Научная статья на тему 'Преемственность идей народной педагогики в формировании полоролевой идентичности мальчиков и девочек'

Преемственность идей народной педагогики в формировании полоролевой идентичности мальчиков и девочек Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
78
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРОДНАЯ ПЕДАГОГИКА / НАРОДНЫЕ ТРАДИЦИИ ВОСПИТАНИЯ / СРЕДСТВА ВОСПИТАНИЯ / ДЕВОЧКИ / МАЛЬЧИКИ / K PEDAGOGY / FOLK TRADITIONS OF EDUCATION / MEANS OF EDUCATION / GIRLS / BOYS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шинкарёва Надежда Алексеевна

В статье рассматривается актуальность народной педагогики в воспитании мальчиков и девочек. Народное педагогическое творчество представляет одну из важных сторон многовекового развития демократической культуры всего человечества. Народные взгляды на воспитание формировались и утверждались в течение тысячелетий. Исследователи утверждают, что национальные традиции оказывают огромную роль в процессе формирования национального и полоролевого самосознания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шинкарёва Надежда Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUCCESSION OF IDEAS IN FORMATION FOLK PEDAGOGY POLOROLEVAIA IDENTITY BOYS AND GIRLS

This article discusses the relevance of traditional pedagogy in the education of boys and girls. Folk pedagogical creativity is one of the important aspects of centuries of development of a democratic culture of all mankind. People's views on education were formed and approved for millennia. The researchers argue that national traditions have a huge role in the formation of national identity and sex role.

Текст научной работы на тему «Преемственность идей народной педагогики в формировании полоролевой идентичности мальчиков и девочек»

О.О. Цыганок

СИСТЕМА ЭКСПЕДИЦИОННОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ-ФИЛОЛОГОВ ..

вщграе народшсть у вихованш // Вибранi педагогiчнi твори. - К.: Рад. шк.., 1940. - С. 80.

4. Йовенко Л. I., Терешко I. Г. Фольклорно-етнографiчна практика села Талала!вка Христинiвського району Черкасько! обласп. - Умань: «ПП Жовтий», 2011. - 66 с.

5. Круглов Ю. Г. Фольклорная практика. Пособие для студентом пед ин-тов по спец № 2101. - 2-е изд., до-работ. - М.: Просвещение, 1986. - С. 83.

6. Сивачук Н. П. Фольклорна практика / Уманский державний педагопчний ушверситет iM.. Павла Тичини.

- 2-ге вид., К.: Нацюнальний педагогiчний унiверситет iменi М. П. Драгоманова, 2008. - 68 с.: фот. ISBN 978966-660-368-8.

7. Сивачук Н. П., Циганок О. О. Фольклорно-етнографiчна спадщина с. Косешвка Уманського району Черкасько! обласп. - Умань : ПП Жовтий О. О., 2013.

- 118 с.

8. Сивачук Н. П. Фольклорно-етнографiчна практика села Ладижинка Уманського району Черкасько! обласп

- Умань: «ПП Жовтий», 2011. - 117 с.

9. Сивачук Н. П., Терешко I. Г. Методика укра!ноз-навчих дослщжень: навч.-метод. поабн. для студ. фа-

культ. укр. фшол. / уклад. Сивачук Наталiя neipiBHa, Терешко 1нна Гpигоpiвнa. - Умань: Алм^ 2012. - 262 с.

10. Терешко I. Г., Йовенко Л. I. Науково-методичш основи оргашзацп фольклорного свята в школi / Навчально-методичний посiбник для студенпв вищих навчальних зaклaдiв / 1нна Терешко, Лариса Йовенко. -Умань: ПП Жовтий О. О., 2013. - 300 с.

11. Терешко I. Г. Фольклоpно-eтногpaфiчнa спадщина села Тимошiвкa Маньшвського району Черкасько! обласп. - Умань: «ПП Жовтий», 2011. - 77 с.

12. Фольклоpно-eтногpaфiчнa спадщина села Городецьке Уманського району Черкасько! обласп / Навчальний поабник. (уклад. Йовенко Л. I.) - Умань: ПП Жовтий, 2010. - 65 с.

13. Фольклоpно-eтногpaфiчнa спадщина села Легедзине Тальшвського району Черкасько! обласп / Навчальний поабник. (уклад. Йовенко Л. I.) - Умань: ПП Жовтий, 2010. - 64 с.

