Научная статья на тему 'Букварь бурцова:легенда одного музейного экспоната'

Букварь бурцова:легенда одного музейного экспоната Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
465
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Корепанова Елена Леонидовна

В статье рассказывается об исследовательской работе педагога по выяснению обстоятельств появления в школьном музее старинной рукописной азбуки. Автор, проводя сравнительный анализ, приходит к выводу, что музейный экспонат является рукописной копией букваря В.Ф. Бурцова, имевшей хождение в старообрядческой среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Букварь бурцова:легенда одного музейного экспоната»

УДК 94(470.51)

Елена Леонидовна Корепанова, учитель истории и обществознания МБОУ СОШ №100, г. Ижевск

В статье рассказывается об исследовательской работе педагога по выяснению обстоятельств появления в школьном музее старинной рукописной азбуки. Автор, проводя сравнительный анализ, приходит к выводу, что музейный экспонат является рукописной копией букваря В.Ф. Бурцова, имевшей хождение в старообрядческой среде.

БУКВАРЬ БУРЦОВА: ЛЕГЕНДА ОДНОГО МУЗЕЙНОГО ЭКСПОНАТА

Восемнадцать лет назад ко мне подошла наша старшеклассница, будущая выпускница, и подарила мне изрядно потрепанное издание, назвав его «старинной книгой». Девушка рассказала, что в их семье эта реликвия появилась от какого-то художника, в доме которого случился пожар. К сожалению, других подробностей она не сообщила. Так в распоряжении нашего школьного музея оказалась довольно редкая для наших мест книга - рукописный исторический памятник, исполненный старославянским шрифтом. Долгое время книга просто лежала в экспозиции, лишь изредка выступая немой иллюстрацией того, что педагог в школе, и особенно учитель истории, должен пользоваться разнообразными письменными источниками [1, с. 6]. Отдельные попытки выяснить историю данного издания предпринимались на уровне детских исследовательских проектов, но они носили поверхностный характер.

В музейном экземпляре сохранилось 94 листа. Размер листов 110 на 155 мм. Первые и несколько последних листов книги утрачены, на краях сохранившихся прослеживаются следы тления и атак жучков-древоточцев. Первоначально книжные листы были, судя по всему, молочно-белого цвета, теперь они грязно-желтые, ветхие; бумага плотная, характерная, как заметил старший научный сотрудник отдела исторических исследований УИИЯЛ УрО РАН B.C. Чураков, для изданий XVIII в. Листы книги скреплены между собой плотной светлой нитью.

На каждой странице рукописный текст расположен в одиннадцать ровных строк. Ограничивающие их линии, видимо для удобства переписчика, выдавлены острым предметом: это наблюдается при просмотре листа на свет. Текст написан буквами старославянского алфавита. Они начертаны коричневыми чернилами вручную и при этом, повторяясь, практически не имеют отличий. На первых страницах соответствующих разделов используются красные чернила для выделения заголовка и начальной буквы первого слова в первой строке

http://elibrary.ru/title_about.asp?id=33940 ИДНАКАР 3 (28) 2015

текста. Размер букв варьируется от 4 мм. до 10 мм. Выделяются заглавные буквы, их размер одинаков - 10 мм. Поля на страницах сверху составляют 25 мм., снизу 35 мм., слева 10 мм., справа 30 мм. Эти размеры постоянны и сохраняются неизменными на каждой странице. Лицевая часть обложки (кожуха) книги отсутствует. Сохранившийся оборотный фрагмент кожуха изготовлен из деревянной дощечки, обтянутой коричневой кожей, на которую путем тиснения нанесен повторяющийся растительный орнамент. На кожухе остались следы от замка-фиксатора, который в настоящее время отсутствует.

Содержание книги составляют дидактический материал для изучения азбуки и тексты для чтения. Сравнение со старопечатными азбуками показало, что имеющийся в нашей музейной коллекции экземпляр соответствует букварям В.Ф. Бурцова первой половины XVII в. [2]. Василий Федорович Бурцов был одним из крупнейших русских издателей второй четверти XVII в. Он первым в России стал печатать массовые книги светского и религиозного содержания: азбуки, святцы, часословы. Положил начало изданию малоформатных книг. С 1632 г. Василий Бурцов работал на Печатном дворе, руководил постройкой нового печатного отделения, а затем и его работой. В числе задач этого отделения, созданного на средства Патриаршего разрядного приказа, по-видимому, должно было стать обеспечение книгами школы, основанной патриархом Филаретом [3, с. 64-66].

