Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЯ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ У ОБУЧАЮЩИХСЯ'

К ВОПРОСУ ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЯ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ У ОБУЧАЮЩИХСЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
9
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
умение работать с текстом / читательская грамотность / компетенция. / the ability to work with text / reading literacy / competence.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Амосова Оксана Владимировна

данная статья затрагивает проблему формирования у обучающихся устойчивого умения работать с текстом, значимость читательской грамотности в современном обществе и некоторые приёмы её формирования исходя из опыта работы автора

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF FORMATION OF STUDENTS' ABILITY TO WORK WITH TEXT

this article deals with the problem of developing students` stable ability to work with text, the importance of reader literacy in modern society and some methods of its formation based on the author`s work experience

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЯ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ У ОБУЧАЮЩИХСЯ»

К ВОПРОСУ ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЯ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ У

ОБУЧАЮЩИХСЯ Амосова О.В.

Амосова Оксана Владимировна-учитель истории и обществознания,

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гавриловская средняя общеобразовательная

школа» Суздальского района Владимирской области

Аннотация: данная статья затрагивает проблему формирования у обучающихся устойчивого умения работать с текстом, значимость читательской грамотности в современном обществе и некоторые приёмы её формирования исходя из опыта работы автора

Ключевые слова: умение работать с текстом, читательская грамотность, компетенция.

ON THE ISSUE OF FORMATION OF STUDENTS' ABILITY TO WORK WITH

TEXT Amosova O.V.

Amosova Oksana Vladimirovna -teacher of history and social studies,

MUNICIPAL BUDGETARY EDUCATIONAL INSTITUTION "GA VRILOVSKA YA SECONDARY SCHOOL" OF THE

SUZDAL DISTRICT OF THE VLADIMIR REGION

Abstract: this article deals with the problem of developing students' stable ability to work with text, the importance of reader literacy in modern society and some methods of its formation based on the author's work experience

Keywords: the ability to work with text, reading literacy, competence.

Умение работать с текстом по праву является одной из базовых компетенций современного человека. Необходимо научиться ранжировать поступающую информацию, понимать смысл прочитанного. Задача школы на современном этапе- помочь ребёнку не утратить связь с печатным текстом, с книгой, овладеть навыком работы с текстовой информацией. Умение работать с текстом относится к общеучебным познавательным универсальным учебным действиям и должно быть сформировано на этапе школьного обучения.

Актуальность данной проблемы в современном обществе, в частности в современной системе образования, вызвана комплексом причин, к которым можно отнести влияние экранной культуры, многозадачность как условие успешности, навязанные ценности общества потребления и отсутствие культуры чтения в семье. Поиск способов решения осуществляет педагогическая наука и педагоги-практики в работе с учащимися. В арсенале современной педагогической науки есть приёмы просмотрового, поискового, смыслового чтения. Смысловое чтение или читательская грамотность является важнейшим метапредметным результатом обучения в школе. Анализ текста, являясь одним из основных приёмов работы с текстом, содержит несколько учебных задач: подобрать или выбрать (из предложенных) заголовок, определить тему и основную мысль высказывания, составить простой или сложный план текста. Вторая часть экзаменационной работы по обществознанию для девятиклассников начинается с задания на составление плана текста. Как показывает опыт, такое задание без затруднений выполняют читающие учащиеся. Стратегиальный подход к обучению чтению предложенный профессором Сметанниковой Н.Н. выделяет стратегии предтекстовой деятельности («предваряющие вопросы»), текстовой деятельности («чтение вслух», «чтение про себя с вопросами», «чтение про себя с пометками») и послетекстовой деятельности («проверочный лист»). На уроках английского языка часто используется поисковое чтение для выполнения предтекстовых, текстовых и послетекстовых заданий: ответы на вопросы, нахождение ошибок и в определении ложности или правдивости высказываний по тексту [3, с. 22]. Пример предтекстового задания с предваряющими вопросами: Look at the picture. Do you know this building? Which city is it in? Read the first paragraph of the text and check. (Посмотри на картинку. Ты узнаёшь это здание? В каком оно городе? Прочитай первый абзац текста и проверь.) Задание Reading (Чтение) на олимпиадах по английскому языку подразумевает применение на практике умения чтения с пониманием иноязычных письменных текстов и выполнение послетекстовых заданий на выбор варианта ответа на вопрос из предложенных или задачу определить правильно (соответствует содержанию прочитанного текста-True), неправильно (False) или не содержится в тексте (Not Stated) информация в послетекстовых предложениях. К стратегиям текстовой деятельности на уроках английского языка можно отнести выполнение заданий по заполнению пропусков в тексте, выбор ответа из предложенных вариантов. Задание со словами из скобок, которые нужно раскрыть и правильно написать слово, при выполнения которого важно понимать, как содержание прочитанного фрагмента текста, так и контекст.

