Научная статья на тему 'К вопросу формирования образа героя у современных детей и подростков'

К вопросу формирования образа героя у современных детей и подростков Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
555
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Касимов Рустам Нуруллович

В данной статье автор рассуждает о проблеме формирования современной системой образования в молодёжной среде образа героя для подражания. В работе обобщается опыт создания современного героического эпоса через общение педагогов и учеников с представителями старшего поколения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу формирования образа героя у современных детей и подростков»

УДК 37.017.14

Рустам Нуруллович Касимов, УИИЯЛ УрО РАН, к.и.н.

г. Ижевск

В данной статье автор рассуждает о проблеме формирования современной системой образования в молодёжной среде образа героя для подражания. В работе обобщается опыт создания современного героического эпоса через общение педагогов и учеников с представителями старшего поколения.

К ВОПРОСУ ФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗА ГЕРОЯ У СОВРЕМЕННЫХ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Процесс выбора обществом своих героев очень сложен и далеко не всегда поддается государственному контролю, хотя роль существующего общественно-политического устройства в этом вопросе велика [1]. Можем взять для примера советскую эпоху. Недостатка в идеалах для подрастающего поколения в то время не было. Но образ героя новой России формируется в информационную эру, и образ этот иной. Сегодняшний герой живет в глобальной сети или непосредственно рядом с ней, он - часть глобальной паутины. Именно она снабжает молодежь активными и агрессивными образцами для подражания. Образы героев прошлой эпохи, будь это образы героев Великой Отечественной войны или строителей социализма, несли в себе иной посыл - жертвенность собой во имя счастья большинства, во имя счастья советского народа. Очевидное противоречие заключается в том, что традиционные советские образы сегодня не популярны у молодежи. Однако военная история нашей страны имеет большой потенциал для оформления героического эпоса, и отождествлять его только с советской эпохой было бы неверно.

Сегодня, когда Россия снова выступает за отстаивание своих интересов на мировой арене, стране как никогда нужны герои, а значит - она их получит. Их породят политтехнологи, ученые, журналисты. Это будут и военные, потому что на военном подвиге легче проиллюстрировать героизм, это будут представители политической элиты и деятели культуры общероссийского масштаба, потому что только такой масштаб способен соответствовать идее общероссийской гражданский идентичности. В этой связи весьма известными стали масштабные проекты: всероссийский ежегодный литературный конкурс «Герои Великой Победы»; общероссийский проект «Имя России»; информационный проект «Вежливые люди» и др. И на региональном уровне создаются соответствующие проекты, направленные на популяризацию отечественной истории, на создание позитивного образы региона, страны [2; 3].

Безусловно, формирование плеяды героев для новейшей истории России -процесс нескорый и непростой. Но он уже запущен в начале XXI века [4, с.

кйр://еНЬгагу.гиЛШе_аЬои1.а8р?1ё=33940 ИДНАКАР 3 (28) 2015

СТАТЬИ

359-361]. Хочется выделить основные сложности, которые предстоит преодолеть на пути формирования нового героического эпоса:

- персонифицированный образ, удовлетворяющий всем социальным стратам, создать, скорее всего, не удастся в силу этнического и конфессионального многообразия России;

- при создании героического эпоса (даже основанного на реальных исторических событиях) остается опасность оказаться в смысловой ловушке, когда желаемое будет выдаваться за действительное.

А вот и возможное решение проблемы. При всем их несовершенстве и дискуссионности, в качестве инструмента для работы можно использовать положения основных документов, внедряемых ныне в системе образования:

- Концепция духовно-нравственного воспитания граждан России как неотъемлемой части Федерального государственного образовательного стандарта;

- Историко-культурный стандарт, который по замыслу разработчиков становится основой новых «линеек» учебников по истории.

В проекте обсуждаемого сегодня «единого учебника истории» красной нитью прослеживается мысль: «Патриотическая основа исторического изложения имеет цель воспитать у молодого поколения чувство гордости за свою страну, за ее роль в мировой истории... Одной из главных задач школьного курса истории является формирование гражданской общероссийской идентичности, при этом необходимо сделать в новом учебнике акцент на идее гражданственности, прежде всего, при решении проблемы взаимодействия государства и общества, общества и власти» [5]. То есть научное и педагогическое сообщество стало говорить о самостоятельной российской цивилизации, не отождествляя ее с западной. Закономерно, что подобные изменения в вопросах идеологии начались одновременно с реализацией ФГОС, вместе с обсуждением историко-культурного стандарта. Первыми учебными пособиями, созданными в этом ключе, были книги для учителя по обществознанию и новейшей истории России [4; 6]. С их появлением на авторов обрушился шквал неоднозначных отзывов, сводящихся к следующему: «нельзя обелять историю», нельзя гордиться монархическим и советским прошлым.

