Научная статья на тему 'К вопросу интеграции науки и образования'

К вопросу интеграции науки и образования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
97
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МОДЕРНИЗАЦИЯ НАУКИ / ИНТЕГРАЦИЯ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ / РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ НАУКИ / ЗАКОНОДА-ТЕЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / MODERNIZATION OF SCIENCE / INTEGRATION OF SCIENCE AND EDUCATION / EFFECTIVENESS OF SCIENCE / LEGISLATIVE SUPPORT OF RESEARCH AND EDUCATIONAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лебер Анастасия Иосифовна, Уразова Нина Геннадьевна

Рассмотрены вопросы развития интеграционных процессов в области науки и образования на современном эта-пе, выявлены основные модели, функции и проблемы интеграции, проанализирован опыт реализации предпри-нятых мер по повышению роли вузов в развитии науки; рассмотрены существующие нормативные, администра-тивные и другие барьеры в развитии научно-образовательной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE INTEGRATION OF SCIENCE AND EDUCATION

The article deals with the current development problems of integration processes in the field of science and education; identifies main models, functions and problems of integration; analyzes the experience of undertaken measure imple-mentation in order to enhance the role of universities in the development of science; reviews existing normative, adminis-trative and other barriers to the development of research and educational activities.

Текст научной работы на тему «К вопросу интеграции науки и образования»

УДК 378: 001.895

К ВОПРОСУ ИНТЕГРАЦИИ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ А.И.Лебер1, Н.Г.Уразова2

Национальный исследовательский Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Рассмотрены вопросы развития интеграционных процессов в области науки и образования на современном этапе, выявлены основные модели, функции и проблемы интеграции, проанализирован опыт реализации предпринятых мер по повышению роли вузов в развитии науки; рассмотрены существующие нормативные, административные и другие барьеры в развитии научно-образовательной деятельности. Табл. 1. Библиогр. 3 назв.

Ключевые слова: модернизация науки; интеграция науки и образования; результативность науки; законодательное обеспечение научно-образовательной деятельности.

ON THE INTEGRATION OF SCIENCE AND EDUCATION A.I. Leber, N.G. Urazova

National Research Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074.

The article deals with the current development problems of integration processes in the field of science and education; identifies main models, functions and problems of integration; analyzes the experience of undertaken measure implementation in order to enhance the role of universities in the development of science; reviews existing normative, administrative and other barriers to the development of research and educational activities. 1 table. 3 sources.

Key words: modernization of science; integration of science and education; effectiveness of science; legislative support of research and educational activity.

Образование является важным элементом развития национальной инновационной системы и обеспечения конкурентоспособности российской экономики. Характер, скорость и эффективность инновационных процессов зависят от формирования и развития инновационной деятельности в сфере образования. Поэтому в соответствии с концепцией научно-технической и инновационной политики высшие учебные заведения должны развивать инновационную деятельность, обеспечивать коммерциализацию научных исследований и разработок, осуществлять передачу в реальный сектор экономики инновационных технологий.

В связи с этим в последние годы все больше внимания уделяется проблеме интеграции науки и образования, и в этом направлении развивается сегодня большинство развитых стран.

В России за недавний период также были приняты меры, направленные на повышение роли вузов в развитии науки.

Выделяют следующие модели интеграции науки и образования, как существующие, так и наиболее возможные к реализации:

- ведение академическими институтами образовательной деятельности;

- развитие интеграционных научно-

образовательных комплексов на базе университетов;

- финансирование крупных совместных научных проектов «вуз-НИИ»;

- создание центров «коллективного пользования» с участием институтов и вузов для решения проблем фундаментальной науки и образовательной деятельности.

Под влиянием инновационных процессов происходит формирование университета нового предпринимательского типа, имеющего обновленную организационную структуру и материально-техническую базу, способного обеспечивать качество подготовки специалистов, научных и научно-педагогических кадров на уровне мировых требований, ориентироваться на запросы региональной экономики и способствовать ее развитию.

Современные тенденции развития экономики обусловили основные функции интеграции науки и образования:

- повышение результативности и эффективности исследований;

- усиление взаимосвязи бизнеса и процессов коммерциализации результатов прикладных научных исследований и разработок;

- привлечение молодежи в сферу исследований и разработок;

1Лебер Анастасия Иосифовна, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и менеджмента, тел.: 89025610785, e-mail: leberai@mail.ru

Leber Anastasia, Candidate of Economics, Associate Professor of the Department of Economics and Management, tel.: 89025610785, e-mail: leberai@mail.ru

2Уразова Нина Геннадьевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры управления промышленными предприятиями, тел.: 89501264284, e-mail: leberai@mail.ru

Urazova Nina, Candidate of Economics, Associate Professor of the Department of Management of Industrial Enterprises, tel.: 89501264284, e-mail: leberai@mail.ru

- повышение качества образования и подготовки научно-технических кадров, эффективность использования бюджетных средств.

