Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕРЕСА ОБУЧАЮЩИХСЯ К НАЦИОНАЛЬНЫМ ТРАДИЦИЯМ'

К ВОПРОСУ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕРЕСА ОБУЧАЮЩИХСЯ К НАЦИОНАЛЬНЫМ ТРАДИЦИЯМ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
обучающиеся / интерес / традиции / национальные традиции / students / interest / traditions / national traditions

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — А.Р. Марунчак, М.М. Шуваева, Я.Б. Аппаева

В статье рассматриваются проблемы изучения процесса формирования интереса обучающихся к национальным традициям. Проанализированы понятия «народные традиции» и «национальные традиции», влияние социокультурных факторов на формирование интереса к национальным традициям обучающихся. Исследование также рассматривает методы и приемы, способствующие активизации интереса обучающихся к национальным традициям, обычаям, а также роли образовательной среды в этом процессе. Результаты работы помогут стимулировать интерес к сохранению и изучению культурного наследия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — А.Р. Марунчак, М.М. Шуваева, Я.Б. Аппаева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF FORMING STUDENTS’ INTEREST IN NATIONAL TRADITIONS

The article discusses the problems of studying the process of forming students' interest in national traditions. The concepts of “folk traditions” and “national traditions”, the influence of sociocultural factors on the formation of interest in studentsnational traditions are analyzed. The study also examines methods and techniques that help stimulate students' interest in national traditions, customs, as well as the role of the educational environment in this process. The results of the work will help stimulate interest in the preservation and study of cultural heritage.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕРЕСА ОБУЧАЮЩИХСЯ К НАЦИОНАЛЬНЫМ ТРАДИЦИЯМ»

К ВОПРОСУ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕРЕСА ОБУЧАЮЩИХСЯ К НАЦИОНАЛЬНЫМ ТРАДИЦИЯМ

А.Р. Марунчак, студент М.М. Шуваева, студент

Научный руководитель: Я.Б. Аппаева, канд. пед. наук, доцент

Калмыцкий государственный университет имени Басана Бадьминовича Городови-кова

(Россия, г. Элиста)

DOI:10.24412/2500-1000-2024-4-3-225-229

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы изучения процесса формирования интереса обучающихся к национальным традициям. Проанализированы понятия «народные традиции» и «национальные традиции», влияние социокультурных факторов на формирование интереса к национальным традициям обучающихся. Исследование также рассматривает методы и приемы, способствующие активизации интереса обучающихся к национальным традициям, обычаям, а также роли образовательной среды в этом процессе. Результаты работы помогут стимулировать интерес к сохранению и изучению культурного наследия.

Ключевые слова: обучающиеся, интерес, традиции, национальные традиции.

Современный этап развития российского общества характеризуется интересом к вопросам воспитания национального самосознания через познания народных традиций. Сохранение и возрождение национально-культурного наследия представляется актуальной, что подтверждают официальные документы (Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОСы). В ФГОСе одним из принципов дошкольного образования является: «учет этнокультурной ситуации развития детей» [11].

В связи с этим особое значение приобретает проблема формирования интереса обучающихся к национальным традициям. Система народных традиций, обычаев является одним из эффективных средств воспитания, так как осуществляет механизм передачи норм поведения, культурных и духовных ценностей от одного поколения к другому.

В рамках нашей статьи рассмотрим теоретические аспекты формирования у обучающихся интереса к национальным традициям.

Обратимся к основным понятиям данного исследования.

Изучив педагогическую литературу, мы выяснили, что понятие «интерес» является достаточно изученной научной категорией, которую рассматривали как мотивацию к учебной деятельности, как основание, как побудительную силу, как потребность, как склонность личности [1, 4]. Эти определения свидетельствуют о том, что ученые рассматривали понятие «интерес» с различных методологических позиций.

Обратимся к этимологии этого понятия: слово «интерес» произошло от латинского interest, что в переводе означает «иметь значение, быть важным».

Известный исследователь Г.И. Щукина подчеркивает многозначность понятия «интерес». Ученый считает, что интерес - это многогранное понятие, которое отражает, с одной стороны, избирательную «направленность психологических процессов человека на объекты и явления окружающего мира». С другой стороны, интерес - это потребность человека в какой-либо деятельности, которая приносит ему удовольствие. В-третьих, интерес являться мощным мотивом активности личности, способствующая интенсивному развитию психических познавательных процессов, вследствие чего деятельность становится увлекательной и результативной. Но, самое главное для

нашего исследования, что интерес является особым избирательным отношением человека к окружающему миру [14].

