10. Solberg, P.A., Hopkins, W.G., Ommundsen, Y. and Halvari, H. (2012), "Effects of three training types on vitality among older adults: A self-determination theory perspective", Psychology of Sport and Exercise, No. № 7 (13). pp. 407-417.
11. Wang, T., Qian, S. and Zeng, Y. (2018), "A Study on the Life World of Chinese Elders with Assisted Caring by Institutions", from the Perspective of Ethnographic Psychology, Psychology and Behavioral Sciences, No. 7 (3). pp. 62-68, DOI: 10.11648/j.pbs.20180703.14.
12. Wiktorowicz, J. (2017), "Extending Working Life: Which Competencies are Crucial in Near-Retirement Age?", J. Adult. Dev., No. 25, pp. 48-60, DOI: 10.1007/s10804-017-9274-9.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 21.05.2019
УДК 159.9.072
К ВОПРОСУ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В СРЕДЕ СОТРУДНИКОВ ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
Юлия Владимировна Жильцова, кандидат психологических наук, доцент, Екатерина Викторовна Дежурова, кандидат психологических наук, доцент, Лариса Вадимовна Шатохина, кандидат педагогических наук, начальник кафедры, Академия Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации (Академия
ФСИН России), Рязань
Аннотация
В статье раскрывается проблема, обусловленная усилившимся в настоящее время коллективным характером человеческой деятельности и актуальными проблемами эффективности организации управления людьми, регуляции складывающихся между ними отношений, использования воспитательных и психотерапевтических воздействий, влияющих на самочувствие и производственные показатели. Соответственно, каков будет социально-психологический климат в организации, таков будет результат деятельности самой организации.
Ключевые слова: климат в коллективе, психологические особенности, сотрудники УИС, социально-психологическое исследование.
ON THE QUESTION OF FORMATION OF SOCIO-PSYCHOLOGICAL CLIMATE IN THE ENVIRONMENT OF CORRECTIONAL OFFICERS
Yulia Vladimirovna Zhiltsova, the candidate of psychological sciences, senior lecturer, Ekaterina Viktorovna Dezhurova, the candidate of psychological sciences, senior lecturer, Larisa Vadimovna Shatokhina, the candidate ofpedagogical sciences, head of department, Academy of Federal service of execution ofpunishments of the Russian Federation, Ryazan
Annotation
The article reveals the problem caused by the currently enhanced collective nature of human activity and the actual problems of the effectiveness of the organization of human management, the regulation of the relations between them, use of the educational and psychotherapeutic influences that affect health and performance. Accordingly, what will be the socio-psychological climate in the organization, this will be the result of the activities of the organization.
Keywords: climate in the team, psychological characteristics, employees of the penal system, social and psychological research.
Федеральная служба исполнения наказаний предъявляет строгие паттерны в отношении нравственных качеств личности сотрудников, к их эмоциональной выдержке, устойчивости к стрессовым ситуациям, наличию психологического иммунитета к влиянию криминальной субкультуры. Под социально-психологическим климатом мы понимаем общую психологическую характеристику, которая рефлексирует степень удовлетворенности персонала условиями жизни коллектива и сложившиеся взаимоотношения между сотрудниками служб и подразделений.
Напряженный характер профессиональной деятельности, отдаленность исправительных учреждений от большинства крупных экономических и культурных центров оказывает отрицательное воздействие на социально-психологический климат в коллективе сотрудников.
