ИННОВАЦИОННЫЕ РЕШЕНИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА Ю.Н. Гольская, канд. экон. наук, доцент
Иркутский государственный университет путей сообщения (Россия, г. Иркутск)
DOI:10.24412/2411-0450-2024-9-1-52-55
Аннотация. В данной статье рассматривается развитие и применение инновационных решений в деятельности предприятий транспортной инфраструктуры. Потребность в высокоразвитой транспортной инфраструктуре как базисе эффективного развития страны актуализируется стратегических и национальных проектах. Представлена аналитика объемов финансирования научных разработок, в том числе в транспортную отрасль. Описывается применение постиндустриальных технологий под воздействием интеллектуальных технологий (знаний и инноваций).
Ключевые слова: современные технологии, инновации, перспективы предприятий транспортной инфраструктуры, инновационные решения, инновационные стратегии.
Инновации играют решающую роль в развитии железнодорожного транспорта, способствуя повышению его эффективности, безопасности и конкурентоспособности. Регулярное внедрение новых технологий и систем управления позволяет улучшить качество услуг и увеличить число пользователей железнодорожного транспорта.
Результаты исследования
В 2019 г. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам утвержден национальный проект «Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» [1, 2]. В настоящее время скорости технологических изменений в мире
многократно возрастают. Современное общество должно создать собственные технологии и стандарты по тем направлениям, которые определяют будущее. Речь прежде всего об искусственном интеллекте, генетике, новых материалах, источниках энергии, цифровых технологиях. Финансирование технологий в основном осуществляется за счет средств бюджета.
Для оценки объемов финансирования научных исследований Росстатом используется показатель «внутренних затрат на исследования и разработки», то есть затраты на выполнение исследований и разработок собственными силами организаций, включая как текущие, так и капитальные затраты [3].
Таблица 1. Затраты на исследования и разработки по социально-экономическим целям,
млрд. руб.
Виды затрат 2010 2020 2021 2022
Внутренние затраты на исследования и разработки 523,4 1174,5 1301,5 1435,9
в том числе по социально-экономическим целям
Развитие экономики 183,1 447,6 498,3 584,2
Сельское хозяйство, лесоводство, рыболовство 12,1 30,1 33,4 37,2
Производство, распределение и рациональное использование энергии 19,2 32,9 41,2 52,0
Промышленное производство 126,1 329,2 356,9 427,3
Строительство 5,5 5,4 10,8 9,7
Транспорт 12,7 38,4 41,1 44,3
Связь 6,7 8,7 13,3 11,8
Инфраструктура и планировка городских и сельскохозяйственных пунктов 0,4 0,9 0,8 0,8
Сфера услуг 0,6 1,9 0,8 1,1
Социальные цели в том числе: 25,0 71,0 82,8 97,1
охрана окружающей среды 6,0 6,9 8,0 12,6
охрана здоровья населения 14,4 45,1 53,5 63,7
социальное развитие и общественные структуры 4,6 19,0 21,3 20,8
Общее развитие науки 104,3 223,8 244,5 247,9
Исследование и использование Земли и атмосферы 19,8 44,4 67,5 47,0
Использование космоса в мирных целях 27,5 48,9 54,8 64,0
Другие цели 163,7 338,9 353,7 395,7
С точки зрения структуры внутренних затрат на исследования и разработки по социально-экономическим целям, большее число исследований стало посвящено развитию экономики.
В современный период «развитие осуществляется лишь благодаря решению тех задач, которые раннее не могли быть решены. Решил такую задачу - и перешел на другую ступень развития. Это и есть технологический прорыв» [4].
Если инновации предприятий транспортной инфраструктуры являются одним из средств решения экономических и социальных задач [5], то современное состояние экономики нуждается в кардинальных, прорывных технологиях, переходе к новой технологической парадигме.
Одним из направлений выявления перспективных инноваций предприятий транспортной инфраструктуры могут выступать постиндустриальные технологии.
Термином «постиндустриальные технологии» объединены технологии, непосредственно использующие природные процессы (солнечное излучение, ветровые, водные потоки, геотермальная энергия) -возобновляемые источники энергии, и опосредованные - имитирующие природ-
ные процессы с помощью технических средств (природоподобные - нано-, био-, информационные технологии). В долгосрочной перспективе именно природопо-добные технологии в числе других являются приоритетными в научно-техническом развитии РФ.
Постиндустриальные технологии в целом относятся к перспективным производственным технологиям [6] - «комплексу процессов проектирования и изготовления на современном технологическом уровне индивидуализированных материальных объектов (товаров) различной сложности» [7].
Существующая в настоящее время в РФ ориентация на развитие элементов инновационной инфраструктуры недостаточна для формирования необходимых для инновационного развития экономических механизмов. Даже более широкая концепция национальной инновационной системы (НИС) не охватывает всего проблемного поля и не решает весь спектр проблем формирования экономической среды инновационного развития предприятий транспортной инфраструктуры. Возможности инновационного развития определяются структурой экономики, а их рас-
ширение зависит от успешности проводимой инновационной стратегии.