14. Фольклоpно-eтногpaфiчнa спадщина села Черповоди Уманського району Черкасько! обласп / Навчальний поабник. (уклад. Йовенко Л. I.) - Умань:

ПП Жовтий, 2012. - 69 с.

THE SYSTEM OF AN EXPEDITIONARY WORK OF STUDENTS-PHILOLOGISTS OF UKRAINOZNAVSTVO IN UMAN STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY NAMED

AFTER PAVLO TYCHYNA

© 2013

O. О. Tsiganok, senior lecturer of chair Ukrainian literature and ukrainoznavstvo

Uman State Pedagogical University named after Pavlo Tychyna, Uman (Ukraine)

Annotation-. In this article we consider a system of forwarding students-philologists of Ukrainoznavstvo in Uman State Pedagogical University named after Pavlo Tychyna. The author covers the main stages of the preparation and conduct during a search work of folklore. Separately, focused on the tasks that are delivered to students, requirements for registration of documents and archival materials.

Keywords. Ukrainian studies, folklore, expedition activity, folklore and ethnographic practice.

УДК 37.062(045)

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ИДЕЙ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ В ФОРМИРОВАНИИ ПОЛОРОЛЕВОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК

© 2013

Н.А. Шинкарёва, кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии и педагогики дошкольного образования

Восточно-Сибирская государственная академия образования, Иркутск (Россия)

Аннотация: В статье рассматривается актуальность народной педагогики в воспитании мальчиков и девочек. Народное педагогическое творчество представляет одну из важных сторон многовекового развития демократической культуры всего человечества. Народные взгляды на воспитание формировались и утверждались в течение тысячелетий. Исследователи утверждают, что национальные традиции оказывают огромную роль в процессе формирования национального и полоролевого самосознания.

Ключевые слова: Народная педагогика, народные традиции воспитания, средства воспитания, девочки, мальчики.

В настоящее время, одним из актуальных направлений государственной политики является возрождение системы национального образования.

Народная педагогика, ее творчество, представляет одну из важных сторон многовекового развития демократической культуры всего человечества. В течении тысячелетий формировались и утверждались взгляды на воспитание. Исследователи народной педагогики вслед за К.Д.Ушинским справедливо ставили и ставят вопрос о целесообразности взаимопроникновения, взаимообогащения народной и научной педагогики. Народная социально-педагогическая практика имеет глубочайшие исторические, социальные корни. Она вырабатывала многочисленные педагогические нормы, приемы, традиции воспитания, через которые наши предки решали сложнейшие жизненные задачи, как стремление выжить, умение жить в обществе людей, умение эффективно передать последующему поколению весь комплекс необходимой жизненной информации.

Мы солидарны во взглядах с Д.М. Бурхиновым, Д.А. Даниловым, С.Д. Намсараевым, что народ умеет по-своему воспитывать и обучать детей, прививая им каче-

ства, умения, навыки, необходимые в жизни. Веками и тысячелетиями складывалось такое естественное состояние жизни общества, когда родители отправляясь на работу, брали с собой и детей, как правило, отцы - сыновей, матери - дочерей. И в процессе такого общения старшее поколение обучало и воспитывало подрастающее. В результате совместной деятельности и общения появились, отшлифованные воспитательные традиции народа [1].

Народные традиции воспитания изучали такие выдающиеся педагоги, как В.Г. Белинский, Л.Н. Толстой, Г.С. Сковорода, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и др.

В.Г. Белинский глубоко интересовался самобытностью педагогической культуры народов. Он ставил вопрос: «В чем состоит самобытность каждого народа?» - и отвечал: «В основном, одному ему принадлежащем образе мыслей и взглядов на предметы, в религии, языке, и более всего в обычаях. Эти обычаи состоят в образе одежды, прототип которой находится в климате страны, в формах домашней и общественной жизни, причина коих скрывается в верованиях, поверьях, понятиях на-

Н.А. Шинкарёва

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ИДЕЙ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ В ФОРМИРОВАНИИ ...

рода... Все эти обычаи укрепляются и переходят из рода в род, от поколения к поколению, как наследие потомкам от предков. Они составляют физиономию народа, и без них народ есть образ без лица, мечта небывалая и несбыточная» [2 С. 14-15.].