Но почему нельзя? В 90-е гг. прошлого века наши партнеры на Западе были серьезно озабочены системой образования и воспитания современной России. Европейские партнеры писали для нас рекомендации, как «правильно любить Родину» и оценивать место России в современном мире [7]. Педагог, рассказывая об истории своей страны, всегда оглядывался на достижения западной цивилизации и как бы извинялся, что наша суверенная демократия не соответствует европейским или североамериканским эталонам. Но это были времена сговорчивости российских политиков, которая устраивала наших западных партнеров. Это было, пока на политической арене не появился современный президент с его командой. Сначала он декларировал свой план развития России до 2020 г., а потом начались идеологические изменения, в том числе и в

ИДНАКАР 3 (28) 2015 http://elibrary.ru/title_about.asp?id=33940

системе образования. Сегодня они привели к латентной конфронтации с Евросоюзом и США и породили дискуссию вокруг положений историко-культурного стандарта. А между тем этот документ может послужить действенным механизмом по формированию активной гражданской позиции современного ученика. Именно он, при должном с ним обращении, позволит формировать образы позитивной истории [8]. Мы уже выяснили, что персонифицированный герой сегодня редкость хотя бы в силу того, что современный подросток получает информацию из Интернета, который с легкостью меняет свои «личины». В этой связи следует говорить не о персонификациях, а о выделении информационных потоков «белых» и «черных мифов». И те, и другие, по большому счету, необъективны, но преследуют разные цели. Первые направлены на «формирование у учащихся ценностных ориентаций, направленных на воспитание патриотизма, гражданственности и межнациональной толерантности» [5]. Вторые явно интересны манипуляторам сознания с Запада, которые, преследуя свои цели, хотят фальсифицировать факты нашей истории.

Таким образом, образ героя можно сформировать не столько путем навязывания внешнего образа, сколько намеренного его формирования, исходя из внутренней мотивации подростка. Речь идет о практике сбора рассказов «устной истории», меморатов о своих далеких и близких родственниках, их истории, тесно связанной с историей страны и региона. В результате продуктивного диалога поколений внимательному исследователю начинает открываться новое отношение к герою как символу, а к его прожитой жизни он начинает относиться не как к нотациям, а как к человеческой мудрости. Так формируется образ героя не абстрактного, массмедийного, а вполне реального, живущего на соседней улице [9]. Такое личное переживание гораздо ценнее, а потому легче принимается, чем отвлеченные образы прошлого из произведений Л. Толстого и Ф. Достоевского. История ныне живущего человека, его судьбы формирует у обучающихся живое участие, личное отношение к добродетелям и порокам, заставляет их задуматься о необходимости служения во имя общего блага, как высшего проявления личности.

Источники и литература

1. Касимов Р.Н. Современные мифологемы о героях, или О чем может рассказать ученику учитель истории // Народное образование. № 10. 2014. С. 214-220.

2. Негаснущие звезды (Письма Великой Отечественной войны как исторический источник и ресурс для патриотического воспитания) // Иднакар: методы историко-культурной реконструкции: научно-практический журнал. 2015. № 1.125 с.

3. Родники нашей памяти / Иднакар: методы историко-культурной реконструкции: научно-практический журнал. 2015. № 2. 228 с.

http://elibrary.ru/title_about.asp?id=33940 ИДНАКАР 3 (28) 2015

СТАТЬИ

4. Обществознание: глобальный мир в XXI в.: 11 кл.: книга для учителя / Под ред. Л.В. Полякова. М.: Просвещение, 2007. 367 с.

5. Проект рабочей группы по подготовке концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории «Историко-культурный стандарт. Концептуальные основы историко-культурного стандарта». Официальный ресурс Министерства образования и науки Российской Федерации. URL: http://минобрнауки.рф/документы/3483 (дата обращения: 25.09.2014).

6. Новейшая история России, 1945-2006 гг.: кн. для учителя / А.В. Филиппов. М.: Просвещение, 2007. 494 с.

7. Рекомендации Совета Европы о преподавании истории в XXI в. // Уроки истории XX век: URL: http://www.urokiistorii.ru/learning/method/51771 (дата обращения: 25.09.2014).

8. Касимов Р.Н. К проблеме интерпретации отечественной истории в современных учебниках // Исследования ученых Института повышения квалификации и переподготовки работников образования Удмуртской Республики: Сборник статей / Отв. ред. С.Л. Скопкарева. Вып. 3. Ижевск, 2010. С. 26-29.

9. Время Победы: учебно-методическое пособие / Под общ. ред. Р.Н. Касимова / Изд-во «Монпоражён». Ижевск, 2015. 128 с.

ИДНАКАР 3 (28) 2015

http://elibrary.ru/title_about.asp?id=33940

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.