Если возможности НИС России со стороны предложения определяются средствами, вкладываемыми в нее, то экономическая отдача от нее зависит от спроса на инновации со стороны наукоемких секторов экономики и прежде всего промышленности. Возможности же расширения спроса лимитированы экономическим положением и состоянием производственных фондов основной массы средних и малых предприятий страны, производящих технически сложную продукцию [8].
Формируемые в настоящее время в Российской Федерации механизмы реализации инновационной стратегии предприятий транспортной инфраструктуры направлены на замену рыночных механизмов государственным регулированием [9]. Государственные органы не только определяют направления инновационного развития и управляют реализацией стратегии, но и координируют взаимодействие между основными блоками НИС. Естественным результатом этого становится ориентация на создание отдельных элементов инновационной инфраструктуры, что приводит к созданию промежуточных звеньев и локальных инновационных анклавов, весьма затратных и в целом мало влияющих на инновационное развитие большинства предприятий транспортной инфраструктуры [10].
Предлагаемая при таком подходе мо-
дать реальной отдачи без существенного повышения качества экономической среды деятельности широкого круга российских предприятий и структурной перестройки экономики - отсутствие рыночных стимулов в существующих программах инновационного развития страны ограничивает возможности их влияния на конкурентоспособность российской экономики.
В то же время, от выбора приоритетных направлений зависит эффективность государственных инвестиций - возможные варианты и результаты лежат между продуманными инвестициями в науку, промышленность, инфраструктуру и необоснованными мегапроектами. При этом, как показывает мировой опыт, управляемые исключительно государством мегапроекты обходятся налогоплательщикам весьма недешево, а их влияние на развитие экономики не гарантировано.
Заключение
Такие технологии могут значительно повысить эффективность и безопасность транспортной деятельности и создать новые возможности для развития отрасли. Для выявления перспективных инноваций на данном уровне технологий предприятиям следует следить за последними тенденциями и тенденциями в области проведения технологий, проводить пилотные проекты и тестировать новые решения, а также участвовать в инновационных программах и сотрудничать с другими компаниями и стартапами в данной области.
дель инновационного развития не сможет
Библиографический список
1. Распоряжение Правительства РФ от 20.05.2023 N 1315-р «Об утверждении Концепции технологического развития на период до 2030 года».
2. «Паспорт национального проекта «Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 04.06.2019 N 7).
3. Инвестиции в России. 2023: Стат.сб./ Росстат. - М., 2023. - 229 с.
4. Орехов П. Цифровизация идет пунктиром / П. Орехов, Н. Ульянов // Эксперт. - 2019. - № 22. - С. 28-31
5. Сидоренко, В.И. Проблемы планирования и распределения затрат отраслевых предприятий в условиях кризиса / В.И. Сидоренко, Ю.Н. Гольская // Экономика региона. -2010. - № 2(22). - С. 203-207. - ББК М0НО2К
6. Хажеева, М.А. Современное состояние железнодорожного транспорта в России / М.А. Хажеева, Е.А. Белоброва // Экономика и предпринимательство. - 2019. - № 6 (107). -С. 101-106. - ББК ТХРБОУ.
7. Дежина И. Перспективные производственные технологии в России: контуры новой политики / И. Дежина, А. Пономарев, А. Фролов // Форсайт. - 2021. - Т. 9. № 1. - С. 20-31.
8. Гольская, Ю.Н. Система внутреннего контроля в некоммерческих организациях / Ю.Н. Гольская // Вестник Алтайской академии экономики и права. - 2016. - № 2(44). -С. 104-107. - EDN VYTPQJ.
9. Винокуров, Г.М. Экономическое развитие отраслевого комплекса региона / Г.М. Винокуров, С.И. Винокуров, М.В. Винокурова // Известия Байкальского государственного университета. - 2022. - Т. 32, № 4. - С. 711-720. - DOI 10.17150/2500-2759.2022.32(4).711-720. - EDN QAAVIB.
10. Гольская, Ю.Н. Транспортный инфраструктурный капитали эффекты влияния транспортной инфраструктуры на региональное развитие / Ю.Н. Гольская // Транспортная инфраструктура Сибирского региона. - 2013. - Т. 2. - С. 151-153. - EDN SXLLGZ.
INNOVATIVE SOLUTIONS IN RAILWAY TRANSPORT
Yu.N. Golskaya, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Irkutsk State Transport University (Russia, Irkutsk)
Abstract. This article examines the development and application of innovative solutions in the activities of transport infrastructure enterprises. The need for a highly developed transport infrastructure as a basis for the effective development of the country is actualized in strategic and national projects. The analysis of the volume offunding for scientific research, including in the transport industry, is presented. The application of post-industrial technologies under the influence of intelligent technologies (knowledge and innovation) is described.
Keywords: modern technologies, innovations, prospects for transport infrastructure enterprises, innovative solutions, innovative strategies.