Научная статья на тему 'Применение информационных технологий в деятельности пиар-специалистов Центра по работе с подростками'

Применение информационных технологий в деятельности пиар-специалистов Центра по работе с подростками Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
200
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Применение информационных технологий в деятельности пиар-специалистов Центра по работе с подростками»

Пиар-технологиями могут быть встречи с людьми, компетентными в вопросах психологии, обсуждения злободневных вопросов, разрешение которых служит сплочению организации, накоплению паблицитного капитала в глазах общественности, повышению репутации и созданию положительного имиджа, поскольку формируется общественное мнение о социальной ответственности.

А. В. Ипатов

Применение информационных технологий в деятельности пиар-специалистов Центра по работе с подростками

При анализе понятия Public Relations можно обнаружить необходимые и реальные отношения между социальной группой и общественностью, предсказать перспективы их взаимодействия. По мнению Р. Харлоу, пиар-специалист предвидит тенденции к переменам, регулирует информационные коммуникации, преобразуя социальную реальность и формируя новые социальные практики. Со времени определения пиара как особого отношения общественности и целевых групп прошло тридцать лет, но значимость образовательного Public Relations не потеряла актуальности. Некоторые проблемы в образовании требуют внимания и немедленного вмешательства общественности. Речь идет о сложной социальной группе населения - подростках, их аутодеструктивном поведении.

Аутодеструктивное поведение подростков - это проявление искажения процесса социализации подростков в виде системы поступков, противоречащих социальным нормам. Рассматриваемое поведение можно охарактеризовать как стойко повторяющееся (многократное или длительное).

Таким образом, для констатации аутодеструктивного поведения необходимо установить факт повторяющихся действий. Аутодеструкция не возникает вдруг, она формируется в течение определенного времени, часто в скрытом для окружающих виде, переходя от менее аутодеструктивных действий к более опасным и разрушительным.

Негативные социальные условия и дезадаптивные конституционально-биологические особенности человека повышают вероятность формирования аутодеструкции. Однако аутодеструктивное поведение конкретного индивида зависит, прежде всего, от психологических особенностей субъектов социального взаимодействия. Об этом говорят следующие факты: 1) в одной и той же социальной

439

среде люди демонстрируют совершенно разное поведение; 2) аутодеструктивное поведение формируется не только в условиях девиантной субкультуры, но сплошь и рядом - в обычных социальных условиях; 3) в одной и той же семье дети ведут себя по-разному; 4) у людей с идентичными нервно-психическими расстройствами в одних случаях имеет место аутодеструктивное поведение, в других - нет.

Социальные и биологические теории не могут объяснить перечисленные противоречия, поскольку действительными причинами аутодеструкции выступают личностные особенности и психологические механизмы аутодеструктивного поведения.

На данном этапе развития науки психологический подход к девиантному поведению получил приоритетное развитие. И несмотря на то, что в рамках данного подхода объединяются сотни теорий и взглядов на природу аутодеструкции, всех их объединяет общее представление о ведущей роли личности. Личность выступает субъектной основой для формирования аутодеструктивной направленности индивида.

Процесс социализации, в том числе в его аутодеструктивной форме, в существенной мере определяется активностью самого человека, а также логикой развертывания внешних по отношению к нему проблемных ситуаций. Поэтому существенным является вопрос о ведущих факторах этого процесса. По мнению исследователей, выделяются внешние факторы (например, требования общества, необходимость решения определенных задач в том или ином возрасте) и внутренние, личностные детерминанты (интерио-ризованный социальный опыт).

На основании анализа научных исследований и литературы можно выделить следующие причины, во многом предопределяющие нарушения социального развития индивида: 1) неблагоприятные семейные условия; 2) компания сверстников; 3) социальный уровень.

Однако аутодеструктивное поведение подростков обусловлено не только конфликтами с общественными институтами, но и личностными детерминантами.

