Научная статья на тему 'К вопросу исследования подростковой аутодеструкции'

К вопросу исследования подростковой аутодеструкции Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1091
620
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Армия и общество
ВАК
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / ПОДРОСТОК / АУТОДЕСТРУКЦИЯ / ПОВЕДЕНИЕ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ипатов Андрей Владимирович

В статье рассматривается психологический подход к решению проблемы аутодеструкции подростков, связанный с познанием роли личности в порождении и развитии саморазрушения. Описано исследование личностных детерминант аутодеструктивного поведения подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу исследования подростковой аутодеструкции»

Ипатов Андрей Владимирович - кандидат психологических наук, доцент кафедры теории и технологии социальной работы Санкт-Петербургского государственного института

психологии и социальной работы 196240 г. Санкт-Петербург, 5-й Предпортовый проезд, д.10, корп. 1, кв.575

Тел. (812) 650 50 45. E-mail: sppa@mail.ru

К вопросу исследования подростковой аутодеструкции

Аутодеструкция - это аномальное состояние личности, выражающееся в стремлении индивида к саморазрушению. Аутодеструктивное поведение подростков - это проявление искажения процесса социализации подростков в виде системы поступков, противоречащих социальным нормам. Рассматриваемое поведение можно охарактеризовать как стойко повторяющееся.

Особый смысл и значение проблема подростковой аутодеструкции приобретает в контексте психологических исследований феномена социализации [1]. Одной из социальных моделей неуспешной социализации выступает подростковая безнадзорность [5].

Психологический подход к решению данной проблемы связан с познанием роли личности в порождении и развитии аутодеструкции.

Аутодеструкция как самостоятельный феномен мало изучена. Механизмы и условия аутодеструкции детально проанализированы применительно к взрослому периоду развития человека [3]. Подростковый возраст в данном аспекте изучался в меньшей степени. Чаще в русле психологических исследований саморазрушительные явления

рассматриваются как вариант девиантного поведения [4]. Отдельные проявления подросткового аутодеструктивного поведения чаще выступали предметом исследования в клинической и юридической психологии [5].

Важнейшая причина, во многом предопределяющая нарушения социального развития индивида, это неблагоприятная социокультурная среда, посредством которой он не смог гармонично включиться в общественные связи. Это, прежде всего, семья подростка.

Исходя из этого, мы считаем, что именно с изучения семейной ситуации следует начинать анализ факторов формирования аутодеструкции.

Социальное пространство подростка представляет собой не только семейное окружение, но и компания сверстников. Фоновым, общим

воздействующим, является социальный уровень.

Таким образом, аутодеструкции способствует определенная макро- и микросоциальная ситуация развития. Однако аутодеструктивное поведение подростков обусловлено не только конфликтами с общественными институтами, но и личностными детерминантами. Личность выступает субъектной основой для формирования аутодеструктивной направленности индивида.

Представляется важным раскрыть те личностные характеристики, которые являются детерминантами, движущими силами аутодеструктивной активности. Среди таковых чаще всего упоминаются самооценка и самоотношение, что неслучайно, т.к. самооценке и самоотношению принадлежит центральное место в структуре личности.

Интересными представляются исследования закономерностей аутодеструктивного поведения у лиц с различными акцентуациями характера.

Еще одной личностной детерминантой аутодеструкции, являются особенности воспитательной практики родителей с точки зрения подростков [2]. Можно предполагать, что воспринятый образ родителей во многом определяет характеристики личности ребенка.

Одной их характеристик аутодеструкции могут выступать способности личности, определяющие успешность социально-психологической адаптации.

В научной литературе можно встретить данные о роли мотивационных особенностей личности в ее аутодеструктивных проявлениях. Речь, прежде всего, идет о склонности к девиантному поведению.

Опыт, усвоенный личностью в процессе социализации, на каждом возрастном этапе развития проявляется через качества и свойства личности, характеризующие индивидуальность и уникальность конкретного человека. К детерминантам аутодеструктивного поведения можно отнести: низкие адаптационные способности, склонность к девиантным формам поведения, негативное самоотношение и самооценка, дисгармоничный тип отношений с другими людьми, негативно-переживаемый родительский стиль воспитания, комплекс личностных особенностей, провоцирующих аутодеструктивные проявления.