В настоящее время в России уделяется внимание повышению качества образования, поскольку основные причины его снижения связаны с ростом количества студентов и низкой эффективностью бюджетных расходов.

При этом ни для кого не секрет, что Россия теряет свои конкурентные преимущества, связанные с высоким научно-техническим потенциалом и насыщенностью экономики высококвалифицированными кадрами.

Одним из ключевых недостатков реализуемой в настоящее время политики в сфере науки и образования в целом и их интеграции в частности является отсутствие в ней четко проработанной системы целе-полагания. Эта политика строится в основном вокруг стандартов и механизмов. При этом как действующие, так и разрабатываемые программные документы не содержат ответов на следующие вопросы:

- насколько важны для развития страны накопленные и признанные в мире опыт, традиции, ценности, связанные с научно-образовательной деятельностью;

- допустимо ли реформировать науку и образование исходя исключительно из соображений экономической целесообразности;

- каковы конкретные краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные задачи развития этого комплекса;

- каково место науки и образования в системе национальных приоритетов и какие модели их взаимодействия будут наиболее эффективными и т.д.

Вне зависимости от сходства и различий национальных моделей научно-образовательного процесса основные направления их политики в этой сфере должны формироваться через своего рода «систему координат», особое место в которой занимают цели и задачи государства. При этом стоит учесть определенный опыт зарубежных стран. Начиная с 90-х годов ХХ века во многих странах наметилась тенденция снижения государственного финансирования высшего образования: в США оно составило около 50 %, в странах Западной Европы - около 80 %, в Великобритании, Португалии и Финляндии - примерно 80% [1]. Сокращение государственного финансирования привело к быстрому старению материально-технической базы высших учебных заведений, а также учебных фондов библиотек, недостатку современного научного оборудования и учебно-методических материалов, что могло повлечь за собой и ухудшение качества образования, и снижение, в конечном итоге, конкурентоспособности экономики.

Из этого следует, что образование не должно рассматриваться только как объект рыночных отношений. Несмотря на то что все большую нагрузку по поддержке науки и образования несет частный бизнес и другие рыночные субъекты, государственный подход к регулированию этой сферы должен оставаться основополагающим.

Значение интеграции науки и образования возросло при переходе нашей страны к экономике, бази-

рующейся на наукоемких отраслях. И роль такой интеграции может усилиться именно при развитии бизнеса и предпринимательства, если будет активно использоваться их общий потенциал для перехода на инновационный путь. Обратим внимание на некоторые аспекты «интеграционной» проблемы.

Согласно Федеральному закону «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности» №217-ФЗ от 2.08.09 г. бюджетные научные учреждения и вузы без согласия собственника имущества могут создавать хозяйственные общества (предприятия малого и среднего бизнеса) путем внесения в их уставные капиталы права на использование результатов интеллектуальной деятельности, исключительные права на которые принадлежат данным учреждениям.

По данным Министерства образования и науки РФ [3] на конец 2010 года было создано 677 таких обществ, причем большую часть, 662 хозяйственных общества, учредили вузы, остальные 15 учреждены научными учреждениями всего государственного сектора науки. Но, несмотря на проявленную предпринимательскую активность вузов, данные о состоянии малого и среднего инновационного предпринимательства в государственном секторе науки и образования подтверждают, что наука, образование, производство и рынок развиваются, по большому счету, автономно и ожидаемый от предоставленной возможности эффект пока минимален.

Так, например, согласно Федеральному закону «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам деятельности федеральных университетов» №18-ФЗ от 10.02.09 г., реализация программ высшего профессионального и послевузовского профессионального образования может осуществляться на основе образовательных стандартов и требований, самостоятельно устанавливаемых федеральными университетами, университетами, в отношении которых установлена категория «национальный исследовательский университет», а также другими федеральными государственными образовательными учреждениями высшего профессионального образования, перечень которых утверждается приказом Президента Российской Федерации.

Но, по экспертным оценкам [1], российские вузы в ближайшем будущем все же не смогут стать полноценной заменой академической науке, сочетающей фундаментальность и прикладную направленность. В настоящее время научно-исследовательскую деятельность осуществляют лишь 20 % вузов страны. На долю вузовской науки приходится около 5% средств федерального бюджета, выделяемых на финансирование науки. И, по-видимому, вузы будут оставаться помощниками отечественной науки, соисполнителями при выполнении научных работ. Основным видом деятельности вуза, независимо от приставки «исследова-

тельский», по-прежнему будет оставаться образовательная.