Технологии использования народных традиций в воспитании и образовании представлены, в исследованиях 3.3. Азашиковой, Н.П. Едыговой, Е.В. Кузнецовой, И.О. Поповой и др. Этнокультурные особенности национальных традиций и их педагогического использования исследуют З.Х. Ионов, Т.Б. Кодзаев, А.Д. Койчуев, С.У. Пазов, В.Б. Тугов, К.К. Хутыз и др.

Ю.С. Тюнников, Ф.Ф. Харисов утверждают, что национальные традиции оказывают огромную роль в процессе формирования национального самосознания. Велика роль национальных традиций в нравственном воспитании, отмеченных А. Зунуном, В.Г. Балъжиевым, Г.И. Батуриной, Ж.Г, Бешимовым, Ф.В. Даминдаровой и др. В работах А.К. Миноварова, Т.Ормонова, Т.У. Сарсенбаевой, Г.И. Батуриной, К.Л. Лисовой, Г.Ф. Суворовой обсуждаются модели нравственного воспитания детей на народных традициях [3; 4].

Г.С. Лисовенко полагает, что в народной педагогической мудрости наблюдается достаточно четкая дифференциация форм, способов воспитания и обучения. Среди них можно особо выделить: природу, слово, традиции, труд, религию и искусство [4].

Особенно сильными и действенным средством воспитания качеств присущих мужчинам и женщинам любой культуры являются прогрессивные национальные традиции и обычаи. Традиции и обычаи, будучи общественным явлением, выступают в виде принципов, норм, правил, идеалов, которые регламентируют жизнь человека.

Д.М. Бурхинов, Д.А. Данилов, С.Д. Намсараев, отмечают, что коренные жители Сибири в работе с мальчиками с раннего детства внушали им, что они должны стать идеальными мужчинами [1].

А.Э. Измайлов конкретизирует, что у наших предков воспитанию мальчиков уделяли огромное внимание. Наши предки очень ясно осознавали, что если они правильно воспитывают ребёнка, то он сам создаст хорошую крепкую дружную семью и станет их опорой и поддержкой в старости, когда они уже не смогут ухаживать за собой сами. Ребёнок рождался, затем крестился (очень часто крестили ребёночка в крестильной рубахе отца), даже не было необходимости готовить крестильный набор для мальчика, ведь семья жила по православным традициям, особенно крестьянская семья. И вот по этой традиции крестильная рубаха передавалась от отца к сыну, и уже этим ребёнок связывался с отцом, дедом. Он чувствовал, что он часть рода, таким образом, прививалось уважение к старшим, к своим предкам, к своему роду. И уже с 6-7 лет мальчика воспитывал отец, которому помогал дед, а также крёстный. Мальчика воспитывали как будущего защитника, кормильца, главу семьи. Мальчики пахали землю, ловили рыбу, делали часть мужской работы по дому. Кроме того, отец в обязательном порядке обучал его тому ремеслу, который в совершенстве знал сам - плотничать, столярничать, кузнечному делу и т.д. Кроме того, ребёнок обучался грамоте по Закону Божию и другим духовным книгам. Т.е. с самого раннего детства, он знал православие и воспитывался в этой вере. Перед ним ярким примером стояли подвиги святых наших православных воинов - князей Александра Невского, Дмитрия Донского, святого мученика Меркурия Смоленского. И тоже хотел обладать их силой, мощью, быть таким же бесстрашным и уметь всегда постоять за своих родителей и свою родную землю. Если же ребёнок воспитывался вдовою, или одинокой матерью, которую по каким-то причинам покинул муж, то воспитанием мальчика занимались ближайшие родственники мужского пола, крёстный отец, дядьки, дедушки. Мальчики из богатых княжеских родов отда-

вались на воспитание «кормильцам», которых выбирали из бояр и воевод и которые могли научить его всему, что могло пригодиться для будущего княжения [5].

