Научная статья на тему 'Психологические особенности подростковой аутодеструкции'

Психологические особенности подростковой аутодеструкции Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
668
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология
Ключевые слова
АУТОДЕСТРУКЦИЯ / AUTODESTRUCTION / ПОДРОСТОК / TEENAGER / ЛИЧНОСТЬ / PERSONALITY / РАЗВИТИЕ / DEVELOPMENT / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / SOCIALIZATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ипатов Андрей Владимирович

Рассматривается феномен подростковой аутодеструкции. Психологический подход к решению проблемы аномального состояния связан с познанием роли личности в порождении и развитии феномена. Проанализированы факторы формирования аутодеструкции. Описан комплекс аутодеструкции подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL PECULIARITIES OF ADOLESCENT AUTODESTRUCTION

The article deals with the phenomenon of adolescent autodestruction. Psychological approach to the solution of this problem is connected with the knowledge of the role of personality in the creation and development of this phenomenon. The analysis of factors of formation of autodestruction. The complex of autodestruction of teenagers is described.

Текст научной работы на тему «Психологические особенности подростковой аутодеструкции»

УДК 159.9.072

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВОЙ

АУТОДЕСТРУКЦИИ

Ипатов Андрей Владимирович, кандидат психологических наук, Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы; 12-я линия Васильевского Острова., 13, Санкт-Петербург, Россия, 190068; e-mail: [email protected]

АННОТАЦИЯ

Рассматривается феномен подростковой аутодеструкции. Психологический подход к решению проблемы аномального состояния связан с познанием роли личности в порождении и развитии феномена. Проанализированы факторы формирования аутодеструкции. Описан комплекс аутодеструкции подростков.

Ключевые слова: аутодеструкция, подросток, личность, развитие, социализация.

ВВЕДЕНИЕ

Аутодеструкция - это аномальное состояние личности, выражающееся в стремлении индивида к саморазрушению. Аутодеструктивное поведение подростков связано с искажением процесса их социализации в виде системы стойко повторяющихся поступков, наносящих ущерб самой личности.К таким поступкам относятся курение, употребление спиртосодержащих и наркотических веществ, уклонение от учёбы, бессодержательное времяпрепровождение.

Аутодеструкция как самостоятельный феномен мало изучена. Механизмы и условия аутодеструкции детально проанализированы применительно к взрослому периоду развития человека [1; 4]. Подростковый возраст в этом аспекте изучался в меньшей степени [3]. Чаще в русле психологических исследований саморазрушительные явления рассматриваются как вариант девиантного поведения [6; 7]. Отдельные проявления подросткового аутодеструктивного поведения выступали предметом исследования в клинической психологии [2]. Личностные особенности подростков с аутодеструктивным поведением практически не изучены.

В детском и подростковом возрасте основным критерием нормативного развития личности выступает успешность социализации [5]. Поэтому важная особенность аутоде-струкции - социально-психологическая дезадаптация, вызванная рядом условий, среди которых ведущая роль принадлежит структурам личности как отражению складывающихся отношений и связей с существенными характеристиками человеческого бытия. Это даёт основание рассматривать подростков с саморазрушением как дезадаптированных, находящихся в социально опасном положении.

Социальный опыт, усвоенный личностью в процессе социализации, на каждом возрастном этапе развития проявляется через качества и свойства личности, характеризующие индивидуальность и уникальность конкретного человека. К таким качествам как психологическим предпосылкам, детерминантам аутодеструктивного поведения можно отнести следующие:

- низкие адаптационные способности;

- склонность к девиантным формам поведения;

- негативные самоотношение и самооценка;

- дисгармоничный тип отношений с другими людьми;

- негативнопереживаемый родительский стиль воспитания;

- черты характера, провоцирующие аутодеструктивные проявления.

Если рассматривать аутодеструктивное поведение как искажение социализации, сферами которой выступают общение, деятельность и самосознание личности подростка, то познание его сущности может быть связано с установлением качества и степени взаимосвязей психологических свойств личности, особенностей отражения ею социальной ситуации и специфики реагирования на сложные обстоятельства жизни.