На современном этапе развития уголовно-исполнительной системы (Концепции развития УИС до 2020 года) становится необходимым более тщательное изучение социально-психологического климата в среде персонала исправительных учреждений, следственных изоляторов и уголовно-исполнительных инспекциях. Создание и поддержание здорового социально-психологического климата в среде сотрудников является неотъемлемым компонентом результативной и успешной работы пенитенциарных учреждений. К сожалению, сложность и напряженность труда, режимные требования, предъявляемые к персоналу, негатив со стороны осужденных и их родственников делают службу в уголовно-исполнительной системе не популярной, поэтому перед психологической службой стоит одна из таких острых и важных задач, как оптимизация климата в среде сотрудников пенитенциарных учреждений и устранение негативных явлений в них. Исследованиями в области юридической психологии доказано, что практически на всех этапах своей трудовой деятельности (наиболее сложен процесс адаптации к новым условиям), сотрудники испытывают затруднения, так 70% сотрудников не находят взаимопонимания с руководством, а 30% персонала ИУ - с коллегами по работе. [1, с. 6] Однако сотрудники должны уметь приспосабливаться к постоянным изменениям в структуре руководства, к своим функциональным обязанностям, иметь высокий уровень психологической устойчивости. Благоприятная атмосфера в отношениях между сотрудниками зависит от уровня оптимальности и здоровья эмоционального климата каждого отдельного коллектива. Она улучшает результативность работы целой группы, перестраивает человека, формирует у него новые навыки и возможности. [4]
В литературе выделены основные условия создания социально-психологического климата: занимаемая позиция руководителя, удовлетворенность деятельностью, эмоциональные состояния сотрудников данного служебного коллектива, особенности межличностных взаимоотношений. [3] Так, в нашем исследовании мы использовали методики: экспресс диагностика социально-психологического климата в коллективе О.С. Михалюк, А.Ю. Шалыто, методика «Удовлетворенности деятельностью и коллективом» Е.В. Шолоховой и Е.С. Кузьминой, «Способ реагирования на конфликтную ситуацию» К. Томаса, методика изучения личностной агрессивности Басса-Дарки.
Мы выяснили, что у сотрудников - средний уровень удовлетворенности своей деятельностью и коллективом в целом, повышен показатель по шкале соперничество, завышены показатели по шкалам раздражительность, подозрительность, негативизм и высокий показатель индекса агрессивности в целом.
С целью улучшения социально-психологического климата в среде сотрудников ИУ нами была разработана и апробирована психокоррекционная программы по работе с персоналом, направленная на выработку умения снимать психоэмоциональное напряжение, контролировать эмоциональное состояние в стрессовых ситуациях; на развитие умений и навыков эффективного общения; на формирование умения правильно понимать как свои личностные качества и эмоциональные состояния, так и партнеров по общению; на формирование чувства сплоченности, принадлежности к системе, умения ставить перед собой реальные цели. Основные формы работы: индивидуальное психологическое консультирование, групповые социально-психологические тренинги, самостоятельная работа по индивидуальным заданиям [2].
После проведения психокоррекционной работы с сотрудниками, мы достигли следующих показателей: степень удовлетворенности деятельностью служебного коллектива сотрудников увеличилась: высокий уровень удовлетворенности повысился с 12% до 35%, средний снизился с 76% до 65%, низкий уровень снизился с 12% до 0.
Рисунок 1 - Диаграмма результатов, полученных при использовании анкетирования «Удовлетворенности деятельностью и коллективом» после проведения коррекционной работы.
Также были снижены показатели по шкалам физическая агрессия (ФА), вербальная агрессия (ВА), косвенная агрессия (КА), негативизм (Нег), раздражительность (Раз) и подозрительность (Под). Снизился уровень индекса агрессивности (А) и индекса враждебности, а также уровень агрессивной мотивации (АМ) испытуемых в целом.
Рисунок 2 - Гистограмма средних значений, полученных по методике Басса-Дарки после проведения коррекционной работы экспериментальной группы
Полученные данные свидетельствуют о том, что испытуемые стали реже прибегать к применению словесных унижений личности оппонента, стали менее вспыльчивыми и раздражительными. После снижения показателей данных шкал сотрудники стали более терпимыми к людям, исчезла присущая до этого опаска к людям, отношение стало более лояльным. Испытуемые стали более сдержанными в проявлении агрессивности, стали более открытыми и общительными. У сотрудников был повышен уровень работоспособности, в целом был улучшен показатель социально-психологического климата.