В дошкольной педагогике ученые (Л.Р. Болотина, Т.С. Комарова, С.П. Баранов) определяют интерес тремя различными характеристиками. Во-первых, интерес они рассматривают как положительную эмоцию, которая выражает отношение к деятельности. Во-вторых, интерес представляется как радость познания чего-то нового. В-третьих, интерес - это «наличие непосредственного мотива, исходящего от самой деятельности, т.е. деятельность сама по себе привлекает и побуждает его заниматься, независимо от других мотивов» [2].

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что интерес - это личностное образование, положительно эмоциональное отношение к интеллектуальной и практической деятельности, которая побуждает к творческой активности.

Изучив педагогическую литературу, мы выяснили, что народные традиции изучались Г.Н. Волковым, Г.В. Лисовенко, О.А. Косиновой, С.И. Шукшиным,

К.В. Чистовым.

Слово «традиция» (от лат. Tratitio - передача) означает исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения. Традиции выступают как формы контроля за нормами поведения и «предлагают» каждому отдельному человеку коллективный опыт народа, программу стереотипных действий в определенных ситуациях.

Как утверждает Г.В. Лисовенко, «Национальные традиции определяются как устойчивые элементы социального и культурного наследия, проявляющиеся во всех сферах жизни, свойственные этнокультурным особенностям той или иной нации [9, с. 3].

По мнению О.А. Косиновой: «Традиция представляет собой длительно формирующийся, устойчивый механизм отбора и сохранения наиболее значимых для социума культурных достижений, тем самым, способствуя адаптации сообщества к условиям существования и деятельности» [6, с. 3].

Следовательно, ученый считает, что традиции необходимы обществу для того, чтобы, учитывая опыт предыдущих

поколений, их культурные достижения, адаптироваться к новым реалиям.

В.М. Григорьев определяет традицию как «сохранение, бережное отношение, обновление и передачу от поколений к поколениям, отобранных общественным мнением образцов культуры, способов деятельности, поведения» [5, с. 4].

Исходя из вышеизложенного, мы можем сделать вывод о том, что традицию можно рассматривать в двух аспектах: содержательный и технологический.

Содержательный аспект традиции представляет собой совокупность постоянных и повторяющихся элементов, составляющих целое, определенную конкретную норму для определенного общества. Технологический аспект традиции - это своеобразное средство сохранения и передачи этой нормы.

Таким образом, традиции - это формы контроля за нормами поведения, которые отобраны на основе коллективного опыта человечества и представляют собой программу стереотипных действий в жизненных ситуациях.

В педагогической литературе часто используют понятия «национальные традиции» и «народные традиции» как синонимичные.

Так, В.Г. Крысько использует понятие «национальные традиции» и трактует их как «сложившиеся на основе длительного опыта жизнедеятельности нации и прочно укоренившиеся в обыденном сознании правила, нормы и стереотипы поведения, формы общения людей» [7, с. 205].

Основатель этнопедагогики, академик Г.Н. Волков понятие «народные традиции» излагает как: «совокупность обычаев, порядков, правил поведения, прочно установившихся в той или иной группе населения, передаваемых от старшего поколения к младшему. Главное условие существования традиции - сохранение и передача. Традиционно то, что выдержало испытание временем, прошло естественный отбор и уцелело для современности» [3, с. 8].

Словарь социолингвистических терминов рассматривает «национальные традиции» как «устойчивые явления тех сфер жизнедеятельности народа, нации, которые

регулируются функциями общественного сознания - в национальной культуре, семейном быту, языке, художественном творчестве, психологии поведения и общения. Характеризуются прежде всего устойчивостью, стереотипностью и преемственностью и выступают как долговременный

фактор массовой регуляции общественных явлений» [10, с. 178].

Современный исследователь С.И. Шукшин, обобщая изученную литературу по проблеме определения понятия «национальные традиции», выделяет общие признаки, характерные для данного термина, которые представлены на рисунке 1.

Рис. 1. Общие признаки, характеризующие понятие «национальные традиции»

С.И. Шукшин считает, что вопросы возрождения и развития национальных традиций на современном этапе развития общества должны быть в центре внимания государства: «Патриотизм - это чувство, которое воспитывается. Воспитывается ежедневно с младенчества и до самой старости во всех областях жизнедеятельности. А основой воспитания патриотических, в том числе и военно-патриотических ценностей, на мой взгляд, должны стать традиционные (духовно-нравственные) ценности. Они образуют многомерные связи, позволяющие путем интеллектуальных усилий и глубокого внутреннего осмысления соединять прошлое, настоящее и будущее отечества, его историю, быт и культуру» [13, с. 133].