В.С. Кукушин, Л.Д. Столяренко приводят интересные данные об особенностях дифференцированного воспитания мальчиков и девочек, указывая при этом, что в русских крестьянских семьях существовало три основных культа: культ мужчины-кормильца, культ семейного очага и особого уважения к старшим. Авторы конкретизирует, члены семьи не приступали к еде, пока не начнет есть отец. Мать уважительно обращалась к мужу, называя его по имени отчеству. Согласно семейному этикету мужчина при посторонних не играл с детьми, не вел разговоров с женой.

Когда старики собирались вечером на свои беседы, молодежь не имела права вмешиваться в их разговоры. При стариках не курили, не появлялись небрежно одетыми. Женщины и девушки не показывались перед ними без головного убора [6].

Д.М. Бурхинов приводит пример, что идеальный мужчина у бурят должен обладать способностями: бороться, мастерить, плести кнут из восьми ремешков, плести треножник для коня, натягивать тетиву лука, быть наездником, охотиться, знать кузнечное дело, ударом руки ломать позвоночную кость скотины. Дети одновременно воспитывались в духе высокой нравственности. Им постоянно внушали мысль, что идеальный человек (мужчина и женщина) в своей жизни не должны совершать десяти «черных дел», которые состоят из трех действий тела (воровства, прелюбодеяния, убийства) и тд [1].

Вся система этнической педагогики северных народов направлена на воспитание человека, который мог бы жить в гармонии с природой и людьми, потому что нарушение этой гармонии есть разрушение и смерть.

Казначеев В.П., Борисова Л.Г., Зверева Р.П., Маточкин Е.П. считают, чтобы научить ребенка искусству жить в тайге, тундре, у народа было все необходимое: этническое мировоззрение обобщенное в мифах, легендах, сказках, эпосе; родной язык, моральные и этнические нормы, идеалы нравственного и физического здоровья, трудовые традиции, отраженные и концентрированные в системе календарных обрядов и ритуалов. Такие выводы сделали этнографы В.В. Лебедев и Ю.Б. Симченко, не одно десятилетие изучавшие жизнь эвенков, чукчей, коряков, обитающих в самых отдаленных северных широтах нашей страны. В каждом северянине должны сочетаться два непременных качества: постоянная забота об общем благе и личная всесторонняя одаренность [7].

М.Г. Василевич отмечает, детей до 9-10 лет лишь предварительно готовят к труду. Главное значение в это время имеют детские игры, особенно те, которые воспроизводят производственно-бытовые занятия взрослых. Они служат своего рода тренировкой. Многие игрушки, например, луки и стрелы, взрослые сознательно делают своим детям, чтобы научить их во время игр «настоящим» занятием. Взрослые всячески поощряют участие детей в простейших видах промысла. Раньше всего дети знакомятся с установкой петель на птиц и зайцев, капканов на барсуков и ловлей рыбы удочками, а также осваивают ходьбу на лыжах и управление лод-кой-берестянкой. Этому их учат родители или старшие братья и сестры.

Постепенно у мальчиков и девочек накапливается определенный круг постоянных домашних и производственных обязанностей. По мнению эвенков, специальные детские занятия - сбор дикорастущих, осмотр близлежащих ловушек, удаление личины овода со шкур оленей и пр. По мере того, как дети становятся физически более крепкими и накапливают некоторые представления о производственных занятиях взрослых, их все чаще привлекают в качестве помощников при различных работах (перевозка грузов, заготовка древеси-

Н.А. Шинкарёва

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ИДЕЙ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ В ФОРМИРОВАНИИ .

ны, устройство загородок обработка добычи), а также во время ремонта (изготовления) снаряжения.

Однако значительно важнее, по мнению Ю.Б. Строкача, воспитательная сторона традиционного разделения труда в семье по признаку возраста. С малых лет в сознании детей воспитывается интерес и уважение к производственным занятиям взрослых, к труду, в которых принимает участие ребенок. В прошлом, при кочевом образе жизни, этому во многом способствовало вся домашняя обстановка, тесно связанная с производством. С переходом эвенков на оседлый образ жизни непосредственная связь производственного и семейного быта постепенно ослабевает, однако и сейчас, особенно во время летних работ многие дети наблюдают различные стороны производства и принимают участие в них то или иное посильное участие.

