hockey and figure skating, in order to study the process of forming ideas about health and attitude towards their own health in relation to personal characteristics and features of physicality. The idea of the health of adolescents engaged in sports is considered as a complex value-semantic and behavioral system functioning in the physicality of the personality. Based on the results of the study, recommendations for psychological support of adolescents were developed, aimed at forming attitudes to a healthy lifestyle through the formation of positive bodily experience.

Keywords: health, sport, a teenager, corporeality, a personality.

ВВЕДЕНИЕ

Состояние здоровья подростков, как и населения в целом, - является главным индикатором общественного развития и отражает не только социально-экономическое благополучие общества, но и мощный экономический, трудовой, оборонный и культурный

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.