Величина данных личностных детерминант будет служить степенью выраженности аутодеструкции. При этом понимание сути выделенных показателей позволяет предположить, что аутодеструктивное поведение личности будет определяться не абсолютными значениями тех или иных стабильных характеристик личности, а изменением структуры их взаимосвязей, что скажется на общем поведении человека и эффективности его социализации.

Аутодеструкция имеет строение - систему устойчивых связей между частями, определяющими это психологическое явление. Величина и характер связей внутри такой системы и является её структурой. Исходя из диалектики «часть-целое», важно отметить, что аутодеструкция не сводится к простой “механической сумме” составляющих её компонентов, а является новым качественным психологическим образованием.

Исследование было вызвано необходимостью организации психологической помощи аутодеструктивным подросткам.

В нем приняли участие 100 подростков в возрасте 13-14 лет с выраженным аутодеструктивным поведением. Социометрический анализ экспериментальной группы установил социальную «уязвимость» этих подростков. Все они оказались из социально неблагополучных семей, плохо успевали в школе, имели дисциплинарные взыскания, часть из них состояла на учете в комиссии по делам несовершеннолетних.

Контрольная группа состояла из 100 подростков 13-14 лет с конструктивным поведением, из нормативных семей, развивающихся в достаточно благоприятных условиях среды, успешных в учебе, просоциально активных по сравнению с «уязвимыми» сверстниками.

Схема констатирующего эксперимента строилась на сравнительном анализе экспериментальной и контрольной групп подростков. Целью исследования было установление психологических особенностей аутодеструктивных подростков.

Исследование проводилось в школах и подростковых центрах г. Санкт-Петербург.

Психологические особенности аутодеструкции измерялись с помощью батареи психодиагностических методик: анкета «ДАП-П», многоуровневый личностный опросник (МЛО) «Адаптивность», факторный личностный опросник Р. Кеттелла (HSPQ^, опросник интерперсонального диагноза

(Т.Лири), опросник “Поведение родителей и отношение подростков к ним” (ADOR), опросник А.Е. Личко (акцентуации характера), методика изучения самооценки по Дембо-Рубинштейн, методика изучения аутогетероагрессивности (Е.П. Ильин), методика изучения самоотношения (С.Р. Пантилеев, В.В. Столин).

Полученные данные, подверглись математической обработке по программе STATISTICA for Windows 6.0 .

Данные наблюдения свидетельствуют о следующих особенностях аутодеструктивных подростков. Отсутствие полноценных контактов с педагогом, слабая ориентированность на взрослого в ходе совместной деятельности; легко или постепенно устанавливающееся общение может ухудшаться по мере столкновения с трудностями, либо замечаний педагога, либо в связи с потерей интереса к работе. Интерес к познавательной деятельности неустойчивый, поверхностный, что свидетельствует и о низкой социальной зрелости. Они чувствительны к негативной оценке своих действий взрослым, что зачастую приводит к дезорганизации деятельности, проявляют стойкий негативизм. Но в целом демонстрируют индифферентное отношение к внешним оценкам в силу фактического отсутствия интереса к деятельности. Характеризуются низкой критичностью своего поведения.

Особенности общения: малый словарный запас, эмоциональность, использование разговорных штампов, сленга, примитивность речи.

Факт выраженной склонности к девиантному поведению у подростков с аутодеструкцией раскрывает усвоенные ими модели решения трудных ситуаций: статистически значимые различия с показателями контрольной группы по шкалам «аддиктивное поведение», «делинквентное поведение», «суицидальный риск».

Рассмотрим особенности личности аутодеструктивных подростков. При изучении личностного профиля (структурных характеристик личности) аутодеструктивных подростков выявлена интеллектуальная ригидность (фактор B). В групповом профиле выражены озабоченность, недоразвитие способности к планированию и организации поведения, некритичное восприятие групповых норм, чувствительность к одобрению, независимость и осведомленность о социальных требованиях (достоверно высокие различия с данными в контрольной группе по факторам (F, J, G, Q2, Q3).