Научная же деятельность профессорско-преподавательского состава будет возможна при существенном изменении структуры учебно-методической нагрузки. Примечателен в этом плане опыт зарубежный стран, в частности Израиля, где за счет средств государственного «фонда путешествий» существуют возможности повышения квалификации профессорско-преподавательского состава вуза. Так, каждый седьмой год работы в вузе преподаватель полностью освобождается от образовательного процесса для участия в этот период в международных конференциях и для научно-исследовательской деятельности.

Заслуживает отдельного внимания вопрос финансирования отечественной науки. Внутренние затраты на исследования и разработки в России составили в 2009 г. 485,8 млрд. руб., что составляет 71,8 % в постоянных ценах от уровня 1990 г. Доля затрат на исследования и разработки в ВВП в 2009 г. составляла 1,24 %; в 1990 г. - 2,03% [3]. И если в 1990 г. Россия по значению этого показателя соперничала со странами-членами Организации экономического сотрудничества и развития, то в 2009 г. наша страна ближе к группе стран с низким научным потенциалом. Причиной такого положения принято считать слабую финансовую заинтересованность представителей предпринимательской среды. Предпринятые в 90-х годах усилия по «регионализации» этих процессов позволили заметно активизировать деятельность региональных властей в научно-образовательной сфере, привлечь их к ее долевому финансированию. Но начиная с 2004 г. в результате правовых нововведений Субъекты Федерации утратили право финансирования научно-образовательной деятельности за счет средств своих бюджетов. Это, в свою очередь, затрудняет возможность объединения усилий и ресурсов федеральных и региональных органов государственной власти с целью развития национального научно-образовательного комплекса.

Зарубежный опыт опять же свидетельствует, что институциональная структура национальных научно-образовательных комплексов заметно зависит от особенностей государственного устройства. Так, в Германии ответственность за развитие научно-образовательного комплекса несут как раз «субъекты федерации» - земли, каждая из которых реализует собственную (региональную) политику, а также комплекс конкретных мероприятий по финансовой и дру-

гим видам поддержки научно-образовательных структур.

Затрагивая вопрос кадрового обеспечения научно-образовательной сферы, следует отметить, что начиная с 1992 г. более чем в два раза сократилась численность персонала, занятого исследованиями и разработками (с 1677, 8 тыс. человек в 1991 г. до 742,4 тыс. человек в 2009 г.) [2]. Среди основных причин такого сокращения можно выделить низкий уровень оплаты труда, необеспеченность жильем и отсутствие четких перспектив профессионального и карьерного роста молодежи. Кроме того, налицо низкий социальный статус научных работников, невысокий уровень стипендий у аспирантов и докторантов.

Однако, несмотря на значительное сокращение численности научно-исследовательских кадров, наблюдается практически трехкратное увеличение численности аспирантов за исследуемый период, т.е. с 59 314 человек в 1991 г., до 154 470 человек в 2009 г., основная масса которых сконцентрирована в вузах (137 068 человек) [3].

Также наблюдается несоответствие между структурой подготовки научных кадров и потребностями развития науки. Так, структуры защищенных кандидатских диссертаций и исследователей по областям науки в 2009 г. [3] имели вид (таблица):

Доля защи- Численность

Область науки щенных дис- исследова-

сертаций, % телей, %

Естественные науки 11,8 24,3

Технические науки 18,0 61,6

Медицинские науки 12,7 4,5

Сельскохозяйствен- 4,9 3,6

ные науки

Общественные науки 39,6 3,6

Гуманитарные науки 13,0 2,4

Таким образом, деформация в структуре исследований не позволяет должным образом развивать научно-техническое направление в целях создания наукоемких технологий для реального сектора экономики.

Подводя итог вышесказанному, можно предположить, что путь к интеграции науки и образования должен проходить все-таки не революционно, а эволюци-онно, последовательно реализовывая пилотные проекты. Анализ полученного опыта позволит нивелировать существующие дефекты современного этапа интеграции науки и образования.

Библиографический список

1. Блинов А. Инновационно-технологическое развитие экономики России: современные задачи // Проблемы теории и практики управления. 2011. № 1.

2. Пахолков Н.А., Шепелева Ю.В. Инновационная стратегия вуза в повышении качества образования // Инновации. 2007.

№ 4 (102).

3. Тодосийчук А.Научно-техническая сфера: этап модернизации // Проблемы теории и практики управления. 2011. № 2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.