По итогам проведенного нами исследования были сформулированы условия оптимизации социально-психологического климата в коллективе сотрудников и сформулированы рекомендации по управлению социально-психологическим климатом в коллективе:
1) создать ощущение комфорта в коллективе за счет снижение уровня напряженности, агрессивности и конфликтности среди сотрудников;
2) обучить сотрудников методам саморегуляции поведения;
3) побуждать интерес к другим людям, способствовать нормализации взаимоотношений с другими сотрудниками;
4) при возникновении конфликтной ситуации акцентировать внимание на проблеме, на ее возможности решения без особого эмоционального напряжения;
5) по возможности избегать факторы, провоцирующие агрессию, выдерживать нейтральный и доброжелательный тон, спокойный стиль общения;
6) не выяснять отношения в момент конфликта, лучше обсудить сложившуюся ситуацию позже, в спокойной обстановке;
7) осуществлять периодический контроль за установлением и развитием межличностных отношений;
8) постоянный контроль, профилактика конфликтов.
Современные сложные условия работы сотрудников в УИС становятся причиной высокой текучести кадров (выделяется первый год службы), недостаток притока новых сотрудников, а также наблюдаются нарушения дисциплины и случаи злоупотребления служебным положением. Поэтому возникает необходимость активной разработки и внедрения психокоррекционных программ, направленных на создание позитивного психоэмоционального климата в коллективе сотрудников ИУ.
ЛИТЕРАТУРА
1. Дежурова, Е.В. Формирование диалогической направленности в общении в процессе обучения курсантов Академии ФСИН России / Е.В. Дежурова // Ведомости УИС. - 2018. - № 3 (190). - С. 6-11.
2. Жильцова, Ю.В. Возможности психокоррекционных техник в работе с подростками-правонарушителями / Ю.В. Жильцова // Актуальные вопросы права, образования и психологии : сборник научных трудов. - Могилев, 2015. - С. 335-341.
3. Шатохина, Л. В. Межличностные отношения курсантов образовательных организаций ФСИН России в психологическом измерении / Л.В. Шатохина, М.М. Калашникова // Прикладная юридическая психология. - 2017. - № 2. - С. 80-85.
4. Шатохина, Л.В. Условия реализации психолого-педагогического контроля межличностных отношений курсантов / Л.В. Шатохина, Т.В. Кириллова, Н.А. Тюгаева // Прикладная юридическая психология. - 2017. - № 4. - С. 73-82.
REFERENCES
1. Dezhurova, E.V. (2018), "Forming of dialogical orientation in communication in training activity of cadets of FSIN of Russia Academy", Sheets of penal correction system, No. 3 (190), pp. 6-11.
2. Zhiltsova, Yu.V. (2015), "Opportunities psychocorrectional the technician in work with teenage offenders", Topical issues of the right, education and psychology: collection of scientific works, Mogilev, pp. 335-341.
3. Shatokhina, L.V., and Kalashnikov, M.M. (2017), "The interpersonal relations of cadets of the educational organizations of FSIN of Russia in psychological measurement", Applied legal psychology, No. 2, pp. 80-85.
4. Shatokhina, L.V., Kirillova, T.V. and Tyugayeva, N.A. (2017), "Conditions of implementation of psychology and pedagogical control of the interpersonal relations of cadets", Applied legal psychology, No. 4, pp. 73-82.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 25.05.2019
УДК 159.9
ПСИХОТИПИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СПОРТСМЕНОВ РАЗНООБРАЗНЫХ ВИДОВ СПОРТА И С РАЗНОЙ СТЕПЕНЬЮ УСПЕШНОСТИ СПОРТИВНОГО
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
Владимир Михайлович Карлышев, кандидат педагогических наук, профессор,
Уральский государственный университет физической культуры, Челябинск, Юлия Николаевна Подгорная, тренер, МБУ СШОР « ЧТЗ по гимнастике», Челябинск
Аннотация
Предполагалось, что исследование психотипических особенностей спортсменов позволит понять и объяснить вариативность их адаптации и взаимодействия с окружающей реальностью. Обследовано более двухсот квалифицированных спортсменов разных видов спорта. Выявлены их психотипические особенности, обеспечивающие освоение спортивного мастерства и значимые для