А.Ф. Анисимов отмечает, что примерно с 10-11 лет детей уже систематически обучают основным производственным занятиям взрослых. По мнению эвенков, подготовка молодежи к самостоятельной жизни заключается в постоянном ее приобщении ко всем хозяйственным занятиям семьи, в выявлении и развитии тех или иных индивидуальных наклонностей юноши или девушки. В этот период все более строго осуществляется разделение труда не только по признаку возраста, но и пола, причем для юноши главным занятием считается охотничий промысел, а для девушки - изготовление одежды, обуви и т.д., хотя это не исключается обучение и другим производственным и домашним занятиям. В этом возрасте (до 15-16 лет) подросток имеет своего определенного воспитателя - на протяжении всего обучения или на отдельных его этапах. Чаще всего воспитанием мальчиков (юношей) занимается отец, старший брат или женщины - ближайшие родственницы подростка, знакомые с промыслово-оленеводческими занятиями. В прошлом довольно части отдавали подростков на воспитание к брату матери подростка.

Ранее у местных эвенков практиковалось воспитание подростка в непосредственной (соседской) семье, подобно тому, как это было у других народов. В настоящее время чаще всего специальное обучение подростка начинается в семье, а заканчивается непосредственно в колхозно-совхозной бригаде, куда его сначала зачисляют учеником, а затем - самостоятельным работником [8].

Идеалом тувинца - труженика является замечатель-

ный охотник, умелый скотовод, старательный земледелец, искусный ремесленник [6].

Идеал человека хранит в себе неограниченные возможности духовного, физического богатства отдельных личностей. Воспитательный процесс, совместная деятельность и общение старших с младшими строятся таким образом, что каждый человек, как полагал К.Д. Ушинский: «...сознавая всю недоступность этого идеала для себя лично, берет его за образец., он желает также осуществления этого идеала в существах, близких к сердцу» [9. С.101].

Из всего сказанного следует неоспоримый вывод: народная педагогика неотъемлемая, полноправная составная часть современной педагогики. Народная педагогика имеет все основания дополнить современную педагогическую теорию, усиливая в ней народные, общечеловеческие, гуманистические идеи.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бурхинов, Д.М. Народная педагогика и современная национальная школа Текст. / Д.М. Бурхинов, Д.А. Данилов, С.Д. Намсараев. Улан-Удэ : Бэлип, 1993. Библиотека авторефератов и диссертаций по педагогике http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-01

2. Белинский, В.Г. избр. Пед. соч. М., 1970. С.14-15

3. Сарсенбаева Т.У. Национальные традиции в семейном воспитании // Советская педагогика. 1984№9. С. 28.

4. Лисовенко Г.С. Национальные традиции как средство духовно-нравственного воспитания школьников в условиях полиэтнического региона http://www.dissercat. com/content/natsюnalnye-traditsii-kak-sredstvo-dukhovno-nravstvennogo-vospitaniya-shkolnikov-v-usloviy

5. Измайлов, А.Э. Народная педагогика.- М.: Педагогика, 1991. - 234с.

6. Кукушин В.С. «Этнопедагогика» М.; Воронеж, 2002.

7. Казначеев В.П., Борисова Л.Г., Зверева Р.П., Маточкин Е.П. Культура народностей Севера // Экология культуры и народная экология. - Новосибирск, 1986.

8. Анисимов А.Ф. Родовое обшество эвенков. Л., 1936 г. Строкач Ю.Б. К вопросу о производственных традициях эвенков (краткое сообщение). Инс-т этнографии им. Н.Н. Миклухо-Маклая М.: Изд. АН СССР 1962 - с. 46-56.

9. Ушинский К.Д. Собр. Соч.Т.2. С. 482.

SUCCESSION OF IDEAS IN FORMATION FOLK PEDAGOGY POLOROLEVAIA

IDENTITY BOYS AND GIRLS

© 2013

N.A. Shinkaryova, the candidate of pedagogical sciences, the senior lecturer of faculty of psychology

and pedagogics of preschool formation

East-Siberian state Academy of Education, Irkutsk (Russia)

Annotation: This article discusses the relevance of traditional pedagogy in the education of boys and girls. Folk pedagogical creativity is one of the important aspects of centuries of development of a democratic culture of all mankind. People's views on education were formed and approved for millennia. The researchers argue that national traditions have a huge role in the formation of national identity and sex role.

Keywords: Folk pedagogy, folk traditions of education , means of education , girls, boys.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.