Национальные традиции представляют собой органически целое с традиционным художественным творчеством народа -фольклором. К.В. Чистов считает, что фольклор является важнейшим компонентом традиционной культуры, который играет важную роль в системе традиционной народной культуры. «В фольклорной форме интегрировалась, закреплялась и аккумулировалась традиционная информация,

выработанная этносом или его локальной группой. Мы имеем в виду этническое самосознание, этнические установки, легенды о происхождении народа, историческую память. И, наконец, фольклор - это специфический язык традиционной культуры» [12, с. 6].

Уникальность национальных традиций заключается в том, что они через специфические приемы оказывают позитивное воздействие на интеллектуальную, эстетическую сферы ребенка, обеспечивают гармоничное развитие обучающихся.

Ученый Л.Н. Лазарева в своих исследованиях подчеркивает мысль о том, что процесс приобщения детей к народному творчеству положительно влияет на их адаптацию, также позитивно воздействует на формирование их внутреннего субъективного мира [8].

Процесс формирования интереса к национальным традициям будет эффективнее, если ребёнок погружен, включен в социокультурную среду народа. Интерес является способом выражения ценностных ори-ентаций личности ребёнка. Для этого необходимо внутреннее принятие и внутренняя

работа, усилия самого ребёнка, которые целенаправленно приведут к раскрытию творческих способностей в процессе приобщения к национальным традициям. Интерес к национальным традициям необходимо прививать с малых лет, постепенно обогащать духовный мир обучающихся, способствовать развитию коммуникативных, социальных способностей, формировать активную жизненную позицию личности ребёнка.

Библиографический список

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утверждённый приказом Минпросвещения России от 8 ноября 2022 г. № 955.

2. Березина, Ю.Ю. Условия формирования познавательного интереса в период пред-школьной подготовки: материалы научно-практической конференции / Ю.Ю. Березина // Инновационные технологии пред школьным образованием, 2008. - С. 70-71.

3. Выготский, Л.С. Психология развития ребенка. - М.: Эксмо, 2012. - 512 с.

4. Щукина, Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. - М.: Педагогика, 2007. - 352 с.

5. Болотина, Л.Р. Дошкольная педагогика: учебное пособие для вузов / Л.Р. Болотина, Т.С. Комарова, С.П. Баранов. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2024. - 218 с.

6. Лисовенко Г.В. Национальные традиции как средство духовно-нравственного воспитания школьников в условиях полиэтнического региона: автореф. дис. ... к. пед. наук: 13.00.01. / Г.В. Лисовенко. - Сочи., 2004. - 24 с.

7. Косинова О.А. К вопросу о трактовке понятия «традиция» в отечественной педагогике // Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение». - 2009. - № 2. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.zpu-joumal.rU/e-zpu/2009/2/.

8. Григорьев В.М. Народные игры и традиции в России. - М.: Молодая гвардия, 1994. -268 с.

9. Крысько В.Г. Этнопсихологический словарь. - М.: МПСИ, 1999. - 343 с.

10. Волков Г.Н. Этнопедагогика: учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 168 с.

11. Словарь социолингвистических терминов / отв. ред. В.Ю. Михальченко. - Москва: Ин-т языкознания РАН, 2006. - 312 с.

12. Шукшин С.И. Национальные традиции как основа воспитания военно-патриотических ценностей: теоретико-правовые аспекты // Вестник СПбГИК. - 2022. - №4 (53).

13. Чистов К.В. Народные традиции и фольклор. - Л.: Наука, 1986. - 303 с.

14. Лазарева Л.Н. Этнография детства: традиции и современность / Л.Н. Лазарева // Дети и народные традиции: Материалы V Виноградовских чтений. Ч. 2. - Челябинск, 1991. -190 с.

15. Эльконин, Д.Б. Психическое развитие в детском возрасте / Под ред. Д.И. Фель-дштейна. - М.: Институт Практической психологии, 2011. - 218 с.

Вышеизложенное позволяет сделать вывод, что национальные традиции служат источником развития гармоничной личности. Возрождение национальных традиций и привлечение их позитивного потенциала для решения вопросов в сфере образования - составная часть проблемы формирования национальной культуры личности.

ON THE ISSUE OF FORMING STUDENTS' INTEREST IN NATIONAL TRADITIONS

A.R. Marrunchak, Student M.M. Shuvaeva, Student

Supervisor: Ya.B. Appaeva, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor Kalmyk State University named after Basan Badminovich Gorodovikov (Russia, Elista)

Abstract. The article discusses the problems of studying the process of forming students' interest in national traditions. The concepts of "folk traditions" and "national traditions", the influence of sociocultural factors on the formation of interest in students' national traditions are analyzed. The study also examines methods and techniques that help stimulate students' interest in national traditions, customs, as well as the role of the educational environment in this process. The results of the work will help stimulate interest in the preservation and study of cultural heritage. Keywords: students, interest, traditions, national traditions.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.