К ВОПРОСУ ИССЛЕДОВАНИЯ ТЕРМИНА «ИНФРАСТРУКТУРА» Ю.Н. Гольская, канд. экон. наук, доцент
Иркутский государственный университет путей сообщения (Россия, г. Иркутск)
001:10.24412/2411-0450-2024-11-1-108-110
Аннотация. В рамках статьи предпринята попытка изучить подходы к пониманию понятия «инфраструктура». В статье представлено системное общее представление об инфраструктуре с применением метода системного анализа, основанного на принципах целостности, вычленения системообразующих связей, выявления структуры. О понятии «инфраструктура» писал еще К. Маркс. Делается вывод о формировании инфраструктуры как фактора, способного повышать экономическое развития страны.
Ключевые слова: инфраструктура, системный анализ, отрасти экономики, эффективность экономики, характеристика понятия.
Инфраструктура является одной из важнейших систем, обеспечивающих развитие экономики. Для формирования устойчивого общества, а также для обеспечения экономического роста и развития необходимо наличие и активное использование объектов инфраструктуры. В связи с этим возникает необходимость определиться с содержанием понятия «инфраструктура».
Термин «инфраструктура» (от лат. «infra» -под, ниже и «structure» - структура, строение), в широком смысле слова, употребляется для определения группы отраслей, сфер предприятий, учреждений и организаций, обеспечивающих функционирование экономики страны [1]. Это образование, здравоохранение, общественные службы, следящие за соблюдением закона и правопорядка, связь, энергия, транспорт. То есть все то, что составляет фундамент экономики страны; «является важной детерминантой экономического роста» [2].
Проанализировав данные комплексных исследований известных авторских коллективов по социально-экономическому развитию России и ее регионов, можно констатировать, что почти полностью отсутствуют разделы по инфраструктуре, а если и присутствуют, то в очень ограниченном объеме. Если посмотреть на развитые страны, то там инфраструктура является наиболее значимой подсистемой экономики по масштабам, объемам и характеру вовлеченности «ресурсов для достижения основной цели - развития экономики и повышения ее эффективности» [3], а также по вли-
янию на динамику и структуру ВНП, функционирование хозяйственных систем в целом. Как самостоятельная подсистема она свойственна всем национальным и региональным моделям экономики, поэтому актуальны теоретическое осмысление взаимосвязи структуры и инфраструктуры в экономике и практические действия, направленные на «повышение эффективности экономики» [4].
Для исследования инфраструктуры часто применяют метод системного анализа. Суть данного подхода состоит в том, что явление или объект рассматривается как сложная организационная целостность с последующим разделением изучаемого объекта на его составные элементы или выведением характерных подсистем, с выявлением связей между ними, наличие которых делает объект системой и определяет его внутреннюю динамику [5]. Системный подход к исследованию инфраструктуры опирается на несколько принципов.
Во-первых, на принцип целостности. К. Маркс пишет: «Сама эта органическая система как совокупное целое имеет свои предпосылки, и ее развитие в направлении целостности состоит именно в том, чтобы подчинить себе все элементы общества или создать из него еще недостающие ей органы. Таким путем система в ходе исторического развития превращается в целостность». Применение данного принципа к исследованию инфраструктуры означает, что только с учетом целостного характера можно правильно раскрыть сущность и особенности развития ин-
фраструктуры, ее место и роль в общественном производстве.
Во-вторых, на принцип вычленения системообразующих связей. Применение данного принципа способствует изучению отношений, связей между отраслями основного производства и элементами инфраструктуры, с одной стороны, и отношениями, и связями внутри инфраструктуры - с другой. Вычленение множества связей, функционирование которых превращает инфраструктуру в объект системного характера, дает возможность установить их разнотипность, разнокачествен-ность, различную роль в развитии инфраструктуры, и тем самым понять её основные тенденции и особенности, а также «усовершенствовать механизмы привлечения инвестиций в содержание и развитие инфраструктуры» [6].
В-третьих, на принцип выявления структуры. Он позволяет вычленить в исследуемой системе «неотъемлемый элемент рыночного хозяйства» [7], который обладает способностью обмениваться информацией между с другими элементами, в результате чего возникают подсистемы определенного уровня, относительно автономные, но действующие в рамках единой целостной системы. Структура системы может обладать как «горизонтальными», так и «вертикальными» характеристиками. В первом случае присутствуют связи между компонентами одного и того же уровня системы, например, между транспортом и связью, транспортом и материально-техническим снабжением; во втором случае -между компонентами различных уровней системы, например, между инфраструктурой страны и региона.