МЕТОДИКА И ВЫБОРКА ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследование было вызвано необходимостью организации психологической помощи аутодеструктивным подросткам.

На предварительном этапе обследовано 390 подростков в возрасте 13-14 лет. Изучалась статистика проявлений саморазрушительного поведения у подростков. На этой основе были сформированы две эмпирические группы в зависимости от того, как регулярно встречаются в их поведении аутодеструктивные поступки.

В первую, контрольную, группу были отобраны 100 подростков с конструктивным поведением, успешных в учёбе, просоциально активных.

Во вторую, экспериментальную, группу были отобраны также 100 подростков с аутодеструктивным поведением. Эти подростки характеризуются высокой вовлечённостью в потребление табака, алкоголя, наркотических, психотропных веществ и наличием попыток самоповреждений, школьных прогулов и бессодержательного времяпрепровождения, элементов рискованного поведения.

Схема констатирующего эксперимента строилась на сравнительном анализе экспериментальной и контрольной групп подростков. Цель исследования - установить психологические особенности аутодеструктивных подростков.

Исследование проводилось в школах и подростковых центрах г. Санкт-Петербурга.

Психологические особенности аутодеструкции измерялись с помощью батареи психодиагностических методик: анкеты «ДАП-II», опросника А.Г. Маклакова «Адаптивность», факторного личностного опросника Р. Кеттелла (HSPQ), опросника интерперсонального диагноза Т. Лири, опросника «Поведение родителей и отношение подростков к ним» (ADOR), опросника А.Е. Личко (акцентуации характера), методики изучения самооценки по Дембо-Рубинштейн, методики изучения ауто-гетероагрессивности (Е.П. Ильин), методики изучения самоотношения (С.Р. Пантилеев, В.В. Столин).

Полученные данные, подверглись математической обработке по программе STATISTICAforWindows 6.0 .

Таким образом, в эмпирическом исследовании были использованы методики для описания аутодеструктивного поведения подростков, методики для измерения психических свойств - детерминант аутодеструкции, методики для установления статистических закономерностей и интерпретации эмпирических данных.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Данные измерений психологических особенностей групп подростков представлены в таблице. Различия между группами статистически достоверны на уровне p < 0,05.

Как видно из таблицы, существует взаимообусловленность аутодеструктивного поведения подростков и психологических особенностей их личности.

Личность человека - целостное и системное образование. Важно выяснить, как организованы рассмотренные личностные детерминанты в комплексе аутодеструктивного поведения и какие из них являются ведущими в его «запуске». Такое объёмное видение феномена аутодеструкции позволит сформулировать приоритетные направления психо-коррекционной работы с подростками в условиях ППМС-центра.

Таблица

Личностные детерминанты аутодеструкции подростков

№ п/п Личностная детерминанта Контрольная группа Экспериментальная группа

1. Аутоагрессия Преобладает средняя Преобладает высокая

2. Склонность к девиантному поведению В пределах нормы Выраженная

3. Личностные свойства (коммуникативные, интеллектуальные, эмоционально- волевые) Хорошее интеллектуальное развитие. Сравнительно более низкий уровень волевых качеств, направленности на совместную деятельность и приверженности общепринятым правилам и нормам, сдержанности и осторожности в установлении контактов, независимости и самостоятельности Интеллектуальная ригидность и низкий уровень общей культуры Сравнительно более высокий уровень волевых качеств, направленности на совместную деятельность и приверженности общепринятым правилам и нормам, сдержанности и осторожности в установлении контактов, независимости и самостоятельности

4. Самооценка личностных свойств и её адекватность: Отражаемые свойства: совестливость, мягкость, самоконтроль. Адекватная Тревожность, внушаемость Завышенная

Самоотношение Более позитивный фон самоотношения: самоуважение, самопонимание, самоинтерес; ожидание положительного отношения других Менее позитивный фон самоотношения: невысокое самоуважение, низкие самопонимание и самоинтерес; ожидание негативного отношения других

5. Личностный потенциал социально-психологической адаптации Высокий уровень адаптационных способностей Низкий уровень адаптационных способностей