Приём составления и заполнения таблиц по тексту учебника регулярно используется на уроках истории в старших классах основной школы. Выполнение задания с применением интернет технологий совместного доступа (Google / Yandex таблицы) с применением элементов кейс технологии позволяют организовать совместное заполнение таблиц группами учащихся в рамках урока или внеурочной проектной деятельности. Составление схемы по прочитанному пункту параграфа позволяет закрепить полученные знания учащимся и выполняет функцию обратной связи с учеником для учителя. На этапе обобщения и закрепления пройденного материала, учащиеся выполняют предложенное им творческое задание по составлению кроссворда по пройденной теме, которое побуждает обращаться к нескольким источникам текстовой информации. Анализ исторических или правовых источников также предполагает сформированное умение работы с текстом. На уроках обществознания в старших классах школы целесообразно обращаться к текстам отдельных нормативно-правовых актов, в частности к Конституции России. Хорошее знание положений отдельных статей Основного закона РФ позволяет учащимся уверенно чувствовать себя на экзамене по обществознанию. Добиться эффективной работы с текстом документа учителю помогают такая форма организации занятия как урок-практикум, важнейшим элементом которого является самостоятельная работа (в качестве примера, с текстом Главы 2 Конституции России и заполнением таблицы «Права гражданина РФ» и схемы «Обязанности гражданина РФ»). Учащиеся не только читают документ, но и осмысленно воспринимают, преобразуют полученную информацию. Ещё одной формой организации занятия может стать итоговый брейн-ринг на знание основ конституционного строя России между командами старших классов, который в форме соревнования помогает учащимся систематизировать полученные знания, прибегая к сжатому цитированию текста. Являясь сторонником обязательного наличия текста Конституции РФ на столах учащихся во время экзамена по обществознанию, считаю, что так можно отследить степень сформированности читательской грамотности у выпускников.

Читательская грамотность-это способность личности к чтению и пониманию любых текстов, направленная на умение извлекать необходимую информацию из прочитанного. Обладание этими умениями помогает обучающемуся достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, а также принимать активное участие в жизни общества [2; с. 58]. Чтобы сформировать читательскую грамотность учитель применяет дифференцированный подход к отбору материала и разноуровневые задания к тексту. К эффективным приёмам формирования читательской грамотности относятся:

1. Выразительное чтение с соблюдением интонации и темпа, пересказ прочитанного;

2. Выделение главной мысли всего текста или его частей;

3. Осмысленное восприятие, понимание информации, содержащейся в тексте;

4.Преобразование текстовой информации с учётом дальнейшего использования;

5.Применение извлечённой из текста информации в изменённой ситуации;

6.Критическое оценивание степени достоверности содержащейся в тексте информации [4; с. 29].

Текст лежит в основе многих учебных задач по различным предметам школьной программы.

Читательская грамотность -это метапредметное умение в основе которого лежит грамотно построенная работа по формированию умения работы с текстом.

Список литературы /References

1. Брейгина М.Е. О контроле базового уровня обученности. Иностранные языки в школе.1991 №2

2. Куропятник И.В. Чтение как стратегически важная компетентность для молодых людей. //

Педагогическая мастерская. Всё для учителя. 2012, №6.

3. Сметанникова Н.Н. Стратегиальный подход к обучению чтению. М., Школьная библиотека, 2005.

4. Цукерман Г.А. Оценка читательской грамотности. РАО: Москва, 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.