С позиции системного анализа, инфраструктура - это совокупность или система от-
Библиографический список
1. Кураков Л.П. Энциклопедический словарь: Экономика: инновации, инвестиции, инфраструктура. - 2008.
2. Гольская, Ю.Н. Транспортный инфраструктурный капитали эффекты влияния транспортной инфраструктуры на региональное развитие / Ю.Н. Гольская // Транспортная инфраструктура Сибирского региона. - 2013. - Т. 2. - С. 151-153. - ББК БХЬЬ02.
3. Крушинская, О.И. Тенденции и перспективы инвестиционного банкинга РФ / О.И. Крушинская, К.С. Монастырева // Молодая наука Сибири. - 2021. - № 2(12). - С. 549-560. -ББК НБ02РБ.
4. Сидоренко, В.И. Проблемы планирования и распределения затрат отраслевых предприятий в условиях кризиса / В.И. Сидоренко, Ю.Н. Гольская // Экономика региона. - 2010. - № 2(22). -С. 203-207. - ББК М0НО2К
раслей, построенная на основе принципа, обеспечивающего жизненно важные, общие условия существования общества. В этом смысле ее можно отнести к сложной системе, элементами которой являются условия, необходимые не только для производства, но и для повседневной жизни человека, при этом следует «иметь развитую инфраструктуру и постоянно её улучшать» [8].
Первым человеком, который стал основательно изучать понятие «инфраструктура», можно считать экономиста К. Маркса. В его трудах инфраструктура употребляется как «общие условия труда» [9], «материальные условия, необходимые для того, чтобы процесс труда мог совершаться» [10], «всеобщие условия производства», «общие условия общественного процесса производства» [11]. Давая более развернутую характеристику подобным понятиям, К. Маркс отмечает: «Кроме тех вещей, посредством которых труд воздействует на предмет труда и которые поэтому так или иначе служат проводниками его деятельности, в более широком смысле к средствам процесса труда относятся все материальные условия, необходимые вообще для того, чтобы процесс мог совершаться. Прямо они не входят в него, но без них он или совсем невозможен, или может происходить лишь в несовершенном виде» [12].
Заключение
Исследование инфраструктуры позволяет выявлять и внедрять новые технологии, которые могут улучшить качество услуг и повысить эффективность работы инфраструктурных объектов, а также «удачно адаптироваться к рыночным условиям функционирования» [13].
5. Иншаков О.В., Русскова Е.Г. Инфраструктура рыночного хозяйства: системность исследований // Вестник СПбГУ. Сер. 5. - 2005. - Вып. 2.
6. Хажеева, М.А. Современное состояние железнодорожного транспорта в России / М.А. Хажеева, Е.А. Белоброва // Экономика и предпринимательство. - 2019. - № 6(107). -С. 101-106. - EDN TXPDGV.
7. Гольская, Ю.Н. Система внутреннего контроля в некоммерческих организациях / Ю.Н. Гольская // Вестник Алтайской академии экономики и права. - 2016. - № 2(44). - С. 104107. - EDN VYTPQJ.
8. Криворотов, А.А. Инфраструктура Восточного полигона: реальность и перспективы / А.А. Криворотов, Н.Н. Григорьева // Научно-техническое и экономическое сотрудничество стран АТР в XXI веке. - 2022. - Т. 1. - С. 330-334. - EDN GPYMNB.
9. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. - изд. 2-е - М., 1960. - Т. 24. - С. 182
10. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. - изд. 2-е - М., 1960. - Т. 23. - С. 191, 395.
11. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. - изд. 2-е - М., 1960. - Т. 46, Ч. II. - С. 22.
12. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. - изд. 2-е - М., 1960. - Т. 23. - С. 191, 395.
13. Винокуров, С.И. Стратегические карты как инструмент эффективной деятельности компании / С.И. Винокуров // Известия Иркутской государственной экономической академии (Байкальский государственный университет экономики и права). - 2010. - № 5. - С. 176-179. - EDN PEOGKP.
TO THE QUESTION OF RESEARCHING THE TERM «INFRASTRUCTURE»
Yu.N. Golskaya, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Irkutsk State Transport University (Russia, Irkutsk)
Abstract. Within the framework of the article, an attempt was made to study the approaches to understanding the concept of "infrastructure". The article presents a systemic general idea of infrastructure using the method of system analysis based on the principles of integrity, isolating system-forming connections, identifying the structure. K. Marx wrote about the concept of "infrastructure". A conclusion is made about the formation of infrastructure as a factor capable of increasing the economic development of the country.
Keywords: infrastructure, system analysis, economic sectors, economic efficiency, characteristics of the concept.