7. Индивидуально-психологичекие особенности Отсутствие признаков социальной дезадаптации Сравнительно высокий уровень ипохондрии, депрессии, истерии, психопатии, аутич-ности, гипомании. Выраженные признаки социальной дезадаптации

8. Тип акцентуации характера Преобладают сенситивный, психастеничный, гипертим-ный, лабильный, истероид-ный типы Преобладают гипертимный, лабильный, эпилептоидный, психастеничный, истероид-ный типы

9. Тип межличностного взаимодействия Более уверенный, более дружелюбный Более подчиняемый

10. Отражённый стиль родительского воспитания Мать - позитивно интересующаяся. Отец - автономный, непоследовательный Мать - непоследовательная. Отец - враждебный

Опишем комплекс аутодеструкции у подростков, установленный с помощью процедур факторного анализа - показателей, наиболее ярко отражающих искажение социализации подростков экспериментальной группы и дисгармоничность их личностного развития.

Факторы представляют собой системные образования, характеризующие свойства личности и особенности взаимодействия с людьми. Компоненты в факторах организуются вокруг ядер, которым присвоены обобщённые названия. Они и отражают сущностные характеристики аутодеструкции подростков. Значительная доля (68%) объясняемой дисперсии этих параметров в факторном анализе позволяет считать их системообразующими детерминантами искажения социализации подростков по аутодеструктивному типу.

Первый фактор включает показатели с высокими нагрузками: непоследовательная мать (+0,92), враждебный отец (+0,92). Этот фактор назван нами «отражённая деструктивная практика родителей».

Второй фактор объединяет пять показателей: аутичность (-0,55), личностный адаптивный потенциал (-0,53), ожидаемое отношение от других (-0,40), коллективизм (+0,47), подчиняемость (+0,47). Он назван нами «социальная отгороженность».

Третий фактор представлен четырьмя показателями: склонность к аддиктивному поведению (-0,73), зависимость (-0,49), самоинтерес (+0,48), самоуважение (+0,42); мы обозначили его как «зависимость».

Четвёртый фактор включает в себя пять показателей: альтруистичность (+0,58), самопонимание (+0,51), самооценка тревожности (+0,45), самооценка внушаемости (-0,49), интеллектуальность (-0,39). По своему содержанию он назван нами «податливость влиянию».

Пятый фактор состоит из двух показателей: склонности к делинквентному поведению (+0,85) и склонности к девиантному поведению (+0,73), которые образуют фактор «деви-антность».

В шестой фактор вошли четыре показателя: психопатия (+0,66), аутоагрессия (+0,40), поведенческая регуляция (-0,51), самоотношение (-0,49); он назван нами «асо-циальность».

Итак, податливость влиянию в силу искажённых представлений о себе; социальная отгороженность как показатель дезориентации в социальных нормах, эмоциональной отчуждённости и потребности в одобрении и поддержке со стороны; затруднённая личностная регуляция поступков как признак асоциальности, наличие выраженных деструктивных личностных диспозиций (низкие самоинтерес и самоуважение), приводящих к выбору неадекватных средств удовлетворения психологических потребностей (зависимости, правонарушения) - таковы характеристики социально дезадаптированной личности аутодеструктивного подростка.

При этом чем выше уровень аутодеструкции, тем ниже личностная эффективность в социальном взаимодействии и выше субъективно переживаемая неадекватность методов семейного воспитания.

Выделенный комплекс аутодеструкции можно рассматривать как критерий отнесения подростков в группу риска и основание к проведению с ними соответствующей психолого-педагогической работы. Своевременное выявление и учёт этого комплекса школьным психологом при выборе стратегии и тактики коррекции, реабилитации и профилактики подростков с аутодеструктивным поведением позволяют снизить риск проявлений аутодеструкции и позитивно воздействовать на процессы социализации.

