Список литературы /References
1. Блок А. Избранное. Москва, 1960.
2. Ганиева Л. Методология изучения фортепианно-ансамблевой музыки Узбекистана. Ташкент, 2016.
3. Ганиева Л. Фортепианный дуэт в Узбекистане: проблемы интерпретации. Ташкент, 2013.
К ВОПРОСУ ИССЛЕДОВАНИЯ ФЕНОМЕНА МУЗЫКАЛЬНЫХ
ДИНАСТИЙ
Турсунова Г.А. Email: [email protected]
Турсунова Гулшаной Артикжановна - кандидат искусствоведения, доцент, кафедра истории музыки и критики, Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье рассматривается феномен музыкальной династии, её роль как двигателя культурного прогресса. Освещается степень изученности вопроса династии в мировой науке а также расскрываются некоторые исторические и теоретические аспекты данной проблематики. Раскрываются оценочные и аналитические критерии в подходе к её изучению. Акцентируется внимание на комплексном подходе в исследовании данного вопроса. Вывляется историческая значимость музыкальных династий на Востоке а также роль и место современных музыкальных династий Узбекистана.
В музыкальном искусстве феномен династии является одним из малоизученных аспектов современного музыкознания. Деятельность музыкальных династий, представителей которых, в первую очередь, связывают узы генетического кровного родства, на протяжении длительного исторического периода выходят на сценическую арену не только как яркие, самобытные личности - музыканты, творцы и исполнители, но и, что немаловажно, своей деятельностью в её суммарном общем вкладе в наследие искусства, становятся двигателями мирового культурного прогресса.
Ключевые слова: музыкальное искусство, династия, преемственость генетика, традиции, феномен, музыкальные способности, исследование.
TO THE QUESTION OF STUDYING THE PHENOMENON OF MUSICAL DYNASTIES Tursunova G.A.
Tursunova Gulshanoy Artikjanovna - Doctor of philosophy (PhD) in art science, Assistant Professor, DEPARTMENT HISTORIES OF THE MUSIC AND CRITICS, STATE CONSERVATORY UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: in article is considered phenomenon to music dynasty, her role as engine of the cultural progress. It Is Illuminated degree study question to dynasties in world science as well as opened some history and theoretical aspects given problems. Open merit and analytical criteria in approach to her study. Attention is Accented on complex approach in study given question. History value music dynasty in the east as well as role and place modern music dynasty Uzbekistan.
In music art phenomenon to dynasties is one of малоизученных aspect modern музыкознания. Activity music dynasty, representatives who in the first place link tie an
гинетического blood kinship, on length of the long history period leave on scenic arena not only as bright, original personalities-musicians, creator and performers, but as of no small importance, its activity in her(its) total general contribution to heritage art, become engine of the world cultural progress.
Keywords: musical art, dynasty, succession gynetics, traditions, phenomenon, musical abilities, research.
УДК 078
Многим известно основополагающее значение музыкальных династий: композиторов Бахов в Германии, Скарлатти в Италии, Штраусов в Австрии, а также целой плеяды исполнителей и бастакоров (создатели монодийной музыки, мелодисты) из династии Хатамовых, Харратовых, Матякубовых, Джалиловых, Ражабий, Закировых и других для Узбекистана.
Каждый представитель музыкальной династии является обладателем определённых музыкальных задатков, способностей (на гинетическом уровне) и таланта, а уровень высокого исполнительского и творческого мастерства таких династий, есть результат преемственности богатой семейной традиции вбирающую в себя нарабатанные годами опыт, знания, навыки и умения. В кузнице музыкальных династий и сегодня "отливаются" и отшлифовываются секреты исполнительского и творческого мастерства нескольких поколений творческой интелегенции.
Многие вопросы, связанные с изучением данного вопроса, остаются открытыми, поскольку исследование требует внимания широкого круга узких специалистов, таких как генетики, физиологи, психологи, медики, социологи, философы и искусствоведы, а возможно и привлечения более широкого круга специалистов других сфер. На основе комплексного подхода, опираясь на исследования и разработки вышеперечисленных ученых, думается возможным реализация и достижение объективного результата и выявление глубоких потенциальных ресурсов этого яркого музыкального феномена.
Как социально-историческое явление музыкальные династии играли особую роль в становление и развитии национальных культурных ценностей и приоритетов. Внёсшие большой вклад в музыкальное искусство Запада и Востока музыкальные династии своей многолетней деятельностью определили в региональном искусстве не только определенный "взлётный" период, концептуальное направление но и явились основателями известных творческих и исполнительских школ. Каждая династия, обладая своим внутренним историческим кодом, степенью и уровнем информационного и творческого ресурса, вбирала, формировала и кристализовывала свою собственную модель развития. Генетический потенциал династий, в свою очередь, давал каждому последующему поколению наиболее ярко проявить свои музыкальные возможности. Однако, как доказывает история, этот фактор условен, поскольку степень его проявления во многом зависела от внешних (исторических, политических, культурных, социальных) параметров, так и его личностых физических возможностей личночти .