Изучая особенности различных изданий букваря В.Ф. Бурцова, мы пришли к выводу, что в нашем распоряжении находится переписанный вручную вариант букваря Бурцова издания 1637 г. [4]. Об этом свидетельствует наличие в музейном экспонате фрагмента стихотворного поучения «Младым отрачатам», впервые появившееся во втором издании печатной азбуки. Исследователи полагают, что автором этого поучения был сам Василий Федорович Бурцов. В стихах изложены наставления и рассказ о том, каким сокровищем является знание грамоты. Это самое ранее поэтическое произведение русского автора, напечатанное в Москве. Наш экземпляр не имеет нескольких первых страниц, но начинается именно с фрагмента «поучения молодым отрочатам», который завершается словами: «потом и на прочая пойдет вам наука».

Кто же мог переписать данную книгу и для чего? Известно, что букварь 1637 г. неоднократно перепечатывался в ХУП-ХК вв., в том числе старообрядцами, в частности в 1781 г. в Супрасли и в 1885 г. в московской единоверческой типографии [3, с. 65].

Вполне допустимо предположить, что наша рукописная азбука принадлежала когда-то старообрядческой общине, коих на территории удмуртского края было немало в XVIII и XIX вв. [4]. Для староверов дореформенные (до реформы патриарха Никона) издания считались священными, «неиспорченными» церковными преобразованиями. Именно по этой причине такие книги берегли, а при необходимости тщательно переписывали для обучения молодых старообрядцев грамоте. Известно, что у старообрядцев сохранялась своя система

ИДНАКАР 3 (28) 2015 http://elibrary.ru/title_about.asp?id=33940

образования, включающая заучивание наизусть множества молитв, обучение чтению и началам арифметики, знаменному пению. Основными учебниками традиционно были азбука, псалтырь и часослов. Особо одаренных детей учили славянскому письму и иконописи.

К сожалению, в настоящий момент уже практически невозможно более детально проследить историю нашего музейного экспоната: вряд ли мы когда-либо сможем ответить на вопросы, кто изготовил эту рукописную азбуку и кому конкретно на протяжении своего существования она принадлежала. Тем не менее, это нисколько не умаляет саму ценность музейного артефакта, отражающего быт, культуру и религиозные убеждения русских старообрядцев удмуртского края.

Источники и литература

1. Касимов Р.Н. Работа с фронтовыми письмами как специфическим историческим источником в школе. Учебно-методическое пособие. Ижевск, 2014. 48 с.

2. ЗерноваА.С. Книги кирилловской печати, изданные в Москве. Сводный каталог. М., 1958.

3. Агаджанов Б.В. Создатели первых учебных книг для начального обучения грамоте - букварей и азбук XVI - первой четверти XVIII вв. // Проблемы современного образования. 2010. № 2. С. 50-77.

4. Азбука [В.Ф. Бурцев], М., 1637.

5. Ивонин Ю.М. Старообрядцы и старообрядчество в Удмуртии, Ижевск, 1973. 24 с.

http://elibrary.ru/title_about.asp?id=33940

ИДНАКАР 3 (28) 2015

Го НН^ К&ДШШ ОЧНА

\ N

ffiOA npiSHifTH •

И llU'bHfTfiY ШЖ1НО • КБЛШШ^ «ум/нГ« ДО

Efli ГКСД1НО •

/ /

Н ПСАКТС НАЧННА1ТСА

/ 1 от /

SAM* W ДНДАСКАЛА ГС Н / «

З^НМЫК A3* •

Пето MX Н НАПАШЧДА

to » Л

ПОНДСТ1 КАЛАХ «уКА •

Фото 1. Лист 10 букваря В.Ф. Бурцова.

и

I

й К к Г Д С Ж Q 3

Фото 3. Лист 11 букваря В.Ф. Бурцова.

т

f

To HH^fc е&дшн о<шд

(КОA ripHKHfi.VH .

Л <Г/ v J, ^

Ио^РИШИ 1ЛК0 ПОДТЕЛ»

и п t лож( м в .

<1 ' t «7 ° ' » ' f KEAUlfAio 0^Ч«Н1Ю ДО

Kilt

Г1> / ) *

rt« OKV« «У» ЧИНД i тге А>

KAWt 1А/ДИДД<1САЛА ((И

£уим\лн лук . Котвлгь ИМДПви>ЧД<4^

,о г Я ХЬ

ПОИ^П'Ч. клуиъ вукд •

1

ч<

-J—_

Фото 2. Лист рукописной азбуки.

Фото 4. Лист рукописной азбуки.

ИДНАКАР 3 (28) 2015

http://elibrary.ru/title_about.asp?id=33940

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.