Самооценка подростков экспериментальной группы менее адекватна, чем в контрольной группе, завышена самооценка интеллектуальных способностей, занижена озабоченность, ответственность. Неадекватно высокими значениями, выраженными близко к крайним, отличаются самооценки впечатлительности, напряженности, тревожности и зависимости от группы, конформности.

Подростки с аутодеструктивным поведением имеют противоречивое самоотношение в сравнении с контрольной группой. В нем сочетаются общее позитивное отношение к себе и ожидание негативного отношения со стороны других, слабое самоуважение и выраженная самоуверенность, низкие самоинтерес и самопонимание.

В структуре адаптационных способностей критериальным для аутодеструкции подростков является низкий уровень поведенческой регуляции. При анализе личностного адаптационного потенциала у аутодеструктивных подростков обнаружены статистически значимые различия с данными в контрольной группе по шкалам: «ипохондрия» №, «депрессия» D, «истерия» ^, «психопатия» Pd, «аутичность» Sch, «гипомания» Ma. В групповом профиле подростков с аутодеструктивным поведением выражены признаки социальной дезадапатции: конфликтность, асоциальность, эгоцентризм, демонстративность, склонность к экстремальным видам деятельности, утомляемость, трудности в проявлении чувства доброжелательности и принятия к другим людям.

Акцентуации характера, выявленные у подростков экспериментальной группы - гипертимная (высокие значения), лабильная (средние значения), эпилептоидная (средние значения), психастеническая (средние значения), истероидная (средние значения). У подростков контрольной группы наиболее характерными оказываются сенситивный (высокие значения), психастеничный (высокие значения), гипертимный (средние значения), лабильный (средние значения) и истероидный (средние значения).

Особенности межличностного взаимодействия подростков с аутодеструктивным поведением заключаются в подчиняемости, зависимости и альтруистичности, выраженности ориентации на групповые ценности.

Образ родительского отношения в сознании подростков с аутодеструктивным поведением больше всего проявляется как «непоследовательность» матери и «враждебность» отца.

Таким образом, сравнительный анализ по всем шкалам методик выявил значимые различия между исследуемыми группами подростков.

Объемное видение феномена аутодеструкции позволяет наметить приоритетные направления психо-коррекционной работы с

аутодеструктивными подростками. Они включают работу по усложнение структуры их личности, развитие самосознания, снижение склонности к девиантным формам поведения, гармонизацию взаимоотношений в социуме и уменьшение проявлений аутоагрессии в связи с родительской практикой воспитания.

Таким образом, в результате проведенного исследования раскрыты особенности аутодеструктивного поведения подростков, определены факторы появления аутодеструкции, намечены пути их коррекции в образовательном процессе.

* * *

1. Андреева Г.М. Социальная психология: Учеб. Для студентов высш. Учебных заведений, обучающихся по спец. «Психология» /Г.М. Андреева. -М.: Аспект пресс, 2010.- 362 с.

2. Вассерман Л.И., Горьковая И.А., Ромицина Е.Е. Родители глазами подростка: психологическая диагностика в медико-педагогической практике. Учеб. Пособие. - СПб.: «Речь», 2004. - 256 с.

3. Горобец Т.Н. Аутодеструктивное поведение кризисной личности

/ Т.Н. Горобец ; Рос. Акад. Гос. Службы при Президенте Рос. Федерации. — М. : Изд-во РАГС, 2004. — 170 с.

4. Змановская Е.В. , Рыбников В.Ю. Девиантное поведение личности и группы : Учебное пособие]. — СПб. : Питер, 2011. — 352 с.

5. Прялухина Л.В. Социально-психологические детерминанты и особенности подростковой беспризорности / Девиантология: Хрестоматия /Автор-составитель Ю.А. Клейберг. - СПб.: Речь, 2007. С.124-131.

6. Смакотина-Лацис И.В. Деструктивное поведение у подростков-правонарушителей, осужденных к лишению свободы ; Гос. Науч. центр соц. и судеб. психиатрии им. В.П. Сербского Федер. Агентства по здравоохранению и соц. развитию. — М. : ГНЦ ССП, 2005. — 47 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.