Следует отметить, что история народов Востока, богатая своими духовными и культурными ценностями, особый уклад жизни, где принцип "учитель-ученик", функционировавший в разных сферах жизнедеятельности человека, проецирует данную модель "от отца к сыну", тем самым замыкая и укрепляя её в рамках родственных уз, способствуя на протяжении долгого исторического периода, вплоть до начала ХХ века в Средней Азии, развитию и процветанию династионного принципа деятельности (профессиональная музыка устной традиции, прикладное искусство, национальное ремеслиничество и др.).
ХХ век внёс свои коррективы в развитие династионного принципа деятельности на Востоке. В новых социально-политических реалиях свободные от уз традиционной семейной приемственности, новому поколению была предоставлена свобода в выборе
избираемой профессии и любимого ремесла. Представители нового поколения ищут реализации своих творческих возможностей в других областях, в том числе и смежных сферах искусства, тем самым расширяя её внутренние горизонты.
Творческие династии в начале XXI века представлены музыкантами (композиторы, бастакоры, исполнители,дрижёры) именами ученых, актёров, художников,скульптуров, поэтов и другими. Так, сегодня одним из таких ярких представителей творческой династии в Узбекистане можно отнести династию Закировых. Родоначальник этой артистической династии Карим Закиров -неповторимый исполнитель своего времени, внес большой вклад в развитие оперного (в широком смысле -театрального) искусства Узбекистана. Его яркое вокальное и актёрское дарование, откристаллизовалось на стыке Восточной и Европейской вокальных традиций, являясь важным фактором для формирования в Узбекистане школы национального оперного искусства.
Имя Батыра Закирова стоит в ряду выдающихся мастеров XX века, вложивших свой вклад в развитие мирового вокального искусства. Ярким и высочайшим мастерством интерпретации, своеобразием стиля, Батыр Закиров заложил фундамент в развитие школы узбекского эстрадного исскуства.Феномен певца заключён в бесспорном таланте его разносторонних творческих устремлений, который для подрастающего поколения может служить эталоном беззаветной преданности искусству, традициям и культуре.
Луиза, Навфаль, Фаррух, Равшан Закировы внесли весомый вклад в формирование и развитие «восточного», «фольклорного», «западного» направлений узбекской песенной эстрады, представляя преемственность высокой школы вокальных традиций и идейно-эстетических, этических, мировоззренческих принципов династии Карима Закирова.
Творческие поиски третьего поколения Закировых (певцы, актёры, художники и режиссёры) представлены именами Наргизы, Бахтиёра, Баходира Вагифа, Жавохира Закировых которые на настоящем этапе плодотворно работают в разных областях искусств. В этом смысле династия по праву закрепляет за собой право представлять одну из ярких вокально-исполнительских школ республики
Безусловно, на развитие феномена династии не только в музыкальном искусстве но и в обществе в целом, определяющую роль сыграло влияние так называемой «социальной преемственности». Тут следует указать что многие представители музыкальных династий росли и формировались под влянием окружающей среды, социальный условий (в кругу музыкантов, поэтов, представителей творческой интеллегенции) жадно впитывая с малолества азы и секреты исполнительского мастерства.
Первой научной публикацией в этой области можно считать вышедшую в 1875 г. статью английского исследователя, географа, антрополога и психолога; основателя дифференциальной психологии и психометрии, Ф. Гальтона, который впервые поставил рядом с понятием наследственности вопросы природы и воспитания, среды и образ жизни. Однако, в своём исследовании автор склонен был полгать что именно генетические задатки стоят превыше социальных предпосылок и условий его формирования и проявления [1, 299]. Данный аспект вопроса на настоящем этапе нуждается в дальнейших исследованиях.
Как отмечает в своём исследовании доктор культурологи,музыковед Т. Курасова «Проблема преемственности поколений может решаться в контексте более общего отношения поколений. Функции смены поколений в культурно-историческом процессе как раз и состоят в преемственности, которая должна быть непрерывной и включать как традиции, так и инновации, в силу чего проблема преемственности поколений обнаруживает достаточную сложность в процессе наследования» [2].
Сегодня в Узбекистане яркую плеяду музыкальных династий (представители которых вбирают третье поколение музыкантов) представляют такие творческие
фамилии как - Вареласы, Янов-Яновские, Гиенко и Ражибийи ,Закировы,Тошматовы, Отажоновы, Садыков и другие которые вносят свою лепту в развитие музыкальной культуры Узбекистана.
Как непрерывный творческий процесс на протяжении столетий яркая и плодотворная деятельность представителей музыкальных династий Узбекистана сегодня демонстрирует жизненность и фундаментальность системы их концептуальных взглядов, основанных на традициях преемственности исполнительства, духовно-эстетических идеалов и этических ценностей, что в свою очередь требует отдельных исследований по данной проблематике.
Список литературы /References
1. Гальтон Ф. Наследственность таланта. Её законы и последствия: Пер. с англ. // Ф. Гальтон. СПб., 1875.
2. Курасова Т.И. Феномен преемственности в зарубежной музыкальной культуре первой половины ХХ века//автореферат диссертациии на соискание степени доктора культурологии. 24.00.01. Москва, 2014. 41 с. // [Электронный ресурс]. Режим доступа: сИе1оуекпаика.сот/ (дата обращения: 08.04.2019).