ВЫВОДЫ

Проведённое исследование позволило установить, что вариантом неуспешной социализации подростков является аутодеструктивное поведение. На основе сопоставления с группой подростков с относительно нормальным поведением выявлены специфические личностные особенности подростков, склонных к саморазрушению. Ведущую роль в «за-

пуске» аутодеструкции играют негативный образ родителей, ориентация на непродуктивные стили общения и поведения, податливость влиянию при слабости и противоречивости самосознания. Этот комплекс свидетельствует о преобладании пассивного стиля саморегуляции, дисгармоничности личностной структуры у аутодеструктивных подростков, препятствует процессу успешной социализации.

ЛИТЕРАТУРА

[1]. Акмеология: Учебное пособие / А. Деркач, В. Зазыкин. - СПб.: Питер, 2003.

[2]. Братусь Б.С. Психология, клиника и профилактика раннего алкоголизма / Б.С. Братусь, П.И. Сидоров. - М.: Изд-во МГУ, 1984.

[3]. Вислова А.Д. Психолого-педагогические и социальные аспекты формирования и профилактики наркотической зависимости у детей и подростков: Дис. ... канд. психол. наук / Девиантология: Хрестоматия / Автор-составитель Ю.А. Клейберг. - СПб.: Речь, 2007.

[4]. Горобец Т.Н. Аутодеструктивное поведение кризисной личности / Т.Н. Горобец. - М.: Изд-во РАГС, 2004.

[5]. Гурьева В.А. Психогенные расстройства у детей и подростков. - М.: Крон-Пресс, 1996.

[6]. Змановская Е.В., Рыбников В.Ю. Девиантное поведение личности и группы: Учебное пособие. - СПб.: Питер, 2011.

[7]. Смакотина-Лацис И.В. Деструктивное поведение у подростков-правонарушителей, осуждённых к лишению свободы. Гос. Науч. центр соц. и судеб. психиатрии им. В.П. Сербского Федер. Агентства по здравоохранению и соц. развитию. - М.: ГНЦ ССП, 2005.

PSYCHOLOGICAL PECULIARITIES OF ADOLESCENTAUTO

DESTRUCTION

Andrey V. Ipatov, Candidate of Psychology, St. Petersburg State Institute of Psychology and Social Work; 12 Liniya V.O., 13, Saint-Petersburg, Russia, 190068; e-mail:[email protected]

ABSTRACT

The article deals with the phenomenon of adolescent autodestruction. Psychological approach

to the solution of this problem is connected with the knowledge of the role of personality in

the creation and development of this phenomenon. The analysis of factors of formation of

autodestruction. The complex of autodestruction of teenagers is described.

Keywords:autodestruction, teenager, personality, development, socialization.

REFERENCES

[1]. Akmeologija: Uchebnoeposobie / A. Derkach, V. Zazykin. Spb.: Piter, 2003.

[2]. Bratus' B.S.Psihologija, klinika i profilaktikarannegoalkogolizma / B.S. Bratus', P.I. Sidorov. M.: Izd-vo MGU, 1984.

[3]. Vislova A.D.Psihologo-pedagogicheskie i social'nyeaspektyformirovanija i profilaktikinarkot-icheskojzavisimosti u detej i podrostkov: Dis. na soisk. stepenikand. psihol. nauk (19.00.07) /Devian-tologija: Hrestomatija /Avtor-sostavitel' Ju.A. Klejberg. SPb.: Rech', 2007.

[4]. Gorobec IW.Autodestruktivnoepovedeniekrizisnojlichnosti / T.N. Gorobec. M.: Izd-vo RAGS, 2004.

[5]. Gur'eva VA.Psihogennyerasstrojstva u detej i podrostkov. M.: Kron-Press, 1996.

[6]. Zmanovskaja E.V. , RybnikovVJu.Deviantnoepovedenielichnosti i gruppy: Uchebnoeposobie]. SPb. : Piter, 2011.

[7]. Smakotina-Lacis I.V. Destruktivnoepovedenie u podrostkov-pravonarushitelej, osuzhdennyh k lishenijusvobody ;Gos. Nauch.centrsoc. i sudeb. psihiatriiim. V.P. SerbskogoFeder. Agentstvapozdra-voohraneniju i soc. razvitiju. M.: GNC SSP, 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.