Индивидуально-психологические особенности человека определяют устойчивый набор стереотипов поведения, их рамки, выраженность, частоту, оформленность и, в совокупности с наличествующими ситуативными факторами, играют равнозначные роли в выборе поведения. Представляется важным раскрыть те личностные характеристики, которые являются детерминантами, движущими силами аутодеструктивной активности. Анализ научной

440

литературы показал, что среди таковых чаще всего упоминаются самооценка и самоотношение, что неслучайно, так как самооценке и самоотношению принадлежит центральное место в структуре личности.

Интересными представляются исследования закономерностей аутодеструктивного поведения у лиц с различными акцентуациями характера.

Еще одной личностной детерминантой аутодеструкции, на которую обращают внимание исследователи, являются особенности воспитательной практики родителей с точки зрения подростков.

Одной из характеристик аутодеструкции могут выступать способности личности. В данном случае нагляднее акцентировать внимание на слабость тех из них, что определяют успешность социально-психологической адаптации. А.Г. Маклаков считает способность к адаптации не только индивидным, но и личностным свойством человека.

В психологической литературе можно встретить данные о роли мотивационных особенностей личности в ее аутодеструктивных проявлениях. Речь, прежде всего, идет о склонности к девиантному поведению, в том числе саморазрушительному. В частности, М.А. Алемаскин показал, что склонность к девиации - это индивидуальное свойство личности выражения себя в социуме.

Социальный опыт, усвоенный личностью в процессе социализации, на каждом возрастном этапе развития проявляется через качества и свойства личности, характеризующие индивидуальность конкретного человека. На основе анализа научной литературы мы сделали вывод, что к данным качествам как психологическим предпосылкам, детерминантам аутодеструктивного поведения можно отнести: низкие адаптационные способности, склонность к

девиантным формам поведения, негативное самоотношение и самооценку, дисгармоничный тип отношений с другими людьми, нега-тивно-переживаемый родительский стиль воспитания, комплекс личностных особенностей, провоцирующих аутодеструктивные проявления.

В результате проведенного нами исследования мы описали комплекс аутодеструкции как модель детерминации аутодеструктивного поведения. Детерминантами, вызывающими, усиливающими, поддерживающими или провоцирующими аутодеструктивное поведение на основании нашего исследования являются следующие: психотравмирующие отношения с родителями, склонность к

441

девиациям как личностное свойство и дезадаптация в виде податливости влиянию, социальной дезориентации и отгороженности, непродуктивных, асоциальных стилях взаимодействия с окружающими.

Одним из ведущих факторов аутодеструкции являются нарушения в системе детско-родительских отношений, деструктивная направленность и содержание которых воспроизводятся в последующей межличностной коммуникации, вызывая устойчивую девиацию социального поведения.

Аутодеструкция является следствием нарушения в системе детско-родительских отношений. Судьба развития личности зависит не столько от объективных трудностей, с которыми столкнулся ребенок, сколько от его отношения к ним, а также от опыта успешного / неуспешного преодоления этих трудностей. Неоценимую роль в данном процессе играет положительный пример и адекватная помощь родителей и других значимых взрослых. Данное положение приводит к признанию особой важности работы с семьей при решении задач профилактики и коррекции аутодеструктивного поведения как личности, так и группы.

В данном контексте неоценима помощь специалиста пиар-центра как посредника по коммуникации: он - промежуточное звено между школой, родителем, психологом и подростком, облегчающее общение между людьми, устраняющее барьеры во взаимоотношениях. Для решения данной задачи можно воспользоваться технологией создания web-представительства центра в сети Интернет. На современном этапе web-представительство все в большей степени из информационной странички превращается в инструмент осуществления диалога с целевой аудиторией.

Интернет предоставляет и иные информационные возможности. Электронная почта упрощает процесс обмена информацией между службами центра и обществом.

Специалисту пиар необходимо стремиться сделать свою деятельность более эффективной с помощью новых информационных технологий. Поставить акцент на возможность устанавливать диалоговое общение с целевыми аудиториями с минимальными затратами и одновременно с достижением максимального эффекта.

442

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.